Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников"
Опубликовано 23.04.2012 - 17:46 - Реутова Наталья Алексеевна
Педагогическая концепция воспитания
Духовно – нравственное воспитание – основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося
(Программа воспитания для обучающихся 8-9 классов)
1 часть.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания российских школьников
Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан России возвращение в педагогическую науку, практику категории духовности как ценностного основания образования школьников становится очевидным.
Духовно-нравственное воспитание школьников актуализируется тревогой за историческое будущее страны: «Способность русского народа ответить на вызов XXI века будет зависеть, сумеем ли в ближайшее время защитить нравственность, дать новый духовный толчок».
На XI Международных Рождественских образовательных чтениях в 2003 году духовное пробуждение личности принято считать сверхзадачей: «Нет и не может быть школы ... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Формирование духовно-нравственного мира молодежи осуществляется в процессе созидательной, добротворческой деятельности подрастающего поколения под воздействием позитивной социальной среды.
Об актуальности темы свидетельствует изменение государственной политики в области образования. В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года» определен стратегический смысл воспитания школьников, который «заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей гражданами российского общества, способными реализовать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей».
В программе сформулирован главный результат воспитания: «развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовность к саморазвитию и нравственному совершенствованию».
Спасением в преодолении духовного кризиса для России может стать внедрение в педагогическую практику воспитания духовно-нравственной культуры ребенка.
С этой целью нами разработана педагогическая концепция «Духовно – нравственное воспитание – основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося»
Главной целью данной концепции в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русской культуры, традициям русского народа и формирование нравственных качеств социально - адаптированной личности учащегося.
В соответствии с целью сформулированы основные задачи программы:
• способствовать развитию интереса учащихся к духовно-нравственному и культурному наследию русского и других народов России;
• способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной жизни;
• воспитать уважение к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности, любовь к Родине, соотечественникам и согражданам;
• Развивать духовность как высший уровень нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями;
• содействовать формированию нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами православной этики;
• содействовать выработке учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях и развивать творческие задатки;
• формирование ценностей здорового образа жизни.
Гипотеза: содержание духовно-нравственного воспитания формирует у обучающихся необходимые нравственные качества для успешной социализации личности.
Предполагаемый конечный результат.
По завершении программы « Духовно – нравственное воспитание – основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося» воспитанники должны знать и уважать такие традиции своего народа, как: любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважения к старикам. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в социуме.
Осуществление духовно-нравственного воспитания предполагает использование системы методов:
• Прогностический
• Информационно-просветительский
• Коммуникативный
• Убеждения
• Самовоспитания
• Стимулирование
• Оценочный
Прогностический метод воспитания используется для планирования воспитательной работы, доведения до учащихся ее общественного смысла.
Информационно-просветительский- вооружение учащихся знаниями нравственно – эстетическими, правовыми, гражданско-патриотическими.
Коммуникативный - необходим для организации и регуляции общения и поведения в классе, школе, среди сверстников, учителей, родителей и взрослых. Самоорганизация и саморегуляция общения и поведения, сотрудничества, взаимной требовательности.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, норм поведения используются методы убеждения.
Для решения той или иной социальной проблемы используются метод самовоспитания.
Для воздействия на мотивационную сферу включает стимулирование, в основе которого- формирование у обучающихся осознанных побуждений жизнедеятельности, помогающих правильно оценить свое поведение.
Система средств, включает три основных компонента: материально-технические, образовательные, организационные.
материально-технические: учебный класс, компьютерный класс, спортивный зал, библиотека, актовый зал, спортивные секции.
Образовательные: учебные предметы, уроки нравственности, факультатив «Деловой русский язык».
Организационные: школьные традиции, семейные традиции, тур.поездки, экскурсии, организация волонтерского отряда.
Условиями для реализации целей и задач этой программы являются:
• создание доверительных отношений между классным руководителем и воспитанниками;
• поддержание атмосферы взаимопонимания, доверия, уважительного отношения друг к другу;
• тесное взаимодействие с родителями;
• учет психолого-педагогических особенностей учащихся класса.
