Краеведение

Всё настоящее - мгновение вечности. (Марк Авелий)
Школьный музей

Музей хранит, изучает и показывает все, чем живёт время. Людьми созданы различные музеи, непохожие друг на друга: исторические музеи,   художественные,   краеведческие,   мемориальные,   экологические, этнографические,  научно-технические  и т.д.   Особое  место  в  этом ряду занимают школьные музеи.

Школьный музей - широкое поле творчества и сотрудничества учащихся и педагогов, родителей. Работа школьного музея помогает в воспитании, обучении и организации детского досуга. Учащиеся обогащаются новыми знаниями о своей малой родине, стране, её истории, проникаясь еще более глубоким чувством любви и уважения к своему Отечеству. Музей призван способствовать формированию у обучающихся объективно- исторического подхода к изучению прошлого нашей Родины через различные формы поисковой и музейной работы. Работа музея как преемника наследия прошлого, формирует у молодого поколения гражданско- патриотические чувства и утверждение значимости таких ценностей, как любовь и уважение к родному селу, городу, родной республике; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующего поколения; преумножение исторического наследия, сохранения исторической памяти, укрепление связи поколений для осознания школьниками себя как приёмниками наследия прошлого. История создания школьного музея уходит корнями в начало 1980 -е годы, когда сформировался краеведческий кружок» После того как в 1985 году под музей была выделена классная комната, развернулась работа по оформлению музея и дальнейшей поисковой работе. Все работали с увлечением: изучали литературу, рисовали, совершали экскурсии по деревням, встречались со старожилами, составляли списки ветеранов и т.д.

Музей работает в соответствии с «Положением о школьном музее»,
Уставом музея, программой кружка. Краеведческий кружок при музее
работает по авторской программе: «Вечные родники», рассчитанной на 3
года        обучения.        Направления        работы        музея:    1)поисковое;

2) исследовательское; 3)экскурсионное; 4) пропагандистское; 5)лекторское. Создан « Актив музея» из учащихся 5-9 классов, который уделяет большое внимание поисково - краеведческой работе.

Членами « Актива музея» составлены списками ветеранов, проживающих на территории сельской администрации. Собран богатый материал:

-о ветеранах Великой Отечественной войны сельской администрации; -имеются предметы - свидетели военных действий (письма с фронта, личные вещи ветеранов войны), собранные учащимися поисковой группы; -о семьях и судьбах раскулаченных; -об истории деревень;

 -об истории школы и её выпускниках ;

-о людях прославивших село и школу;

-о семьях и судьбах раскулаченных; - летопись пионерской и комсомольской организации и школы

-грамоты, завоёванные учащимися за годы существования школы; Продолжается сбор материалов об истории промышленных предприятий, колхозов, совхозов.

В музее ведется учёт экспонатов в инвентарной книге, составлена картотека. - фотоматериалы, альбомы, стенды, отражающие деятельность школы с 1940 года.

Экспозиции музея распределяются по следующим разделам:

 •«Все начинается с учителя»- фотоальбом, стенды, альбомы «Обобщение

педагогического опыта»
• «История школы»- летопись, фотостенды, альбомы, четыре папки с

грамотами и дипломами за достигнутые успехи школы в разных областях.

•« Никто не забыт, ничто не забыто»- стенд « Они сражались за Родину»,
экспонаты на военную тему, собранные поисковой группой, фотостенды и
альбомы об участниках войны, воспоминания ветеранов, личные вещи и др.
Юные экскурсоводы проводят по музею экскурсии и знакомят учащихся с
историей школы.

•« В крестьянской избе»- предметы быта и труда, одежда, обувь, мебель.

 Ежегодно ребята принимают участие в конкурсах и школьных и районных

ученических конференциях по краеведению и истории: « Моя семья в истории страны», «Семейная реликвия» и др. Их исследовательские работы

не раз занимали призовые места в школе и районе. В этом учебном году члены актива музея приняли участие в акции: « Я - гражданин России» с социальным проектом: «Наследие малой родины», заняв первое место в области.

 Методические разработки и   материалы музея используются учителями на

уроках истории, географии, начальных классов и классным руководителем при  проведении классных часов  Экспонаты музея  используются часто используются  для проведения    внеклассных    мероприятий.    При музее создано детское экскурсионное бюро,  ребята из  экскурсионной группы  проводят  экскурсии  для учащихся школы, для детей из детского сада.

