Сценарии мероприятий, посвященные Великой Отечественной войне

Сценарии мероприятий, посвященные Великой Отечественной войне

 

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить память  о подвигах наших дедов и прадедов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Районный конкурс педагогического мастерства по военно-патриотическому воспитанию среди педагогов образовательных учреждений Дмитровского муниципального района

Номинация: Организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным военным событиям в истории России.

Методическая разработка

 мероприятия, посвященного Великой Победе

для учащихся 9-11 классов

Боровкова Наталия Станиславовна

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

заместитель директора по воспитательной работе

педагогический стаж – 16 лет

г. Яхрома

2011 год

СЦЕНАРИЙ «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»

Методическая разработка мероприятия, посвященного Великой Победе

для учащихся 9-11 классов

         Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить память  о подвигах наших дедов и прадедов.

Цели:

  1. формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой город, за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. стимулирование  интереса школьников к сохранению памяти о героическом прошлом родного города;
  2. воспитание уважения к поколению фронтовиков.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с театральным представлением.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, военная форма, свечи, цветы для ветеранов и гостей, презентация «Опаленные войной».  

Оформление: надпись на сцене «И помнит мир спасенный…».

Музыкальное сопровождение:

  1. Фонограмма и песня «Священная война», сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александров;
  2. Сводка Совинформбюро о нападении Германии на Советский Союз;
  3. Сводка Совинформбюро об окончании войны;
  4. Танго «Утомленное солнце», сл. И. Альвек, муз. Ежи Петерсбурский;
  5. Музыка Шумана «Грезы»;
  6. Классическая и лирическая музыка для фона.
  7. Отрывок из рок-оперы Н. Рыбникова «Юнона и Авось» «ты меня на рассвете разбудишь…»;
  8. Фонограмма песни «Журавли», сл. Р. Гамзатов, муз. Я. Френкель;
  9. Песня «День Победы», сл. В. Харатонов, муз. Д. Тухманов ;
  10. Запись падающих бомб и рокот самолетов.

Продолжительность: 80 минут

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда.

Подготовительный период:

  1. Разосланы приглашения ветеранам войны и педагогического труда, гостям мероприятия;
  2. Выяснили заранее, кто из ветеранов будет выступать, оговорили регламент выступления ветерана и гостей;
  3. Подобрали музыкальное сопровождение и составили презентацию;
  4. Написали надпись «И помнит мир спасенный…»  для оформления сцены;
  5. Поработали с книгой В. Астафьева «Пастух и пастушка».

Сценарий мероприятия

«И помнит мир спасенный

Слова под звук метронома:

- Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил!

- Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей!

- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!

- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!

- Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!

- Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!

- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!

- Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….

Вед: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?

Вед: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы?

Вед: Какие они, ребята поколения сороковых?

Картинка №1. Мирное время (звучит фонограмма «Утомленные солнцем»). На сцене появляются главные герои – юноша и девушка.

Девушка: Боже мой, как хорошо мы жили до войны! Я училась на первом курсе, по вечерам работала в библиотеке, бегала на танцы. Я до сих пор помню эти длинные летние вечера, свет фонарей в аллеях, запах сирени. Жизнь казалась такой безоблачной и бесконечно длинной…

На сцене пары исполняют вальс.

Юноша: А я работал на фабрике, учился в техникуме в вечернюю смену. Мы дружно жили: мама, я и мой младший брат. По выходным мы часто ходили в парк. Мы любили с братом запускать воздушного змея. Мы отпускали его и падали в траву, и смотрели, как он превращается в маленькую, едва различимую точку и исчезает в вышине.

Звучит песня  «Священная война», нарастающие звуки падающих бомб и рокот самолетов (тихо).

Девушка: Детство наше закончилось внезапно.

Запись Левитана о нападении Германии на Советский Союз.

Звучит песня  «Священная война», нарастающие звуки падающих бомб и рокот самолетов (громче).

Девушка: Казалось, тревога разлита в самом воздухе. На улицах уже не встретишь беззаботных прохожих, лица сосредоточенные, нахмуренные брови. Страшно просыпаться, страшно засыпать. В нашем общежитии самое популярное место – в коридоре, где черная тарелка репродуктора. Сводки с фронтов идут каждый час.

Юноша: Я не узнаю свой город: окна домов залеплены белыми полосами, с наступлением сумерек город погружается в кромешную тьму: так мы спасаемся от воздушных налетов. Когда живешь, не зажигая света, почему-то начинаешь шептать, будто бы фашистский летчик может тебя услышать.

Девушка: Мы с девчонками организовали дежурство по время бомбежек. Часть из нас сопровождает людей в убежища, помогает им там, остальные в это время тушат немецкие фугасы… Мы почти не едим: все на фронт, все для Победы. Бывает, за день набегаешься так, что только перед сном вспоминаешь, что забыла поесть. Родные волнуются за меня, когда я на дежурстве. А я волнуюсь за них…

Юноша: Завтра с утра в эшелон и на фронт. С собой – вещмешок, сухой паек и томик стихов Есенина… Прощай, мама! Береги себя и брата.

Звучит мелодия  «Прощание славянки» (тихо).

Девушка:

Сороковые – роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!               (Д. Самойлов «Сороковые»)

Юноша: Большинство ребят с моего курса уже воюют. Какая это высокая цель – спасти Родину от врага! Грудью встать на защиту родной земли от фашистов…

Звучит песня  «Прощание славянки».

Картинка №2. На сцену выходят юноша и девушка в солдатской форме.

Девушка:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Юноша:

Ах, война, что ж ты подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!        

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.                 (Б. Окуджава)

Вед: Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…»

Вед: Но не всем было дано вернуться.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Вед: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были в чем-то похожи на нас.

Юноша:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней папиросы.         (Николай Майоров)

Девушка:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.                                     (Юлия Друнина)

Девушка:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.                      (Юлия Друнина)

Юноша:

Я убит подо Ржевом,

Тот – еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В селах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу…

Я вам жизнь завещаю,-

Что я больше могу?           (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

Картинка №3. Звучит музыка Р. Шуман «Грезы».  На сцене девушка и юноша, которые разыгрывают сценическую композицию по повести

 В. Астафьева «Пастух и пастушка. Современная пастораль».

Она: (медленно двигаясь по сцене). И брела она по дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В сандалии ее сыпались семена трав. Насколько охватывал взгляд – немая степь кругом. Людей не было. Птиц не слышно. Поезда проходили редко. Ничто не тревожило пустынной тишины. В глазах ее стояли слезы. Могилу затянуло полынью и татарником. Она опустилась на колени перед могилой:

- Как долго я искала тебя! Почему ты лежишь один посреди России?

Больше она ничего не говорила. Думала. Вспоминала.

Он: (выходит на сцену). О чем он думал? На что надеялся? Какие мечты у него были? Встречу придумал – как все получится, какой она будет, эта встреча? Приедет ли он в местечко, сядет на скамейку у ее дома и будет ждать.

Так вот все и вышло: сидит он на скамейке под тополями, а она, диво-дивное, в том же платьице, в тех же туфлях… Неужели мимо пройдет?

Она: (медленно подходя к нему). Борька?! (Дотронулась до него, ощупала его лицо, шею… Затем обеими руками обхватила его лицо). В самом деле, Борька!  ( Опустилась и припала к его ногам).

Он: Но ничего этого не было, и быть не могло (медленно уходит в глубь сцены)

Звучит отрывок из рок-оперы Н. Рыбникова «Юнона и Авось» «Ты меня на рассвете разбудишь…»

Ты меня на рассвете разбудишь.

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю: «Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

 

Она: (медленно поднимаясь). А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам. Господи! Один посреди России. Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе. Там уж никто не в силах разлучить нас.

Звучит мелодия «Журавли», выход ведущих.

1-й:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И Вечный огонь зажигает.

2-й:

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы,

Все судьбы в единую слиты.

3-й:

В  Вечном огне виден вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

4-й:

На братских могилах нет плачущих вдов,

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?         (В. Высоцкий «Братские могилы»)

Выходят два солдата.

Первый: Ребята, а ведь война действительно закончилась! Даже не верится. Больше мы не услышим ни свиста пуль, ни воя падающих бомб. А дел у нас сейчас будет невпроворот.

Второй: Все правильно. И работ, и забот у нас сейчас будет много. И девушки нас ждут… Только вот нельзя нам… Нельзя в круговерти дел и событий забывать о прошедшей войне…

Звучит песня «Журавли», выходят все участники мероприятия.

Давно умолк войны набат,

Цветут цветы в родном краю.

Но будет вечно спать солдат,

Что смертью храбрых пал в бою.

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым.

Звучит голос Левитана о капитуляции Германии на фоне песни «День Победы»

Список литературы:

  1. Виктор Астафьев. Пастух и пастушка. Повесть.- Изд. Астрель, 2004 г. – 400 стр.

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1


Предварительный просмотр:

Районный конкурс педагогического мастерства по военно-патриотическому воспитанию среди педагогов образовательных учреждений Дмитровского муниципального района

Номинация: Организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным военным событиям в истории России.

Методическая разработка мероприятия,

посвященного битве под Москвой

для учащихся 8-11 классов

Боровкова Наталия Станиславовна

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

заместитель директора по воспитательной работе

педагогический стаж – 16 лет

г. Яхрома

2011 год

 «Битве под Москвой посвящается…»

методическая разработка мероприятия, посвященного битве

под Москвой

для учащихся 8-11 классов

В декабре 2011 года  наша страна будет праздновать 70-ю годовщину начала контрнаступления Советской Армии против немецко-фашистских войск в битве под Москвой - решающего военного события первого года Великой Отечественной  войны. Великая победа под Москвой — первая крупная победа советских войск и всего народа над сильным и коварным агрессором. Она явилась важным военно-политическим событием, предопределившим коренные изменения в дальнейшем ходе Великой Отечественной и Второй Мировой войны в целом. Теперь, когда прошло 70 лет с того тревожного военного времени, всем нам отчетливее представляется общая картина происходившей тогда кровопролитной борьбы, ее масштабы и размах, яснее обрисовываются ее контуры и детали.  Историческая победа под Москвой вдохновила советских людей на новые подвиги, укрепила их уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит.     Готовясь  к  этой  знаменательной дате, заместители  директоров  по  воспитательной  работе,  классные  руководители,   получают   возможность  внести  свой  вклад  в  дело  гражданско-патриотического  воспитания  подрастающего  поколения. История Великой  Отечественной  войны – великий  подвиг  нашего  народа,  ценнейший  материал  для  решения  больших задач,  стоящих  на  современном  этапе  перед  Российским  государством  и современной  школой. 

Цели:

  1. формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой город, страну, народ;
  2. познакомить учащихся с работой поисковых отрядов.

Задачи:

  1. изучение военной истории родного края на основе материалов школьного музея;
  2. осознание сопричастности личности к судьбе своего города;
  3. передача нравственных ценностей поколений;
  4. на примере поискового отряда воспитать в молодом поколении чувство патриотизма и гордость за свою Отчизну.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Место проведения: актовый зал школы и школьный музей.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, военная форма, свечи, цветы для ветеранов и гостей,  презентация «Битве под Москвой посвящается…».  Видеофильм «Под Яхромой был жаркий бой…», видеофильм о работе поискового отряда «Обелиск».

Оформление: На сцене орден Победы и медаль «За оборону Москвы».

Музыкальное сопровождение:

  1. Песня и фонограмма песни из кинофильма «Офицеры» муз. Р. Хозак, слова Е. Агранович;
  2. Фонограмма песни «Журавли»,  слова Р. Гамзатов, муз. Я. Френкель;
  3. Фонограмма и песня «Священная война», слова В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александров;
  4. Марш «Прощание славянки», слова и музыка В. Агапкин;
  5. Сводка Совинформбюро об освобождении Яхромы.

Продолжительность: 60 минут

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, члены поискового отряда «Обелиск», Глава городского поселения Яхрома.

Подготовительный период:

  1. Для написания сценария были предварительно изучены материалы школьного музея;
  2. Разосланы приглашения ветеранам войны и педагогического труда, гостям мероприятия;
  3. Выяснили заранее, кто из ветеранов будет выступать, оговорили регламент выступления ветерана и гостей;
  4. Подобрали музыкальное сопровождение и составили презентацию;
  5. Нарисовали орден Победы и медаль «За оборону Москвы» для оформления сцены;
  6. Созвонились и пригласили членов поискового отряда «Обелиск»;
  7. Договорились с командиром поискового отряда Поляковым М.М. о его выступлении на мероприятии;
  8. Подготовили видеофильмы: хроника боёв за Яхрому и о работе поискового отряда;
  9. Договорились с Главой городского поселения Яхрома о награждении поискового отряда Грамотой за военно-патриотическую работу с молодежью.

