"Реализация личностно-ориентированного подхода через исследовательскую деятельность учащихся"
"Реализация личностно-ориентированного подхода через исследовательскую деятельность учащихся"
Опубликовано 20.04.2012 - 18:40 - Чуракова Ольга Вячеславовна
ИДЕЯ:
На современном этапе мы имеем дело с индивидуальным развитием личности и творческой инициацией ученика. Важно сформировать у детей универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Акцент в работе классного руководителя переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Придерживаясь данной "философии", считаю, что заниматься исследовательской деятельностью в школе необходимо. Она позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в классическом варианте + соответствует нормам ФГОС нового поколения.
В своей работе я представила мини отчёт о проделанной работе с 2005-2011 учебные года ( классное руководство с 5 по 9 класс) и приложила краткое описание результатов деятельности.
цели: привить навыки самостоятельной научной работы, выявить наиболее успешных учеников в различных областях исследовательской деятельности.
Задачи:
Создание условий для творческой самореализации учеников и их саморазвития
Воспитание чувства патриотизма с опорой на гражданско-патриотический и национально-региональный компонент
Развитие творческого отношения к исследованию
Формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания
Обучение планированию своих действий, сотрудничеству в разнообразных по составу группах
Развитие аналитических способностей
Расширение общего кругозора
Обучение работе с различными источниками информации, привитие навыка работы с литературой
Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов
Помочь ученикам наиболее полно раскрыть свои способности в различных областях учебной деятельности
Развитие коммуникативных навыков.
Элементы исследовательской деятельности:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, формулирование задач, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование деятельности, самоанализ, рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
Поисковые: находить информацию в большом объёме, контекстный поиск, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, её хранение и поиск.
Общая схема хода научного исследования:
-определение объекта и предмета исследования
-обоснование актуальности выбранной темы
-постановка цели и конкретных задач исследования
-выбор методов и методики проведения исследования
-сбор данных об объекте изучения
-выполнение и регистрация хода работ и наблюдений
-описание процесса исследования
-обсуждение результатов исследования, анализ наблюдений
-формулирование выводов и оценка полученных результатов
-литературное оформление работ
-просветительская деятельность
Участие в районной акции «Поможем памятникам родного города»
Цели и задачи:
Приобщение детей к историко-культурному наследию города через практическую деятельность по его сохранению
Развитие совместной деятельности учителей и учеников в сборе и обработке информации
Выработка навыков работы на объектах истории, культуры, расширение и углубление знаний об объекте заботы
Выявление и поддержка инициативных ребят.
Теоретическая часть:
Участие в акции с 5 по 9 класс. Закреплённый объект – памятник-бюст Иосифа Алексеевича Наговицына на улице Советской (революционер, государственный деятель, организатор Удмуртской автономной области).
Практическая часть:
Благоустройство памятника, организация субботников.
Поиск информации о памятнике-бюсте и о самой личности И.А.Наговицына в различных источниках, в том числе «из первых уст» скульптора памятника Козлова Бориса Михайловича.
Оформление стенгазеты, проведение просветительской работы: экскурсии для учеников школы.
Выявлена группа инициативных ребят – экскурсоводы к памятнику Наговицына – 7 человек.
Организация экскурсий по России:
Цели и задачи:
o Повышение интереса и мотивации к образовательному процессу
o Расширение общего кругозора учащихся
o Повышение активности мыслительной деятельности
o Формирование научного внешкольного подхода к получению знаний
o Развитие творческого подхода к исследовательской деятельности.
Теоретическая часть:
Экскурсии предполагают изучение объектов в их естественной обстановке. После проведения экскурсии проводятся устный, а затем письменный анализ мероприятий, учёт знаний. Формой выявления результатов экскурсий является выпуск стенгазет с полученной информацией, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов, со своими личными впечатлениями.
Практическая часть: посещение знаменательных мест России
o Казань – февраль 2007
o Екатеринбург –апрель 2008
o Волгоград – апрель 2009
o Санкт-Петербург – март 2010
o Санкт-Петербург – апрель 2011
Работа с различными источниками информации:
Цели и задачи:
Формирование навыка поиска информации в различных источниках
Развитие умений находить необходимую информацию из большого количества материала
Расширение общего кругозора
Повышение активности мыслительной деятельности, развитие памяти, внимания.
