"Реализация личностно-ориентированного подхода через исследовательскую деятельность учащихся"

"Реализация личностно-ориентированного подхода через исследовательскую деятельность учащихся"

ИДЕЯ: На современном этапе мы имеем дело с индивидуальным развитием личности и творческой инициацией ученика. Важно сформировать у детей универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент в работе классного руководителя переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Придерживаясь данной "философии", считаю, что заниматься исследовательской деятельностью в школе необходимо. Она позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в классическом варианте + соответствует нормам ФГОС нового поколения. В своей работе я представила мини отчёт о проделанной работе с 2005-2011 учебные года ( классное руководство с 5 по 9 класс) и приложила краткое описание результатов деятельности. цели: привить навыки самостоятельной научной работы, выявить наиболее успешных учеников в различных областях исследовательской деятельности. Задачи:  Создание условий для творческой самореализации учеников и их саморазвития  Воспитание чувства патриотизма с опорой на гражданско-патриотический и национально-региональный компонент  Развитие творческого отношения к исследованию  Формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания  Обучение планированию своих действий, сотрудничеству в разнообразных по составу группах  Развитие аналитических способностей  Расширение общего кругозора  Обучение работе с различными источниками информации, привитие навыка работы с литературой  Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов  Помочь ученикам наиболее полно раскрыть свои способности в различных областях учебной деятельности  Развитие коммуникативных навыков. Элементы исследовательской деятельности: Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, формулирование задач, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование деятельности, самоанализ, рефлексия. Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы. Поисковые: находить информацию в большом объёме, контекстный поиск, формулирование ключевых слов. Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, её хранение и поиск. Общая схема хода научного исследования: -определение объекта и предмета исследования -обоснование актуальности выбранной темы -постановка цели и конкретных задач исследования -выбор методов и методики проведения исследования -сбор данных об объекте изучения -выполнение и регистрация хода работ и наблюдений -описание процесса исследования -обсуждение результатов исследования, анализ наблюдений -формулирование выводов и оценка полученных результатов -литературное оформление работ -просветительская деятельность Участие в районной акции «Поможем памятникам родного города» Цели и задачи:  Приобщение детей к историко-культурному наследию города через практическую деятельность по его сохранению  Развитие совместной деятельности учителей и учеников в сборе и обработке информации  Выработка навыков работы на объектах истории, культуры, расширение и углубление знаний об объекте заботы  Выявление и поддержка инициативных ребят. Теоретическая часть: Участие в акции с 5 по 9 класс. Закреплённый объект – памятник-бюст Иосифа Алексеевича Наговицына на улице Советской (революционер, государственный деятель, организатор Удмуртской автономной области). Практическая часть:  Благоустройство памятника, организация субботников.  Поиск информации о памятнике-бюсте и о самой личности И.А.Наговицына в различных источниках, в том числе «из первых уст» скульптора памятника Козлова Бориса Михайловича.  Оформление стенгазеты, проведение просветительской работы: экскурсии для учеников школы. Выявлена группа инициативных ребят – экскурсоводы к памятнику Наговицына – 7 человек. Организация экскурсий по России: Цели и задачи: o Повышение интереса и мотивации к образовательному процессу o Расширение общего кругозора учащихся o Повышение активности мыслительной деятельности o Формирование научного внешкольного подхода к получению знаний o Развитие творческого подхода к исследовательской деятельности. Теоретическая часть: Экскурсии предполагают изучение объектов в их естественной обстановке. После проведения экскурсии проводятся устный, а затем письменный анализ мероприятий, учёт знаний. Формой выявления результатов экскурсий является выпуск стенгазет с полученной информацией, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов, со своими личными впечатлениями. Практическая часть: посещение знаменательных мест России o Казань – февраль 2007 o Екатеринбург –апрель 2008 o Волгоград – апрель 2009 o Санкт-Петербург – март 2010 