Дневник классного руководителя 5 класса

Бурцева Маргарита Николаевна

Дневник классного руководителя 5 класса

Проблемный вопрос, цель, задачи воспитательной работы, социальный паспорт класса, карта изучения индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период, карта психологической характеристики личностного развития ребёнка, ежедневные и итоговые заметки классного руководителя,
психолого-педагогическая характеристика 5 класса на стадии адаптации в среднем звене школы, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, план работы на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_5_klassa.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

                    Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО Бичурский район

МОУ Малокуналейская средняя общеобразовательная школа

        

        Дневник

классного руководителя 5 класса

Бурцевой Маргариты Николаевны

2012

ТЕЛЕФОНЫ ПОМОЩИ

  1. Инспектор по делам несовершеннолетних:

  1. Скорая помощь:

  1. Общественные организации:

Социальная защита:

  1. Представитель по опеке и попечительству:

  1. Директор школы:

  1. Классный руководитель:

Всё делать творчески, иначе – зачем?

Р.Золотарёва

ШКОЛА – это то место, где до ребёнка и его проблем хоть кому – то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребенка больше всего воспитывают.

Проблемный вопрос :

Формирование сплочённого коллектива

Цель:

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой, творческой личности, способной к самореализации

  1. Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуемой пед.деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей
  2. Всестороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения
  3. Творческое развитие предполагает возможность раскрытия и реализации определённых способностей, заложенных в каждом ребёнке
  4. Самореализация предполагает развитие самостоятельности, способности строить жизнь, достойную человека, основанную на Добре, Истине, Красоте

Задачи воспитательной работы:

  1. Способствовать укреплению сознательной дисциплины
  2. Содействие развитию товарищеских, дружеских отношений в коллективе
  3. Привитие эстетических и этических навыков
  4.  Связь поколений, милосердие, уважение  традиций своего и других народов, знание корней, воспитание любви к малой Родине
  5. Формирование экологических, патриотических чувств
  6. Создание системы работы с родителями

Социальный состав класса:

Многодет.

Неполная

сироты

д/дом

Инвалиды дети

Инвалиды родители

Работ. род

Не работ. род

СН

малооб

Родители

пенсионеры

 8

7

4

3

1

1

12

10

12

12

1

  1. В классе 22 человека
  2. Д /д  - 3
  3. девочек - 12

мальчиков – 10

  1. полных семей – 12
  2. неполных семей – 7
  3. дети под опекой – 1 (Гафарова Таня)
  4. дети – инвалиды – 1 (Смолина Алёна)
  5. Образование родителей :

а) высшее – 10

б) ср. спец. – 8

в) ср. школа – 8

Социальный паспорт  5 класса

Примечание: по этическим соображениям индивидуальная информация конфиденциальна (не отражена)

№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

Родители

Род занятий

родителей, опекунов

Категория семьи

Св-во о рождении

Уровень воспит. в %

)

 

Ф.И.О. ученика

Ф.И.О. родителей

Домашний адрес и телефоны ученика и родителей

Группа здоровья ученика

Рекомендации

врача

Общее состояние группа здоровья

Зрение

Заметки

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Название кружка, секции, элективных курсов в школе и вне её

Увлечения, интересы учащихся

 

Участие класса в общешкольных, районных соревнованиях и мероприятиях

№ п/п

Дата проведения

Название мероприятия

Ф.И. (количество участников)

Место

Участие в мероприятии

Анализ результативности классных мероприятий

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучение индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период

 

     В прошлом году я выпустила 11 класс, в котором обучалось 14 человек – 5 юношей и 9 девушек. Класс вполне уверенно можно считать коллективом: дружные, сплочённые, все КТД готовили и проводили совместными усилиями. Уровень познавательной активности высокий. 3 человека окончили школу с серебряной медалью.

Поэтому,  взяв классное руководство в 5 классе в этом учебном году, задалась вопросами: «А сложится ли новая школьная семья? Какими будут наши отношения? Как перестроиться, перевоспитать себя, позабыв на время навык и опыт работы с взрослыми молодыми людьми?»

Первоочередные задачи, которые я поставила перед собой:

  1. Изучение психологических особенностей каждого ребёнка в отдельности, а соответственно, составление представления о классе в целом
  2. Формирование сплоченного, дружного, ркеативного классного  коллектива
  3. Создание условий для формирования личности каждого ребёнка в формате  классного коллектива
  4. Формирование духовно-нравственных  ценностей класса.