Сценарий мероприятия

«Битве под Москвой посвящается…»

(звучит музыка из кинофильма «Офицеры», выходят ведущие)

Вед: Всё дальше вглубь истории уходит Великая Отечественная война. Но никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто в полной мере познал и горечь отступления, и радость наших великих побед

Вед: И сегодня, в такой замечательный день мы снова рады приветствовать в нашей школе людей, которые на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами.

Вед: Сегодня у нас в гостях почетные гости – ветераны войны, ветераны трудового фронта и наши дорогие ветераны педагогического труда.

Вед: Среди наших ветеранов в этом зале присутствуют участники Московской битвы Исаев Владимир Александрович и Киселев Анатолий Иванович.

Вед: Слово для приветствия предоставляется Исаеву Владимиру Александровичу.

(звучит мелодия песни «Журавли», выход ведущих)

Память, память за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих умерших оживи,

А друзьям, живущим, молодость верни.

Ты же можешь, ты должна

На мгновение эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.    (Р. Рождественский «Шаги»)

Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни.

Звучит запись Левитана об объявлении войны. Тихо звучит фонограмма «Священная война». На сцену выходят девушки и юноши, юноши в солдатской форме с разных точек  выходят на сцену и рассаживаются, пилотки держат в руках.

Девушка:

Ах, война, что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите… Но всё-таки

Постарайтесь вернуться назад!         (Булат Окуджава)

Юноша: 9 класс – время раздумий, поисков и увлечений. 9б класс не был исключением. Литература, лыжи, театр…

Когда началась война, не сговариваясь, пришли в школу. Понимали – время раздумий кончилось, настала пора решений…

Юноша: На городской площади ловили каждое слово из хрипящего репродуктора, и требовали в военкомате немедленной отправки на фронт.

Считали, что война кончится, и они не успеют внести вклад в общее дело. Молодость верила в свои силы и будущую победу.

Девушка: Провожать их на фронт, казалось, вышла вся Яхрома. Последние напутствия. Объятия и слезы. Лихие переборы гармошки и набатный зов оркестра. Уходили на фронт вчерашние мальчишки, унося с собой память о школьных годах, ярких и беззаботных, уходили на бой с врагом, в историю, в бесславие.

Звучит марш «Прощание славянки», юноши поднимаются и, построившись, уходят со сцены, на сцене остаются четверо юношей, которые читают  стихи выпускника школы 1941 года Павла Исаева. Во время исполнения стихов идет показ кинохроники «Под Яхромой был жаркий бой…»

  1-й чтец:

Помните? В июне

Был в нашей школе вечер выпускной.

И в тот же день жестокий и безумный

Фашизм на Родину обрушился войной.

И мы, еще безусые мальчишки,

Сменив свои учебники и книжки

На длинный и тяжелый винторез,

Пошли стеной врагу наперерез.

2 чтец:

И были с нами смелость и отвага.

Там, под Степановым, на берегу оврага

Вступив в неравный и кровавый бой,

Мы заслонили Яхрому собой.

И нанесли врагу огромные потери.

Пришлось ему, однако, за канал

Укрыться за редуты артиллерий,

За огненный непроходимый шквал.

3 чтец:

Но в декабре морозной ночью стылой,

Собрав резервы, и огромной силы

Ударом свежих нескольких фронтов

Разбили в прах не прошеных скотов.

Нелегкой эта битва оказалась.

Друзей немало на полях осталось

На красном перепаханном снегу,

Пробитых вражьей пулей на бегу.

4-й чтец:

И, может, яхромскому скромному герою

У нас над Перемиловской горою

Воздвигнут памятник за мужество в бою,

В сражениях за Родину свою.

Я, поклонившись этому солдату,

О нем до смерти память сберегу.

За жизнь и честь, что спас он нам, ребята,

Мы в неоплатном перед ним долгу.

(Стихи выпускника школы 1941 года Павла Исаева)

Вед: Почти все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет были призваны в армию.

На войну уходили целыми семьями. Семья Комковых проводила 6-х братьев, 4-х братьев проводила семья Зайцевых, 4 ушли из семьи Филипповых во главе с отцом, 3 брата Ивановых, 2 брата Карповых, 3 брата Бусаловых.

Вед: В июле начали создаваться отряды народного ополчения из лиц, не подлежащих призыву. Всего в народное ополчение ушло 165 человек. В это же время был сформирован истребительный батальон яхромчан. В их задачу входила борьба с парашютистами и охрана военных объектов города.

На фронт с Яхромы ушло 2500 человек, погибли на полях сражениях около тысячи человек.

Звучит классическая музыка,  выходят девушки,  с зажженными свечами.

Первая: Они ушли, а мы остались, как будто у нас вынули сердце, оставив пустоту в груди, которую нечем заполнить…

Вторая: Они ушли, а мы остались с потухшими глазами, как будто они забрали с собой свет наших некогда счастливых глаз…

Третья: Они ушли без оглядки… Наверно, им было страшно оглянуться на мирную прекрасную, вчерашнюю жизнь…

Четвертая: А мы обижались, почему они ни разу не оглянулись назад?

Пятая: Они ушли на испытания, о которых мы могли только догадываться, придавленные гнетом нашей пустоты, нашей обреченности на одиночество…

Первая: Что мы могли тогда для них сделать? Чем помочь?

Вторая: Могли посылать туда, в пекло, нежные, полные отчаянной любви письма. Письма, похожие на мольбу.

Третья: Я очень тебя люблю! Я думаю о тебе днем и ночью! Я жду тебя обратно!

Четвертая: Невыносимо было думать и знать, что вас уже нет, что вы остались лежать там, где приняли смертный бой с врагом. Там, где не пропустили его к нам, в нашу общую довоенную жизнь…

Пятая:

Давайте все минуту помолчим,

Помянем с болью тех, кто не вернулся,

Кто в полный рост о пулемет споткнулся,

Идя в атаку сквозь огонь и дым.

Давайте все минуту помолчим,

Пусть слезы навернуться на ресницы,

Фронтовикам война доныне снится

И тем, кого ничем не воскресим,

Давайте все минуту помолчим.

Мы жизнью им обязаны на свете –

И сами мы и даже наши дети.

Их подвиг не забыт, не повторим.

Давайте все минуту помолчим.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Звучит лирическая мелодия,  выходят девушки и рассказывают о событиях в Яхроме в ноябре-декабре 1941 года.

1-я: Утром 28 ноября я вышла из дома и направилась на работу. Было очень холодно, но снега почему-то еще не было. Я на ходу поправила на голове платок, потеплее укуталась и …. Остановилась, как вкопанная, не в силах сделать ни шагу, ни назад, ни вперед: от фабрики вверх, по направлению к магазину, который яхромчане называют ленинским, двигались немецкие мотоциклы. Гитлеровцы успели побывать на фабрике, нарвать ткани и укутать себя, потому что для нашей погоды они были одеты легко: в зеленые плащи и пилотки.

2-я: Как же так? Немцы уже в Яхроме. Лихорадочно соображаю, что делать. Вернулась домой. Смотрю в окно. Вижу: мимо окон проходит немецкий офицер. В руках – автомат. Направил его на окна. Я его хорошо разглядела. Совсем еще молодой. Идет, озирается пугливо. А одет тоже легко.

1-я: Около пяти часов стали над городом летать самолеты. Началась бомбежка. Все стекла в нашем доме вылетели, жители спустились в нижний этаж и так, прижавшись друг к другу, мы сидели, а враг бомбил наш город. К ночи всё стихло. Мы вышли на улицу. Хлопьями тихо падал снег. Ночь, а на улице светло. Все с ужасом посмотрели на «источник света» - в жутком объятии пламени полыхала фабрика.

2-я:… Старый рабочий Рыбаков, выйдя на улицу, оперся на палочку. Стоит, смотрит на пожар, а слезы медленно текут по морщинистому лицу: «Горит кормилица! Что мы теперь делать-то будем? Как жить-то дальше?». Не перенес горя старик: вскоре умер…

(на экране слайды Яхромы в дни оккупации, за кадровый голос)

Вед: За 10 дней оккупации  нашего города фашисты полностью разрушили прядильную фабрику, разбили корпус ткацкого производства. Были разрушены многие жилые дома, клуб, стадион, банно-прачечный комбинат, школа, хлебозавод, все, что яхромчане создавали столетие. Ущерб, причиненный фашистскими захватчиками в г. Яхроме составил более 120 миллионов рублей.

7 декабря 1941 года Яхрома была освобождена.

Звучит сводка Совинформбюро об освобождении Яхромы.

Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры», выходят ведущие.

1-й:

Вы говорите мне: «Зачем искать?

Давно исчезли те, кто здесь убиты,

Ушли и те, что их могли бы ждать,

И все они давным-давно забыты…»

2-й:

Не знаю я, смогу ль вам доказать,

Но думаю, что вы не правы.

Пусть некому уже солдата ждать,

Но он солдат и сын своей державы!

3-й:

Он за неё на поле боя пал,

Ей жизнь отдал, и кровь свою до капли.

Наград и благодарности не ждал,

И знал, что жив, останется он вряд ли.

4-й:

Он долг свой выполнил и вправе ждать,

Что Родина солдата не забудет!

Что будет каждого пропавшего искать

И помнить каждого вовеки будет!

(Гарибян Г.И., участник поискового движения)

Показ видеофильма о Московском поисковом отряде «Обелиск», который нашел в Смоленских лесах останки нашего земляка - яхромчанина Пелёвина Ивана Михайловича.

Вед: Слово предоставляется командиру поискового отряда «Обелиск» г. Москва Полякову Михаилу Михайловичу.

Поляков М.М. рассказывает ребятам о своей поисковой работе и исполняет под гитару свои песни. Одну из песен он посвятил ветеранам Великой Отечественной войны. Поляков М.М. является автором своих песен.

Вед: Слово предоставляется Главе городского поселения Яхрома Чернышеву Д.С.

Он награждает командира поискового отряда Грамотой за военно-патриотическое воспитание молодежи.

Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры», на сцену поднимаются все участники праздника с цветами.

1-й: Дорогие ветераны, участники Великой Отечественной войны и трудового фронта! Вам мы обязаны жизнью. Низкий вам поклон! Это вы отстояли наше детство. Вы шли в бой с думой о тех, кто ждал и верил. Мы очень рады, что вы у нас есть, такие замечательные и прекрасные люди! Мы любим вас! Мы помним вас! Мы гордимся вами!

2-й:

Хотим сказать «спасибо» ветеранам,

Кто пережил великую войну,

За вашу седину, за ваши раны,

За то, что от врага спасли страну.

3-й:

Был сильным враг, коварным и жестоким,

И шли бои без отдыха и сна,

Но были вы в бою не одиноки,

За вас молилась вся страна.

4-й:

И этою молитвою вы живы,

Пусть и в плену морщин и седины,

Но вы для нас по-прежнему красивы,

Заслуженная гордость всей страны.

5-й:

Но ружья зачехлять еще вам рано,

Нам нужен опыт ваш и ваш совет.

Хотим сказать «СПАСИБО, ВЕТЕРАНЫ!»

И пожелать вам долгих-долгих лет!

Ветеранам дарят цветы, затем гостей приглашают в школьный музей на экскурсию и для снимка на память.

Методические советы:

        Материал проведенного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, при написании исследовательских работ. Это толчок  для начала поисковой работы.

Опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в обороне Москвы выпускников школы, местных жителей, рассказ о Московской битве  времен Великой Отечественной войны с опорой на историю тех мест района и микрорайона школы, которые связаны с рассматриваемым историческим событием.

Максимально возможное использование наглядного материала, фоно и видеозаписей.

Рекомендации:

        Данное мероприятие можно провести в любой школе на основе собранного местного материала об истории города, поселка, села, о выпускниках школ, которые ушли на фронт.

Список литературы:

  1. Иванова Л.А. Яхрома. Нам родней уголка не сыскать!: Факты, события, люди, воспоминания./ Автор и составитель Л.А. Иванова. Под ред. И.Н. Курышева. – ГУП «Кимрская типография», 2003. – 582 с.
  2. Архивные материалы школьного музея.
  3. Исаев Павел. Моя СТИХиЯ. – Волгоград: «Гамма - Принт», 2006. – 96с.

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1


Предварительный просмотр:

Районный конкурс педагогического мастерства по военно-патриотическому воспитанию среди педагогов образовательных учреждений Дмитровского муниципального района

Номинация: Организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным военным событиям в истории России.

Методическая разработка

мероприятия, посвященного битве

под Москвой

для учащихся 8-11 классов

Боровкова Наталия Станиславовна

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

заместитель директора по воспитательной работе

педагогический стаж – 16 лет

г. Яхрома

2011 год

 «Поклонимся Великим тем годам…»

методическая разработка мероприятия, посвященного битве

под Москвой

для учащихся 8-11 классов

Цели:

  1. На героических примерах служения Родине воспитывать в молодом поколении чувство патриотизма и гордость за свою Отчизну;

Задачи:

  1. Формировать мировоззрение путем знакомства с литературными источниками;
  2. Формировать чувство гражданского самосознания;
  3. Формировать такие нравственные качества, как чувство долга и ответственности;
  4. Приобщение обучающихся к теме Великой Отечественной войны и ценностям отечественной истории и литературы.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с элементами театрализованного представления.

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, военная форма, свечи, цветы для ветеранов и гостей,  презентация «Поклонимся Великим тем годам…».  

Оформление: землянка, телефонный аппарат

Музыкальное сопровождение:

  1. Песня «Как молоды мы были», сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутова;
  2. Фонограмма песни «Эх, дороги!»,  сл. Л. Ошанин, муз. А. Новиков;
  3. Фонограмма и песня «А зори здесь тихие», автор К. Молчанов;
  4. Песня «Поклонимся Великим тем годам…», сл. М. Львов, муз. А. Пахмутова;
  5. Кинохроника «Московская битва»;
  6. Классическая и лирическая музыка для оформления фона.

Продолжительность: 60 минут

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда

Подготовительный период:

  1. Для написания сценария были предварительно изучены материалы книги В. Быкова «А зори здесь тихие…»;
  2. Подготовлен видеоматериал о битве под Москвой;
  3. Разосланы приглашения ветеранам войны и педагогического труда, гостям мероприятия;
  4. Выяснили заранее, кто из ветеранов будет выступать, оговорили регламент выступления ветерана и гостей;
  5. Подобрали музыкальное сопровождение и составили презентацию;

Сценарий мероприятия

«Поклонимся Великим тем годам…»

Выходят ведущие (чтецы) со свечами в руках, звучит мелодия.

В память павших своих земляков

Зажигаем потухшие свечи.

Пусть расправит неяркий их свет

Всех участников усталые плечи.

Поколенье, не знавших войны,

Как свою – вашу боль принимаем,

Чтобы не было больше беды,

Мы сегодня свечу зажигаем.

Звучит песня «Как молоды мы были…», на экране военные кадры.

Выходят девушки и юноши, становятся парами.

Юноша: По праву памяти поколений…

Девушка: По праву тех, кто защищал родную землю и отдал все, до последней капли крови…

Юноша: По праву тех, кто выжил, пройдя нечеловеческие испытания войной…

Девушка: По праву живущих ныне, помнящих подвиги отцов и дедов и берегущих самое светлое – Родину!

Звучит песня «Дороги», выходит девушка в военной форме.

Качается рожь нежатая; шагают бойцы по ней,

Шагаем и мы, девчата, похожие на парней.

Нет, это горят не хаты, то юность моя в огне,

Идут по земле девчата, похожие на парней.          (Юлия Друнина)

Вед: Трудно представить, как хрупкие женщины, одетые в тяжелые солдатские шинели и сапоги, смогли наравне с мужчинами пройти эти нелегкие дороги войны.

Вед: Именно об этом напоминают бесчисленные фронтовые снимки.

Вед: Да такие тихие зори…

Звучит песня «А зори здесь тихие…» муз. К. Молчанова. Сцена из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»

Васков: «Сосна!» «Сосна!» Ах ты, мать честная!.. Либо спит, либо поломка… «Сосна!» «Сосна!»…

Голос за сценой: «Сосна» слушает.

Васков: Семнадцатый говорит. Давай третьего. Срочно давай! Чепе!...

Голос за сценой: Даю, не ори.. Чепе у него… Ты, Васков? Что там у вас?

Васков: Так точно, я, товарищ, третий. Немцы в лесу возле расположения обнаружены сегодня в количестве двух…

Голос за сценой: Кем обнаружены?

Васков: Младшим сержантом Осяниной… Я тревогу объявил. Товарищ третий, думаю, что лес прочесать надо…

Голос за сценой: Правильно думаешь. Бери пять человек команды и дуй, пока след не остыл…

Васков ( со сцены смотрит в сторону кулис, дает команду): Осянина, стройте людей.

Выбегают девушки, на ходу одеваются, поправляют прически и одежду.

Осянина: Соня, Женя, Лиза… построены, товарищ старшина!

Васков (придирчиво осматривая, проходит вдоль строя девушек). Строй, нечего сказать: у одной волосы как грива до пояса, у другой бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими в лес, лови немцев с автоматами. Мы немцев идем ловить, а не рыбу! Так чтоб хоть стрелять умели, что ли…

Осянина: Умеют!

Васков: Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Голос из строя: Я знаю.

Васков: Что – я! Что такое «я»? Докладывать надо!

