Международное школьное сотрудничество как фактор формирования кросс-культурной грамотности учащихся
Международное школьное сотрудничество как фактор формирования кросс-культурной грамотности учащихся
Из опыта работы учителя английского языка и классного руководителя 7А класса Васильевой Наталии Владимировны МБОУ «СОШ № 57с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» г.Новоуральск.
I. Актуальность и современность
Я учитель английского языка и классный руководитель в 7 классе. Когда я стала классным руководителем тогда еще 5А класса, я задумалась, какое направление воспитательной работы выбрать, чтобы оно было одинаково интересно и моим ученикам и мне как учителю предметнику. Хорошо знаю из практики других учителей и собственного опыта, что невозможно заинтересовать детей тем, что тебе самой не близко и не интересно. Моей методической темой как учителя иностранного языка является «Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития кросс-культурной и коммуникативной компетенции учащихся», таким образом было бы логично продолжить работать в этом направлении со своим классом во внеурочное время. А международные школьные проекты могли бы стать идеальной формой для формирования кросс-культурной грамотности учащихся. Я занялась поиском литературы по этому вопросу, привлекая, как печатные издания, так и электронные ресурсы. Мне было интересно узнать об опыте работы других учителей или существовании программ воспитательной работы по этому направлению, но ничего подобного я не нашла. Хотя, некоторые педагоги-практики занимались и занимаются изучением проблемы формирования и воспитания кросс-культурной грамотности учащихся. Так, в работе - к.п.н. Нестерова Д.В. «Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий» я нашла подтверждение правильности своего выбора, необходимости и актуальности данной проблемы: «В период интеграции России в мировое сообщество, в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов…, перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из составляющих данной характеристики личностиявляется кросс-культурная грамотность. Содержанием данного компонента является воспитание интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. …Проблема формирования кросс-культурной грамотности приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами в обществе, как интеграция нашей страны в мировое сообщество,..» - например, Болонский процесс. Цели и задачи, реализуемые в процессе осуществления воспитательной работы по формированию кросс-культурной грамотности школьников, не только соответствуют потребностям современного общества, государственному образовательному стандарту общего образования, но и на этапе среднего общего образования являются маленькой ступенькой к решению глобальных проблем - реализации основных целей и задач Болонского процесса. В последнее время в нашей стране происходят большие политические и социальные изменения в отношении к зарубежной культуре, возрастание роли иностранного языка в жизни современного российского общества. Все эти изменения, по мнению г-на Нестерова Д.В. должны найти отражение в системе образования, как в обучении, так и в воспитании.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества напрямую связана с инновационными процессами в организации процесса обучения в современной школе. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания и воспитания школьников. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Одной из таких технологий является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
II. Что такое GlobalGateway и как он работает.
Сегодня, в век глобализации и межкультурной коммуникации, все проще и проще становится найти и выразить себя. Существует огромное количество международных проектов, в которых любой учащийся, владеющий английским языком, может принять участие, в основном они все направлены на исследование культурного наследия разных стран, социальных и экологических проблем.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Так я узнала о существовании международного образовательного сайта GlobalGateway. (см. примечание)
Шаг первый: зарегистрируйся на сайте и найди партнера школе
Мы зарегистрировали нашу школу на сайте. С помощью интерактивных карт нашли школу-партнера по ссылке и вошли в контакт.
Шаг второй: начни разговор
Как только наша школа зарегистрировалась, мы присоединились к форумам сайта, чтобы узнать больше.
Шаг третий: поделись своими целями обучения
Пользуясь он-лайн ресурсами, создавали совместные образовательные проекты.
Шаг четвертый: получи признание
Получи международную школьную премию.
______________________________________________________________
Примечание:сайт GlobalGatewayбыл создан в 2005 году при поддержке Британского Совета и действует от имени Департамента по делам детей, школ и семей. В настоящее время установил более 4000 постоянных партнерств между школами в Великобритании и другими странами. Британский Совет поддерживает и аккредитует сотрудничество между школами и сторонниками глобального гражданства для молодых людей.
Международная школьная премия (М,Ш.П.)- признание школьных достижений в области воспитания «гражданина мира». М.Ш.П. существует в рамках аккредитации Британского Совета для школ. Это первый проект, в котором британская награда выдается школам других стран.
III. Проекты
- Рождественские и Новогодние открытки
Это был первый опыт обмена кросс-культурной информацией с реальными носителями языка, т.к условием проекта было изготовление Рождественских и Новогодних открыток с элементами национальной культуры или национальной символикой Рождества и Нового года стран-участниц проекта- США, Канада, Шотландия. Итак, нами было решено изобразить русских снеговиков –символов русской зимы в валенках с рябиновымибусами, снегирями и матрешками ( см.слайды 4-5). Поскольку мы являемся школой с художественно-эстетическим уклоном, задания проекта были всем понятны и близки, учащиеся выполняли их с большим удовольствием.
Особое впечатление на наших ребят произвели открытки из Канады, которые были выполнены в стиле популярного в Канаде автора и иллюстратора своих книг Тэда Хариссона с изображениями дельфинов в океане и маяков, а также Шотландские открытки в форме килтов и кусочками настоящего тартана и символами Шотландии – чертополохом, хагисом, овечками и даже Скотч Виски (см. слайд 6). Все открытки сопровождались небольшими рассказами детей о себе и о том, как они празднуют Рождество. В свою очередь, в своих открытках наши ребята написали о праздновании Нового Года в России. Эта работа помогала школьникам находить общее и различное в разных культурах, т.к. ученикам предлагалось не только найти дополнительную информацию по данному вопросу, но и расспросить своих англоязычных друзей об этих праздниках в личной переписке. Таким образом, они получали необходимую информацию непосредственно от носителей языка, что, несомненно, более познавательно и интересно, чем если бы они просто прочитали текст из учебника.
2.“Вокруг Света в 80 фотографий”- проект-фоторепортаж о школьной жизни. Всем нам было интересно посмотреть, чем и как живут дети из самых разных уголков мира! Снетерпением учащиеся ждали ответных фоторепортажей ( см.слайды 11-20). Из фоторепортажа Шотландских школьников мы узнали, как ребята этой страны отмечают национальный праздник – День Роберта Бернса и Китайский Новый Год. Фотографии сопровождались подробными комментариями, которые мы читали вслух, переводили, обсуждали и сравнивали с нашей школой, традициями, праздниками. Из фоторепортажа американских школьников наши ребята узнали, что в Америке не захламляют территорию пустыми бутылками, как у нас, а что они сортируются по контейнерам разного цвета, специально предназначенных для разных бутылок (см. слайд 16). Наряду с этим, они могли получить дополнительную информацию по данному вопросу с официального сайта "Greenpeace". В процессе выполнения данного проекта в полной мере раскрылось определение кросс-культурной грамотности данное А.Г.Лапшиным: «это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традиций, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов». Таким образом, мои ученикисовершили заочное путешествие по школам Шотландии, Америки и Таиланда! Дети узнали много нового и интересного из школьной жизни, национальных особенностях школьного быта и культуре ребят из других стран. О своих впечатлениях ребята написали в очередном номере школьного печатного издания «Проект 57».
3.Экологический проектзаключался в изготовлении экологических плакатов для Шотландской школы, которая имеет официальный статус «ecofriendlyschool». В дальнейшем, русские эко-постеры приняли участие в международной экологической выставке в Шотландии. Плакаты наших ребят сейчас украшают стены Шотландской школы (см. слайд 28). Параллельно участию во всех этих проектах у наших ребят завязалась переписка с Шотландскими школьниками, т.е в процессе выполнения заданий по проектам у них возник интерес друг к другу и естественная потребность общаться, задавать друг другу разные вопросы по темам проекта.
4.Проект Бернс-Пушкинпроходил в три этапа. (см. Программу воспитательной работы). Данный проект позволил учащимся обеих стран узнать о величайших национальных поэтах России и Шотландии, познакомиться с их творчеством через призму восприятия самих школьников, а моим учащимся еще и принять заочное участие в праздновании дня Роберта Бернса и даже попробовать традиционные Шотландские блюда – хагис и оуткэйкс, которые нам прислали шотландские школьники (см.слайд 35). Нам также приятно было узнать, что учителя Шотландской школы купили книжку «Русские сказки» А.Пушкина на английском языке, чтобы применять ее на своих уроках ( см. слайд 34). Открытки Шотландских школьников сопровождались комментариями о том, что им нравится в праздновании дня Роберта Бернса ( см. слайд 33).
Ценность данного проекта в том, что знакомство школьников с образцами зарубежной литературы непосредственно вносит свой вклад в общее гуманитарное развитие личности. Литература является важнейшей частью культурной жизни любого народа. Через знакомство с зарубежной литературой русские школьники косвенно знакомятся с отношением иностранцев к добру и злу, окружающему миру, природе и т.д. Такие знания, несомненно, способствуют воспитанию гражданина мира, способного к кросс-культурному пониманию.
В процессе работы над проектами я стремилась создать непринуждённую атмосферу, ситуацию успеха, постоянно поддерживая и одобряя любую инициативу ребят, чтобы облегчить проникновение в мир иноязычной культуры путём использования ИКТ. Многие проектные задания требовали от учащихся поиск необходимой информации в Интернете. Благодаря этому значительно повысилась мотивация учащихся на уроках, так как во время выполнения проектных заданий ребята чувствовали себя более расковано и выполняли их с большим желанием и интересом.
Безусловно, в процессе работы над проектами были некоторые трудности. Работа в таких проектах помимо больших временных затрат во внеурочное время, требует высокую степень организованности самого учителя, согласованность действий руководителей проектов из разных стран, умение грамотно скоординировать свою работу и организовать ребят, чтобы вовремя и качественно выполнять этапные задания проектов и не подвести школу-партнера.
Я уже два года подряд занимаюсь организацией международных проектов со своим классом, и считаю, что участие в таких проектах расширяет кругозор учащихся, знакомит их с обычаями, культурой, национальными особенностями других стран, позволяет видеть сходство и различия наций по всему миру. Через такое партнерство развивается доверие и понимание молодежи разных стран, что способствует в будущем созиданию более безопасного и толерантного всемирного сообщества.
Приложение:
- «Программа воспитательной работы «Международное школьное сотрудничество как фактор формирования кросс-культурной грамотности учащихся»».
- Презентация внеклассной работы и результатов участия в международных проектах.
Примечание: некоторые слайды презентации содержат комментарии самих учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.75 МБ |
Подписи к слайдам:
Как все начиналось
Регистрация на международном образовательном сайте Global GatewayОтклики из разных стран – Америки, Великобритании, Канады, Таиланда, ТурцииПредложения участвовать в проектах
Проекты
«Рождество и Новый Год» - Новогодние и Рождественские открытки в США, Канаду, Шотландию « Вокруг света в 80 фотографий» ( США, Канада, Шотландия, Таиланд) Экологический проект «Бернс-Пушкин»
Изготовление Новогодних открыток
Вот что у нас получилось
Открытки из Шотландии и Канады
Русские «snegovik» и «matryoshka» в Шотландии
Об этом грандиозном событии написали в Шотландской газете
Выдержка из Британской газеты
“Over the years we’ve always valued international education…It was an interesting experience for the pupils to receive cards from other countries and cultures and to spot similarities and differences across nations. Even the wrappings and stamps were interesting to look at…School 57 from the Russian city of Novouralsk participated in the project. Nataliya Vasilyeva, a teacher of school 57, said…»
«Интересной и насыщенной жизнью живет коллектив школы № 57» О впечатлениях наших учеников напечатали в городской газете «Нейва»
Проект: «Вокруг света в 80 фотографий» -Тайская школа« Какие же они дисциплинированные и организованные и … одинаковые !»
«Библиотека – шок! Они ходят там босяком ?!! Надо же какая чистота!»
Элементы тайской национальной одежды
США, Белмор Скул, Нью Йорк
Правила поведения в школе – «…нам учителя то же самое говорят…»
Американская школьная столовая«Фаст фуды – это ж так вредно!»
«в американских школах мусор сортируется по разным контейнерам..»
Проекты – самый популярный метод обучения в Америке и Европе
Американские школьники передают привет Новоуральским ребятам
Шотландская школа Хилхэд праймэри скул
Празднование Дня Роберта Бернса
Шотландские школьники отмечают Китайский Новый Год
А мы рассказали о своей школьной жизни и своих любимых школьных предметах
О школьной столовой
чем занимаемся на перемене
О том, что такое «subbotnik» и как он подружил девочек и мальчиков нашего класса
О нашей классной традиции – ежегодном походе на шашлыки с родителями и обсуждении итогов и достижений прошедшего года
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:“They really are very good. They somehow look very Russian - big bold lettering and strong imagery…”
Новоуральские эко постеры в Шотландской школе Хилхэд Праймэри Скул
Проект «Бернс-Пушкин»
Русская версия шотландских блюд
Шотландская версия блюд
Шотландские открытки, посвященные творчеству Роберта Бернса
Шотландские школьники делятся впечатлениями о праздновании Дня Роберта Бернса и цитируют свои любимые стихотворения
Шотландские школьники с русскими открытками и книгой А.С.Пушкина «Русские сказки»
“Tea party” с хагисом и оуткэйкс
Об участии школы 57 из Новоуральска в международном проекте написали в Шотландской газете (на фото девочки из 7 «А» класса)
27 писем получили ребята из 6А от Шотландских школьников
Наши письма Шотландским школьникам