Программа курса «Азбука здоровья» для 1-4 классов.

Программа курса «Азбука здоровья» для 1-4 классов.

Представленная программа направлена на сохранение психического, физического здоровья обучающихся на ступени начального общего образования. Она соответствует требованиям ФГОС НОО. Программа реализуется во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc115.5 КБ
Office presentation icon portfolio_powerpoint.ppt113 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Программа курса «Азбука здоровья» и тематическое планирование к ней  разработаны в рамках выполнения программы «Здоровье и образование». Необходимость присутствия такого курса уже на начальной ступени образования как в городских, так и в сельских школах очевидна и подтверждается  данными по состоянию общего здоровья детей и школьников.

            Кроме приобретения практических навыков, важнейшим результатом изучения курса должно стать изменение взглядов и представлений школьников о своем здоровье, способах его сохранения и приумножения. Можно оценивать эти изменения, используя различные варианты тестирования или анкетирования, причем результаты их может отслеживать сам учащийся. Вообще очень важно, чтобы сами дети ощущали свое развитие, видели свои достижения в вопросах здоровья. Это станет возможным, если продолжить ведение индивидуальных «дневников здоровья», в которых ученики будут выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики и диаграммы данных своего развития.

      Курс предлагает применять деятельностный подход с опорой на активные формы обучения. Использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, мозгового штурма, различных видов групповой работы помогает каждому ученику приобрести собственный положительный конструктивный опыт в решении смоделированных ситуаций и проблем, который в дальнейшем понадобится ему в реальной жизни. В этом контексте стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни.

     Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

     Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг.

     Наиболее сложно перестроиться тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьников,- для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Содержание программы.

   Цель курса: формирование у обучающихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним – природной и социальной средой.

Задачи курса:

  1. научить принимать решения и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
  2. изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.

  Для оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования. Вообще очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому желательно, чтобы у него с начала курса был отдельный «дневник здоровья», в котором он будет выполнять домашние задания, делать заметки, заполнять анкеты, строить результативные графики и диаграммы.

1 класс

«Первые шаги к здоровью»

Цели и задачи:

  1. Помощь в адаптации к школьным условиям;
  2. Развитие эмоциональной регуляции поведения;
  3. Повышение уверенности в своих силах;
  4. Формирование коммуникативных навыков;
  5. Обучение приемам снятия напряжения;
  6. Активизация познавательных процессов;
  7. Развитие творческого потенциала детей.

Содержание.        

1.Умение выражать свое эмоциональное состояние:

  1. Разные настроения
  2. Учимся менять свое настроение
  3. Учимся выражать свои эмоции
  4. Мысли и настроения        

2.Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние:

  1. Как найти выход из трудной ситуации
  2. Меняем отношение к тому, что нас огорчает
  3. Мысли управляют поступками
  4. Избавляемся от плохих мыслей        

 Ожидаемые результаты.

  1. Сформированные качества, необходимые для успешного обучения:
  2. Произвольность;
  3. Эмоциональная стабильность;
  4. Положительная самооценка.

2 класс

«Если хочешь быть здоров»

Раздел.

Темы занятий.

Кол-во часов.

1. Общее представление о строении и уходе за внешними органами человека. Защитная функция одежды, обуви.

1. Элементарное строение и назначение глаз. Профилактика и гигиена зрения. Гимнастика для глаз.

2. Элементарное строение и назначение полости рта, зубов; уход за ними; профилактика.

3. Элементарное строение и назначение кожного покрова. Особенности ухода за кожей лица, шеи. Уход за руками, ногами, волосами.

4. Правильный подбор одежды и обуви, правила их ношения и ухода за ними.

4

2. Элементарные сведения о строении скелета, мышц, связок и их назначении.

1. Основные кости скелета, их сочленение, строение.

2. Соблюдение правильной осанки при сидении, стоянии, ходьбе – важное условие сохранения здоровья.

3. Надежная защита организма.

3

5. Что такое «я».

1. Твои поступки и привычки.

2. Помоги себе сам

2

3. Как следует питаться.

1. Питание – необходимое условие для жизни человека.

1

3класс

«По дорожкам здоровья»

п/п

Название модуля

Образовательные цели

Мировоззренческие

(воспитательные)

Развивающие

Учебные

1.

Ещё раз о здоровье.