     Работу начала с  изучения индивидуальных особенностей 5-тиклассников в адаптационный период по схеме:

План наблюдения:

  1. Особенности поведения на уроках и переменах
  2. Внешний вид
  3. Поза за партой, походка, мимика, жесты
  4. Речь (громкость, эмоциональность)
  5. Круг общения (с кем из ребят дружит)
  6. Особенности стиля общения со взрослыми и сверстниками
  7. Интерес к определённым учебным предметам;

На каждого ребенка была составлена карта психологической характеристики личностного развития ребенка по схеме:

Карта психологической характеристики личностного развития ребёнка

  1. Общие сведения о ребёнке:
  1. ФИО
  2. Дата рождения
  3. Класс
  4. Сведения об особенностях функционирования нервной системы ребёнка:
  1. Утомляемость (отмечается одна из позиций)
  1. Быстро утомляется
  2. Утомляется после длительной нагрузки
  3. Практически не утомляется
  1. Настроение:
  1. Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины
  2. Адекватная смена настроения
  3. Стабилен в проявлении настроения
  1. Соотношение возбуждения и торможения:
  1. Преобладает возбуждение
  2. Преобладает торможение
  3. Возбуждение и торможение уравновешены
  1. Успеваемость:
  1. Учится на «отлично»;
  2. Учится на «отлично» и «хорошо»;
  3. Учится «хорошо»;
  4. Учится на «хорошо» и «удовлетворительно»;
  5. Учится преимущественно на «удовлетворительно»;
  6. Учится преимущественно на «удовлетворительно», но имел в четвертом классе хотя бы одну удовлетворительную оценку.
  1. Личностные качества:      
  1. Направленность интересов.
  2. Отношение к деятельности:                          
  1. Активность;
  2. Трудолюбие;
  3. Ответственность
  4. Инициативность;
  5. Организованность;
  6. Любознательность;
  7. Аккуратность;

  1.  Отношение к людям:
  1. Коллективизм, чувство товарищества;
  2. Честность;
  3. Справедливость;
  4. Общительность;
  5. Бескорыстие;
  6. Отзывчивость;
  7. Вежливость;
  1. Отношение к себе:
  1. Скромность;
  2. Уверенность в себе;
  3. Самокритичность;
  4. Умение рассчитывать свои силы;
  5. Стремление к успеху;
  6. Самоконтроль.
  1. Волевые качества
  1. Смелость;
  2. Настойчивость;
  3. Самообладание.

6.Положение ребенка в детском коллективе:

  1. Авторитет в классе;
  2. Симпатии (антипатии) по отношению к нему;
  3. Авторитет во внешкольных объединениях;
  4. Проявление агрессии.

Ежедневные заметки классного руководителя

Я считаю, что для анализа происходящего в процессе адаптационного периода  полезно вести заметки  по итогам наблюдения за поведением учащихся:

  1. С каким настроением ребята пришли в класс?
  2. Что и как  повлияло на смену настроения ребят, атмосферу в классе?
  3. Что меня обрадовало в работе ребят?
  4. Чему больше всего радовались ребята?
  5. Что для меня оказалось самым неожиданным?
  6. Почему так произошло?
  7. Что оказалось наиболее трудным для меня?

Итоговые заметки классного руководителя

  1. Какие новые впечатления появились у меня о классе в целом? Кого из ребят я увидела другими глазами (более или менее решительным, общительным, инициативным)?
  2. Как каждый из новичков проявил себя в классе?
  3. Что я считаю своим педагогическим успехом за этот период?
  4. Какие педагогические задачи я считаю необходимым решить в этом учебном году?

    Чтобы узнать детей конкретнее, провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика в отдельности, но и класса в целом.

   

Психолого-педагогическая характеристика 5 класса на стадии адаптации в среднем звене школы:

В классе 22 человека. Контингент состава непростой. Из них по социальному составу: 3 человека- ребята Дома детства (Пьяникова Полина, Ташлыкова Лиза, Фёдоров Паша), 2- е детей живут с бабушками (Саликова Ира, Гафарова Таня), многодетные-8 семей, неполные-7 семей,  работающие родители-12 человек, не работают-10, пенсионер-бабушка-опекун малообеспеч.-12 семей.

  Мальчиков в классе-10, девочек-12.

