Экологическая игра "Тропинками родного края"
Экологическая игра "Тропинками родного края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра
«Тропинками родного края»
( для учащихся 6-7 классов)
Сценарий игры подготовил учитель истории
МБОУ «СОШ п.Октябрьский
Лысогорского района Саратовской области» Зантария Тамази Валикович
Цели: формировать экологическое, ответственное отношение к природе; развивать чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее вокруг; развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» растений; воспитывать любовь к природе, к Родине.
Оформление: выставка рисунков на экологическую тему, столы для участников игры, музыкальное сопровождение.
Проведение мероприятия:
Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие по нашим милым, дорогим тропинкам. Внутри вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как ив любом походе помогайте друг другу, а не вините за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Команды отправляются в путь. Кто стоит у нас на старте?
I тур «Приветствие»
Приветствие первой команды:
Соперников наших мы знаем,
Удачи желаем мы им.
Но твёрдо жюри заверяем:
В обиду себя не дадим!
Просьба к соперникам нашим -
Ответы точнее давать!
А если неточность, утешим,
Позвольте за вас досказать.
Цель нашей «схватки» простая -
Дружбу в бою закалить.
Юность - пора золотая!
Давайте творить и дружить!
Мы будем бороться на равных,
Пора наши шпаги скрестить.
Мы видим болельщиков славных,
Жюри, уж судить, так судить!
Мы ждём, не дождёмся сраженья
И баллов тревожных счёт.
Не бойтесь, друзья, пораженья,
нас в бой капитан поведёт.
Приветствие второй команды:
Мы - ребята не простые,
Остроумны, веселы.
Если только захотим
Мы достанем до луны.
Но сегодня мы решили
До луны не доставать,
И пришли на праздник мы,
Чтобы силу показать.
Мы смекалку очень любим,
Ей готовы жизнь отдать,
На вопросы все мы будем
По порядку отвечать.
Жюри наше дорогое!
Мы просим очень вас:
Не судите очень строго,
Пожалейте вы хоть нас.
Мы сейчас вам заявляем
И не в шутку, а всерьёз:
Если только проиграем -
Потекут ручьи из слёз.
Ведущий: Внимание! Сегодня ваши умения и знания будет оценивать самое справедливое в мире жюри : (представляются члены жюри). Жюри оценивает приветствие команд по 5-бальной системе. А мы продолжаем нашу игру.
II тур «Викторина»
Ведущий: Дайте правильный ответ на вопрос, как можно помочь природе, а не навредить ей. Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - 1 балл. Если команда не даёт ответа, то ход переходит к соперникам, и они могут заработать этот балл. Будьте внимательны!
Вопрос №1: Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днём сидят детишки, играют и строят домики. В чём тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
Вопрос №2: Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет...
Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения могут исчезнуть.)
Вопрос №3: Зайку серого найду,
Принесу его домой -
Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
Вопрос №4: Завтра утром в лес пойдём.
И опята, и маслята,
И груздочки соберём.
Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или салок накапливают ядовитые вещества.)
Вопрос №5: Вот как плачет травушка-муравушка.
Притоптали меня, травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да всё детушки, да всё малые...
(В лесу, на лугу надо ходить по тропинкам, не топтать траву и цветы.)
Вопрос № 6: Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
Вопрос № 7: Огонь траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
(Необходимо соблюдать правила разведения костра в лесу и на лугу, не оставлять костёр непотушенным.)
Вопрос №8: Зайдёшь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь,
В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нельзя разрушать муравейники?
(Муравьи приносят огромную пользу: уничтожают вредителей, разносят семена, участвуют в круговороте веществ.)
Вопрос №9: Посадили деревце у себя во дворе,
Пусть растёт зелёное, лист резной,
Поливаем деревце часто, часто мы,
Чтоб оно со временем нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, берёзу, клён, акацию? Почему?
(Нужно, потому что все деревья очищают воздух от пыли и вредных веществ и производят кислород, необходимый для дыхания.)
Вопрос № 10: Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
(Необходимо бережно относится к водным богатствам, рационально их использовать.)
Вопрос № 11: В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)
Вопрос № 12: Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из неё могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
Вопрос № 13: Пять зелёных лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живёт лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите своё мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведёт к гибели целой группы животных.)
Вопрос № 14: Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки? (Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков и разные микробы, древесина разрушается.)
Вопрос № 15: Едем на автомобиле и гордимся, как красиво
Позади клубится дым. Чих - чих - чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище? (Выхлопные газы содержат свинец - тяжёлый металл - очень вредный для всего живого. Необходимо вдоль дорог высаживать деревья и кустарники.)
Вопрос № 16: Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично? (Захламляется лес и луг, могут поранится лесные животные и птицы.)
Вопрос № 17: Красива обувь, суперсовременна
Рифлёная подошва, блеск!
Прошли красивые ботинки -
Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе. (Вместе с грязью в помещение попадают микробы, пыль вредна для здоровья.)
Вопрос № 18: Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу,особенно весной? (Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Ведущий: Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела.
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом шёл весёлый дождь!
Жюри подводит итоги викторины, а мы продолжаем наше путешествие!
III тур «Привал»
Ведущий: Какой же отдых Без кроссвордов, головоломок! Командам предстоит заполнить таблицу. Здесь зашифрованы названия очень известных и очень вкусных ягод. Кто больше вспомнит лесных ягод? И кто из вас сделает это правильно и быстро? За каждую правильно угаданную ягоду - 1 балл.
На выполнение задания даётся 5 минут.
1 | Ч | Р | М | А | |||||
2 | Б | У | Н | А | |||||
3 | Г | Л | Б | А | |||||
4 | О | Л | П | А | |||||
5 | Ш | П | В | К | |||||
6 | Л | М | Н | К | |||||
7 | Б | Р | А | С | |||||
8 | Б | Р | С | Л | Т | ||||
9 | Ж | М | Л | С | Ь | ||||
10 | Б | Г | Л | Н | К | ||||
11 | Б | Я | Ы | Н | К | ||||
12 | С | О | О | И | А | ||||
13 | З | М | Я | И | А | ||||
14 | К | Ы | О | Н | К |
Ответы: 1- черёмуха, 2 –брусника, 3 - голубика, 4 - облепиха,
5 - шиповник, 6 - лимонник, 7 - барбарис, 8 - бересклет,
9 - жимолость, 10 - багульник, 11 - боярышник, 12 - смородина,
13 - земляника, 14 - крыжовник.
Ведущий: Чтобы зрителям не было скучно, пока команды работают, мы сейчас проверим не только вашу активность, но и реакцию и, конечно, знания. Самый активный зритель - эрудит получит приз. Жюри отмечает правильные ответы.
Игра со зрителями!
- Какое растение даёт лучший мёд? (Липа)
- Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору, т. к. у него передние лапы короче, чем задние)
- Какие звери летают? (Летучие мыши, белки-летяги)
- Что делает зимой ёж? (Спит)
- Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашку)
- Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
- В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)
- Какой страшный зверь падок на малину? (Медведь)
- Какие грибы наиболее ценны по питательности? (Белые грибы)
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
- Растёт ли дерево зимой? (Нет)
- Почему под соснами в лесу можно увидеть ёлочки, а под елями сосну не увидеть? (Ель - теневыносливая, сосна - светолюбивая)
- Какие птицы не садятся на землю? (Ласточки, стрижи)
- Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхованию жилища? («Кошкин дом», Маршак)
- Какой пёс носил на лапе часы? (Артемон, Толстой «Буратино»)
- Как звали человека, который хотел создать каменный цветок? (Данила, Бажов «Каменный цветок»)
- Что, согласно народным приметам, обещают пузыри на лужах? (Затяжной дождь)
- Строят ли птицы гнёзда в местах зимовок? (Нет)
- Какой кот постоянно носит очки? (Базилио, Толстой «Буратино»)
- Как называется собачье общежитие? (Псарня)
- В какой книге действие происходит в цветочном городе? (Носов «Незнайка и его друзья»)
- Назовите любимый розыгрыш пустыни. (Мираж)
- Где ночуют белые куропатки? (Под снегом)
- Кто же мог такое написать: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят...»? (Маршак, «А что у вас?»)
- Назовите породу Белого Бима с чёрным ухом. (Сеттер)
- Какой цветок помогает искать клады? (Цветок папоротника, но это только поверье)
- Какое время года любил Пушкин? (Осень)
- Издаёт ли аист звуки? (Да, он щёлкает клювом.)
- Какого кота знают все американские дети? (Тома, мультфильм «Том и Джерри».)
- Из-за какого цветка была война? (Из-за розы, война Алой и Белой розы.)
- В какой стране кошка считается священным животным? (В Египте.)
- Кого цыплёнок считает своей матерью? (Того, кого увидит первым.)
- Какое растение раскрыло законы наследственности? (Горох.)
- На каком транспорте путешествовала Мэри Попинс? (На ветре перемен.)
