Воспитательная программа "Азбука самосохранения. Или от знания опасностей в мир безопасности"

Воспитательная программа "Азбука самосохранения. Или от знания опасностей в мир безопасности"

Настоящая программа является программой воспитания личности безопасного типа поведения, способной  к сохранению жизни и здоровья в современном социуме.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК

Республики Башкортостан

                                    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

                 

               

                                                                 ИЛИ

                  «ОТ ЗНАНИЯ ОПАСНОСТЕЙ - В МИР БЕЗОПАСНОСТИ»

   

                                                   АВТОР: ЧИПЕЕВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,

                                                                  УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                              2012 год

                                                      ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК».

                                                                                                                                Стр.                                                                                                                                              

  1. Общие положения                                                                                        3
  2. Обоснование                                                                                                 4
  3. Цель. Задачи                                                                                                  7
  4. Ожидаемый результат                                                                                  8
  5. Содержание                                                                                                  
  1. Ценности. Отношения.                                                                       9
  2. Знания                                                                                                 10
  3. Умения, навыки                                                                                 14                                                                                
  4. Роли или позиции                                                                              14                  
  5. Жизненный опыт                                                                               15
  1. Модель реализации тематической программы воспитания                    16
  2. Используемая литература                                                                           22

     8.  Приложение                                                                                                  25

                                   

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Настоящая программа является программой воспитания личности безопасного типа поведения, способной к сохранению жизни и здоровья в современном социуме. Составлена с учетом особенностей детей младшего школьного возраста. Предполагает участие детей 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет. Может реализовываться в течение 3 или 4 лет на базе общеобразовательной школы в учебное и внеурочное время при активном сотрудничестве с семьей.

      Основные этапы реализации программы:

 - Оценочно-ориентационный этап включает диагностику личности младшего школьника по выделенным критериям;

 -Этап целеполагания предусматривает постановку цели и задач, вид и объем необходимой информации по формированию представлений о социальной безопасности, выбор средств по корректировке мышления и поведения школьника, направленного на самосохранение;

- Деятельно-практический этап – определяет специально организованное взаимодействие между учеником и учителем, характер и вид индивидуальной помощи ученику в становлении готовности;

- Контрольный этап – предусматривает оценку результатов учебно-воспитательной деятельности в ходе реализации программы; определение уровня сформированности готовности к самосохранительному поведению; корректировку программы на всех этапах ее реализации, в случае необходимости.

   

      2. ОБОСНОВАНИЕ

        Актуальность программы обусловлена возросшими в обществе рисками для жизни детей, ухудшением криминогенной обстановки в городах и населенных пунктах, изменениями, которые произошли в сознании людей, в их ценностных ориентациях, и, в связи с этим, все возрастающим вниманием общества к вопросам воспитания личности безопасного типа поведения, способной сохранять жизнь и здоровье в современном социуме. Очевидно противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха социальных рисков и реальным уровнем готовности подрастающего поколения предвидеть, избегать и в случае необходимости действовать в опасной ситуации.

      В процессе школьного обучения и воспитания младшие школьники получают не полное представление о безопасном поведении в ситуациях социального риска. Отсутствие активной познавательной деятельности учащихся в этой области в учебное и внеурочное время, в основе которой лежит самостоятельный поиск решения проблемной учебной задачи, не создает условий для формирования мотивов самосохранительного поведения, не обеспечивает использования полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. Поэтому содержание тематики основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах, преподаваемой в рамках предмета «Окружающий мир», тематики классных часов и внеклассных мероприятий, требует доработки в данном направлении.

          Указанные противоречия свидетельствуют о том, что важной проблемой является сегодня обеспечение эффективности педагогического воздействия на формирование мотивационно-ценностного, когнитивного, действенно-практического компонентов готовности младшего школьника к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска и расширение его личного позитивного опыта самосохранения в условиях образовательного процесса школы.

Актуальность программы вытекает еще и из потребностей родителей учеников нашей школы: при опросе которых (опрос проводился на базе МОБУ СОШ № 13 городского округа г.Нефтекамск, было охвачено более 100 родителей младших школьников) на тему «Безопасность ребенка глазами родителей» выяснилось, что вектор родительских опасений и тревог направлен в сторону социальных взаимоотношений и что проблема безопасности жизни и здоровья детей – одна из актуальных в современной семье [14].

      ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

      Необходимость решения проблемы формирования готовности младшего школьника к самосохранительному поведению несомненна. Когда ребенок поступает в школу, расширяется поле его деятельности и общения. Он начинает движение из ограниченного семейного круга в социум с большим интересом и любопытством. Следовательно, у первоклассника возрастает  вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами.

        Воздействие социальных рисков на школьника, усиливается не только в связи с увеличением масштабов его деятельности, но и такими внутренними факторами риска, как стремление к аутодеструктивному поведению, потребность в удовлетворении исследовательских инстинктов, когда наиболее привлекательными становятся социально опасные места (свалки, подвалы, сараи, чердаки и т.п.).

         На развитие отношений ребенка с миром влияют и социально-психологические особенности возраста - доверчивость, впечатлительность, внушаемость (податливость),  наличие высокого авторитета взрослого (что ставит ребенка в заведомо зависимое  положение в отношениях с недобропорядочным взрослым и накладывает на детское поведение черты виктимности, как соглашательство, подчинение). Известно, что преступники в своих противоправных действиях пользуются именно этими особенностями младших школьников, обещая прокатить их на машине, угостить конфеткой, показать компьютерную игру. К сожалению, многие дети соглашаются  на эти уловки, т.к. искренне рады яркой игрушке, красочной книжке и не подозревают об опасности.

       На наш взгляд, важно развивать у школьников критичность к собственному поведению и деятельности в рамках общественно значимых   и принятых на личностном уровне смыслов безопасности и самосохранения. В обучении и воспитании использовать такие методы, которые бы не испугали детей, не погасили их доверие, эмоциональность, умение чувствовать и удивляться.

       Подчеркнем, что, например, недостаток доверия к миру может стать основой для формирования деструктивной агрессии, немотивированных страхов. В то же время важно научить их контролировать свои действия и поступки, быть осторожным, следовать заданным правилам, уметь оценивать окружающую обстановку с точки зрения безопасности.

      Выполняя эту задачу, следует опираться на то, что в младшем школьном возрасте активно происходит формирование произвольности (восприятия, внимания, памяти, психомоторной и интеллектуальной деятельности), внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии, самоконтролю. Именно поэтому ребенок может успешно овладеть первичными средствами анализа своего состояния и поведения других людей, навыками его  саморегуляции.