Для реализации цели и задач концепции была разработана программа для обучающихся 8-9 классов.
2 часть
Программа «Духовно – нравственное воспитание – основа формирования социально- адаптированной личности обучающихся»
Программа имеет семь основных направлений:
Каждое направление имеет четко определенные задачи. Задачи решаются на протяжении двух лет, а формы и мероприятия работы могут быть разнообразными.
Предполагаемый конечный результат.
По завершении программы « Духовно – нравственное воспитание – основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося» воспитанники должны знать и уважать такие традиции своего народа, как: любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважения к старикам. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека, знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, уметь применять полученные знания в социуме.
Тематический план на два года
№
п/п направление Кол-во часов
1 Традиции русского народа 4
2 Моя семья – моя крепость 4
3 С любовью к Родине 7
4 Нравственные ценности 5
5 Незыблемые заповеди Православия 3
6 Труд и творчество 5
7 В здоровом теле - здоровый дух 4
1 год реализации программы (8 класс)
№
п/п Содержание часы Форма, приемы проведения
Введение 1 Беседа
1 1 направление.
Традиции русского народа.
1.1 Духовно-нравственные традиции русского народа. 1 Классный час
1.2 Русский фольклор 1 посиделки
1.3 Это загадочная русская душа 1 Беседа
1.4 Основные праздники народного календаря 1 Проект
2 2 направление.
Моя семья – моя крепость.
2.1 Внутрисемейный строй русско-сельской семьи, внутрисемейные отношения 1 Классный час
Родительское собрание
2.2 Мир семьи – глазами детей 1 Сочинение
2.3 Крепкая семья - сильная держава 1 Классный час
2.4 Моя родословная 1 Проект
3 3 направление.
С любовью к Родине.
3.1 Земля предков- «с названьем кратким Русь» 1 Классный час
3.2 Кузбасс, знакомый с детских лет Конкурс фотографий, рисунков, сочинений, стихов
3.3 Музеи города Новокузнецка Посещение историко-архитектурного комплекса «Кузнецкая крепость», краеведческого музея
3.4 Моя «малая» родина проект
3.5 Любовь и служение Родине Встреча с представителями казачьего общества
3.6 Верные сыны Отечества Встреча с ветеранами ВОВ
3.7 Мы в ответе за родную землю Экологический марафон
2 год реализации программы (9 класс)
№
п/п Содержание часы Форма проведения
4 4 направление.
Нравственные ценности.
4.1 Как проживешь - так и прослывешь.
Поступки человека 1 Классный час
Анкетирование
4.2 Быть человеком 1
Дискуссия
4.3 Роль общения в жизни и развитии человека. Общение как деятельность человека 1 Классный час
Тренинг
4.4 Конфликты в нашей жизни 1 Практикум Тренинг
4.5 Мой нравственный выбор 1 Ток-шоу
5 5 направление.
Незыблемые заповеди Православия.
5.1 Христианские заповеди 1 Классный час
5.2 Духовное наследие русской культуры 1 Экскурсия в Спасо - Преображенский собор
5.3 Православные святыни 1 Беседа с батюшкой
6 6 направление.
Труд и творчество.
1 Духовно-нравственные традиции крестьянского труда на Руси. Сельский труд. 1 Классный час
2 Учение - наш главный труд 1 Классное собрание
3 Мои увлечения 1 Выставка творческих работ учащихся
4 Сделай мир вокруг себя ярче 1
в течение года Акция
Работа отряда волонтеров
5 Выбор профессии 1
в течение года Классный час Анкетирование
Экскурсии на предприятия ст. Тальжино
7 7 направление.
В здоровом теле - здоровый дух.
1 Культура здорового образа жизни 1 Классный час
2 Дни здоровья в течение года Соревнования, эстафеты,
лектории, тур.поездки
3 Как уберечь себя от несчастья 1 Беседа
4 Счастье - жить! 2 Сочинение – рассуждение, выступление агитбригады
Содержание программы
1.Традиции русского народа.
Задача: способствовать развитию интереса учащихся к духовно-нравственному и культурному наследию русского и других народов России.
