Распределение класса на микроколлективы

Федурина Ирина Викторовна

Распределение класса на микроколлективы

Распределение учащихся класса на микроколлективы
В последнее время в школьном образовании и воспитании все больше делается акцент на развитие личности. Классы начальной школы соревнуются друг с другом в выборе программ развивающего обучения, главной задачей которого является стремление уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к развитию у ребенка теоретического мышления, способного быстро находить нужное решение и уметь действовать в нестандартных ситуациях. Однако еще Аристотель заметил, что «коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу», поэтому полностью отказываться от идеи развития класса, как единого сплоченного коллектива, я думаю, не стоит.
Главной функциональной ячейкой класса является микроколлектив. Распределение учащихся на микроколлективы проводится на общем сборе.
Вспомним задачи общего сбора:
- Выбрать командира класса и его помощника;
- Распределить класс на микроколлективы;
- Выбрать командиров микроколлективов;
- Распределить обязанности по микроколлективам;
- Распределить обязанности внутри микроколлектива;
- Наметить дату сбора рождения нового коллектива или «визитки».
Мы проводим общий сбор 4 раза в год в начале четверти на часе общения (классном часе) и очень трудно первоначально правильно наметить все действия, распределить время, грамотно расставить акценты, а самое главное – правильно объяснить маленьким детям, что они должны делать. Но постепенно приходит опыт, ученики знакомятся с функционалом, и уже не вы, а они сами намечают все операции. Организаторы придумывает форму распределения на микроколлективы, хозяйственники готовят класс, учебный сектор – необходимые канцтовары. Всем процессом руководит командир класса и его помощник. Конечно, без участия классного руководителя не обойтись, ведь именно он главный координатор всей деятельности в классе.
Распределение учащихся класса на микроколлективы имеет ряд последовательных действий:
1. Класс садится по микроколлективам.
2. Действующий командир класса предлагает 1-2 минуту на обдумывание кандидатур для выбора нового состава командования.
3. Каждый коллектив предлагает свою кандидатуру, которая записывается на доске.
Непременное условие: если действующий командир класса мальчик, то кандидаты на новую должность – девочки, а помощника тогда выбираем мальчика.
4. Выборы проводим открытым голосованием. Голосуем за каждую кандидатуру. Ученик, набравший большее количество голосов становится командиром класса. Точно так же выбираем помощника командира.
5. Командир и помощник поздравляют своих преемников с вступлением в должность и передают полномочия.
6. Новый состав командования начинает работу по распределению класса на микроколлективы.
7. Ребята садятся на свои места в новом составе и в течение нескольких минут выбирают командира внутри микроколлектива, а представитель организаторов готовит жеребьевку по деятельности.
8. Новые командиры микроколлективов представляются классу и по одному вытягивают листочек с деятельностью, которой будут заниматься в этом составе.
9. Еще несколько минут дается на распределение и оглашение обязанностей внутри микроколлектива.
10. Назначается время для подготовки творческих бумажных «визиток» и намечается дата сбора рождения нового коллектива.
Все действие по распределению учащихся класса на микроколлективы занимает 45 минут. На начальном этапе классный руководитель сам руководит этой операцией, да и в дальнейшем должен координировать все действия детей. Возможность побывать в роли командира или его помощника стараемся дать всем ученикам, так как груз ответственности организует, дисциплинирует, заставляет лучше учиться, быть примером. Однако далеко не всем удается справиться с должностью. Некоторые ребята хотят побывать в роли командира, но, не обладая достаточным набором лидерских качеств, быстро устают, пасуют перед трудностями, не справляются с классом. Для многих самоуправление – это игра, а как пропадает интерес к игре, так и делать ничего не хочется. Классный руководитель должен постоянно подогревать этот интерес, придумывать новые формы, поддерживать детские идеи.
Способы распределения класса на микроколлективы ребята придумывают сами. Это входит в обязанности организаторов. Вот некоторые из них.
1. Жеребьевка. Готовится листочки бумаги, нумеруются по количеству групп (как правило, делаем 4-5 групп), перемешиваются. Чтобы получилось равномерное распределение по количеству мальчиков и девочек, сначала подходят к столу те, кого меньше в классе. У нас меньше мальчиков, поэтому сначала жребий тянут они. Дети становятся по группам в соответствие со своим номером.
2. Набери себе команду – выбираются сначала командир класса и его помощник, а потом каждый из них, и старый, и новый командный состав, начинает набирать команду. Они становятся в ряд и приглашают к себе одноклассников. Выходят по одному, девочки выбирают мальчиков и наоборот.
3. Клуб друзей – набираются коллективы по симпатиям. От этого способа мы сразу отказались, так как друзья очень плохо работают вместе.
4. Воля случая – перед командиром список класса и, закрыв глаза, он попадает ручкой на чью-либо фамилию и отправляет выбранного ученика в ту или иную группу. Дети нашего класса очень любят этот способ.
5. Веселая считалочка – формирование коллективов на основе обычной детской считалки.
6. Распределение по видам деятельности – на лицевой стороне доски чертится таблица, квадраты которой пронумерованы по количеству детей. Таких таблиц две: одна для мальчиков, другая для девочек. С обратной стороны доски в такие же квадраты вписаны 4 вида деятельности. Дети по одному называют номер, в ведущая смотрит на оборот доски и говорит вид деятельности, которым ребенок будет заниматься. Постепенно все распределяются по 4 группам.
Однако, прежде чем вы разделите класс на микроколлективы, вы должны четко представлять, а что будут делать у вас ребята внутри коллектива, какой деятельностью заниматься. Разбить класс на группы много труда не составит, так поступали и раньше, например, в моей юности мы делились на звенья, на звездочки и т. д. Главное - не разделить детей, а сплотить их совместной работой. Сколько будет у вас видов деятельности, столько будет и микроколлективов. В поиске оптимального варианта деятельности для класса мы испробовали много. Коллективы были организаторами, редакторами, помощниками классного руководителя, информаторами, хозяйственниками, помощниками первого класса, «учебниками» (так они сами назвали учебный сектор) и многими другими. В итоге сами эффективными оказалось 4 вида деятельности, которые мы наполнили своим функционалом и уже не меняем.
Это организаторы, редакторы, хозяйственники и учебный сектор.

Организаторы отвечают за подготовку и проведение всех праздников класса и школы, конкурсов, турниров; придумывают различные способы пересаживания и распределения по микроколлективам; организовывают внешкольные походы в кино, на каток, на прогулки и т.д.
Редакторы отвечают за оформление классного уголка, изготовление стенгазет, боевых листков во время дежурства по школе, презентаций для родительских собраний и школьного телевидения, поздравлений ко дню рождения и праздникам и многое другое.
Хозяйственники следят за порядком в классе: контролируют чистоту посуды, шкафов, занимаются цветами, накрывают и убирают столы для праздников, готовят класс к работе по микроколлективам, делают генеральную уборку. Отдельный ученик отвечает за ключ от класса.
Учебный сектор (учебники) – это помощники классного руководителя в учебной деятельности. Они работают с доской объявлений, где записывается учебная информация и изменения в расписании. Специальное место выделено для записи домашнего задания по всем предметам. Обязательное условие: домашнее задание на доске сохраняется до следующего урока, даже если он 1 раз в неделю. Кроме того, ребята контролируют порядок в учебниках, дневниках, делают табели, экран успеваемости, проводят рейтинги, работают с отстающими и т.д. Есть специальная должность ответственного за методический шкаф, где хранятся тетради для контрольных работ и методические пособия.
Внутри микроколлектива каждый ученик отвечает за какой-либо вид деятельности. Это важно, так как командно дети готовятся к общему делу (КТД), но есть повседневные обязанности, которые должен знать и выполнять любой. При такой расстановке сил в микроколлективе нет изгоев, все заняты, и обязанность у каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. Задача командира микроколлектива – направлять своих подчиненных и контролировать их деятельность.
Таким образом, общая работа в классе и микроколлективе, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе, повседневный труд на благо родной школе содействуют основной цели образования - социализации учащихся. А ежедневная возможность самостоятельно предполагать, думать, восхищаться, генерировать идеи, решать проблемы в полной мере способствуют развитию гармоничной личности.
В предложенном видеофрагменте показано примерное распределение класса на микроколлективы. Дети говорят немного тихо, но сам принцип распределения класса, я думаю, понять можно. Желаю всем удачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspredelenie_uchashchihsya_klassa_na_mikrokollektivy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Распределение учащихся класса на микроколлективы

В последнее время в школьном образовании и воспитании все больше делается акцент на развитие личности. Классы начальной школы соревнуются друг с другом  в выборе программ развивающего обучения, главной задачей которого является стремление уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к развитию у ребенка теоретического мышления, способного быстро находить нужное решение и уметь действовать в нестандартных ситуациях. Однако еще Аристотель  заметил, что «коль   человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу», поэтому полностью отказываться от идеи развития класса, как единого сплоченного коллектива, я думаю, не стоит.