         На характер реакции ребенка при угрозе влияет его темперамент,  особенности которого характеризуют различные стороны динамики психической деятельности и поведения. К таким особенностям относят способность обнаружить сигналы опасности, скоростные возможности реагирования на нее. Педагогу необходимо знать особенности темперамента своих воспитанников и учитывать при формировании готовности к самосохранительному поведению. Так, например, у меланхолика надо поддерживать уверенность в себе, в своих силах, а его чувствительность позволяет ему замечать слабые сигналы опасности. У холерика как у человека быстрого и порывистого следует развивать внимательность, осторожность, уравновешенность.

        Индивидуальные качества характера оказывают значительное воздействие на выбор стратегии поведения Уверенный, бойкий ребенок, умеющий отстаивать свою позицию в жизни, быстрее и с наименьшим ущербом для себя сумеет сориентироваться в опасной ситуации (стресс мобилизует его силы и способствует самосохранению), чем робкий, застенчивый, боязливый, который  в обычных жизненных ситуациях испытывает страх, тревогу и волнение и не готов сопротивляться.

         С другой стороны, важно научить ребенка разбираться, когда отстаивать свою собственность можно и нужно, а когда сопротивление несет риск для жизни (например, если грабитель вооружен). Школьник должен оценить свои шансы и уметь отступить в целях самосохранения.

        Изменения, произошедшие в нашем обществе, наложили свой отпечаток  на современного младшего школьника. Кроме перечисленных особенностей присущих ему как представителю среднего детства, он приобрел черты и качества, отличающие его от ребенка, скажем, начала 90-х годов XX в.  (излишняя прагматичность, расчетливость, агрессивность, нетерпимость), которые могут явиться предпосылкой деструктивного поведения, когда ребенок не задумывается о своей безопасности и  сам становится опасным для других.

        Также происходят  изменения в сфере ценностного сознания учащихся в сторону значительного перевеса важности материальной составляющей в жизни [13].  Ценностными объектами для младших школьников оказывается, прежде всего, материальное благосостояние [6].

              Таким образом, для решения проблемы формирования готовности младших школьников к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска требуется комплексный подход, который предполагает как учет объективных закономерностей развития ребенка, так и  новых  приобретений, характеризующих его как современного представителя данной возрастной категории.

      3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

      Цель – формирование готовности младшего школьника к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска.

       Под готовностью к самосохранительному поведению нами понимается состояние личности школьника, которое активизирует его поведение, дает возможность принимать самостоятельные решения и проявляется в способности к продуктивной реализации действий самосохранительного характера, опирающихся на имеющиеся знания, умения и опыт.

      Задачи:

- сформировать представления, знания о криминогенных ситуациях, которые могут произойти в повседневной жизни, правилах безопасного поведения, уменьшающих риск возникновения опасности, способах самосохранительного поведения в опасной ситуации;

- помочь овладеть умениями оценивать ситуацию с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья, предвидеть развитие событий, избегать или противостоять давлению взрослого и сверстника;

- способствовать развитию способностей и качеств личности, необходимых для самосохранения в рискованных ситуациях – критичности мышления, осторожности, внимательности, быстроты реакции, доброты, отзывчивости, сообразительности;

-   научит ценить жизнь во всех ее проявлениях, заботиться о сохранности своей жизни, понимать, что ЖИЗНЬ во многом зависит от собственного поведения: обязательного соблюдения правил безопасного поведения в окружающем мире и умения следовать алгоритму самосохранительного поведения в опасной ситуации.

- организовать психологическое сопровождение младших школьников в процессе освоения ими содержания программы, обеспечивающее состояние внутреннего комфорта, препятствующее возникновению стресса, тревоги и страха во время занятий.

  1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

      Результат освоения детьми программы выражается в оценке уровня сформированности у них готовности к самосохранительному поведению при рисках социального характера по следующим критериям:

- мотивационно-ценностный – характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов, обеспечивающих направленность личности на самосохранительное поведение;

- когнитивный -  характеризует степень овладения, понятиями, знаниями, суждениями о видах социальных опасностей, о способах  самосохранительного поведения;

 -действенно-практический – предполагает степень овладения младшими школьниками умениями самосохранительного характера: предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности, проектировать алгоритм своего поведения в опасной ситуации.

Комплексная методика изучения  сформированности готовности младших школьников  к самосохранительному поведению.

Компоненты готовности к самосохранительному поведению

             Описание комплексной методики

Мотивационно-ценностный

Анализ продуктов деятельности учащихся (рисунки, сообщения, сочиненные сказок, проекты, портфолио); беседа; методика незаконченных предложений «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой; включенное наблюдение за деятельностью обучающихся; участие в различных видах учебной и внеурочной деятельности по пропаганде самосохранительного поведения

Когнитивный

Текущий и итоговой контроль знаний;

метод беседы; решения заданий на знание:

-правил безопасного поведения, уменьшающих риск попадания в опасную ситуацию;

-на умения объяснять почему конкретные действия опасны, безопасны, самосохранительны;

-на умение анализировать причины успешного и неудачного выхода из опасной ситуации – «Восстанови логическую цепочку»;

Действенно-практический

Анализ продуктов деятельности обучающихся (критических отзывов), метод экспертной оценки с помощью карты-схемы с оценочной шкалой; самооценка безопасного и самосохранительного поведения учащихся; метод решения ситуационных заданий:

- на умение проектировать алгоритм самосохранительного поведения;

- упражнение «Объясни смысл пословиц о безопасности»

5.СОДЕРЖАНИЕ

   5.1. Ценности и отношения

Программа направлена на освоение следующих ценностей:

- Жизни и здоровья

- Доброты и отзывчивости

- Безопасности и самосохранения

- Познания и интеллекта

И создает условия для развития отношений:

- к себе:

 «Я хороший, и заслуживаю не меньшей безопасности, чем окружающие люди».

«Я уверен в своих силах, а значит, смогу избежать и в случае необходимости действовать в целях самосохранения»

- к людям:

«Иногда встречаются недобрые люди, но ко всем людям надо относиться открыто».

«Добрых людей больше и я могу рассчитывать на их помощь и попросить ее в случае необходимости»

«Если нужно сумею оказать помощь другим людям,  попавшим в беду»;

- к жизни:

«Жизнь – высшее благо, что нам дано и нужно суметь сохранить ее и прожить достойно»

- к здоровью (физическому и психическому):

«Быстрота ответной реакции, умение хорошо бегать, преодолевать страх и волнение -   необходимы мне  для успешного выхода из опасной  ситуации»

«Я забочусь о своем здоровье, чтобы жить в безопасности»

- к безопасности:

«Безопасность – есть любовь к себе»

«Соблюдение правил безопасного поведения – уменьшает риск попадания в опасную ситуацию» 

- к познанию и интеллекту:

 «Я ЗНАЮ  о  ситуациях социального риска, которые могут произойти дома, в подъезде, во дворе, на улице, в школе, в общественных местах – значит, я могу предвидеть и  избежать опасность».