Учащиеся понимают, что здоровью способствуют доброжелательное общение, безопасное поведение, умение избегать экстремальных ситуаций; что владение необходимыми знаниями и навыками оказания первой помощи, вызова необходимой квалифицированной экстренной помощи помогает сохранить здоровье, а иногда и жизнь

Учащиеся характеризуют здоровье как интегральную функцию организма; знают об основных факторах, которые могут влиять на здоровье; называют незначительные травмы и способы самостоятельной помощи при них; указывают те травмы, при которых необходимы помощь взрослых и обращение к врачу; помнят телефоны экстренной помощи

Учащиеся повторяют, что они понимают под термином «здоровье»; вспоминают, от каких факторов зависит здоровье; вспоминают простые навыки оказания первой помощи при незначительных травмах; ранжируют травмы по степени тяжести, выделяя те, при которых необходимо обращаться за помощью к взрослым, к врачу

2.

Правила и навыки личной гигиены

Учащиеся понимают, что гигиенические знания послужат основой формирования прочных гигиенических привычек, которые будут проявляться в быту и в общении с другими людьми.

Формируется нормы и навыки здорового образа жизни. Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих.

Овладение знаниями и навыками личной и общественной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры.

4 класс.

«Я, ты, он, она – мы здоровая семья».

п/п

Название модуля

Образовательные цели

Мировоззренческие

(воспитательные)

Развивающие

Учебные

1.

Хочешь быть здоровым – действуй!

Учащиеся понимают, что сохранение и укрепление здоровья требует теоретических и практических знаний о нем; что оказание помощи себе и окружающим возможно при владении определенными практическими навыками

Учащиеся перечисляют наиболее важные знания о здоровье, которые они получили на уроках; разрабатывают проекты, которые помогут передать эти знания другим людям

Учащиеся узнают, что теоретические и практические знания, которые они приобрели на занятиях, можно использовать для укрепления здоровья; знания о здоровье можно передать другим людям в виде совета или практической помощи

Тематическое планирование.

Тема занятий

Количество часов

1 класс. «Первые шаги к здоровью».

1.

Разные настроения.

1час.

2.

Учимся менять своё настроение.

1час.

3.

Учимся выражать свои эмоции.

1час.

4.

Мысли и настроения.

1час.

5.

Как найти выход из трудной ситуации?

1час.

6.

Меняем отношение к тому, что нас огорчает.

1час.

7.

Мысли управляют поступками.

1час.

8.

Избавляемся от плохих мыслей.

1час.

9.

Чем я отличаюсь от других.

1час.

10.

Гармонизация притязаний на признание.

1час.

2 класс. «Если хочешь быть здоров».

1.

Элементарное строение и назначение глаз. Профилактика и гигиена зрения. Гимнастика для глаз. Элементарное строение органов слуха, обоняния и их назначение, профилактика и личная гигиена.

1час.

2.

Элементарное строение и назначение полости рта, зубов; уход за ними, профилактика.

1час.

3.

Элементарное строение и назначение кожного покрова. Особенности ухода за кожей шеи, лица. Уход за руками, ногами, волосами.

1час.

4.

Правильный подбор одежды и обуви, правила их ношения и ухода за ними.

1час.

5.

Основные кости скелета, их сочленения, строение. Жизненно важные мышцы нижних и верхних конечностей, спины, живота.

1час.

6.

Соблюдение правильной осанки при сидении, стоянии, ходьбе – важное условие сохранения здоровья.

1час.

7.

Надежная защита организма.

1час.

8.

Твои поступки и привычки.

1час.

9.

Помоги себе сам.

1час.

10.

Питание –  необходимое условие для жизни человека.

1час.

3 класс. «По дорожкам здоровья».

1.

От чего зависит твое здоровье?

1час.

2.

Уход за телом.

1час.

3.

Уход за телом.   (Практическое занятие.)

1час.

4.

Уход за зубами.

1час.

5.

Желудочно-кишечные инфекции.

1час.

6.

Кожные инфекции.

1час.

7.

Раневые инфекции.

1час.

8.

Воздушно-капельные инфекции.

1час.

9.

Кожные заболевания.

1час.

10.

Бешенство.

1час.

4 класс. «Я, ты, он, она – мы здоровая семья».

1.

Твои жизненные ценности.

1час.

2.

Ты и твое здоровье.

1час.

3.

От чего зависит  твое здоровье?

1час.

4.

Что ты можешь сам сделать для своего здоровья?

1час.

5.

Общение и здоровье.

1час.

6.

Конфликты и здоровье.

1час.

7.

Твои эмоции и здоровье.

1час.

8.

Как принимать решения, делать правильный выбор во благо здоровья.