o Санкт-Петербург – апрель 2011 Работа с различными источниками информации: Цели и задачи:  Формирование навыка поиска информации в различных источниках  Развитие умений находить необходимую информацию из большого количества материала  Расширение общего кругозора  Повышение активности мыслительной деятельности, развитие памяти, внимания. Теоретическая часть:  Интернет источники  Интервью  Библиотеки: школьная, домашние. Этапы работы Содержание этапов Общее ознакомление Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника. Внимательное чтение по главам и разделам Выделение наиболее важного в тексте Выборочное чтение Перечитывание наиболее важных отрезков Составление плана прочитанного материала В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль Выписки из прочитанного Полные и точные (цитата+её библиографическое описание) Сравнение и сопоставление прочитанного материала с другими источниками Отмечается общее и отличительное в решении проблемы Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Обращается внимание на объективность суждений Творческий подход к исследовательской деятельности: Цели и задачи:  Создание условий для самореализации детей  Мотивация учеников на приобретение знаний  Включение учащихся в режим самостоятельной работы  Развитие способностей к творческому мышлению учеников. Теоретическая часть: В процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала. Практическая часть:  Участие в конкурсах стенгазет  Оформление стендов по предметам  Создание проектов  Ведение портфолио класса  Создание презентаций по предметам и о классе  Оформление уголка класса: впечатления о последних мероприятиях, выводы для будущей работы. Участие в НОУ, школьных и районных НПК: Цели и задачи: • Познакомить учеников с методами научной и творческой работы • Развитие познавательного интереса, любознательности • Выявление учеников, особо интересующихся различными областями науки и техники • Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся • Приобретение опыта публичного выступления. Теоретическая часть: НОУ (научное общество учащихся) даёт ученику возможность развивать своё интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Личный интерес и личная увлечённость – пропуск в НОУ. Оно даёт возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях. Практическая часть: постоянные участники НПК школьного тура, муниципального и республиканского туров. • Работа с учителями-предметниками • Работа с различными источниками информации • Создание презентаций Краеведческие экскурсии: Цели и задачи:  Активация познавательного интереса подростков к традициям и культуре своего народа  Воспитание чувства гордости за достижения предшествующих поколений  Знакомство с музейной деятельностью  Актуализация деятельности музеев. Теоретическая часть: Посещение музеев города, республики. Практическая часть:  Школьный музей «Славы ижевского оружия»  Музей М.Т.Калашникова  Свято-Михайловский собор  Монумент дружбы народов  Памятник Чернобыльцам  Памятник оружейникам  Выставочный зал «Галерея»  Удмуртский республиканский музей ИЗО  Зоопарк  Выставки цветов  Национальный музей имени К.Герда. Участие в проекте AIESEC, программа международного обмена учащихся: Цели и задачи:  Воспитание толерантного отношения к представителям других культур  Совершенствование языковых навыков  Снятие языкового барьера, развитие компенсаторных умений  Формирование коммуникативных навыков. Теоретическая часть: Данное нововведение имеет международный характер, в нашей школе проводится оно третий год в январе-марте ( с 2010-12 уч.г.г.). Организация AIESEC предлагает студентов из Бразилии, Китая, Японии, Индонезии по программе обмена, у учеников есть возможность реализовать свои языковые навыки, проявить компенсаторные умения, расширить не только филологический кругозор, но и страноведческий и общекультурный. Это возможность изучить другие культуры, поднять свой языковой уровень. Главной целью общения с иностранцами является помочь детям снять языковой барьер, чтобы дети не боялись делать грамматические или лексические ошибки, а пытались совершить коммуникацию даже и с ошибками. В современном мире также важно научить детей толерантности, равноценному общению с людьми любой национальности. Практическая часть: Подготовка экскурсий о школе, районе, городе, республике. Проведение внеклассных мероприятий и участие во внешкольной деятельности с иностранными гостями. Результат исследовательской деятельности: ~дальнейшее успешное развитие ребёнка ~участие в различных НПК и интеллектуальных конкурсах ~успешное обучение в ВУЗах. «Наукой нужно заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать».

Скачать: