Главные вкладки

    2 ясли Государственного Дошкольного Образовательного учреждения Детский сад №32 Пушкинского Района Санкт-Петербурга

    * * * * *

    Вмесет гуляем, вместе играем, учимся вместе и отдыхаем!

    Рисуем, играем, детей развиваем!

    Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения

    Все мамы и zhurnal-razvitie.ru знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?  Рассмотрим подробно все эти вопросы.

     Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

    Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

    У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

    По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

     Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

    Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

    Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статья о развитии ребенка по системе Монтессори, также будет интересна.

    Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

    1. Массаж ладошек

     Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

    2. Ладушки

     Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

    3. Разрывание бумаги

     Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

    4. Перелистывание страниц

     После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

    5. Бусы

     Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

    6. Вкладыши-мисочки

     Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

    7. Крупы

     В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

    8. Баночки с крупами

     Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

    9. Рисование на песке

     Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

    10. Горошина

     Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

    11. Завинчивание крышек

     Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

    12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

     Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

    13. Лепка

     Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

    14. Рисование и раскрашивание

     Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

    15. Собирание мозаик и паззлов

     Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

    16. Вырезание

     Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

    Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

     

    « Зайчишки шалунишки»

    Ход занятия:

    Здравствуйте, ребятки! Сегодня к вам в гости я пришла не одна, отгадав загадку, вы узнаете, кто еще захотел с вами познакомиться.

    Любит он морковку кушать,

    Оттопырив кверху уши.

    Наш пугливый  «попрыгайка»,

    Детки, кто же это?.......(Зайка)

    Беседа с детьми с использованием фланелеграфа.

    - Как вы узнали, что это зайчик?

    - Какого цвета у зайки шубка?

    - Если её потрогать, то она какая?

    - Какие ушки?

    - Где живёт зайка?

    - Кого зайка боится?

    Ребятки, зайка пришел к вам за помощью. Его друзья зайчишки шалунишки заблудились в лесу и не могут найти дорогу домой. Зайчик очень боится, что хитрая лиса может их поймать. Давайте отправимся  в лес и поможем отыскать зайчику своих друзей. Так как на улице морозно оденемся    потеплее, на ножки сапожки и отправляемся в лес.

    Дети надевают на пальчики вязанные сапожки и обыгрывают текст стихотворения.

    В лес отправимся гулять

    Будем весело шагать

    Много снега на дорожке

    Не замерзнут наши ножки.

    По сугробам мы шагаем

    Ноги выше поднимаем

    На скользкой, ледяной дорожке

    Осторожно ставим ножки

    По заснеженной дорожке

     В лес шагают наши ножки.

    Дети подходят к заснеженному лесу.

    Вот мы с вами и в лесу. Снег засыпал все тропинки, посмотрите какие большие сугробы. Мне кажется, что там кто – то прячется.

    Мы сугробы обойдём,

    В лес тихонечко войдем.

    Из – за ёлки на опушке

    Показались чьи – то ушки.

    Ближе к ёлке подойдем

    Кто там прячется, найдём.

    Чьи ушки видны? Правильно, заячьи ушки. Давайте позовем зайчат тихонечко. Идите к нам зайки.

    Беседа с детьми.

    - Сколько зайчиков пряталось в сугробе?

    - Какие зайчики по размеру?

    - А какой по размеру наш гость?

    Замерзли зайчата в лесу. Давайте, ребятки, с ними поиграем. Тоже превратимся в маленьких зайчат.

    Игра – инсценировка « Зайка серенький сидит»                 

    Какие вы молодцы! Настоящие зайчики. Быстрые, ловкие и прыгаете очень высоко.

    Прыгал зайчик по дорожке,

     У него устали ножки.

    Нужно зайке отдохнуть

     И покушать что – нибудь.

    Вот теперь, дружок, узнай – ка,

    Что же любит кушать зайка?

    Правильно, морковку. Я предлагаю вам слепить морковку  для зайки из пластилина.

    Лепка морковки.

    Угощают зайку морковкой.

    Зайка угощает ребят сладостями.

     

    Песенки, потешки, заклички:

     «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

    Сказки:

    «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

    А. Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;

    Поэзия:

    А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев, в Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К.Чуковский. «Федотка», «Путаница».