Гурвич: Боец Гурвич!

Васков: Ох-хо-хо! Как по-ихнему руки вверх?

Гурвич: Хенде Хох!

Васков: Точно! Ну, давай, Гурвич. Идем надвое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по пять обойм.. в порядок себя привести, заправиться.. На всё сорок минут.

Осянина: Разойдись!

Все уходят.

Ведущий (за кадром): Да… ошибался старшина в сроках, короткой была их дорога, но вела она в бессмертие…

На сцену под траурную музыку выходят по одной пять героин повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». У каждой в руках зажженные свечи, голова опущена. После сказанных слов медленно уходят в глубь сцены.

Лиза Бричкина утонула в болоте, так и не успев сообщить важную весть и привести подмогу своим подругам. Это была первая смерть, первая потеря. «Всё случилось так неожиданно, что Лиза, не успев вскрикнуть, потеряла опору, повисла где-то в пустоте, а топь мягкими тисками сдавила тело. Она в последний раз увидела теплый, нестерпимо яркий свет солнца и синее прекрасное небо.  И до последнего мгновения верила, что завтра будет и у неё…»

Соня Гуревич. Потерял старшина Васков кисет с вышитыми словами «Дорогому защитнику Родины». Знала Соня Гуревич, где искать его…  Вот только не знала, что смерть ожидает здесь и её… «бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую.  Бежала,  радовалась, и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно-яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела.  И понять успела, и крикнуть успела, потому что не достал нож до сердца с первого удара…»

Галя Четвертак – детдомовский подкидыш. Ей всегда не везло в жизни. Вот и сейчас не выдержали нервы… «Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась она через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя, и не соображая… Коротко ударил автомат… и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук…»

Женька Камелькова. Отчаянная красавица, ничего и никого не боявшаяся. Отвлекая немцев от раненой Риты, она старалась увести их подальше в лес. А «…когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы…»

Рита Осянина – жена - пограничника, погибшего в первые дни войны. Она мстила врагу за смерть мужа. Когда поняла, что «рана её смертельна и умирать она будет долго и трудно», - решилась. «Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама…» Она не хотела быть кому-то в тягость. Пуля в висок оборвала её жизнь…

Девушки стоят с зажженными свечами в глубине сцены. На сцену выбегает Васков.

Васков: Положил ведь я вас, пятерых девчонок… За что? За десяток фрицев?.. Кто поймет это? Может, пока война, и поймет… А потом? Что ответить близким вашим, детям, почему мы, мужчины, не уберегли ваших мам, почему позволили умереть, когда сама природа назначила им давать жизнь, растить детей… Не будет пощады врагу! Я обязан отомстить за вашу смерть, иначе как жить со спокойной совестью, как?...

Васков убегает, девушки построчно говорят слова.

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждем приказа нового.

И пусть не думают, что мертвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

Звук метронома.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Вед: Те, кто сражался на фронте, кто трудился в тылу, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом.  Женщины, старики, дети заменили уходящих на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

Вед: В ходе войны было несколько битв, которые определили её исход. Одна из них – битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 году немецкая армия потерпела серьезное поражение и была остановлена.

Показ эпизода кинохроники  о битве под Москвой.

Выходят две девушки и двое юношей.

1-й юноша: Мы одолели ту проклятую войну и вернулись домой, чтобы любить, растить детей и радоваться жизни.

1-я девушка: Мы дождались вас, чтобы вместе с вами растить детей, любить и радоваться жизни.

2-й юноша: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой, любить тебя. Мой мир из черно-белого снова превратился в цветной и стал радостным и солнечным.

2-я девушка: Мы будем жить с тобой долго и счастливо, и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Ведущий:

Люди! Покуда сердца стучатся

Помните!

Какой ценой завоевано счастье-

Пожалуйста, помните!                                   (Р. Рождественский «Реквием»)

Звучит песня «Поклонимся Великим тем годам», ветеранам вручаются цветы.

Методические советы:

        Материал проведенного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературы.

 

Рекомендации:

        Сценарий данного мероприятия можно использовать для проведения классных мероприятий, в театральных кружках, в школьных библиотеках, как устный журнал с использованием театрализованного представления.

Список литературы

  1. Борис Васильев. А зори здесь тихие… Авторский сборник. – Изд. Детская литература. – М.: Серия: школьная библиотека – 2010г. – 400 стр.

МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1