  В большинстве своём дети активные, с желанием и оптимизмом откликаются на предложения о проведении того или иного мероприятия. Проявляют активность, предлагают темы, интересующие их. (Н-р, День матери, поездка в цирк, тур.поход, поздравления с днями рождения и т. д.)

  В классе проведены выборы актива.

Президент класса - Беляев Рома

                                             Министр образования - Кобычев Денис

Министр культуры - Смолина Алёна

Министр физкультуры и  спорта-Тубанов Миша

Министр здравоохранения- Ташлыкова Лиза

Министр труда- Синицын Саша

Министр печати- Гафарова Таня

К лидерству стремятся многие (см. тест-рисунок), но явного пока нет, хотя многие прислушиваются к мнению Смолиной Алёны.

  Обратить внимание на подготовку детьми дом. задания, т.к. часто приходят неготовыми к урокам рус. яз., матем., музыки

Причины неготовности указывают самые разные, а чаще – отговорки (забыл записать дом. задание, не был в школе и т. п.)

  Ведение дневников на должном уровне, т.к. поставлено строгое условие- «дневник должен быть заполнен». Прошу учителей обращать внимание на запись дом. з. непосредственно на уроке.

 С родителями детей поддерживается постоянная связь: по телефону, при личной встрече в школе, при посещении на дому, останавливают на улице и т. д.  

 По итогам 1 четверти в классе   7   хорошистов: Беляев Рома, Кобычев Артём, Пальшина Таня, Ташлыкова Лиза, Пьяникова Полина, Панькова Лена, Синицын Саша

1 отличница: Смолина Алёна

В классе есть потенциальные хорошисты (Шевякова Лена имеет «3» по математике,

Тубанов Миша –«3» по бурятскому языку, Воробьёва Наташа – «3» по математике)

Итоговые заметки

Общее впечатление о классе хорошее. О коллективе говорить, с моей точки зрения, пока рано. Некоторых из ребят увидела другими глазами.

 Тубанов Миша представлялся мне мальчиком общительным, инициативным, но за период 1 четверти показал себя очень скромным, сдержанным, даже стеснительным в процессе урока, хотя на переменах ведёт себя достаточно свободно.

Беляева Рому увидела мальчиком с хорошим чувством юмора, добрым, уважительным, имеющим много друзей. В учёбе проявляет старание и прилежание. Единогласно выбран Президентом класса.

Наташа Воробьёва скромная, добрая, ответственная. Девочка очень аккуратная во всех отношениях: внешний вид, школьные принадлежности, ведение тетрадей и т. д.

Гафарова Таня немного неаккуратная, к сожалению, бывает неопрятной. В плане учёбы старательная, хотя часто уточняет задание, задаёт конкретные вопросы по содержанию, которые предполагают однозначный ответ: да или нет. Дружит с Беловой Сашей (один микрорайон проживания)

Кобычев Артём ответственный, с развитой речью, активный на уроках и вне их. Ведёт отметки за выполнением дом. задания по всем предметам ребятами класса. Единогласно выбран Министром образования класса. Уважительный ко всем окружающим. В отношениях с одноклассниками насторожен, хотя душа открыта для общения и помощи в трудной ситуации.

Ковалёва Таня -  девочка новая в данном классе. Прибыла из Мухоршибирского района. Всегда с открытой улыбкой и позитивным настроением. Особо не раскрылась.

Пальшина Таня очень настойчивая девочка со своеобразным характером: то «вся твоя», то резко изменится в поведении. На любую неувязку в отношениях с ребятами, на неугодные для неё решения со стороны одноклассников, на несправедливые замечания реагирует слезами, плачем. Часто звонит мне по любому вопросу.

Панькова Лена имеет сложный характер, можно сказать «вредный». Часто спорит с ребятами или учителем. Доказывает, отстаивает свою точку зрения, даже если она расходится с мнением класса или старшего товарища (возможно, это хорошо в индивидуальном плане). Пропускает уроки без ув. причины. Учится хорошо. Старательная.

Некипелов Алёша – мальчик из неблагополучной семьи. Родители злоупотребляют алкоголем, не работают. Несмотря на это, не отстраняется от ребят, открытый и честный. Уважительный к окружающим. Проявляются признаки раннего взросления (рассуждает по-взрослому, принимает самостоятельные решения, чаще правильные). На просьбы реагирует мгновенно, положительно.

