Православный театральный кружок как средство духовно-нравственного воспитания.

Православный театральный кружок как средство духовно-нравственного воспитания.

В наше время многие люди стараются вернуться к истокам, духовности. И очень важно находить новые средства на пути к этому.

Одним из таких средств, я считаю, является театр, особенно направленный в духовное русло.

 Именно поэтому на базе своего класса я создала театральный кружок "Парус".

http://www.youtube.com/watch?v=xFaXS4mr2yY&feature... - Эту сказку мы готовили к Рождеству, сценарий придумывали всем кружком "Парус".
У детей возникали яркие идеи, которые мы старались реализовать на сцене. Это наш первый спектакль

http://www.youtube.com/watch?v=hdLEcHYzO14&feature... - Первый номер был создан для школьного конкурса "Две звезды", второй для конкурса толерантности.

http://www.youtube.com/watch?v=JI5Id_fZbbk&feature... - Визитная карточка была представлена на вечере "Рождение семьи 5 классов". Мы придумывали её всем классом..
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_parus.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Православный театральный кружок как средство

духовно-нравственного воспитания школьников.

"Просвещение приносит благие плоды обществу тогда, когда основанием ему служит вера. Свет одного научного образования без света христианской истины, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, он только будет скользить по поверхности и, не проникая вовнутрь, никогда не будет в состоянии согреть и оживить."

Святитель Филарет Московский

Из всех насущных проблем начала XXI века, стоящих перед человечеством в целом и перед Россией в частности, наиболее острой и трудноразрешимой является проблема духовного развития подрастающего поколения. Сложные психофизиологические и духовно-нравственные процессы, происходящие в душе современного подростка, гораздо больше подвержены случайным, чаще всего негативным влияниям окружающей жизни, чем целенаправленным педагогическим воздействиям семьи и школы. Усилия по реорганизации современной системы образования в России направлены большей частью на программы по интеллектуальному, физическому, психологическому развитию. Вопросы же духовно-нравственного воспитания в настоящее время не находят выражения в какой-либо четкой и ясной педагогической концепции. В чем же причина этой крайней слабости системы духовно-нравственного воспитания в современной России? По-моему мнению, главная причина — это разрыв с многовековым педагогическим опытом прошлого. Умножение духовного потенциала подрастающего поколения возможно только через глубокий интерес к прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной культуры. Именно поэтому взоры современных российских педагогов все чаще сегодня обращаются к той сокровищнице, которая хранила эти духовные ценности неповрежденными в течение более тысячи лет — к Русской Православной Церкви.

Итак, какова же роль театра в духовно-нравственном воспитании молодежи? У любого театра две стороны — актеры и зрители. Детский православный театр, в котором дети не только зрители, но и актеры, дает возможность удвоить воспитательный эффект.

Театральный кружок с определенным постоянством и обязательностью его встреч-репетиций (не придешь — без тебя не смогут репетировать остальные участники спектакля) организовывает досуг подростка, воспитывает в нем чувство личной ответственности за успех общего дела и позволяет разделить радость этого успеха. Немаловажно, что ребятам не ставят жесткое расписание репетиций, а договариваются о каждой следующей репетиции отдельно, подчеркивая тем самым уважение к их личному времени.

Именно поэтому я в своём классе 5 «в» создала театральный кружок «Парус», мы родились недавно с сентября и постановок у нас не много, но, главное что у учеников появилось желание делать и творить вместе, нам интересно мы придумываем вместе сценарии обсуждаем разные темы и они чувствуют что  их мнение мне интересно что я искренне люблю их, и в этом я вижу самое важное в воспитании ребёнка - он  должен знать что его любят, что его поддержат, что он не одинок, Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. Так, в процессе работы над спектаклем, я не  ставлю перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного «образа». Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Моя практическая цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью. В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля. Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним.

Нужно заметить что и родители заинтересовались увлечением детей ,и в этом ещё один плюс театрального кружка, огромное им спасибо за изготовление костюмов декораций и просто за поддержку.

Процесс репетиции спектакля по своей специфике резко отличается от привычной классно-урочной формы учебной деятельности, которая при всех ее воспитательных возможностях в этом возрасте вызывает определенную долю недовольства и сопротивления. (Здесь кроется одна из причин того, что подростки покидают те воскресные школы, где они чувствуют себя только пассивными субъектами воспитания.).

Репетиция — это совместное творчество режиссера и актеров. Ребята сами разбирают суть пьесы, характеры персонажей, высказывают свои мнения, часто им предоставляется возможность повлиять на ход событий еще неоконченной пьесы. Вживаясь в свои роли, строя взаимоотношения с другими персонажами, они все пробуют на себе, ошибаются, еще раз пробуют. Здесь школьники имеют право на тот свободный нравственный поиск, к которому стремятся, и если сама пьеса написана достаточно удачно, то находят они именно то, что задумал автор — любовь к христианским ценностям, осмеянным и отвергнутым современной массовой культурой. Что же касается зрителей, то для них воспитательное воздействие спектакля кратковременно, поэтому оно должно быть как можно более ярким. Театр обладает одним удивительным свойством. При определенных условиях зритель начинает отождествлять себя с кем-то из действующих лиц театральной постановки, начинает смотреть на все происходящее его глазами. Более того, будучи свидетелем творчества актеров на сцене, зритель начинает сам участвовать в нем. Своей собственной фантазией он переносится на сцену, мысленно действует там, становится соучастником событий. Насколько же подростку легче сделать это, если и актеры, и их персонажи — его ровесники, если ситуации, в которые они попадают, ему знакомы.

Если же говорить о духовной миссии театра, особенно подросткового, то возникает образ совсем другого театра.

1. Поскольку большей частью спектакли готовятся к православным праздникам, то сюжет должен показывать их духовную глубину и их живую связь с современностью.

2. Жанр пьесы — неизменно сказка. «Представляется несомненным — сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание “иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», — писал Е.Н. Трубецкой. Но сюжет этой сказки должен быть приключенческим, увлекательным, волшебным.

3. Отрицательный герой к концу пьесы либо перевоспитывается, либо исчезает, чтобы победа добра была полной.

4. Положительные герои, являясь по замыслу носителями идей православия, все же имеют естественные человеческие недостатки, но борются с ними, в чем и состоит главная сила этих героев.

5. Все во взаимоотношениях персонажей естественно, главная идея не выглядит грубо и навязчиво, не режет слух. Смотря спектакль, зрители не должны замечать, что их воспитывают.

Духовный театр нужен нам, потому что, по словам Н.В. Гоголя, «эта такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Каким же должен быть православный театр, чтобы действительно сделаться такой кафедрой, а не очередным местом пустого времяпрепровождения? Вот некоторые принципы, почерпнутые из опыта подростковых театров различных епархий.

1. Зло не должно быть эстетически привлекательным на сцене (красивая запоминающаяся музыка, эффектные костюмы).

2. Нельзя позволять юному актеру глубоко вживаться в отрицательную роль, ее нужно изображать с помощью только лишь внешних эффектов.

3. Нужно прогнозировать реакцию зрителя на все слова и действия на сцене, чтобы не разжигать страсти, не задевать греховные струны его души.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.

Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.


Библиография

1. Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.: Очерки истории русского  драматического театра, т. l, M., 1954 (гл. 10 и 11).

2. Русский драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора А. Г. Образцовой. Москва, «Просвещение», 1976г.

3. Театр и время. З. М. Поздняева, В. М. Лычагин, Ставрополь, 2002г

4. Школьная пресса», «Воспитание школьников», 2001 (1) стр. 23 Фадеева Е.

5.  «Школьная пресса», «Воспитание школьников», 2003 (5) стр. 35 Каргина С.