IV тур «Аптека бабы Кати»
Ведущий: Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг! Я предлагаю вам принять участие в необычном конкурсе - аукционе «Аптека бабы Кати». Вам нужно отгадать лекарственное растение по стихам и рассказать о его лекарственных свойствах. За каждый правильный ответ команда может получить 3 балла : 1 балл - за определение растения и 2 балла - за рассказ о его применении. Начинаем! (Участники игры выбирают по три задания и готовятся 2 минуты.)
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
(Листья крапивы богаты различными витаминами. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.)
- Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик)
(Корень одуванчика возбуждает аппетит, богат витаминами. Листья ранней весной употребляют в виде салата.)
- Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
(Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки.)
- А это что за растение?
На тропинке, на дорожке -
Всюду чирьева трава.
Привязал листок к нарыву.
День - другой пройдёт - и диво!
Ты здоров без докторов.
Вот простой листок каков! (Подорожник)
(Подорожник называют зелёным бинтом. При ушибах или порезах, нужно лист подорожника очистить от пыли, немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.)
- Говорит тихонько бабка: здесь растёт кошачья лапка.
Жёлтые цветочки, длинные листочки.
Если в теле маята, боль идёт от живота,
Завари цветочки эти. Говорю понятно, дети? (Бессмертник)
(Из него изготавливают «грудной чай» при простудах, а порошком бессмертника присыпают долго незаживающие раны. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью .)
- Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари освещают фонари.
На больших стеблях подряд лампы белые висят. (Ландыш)
(Цветы ландыша идут на изготовление сердечных капель, успокаивающих сильное сердцебиение . Его используют для изготовления духов.)
V тур « Музыкальный»
В[a]едущий: Командам предлагается не совсем обычное задание: инсценирование самых известных детских песенок. Капитаны, подойдите и выберите задание для соей команды. Пока ребята готовятся, мы со зрителями продолжим играть. (Снова - викторина «Игра со зрителями».) (Время для подготовки команд - 5 минут, жюри оценивает по 5-балльной системе.)
VI тур « Умеешь ли ты общаться с природой»
Ведущий: Леонид Леонов писал: « Лес является единственным, открытым для всех источником благодеяний, куда по доброте или коварству природа не повесила своего пудового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека».
Но, к сожалению, в наши дни благоразумия этого подчас не хватает. Вот и сокращаются площади лесов, всё меньше становится в них обитателей. А иному человеку ничего не стоит просто так, из озорства, одним взмахом топора срубить в лесу дерево, разрушить птичье гнездо, расковырять палкой муравейник или даже поджечь его. Прежде чем войти в лес, подумайте, кем вы туда входите - врагом или другом? Лучше всего войти в лес другом.
А сможете ли вы войти в лес другом? Попробуйте ответить на вопросы викторины «Умеешь ли ты обращаться с природой?» . За каждый правильный ответ команда получит 2 балла.
- Перечислите заповеди поведения в лесу. (Не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнёзд, не загрязнять воду, не убивать насекомых и птиц, не жечь).
- Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (По вашим следам их могут найти хищники. Чужой запах отпугнёт птицу и она покинет гнездо)
- Как правильно собирать в лесу ягоды, грибы, букеты цветов? (Съедобные ягоды собираются так, чтобы не повредить веток. Не сбивать грибы ,если даже несъедобные. Грибы нужны в природе. Нельзя рвать цветы охапками. Букеты нужно составлять из тех растений, которые выращены человеком)
- Почему нельзя рубить кусты и деревья в лесу? (Куст, который пригодится для палатки, растёт 5 - 8 лет, а дерево, сгоревшее в костре - 15 - 18 лет. Не руби кусты и деревья! Готовясь к походу, ещё дома нужно позаботиться о кольях для палатки. Для костра пользуйтесь только сухостоем и валежником. Не разжигайте костёр в близи деревьев. Найди площадку на расстоянии 7 - 8 метров от них, сними дёрн на месте кострища и сохрани его в тени до своего ухода)
- Причиной чего может стать в лесу стеклянная банка, разбитая бутылка? (Оставленные в лесу осколки стекла могут стать причиной пожара в лесу, собирая солнечные лучи как увеличительное стекло)
- Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? ( Не оставлять костёр без присмотра, покидая привал, залей место, где был костёр водой и заложи кострище дёрном. Береги лес от пожара! Мусор необходимо сжечь, консервные банки закопать)
Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить: земля, по которой мы ходим, на которой мы растём, живём, радуемся и работаем, - это наша земля. Нужно вместе хранить, любить и беречь её.
Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Мы просим жюри подвести итоги нашего путешествия.
(Подведение итогов, награждение победителей)
[a]Имя
Комментарии
Прекрасная разработка для
Работа прекрасная!