Сценарий праздника "Хлеб всему голова!"
Сценарий праздника "Хлеб всему голова!"
Цель данного мероприятия: Формирование бережного отношения к хлебу
Задачи:
1. углублять знания учащихся о хлебе;
2. воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_prazdnika_hleb_-_vsemu_golova_v_1-b_2007god.zip | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1
Сценарий праздника
«Хлеб – всему голова»
во 2-б классе
учителя Прусаченковой Н. А.
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу
Задачи:
1. углублять знания учащихся о хлебе;
2. воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу
Оформление класса: на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г
Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.
- Вступительная часть
Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?”
Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни.
Мальчик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка: Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль и рук!
Передают хлеб-соль учителю.
Учитель: Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел…
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Хором: Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
Учитель ставит каравай хлеба на стол.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб -кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
- Выступление детей
- Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
- Весна звенит ручьями
Стрекочет как будильник,
И зиму выключает,
Как будто холодильник.
Запели дружным хором
Под яркими лучами
Басистые моторы
Со звонкими плугами.
- И вот под снегом талым
Распахнуты поля –
Платком пуховым стала
Широкая земля.
И вслед за тракторами
Старается весна,
Чтоб стали колосками
Ржаные семена.
Девочка.
Мы золотые зёрнышки
Живём лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.
Дети исполняют песню «Расти, колосок»
( текст песни в книге В. А. Георгиевского, Л. И. Шитиковой
«Проведение праздников в начальной школе», 1983 год, стр. 67).
- Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка.
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб нажнет и в тот же миг
Обмолотит и провеет
И нагрузит в грузовик.
- Повернется руль проворный
Под уверенной рукой.
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
- Не ищите в этом тайны,
Ни при чем здесь волшебство –
Просто взял штурвал комбайна
Мастер дела своего.
- Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
- В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло. Удобно.
Сможет он как будто дома
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
- Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
- Вместе с мельницей речной,
Паровой и ветряной
Устарели для муки
Толстобокие мешки.
Вот почти космический
Контейнер металлический –
Уж сюда наверняка
Помещается мука!
11.И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь – муковоз
На завод муку повез.
12.От завода – автомата
Льется теплый хлебный запах.
Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит завтрак.
Все, что хочешь испечет
Этот сказочный завод.
13.Все быстрее, все резвее
Появляются буханки.
Этот сказочный конвейер
Лучше всякой самобранки.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит.
Учитель: Мне до земли
Поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей страной.
Труд – его имя.
Мир – его отчество,-
И для народа он самый родной!
Дети исполняют песню «Зернышко»
Тема «Хлеб и война» (звучит тихая военная музыка)
14.Даже не верится, что когда-то
На поле, сожжённом огнём батарей,
Перед атакой герои- солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
15. Был хлеб всегда в почёте на Руси -
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель:
С 1941 года 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Город был окружён фашистами в кольцо. Город был изолирован от страны. Фашисты охраняли все подступы к Ленинграду. Единственной дорогой к городу был путь через Ладожское озеро. По нему ночью шли гружёные продовольствием грузовики. Но жителям Ленинграда было очень тяжёло. Они голодали. Кусочек хлеба в 125 граммов – дневная норма блокадного Ленинграда. 642 тысячи ленинградцев погибло от голода.
16. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В котором записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но, истощённая голодом, девочка умерла.
Учитель: Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти Бухенвальд. Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его на руках, в нем было 26 кг веса. Молодой мужчина весил столько, сколько вы сейчас. Умирающий от голода поэт тайком от фашистов написал в лагере смерти такие замечательные стихи о хлебе:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало,
Где–то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит в пашнях.
Вот собрать бы их вместе - да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали.
Снова вышли бы в бой под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущий.
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. (Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Песня «Хлеб - всему голова» (поют дети).
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).
Ведущий.
«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Ученик.
Зёрна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
- Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
- Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной грязи.
- И если примечу кусок в небрежье,
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять и спасти это чудо земли!
- Если каждый ученик нашей школы за 1 день не доест и выбросит 50 граммов хлеба, то по школе это составит 32,5 кг или 36 буханок в день!
(показывает кусочек хлеба в 50 г и передает другому)
- Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
(передает хлеб следующему ученику)
- Зерна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
(передает хлеб другому ученику)
- «Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь, -
Хором: Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
- В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила зернышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок!
- Скажи мне,
Как правильней землю назвать:
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше, наверно,
Сказать ей:
«Родная! Земля наша милая,
Добрая мать!
Коллективное исполнение учащимися песни «Моя Россия»
4. Игра «Доскажи пословицу»
Плох обед, … (когда хлеба нет)
Покуда есть хлеб и вода, … (все не беда)
Земля кормит людей, … (как мать детей)
Без хлеба - …. (нет обеда)
Хочешь есть калачи - …. (не сиди на печи)
Каравай хлеба не …. (свалится с неба)
Не надо хвалиться, если не знаешь, как …. (хлеб родится)
Не ленись с плужком – будешь с …. (пирожком)
Работай до поту, так поешь …. (в охоту)
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни … (голова).
5. Инсценировка по сказке Г.–Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб»
( см. книгу «Сценарии тематических праздников» Е. А. Мухиной, Москва, 2005г., с. 14)
Ведущий1: Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.
Ведущий2:
Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.
Ведущий1:
Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.
Ведущий 2:
Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.
Ведущий1:
И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.
Ведущий2:
И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.
Ведущий1:
Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Ведущий2:
Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.
Ведущий1:
«Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.
Ведущий2:
Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.
Ведущий1:
Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.
6. Заключительная часть (выходят 3 ученика)
Хором: Помните! Хлеб – не просто еда!
- Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
- Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
- В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
7. Чаепитие с хлебобулочными изделиями, приготовленными родителями
Песня «Солнышко-зернышко»
1.
Соловьиным голосом льется песня - это весна
Распустила волосы и танцует где-то одна.
Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.
2.
Все дождинки сброшены с неба - это просто вода,
Серые горошины, капли проливного дождя.
Припев:
Ливнями весенними
Только на мгновение
Небо рассыпается,
Снова улыбается
Солнышко лучистое в небе золотистым огнем.
3.
А весна-проказница на опушке леса опять
За березкой прячется и не хочет лето встречать.
Припев:
А на небе солнышко -
Золотое зернышко,
Вдоль по небу катится,
За облаками прячется,
Озорной улыбкою в лето нас зовет за собой.