1час.

9.

Как действовать, чтобы сберечь здоровье – важнейшую жизненную ценность.

1час.

10.

Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым?

Планируем вместе.

1час.

Литература.

  1. Кальченко Е.И., Петров Н.М., Георгиев В.Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. – Чебоксары, 1989.
  2. Мирская Н.Б. Навыки первоклассника. Справочник для родителей – Что такое «школьная зрелость?». – М., 1999.
  3. Носов С.Д. Дети не должны болеть. – М., 1972.
  4. Примерный объем знаний и навыков различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации // Под редакцией Каратаевой Н.Б. – М., 1978.
  5. «Уроки здоровья»  № 15/2004 и  № 15/2006  газета «Здоровье школьника», приложение к газете «Первое сентября».

Приложение 1.

Занятие № 9. (4 класс)

Как действовать, чтобы сберечь здоровье – важнейшую жизненную ценность.

Задачи урока.

1. Углубить понимание, что здоровье – важнейшая жизненная ценность для каждого человека.

2. Учить принимать решения и действовать во благо своего здоровья и здоровья других людей.

Содержание урока.

1. Фронтальная работа: беседа о здоровье как о важнейшей жизненной ценности. Постановка проблемной ситуации.

2. Индивидуальная работа школьников над анкетой-тестом по оценке факторов риска ухудшения своего здоровья.

3. Работа в группах: подведение итогов индивидуального анкетирования. Обсуждение среднего балла факторов риска по классу в целом.

4. Работа в группах: «мозговой штурм» по проблеме, как утвердить ценность здоровья.

5. Составление памятки «Как сохранить и укрепить свое здоровье».

Информация для учителя.

      Урок начинается с постановки проблемы. Детям предлагается послушать сказку.

Жил на свете король. И всего у него было вдоволь. Да вот скучно стало жить на свете, и отправился он в путешествие по своему королевству.

Ехал он день, ехал второй, а на третий день подъехал к распутью. Впереди три дороги, и над каждой указатель: направо пойдешь – клад ценный найдешь и богат будешь; налево пойдешь – развлечения найдешь; прямо пойдешь – здоров будешь.

Думал, думал король и выбрал для себя дорогу самую важную, верную...

       Ребятам предстоит подумать, что выбрал король: богатство, развлечения или здоровье? Почему? (Обоснование ответа.) А что выбрали бы сами ребята?

       Учитель может поставить перед детьми провокационный вопрос:

– Король был богат, а мы нет. Так, может, нам нужно выбрать первую дорогу – к богатству? (Дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.)

       Учитель просит ребят вспомнить и объяснить, в чем же состоит основное различие между материальными вещами и тем, что мы называем главными жизненными ценностями. Проводится экспресс-опрос: что еще, кроме здоровья, по мнению ребят, является такой ценностью?

        Далее учитель спрашивает детей, считают ли они себя здоровыми? Все ли люди одинаково здоровы? Почему? От чего это зависит? Учащимся предлагается оценить факторы риска ухудшения своего здоровья с помощью анкеты, разработанной Н.К. Смирновым (2005).

Анкета для оценки школьниками факторов риска ухудшения своего здоровья.

1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.

2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

3. У меня есть привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

5.Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7. Я нередко читаю при плохом освещении, лежа.

8. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.

9. Бывает, я пробую курить.

       Дети отвечают на анкету индивидуально и анонимно, выбирая нужный ответ из вариантов: да, нет, иногда. Далее в группах проводится обработка результатов. Все участники группы (четыре-пять человек) анализируют свои ответы, выявляя наиболее часто встречающиеся варианты по группе в целом.

     Следующий этап – подведение общих итогов на доске.

    Далее учитель предлагает поработать в группах и в режиме «мозгового штурма» составить конкретный план действий, направленных на утверждение ценности здоровья в нашей жизни.

     После обсуждения все решения выносятся на доску и на основе их составляется памятка.

Памятка «Как сохранить и укрепить свое здоровье».

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Утро начинать с зарядки.
  3. Закалять свой организм.
  4. Заниматься спортом, больше двигаться.
  5. Следить за своей осанкой.
  6. Не курить.
  7. Принимать жизнь с радостью, больше улыбаться, меньше ссориться и т.д.

Домашнее задание: придумать, как провести акцию по пропаганде здорового образа жизни среди окружающих – родственников, знакомых, соседей и друзей (для этого можно использовать текст разработанной на уроке памятки, размножив его в нужном количестве копий, или провести публичную акцию).


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам: