ДТО "Красота спасет мир" (работа с материалом "натуральная кожа")

«Слово становится делом, если оно рождено великой душой»

История использования кожи в быту насчитывает практически столько же, сколько история человечества вообще. Насколько известно, самые древние изделия из кожи использовались нашими предками в качестве одежды с каменного века!

           Несмотря на обилие современных искусственных материалов, натуральная кожа не выходит из моды. Может быть, именно поэтому мы очень неохотно расстаемся с изделиями, которые отслужили, но выглядят еще очень хорошо. И это изделия из натуральной кожи.

Мы находим применение самым, казалось бы, неприменимым кусочкам материала из натуральной кожи. Отжившие свой век куртки, плащи и даже сапоги расцветают яркими красными маками на зеленом поле, обрамленными в золотую рамочку, вспыхивают золотыми подсолнухами, преображаются в экзотических животных и успокаиваются в домах старого сонного города. Удивительная теплота исходит от каждого изделия, выполненного руками влюбленного в этот мир человека. Наверное, именно поэтому появилось желание педагога научить своих воспитанников видеть красоту вокруг себя.  И не случайно детское творческое объединение, сплотившее крепкий творческий коллектив, носит само за себя говорящее название «Красота спасет мир».  «Слово становится делом, если оно рождено великой душой», - писал  Н. Казандзакис. Татьяне Леонидовне удалось разбудить все самое лучшее в своих учениках. За небольшой срок своего существования, творческий коллектив освоил самые сложные принципы работы с материалом натуральная кожа: обжиг отдельных деталей, вытягивание, обтягивание, техника «жмурка», «стягивание»  и др. У творческого объединения появились свои поклонники и желающие украсить свой интерьер удивительными творениями, дарящими радость и удивительную человеческую доброту. Коллектив детского творческого объединения – это участники многочисленных конкурсов и выставок, чье творчество отмечено самыми высокими оценками известных художников, педагогами дополнительного образования области, людьми, неравнодушных к искусству.

  Мир прекрасен и интересен. Он меняется, но вечными остаются любовь, душевная красота, чуткость, гуманность. Если человек находит способ реализовать свои самые смелые идеи и эта реализация приносит радость людям  – он становится по-настоящему счастливым. Красив, кто светит. И именно эта красота спасет мир.

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

 

 

Тема занятия:

  «Объемные картины из натуральной кожи. Маки».

 

 

 

 

 

Тема занятия:  «Объемные картины из натуральной кожи. Маки».

Цель: Ознакомить обучающихся с деятельностью детского творческого объединения «Красота спасет мир»; с основами работы с материалом «натуральная кожа». Пробудить творческий потенциал в данном направлении, интерес и желание заниматься в объединении.

 

Задачи:

Обучающие (предметные компетенции)

  1. Овладеть простейшей техникой изготовления изделий из натуральной кожи;
  2. Научить детей самостоятельно разрабатывать и изготавливать детали по шаблону;
  3. Ознакомить с историей кожевничества;
  4. Обучить правилам техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами, с токсичными материалами

Воспитательные (личностные компетенции)

  1. Воспитывать ценностные отношения к видам прикладного творчества;
  2. Воспитывать чувство патриотизма;
  3. Воспитывать эстетический вкус, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду;
  4. Познавать чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками.

Развивающие (метапредметные компетенции)

  1. Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;
  2. Развивать индивидуальные способности учащихся;
  3. Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения.

Оборудование: презентационный материал, объемные картины из натуральной кожи, раздаточный материал для изготовления цветов.

 

 

 

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

-Я рада приветствовать Вас сегодня на нашем занятии. Зовут меня Татьяна Леонидовна, и я очень желаю с Вами познакомиться.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания

2. Знакомство.

- Мы практически не знаем ничего друг о друге, кроме того, что мы живем в Оренбуржье, и что наша встреча состоялась благодаря одному из самых замечательных профессиональных конкурсов «Сердце отдаю детям».

-Я предлагаю нам стать другу к другу ближе.(упражнение «Нити» . Учащиеся встают в круг, передают друг другу клубок, оставляя нить у себя. Тот, у кого клубок оказался в руках, представляется и желает СЧАCТЬЯ, ЛЮБВИ и т. д.)

- Потяните тихонько за ниточки, расслабьте и снова потяните. Вот такими невидимыми нитями связаны мы сегодня, связаны вы со своими родными и знакомыми.

Мы о них часто и не подозреваем, эти нити очень тоненькие, их нужно беречь. А теперь возьмите друг друга за руки, почувствуйте кожей тепло рук и тепло сердец, которое мы готовы дарим друг другу. (дети садятся)

Создаёт эмоциональный настрой на занятие.

 

 

Проводит игру.

 

 

 

Мотивирует учащихся на работу.

 

 

 

 

 

 

Встают в круг, выполняют соответствующие действия.

 

Рассаживаются на свои места.

Личностные:

выражать желание проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность,

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме

3. Знакомство с деятельностью ДТО.

- Сегодня я хочу передать вам тепло от ваших сверстников, живущих в Оренбуржье. Но сначала хочу обратить ваше внимание на эти детали.

(на стене демонстрационный материал: куски натуральной кожи, различные по форме, по цвету)

-Как вы думаете, что я вам представила?

-А где можно использовать такие материалы? (дети говорят о том, что найти применение им достаточно сложно, потому что это больше похоже на непригодный материал).

-Тем не менее, мы с вами понимаем, что материал «натуральная кожа» достаточно ценный, и люди не всегда охотно расстаются с изделиями из натуральной кожи, даже если они вышли из употребления.

-Ваши сверстники из детского творческого объединения как раз и занимаются тем, что находят применение материалу из натуральной кожи, и я предлагаю вашему вниманию их творчество.(презентация с объемными картинами из натуральной кожи)

Вот эти работы они делают своими руками и сделаны они только из натурального материала, поэтому несут в себе тепло и доброту. Отправляя меня к вам, ваши сверстники очень переживали по поводу того, как вы оцените их творческую деятельность. Поэтому мы решили представить вашему вниманию некоторые из наших коллективных работ. Вот, во что можно превратить то, что вы увидели на стене! (снимается полотно, и вниманию детей представляется выставка картин из натуральной кожи)

Мотивирует учащихся на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует просматривание презентации.

 

 

Участвуют в беседе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают презентацию.

Предметные: анализировать объект, выделяя существенные признаки, делать умозаключения; работать с информационными источниками.

Личностные: овладевают начальными представлениями об изделиях из кожи, проявляют интерес к учению

4. Представление материала.

(ребятам предлагается пройти к выставке, потрогать изделия руками, познакомиться поближе)

-Понравились вам изделия, сделанные руками ваших сверстников?

- А что вы можете сказать об изделиях, которые находятся у вас в руках?

Представляет учащимся выставку картин.

 

Организует беседу.

Рассматривают выставку картин, трогают изделия руками.

 

Участвуют в беседе.

Регулятивные:

оценивать результаты деятельности сверстников.

Коммуникативные:

формировать умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

5. История изделий из кожи.

- Сложно перечислить все виды современных промышленных товаров, в которых используется кожа в том или ином виде: салоны автомобилей и самолетов, мебель и декоративная отделка, галантерея и верхняя одежда, сумки и портфели, товары для охоты и туризма, аксессуары и украшения.

-Как вы думаете, а в чем же причина подобной популярности?


-Какие ассоциации возникают у человека при упоминаниях слов «кожаная куртка» или «кожаная сумка»? (Прежде всего, это высокое качество, престижный внешний вид и соответствующая цена).

- Естественно, ведь, несмотря на огромное разнообразие изделий из кожи, у них есть общие, весьма ценные свойства – долговечность, прочность, эластичность, комфортность и особая притягательность, свойственная только этому материалу. А еще это приличный срок службы и привлекательный внешний вид! 
История использования кожи в быту насчитывает практически столько же, сколько история человечества вообще. Насколько известно, самые древние изделия из кожи людьми в качестве одежды со каменного века!

Несмотря на обилие современных искусственных материалов, натуральная кожа не выходит из моды.Может быть именно поэтому мы очень неохотно расстаемся с изделиями, которые отслужили, но выглядят еще очень хорошо. И это изделия из натуральной кожи.

-Скажите, а у кого в доме есть вещи из натуральной кожи? Вы уже увидели, как можно найти применение полюбившимся изделиям.

-Как вы думаете, а какая польза может быть принесена от использования вышедших из употребления вещей, кроме того, как украсить свой быт? (удовлетворение от творчества, экология)

-Скажите, а какие изделия произвели на вас большее впечатление? (дети, наверняка, назовут среди перечисленных картин картину «Маки»)

-Мак – цветок особенный. Как вы думаете, почему?(подвести к макам, рассказать о том, что маки – всегда были символом памяти павших солдат)

-Как вы думаете, а почему именно маки стали символом павших в годы Великой Отечественной войны?

(Маки растут на полях, занимая огромные площади. На полях же происходили самые кровопролитные сражения).

-  9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.   С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства. Каждый год 9 мая мы отдаем дань памяти о погибших в годы 2 мировой войны. И я предлагаю Вам сегодня попробовать создать эти легендарные цветы в память о погибших.

Организует рассказ с элементами беседы об истории изделий из кожи, помогает сделать выводы.

Слушают учителя,  отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

отвечать на поставленные вопросы.

Личностные:

понимать значение знания для человека и принимать его;выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

6. Работа по изготовлению маков.

- Ребята, наше занятие вводное, но сегодня у нас праздник, а в вас я вижу огромный заложенный потенциал, и я постараюсь раскрыть как можно больше секретов этого сложного, но очень увлекательного мастерства по работе с натуральной кожей.

