Кл час День Единства

Кл час День Единства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Берлинская основная общеобразовательная школа» (Классный час для учащихся начальных классов) Составила: Киреева Тамара Ивановна Учитель начальных классов с. Берлинка - 2011 «Дню народного единства в России посвящается…» ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России ОБОРУДОВАНИЕ: 1. электронная презентация, выставка книг об истории России ФОРМА: устный журнал 1. Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках Учитель: Сегодня мы с вами на классном часе поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и названия. 12 декабря День Победы 12 июня День народного единства 4 ноября День независимости России 23 февраля Международный женский день 9 мая День конституции 1 мая Праздник Весны и Труда 1 января Новый год 8 марта День защитника Отечества 7 января Рождество Христово (проверка – группы называют по очереди дату и соответствующий праздник) 2. Определение темы классного часа Учитель: Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся). Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует). Слайд 1 3. Выступление учащихся 1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ) 4. Пословицы о Родине. Учитель: Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете? (учащиеся перечисляют по очереди) Слайд 2 • Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах. • Без корня и полынь не растет. • Всяк кулик своё болото хвалит. • Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. • Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив. • Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова. • Москва всем городам мать. • Кто в Москве не бывал, красоты не видал. • Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая. • Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце. • В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве были разделены на благочиния по сорокам). 5. Из истории праздника. Учитель: Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? (В единстве, единении народа — сила России) Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. Учитель: Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда Россия имела примерно такой вид: Слайд 3 - Кого вы здесь видите? (Людей, которые населяли Россию, дома, дворцы и православные храмы.) - Знаете ли вы, какими сословиями было представлено население России в XVII веке? (Идет работа в группах. Учащиеся составляют список, в который по возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.) 6. О Минине и Пожарском. - Одним из жителей Руси того времени были Кузьма Минин, обычный продавец мяса и рыбы, земский староста. Он считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». - А ещё Князь Дмитрий Пожарский. Он был очень скромным и простым в обращении и никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события. Слайд 4 - Именно такие простые русские люди встали во главе ополчения, когда на русскую землю напали польские интервенты и повели в бой русских воинов. - И 4 ноября 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. Слайд 5, 6 - Кузьма Минин за свой подвиг получил в 1613 г от царя Михаила Фёдоровича Романова звание «думного дворянина» и стал получать жалование 200 рублей в год. А также царь пожаловал ему село Богородское с деревнями и дом казны на соборной площади Нижегородского Кремля. А Дмитрий Пожарский был награждён чином боярина. - Знаете ли вы, что это за памятник? Слайд 7 На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Слайд 8 - Чтобы ваше представление об этих людях стало полнее, прослушаем отрывок из пьесы А.Н.Островского «Козьма Захарьич Минин» и рассмотрим картину русского живописца Константина Маковского. Слайд 9 - Итак, осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать народное ополчение... Народ. — Эко рыдание во всем соборе! — Да и было отчего! — Гибнет, говорят, наше государство! Гибнет вера православная! — Мы за веру православную должны до смерти стоять! — А кто же прочь? — Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет! Минин. Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной? Народ. Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной. Минин. И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало — жен, детей заложим! Голоса. Заложим жен! Детей своих заложим! Минин. Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, — вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет? Народ. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо! Минин. Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа — глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, — Господи, благослови начало! — свои скопленные и трудовые — все, до единого рубля кладу! Народ (кладут деньги кто сколько может). — Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую. — Что деньги? Деньга — дело наживное! — Все отдадим! Теперь не до нарядов! — Вот наши деньги из квасного ряду! — Из рукавичного! — От ярославцев! — Костромичи собрали — принимайте! — Стрельцы Колзакова, Баима сотни! — Вот праздник, так уж праздник! Минин. И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его! Учитель: • Как называет Минина народ? • Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? • Кого поставили во главе ополчения? • Каким вам представился образ Кузьмы Минина? • Какими качествами характера обладал Кузьма Минин? Надо было спасать Родину, предстояло сделать именно то, что было не по силам целому ряду политиков, облеченных самой высокой властью. • Сделайте заключение о чертах характера Минина, выбрав нужные слова. (Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.) - Как вы думаете, приходилось ли Кузьме Минину сражаться с врагами или он предпочитал руководить опасными предприятиями из тиши кабинетов? (ответы учащихся) - А каким, по вашему мнению, оружием пользовались ополченцы того времени? (предположения учащихся) - Рассмотрите изображение сабель и определите, какая из них принадлежала Минину, а какая — Пожарскому. Обоснуйте ответ. Слайд 10 (Пожарский — князь, поэтому его сабля богаче отделана, а Минин — простой человек, и у него она простая) Слайд 11 - Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Слайд 12 - День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей? Слайд 13 - В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова: Слайд 14 Слайд 15 - Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов, повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов. 7. Итог классного часа Слайд 16 - Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Спасибо за участие в классном часе! Использованная литература 1. Лаптева Л.Ф. «За землю русскую, за Москву», // Преподавание истории в школе, №7, 2006. 2. Овчинникова Л. «Хорошая кровь не может лгать», // «Комсомольская правда», 27. 03. 1992 г. 3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель», № 3, 2004 г. 4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», № 6, 2005 г. 5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста», М., 2001 г.

Комментарии

Дегтерева Галина Дмитриевна

Тамара Ивановна, я поняла из разработки, что у вас должна быть презентация? Но где она?