Проект «Увлекательный мир птиц».

Хорошева Наталья Юрьевна

Проект «Увлекательный мир птиц».

В последнее время метод учебных проектов стал весьма популярен, и на данный момент его можно назвать основным методом внеурочной деятельности учащихся.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.Предлагаем на Ваш суд проект " Увлекательный мир птиц" для учащихся начальной школы. Работа над этим проектом сплотила не только ребят класса и классного руководителя, но и подружила учащихся 4 класса с учащимися 2 класса. Весь микрорайон, в котором расположена наша школа любовалась результатами проекта "Увлекательный мир птиц".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новошимкусская средняя общеобразовательная школа

Яльчикского района Чувашской Республики»

«Утверждаю»

Директор школы:                П.В.Кузнецов

1 сентября 2011 года

Проект работы с коллективом класса

«Формирование толерантного сознания

 и поведения обучающихся»

Разработчик классный руководитель 6 класса МОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» Ефимова Анфиса Николаевна

с.Новые Шимкусы - 2011


«Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав ливающие необходимость существенных изменений в системе образо вания: переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабель ности и толерантности».

Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Аннотация проекта

     

           Современное российское общество характеризуется нарастающим количеством социально – экономических, политических и культурных противоречий. Жизнь общества становится подверженной настроениям нетерпимости, которые связаны с возрастающими культурными, религиозными, социальными различиями между людьми. Преодоление данной ситуации, в частности, формирование толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников, становится актуальной задачей современного образования. Именно школа оказывается тем пространством взаимодействия, той актуальной средой, которая ответственна за формирование толерантности в обществе. Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективна эта работа будет только тогда, когда будет вестись с ребенком с его раннего детства.

        Основная идея проекта по формированию толерантных качеств у обучающихся заключается в том, чтобы создавать условия для развития ценностных качеств личности школьника. Акцент при этом делается на те качества, которые помогают ценить культурное и социальное различие между людьми, воспитывают терпимое, толерантное отношение к окружающим. Следует заметить, что формирование личности невозможно без создания соответствующей среды, благоприятной для развития мировоззренческих установок школьника. Поэтому в данном случае целесообразно использовать комплексный подход, заключающийся в продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций села и действующий в течении всего периода учебы.

Проект охватывает как учебную деятельность, так и  внеурочное время. Ежегодно планы мероприятий по развитию толерантности меняются.


Описание проблемы, на решение которой направлен проект

Выбор темы инновационного проекта «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся» не является случайным. Обоснованием выбора темы, во-первых, является предложение  участников Всероссийского образовательного форума  "Селигер - 2009"  проводить 1 сентября кроме уроков мира также и уроки толерантности.  Президент России Д. Медведев поддержал это предложение, отметив, что на них можно и нужно обсуждать вопросы национального многообразия России и толерантного отношения друг к другу; во-вторых, в 6 классе начинается половое созревание, дети начинают ощущать разницу между полами, становятся стеснительными, появляются секреты у мальчиков и девочек, начинаются трения, споры. В моем 6 классе ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.

 Чувашия – многонациональная республика, и мы должны понять, что здесь обучаются дети разных национальностей: чуваши, русские, татары, украинцы, мордва, марийцы. Чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма, и разработан данный проект.

Научная проблема характеризуется вопросом, как с помощью формирования толерантного сознания и поведения обучающихся  получить представление о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности?

Объект исследования: коллектив учащихся класса

Предмет исследования: самоактуализирующаяся личность, результат формирования толерантных качеств.


Концептуальный подход, замысел, идея проекта

Концептуальная новизна проекта заключается в развитии у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.  Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; развитие у воспитанников терпимости к различиям между людьми; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания; продолжение формирования толерантного отношения одноклассников между собой – этому способствует проект «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся».

Замысел: есть предположение, что формируя у учащихся толерантные качества в учебно-воспитательном процессе, результатом педагогической деятельности станет самоактуализирующаяся личность.

В основу представленного проекта положены:

- идеи Платона о своеобразии диалогового взаимодействия  «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя).

- идеи, изложенные в Декларации ООН по правам человека,  и общие положения о правах ребенка, раскрытые  в Конвенции прав ребенка о необходимости создания системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);

 - идеи И.Я.Яковлева о связи школы с производительным трудом и жизнью народа;

- идеи В. А. Сухомлинского о постижении полноты своей духовной жизни, радости труда и творчества, о приобщении к богатствам человеческой культуры,  о воспитании потребностей у ребенка;

- идеи Л.Н.Толстого о проведении уроков на природе.


Цель и задачи проекта

Цель:        Формирование толерантного взаимодействия между девочками и мальчиками 6 класса                

Задачи:

1.  Формирование  у учащихся  черт толерантной личности.

2. Развитие способностей понимать важнейшие принципы толерант ности и применять их в повседневной жизни.