Пьяникова Полина – воспитанница Дома детства. Мама умерла, отец лишён род. прав. Живёт в г. Улан-Удэ. Дочь не посещал.  Девочка не озлобилась, хотя иногда проявляются негативные нотки в голосе. Думаю, что это защитная реакция. Аккуратная, самостоятельная, дружелюбная. Очаровывает улыбкой, которая часто проявляется на лице. Любую идею поддерживает, помогает в организации дел.

Саликова Ира проживает с бабушкой, т. к. отец с матерью разошлись. Он живёт с другой семьёй, где маленький ребёнок; она работает в г. Улан-Удэ. Приезжает редко, но связь с дочерью поддерживает по телефону, систематически отправляет посылки с продуктами и вещами. Такая неопределённость в семье негативно отражается на ребёнке: может солгать, проявляются признаки жадности, неуверенности.

Смолина Алёна  - инвалид с рождения (заболевание сердца). Несмотря на серьёзный диагноз, девочка позитивная, открытая.  Преобладающее настроение- хорошее. Активная, предлагает хорошие идеи для организации жизни класса.

Стрежнев Денис- очень серьёзный, с твёрдыми убеждениями(для такого возраста!). часто «напускает» на себя важность, но в обычных отношениях просто ребёнок, т.к. может заплакать(даже по пустяку). На замечания реагирует мгновенно.

Суворов Максим- мальчик медлительный, неактивный. Может уйти с последних уроков. Объясняет такие поступки чувством голода. На самом деле парень крепкого телосложения, а дома, по его словам, иногда нечего покушать, в т.ч. утром. Часто не готов к урокам.

Ташлыкова Лиза –воспитанница Д.д. Серьёзная, ответственная, добрая. Ничем особенным не выделяется.

Утенков Егор –мальчик доброжелательный, застенчивый. На уроках, к сожалению,  отвлекается, но после замечания  быстро включается в работу, которую выполняет ответственно. Недавно потерял маму(умерла). Не упустить!

Фёдоров Паша- воспитанник Д.д. Плаксивый, вредный, несобранный, Но в хорошем настроении активно работает на уроке. Отличается аккуратностью во внешнем виде.

 

Психологический портрет класса

Любая методика обучения тому или иному предмету ориентирует учителя на “абстрактного” ученика, успешного уже потому, что учитель правильно его учит. Но в реальности перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Они, как утверждают специалисты, по-разному слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство, ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Воспитывать, обучать и даже любить их, видимо, надо по-разному.

Умение учиться вместе с ребенком, ориентировать программу и методику обучения на конкретного ученика или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления, создает предпосылки к сохранению детского психологического здоровья на этапе начального общего образования.

Тип мышления ребенка определяется тем, как действуют полушария его мозга. Наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, “рука об руку”, но у каждого свои “излюбленные приемы”.

Так, левое полушарие называют аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

Понаблюдав за детьми в течении адаптационного периода и используя специальные тесты на определение трех важнейших показателей – называемых “рукость”, “глазость” и “ухость”, я смогла определить стратегии работы мозга и составить психологический портрет каждого ребенка в обучаемом мною первом классе, а также – портрет класса.

3 мальчика в классе – правополушарники (“художники”) с ведущим левым глазом и левым ухом. У этих детей очень высокий уровень образного мышления, неплохая память. Они обладают сильными, уравновешенными и подвижными нервными процессами возбуждения и торможения.   Это Стрежнев Денис, Беляев Рома, Кобычев Артём.

По предпочтению канала восприятия эти дети в основном кинестетики.(Воспринимают окружающий мир большой частью в ощущениях)

По мнению психологов, эти дети имеют неплохие задатки. И действительно, в традиционном обучении правополушарники – в числе первых учеников. Однако при обучении по системе  Эльконина - Давыдова (а я учу детей именно по этой системе!), как утверждает В.Д. Еремеева, они в последних рядах. Следовательно, акцент в обучении, в подборе методов обучения делать приходится на них.

Мальчики - правополушарники обычно мало делают ошибок при письме, а напоминание правил, (и я это держу постоянно в поле зрения), часто мешает их письму.

Мальчиков смешанного типа – четыре: Некипелов Алёша, Суворов Максим, Утенков Егор, Федоров Паша. Причем трое из них имеют ведущий левый глаз и правое ухо. Эти дети обычно внимательны на уроке, но часто имеют заниженную самооценку, то есть считают свои возможности и способности невысокими. Часть из них относится к холерикам, но есть дети – меланхолики со слабыми нервными процессами, с высокой тормозимостью, возникающей на любой сильный раздражитель. Они могут отказаться от деятельности, повышение голоса у них вызывает слезы.

Все эти мальчики – визуалы, то есть они опираются в первую очередь на зрение, на то, что видят, а не на то, что им говорят. В традиционном обучении они не особенно успешны, а вот в системе Эльконина – Давыдова  они могут быть лучшими учениками. Но на письме могут делать ошибки, часто очень много. Камнем преткновения являются словарные слова, имена собственные пишут с маленькой буквы, часто встречаются описки.

2 мальчика (Ястребов Вова, Синицын Саша) имеют прекрасное пространственное и творческое мышление, хорошие показатели речевого развития, отличное переключение внимания и самое высокое желание учиться в школе. Но эти дети с кинестетическим каналом обработки информации, а следовательно, требующие особых стратегий обучения, направленных на развитие и других каналов работы с информацией.

Среди девочек картина несколько иная.

3 девочки (Панькова Лена, Шевякова Лена, Саликова Ира)  относятся к правополушарникам с ведущим левым глазом и левым ухом. Именно эта группа девочек обладает хорошей памятью, пространственным и творческим мышлением, очень высоким желанием учиться (до начала школьных занятий). Но способность этих детей к переключению внимания, как показывают исследования психологов, самая низкая. Четыре девочки из пяти – кинестетики. И по типу темперамента они ближе к холерикам. Внешне они часто неряшливы.

Потенциальные возможности у девочек-правополушарниц достаточно велики, но в начальной школе и в 5 классе они, к сожалению, учатся с трудом (Ковалева Таня, Воробьева наташа).

В отличие от группы мальчиков, среди девочек оказались две левополушарницы с правым ведущим глазом и ухом. Это, как правило, в начальной школе одни из лучших учениц. В немалой степени успехам способствуют старательность, аккуратность, внимательность левополушарниц. Но в пятом классе успеваемость этих девочек нередко снижается, что переживается детьми очень болезненно. Так, к сожалению, и происходит.

8 девочек относятся к смешанному типу. Но три из них (Ананина Света, Белова Саша, Гафарова Таня) с ведущим левым глазом и правым ухом. У них хорошо развиты логическое и творческое мышление. Ведущие каналы обработки информации у них разные – по одному визуалу, аудиалу и кинестетику.

4 девочки Смолина Алёна, Ташлыкова Лиза, Пьяникова Полина, Пальшина Таня смешанного типа с ведущим правым глазом и левым ухом имеют хорошую память, высокую внимательность, достаточно высокий уровень и логического и творческого мышления. Среди них три визуала и два кинестетика. Эти девочки хорошо учатся, но имеют завышенную самооценку.

Леворуких детей в классе нет. Но, как известно, и праворукие дети разные. Особенно это остро проявляется при обучении письму и чтению, поскольку и письмо, и чтение – асимметричные виды деятельности.

С помощью “Теста на кручение” удалось выяснить, что  несколько детей  (Ташлыкова Лиза, Синицын Саша, Кобычев Артём, Шевякова Лена) предпочитают движение по часовой стрелке, но это направление не является основным при написании букв. Следовательно, эти дети испытывают  неудобство при письме. Общепринятое написание букв мешает им, сдерживает скорость.

Наблюдение за положением руки при письме помогло мне определить, в какой стадии развития находятся межполушарные связи, что, в свою очередь, информировало меня о затруднениях детей при обработке информации. Так, например, промежуточное положение ручки и когда конец ее смотрит вбок, параллельно строчке, может означать, что нервные пути между полушариями еще не созрели, а значит, поступающая информация из одного полушария в другое будет “медленной” – ребенку на обдумывание времени надо больше, чем обычно.

Тип нервной системы был определён тестированием.

Итак, составлено представление о классе, о возможных затруднениях детей в обучении. Теперь главное, как говорят специалисты, не навредить. Но это не означает только ждать, надо помогать ребенку быть успешным.

Но как это лучше сделать? На этот и множество других вопросов ищу ответы в литературе, в опыте коллег, в своем опыте.

Исходя из «Итоговых индивидуальных наблюдений и заметок», определены приоритетные направления в работе классного руководителя

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

«СЕМЬЯ»

«ЗДОРОВЬЕ»

«ДОСУГ»

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

«НРАВСТВЕННОСТЬ»

«ИНТЕЛЛЕКТ»

Программа  «Здоровье»

  Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

  Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).

Программа «Взаимодействие»

Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах:

учитель – ученик;

ученик – ученик;

учитель – ученик – родитель.

Целью в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.

Программа  «Нравственность»

Развивая у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств.

Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.

Программа  «Интеллект»

Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).

Целью работы классного руководителя в данном направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.

Программа  «Досуг»

 Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса.

 Цель работы классного руководителя в данном направлении –это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.

Программа  «Семья»

Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.

Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.

Исходя из приоритетных направлений работы  строится план воспитательной работы класса

План работы

Основные виды деятельности: познавательная, игровая, творческая, спортивная, коммуникативная (общение), досуг

Основные формы деятельности:  классные часы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы, походы, поисковая работа, дискуссии, волонтёрская деятельность («Тимуровское движение» - на протяжение учебного года оказывать помощь ветеранам войны, тыла и труда)

Сентябрь

  1. День знаний !
  2. Практическое занятие «Мы в 5классе». (Экскурсия по Малокуналейской школе с целью ознакомления с расположением кабинетов).
  3. Праздник «Посвящение в пятиклассники».
  4. Беседа «Экология нашего края – Республики Бурятия, села Малый Куналей».
  5. ПДД с привлечением инспекторов ГИБДД Бичурского района
  6. Знакомство с Уставом школы, правилами техники пож. безопасности. Оформление журнала по технике безопасности

      7.    О толерантности

       Октябрь

  1. Участие в  ежегодном турслете (местность «Черемошник»).
  2. Открытие салона вежливости.

а) Правила поведения .

б) Внутреннего распорядка.

в) Правила техники безопасности .

  1. Проверка состояния  школьных принадлежностей.
  2. Родительское собрание «Давайте познакомимся».
  3. Генеральная уборка.
  4.  Правила поведения в турпоходе.  Поведение в экстренных ситуациях.

Ноябрь

  1. «Я иду по улице» (практическое  занятие, тренажёры)
  2. Беседа о правдивости, честности и чести
  3. Игра «Экзамен в школе Айболита»
  4. Участие в неделе  истории. Посещение музея школы, поездка в музей Д.Улзытуева
  5. Классный час  о взаимовыручке.

      6.   Посещение на дому

       7.   Проведение праздника «День матери» (открытое мероприятие)

Декабрь

  1. Практическое занятие. Инсценировки  «Мы в столовой, библиотеке, на уроке…»
  2. Родительское собрание «»
  3. Посещение на дому
  4. Классный час о символах государства: герб, флаг, гимн
  5. Участие в новогоднем представлении
  6. День именинника  (зима)

      7.   1 декабря – День борьбы со СПИДом

Январь

  1. «Рождество Христово»
  2. Классный час  «Добрым быть совсем непросто»
  3. Театр здоровья
  4. «Сто к одному» (День именинника)
  5. Посещение на дому

Февраль

  1. Классный час «Праздник Белого месяца - Сагаалган» (обычаи, традиции, обряды)
  2. «Виват, парни!»
  3. Диспут о морали, нравственности
  4. Родительское собрание «О поощрении и наказании».
  5. Классный час «23 февраля»

      6. «Пословица недаром молвится…»

       

Март

  1. «Славим женщину - мать».
  2. Конкурс «Русские красавицы». («А, ну-ка, девочки!»).
  3. Сценические миниатюры о здоровье.
  4. «Домино» – игра о знаках препинания.
  5. Посещение на дому.

      6.   О братьях наших меньших (викторина)

         

Апрель

  1. Выставка народных умельцев.
  2. Эколого-краеведческая викторина «На лесной полянке».
  3. Классный час «Люби и знай свой край».

а) игра «Золотая лихорадка».

б) знакомство с Красной книгой Бурятии.

в) «Байкал – жемчужина Сибири ».

      4. День смеха

Май

  1. Кл. час «Суровой правдой озарены». 9 мая.
  2. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей».
  3. Игра -  путешествие по берегам реки Хилок
  4. День именинника (весна, лето).

       5.  «Овеянные славою герб наш и флаг » (КТД)

Дополнения:

          Провести тематические кл. часы, практические занятия по программе автономного        

          существования человека в природе, профилактике ДТП, т.е. по ПДД.

  1.  Правила безопасности поведения в природе
  2. Правила разведения костра
  3. Поведение на воде
  4. Заболевание в походе
  5. ПДД

         6.   Работа над проектом «Наша новая школа»