ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «РАДУГА»
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «РАДУГА»
Опубликовано 21.04.2012 - 21:32 - Якшимбетова Елена Васильевна
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.УЧАЛЫ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ГОРОДА УЧАЛЫ И УЧАЛИНСКОГО РАЙОНА
«РАДУГА» НА 2002- 2007 ГОДА.
Г. УЧАЛЫ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Визитная карточка районно-городской детской общественной организации младших школьников 1-4 классов «Радуга».
2. Характеристика проблемы.
3. Цель программы.
4. Задачи организаторов программы.
5. Этапы игры-путешествия.
6. Руководство игрой.
7. Реализация программы.
8. Ступени программы:
• Я и мир вокруг меня (1-ые классы).
• Страна почемучек (2-3 классы).
• Ты, да я, да мы с тобой (4-ые классы).
9. Система роста детской организации.
10. Предполагаемые результаты.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
1. Имя Общественное объединение младших школьников 1-4 классов «Радуга».
2. Место рождения Город Учалы, Дом детского творчества
село Учалы, Районный дом пионеров и школьников.
3. Особые приметы Программа «Радуга» – программа сотрудничества,
содружества, творчества педагогов и воспитанников, на основе программы детской общественной организации «Пионеры Башкортостана».
4. Организационная Игра-путешествие
форма реализации
программы.
5. Срок реализации 2002-2007 годы
программы
«Радуга».
6. Графические
символы Золотая пчелка, радуга.
детской организации
«Радуга».
7. Лингвистический Октябренок.
символ детской
организации
«Радуга».
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ:
Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, играх.
Предлагаемая игровая программа «Радуга» - это программа социальной адаптации и творческого развития младших школьников 1-4 классы города Учалы и Учалинского района, она позволяет организовать в ОУ внеурочную учебно – воспитательную работу, дополняя учебный процесс, сплачивая детей в единый коллектив, предоставляя детям новые возможности творческого взаимодействия в рамках детской организации, как первой и основной модели социального мира, формируя лучшие нравственные качества будущего гражданина РБ.
Данная программа основана на интересах, возрастных возможностях детей и преемственности традиций существовавших ранее детских организаций младших школьников. И представляет собой программу сотрудничества, содружества и сотворчества педагогов и воспитанников.
Программа «Радуга» объединяет, систематизирует и определяет основные направления деятельности детских организаций учащихся 1-4 классов ОУ города и района, до сих пор работавших разрозненно. Детская организация младших школьников «Радуга» является составляющей детской организации г. Учалы и Учалинского района «Содружество» и включается в состав Республиканской общественной детской организации «Пионеры РБ».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «РАДУГА»:
Создание единой игровой основы детской организации младших школьников 1-4 классов ОУ города Учалы и Учалинского района. Программа рассчитана на детей 6-10 лет и направлена на создание условий для социальной адаптации младших школьников, осознание своих возможностей и включение в активную совместную деятельность, осознание себя частью коллектива и самоутверждение себя в коллективе на основе интересной полезной деятельности.
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОГРАММЫ:
• Изучение природных возможностей ребенка и воспитательной среды;
• Формирование у младших школьников представлений об основах общения, взаимоотношений между людьми и средствах их выстраивания;
• Развитие творческих способностей организаторских навыков детей к использованию их на благо окружающих;
• Выстраивание на основе интересов и возможностей детей начального этапа структуры самоуправления в малых объединениях и в целом, в детской организации;
• Формирование у ребят чувства ответственности за себя, свои поступки, потребности приносить радость окружающим людям;
• Формирование патриотизма;
• Формирование здорового образа жизни младших школьников;
• Объединение усилий и возможностей детей и взрослых в реализации целей и задач детской организации;
• Создание условий социальной защиты членов детской общественной организации младших школьников «Радуга».
ЭТАПЫ ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:
• Запуск игры: разъяснение содержания игры, разработка правил игры, символов, ритуалов, песни, девиза;
• Презентация программы;
• Разведка интересных и полезных дел.
2. ОСНОВНОЙ:
• Формирование структуры органов самоуправления;
• Старт игры «Радуга»;
• Освоение маршрутов игры – путешествия.
3. ИТОГОВЫЙ:
Подведение итогов работы каждого детского коллектива младших школьников.
Формы подведения итогов: дневники, маршрутные листы путешествий, экраны соревнований, наглядность.
Формы проведения итогового форума детских организаций: праздники, слеты и др.
РУКОВОДСТВО ИГРОЙ:
В игру – путешествие младшие школьники отправляются под руководством вожатых. Учителя, старшие вожатые, родители, как правило выступают в роли ведущих, советников.
Игра – путешествие дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную и т.д.
Тему и маршрут путешествия выбирают, уточняют, конкретизируют на общем сборе – старте участников путешествия. На этом же сборе определяются команды /отряды/ и каждая из них выбирает свой участок общего маршрута – путешествия, а также избирает своего командира.
Командиры экипажей выбранные отрядом входят в совет дела – штаб путешествия.
В штаб – игры – путешествия могут быть избраны учителя, старшие вожатые, родители. Члены штаба отвечают за выполнение определенных дел, возглавляют группы по проведению операций, акций, сборов праздника. У них могут быть постоянные поручения. Члены штаба помогают путешественникам, дают им необходимые советы, сообщают о самом интересном, удачном, командирам других отрядов.
Штаб разрабатывает задания отрядам и вручает на сборе – старте маршрутные листы, подводит итоги работы детской организации.