3.  Снижение конфликтных ситуаций  в классном коллективе.

4. Внедрять новые методики, формы и приемы работы по развитию школы толерантности в классном коллективе.


Основное содержание

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе и классе.

           На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать проект «Формирование толерантного сознания и поведения обучающихся».

Чувашия – многонациональная республика, и мы должны понять, что здесь обучаются дети разных национальностей: чуваши, русские, татары, украинцы, мордва, марийцы. Уроки культуры родного края для нас являются обязательными, после уроков ребята занимаются в «Кружке чувашского языка»,  «Клубе любителей английского языка», проводятся языковые декады. Традиционными становятся образовательные экскурсии-погружения, которые  выводят ребят на проектную и исследовательскую деятельность, а  также развивают коммуникативные умения. В  зависимости от возраста нами осваивается и разная географическая территория: город Чебоксары (1-4 классы) – районы республики (Шоршелы, Марпосад, Канаш, Ибреси, Шемурша, Ядрин, 5-9 классы) -  Россия (Волгоград, Золотое Кольцо, Киров, Петербург, Северный Кавказ, 10-11 классы) - Европа (Париж, Марсель, после школы).

                  Еще одним направлением проекта является профилактика ксенофобии и обучение азам толерантного отношения к людям  разных культур, социального слоя и физических возможностей. Мы сформировали добровольческие команды, помогающие людям пожилого возраста и людям с проблемами здоровья.

            Кроме того, в рамках данного проекта ребята активно  включились в практику помощи  детям: для малышей  собираются подарки,  организуются концерты.

        Реализовывать идеи формирования толерантного поведения способствует выполнение классным руководителем следующих принципов:

— в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;

— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип образовательной стратегии;

— принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;

— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
— ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;

— принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

Ребята понимают, что быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Создание Цветка толерантности поможет им глубже понять, что все мы -  разные, все мы – равные!


Этапы и сроки реализации проекта

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом  реализации проекта является организация системы дел в классе на протяжении одного года.

Время реализации проекта:  с сентября 2011 года по июнь 2012  года

1 этап (ориентационно - мотивационный), первая половина сентября 2011 года

        Цель - ознакомление с основными задачами коллектива по созда нию положительного настроения в коллективе (на основе результатов анкетирования, анализа реальной ситуации в классе (состояние толерантности) и обнаружения «очагов нетерпимости»)

Форма реализации - заседания актива класса, родительские собрания.

2 этап (системно-информационный), вторая половина сентября

Цель - уяснение, как решить задачи, поставленные активом класса по реализации проекта формирования толерантного сознания и поведения обучающихся.

Форма реализации - научно-практические семинары по теории и практике методик, форм, приемов развития толерантного сознания и поведения обучающихся; создание творческой группы с участием учителей по данной проблеме, консультирование родителей, анкети рование учащихся.

3 этап (реализации), октябрь 2011 года – май 2012 года.

        Цель - практический переход на выполнение проекта

Форма реализации - уроки, классные часы, общешкольные конкурсы и праздники с участием детей и взрослых при поддержке общественных организаций.

4 этап (заключительный, творческий), июнь 2012 года.

        Цель — подвести итоги

Форма реализации - самоанализ результативности работы, анализ итогов и определение перспектив работы

Механизм реализации проекта

Сроки

Мероприятие с учащимися

Работа с родителями

Ответственные

Сентябрь

Анкетирование «Чер ты толерантной лич ности».  Выборы совета класса, актива уче нического самоуправ ления. Уроки, классные часы, игры «Детские выборы»

Родительское соб рание, анкетирова ние «Черты толе рантной личности»

Классный руководитель, родительский комитет

Октябрь

Просмотр и обсужде ние кинофильма «Чучело», выезд на экскурсию в деревню Сеспель Канашского района

Классный руководитель, социальный педагог

Ноябрь

    Выставка детского творчества, посвященная празднованию всемирного Дня толерантности

Проведение Дня толерантности и  Недели Добра

Родительское собрание: «Роль родителей в формировании толерантного сознания и поведения обучающихся»

Классный руководитель, актив класса, социальный педагог

Декабрь

Урок культуры «Я уважаю разнообра зие культуры народов России».

Конкурс рисунков «Россия - Родина моя (к Дню Конститу ции)».

Посещение выставки книг в школьной библиоте ке «Поэты и писатели многонациональной России».

 Конкурс современных танцев «Грация».

Классный руководитель, учитель культуры родного края, библиотекарь

Январь

        «Дом, в котором живет Уважение»: cоставление фотоальбома: «Моя большая семья»

Беседа: «Дружный класс – залог успеха»

Акция «Дарите людям доброту»

Родительское со брание «Права ре бенка и права человека»

Февраль

Классный час: «Горжусь собой, своей семьей, своей страной».

Презентация «Я горжусь тобой, мой класс"

Анкетирование «Скажем наркотикам НЕТ!»

