Кл час День Единства
Кл час День Единства
Опубликовано 24.04.2012 - 19:34 - Киреева Тамара Ивановна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Берлинская основная общеобразовательная школа»
(Классный час для учащихся начальных классов)
Составила: Киреева Тамара Ивановна
Учитель начальных классов
с. Берлинка - 2011
«Дню народного единства в России посвящается…»
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. электронная презентация, выставка книг об истории России
ФОРМА: устный журнал
1. Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках
Учитель: Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и названия.
12 декабря День Победы
12 июня День народного единства
4 ноября День независимости России
23 февраля Международный женский день
9 мая День конституции
1 мая Праздник Весны и Труда
1 января Новый год
8 марта День защитника Отечества
7 января Рождество Христово
(проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник)
2. Определение темы классного часа
Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся). Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).
Слайд 1
3. Выступление учащихся
1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)
4. Пословицы о Родине.
Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?
(учащиеся перечисляют по очереди)
Слайд 2
• Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.
• Без корня и полынь не растет.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.
• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
• Москва всем городам мать.
• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
• Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
• Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.
• В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве были разделены на благочиния по сорокам).
5. Из истории праздника.
Учитель: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Учитель: Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид:
Слайд 3
- Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.)
- Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке?
(Идет работа в группах. Учащиеся составляют список, в который по возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.)
6. О Минине и Пожарском.
- Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл».
- А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.
Слайд 4
- Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов.
- И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.
Слайд 5, 6
- Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с деревнями и дом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина.
- Знаете ли вы, что это за памятник?
Слайд 7
На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Слайд 8
- Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского.
Слайд 9
- Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение...
Народ.
— Эко рыдание во всем соборе!
— Да и было отчего!
— Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная!
— Мы за веру православную должны до смерти стоять!
— А кто же прочь?
— Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!
Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?
Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.
Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим!
Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим!
Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?
Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!
Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу!
Народ (кладут деньги кто сколько может).
— Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.
— Что деньги? Деньга — дело наживное!
— Все отдадим! Теперь не до нарядов!
— Вот наши деньги из квасного ряду!
— Из рукавичного!
— От ярославцев!
— Костромичи собрали — принимайте!
— Стрельцы Колзакова, Баима сотни!
— Вот праздник, так уж праздник!
Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!
Учитель:
• Как называет Минина народ?
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?
• Кого поставили во главе ополчения?
• Каким вам представился образ Кузьмы Минина?
• Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью.
• Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее,
самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.)
- Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (ответы учащихся)
- А каким, по вашему мнению, оружием пользовались ополченцы того времени? (предположения учащихся)
- Рассмотрите изображение сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ.
Слайд 10
(Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая)
Слайд 11
- Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну.
Слайд 12
- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей?
Слайд 13
- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:
Слайд 14
Слайд 15
- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.
7. Итог классного часа
Слайд 16
- Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Спасибо за участие в классном часе!
Использованная литература
1. Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006.
2. Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», // «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г.
3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», № 3, 2004 г.
4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г.
5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.
Комментарии
Тамара Ивановна, я поняла из