      Имея технические возможности сегодня, ребята систематизируют материал-

набирают   на   компьютере   информацию,   делают   презентации,   выпускают буклеты.    В музее любим встречать гостей- выпускников прошлых лет, ветеранов, старожилов, односельчан.

Перспективы развития музея. Накоплен богатый опыт и в наших планах:

1.Экспозиции школьного музея обновить и реконструировать в соответствии с новыми требованиями.

2.Подготовить материал об истории школы и выложить на сайте школы в сети  Интернет.

3.Организация проектной работы школы по различным направлениям. 4.Дальнейшее участие в конкурсах исследовательских работ. 5.Комплектование экспозиции музея новыми экспонатами.

 

Руководитель школьного музея: Протасова Роза Михайловна-учитель истории и обществознания.

 

 

 

Новости

Протасова Роза Михайловна

Наши друзья из г. Киров(поисковый отряд) подарили нам редкие экспонаты, привезенные ими с раскопок. Это-солдатская каска, гильзы от патронов.

Протасова Роза Михайловна

21 декабря учащиеся краеведческого кружка "Вечные родники"- Ермолин Илья (5 класс), Сорокина Екатерина (8 класс) участвовали в районной краеведческой конференции посвященной Году истории в России.
Протасова Роза Михайловна

21 марта в нашем музее были гости - ребята из Кушнурской СОШ. Для них была подготовлена экскурсия по музею с игровыми заданиями.А после экскурсии было чаепитие!

2002-2003       Районный смотр- конкурс школьных музеев- грамота РОО за 3 место.

2007-2008      Областной смотр-конкурс заочных экскурсий музеев ОУ-Диплом 2 степени.

2007-2008       Районный смотр- конкурс школьных музеев-грамота РОО за 1 место.

2008-2009       Районный конкурс «Юный экскурсовод»-грамота за 1 место. 

2009-2010      Районный конкурс «Юный экскурсовод»-грамота за 2 место.

2009-2010      Районный конкурс «Юный экскурсовод»-грамота за 3 место.

2010-2011     11 Всероссийская акция «Я-гражданин России"  Социальный проект «Наследие малой родины». Диплом 1 степени.

2010-2011     Благодарность районной центральной библиотеки за реализацию  социального проекта «Наследие малой родины»

2010-2011     Благодарность районного  народного музея за реализацию  социального проекта «Наследие малой родины»

2010-2011     Областной фестиваль музеев ОУ- в рейтинге 4-й результат.

2010-2011     Областная акция «Обелиск»

2010-2011  Паспортизация школьного  музея.

 

Ежегодно 30 мая в школьном музее день открытых дверей!

                                                                                                                                             Из истории нашей школы

 

По рассказам старожилов школа в село Большое Устинское  появилась  в 1855 год.     

В 1902 году земством было построено казенное здание на 3 класса и работали в земском училище, как нам известно,  учителя - Хабаров Николай Сергеевич и Головин Геннадий Иванович.

В 1918 году оно было реорганизовано в народную школу 1 ступени. В 1930 в село Большое Устинское  была открыта школа колхозной молодёжи (ШКМ) и теперь в селе работали две школы.

В 1936 году обе школы объединились, и была открыта  семилетняя школа, директором которой стал Петухов  Алексей Федорович. Он руководил школой  с 1936 по1947 гг.        

Годы великих испытаний: 1941-1945-е.

Семилетняя школа продолжала работать в обычном режиме. Из  педагогического коллектива мужчины ушли  на фронт, кто-то из них не вернулся. Некоторым подросткам пришлось бросить учебу, выйти работать на поля, встать за плуг, заменив ушедших на фронт, отцов и братьев.

 В трудные послевоенные годы  Шарангский отдел образования назначил директором Большеустинской  школы учителя истории - Анцыгина Петра Григорьевича. С неиссякаемой энергией он организует и направляет работу педагогического коллектива школы в течение 14 лет с 1947 по 1961 г. После окончания войны проблем в школе было много, но, однако  школьные коридоры становятся более шумными, оживленными и это придавало силы.

Его ученики о нем говорят: «…он был  добрым, справедливым, отзывчивым учителем », а коллеги по работе считали, что  «…ему удалось создать, в столь трудное время, дружный, работоспособный коллектив, где всегда царило взаимопонимание». Во внеурочное время он с увлечением занимался краеведением и много работал над созданием школьного музея.

 В 1961 году для школы произошло важное событие – семилетняя школа преобразована в восьмилетнюю. Анцыгин Петр Григорьевич ушел на заслуженный отдых, а педагогический коллектив школы возглавила энергичная, целеустремленная и волевая  учительница русского языка и литературы – Баранова Валентина Семеновна с 1961 по 1977 гг.    Коллеги о ней отзывались: « Валентина Семеновна  была сильным, волевым, настойчивым руководителем… », а ученики вспоминают : « …в школе тогда была строгая дисциплина и порядок». Количество учеников в школе быстро увеличивалось и достигало более 350 учеников,  и  школа  была вынуждена работать  в две смены. Возникла необходимость в строительстве нового  здания школы и интерната  для детей, пришедших учиться из соседних деревень. В этом были заинтересованы все: учителя, родители, общественность, дети и, конечно директор – Валентина Семеновна. Наверное, благодаря дружной слаженной работе всех  новое двухэтажное здание школы было построено в краткие сроки: за 1963-1965 годы. В новом типовом здании школы разместились восемь классных комнат, спортзал, библиотека.

В 70-е годы село процветало, количество детей в нашей школе продолжало увеличиваться и в 1974 году  в селе открыли десятилетнюю школу.

 Когда Баранова Валентина Семеновна ушла на заслуженный отдых  в 1977 году, заданный ритм  работы коллектива и темп строительства  зданий для школы был продолжен Барановым Николаем Александровичем. Он был    директором  школы с 1977  по 1987 гг.    Слаженно работал значительно помолодевший, квалифицированный педагогический коллектив школы. Значительно укрепилась материально-техническая база школы.

Старый спортивный зал стал тесен и в 1980 году началось строительство нового типового спортзала , а также мастерских для уроков труда. В 1981 году был заложен фундамент для здания новой начальной школы и столовой, их строительство завершилось в 1985году.

 « Интеллегентный, сдержанный человек, с тонким чувством юмора, всегда  умеющий выслушать. Он во многом продолжил дело свого наставника- матери Барановой В.С…» - вспоминают учителя.

С 1987 по 2005 год нелегкую работу по управлению школой, а также по воспитанию и обучению детей взяла на себя  Ермолина Ираида Александровна – учитель географии. Она   особое внимание уделяла  совершенствованию педагогического мастерства учителей. Инициативна, требовательна, замечательный методист и руководитель. Даже   период начавшихся реформ в стране в 1990-е гг. не отбили у нее, а значит и коллектива,  желания работать и сохранять престиж нашей школы. Под ее руководством  завершается  строительство нового типового интерната с пищеблоком. В 1990-е годы в нашей школе появились первые компьютеры и был открыт компьютерный класс. Сельская школа стала современной. Ученики говорят: « …на уроках Ираиды Александровны  интересно, увлекательно, потому что всегда где-нибудь путешествуешь, узнаешь много нового…».

 С 2005 по 2013год педагогическим коллективом руководил молодой, энергичный  директор – Куклин Владимир Витальевич.

Кружок "Краевед"

 

 

                                                                                      Тематические экскурсии.

1) Обзорная экскурсия по музею.

2) «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: вклад в Победу».

3) История нашей школы.

4) Культура коренных жителей края.Знакомство с культурой,традициями,обычаями коренных жителей края марийцами.

5) "Деревенька моя".  Заочная экскурсия по родной деревне, о жизни русских крестьян в старину с элементами русских народных сказок, знакомство с предметами быта и орудиями труда, с вещами, которыми пользовались наши прабабушки и прадедушки, народные  загадки, пословицы и поговорки (с показом презентации).

 6)"Православные храмы - утраченные и возвращенные".Заочная экскурсия по краю с целью знакомства с историей провославных храмов на территории родного края.

                                                                                       Экскурсии по краю. 

1. « Погружение в старину»(  или как жили наши предки).Экскурсия по местам древнейших поселения на территории края.Знакомство с тем как жили наши предки, встречи со старожилами, знакомство с промыслами, чем занимались в свободное время, как отдыхали, с  посещением древнейшего поселения на территории края деревни Астанчурга, встречей с жителями. и чаепитием.

 2.«Православные храмы  – утраченные и возвращенные» . Посещение Никольского храма и встреча со священником. 

3. "Деревенька моя".  Экскурсия по родному селу, улицам села, встречи со старожилами.Знакомство  с историей заселения деревни, строительством православного храма.

4. Мемориальные доски. Экскурсия по Шаранге.

 

 

ДЭБ « Мой край» при Большеустинском школьном музее

Время работы краеведческого кружка-четверг в 14.30