Встреча с психологом-наркологом

Классный руководитель, актив

Март

Конкурс рисунков, сочинений «Семейные традиции».

Участие в проекте «Моя родословная»

Вечер «Дружная веселая семейка»

Классный руководитель, члены редколлегии

Апрель

Анкетирование уча щихся «Добрая шко ла. Что это значит?»

Классный час «Почему человек должен быть доб рым?»

Спектакль-концерт  «Вдохновение» для воспитанников детского сада

Социальный педагог, культмассовый сектор

Май

Литературный фестиваль «Книга добрых сказок»

Развивающие занятия «Я. Ты. Мы!»

Семейные просмот ры спектаклей в те атре кукол, театре оперы и балета

Библиотекарь, классный руководитель

Июнь

Итоговое анкетирование

Самоанализ результатов работы

Анкетирование

Защита результата реализации проекта на ШМО классных руководителей

Классный руководитель


Ожидаемые результаты и целевые показатели

Жизнь нашей школы насыщена событиями. Многие мероприятия стали традиционными. Это и фольклорный фестиваль, и фестиваль фронтовых песен, и Новогодний серпантин. Тем не менее, важна и внутренняя жизнь каждого класса. Она наиболее полно раскрывает творческий потенциал каждого ученика, даёт возможность выразиться, обменяться опытом. Семейные и национальные традиции играют при этом важную роль. А если в подготовке классного мероприятия принимают участие и родители, ценность его возрастает вдвойне. Я надеюсь, что система мероприятий по воспитанию культуры толерантных отношений в нашем классе даст положительный результат. Трудно измерить в цифрах атмосферу в классе, межличностные отношения и т.п., но эти изменения обязательно отразятся на личностном становлении каждого ребёнка. Я считаю, что это самый важный результат моей работы. 

Ожидаемый результат:

   сформированное толерантное взаимодействие между девочками и мальчиками 6 класса, а комплексно-целевая деятельность должна привести

  1. к укоренению в классе духа толерантности,
  2. развитию у школьников черт толерантной личности, способной
  1. понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни,
  2. уметь предупреждать конфликты в классе, школе,
  3. разрешать их ненасильственным путём.

 

Целевой показатель –

самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  1. активное восприятие действительности и способность хорошо ори ентироваться в ней;
  2. принятие себя и других людей такими, какие они есть. Непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
  3. сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности соз наний на собственных чувствах и переживаниях;
  4. обладание чувством юмора;
  5. развитые творческие способности;
  6. неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
  7. озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
  8. способность к глубокому пониманию жизни;
  9. установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
  10. способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения;
  11. непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, так, как это обычно делают дети;
  12. умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, с учетом мнения других людей, традиций или условностей, позиций авторитетов;
  13. открытое и честное поведение во всех ситуациях;
  14. готовность распространять, утверждать нетрадиционные взгляды;
  15. способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
  16. приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
  17. умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивленце других людей.

Предполагаемые затраты

№ п/п

Направления работы

Наименование и виды необходимых затрат

1.

Обучение актива.

Приобретение методических материалов, литературы.

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

2.

Тестирование учащихся, определение «очагов нетерпимости».

Приобретение литературы по психологии

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

3.

Организация работы

Приобретение дисков, настольных и развивающих игр.

Расходные материалы (канц.принадлежности, картриджи для принтера, бумага и т.д.)

Непредвиденные расходы:

Всего:


Основные целевые группы

I. Заинтересованные стороны:

  1. Отдел образования и молодежной политики администрации Яльчикского района. Считает проект одним из путей решения вопросов национального многообразия России, толерантного отношения друг к другу и задачи формирования толерантности в качестве целостной мировоззренческой установки школьников.
  2. Школа. Решает воспитательные и развивающие задачи поддержания и сохранения замечательных традиций общения, сложившихся в классах, помогает  ребятам прожить  школьные годы в дружной теплой атмосфере, остаться друзьями в дальнейшем.


II. Пользователи:

  1. Учащиеся. Хотят, чтобы в классе было взаимопонимание и дружеская обстановка, когда хочется и интересно учиться, чтобы к ним относились с  уважением, видели в них личность, чтобы их научили общаться друг с другом, развивать свои способности, иметь успех в социальном взаимодействии.
  2. Родители. Желают, чтобы их дети могли понимать других, хотят воспитать терпимость в них.
  3. Учителя. Хотят воспитать личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитaвшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности; сохранять здоровье учеников.


Риски и ограничения реализации проекта в краткосрочной и долгосрочной перспективе

  1.        Невысокий уровень мотивации учащихся к формированию толерантного сознания и поведения.
  2.        Недобросовестное отношение к работе всех субъектов образовательного процесса: учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных организаций села, района.
  3.       Нежелание родителей обучать детей толерантному поведению.