 «Сообразительность и находчивость – залог самосохранения»  

   

   5.2. ЗНАНИЯ

   Понятия, термины, перечень фактов, которые ребенок должен знать выбраны с учетом расширения социального поля  деятельности и общения при поступлении его в школу и показано на схеме № 1.

                                                                                                                Схема № 1

   

ПРОДВИЖЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОЦИУМЕ

ГОРОД

ШКОЛА

УЛИЦА

ДВОР

ДОМ

РЕБЕНОК

          В связи с этим, обозначены несколько содержательных линий программы:

- «Самосохранение ребенка дома»

- «Самосохранение ребенка во дворе и на улице»

- «Самосохранение ребенка в школе»

- «Самосохранение ребенка в городе»

         В разделе «Самосохранение ребенка дома» дети должны знать: Оставаясь в квартире без взрослых, при звонке в дверь не открывать ее, обязательно спросить: «Кто там?».  Если это незнакомец, не поддаваться ни на какие уговоры («Произошло несчастье, открой, пожалуйста, помоги!» или «Я из милиции!»). Лучший вариант – позвонить соседям и попросить о помощи или позвонить по номеру 02 и рассказать о ситуации. Необходимо знать телефон соседей на случай обращения за помощью. Правила безопасности при звонках незнакомых людей: не сообщать номер телефона, имя, фамилию, домашний адрес. Если спрашивают дома ли родители, но их нет, не говорить  об этом, а ответить, например, так: «Папа сейчас спит, перезвоните позже». Когда родители возвратились с работы домой, обязательно сообщить им обо всех звонках незнакомцев. Правила безопасного поведения при столкновении с незнакомцем в подъезде или на лестничной площадке. «Заготовки» ответов для быстрого реагирования в предусмотренных случаях. Алгоритм самосохранительного поведения, если в квартиру ломятся (поднять шум, выбить оконное стекло, кричать, вызвать милицию)

        В разделе «Самосохранение ребенка во дворе и на улице» необходимое для усвоения содержание: При возвращении домой, подходя к подъезду, убедиться, что следом никто подозрительный не идет. Обратить внимание на несовпадение  приятной внешности и недобрых намерений. Не следует доставать при посторонних и показывать ключи от квартиры. Знать соседей, чтобы заметить посторонних у подъезда и на лестничной площадке. Учиться наблюдать и замечать изменения окружающей обстановки. Быть готовым вовремя среагировать. Возможные формы агрессивности окружающих: провокационные действия хулиганов (оскорбления, приставания). Безопасное поведение: перейти на другую  сторону улицы, уйти со школьного двора, избежать встречи, не вступать в перепалку, в спор. В случае, если незнакомец схватил тебя за руку и тащит вопреки желанию – вырываться, кусаться, царапаться, кричать как можно громче: «Я вас не знаю! Отпустите! Куда вы меня тащите!»

       В разделе «Самосохранение ребенка в школе» необходимое для усвоения содержание: Школьный рэкет и места, где он наиболее вероятен (раздевалки, закоулки и подворотни около школы). Правила поведения при столкновении с вымогателями: если требуют деньги, попробуй проявить сообразительность, выиграть время, убежать или позвать на помощь. Если это рискованно, лучше отдать деньги, но сохранить жизнь и здоровье. Меры применяемые в случае агрессивного поведения ровесников и старших школьников. Способы самосохранения – поднять шум, сразу же обратиться за помощью к педагогам и другим взрослым. Опасные места в школе – туалеты, раздевалка, коридоры. Правильный выбор товарищей для дружбы и общения.

       В разделе «Самосохранение ребенка в городе» необходимое для усвоения содержание: Опасные места, где промышляют мошенники – рынки, вокзалы, супермаркеты, общественный транспорт. Потенциально опасные места – заброшенные дома, стройплощадки, плохо освещенные места – обходи их стороной. «Островки безопасности» на улице - магазин, библиотека, пост ГИБДД, банк, школа. Люди, которые могут помочь – милиционер, охранник, продавец, работник банка и т.д. Безопасные места в автобусе – рядом с водителем или кондуктором. Знай особенности своего маршрута. Как поступить, если в переполненном автобусе кто-то их окружающих ведет себя не совсем обычно. Человек имеет право и должен защищать себя. Главные правила безопасности: предвидеть опасность, избежать ее или в случае необходимости самосохранительно действовать. Насильник – им может стать и знакомый человек. Но заранее планирует преступление, завоевывая доверие. Меры самосохранения – под любым предлогом немедленно уйти, рассказать родителям о таком повышенном интересе со стороны кого бы то ни было. Безопасное расстояние от незнакомца в машине [16].

Понятия для усвоения:

- опасная ситуация

- безопасный маршрут

- незнакомец

- мошенник

- хулиган

- насильник

- осторожность

- взрывное устройство

- провокационные действия

- безопасное поведение

- самосохранительное поведение

- меры самосохранения

- быстрота реакции

- ответственность

 - критичность мышления

- деструктивные религиозные организации

- опасные места

- опасное время

- алгоритм самосохранения

             

       Разбор социально опасных ситуаций можно проиллюстрировать на доступных пониманию детей примерах из знакомых сказок и литературных произведений:

1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком.

2. «Золушка» - неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта.

3. Аленький цветочек» - в страшное чудовище был превращен добрый принц.

4. «Малыш и Карлсон» - робкий малыш, который шел на поводу у проказника Карлсона и попадал в опасные ситуации.

5. «Снежная королева» - красивый внешний вид, но недобрые намерения.

6. «Волк и семеро козлят»     7. «Кот, лиса и петух»,   8. «Сказка о глупом мышонке» - опасные люди для достижения своих целей, могут переодеваться, притворяться добрыми, обещать сладости и игрушки.

9. «Колобок» - ушел без спроса и попал в беду.

10. «Красная шапочка» - к чему может привести твой разговор с незнакомым человеком и сообщение ему своих целей и намерений, адреса, имени.

11. «Лиса и заяц» - как опасно впускать в дом посторонних.

Примерная тематика тем к размышлению:

1. Опасные и безопасные ситуации в мире людей

2. Учусь принимать решения в опасной ситуации.

3. Незнакомец. На кого он похож? О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.

4. Как вести себя со злоумышленником.

5. Доверие и доверчивость

6. Когда один дома

7. Практикум. Способы как отвлечь внимание

8. Как на помощь не зовут.

9. Как и кого звать на помощь

10. Островки безопасности в городе

11. Опасное время и опасные и места.

12. Что ты будешь делать, если… Игра-практикум.

13. Ключи от квартиры, сотовый телефон и неожиданности связанные с ними.

14. Помни! Это закон! (о правилах, которые нужно выполнять неукоснительно).