Учащиеся узнают об укладе жизни русского народа, о духовно-нравственных традициях, об отношении русского человека к природе, к окружающему миру.
2. Моя семья – моя крепость.
Задача: способствовать развитию понимания ценности человеческой личности, взаимосвязи прав и обязанностей ее в семейной жизни.
Расширение знаний об истоках народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе.
3.С любовью к Родине.
Задача: воспитать уважение к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности, любовь к Родине, соотечественникам и согражданам.
Воспитанники изучают историю родного края, традиции и обычаи коренных жителей Кузбасса. Знакомятся с героическим прошлым страны, своего народа. Выстраивают отношения к другим людям, государству, Отечеству.
4.Нравственные ценности.
Задача: Развивать духовность как высший уровень нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями.
Происходит освоение и усвоение нравственных знаний ( нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувство собственного достоинства, самоуважения, сострадание) и нравственного поведения.
5.Незыблемые заповеди Православия.
Задача: содействовать формированию нравственной культуры учащихся в соответствии с принципами православной этики.
Познакомить ребят, какое значение имеет для человека православная культура. Воспитанники знакомятся с православными святынями: крест, храм, Библия, икона.
6.Труд и творчество.
Задача: содействовать выработке учащимися навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях и развивать творческие задатки.
Воспитанники знакомятся с духовно-нравственными традициями крестьянского труда на Руси. Найдут поддержку своих идей в творческой деятельности (проведение мероприятий, акций, конкурсов) и реализуют их в общественной жизни.
7. В здоровом теле - здоровый дух.
Задача: формирование ценностей здорового образа жизни.
Воспитанники знакомятся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. Формируют культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Выводы
1.Критерии оценки эффективности программы следует искать в ее результатах - формирование социально-адаптированной личности. В ходе работы была проведена диагностика нравственной сферы воспитанника. Применялась следующие диагностические методики изучения качеств личности учащегося:
1.Выбор нравственных норм и способов самореализации и самоутверждения.
(Анкета «Я и ценности моей жизни» Е. Степанов, Анкета «Ценностные ориентации» М. Рокич-8 класс). Приложение № 1
(Анкета «Нормативно-культурное пространство старшеклассника» - 9 класс)
2.Личностный рост.
(«Сфера интересов» О. Мотков-9 класс). Приложение № 2
3.Положение в коллективе.
(«Социометрия» О.В.Лишина. – 9 класс)
4.Личностный рост.
(Методика для изучения социализированности личности М. Рожков-9 класс)
2.Результаты диагностики использовались классным руководителем для корректировки плана воспитательной работы, для выделения актуальных направлений работы с коллективом и индивидуальной помощи, поддержки воспитанников.
3. На основании проведенных диагностик, анкет, дискуссий, опросов, бесед можно сделать следующие выводы:
1) Анализ выбранных ценностей учащихся показал, что наиболее значимы для них: любовь ( родители, близкие), наличие верных друзей, здоровье. Для многих учащихся значимы также: самостоятельность, счастливая семейная жизнь, свобода как независимость в поступках. Немало важно для других это- творчество и материально обеспеченная жизнь.
2) Предметом исследования являлось формирование и степень осознанности учащимися понятия «патриотизм». С нашей точки зрения, патриотизм это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране.
3) Методика «Сфера интересов» была проведена дважды: в начале 8 класса и начале 9 класса. Методика направлена на выявление ценностных ориентаций воспитанников. Сравнительный анализ результатов позволяет сделать вывод: изменилась широта интересов (8 класс: общение с сверстниками, музыка, кино, спорт, телевидение, учеба; 9 класс: общение со сверстниками и общение в семье, коллектив класса, группы, самовоспитание, учеба); ведущие интересы к активным и творческим видам деятельности. (Приложение 1 и 2)
4. Программа актуальна, реалистична. Содержание программы доступно для всех участников процесса воспитания, содержит элементы новизны, ориентирована на социализацию учащихся, что актуально на современном этапе. Учащиеся стали больше интересоваться историей своего родного края, стали ценить семейные традиции, негативно относятся к проявлениям безнравственности, и наметилась тенденция к формированию истинно осознанного чувства патриотизма.