Теоретическая часть:
Интернет источники
Интервью
Библиотеки: школьная, домашние.
Этапы работы Содержание этапов
Общее ознакомление Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.
Внимательное чтение по главам и разделам Выделение наиболее важного в тексте
Выборочное чтение Перечитывание наиболее важных отрезков
Составление плана прочитанного материала В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль
Выписки из прочитанного Полные и точные (цитата+её библиографическое описание)
Сравнение и сопоставление прочитанного материала с другими источниками Отмечается общее и отличительное в решении проблемы
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Обращается внимание на объективность суждений
Творческий подход к исследовательской деятельности:
Цели и задачи:
Создание условий для самореализации детей
Мотивация учеников на приобретение знаний
Включение учащихся в режим самостоятельной работы
Развитие способностей к творческому мышлению учеников.
Теоретическая часть:
В процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Практическая часть:
Участие в конкурсах стенгазет
Оформление стендов по предметам
Создание проектов
Ведение портфолио класса
Создание презентаций по предметам и о классе
Оформление уголка класса: впечатления о последних мероприятиях, выводы для будущей работы.
Участие в НОУ, школьных и районных НПК:
Цели и задачи:
• Познакомить учеников с методами научной и творческой работы
• Развитие познавательного интереса, любознательности
• Выявление учеников, особо интересующихся различными областями науки и техники
• Создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности учащихся
• Приобретение опыта публичного выступления.
Теоретическая часть:
НОУ (научное общество учащихся) даёт ученику возможность развивать своё интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Личный интерес и личная увлечённость – пропуск в НОУ. Оно даёт возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в экспериментах и исследованиях.
Практическая часть: постоянные участники НПК школьного тура, муниципального и республиканского туров.
• Работа с учителями-предметниками
• Работа с различными источниками информации
• Создание презентаций
Краеведческие экскурсии:
Цели и задачи:
Активация познавательного интереса подростков к традициям и культуре своего народа
Воспитание чувства гордости за достижения предшествующих поколений
Знакомство с музейной деятельностью
Актуализация деятельности музеев.
Теоретическая часть:
Посещение музеев города, республики.
Практическая часть:
Школьный музей «Славы ижевского оружия»
Музей М.Т.Калашникова
Свято-Михайловский собор
Монумент дружбы народов
Памятник Чернобыльцам
Памятник оружейникам
Выставочный зал «Галерея»
Удмуртский республиканский музей ИЗО
Зоопарк
Выставки цветов
Национальный музей имени К.Герда.
Участие в проекте AIESEC, программа международного обмена учащихся:
Цели и задачи:
Воспитание толерантного отношения к представителям других культур
Совершенствование языковых навыков
Снятие языкового барьера, развитие компенсаторных умений
Формирование коммуникативных навыков.
Теоретическая часть:
Данное нововведение имеет международный характер, в нашей школе проводится оно третий год в январе-марте ( с 2010-12 уч.г.г.). Организация AIESEC предлагает студентов из Бразилии, Китая, Японии, Индонезии по программе обмена, у учеников есть возможность реализовать свои языковые навыки, проявить компенсаторные умения, расширить не только филологический кругозор, но и страноведческий и общекультурный. Это возможность изучить другие культуры, поднять свой языковой уровень. Главной целью общения с иностранцами является помочь детям снять языковой барьер, чтобы дети не боялись делать грамматические или лексические ошибки, а пытались совершить коммуникацию даже и с ошибками. В современном мире также важно научить детей толерантности, равноценному общению с людьми любой национальности.
Практическая часть:
Подготовка экскурсий о школе, районе, городе, республике. Проведение внеклассных мероприятий и участие во внешкольной деятельности с иностранными гостями.
Результат исследовательской деятельности:
~дальнейшее успешное развитие ребёнка
~участие в различных НПК и интеллектуальных конкурсах
~успешное обучение в ВУЗах.
«Наукой нужно заниматься не в 30-40 лет,
а когда тебе пятнадцать».
Скачать:












