ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «РАДУГА»

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «РАДУГА»

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.УЧАЛЫ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА УЧАЛЫ И УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА «РАДУГА» НА 2002- 2007 ГОДА. Г. УЧАЛЫ СОДЕРЖАНИЕ 1. Визитная карточка районно-городской детской общественной организации младших школьников 1-4 классов «Радуга». 2. Характеристика проблемы. 3. Цель программы. 4. Задачи организаторов программы. 5. Этапы игры-путешествия. 6. Руководство игрой. 7. Реализация программы. 8. Ступени программы: • Я и мир вокруг меня (1-ые классы). • Страна почемучек (2-3 классы). • Ты, да я, да мы с тобой (4-ые классы). 9. Система роста детской организации. 10. Предполагаемые результаты. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА 1. Имя Общественное объединение младших школьников 1-4 классов «Радуга». 2. Место рождения Город Учалы, Дом детского творчества село Учалы, Районный дом пионеров и школьников. 3. Особые приметы Программа «Радуга» – программа сотрудничества, содружества, творчества педагогов и воспитанников, на основе программы детской общественной организации «Пионеры Башкортостана». 4. Организационная Игра-путешествие форма реализации программы. 5. Срок реализации 2002-2007 годы программы «Радуга». 6. Графические символы Золотая пчелка, радуга. детской организации «Радуга». 7. Лингвистический Октябренок. символ детской организации «Радуга». ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ: Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, играх. Предлагаемая игровая программа «Радуга» - это программа социальной адаптации и творческого развития младших школьников 1-4 классы города Учалы и Учалинского района, она позволяет организовать в ОУ внеурочную учебно – воспитательную работу, дополняя учебный процесс, сплачивая детей в единый коллектив, предоставляя детям новые возможности творческого взаимодействия в рамках детской организации, как первой и основной модели социального мира, формируя лучшие нравственные качества будущего гражданина РБ. Данная программа основана на интересах, возрастных возможностях детей и преемственности традиций существовавших ранее детских организаций младших школьников. И представляет собой программу сотрудничества, содружества и сотворчества педагогов и воспитанников. Программа «Радуга» объединяет, систематизирует и определяет основные направления деятельности детских организаций учащихся 1-4 классов ОУ города и района, до сих пор работавших разрозненно. Детская организация младших школьников «Радуга» является составляющей детской организации г. Учалы и Учалинского района «Содружество» и включается в состав Республиканской общественной детской организации «Пионеры РБ». ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «РАДУГА»: Создание единой игровой основы детской организации младших школьников 1-4 классов ОУ города Учалы и Учалинского района. Программа рассчитана на детей 6-10 лет и направлена на создание условий для социальной адаптации младших школьников, осознание своих возможностей и включение в активную совместную деятельность, осознание себя частью коллектива и самоутверждение себя в коллективе на основе интересной полезной деятельности. ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОГРАММЫ: • Изучение природных возможностей ребенка и воспитательной среды; • Формирование у младших школьников представлений об основах общения, взаимоотношений между людьми и средствах их выстраивания; • Развитие творческих способностей организаторских навыков детей к использованию их на благо окружающих; • Выстраивание на основе интересов и возможностей детей начального этапа структуры самоуправления в малых объединениях и в целом, в детской организации; • Формирование у ребят чувства ответственности за себя, свои поступки, потребности приносить радость окружающим людям; • Формирование патриотизма; • Формирование здорового образа жизни младших школьников; • Объединение усилий и возможностей детей и взрослых в реализации целей и задач детской организации; • Создание условий социальной защиты членов детской общественной организации младших школьников «Радуга». ЭТАПЫ ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: • Запуск игры: разъяснение содержания игры, разработка правил игры, символов, ритуалов, песни, девиза; • Презентация программы; • Разведка интересных и полезных дел. 2. ОСНОВНОЙ: • Формирование структуры органов самоуправления; • Старт игры «Радуга»; • Освоение маршрутов игры – путешествия. 3. ИТОГОВЫЙ: Подведение итогов работы каждого детского коллектива младших школьников. Формы подведения итогов: дневники, маршрутные листы путешествий, экраны соревнований, наглядность. Формы проведения итогового форума детских организаций: праздники, слеты и др. РУКОВОДСТВО ИГРОЙ: В игру – путешествие младшие школьники отправляются под руководством вожатых. Учителя, старшие вожатые, родители, как правило выступают в роли ведущих, советников. Игра – путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную и т.д. Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе – старте участников путешествия. На этом же сборе определяются команды /отряды/ и каждая из них выбирает свой участок общего маршрута – путешествия, а также избирает своего командира. Командиры экипажей выбранные отрядом входят в совет дела – штаб путешествия. В штаб – игры – путешествия могут быть избраны учителя, старшие вожатые, родители. Члены штаба отвечают за выполнение определенных дел, возглавляют группы по проведению операций, акций, сборов праздника. У них могут быть постоянные поручения. Члены штаба помогают путешественникам, дают им необходимые советы, сообщают о самом интересном, удачном, командирам других отрядов. Штаб разрабатывает задания отрядам и вручает на сборе – старте маршрутные листы, подводит итоги работы детской организации. Деятельность детской организации «Радуга» основана на реализации четырех заповедей: • «Заповедь головы» — познание мудрости поколений, изучение родословной, истории общества, Родины, окружающего мира; • «Заповедь сердца» — научись относится к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе (воспитание уважения, достоинства, чести, ответственности, доброго отношения к людям и окружающему миру); • «Заповедь рук» — человек должен иметь дело, полезное ему и обществу; • «Заповедь здоровья» — учись быть здоровым, беречь здоровье, вести здоровый образ жизни. Заповеди определяют условия и направления игры. УСЛОВИЯ ИГРЫ: Мы путешествуем по радуге-дуге. Радуга — это семь цветов, символ дружбы и единства, семь направлений деятельности детской организации, каждое из которых на карте путешествия обозначено определённым цветом: КРАСНЫЙ — «Хорошо учиться, не ленится» ОРАНЖЕВЫЙ — «Спорт любить, здоровым быть» ЗЕЛЁНЫЙ — «Познай свою семью» ЖЁЛТЫЙ — «Люби и знай свой край, Родину, Отечество» ГОЛУБОЙ — «Умение и труд всё перетрут» СИНИЙ — «Дружба крепкая не сломается» ФИОЛЕТОВЫЙ — «Мы танцуем и поём, очень весело живём» МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа «Радуга» структурно состоит из трёх ступеней «Я и мир вокруг меня», «Страна почемучек», «Ты, да я , да мы с тобой» и предлагает поэтапную работу в течении 4 лет с учащимися 1-4 классов. Каждая ступень программы достаточно автономна, однако, в целом, дополняя друг друга, все они складываются в единую целостную программу, преемственно переходящего от одного этапа результативности работы с детьми в другой. 1-ая СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ» (1 классы) Программа данной игры рассчитана на детей 6-7 лет и направлена на создание доброжелательного климата, для безболезненной адаптации ребёнка в школе, осознания своих возможностей. Задачи участников: • раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности; • как можно шире узнать способности других ребят; • научиться общению и работе в малых группах; • научиться контролировать свои поступки; • объективно оценивать поступки других. Задачи организаторов: • изучение природных возможностей ребёнка и воспитательной среды; • формирование у детей представлений об основах взаимоотношений между людьми; • развитие творческих способностей детей и их побуждение к использованию данных способностей на благо окружающих. 2-ая СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «СТРАНА ПОЧЕМУЧЕК» (2-3 классы) Эта игра рассчитана на детей 8-9 лет и направлена на включение каждого ребёнка в активную совместную деятельность, осознание себя частью группы, преимущества объединения усилий. Задачи участников: • научиться работать самостоятельно и творчески; • осознать чувство ответственности за себя и за то, какое влияние их поступки оказывают на окружающих; • научиться самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации. Задачи организаторов: • обучение навыкам самоорганизации; • формирование у ребят чувства ответственности за себя, и за то, какое влияние их поступки оказывают на окружающих; • научить самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации. 3-я СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «ТЫ, ДАЯ, ДА МЫ С ТОБОЙ» (3-4 классы) Программа этой игры рассчитана на детей 9-10 лет и является заключительной в серии игровых программ. Она помогает найти разнообразие формы самоутверждения в коллективе на основе интересной и полезной деятельности. Задачи участников: • познать как можно шире окружающий мир и свою роль в нём; • увидеть тесную взаимосвязь человека с природой. Задачи организаторов: • обучение методам познания самого себя, как части окружающего мира; • формирование навыков взаимодействия в малой группе; • обучение приёмам поведения в экстремальных ситуациях; • обучение приёмам организаторской деятельности. СИСТЕМА РОСТА ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Система роста детского коллектива — это программа роста группы, отряда (класса), разработанная с учётом «взросления» данного коллектива по ступеням: «Я и мир вокруг меня», «страна почемучек», «Ты, да я, да мы с тобой». Она представляет следующую структуру: • индивидуальность; • детское объединение (микрогруппа), отряд, группа; • детская организация ОУ. Система индивидуального роста членов организации опирается на три показателя: • исполнитель; • творец; • организатор. В цвете обозначается соответственно: • зелёный; • жёлтый; • красный. Для реализации ведущих идей программа определяет следующие направления деятельности организаторов: • развитие органов детского самоуправления на начальном этапе; • азбука лидера (приобретение навыков КТД, искусства ораторов, оформителей, детских песен и игр); • деятельность школы социального успеха (работа психологической службы, индивидуальные беседы, коллективные видеотренинги в микрогруппах, психологическая помощь); • деятельность института традиций (закрепить в сознании детей уважение к национальным традициям, традициям детских организаций, флагам, гербам и гимнам РБ и РФ, традициям и законам «Радуги» (название, девиз, песня, речёвка и др.)); • осуществление привлекательности, творческого отношения детей к проводимым акциям, коллективным творческим делам. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация предусмотренных программой целей и задач позволит создать игровую основу для единой детской организации ОУ города: • сплотить на основе творческого взаимодействия школьников города в единый детский коллектив; • обеспечить сотворчество педагогов и воспитанников всех ОУ города; • сформировать традиции, символику, атрибуты детской организации младших школьников; • обеспечить преемственность в формировании нового гражданина РБ; • создать условия социальной защиты прав членов детской общественной организации «Радуга». Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ БЛ №12 г.Учалы Якщимбетова Е.В.