Главной функциональной  ячейкой класса является микроколлектив.  Распределение учащихся на микроколлективы проводится на общем сборе.

Вспомним задачи общего сбора:        

- Выбрать командира класса и его помощника;

- Распределить класс на микроколлективы;        

- Выбрать командиров микроколлективов;

- Распределить обязанности по микроколлективам;

- Распределить обязанности внутри микроколлектива;

- Наметить дату сбора рождения нового коллектива или  «визитки».

Мы проводим общий сбор 4 раза в год в начале четверти на часе общения (классном часе) и  очень трудно первоначально правильно наметить все действия, распределить время, грамотно расставить акценты, а самое главное – правильно объяснить маленьким детям, что они должны делать. Но постепенно приходит опыт, ученики знакомятся с функционалом, и уже не вы, а они сами намечают все операции. Организаторы придумывает форму распределения на микроколлективы,  хозяйственники готовят класс, учебный сектор – необходимые канцтовары. Всем процессом руководит командир класса и его помощник. Конечно, без участия классного руководителя не обойтись, ведь именно он главный координатор всей деятельности в классе.

Распределение учащихся класса на микроколлективы имеет ряд последовательных действий:

  1. Класс садится по микроколлективам.
  2. Действующий командир класса предлагает 1-2 минуту на обдумывание кандидатур для выбора нового состава командования.
  3. Каждый коллектив предлагает свою кандидатуру, которая записывается на доске.

Непременное условие: если действующий командир класса мальчик, то кандидаты на новую должность – девочки, а помощника тогда выбираем мальчика.

  1. Выборы проводим открытым голосованием. Голосуем за каждую кандидатуру. Ученик, набравший большее количество голосов становится командиром класса. Точно так же выбираем помощника командира.
  2. Командир и помощник поздравляют своих преемников с вступлением в должность и передают полномочия.
  3. Новый состав командования начинает работу по распределению класса на микроколлективы.
  4. Ребята  садятся на свои места в новом составе и в течение нескольких минут выбирают командира внутри микроколлектива, а представитель организаторов готовит жеребьевку по деятельности.
  5. Новые командиры микроколлективов представляются классу и по одному вытягивают листочек с деятельностью, которой будут заниматься в этом составе.
  6. Еще несколько минут дается на распределение и оглашение обязанностей внутри микроколлектива.
  7.  Назначается время для подготовки творческих  бумажных «визиток» и намечается дата сбора рождения нового коллектива.

Все действие по распределению учащихся класса на микроколлективы занимает 45 минут. На начальном этапе классный руководитель сам руководит этой операцией, да и в дальнейшем  должен координировать все действия детей. Возможность побывать в роли командира или его помощника стараемся дать всем ученикам, так как груз ответственности организует, дисциплинирует, заставляет лучше учиться, быть примером. Однако далеко  не всем удается справиться с должностью. Некоторые ребята хотят побывать в роли командира, но, не обладая достаточным набором лидерских качеств, быстро устают, пасуют перед трудностями, не справляются с классом. Для многих самоуправление – это игра, а как пропадает интерес к игре, так и делать ничего не хочется.  Классный руководитель должен постоянно подогревать этот интерес, придумывать  новые формы, поддерживать детские идеи.

 Способы распределения класса на микроколлективы ребята придумывают сами. Это входит в обязанности организаторов. Вот некоторые из них.