Деятельность детской организации «Радуга» основана на реализации четырех заповедей:
• «Заповедь головы» — познание мудрости поколений, изучение родословной, истории общества, Родины, окружающего мира;
• «Заповедь сердца» — научись относится к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе (воспитание уважения, достоинства, чести, ответственности, доброго отношения к людям и окружающему миру);
• «Заповедь рук» — человек должен иметь дело, полезное ему и обществу;
• «Заповедь здоровья» — учись быть здоровым, беречь здоровье, вести здоровый образ жизни.
Заповеди определяют условия и направления игры.
УСЛОВИЯ ИГРЫ:
Мы путешествуем по радуге-дуге. Радуга — это семь цветов, символ дружбы и единства, семь направлений деятельности детской организации, каждое из которых на карте путешествия обозначено определённым цветом:
КРАСНЫЙ — «Хорошо учиться, не ленится»
ОРАНЖЕВЫЙ — «Спорт любить, здоровым быть»
ЗЕЛЁНЫЙ — «Познай свою семью»
ЖЁЛТЫЙ — «Люби и знай свой край, Родину, Отечество»
ГОЛУБОЙ — «Умение и труд всё перетрут»
СИНИЙ — «Дружба крепкая не сломается»
ФИОЛЕТОВЫЙ — «Мы танцуем и поём, очень весело живём»
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа «Радуга» структурно состоит из трёх ступеней «Я и мир вокруг меня», «Страна почемучек», «Ты, да я , да мы с тобой» и предлагает поэтапную работу в течении 4 лет с учащимися 1-4 классов. Каждая ступень программы достаточно автономна, однако, в целом, дополняя друг друга, все они складываются в единую целостную программу, преемственно переходящего от одного этапа результативности работы с детьми в другой.
1-ая СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ» (1 классы)
Программа данной игры рассчитана на детей 6-7 лет и направлена на создание доброжелательного климата, для безболезненной адаптации ребёнка в школе, осознания своих возможностей.
Задачи участников:
• раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности;
• как можно шире узнать способности других ребят;
• научиться общению и работе в малых группах;
• научиться контролировать свои поступки;
• объективно оценивать поступки других.
Задачи организаторов:
• изучение природных возможностей ребёнка и воспитательной среды;
• формирование у детей представлений об основах взаимоотношений между людьми;
• развитие творческих способностей детей и их побуждение к использованию данных способностей на благо окружающих.
2-ая СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «СТРАНА ПОЧЕМУЧЕК» (2-3 классы)
Эта игра рассчитана на детей 8-9 лет и направлена на включение каждого ребёнка в активную совместную деятельность, осознание себя частью группы, преимущества объединения усилий.
Задачи участников:
• научиться работать самостоятельно и творчески;
• осознать чувство ответственности за себя и за то, какое влияние их поступки оказывают на окружающих;
• научиться самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации.
Задачи организаторов:
• обучение навыкам самоорганизации;
• формирование у ребят чувства ответственности за себя, и за то, какое влияние их поступки оказывают на окружающих;
• научить самостоятельно принимать решения сообразно обстановке и имеющейся информации.
3-я СТУПЕНЬ: ПРОГРАММА ИГРЫ «ТЫ, ДАЯ, ДА МЫ С ТОБОЙ» (3-4 классы)
Программа этой игры рассчитана на детей 9-10 лет и является заключительной в серии игровых программ. Она помогает найти разнообразие формы самоутверждения в коллективе на основе интересной и полезной деятельности.
Задачи участников:
• познать как можно шире окружающий мир и свою роль в нём;
• увидеть тесную взаимосвязь человека с природой.
Задачи организаторов:
• обучение методам познания самого себя, как части окружающего мира;
• формирование навыков взаимодействия в малой группе;
• обучение приёмам поведения в экстремальных ситуациях;
• обучение приёмам организаторской деятельности.
СИСТЕМА РОСТА ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Система роста детского коллектива — это программа роста группы, отряда (класса), разработанная с учётом «взросления» данного коллектива по ступеням: «Я и мир вокруг меня», «страна почемучек», «Ты, да я, да мы с тобой». Она представляет следующую структуру:
• индивидуальность;
• детское объединение (микрогруппа), отряд, группа;
• детская организация ОУ.
Система индивидуального роста членов организации опирается на три показателя:
• исполнитель;
• творец;
• организатор.
В цвете обозначается соответственно:
• зелёный;
• жёлтый;
• красный.
Для реализации ведущих идей программа определяет следующие направления деятельности организаторов:
• развитие органов детского самоуправления на начальном этапе;
• азбука лидера (приобретение навыков КТД, искусства ораторов, оформителей, детских песен и игр);
• деятельность школы социального успеха (работа психологической службы, индивидуальные беседы, коллективные видеотренинги в микрогруппах, психологическая помощь);
• деятельность института традиций (закрепить в сознании детей уважение к национальным традициям, традициям детских организаций, флагам, гербам и гимнам РБ и РФ, традициям и законам «Радуги» (название, девиз, песня, речёвка и др.));
• осуществление привлекательности, творческого отношения детей к проводимым акциям, коллективным творческим делам.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация предусмотренных программой целей и задач позволит создать игровую основу для единой детской организации ОУ города:
• сплотить на основе творческого взаимодействия школьников города в единый детский коллектив;
• обеспечить сотворчество педагогов и воспитанников всех ОУ города;
• сформировать традиции, символику, атрибуты детской организации младших школьников;
• обеспечить преемственность в формировании нового гражданина РБ;
• создать условия социальной защиты прав членов детской общественной организации «Радуга».
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ БЛ №12 г.Учалы Якщимбетова Е.В.