15. Героизм, трусость и «понты».

16. Идти ли на поводу.

17. Что делать, если ты не уверен в компании.

18. Пойдем ко мне, я тебе покажу такую интересную вещь…

19. Предлагают сигарету, порошок.

20. Путешествие на …свалку, в подвал.

21. Опасности темных переулков.

22. Кто такие мошенники.

23. Кого легко завербовать (о деструктивных религиозных организациях)

24. Терроризм – угроза современного мира.

25. Бесхозный пакет в автобусе, на остановке, в магазине.

26. Твои качества личности и твои возможности.

27. Избавления от преследования.

28. Ты оказался заложником

29.Отличие действий друг от друга (опасные, безопасные, самосохранительные)

30. Инстинкт самосохранения или как почувствовать опасность.

31. Дай оценку действию.

32. Твое состояние и твое поведение.

33. На поводу своих желаний или как они влияет на безопасность. (по поводу приоритета ценностей: «Возьму конфетку или откажусь и сохраню жизнь).  

34. Знать об этом должен каждый – безопасность это важно.

5.3. УМЕНИЯ И НАВЫКИ

- ориентироваться во дворе, школе, на улице;

- избегать опасных ситуаций;

- просить о помощи окружающих;

- сохранять спокойствие и уверенность в ситуациях социального риска;

- умение отказываться от нежелательного общения;

- критически мыслить;

- уметь анализировать причины успешного или неудачного выхода из опасной ситуации;

- объяснять с позиции безопасности жизнедеятельности, почему конкретные действия опасны, безопасны, самосохранительны;

- правильно оценивать свое поведение с точки зрения самосохранения.

- предвидеть результат собственных действий

- правильно выбирать самосохранительные действия в социально опасной ситуации;

- составлять алгоритм самосохранительного поведения.

5.4. РОЛИ, ПОЗИЦИИ

        Если ребенок осмыслил ценности безопасности и самосохранения, уверен в себе, наблюдателен, имеет преставления о рисках социального характера, умеет критически  подойти к оценке своего поведения и поведению других, владеет алгоритмом самосохранительного поведения, то формируется позиция личности безопасного типа поведения, способной к безопасности и самосохранению. Данной позицией задается социальная роль, т.е., в рамках программы, это  самосохранительное поведение при рисках социального характера.  

5.5. ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

     В соответствии с осваиваемыми ценностями, отношениями, моделями поведения проектируется и соответствующий жизненный опыт личности:

опыт переживаний:

- я - переживание (как состояние, связанное с отношением ребенка к себе как к личности, имеющей право на безопасность и самосохранение)

- социальные переживания (как состояния, связанные с отношением ребенка к окружающим людям, с которыми он строит свое безопасное взаимодействие в определенной ситуации, и своему месту в этом окружении – кто он - «жертва», «ведомый» или «ведущий»).

опыт осмысления жизни с точки зрения

- опасности и безопасности

- добра и зла

- риска и осторожности

- доверия и недоверия

опыт отношений:

- к себе;

- к людям;

- к жизни и безопасности;

    Формирование жизненного опыта происходит:

- на примерах из сказок и литературных произведений,

- при анализе ситуационных заданий.

- при реализации ученических проектов;

- во время психологического сопровождения занятий (тренингов, интерактивных игр)

-  во время творческой деятельности (написания сочинения, отзыва, рисования рисунков)

- в семье, взаимодействие с которой происходит в рамках «Школы родительской защиты детей в социуме»

-  во время познавательных бесед со школьным инспектором о социальных рисках в школе, микрорайоне, городе.

6. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

        При разработке программы мы исходили из теории интериоризации – экстериоризации (Л.С.Выготский) ценностей культуры безопасности; ведущих позиций гуманистической концепции безопасности жизнедеятельности (С.В.Белов, С.Н.Горбушина, В.Девясилов,  Ю.Репин, В.В. Сапронов); концепций регуляции поведения (А.Г. Асмолов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, С.Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, А.С. Прангишвили, В.А. Ядов). В связи с особенностями изучаемого возрастного периода интерес представляют работы:

- о закономерностях становления личности младшего школьника в социуме В.В.Абраменковой, В.В.Зеньковского, В.И.Максимовой, В.С.Мухиной, А.В.Петровского, А.А.Реана, Л.Ю.Сироткина, Д.И.Фельдштейна, А.Н.Хузиахметова, Д.Б.Эльконина и др.,

- о развитии ценностных отношений с окружающим миром, установок на определенные образцы и формы  поведения   Г.С.Абрамовой,  Л.И.Божович, Ф.Т.Бондарь, М.В.Осориной.

       Ведущими подходами стали:

       Амбивалентный подход - предполагает рассматривать процесс формирования готовности к самосохранительному поведению на основе учета двух противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих друг друга аспектов проблемы. Например, с одной стороны, учителю важно выработать в детях осторожность в общении с незнакомыми людьми, с другой стороны, нельзя абсолютизировать это качество и распространять на все сферы жизни ребенка, лишая его детской непосредственности  и спонтанности. Критичность в отношении к людям не должна перерастать в подозрительность и лишать здорового доверия к миру.

      Аксиологический подход –  задает образцы и ценностные критерии по которым происходит становление отношений личности к окружающему миру, самой себе и закрепление их в поведении, направленном на самосохранение и безопасную жизнедеятельность. Аксиологическая установка обосновывает внутренние основания самосохранительного поведения.

      Индивидуально-личностный подход – предусматривает реализацию индивидуальной траектории развития личности младшего школьника в области социальной безопасности и в связи с этим гибкое использование педагогом различных методов, форм и средств обучения и воспитания.

      Определены принципы воспитания:

- принцип «не навреди» - предполагает создание гуманистических условий при формировании готовности к самосохраниетльному поведению, не допущение по отношению к ребенку посягательств на его духовное, психическое и физическое здоровье;

-  принцип учета актуальной для младшего школьника деятельности – предусматривает целесообразным использование в рамках учебно-воспитательной деятельности заданий, игр, упражнений, проектов результатом которых является реальный продукт детского творчества (рисунок, алгоритм поведения, сочинение, отзыв);

- принцип учета межпредметных связей – требует прослеживания вклада каждого учебного предмета начальной школы в формирование готовности к самосохранительному поведению детей;

- принцип самосохранности – затрагивает процессуальную сторону воспитания. Самосохранность воспитанника – это его способность правильно устанавливать связи в социуме, предвидеть, избегать опасности при необходимости осознанно действовать в повседневных, неблагоприятных и угрожающих социальных условиях, оказывать помощь другим.

       Ключевая идея воспитательной системы становления готовности к самосохранительному поведению предусматривает организацию активной деятельности ребенка, осмысление им ценностей безопасной жизни, формирования у него ценностно-оценочной мотивации своего поведения, психологической устойчивости к опасностям социального характера.

      Механизм самосохранительного поведения младшего школьника представлен в схеме № 2.

                                                                                                              Схема № 2

Знать: виды социальных опасностей; основы самосохранительного поведения; признаки социально опасной ситуации.

Предвидеть

Избегать

Действовать: владеть алгоритмом самосохранительного поведения, поведенческими техниками

Самосохранительное поведение

Психологи

         ческое

 

сопровожд

ение

                                                                 Ценностно-оценочная активность

Критичность мышления; умение сделать правильный выбор; модели поведения.

         В модели, представленной в схеме № 3, отражены специфические элементы педагогического процесса формирования готовности младшего школьника к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска, обусловленные целями и содержанием.

                                                                                                                      Схема № 3

              Цель – формирование готовности к самосохранительному поведению младших школьников в ситуациях социального риска.

Результат – высокий уровень готовности младших школьников к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска

         учителя

         родители

      Ребенок

     младшего

  школьного

     возраста

Основные направления педагогического процесса

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

В

Н

Е

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Формы организации педагогического процесса: индивидуальная работа, групповая работа.

Образовательный маршрут

Развивающий маршрут

Воспитывающий маршрут

Формирование

знаний

о ситуациях социального риска, алгоритма  самосохранительного поведения, умений действовать в опасной ситуации

Развитие критичности мышления, качеств личности: осторожности, внимательности уверенности, способности прогнозировать, преодолевать страх

Формирование мотивов, ценностных ориентаций,

взглядов и убеждений направленных на самосохранение,

адекватной самооценки

Способы взаимодействия учителя и ученика: беседы о безопасности и самосохранении,психолого-педагогические тренинговые занятия, выставки творческих работ, имитационные ситуации, упражнения, проекты-задания, проекты решения проблемы, портфолио

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ

       Как классный руководитель свои усилия направляю на создание такой воспитательной системы класса, целью которой является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе, способствующих становлению ответственной, самостоятельной, творческой личности, способной к безопасности и самосохранению в современном социуме.

     Воплощение данной цели предполагает планомерную реализацию таких задач, как освоение первоклассниками азбуки организаторского мастерства, формирование реально действующего самоуправления в классе, работающего под девизом:

Сегодня мы просто созвездие звезд

Об этом пока знаем только мы сами

Но скоро, но скоро зажгутся всерьез

Звезды с нашими именами.

Формула самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы и оценивать результат. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по-своему, дополню чем-то своим, а затем научу кого- нибудь тому, что умею сам».

      Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за маленьких, а вместе с ними — главное условие подготовки и проведения любого дела.

     Организованное таким образом самоуправление является одним из педагогических условий, способствующих  формированию высокого уровня готовности младших школьников к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

      В качестве основных задач в работе с семьей являются:

- повышение культуры безопасности родителей, в частности мировоззренческой составляющей;

- повышение уровня психолого-педагогической подготовки родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка умениям и навыкам адекватного реагирования в опасной ситуации;

- вовлечение родителей в сотрудничество со школой  по вопросам социальной безопасности детей в социуме;

- выработка единых требований к обучению и воспитанию детей по данной проблеме.

      Формы проведения занятий в «Школе родительской защиты детей в социуме»: а) «собрания-конференции», нацеленные на расширение, углубление и закрепление знаний родителей о возрастных особенностях современного младшего школьника, о существующих рисках социального характера, которые грозят современному ребенку, о необходимости воспитания в детях ценностей безопасности жизнедеятельности, в соответствии с которыми ребенок осуществляет выбор способов поведения в определенных ситуациях;

б) «собрания-практикумы», направленные на освоение родителями приемов и методов формирования готовности младшего школьника к самосохранительному поведению,

в) «собрания-встречи по индивидуальному консультированию» с привлечением школьного психолога, помогают родителям определиться с индивидуальной траекторией формирования готовности к самосохранительному поведению своего ребенка, с учетом его темперамента, а также  скорректировать личностные качества (например, повысить степень уверенности, снизить виктимность, выработать внимательность);

г) «собрания-презентации», на которых родители вместе с детьми представляют конечный результат семейной проектной деятельности на различные темы по социальной безопасности (например, «Личная социальная безопасность школьника в кроссвордах»,  «Сказки по самосохранению в социуме», «Копилка советов по личной безопасности в Дневнике достижений», «Предупреждающие или запрещающие знаки по социальной безопасности»  и т.д.).  

         Тематика занятий в «Школе родительской защиты детей в социуме»:

1 класс

1. Безопасный путь от дома до школы. Какой информацией должен владеть первоклассник для собственной безопасности. Обязательные правила для детей, которые остаются дома одни после школы.

2. Родительская защита детей сегодня. Как учить детей навыкам самосохранительного поведения, чтобы они оставались любознательными, но при этом не забывали об осторожности, были уверенными в себе, а не пугливыми, были свободными, могли чувствовать и проявлять эмоции, но в то же время критически  оценивали ситуацию. Как достичь разумного равновесия?

3. Собрание-презентация знаков (предупреждающих и запрещающих) по социальной безопасности.

2 класс

1. Возрастные особенности младшего школьника и их учет при формировании самосохранительного поведения.

2. Родительская любовь на защите детей при рисках социального характера. (О том, что дети, испытывающие дефицит любви и понимания в семье, чаще всего и становятся жертвами преступников)

3. Методы и приемы обучения ребенка практическим действиям по самосохранению в ситуациях социального риска (практикум)

3 класс

1. Темперамент детей и рекомендации по формированию готовности к самосохранительному поведению в зависимости от их типа нервной системы.  Искусство слушать, понимать своих детей и радоваться жизни вместе с ними.

2. Социальные риски для жизни школьника в школе, дома, на улице, в транспорте, в подъезде. Учим оценивать, наблюдать, отличать, критически мыслить с позиций самосохранения (практикум)

3. Собрание-презентация сказок по социальной безопасности школьника.  

4 класс

1.  Семейное воспитание в профилактике наркотизма школьника.

2. Презентация газет-кроссвордов по социальной безопасности, составленных по словарикам детей   «Моя безопасность».

3. Готовность наших детей к самосохранительному поведению. Успехи и  трудности.    

Литература, рекомендуемая для педагога при реализации программы

  1. Гайворонская Т. «Сказка ложь, да в ней намек…» (сценарий ситуационной игры для младших школьников в помощь освоению курса ОБЖ) // Основы безопасности жизни. – 2000.− № 11.− С. 49-51.
  2. Гетманский В. Образовательные технологии ХХІ века − в обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2001. − № 5. − С. 40-43.
  3. Горбушина С.Н. Методы и методические системы обучения ОБЖ. // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, 2007 г., № 11, с. 27-31.
  4. Девяткина Г., Вершинин П. Дидактическая игра на занятиях ОБЖ // Основы безопасности жизни. − 2001. − № 2. − С. 60-61.
  5. Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. − М.: Большая российская энциклопедия, 1993. − Т. 1. − С. 171-172.
  6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. − М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. − 300 с.
  7. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 8. − С. 13-16.
  8. Мошкин В. Подготовка к опасным ситуациям // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 1. − С. 20-25.
  9. Мошкин В. Преодоление страхов // Основы безопасности жизнедеятельности. − 2000. − № 2. − С. 9-13.
  10. Мошкин В.Н. Безопасность ребенка: Методические рекомендации. − Барнаул: АГИК, 1992. − 27 с.
  11. Мошкин В.Н. Как уберечься от преступника: Книга для детей, родителей и учителей. − 3-е изд, испр. и доп. − Барнаул: АО «Полиграфист», 1995. − 208 с.
  12. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителей. Для начальной школы / Сост. Л.А. Михайлов и др. − СПб.: Специальная литература, 1998. − 280 с.
  13. Статмэн П. Безопасность вашего ребенка. − СПб.: Респекс, Дельта, Кристалл, 1996. − 384 с.
  14. Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:  1-4  кл.: Книга для учителя. − М.: Просвещение, 1997. − 76 с.
  15. Чипеева Н.А. Социальная безопасность и младший школьник. Программа «От знания опасностей – в мир безопасности», //ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2008, №8, 29-33 с.
  16. Чипеева Н.А.Формирование готовности младших школьников к самосохранительному поведению (ситуационные задания социального характера) //ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2009, № 9, 26-30 с.

         

          Список книг, рекомендуемых для детей по данной теме.

1. Афонькин С. Когда, зачем и почему? – Спб,: Лань, 1996. – 64 с.

2. Воробьева И., Трофимова Ю. Сказки русских писателей. – М.: Советская Россия, 1991 г.

3. Гостюшин А. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 -4 класс. – М.: 1999 г.

4. Детская энциклопедия – М.: РОСМЭН, 1994 г.

5. Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Мишин Б.И. Личная безопасность школьника: Памятка. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 96 с.

6. Михалков С. Стихотворение «Сила воли»

7. Островская Е.Н. Главные правила для воспитанных детей / Е.Н.Островская. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2007. – 96с.

8. Полезные привычки:Пособие для учащихся начальной школы. – М.: ИПФ Полинез, 1999 г.

9. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для  2-4 кл. (1-4): В 3 ч. − М.: Дрофа, ДИК, 1996. − Ч. 2. − 72 с.

10. Рез З.Я., Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Книга для семейного чтения. Стихи, рассказы, сказки для детей.  – М.: Просвещение, 1991 г.

11. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Новые приключения для воспитанных детей / Шалавева Г.П., Журавлева О.М. – М.: Филол. «СЛОВО»; ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2006. – 159с.

        Список литературы, используемый при написании программы.

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / Академия педагогических и социальных наук. Московский психолого-социальный институт. – М.6 МПСИ: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, - 416 с.

2. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред.  Н.Е. Щурковой. − М.: Новая школа, 1998. − 208 с.

3. Горбушина С.Н. Общие подходы к содержанию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2007. - № 7. – с. 32-36.

4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. − СПб.: Знание, 1999. − 352 с.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект. − Мн.: Изд-во «Университетское», 1985. − 206 с.

6. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. − 2002. − № 2. − С. 3-8.

7. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. № 4, 1999 г.

8. Михайлова В.Я. Педагогические условия социальной защиты детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. − М., 1996. − 20 с.

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина. − М.: Академия, 1999. − 184 с.

10. Сапронов В. О личности безопасности типа и компетентности в области ОБЖ // Основы безопасности жизни. − 2002. − № 3. − С. 6-8.

11. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. − Мн.: Харвест, 1999. − 480 с.

12. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. − М.: Прометей, 1997. − 201 с.

13. Степанов Б.М. О формировании основных понятий безопасности // Безопасность жизнедеятельности. − 2003. − № 3. − С. 2-6.

14. Трубина Л. Безопасность жизнедеятельности – категория нравственная // ОБЖ. № 5, 2005 г, с. 25-28.

15. Чипеева Н.А. Безопасность ребенка глазами родителей //Начальная школа плюс до и после. № 3, 2008 г, с.87-89.

16. Чипеева Н.А. Методологические основы формирования готовности к самосохранительному поведению младших школьников при рисках социального характера. //Начальная школа плюс до и после, 2009, № 8, 75-79 с.

17.Чипеева Н.А. Социальная безопасность и младший школьник. Программа «От знания опасностей – в мир безопасности», //ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2008, №8, 29-33 с.

                                                       

                         

                                                        АНКЕТА

Дорогой друг! Ознакомься с вариантами мнений и отметь те ответы, с которыми ты согласен. Для рядом с номерами мнений напиши свои ответы. Если ты согласен с мнением, то напиши «да» (или поставь знак +), если не согласен, напиши «нет» (или поставь знак –), если затрудняешься ответить, поставь вопросительный знак «?».

1.Я знаю, где и когда можно столкнуться с хулиганами, грабителями, и стараюсь избегать этих мест.

2.Я читаю книги о безопасности, самосохранении, выживании.

3.Я смотрю телепередачи о безопасности.

4.Я занимаюсь в спортивной секции: учусь самообороне и самозащите (в секции самбо, каратэ, у-шу, бокса и т.д.).

5.От опасностей человек может и должен защищаться сам.

6.Если на меня нападет преступник, я позову на помощь.

7.Я не впускаю в квартиру посторонних и незнакомых людей.

8.Я впускаю людей в квартиру, не спрашивая, кто пришел

9.Среди людей много добрых и хороших, в случае опасности от них можно получить помощь.

10. Если незнакомый дядя в машине позовет меня, что-то спросить, я подойду поближе, чтобы помочь.

11. Кругом полно психов и я не кому не доверяю

12. От окружающих людей не жди помощи и поддержки в случае опасности. Каждый за себя.

13. При опасности я могу растеряться, испугаться, не могу действовать правильно.

14. Я сам могу придумать выход в опасной ситуации.

15. Я стараюсь не повторять своих и чужих ошибок, которые приводят к бедам, потерям, неприятностям.

16.Самосохранительному поведению я учусь в школе.

17. Самосохранительному поведению я учусь из художественных фильмов.

18. Самосохранительному поведению я учусь, играя в компьютерные игры.

                                      Анкета для родителей.

        Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы, касающиеся социальной безопасности вашего ребенка.

        Если содержащееся в анкете утверждение, с вашей точки зрения, правильно характеризует ребенка, поставьте, пожалуйста, плюс (рядом с номером вопроса), если неправильно – минус.

  1. Доверчив к незнакомым людям, если они его расспрашивают, то отвечает на все их вопросы искренне и честно, не задумываясь о последствиях.

     2.   Иногда может не предупредить, что задержится после школы или  что

     пойдет к другу.

     3.  Может и знает к кому обратиться за помощью, если потерялся на

     улице, если заметил, что незнакомый человек следует за ним.

  1. В играх не всегда подчиняется общим правилам, может их нарушить.
  2. Умеет различать опасные и безопасные ситуации с точки зрения самосохранения собственной жизни.

  1. Может открыть дверь незнакомому человеку, даже не спросив «Кто

         там?».

  1. Быстро, не колеблясь, принимает решение, не растерявшись, в опасной

     ситуации.

  1. Не задумывается о личной безопасности, может рисковать (пойти по темной, неосвещенной улице, поехать в лифте с незнакомцем).
  2. Проявляет интерес к вопросам личной безопасности, задает вопросы, делится своими мыслями.
  3.  Всегда рассказывает, что с ним произошло, не скрывает.
  4.  Не всегда рассказывает о происшедшем, скрытен.
  5.  В ответ на ваши просьбы стремиться сделать все наоборот.
  6.  Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  7.  Легко ссорится, вступает в драку.
  8.  Сосредоточен на себе, не внимателен к окружающей обстановке.
  9.  Быстро, ловко может сообразить что ответить и как поступить в любой ситуации.
  10.  Способен кричать, кусаться, царапаться, защищаться всеми возможными способами.
  11.  Теряется при контактах с незнакомыми взрослыми и сверстниками, в непривычной обстановке.
  12.  Старается осмыслить и критически переработать полученную информацию.
  13.  Верит на слово всему что скажут.

                                                                                      Спасибо за участие.

    Примерный конспект собрания-практикума на тему «Родительская защита детей сегодня».

Цель: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников самосохранительного поведения в социуме.

Форма: беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, школьный психолог.

Подготовительный этап: классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, проводит опрос учащихся класса по умению ориентироваться в опасных ситуациях. Оборудование: выставка литературы по теме собрания; памятки для родителей; наглядные материалы по обучению детей социальной безопасности.

                                   Ход родительского собрания.

Беседа. Социальная безопасность.

        Проблема социальной безопасности современного младшего школьника сегодня имеет особое значение в связи с изменениями, которые произошли в нашем обществе. В сознании людей, в их ценностных ориентациях. Общество с возросшими в нем рисками для жизни и здоровья (рост преступности, наркомании и других форм девиантного поведения) предъявляет новые требования к растущему человеку, актуальной становится проблема формирования готовности к самосохранительному поведению в ситуациях социального риска.

         Известно, что начало школьной жизни связано для первоклассника с определенными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей, то с поступлением в школу его жизнь подчиняется строгому регламенту: он должен в определенное время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя.

        Однако социальная ситуация меняется и с позиции безопасности жизнедеятельности ребенка. Если, будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателей и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что ему приходится быть дома одному (пока родители на работе), ходить самостоятельно в школу и из нее, посещать кружки и секции. Следовательно, у первоклассника возрастает вероятность встречи с угрожающими для жизни обстоятельствами [3].

       И такие встречи, к сожалению, происходят. Все чаще нам приходиться слышать сегодня о случаях похищения, пропажи детей, насилия на улицах. Преступность в своих проявлениях не щадит детское население в их повседневной жизни. Современные дети так рано подвергаются искушениям окружающего мира, что они менее чем когда-либо способны сказать «нет» наркотикам, алкоголю, сексу и преступности.  

        Важная задача семьи и школы научить ребенка ценить жизнь во всех ее проявлениях, беречь ее от посягательств со стороны, предвидеть угрозу, соблюдать правила личной безопасности, выработать свою собственную модель самосохронительного поведения, исходя из индивидуальности, т.е. быть готовым к защите своей жизни и здоровья, оказывать помощь другим .                

     Задание для родителей. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

  1. Общаетесь ли вы со своим ребенком по поводу его безопасности в школе, когда он один дома, на улице или ограничиваетесь простым перечислением того, что можно делать чего нельзя?
  2. Научили ли вы своего ребенка безопасному маршруту из дома в школу?
  3. Соблюдаете ли вы сами правила социальной безопасности, например, при звонке в дверь спрашиваете «Кто там?», не впускаете в дом посторонних.
  4. Знает ли ваш ребенок номера телефонов экстренных служб, номера людей, которым вы доверяете и в случае необходимости, он может попросить у них помощи.
  5. Читая художественную литературу, обращаете ли вы внимание на ситуацию, в которую попали герои по своей неосторожности, невнимательности, разбираете ли вы причины их поведения, почему он попал в такую ситуацию, и можно ли было ее избежать, если да, то как?
  6. Развиваете ли вы в ребенке критичность мышления, т.е. способность оценивать ситуацию и регулировать свое поведение в целях самосохранения.
  7. Развиваете ли вы в ребенке эмоционально-ценностное отношение к жизни, здоровью и личной безопасности. Поощряете ли поведение ребенка, направленное на самосохранение, даже если он сделал это инстинктивно, а вы просто зафиксировали это действие в его сознании, дали ему прочувствовать и оценить свой поступок, подкрепили своим эмоциональным положительным откликом.

За полный утвердительный ответ поставьте 1 балл. Если вы набрали менее 6- 7 баллов, то вам следует задуматься по поводу умения вашего ребенка защититься в случае опасности.

            Что значит защитить ребенка от опасностей? Быть рядом с ним постоянно или предоставить полную самостоятельность, теша себя мыслью, что с ним ничего не случиться? Оба подхода - небезопасны. Быть рядом мы всегда не сможем, поскольку ребенок растет, и хотим мы того или нет, поле его деятельности расширяется, растет количество ситуаций, где ему приходиться действовать самостоятельно. Да и к тому же излишняя опека не позволяет выработать, посредством инстинктов и оценок, собственные умения и навыки по самосохранительному поведению, что повышает уязвимость детей. Беспомощность, не знание алгоритма поведения в типичных ситуациях социального риска повышает вероятность стать жертвой преступника. Предоставляя детям слишком много свободы, мы переоцениваем способность детей учиться на собственном опыте, слишком опасен для жизни метод проб и ошибок.

         Родительская защита детей сегодня это:

- дать понять своему ребенку, что жизнь и здоровье самое ценное, что есть у него;

- развивать чувство собственного достоинства ребенка, показывать ему свою любовь, понимание;

- укреплять авторитет правил самосохранительного поведения, обязательность  их исполнения;

- поощрять усилия ребенка, направленные на самосохранительное поведение;

- тренировать детей в овладении навыками по социальной безопасности;

- не запугивать, не вселять страх, когда сообщаете необходимые сведения, чтобы ребенок в момент реальной опасности не потерял эмоциональную устойчивость, а адекватно среагировал;  

      Далее школьный психолог может сообщить о результатах анкетирования детей, о наличии у ребенка умений действовать в опасных ситуациях.

                                                Анкета ученика.

1.Что ты будешь делать, если мама или папа опоздают заехать за тобой в назначенное время и забрать тебя из кинотеатра, который находится далеко от дома?

2. Что ты будешь делать, если какой-то незнакомый человек на улице подойдет к тебе начнет расспрашивать о родителях, о том есть ли кто дома?

3. Что ты будешь делать, если у дверей квартиры появится человек с большой коробкой и скажет, что принес тебе подарок?

4. Что ты будешь делать, если, придя с мамой и папой на рынок, потеряешься в толпе?  

5. Что ты будешь делать, если приятель тебе предложить срезать путь до школы и пройти через темные дворы?

6.Что ты будешь делать, если незнакомый взрослый скажет тебе, что он по просьбе твоей мамы приехал за тобой и предлагает сесть в машину?                                                    

         Еще очень важный момент, уважаемые родители! Мы привыкли считать, что научить детей тем или иным правилам защиты можно только с помощью многократного повторения правил. Но как показывает практика это далеко не так. Наши дети, прежде всего, учатся у нас. Кто из вас не произносил такой фразы: «Сколько раз я тебе говорила так не делать!», но ребенок упорно делает. Так это наши действия он воспроизводит. Поэтому, сколько бы раз вы не говорили, что прежде чем открыть дверь, надо спросить кто за ней, он никогда не выполнит ваших указаний, если вы сами не выполняете это правило. Не забывайте, что, наблюдая за действиями ребенка, вы смотрите на себя со стороны. Поэтому, беседуя о правилах безопасного поведения со своим ребенком, четко выполняйте их сами.

        Следующим эффективным шагом на пути формирования в детях готовности к самосохранительному поведению является отработка с детьми алгоритмов самосохранительного поведения в различных критических ситуациях. При этом контролируйте свои эмоции в момент объяснения,  ровным спокойным тоном информируйте ребенка о том, как ему лучше поступить. Не вселяйте страх перед опасными ситуациями, демонстрируйте уверенность и веру в то, что ребенок справиться.      

        Практикум-тренинг. Родители разбиваются на группы. Каждая группа получает задание с обозначенной проблемой, которую нужно решить:

1.Замените пугающие слова на слова обучающие, не тревожащие:

Не разговаривайте с незнакомцами (Быть осторожным в жизни не помешает…)

На улице полно психов (В мире больше людей, которым можно доверять…)

Парки опасны для детей (Если к тебе кто-то подойдет…)

На вокзалах полным полно мошенников (Ты будешь в безопасности, если…)

Сегодня никому нельзя доверять (Обычно незнакомые люди ведут себя так...)

В школе полно хулиганов (В школе учатся разные дети…)

Преступники то и дело высматривают во дворах детей  (Вот к кому ты можешь обратиться за помощью…)

2. Тренируемся реагировать с пониманием на слова ребенка. Подумайте и сформулируйте свой ответ на реплику, разыграйте диалог:

А) Ребенок: Толик назвал меня трусом, потому что я отказался срезать путь через темный двор по дороге домой.

Ключ: Родитель: Понимаю, тебе было обидно, когда он тебя так назвал, тем более вы хорошие друзья с ним. Но ты правильно поступил, выбрав безопасный маршрут.

Б) Ребенок: Я буду чувствовать себя просто дурой, если мне придется кричать: «Я вас не знаю! Куда вы меня тащите? Отпустите меня!» На меня все будут смотреть.

Ключ: Родитель: Я согласна с тобой. В этот момент действительно не по себе, ведь ты не привыкла так поступать. Но этот способ поможет тебе привлечь внимание и призвать людей на помощь в случае опасности. Так, что не испытывай неловкости и стеснения, а смело кричи, вырывайся, кусайся.

3. Обучаем ребенка навыкам самосохранения.

Подумайте и скажите, что должен ответить или как поступить ребенок, когда он один дома и если:

А) Звонят по телефону, спрашивают родителей. (Предположения родителей)  

Ключ: «Позвоните попозже, папа занят», «Мама не может подойти к телефону, она в ванной»

Б) Звонят в дверь и просят открыть, что-то предлагают или просят о какой-то простой услуге (попить, позвонить, помочь).

Ключ: Никому не открывать дверь своей квартиры, если никого из взрослых нет дома. Не вести переговоров. Не выдавать никакую информацию, по поводу того, когда придут родители и где они. Можно записать на магнитофон собачий лай, рычание, пусть ребенок включит эту запись.

В) Показалось, что кто-то пытается открыть дверь.

Ключ: Спросить «Кто там?», сделать вид, будто дома есть кто-то еще: «Да, мама, я слышу…», «Не знаю кто, сейчас спрошу…»

Г) Дверь пытаются взломать. (Предположения родителей).

Ключ: Срочно поднимать как можно больше шума – чтобы было слышно в подъезде. Визжать, кричать, звонить, стучать по батареям. Звать на помощь. Открывать балкон или форточку и кричать «Пожар».

        В конце собрания родителям предлагается памятка. 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОПАСНЫХ                                  СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

    Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

     Прислушайтесь и постарайтесь запомнить эти простые правила в нашей непростой и небезопасной жизни:

  1. Выучите с  ребенком номера телефонов служб спасения, ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов тех людей, которым вы доверяете;
  2. Учите его рассказывать вам вечером не только об успехах и достижениях, но и о тревогах, страхах, сомнениях;
  3. Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной, опасной жизненной ситуации;
  4. Если взрослые люди из числа ваших знакомых вызывают у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения;
  5. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается, и то, на что налагается абсолютный запрет. Например, разрешается: громко кричать, вырываться, кусаться, если незнакомец пытается схватить за руку и увести, разрешается обхитрить, обмануть незнакомого, если это спасет жизнь;  ни в коем случае не садиться в лифт с незнакомцем, не открывать дверь незнакомым людям ни под каким предлогом, не брать угощений от незнакомого человека и т.д.)
  6. Учите ребенка предполагать последствия своих поступков. Для этого научите ставить вопрос типа «Что будет, если…» и отвечать на него, предполагая развитие событий;
  7. Не обсуждайте при ребенке в подробностях то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми, не запугивайте;
  8. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
  9. Постарайтесь потом переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия и увлечения;
  10. Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка!


Комментарии

Рябова Галина Георгиевна

Уважаемая Наталья Анатольевна! Проделана большая работа по созданию программы. Спасибо , что решили поделиться с коллегами! Удачи Вам!