  1. Жеребьевка. Готовится листочки бумаги, нумеруются по количеству групп (как правило, делаем 4-5 групп), перемешиваются. Чтобы получилось равномерное распределение по количеству мальчиков и девочек, сначала подходят к столу те, кого меньше в классе. У нас меньше мальчиков, поэтому сначала жребий тянут они. Дети становятся по группам в соответствие со своим номером.
  2. Набери себе команду – выбираются сначала командир класса и его помощник, а потом каждый из них, и старый, и новый командный состав, начинает набирать  команду. Они становятся в ряд и приглашают к себе одноклассников. Выходят по одному, девочки выбирают мальчиков и наоборот.
  3. Клуб друзей – набираются коллективы по симпатиям. От этого способа мы сразу отказались, так как друзья очень плохо работают вместе.
  4. Воля случая – перед командиром список класса и, закрыв глаза, он попадает ручкой на чью-либо фамилию и отправляет выбранного ученика в ту или иную группу. Дети нашего класса очень любят этот способ.
  5. Веселая считалочка – формирование коллективов на основе обычной детской считалки.
  6. Распределение по видам деятельности – на лицевой стороне доски чертится таблица, квадраты которой пронумерованы по количеству детей. Таких таблиц две: одна для мальчиков, другая для девочек. С обратной стороны доски в такие же квадраты вписаны 4 вида деятельности.  Дети по одному называют номер, в ведущая смотрит на оборот доски и говорит вид деятельности, которым ребенок будет заниматься. Постепенно все распределяются  по 4 группам.

Однако, прежде чем вы разделите класс на микроколлективы, вы должны четко представлять, а что будут делать у вас ребята внутри коллектива, какой деятельностью заниматься. Разбить класс на группы много труда не составит, так поступали и раньше, например, в моей юности мы делились на звенья, на звездочки и т. д.  Главное -  не разделить детей, а сплотить их совместной работой.  Сколько будет у вас видов деятельности, столько будет и микроколлективов. В поиске оптимального варианта деятельности для класса мы испробовали много. Коллективы   были организаторами, редакторами, помощниками классного руководителя, информаторами, хозяйственниками, помощниками первого класса, «учебниками» (так они сами назвали учебный сектор) и многими другими. В итоге сами эффективными  оказалось 4 вида деятельности, которые мы наполнили своим функционалом и уже не меняем.

 Это организаторы, редакторы, хозяйственники и учебный сектор.

 Организаторы отвечают за подготовку и проведение всех праздников класса и школы, конкурсов, турниров; придумывают  различные способы пересаживания и распределения по микроколлективам; организовывают внешкольные  походы в кино, на каток, на прогулки и т.д.

Редакторы  отвечают за оформление классного уголка, изготовление стенгазет, боевых листков во время дежурства по школе, презентаций для родительских собраний и школьного телевидения, поздравлений ко дню рождения и праздникам и многое другое.

 Хозяйственники следят за  порядком в классе: контролируют чистоту посуды, шкафов, занимаются цветами, накрывают и убирают столы для праздников, готовят класс к работе по микроколлективам, делают генеральную уборку. Отдельный ученик отвечает за ключ от класса.

Учебный сектор (учебники) – это помощники классного руководителя в учебной деятельности. Они работают с доской объявлений, где записывается учебная информация и изменения в расписании. Специальное место выделено для записи домашнего задания по всем предметам. Обязательное условие: домашнее задание на доске сохраняется до следующего урока, даже если он 1 раз в неделю. Кроме того, ребята  контролируют порядок в учебниках, дневниках, делают табели, экран успеваемости, проводят рейтинги, работают с отстающими и т.д. Есть специальная должность ответственного за методический шкаф, где хранятся тетради для контрольных работ и методические пособия.

Внутри   микроколлектива каждый ученик отвечает за какой-либо вид деятельности. Это важно, так как командно дети готовятся к общему делу (КТД), но есть повседневные обязанности, которые должен знать и выполнять любой. При такой расстановке сил в микроколлективе нет изгоев, все заняты, и обязанность у каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями. Задача командира микроколлектива – направлять своих подчиненных и контролировать их деятельность.

Таким образом, общая работа в классе и микроколлективе, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе, повседневный труд на благо родной школе содействуют  основной цели образования -  социализации учащихся. А ежедневная возможность самостоятельно  предполагать, думать, восхищаться, генерировать идеи, решать проблемы в полной мере способствуют развитию гармоничной личности.

В предложенном видеофрагменте показано примерное распределение класса на микроколлективы. Дети говорят немного тихо, но сам принцип распределения класса, я думаю, понять можно. Желаю всем удачи и удовольствия от творческой работы вместе с детьми.