Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
1. Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы (из опыта работы Сергеевой Натальи Михайловны, классного руководителя 7в и 11в классов МАОУ «Лицей №4» г. Перми).
2. Презентация "Я и мои дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.8 КБ |
![]() | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы
(из опыта работы Сергеевой Натальи Михайловны, классного руководителя 7в и 11в классов
МАОУ «Лицей №4» г. Перми).
Я - классный руководитель
Классный руководитель – кто это? Учитель, совмещающий две должности (учитель и классный руководитель)? Педагог, который занимается только воспитанием детей?
Мне кажется, что классный руководитель это тот, кто готов не просто находиться с ребенком во время его пребывания в школе, помочь ему решать учебные и личные проблемы, а тот, кто ПРОЖИВАЕТ с каждым своим учеником каждую его минуту жизни (и не только тогда, когда ребенок находится в школе). Как часто бывает, что на дворе уже поздний вечер или раннее утро, а телефон не замолкает от звонков твоих учеников и их родителей. И каждый ждет твоего совета, доброго слова, а иногда просто хочет услышать голос, ставший за многие годы таким родным. Любой классный руководитель (если он действительно КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, а не функционер, назначенный администрацией) сталкивается с этим почти ежедневно.
Что же заставляет учителей забывать о сне и покое, о своем личном времени, подчинять интересы семьи заботам школы? Наверное, есть что-то в работе классного руководителя такое, что заставляет всех и в школе, и дома признать важность данной работы и проникнуться к ней уважением.
Уже 14 лет я являюсь классным руководителем. Не так много детей прошли через мои классы – ведь вместе мы от 5 до 7 лет. Но в последние полтора года мне повезло – у меня уже два класса с классным руководством. Получилось это случайно и, как казалось, на время. Спустя 6 учебных четвертей я могу сказать с уверенностью: я – классный руководитель. Я ничуть не жалею, что судьба распорядилась именно так. С появлением 6 класса (сегодняшнего 7) мне стало легче работать со своими «взрослыми детьми» - десятиклассниками (сегодня они уже на пороге выпуска). Оказалось, что многие из них, не имеющие младших братьев и сестер, обрели их, а имеющие – поделились опытом общения. Стало легче решать возникающие возрастные трудности.
Современное образование предполагает обучение по индивидуальным учебным планам в старшей школе. Значит, в начале 10 класса каждому предстоит выбрать свой собственный профиль обучения. Не у всех это получается. Да и как же может получиться, ведь выбирать надо учиться. С этой целью в нашем лицее с 8 класса ребята учатся в предпрофильных образовательных потоках: первый опыт выбора своей образовательной программы ребята получают на 2 года раньше.
Именно старшие подсказали мне необходимую работу с нынешними семиклассниками: тьюторская поддержка профильного самоопределения подростков. Опираясь на свой не всегда удачный опыт профильного определения, старшеклассники предложили помочь семиклассникам в выборе предпрофиля обучения. Так родилась идея краткосрочного курса по выбору «МОЙ ВЫБОР» в рамках тьюторского сопровождения процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы.
Тьюторское сопровождение процессов самоопределения и выбора учащимися средней школы.
Новая структура Федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей для учащихся, в том числе и обучение по индивидуальным образовательным программам в школе. Для реализации этих задач необходима особая позиция педагога, который сопровождает ученика по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает в поиске образовательных ресурсов за её пределами. Она называется тьюторской и отличается от традиционной позиции учителя, психолога или классного руководителя тем, что представляет собой специально организованную педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на прояснение образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной рефлексии школьников.
Целью работы тьютора является персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В ходе этого сопровождения тьютор «увязывает», координирует различные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной работы и профориентации), разворачивающиеся в школе в ориентации на конкретного ученика, тем самым предоставляя ему возможности реального индивидуального выбора дальнейшего профиля обучения и самоопределения в профессиональном будущем.
Программа инновационной образовательной практики
- Автор программы: Сергеева Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7в класса МАОУ «Лицей №4» г. Перми.
- Краткосрочный курс «Мой выбор»
- Направление работы: профильное самоопределение.
- Программа предназначена для учащихся 7 в класса МАОУ «Лицей №4» г. Перми. (26 человек).
- Программа рассчитана на 12 часов. Из них: аудиторных -2, практических – 6, самостоятельная работа – 4.
- Программа является частью программы воспитания в 7 в классе.
- Организационные условия. Программа реализуется в течение третьей четверти 2011-2012 учебного года. Режим проведения: классные часы (для проведения аудиторных и практических занятий). Место реализации: МАОУ «Лицей №4» г. Перми.
- Ожидаемые результаты.
Результат | УУД | Критерии и показатели результативности программы |
Ученики сделают предварительный выбор уровня сложности изучения математики, физики, обществознания и обоснуют свое решение | Построение индивидуальной образовательной траектории. | 80% учащихся сделают предварительный выбор уровня сложности изучения математики, физики, обществознания и обоснуют свое решение. 80% учащихся подтвердят его портфолио. |
Объект оценивания | Критерии оценки деятельности учащихся. |
Сравнительная таблица | Выделение оснований для сравнения – 5 баллов Точность (четкость?) формулирования своего соответствия/несоответствия требованиям профильного обучения – 10 баллов. Максимальный балл – 15. |
Обобщающая таблица | Полнота представленной информации – 15 баллов |
Резюме | Прохождение тест-драйва: заявка на участие в тест-драйве – 5 баллов участие в тест-драйве – 10 баллов рефлексивная заметка после участия в тест-драйве – 15 баллов. Опыт (достижения) школьной жизни с 1 по 7 класс: предоставление портфолио – 20 баллов Перспектива: анализ возможных областей профессионального самоопределения, учебных учреждений, которые опираются на профильные предметы – 10 баллов. Максимальный балл – 60. |
План реализации программы.
Замысел. В 8 классе лицея обучение строится на основе образовательных потоков. Учащиеся при прохождении курса знакомятся с требованиями, предъявляемые к ученикам при изучении математики, физики, обществознания на профильном уровне, анализируют свои возможности обучения предмету на данном уровне сложности, принимают предварительное решение в отношении выбора уровня сложности изучения математики, физики, обществознания в 8 классе, обосновывают свой выбор.
В итоге учащимся будет составлено резюме, подтвержденное портфолио, на основе которого ребенком будет сделан осознанный выбор профильного обучения.
Содержание программы.
№ | Раздел | Часы | Способы деятельности педагога и учащегося | Объект оценивания |
1 | Информационный | 2 | Анализ учащимися учебных программ образовательных потоков Пресс-конференция с учителями –предметниками по итогам анализа учебных программ образовательных потоков. | Сравнительная таблица (что сложно, с чем справишься, что пока не можешь, что надо проверить – сможешь ли и хочешь ли). Рефлексивный текст на основе сравнительной таблицы. (итоговый продукт) |
2 | Тест-драйв | 6 | Выполнение профессиональных проб. Погружение в особенности работы по предмету на углубленном уровне: практикумы по решению задач (физика, математика), конструирование (физика), моделирование (физика, математика), выполнение социальных проектов, участие в дискуссии, диспуте на общественно значимую тему (обществознание) Сбор материала по будущей специализации (какие учебные учреждения опираются на профильные предметы, возможные области профессионального самоопределения) Психологическое тестирование по профориентированию | Рефлексивный текст как итоговый продукт Обобщающая таблица (специальности, УЗ, профессии) |
3 | Рефлексивный. | 4 | Составление резюме, подтверждение его портфолио. Если самоопределение состоялось, а подтвердить портфолио не можем, то составление плана дальнейшей работы по наполнению портфолио | Резюме. |
Материалы для реализации программы.
- Учебный план лицея 8-9 класс (по профилям).
- Сайты, проспекты СУЗ и ВУЗ (куда смогу пойти учиться после обучения в профиле). Встречи со студентами и выпускниками СУЗ и ВУЗ.
- Психологические тесты по профориентации (определение профессиональных предпочтений и возможностей).
- Дидактические материалы для проведения тест-драйва (из методической копилки учителей-предметников).
- Методическая литература для тьютора.
- Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения. СПб., 2006.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., 2008.
- Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М., 2005.
- Тюшев Ю. Выбор профессии. Тренинг для подростков. М., 2008.
- Шевченко М.Ф. Тренинг. Профориентация для старшеклассников. СПб., 2007.
Ресурсное обеспечение.
Учебный план лицея.
Кабинет.
Сотрудничество с учителями, работающими в образовательных потоках.
Апробация курса «Мой выбор»
Курс апробируется в течение 2011-2012 учебного года.
В ходе работы учащиеся заполняют свою папку рефлексивных заметок, размышлений, там же есть планирование и анализ своей деятельности.
1. С самого начала ребятам предложили ответить на вопросы: в каком предпрофильном потоке ты хочешь учиться в 8 классе (социально-экономическом – углубленное изучение обществознания, математическом – углубленное изучение математики, физико-математическом – углубленное изучение физики); что ты будешь уметь делать в результате обучения в этом профиле.
Каждый отвечал на вопросы письменно, зная, что никто не заглянет в его записи без его согласия. Казалось бы, тебя никто не проверит – можешь писать все, что угодно. Но дети не лгут себе. В результате через 7-10 минут у некоторых родилось сомнение в возможности выполнения этого задания. Ребята пришли к выводу, что у них недостаточно информации об обучении в потоках. В результате они сами сформулировали себе задание – собрать информацию об обучении в потоках в 8 классе.
2. Следующее занятие – опять работа со своими заметками (я уверена, что письменно оформленная программа действий или просто размышления дисциплинируют, заставляют быть ответственными прежде всего перед собой). У ребят задание:
- что я узнал об обучении в потоке;
- что я буду знать и уметь после обучения в этом потоке, где смогу применить свои знания.
Вывод, который сформулировали и озвучили учащиеся – я знаю мало возможностей дальнейшего обучения. Домашнее задание себе: собрать информацию о профессиях, которые можно будет получить, опираясь на углубленное изучение именно этих предметов.
3. На следующем занятии анализ выполненной работы:
- что я сделал для получения информации, каковы результаты моей работы.
Вывод: результаты не оправдали ожиданий, так как работали спонтанно, в последний вечер, ночь. Значит – надо планировать свою деятельность. Совместно составляем вопросы (пункты) будущего плана. Заполняем его.
4. Каждую следующую неделю учащиеся анализируют свою работу, отмечают свое продвижение, вносят изменения в свой план.
5. По окончании работы учащимся были предложены тест-драйвы по будущим профильным предметам.
Тест - драйв
План работы. Математика.
- Решите задания, предложенные вам.
- Определите, какие задания соответствуют базовому уровню знаний (то есть рассчитаны на любого), какие – углубленный уровень изучения.
- Сформулируйте, по каким признакам вы определили разницу между базовым и углубленным уровнем заданий.
- Выйдите на сайт лицея, в разделе центр непрерывного образования найдите личный кабинет Покровской Светланы Владимировны, решите задачи одного месяца.
- Какие задачи вы хотели бы предложить для работы одноклассникам, почему.
План работы. Обществознание.
- Познакомьтесь с материалами, ответьте на вопросы:
- какой основной вопрос рассматривается в данной статье
- как этот вопрос соотносится с вами
- актуален ли он для вас и вашего окружения, аргументируйте свой ответ
- выделите основные положения данной статьи, зафиксируйте их в виде конспекта
- определите, какие права ребенка, с вашей точки зрения, нарушаются в нашем лицее взрослыми, а какие детьми
- определите, есть ли у ребенка обязанности или он обладает только правами; если вы такие обязанности нашли, то перечислите их
- к каким последствиям может привести несоблюдение обязанностей, приведите примеры
- сделайте анализ поведения ребенка из представленной сценки
- какой информацией вы хотели бы поделиться с одноклассниками и друзьями, почему.
- составьте план и конспект классного часа, который вы проведете в первую неделю апреля
План работы. Физика.
1 этап: прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
2 этап: решите задачи, объясните решение.
3 этап: проведите эксперимент.
Задание – проверить условие равновесия пирамиды из кубиков.
Учащиеся работали 1 час 15 минут. Такой увлеченной работы, да еще без перемены. Я не видела.
К этому времени те учащиеся, которые поняли, что ошиблись с выбором потока, уже в течение прошедших недель изменили свое решение. Сейчас каждый заинтересован в изучении именно этого предмета.
Была видна и предварительная работа по сбору информации. Так как ребятам разрешено было использовать любые способы выполнения задач, то некоторые воспользовались информацией в интернете (уже знают, что и где искать!), «физики» и «математики» по отдельным, сложным вопросам отправились за консультацией к предметникам (удивительно, но пошли не только к «своим» учителям, но и к тем, что в классе не работают – дети знают об их компетентности из общения с учащимися старших классов). По окончании работы – рефлексивная заметка.
Первые результаты – удовлетворенность от работы. Особый восторг – решение тех задач, на которые раньше не замахнулись бы. Желание еще раз поработать в таком режиме. Я видела детей, обсуждающих учебные задачи. Они не просто говорили – спорили! Что же это, если не заинтересованность.
Только 3 человека сказали, что не уверены, что выдержат обучение в данном профиле. Но возникло желание не выбрать что-то полегче, а изменить свой уровень знаний, чтоб стать успешным.
Вывод: сегодня дети с нетерпением ждут углубленного изучения предметов. Наша задача – поддержать этот интерес, помочь ребятам развиться, осознать свою ценность (тогда любой профиль станет желанным и сильным по составу).
План-карта познавательного интереса
Маликовой Надежды,
ученицы 7 в класса
Профиль будущего обучения – физико-математический.
1. Сбор информации о профиле.
• Изучение учебного плана 8 класса физико-математический поток
• Беседа с учащимися 8 класса физико-математического потока: Сергеев Иван, Шилова Софья, Губасова Анна, Пушкарев Кирилл.
• Беседа с учащимися 11 класса физико-математического профиля: Сергеева Катя – в 8-9 классе училась в математическом предпрофиле, Назарова Катя – в 8-9 классе – в социально-экономическом, Бородавкин Дмитрий – в 8-9 классе – в физико-математическом.
• Консультация с учителем физики Каменских Е.Р.
2. Сбор информации о возможностях дальнейшего обучения и получения профессии.
• Беседы с мамой и старшей сестрой
• Беседы с родственниками, получившими техническое образование
• Знакомство с информацией о сузах и вузах (пока для 7 класса – брошюры, имеющиеся в кабинете, беседы с одиннадцатиклассниками, посетившими дни открытых дверей ПНИПУ (Пермского научно-исследовательского политехнического института) и ПГНИУ (Пермского Государственного Научно-исследовательского Университета), занимающимися в ШЮФ (школа юных физиков при ПГНИУ); сайты ПНИПУ и ПГНИУ)
3. Поддержание интереса к физике.
• Посещение краткосрочного курса по физике
• Еженедельное решение творческих задач по физике