- У вас имеется раздаточный материал. Я предлагаю вам с ним ознакомиться. Это тот минимальный набор, который вам потребуется для изготовления цветка. Сегодня каждый из вас сможет научиться работать с кожей и создавать изделие. Но мы не должны забывать о том, о чем говорили в самом начале. Это наш командный дух. Предлагаю вам разделиться на команды по 2 человека, потому что работать в паре очень удобно.

Беседа о том, как выглядит мак, из каких частей состоит, как окрашен.

1 ученик – используя шаблон, рисует лепестки мака на коже

2 ученик – используя шаблон, рисует листья на коже

(Работают в парах. Работа не сложная, но объемная. Обмениваются кусками зеленой и красной кожи и вырезают по шаблону детали. Каждый получает возможность в короткое время ознакомиться с формой и листа, и лепестка. Вырезают сердцевину куска из куска черной кожи. На каждом этапе педагог спрашивает о свойствах кожи).

Вся деятельность происходит одновременно с демонстрацией презентации «Маки» (музыка, цветы на полях).

При работе обращается внимание на правила техники безопасности при работе с ножницами.

-Ребята, а на что похож наш вырезанный алый лепесток? (на каплю крови, на язык пламени, который вечно будет гореть в память о погибших)

-Это еще одно объяснение тому, почему именно мак стал символом павших солдат.

Работа с токсичными материалами.

- А теперь мы приступим с вами к сбору нашего будущего мака. Но прежде, чем собрать наш цветок, я прошу обратить ваше внимание на окрас лепестка. (дети говорят о том, что основание лепестка черное.)

-Я предлагаю вам придать нашему лепестку более естественный окрас. (рассказ о том, как был окрашен материал, использование растворителя для придания окраски, обращение внимания на устройство, защищающее от запаха токсических веществ)

Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.

Учащиеся рассаживаются парами, работают в парах.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое; проявлять усидчивость, трудолюбие, чувство ответственности за свою часть работы при работе в паре.

Коммуникативные:

сотрудничать, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать признаки; применять правила делового сотрудничества.

7. Знакомство с готовым материалом.

-Ребята, посмотрите, какие замечательные цветы у нас получились. Вы молодцы.

-Нашим символичным цветам посвящено так много строк. Я прочитаю вам одно из стихотворений молодого современного поэта Владимирова Андрея.

Мчит дорога верста за верстой, 
Стонут ноги, колеса и траки. 
Вдоль дороги кресты и под каждым крестом 
Распускаются красные маки. 

А по небу плывут облака 
Непроглядной и серой стеною. 
И глядят облака на кресты свысока, 
Поливая слезой неземною. 

Я смотрю на усталых ребят 
И в душе вспоминаю о Боге, 
И мечтаю о том, чтобы каждый солдат 
Красным маком не стал у дороги...

- «И мечтаю о том, чтобы каждый солдат, красным маком не стал у дороги...». Ребята, как вы думаете, почему автор мечтает об этом, ведь война давно уже прошла? (педагог подводит к мысли о том, что войны не закончены, и сегодня война снова может прийти в наш дом, и мы не вправе этого допустить)

Организует коллективную проверку задания.

 

Читает стихотворение А. Владимирова.

 

 

 

 

 

Организует беседу по содержанию стихотворения.

Рассматривают изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения.

Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; осуществлять самоконтроль.

Личностные:

проявлять чувство ответственности за судьбу Родины.

8. Сбор картины.

- Ребята, а я хочу вновь обратить внимание на нашу выставку. Какая из картин вызывает ощущение незаконченности? (ребята выбирают картину с изображением природы, с пустынной землей)

-Сама картина выполнена в технике «жмурка». Об этой технике можно узнать на занятиях в ДТО «Красота спасет мир». А вот то, что сегодня сделали мы, сможем добавить в нашу картину. Какие поля картины мы можем заполнить?

-Прежде, чем начать заполнять нашу картину, я хочу спросить вас о том, чем еще знаменателен 2015 год?(дети говорят о том, что это, объявленный президентом Год Литературы)

Слайд – Ю. Антонов (рассказ о Ю. Антонове – композиторе, певце, которому исполнилось 70 лет. Он родился в год Победы. Этот год стал для поэта поистине юбилейным: он отмечает свой 70-летний юбилей, он празднует 70-летие Великой Победы, и объявленный Годом литературы 2015 год - это год замечательного поэта-песенника. Песня Ю.Антонова «Маки», посвященная погибшим солдатам, станет аккордом в нашем общем сегодня деле. Я предлагаю вам закончить наше произведение вместе с замечательным произведением в исполнении Юрия Антонова. (песня Ю. Антонова, дети заполняют картину)

Организует беседу, работу по составлению картины.

Участвуют в беседе, коллективно собирают картину одновременно слушая песню «Маки» в исполнении Ю.Антонова.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлятьчувство ответственности за свою часть работы в ходе коллективной работы.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, сотрудничать, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике и тетради.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

9. Беседа о картине

(дети говорят о том, что белое небо, синяя река, красное поле из маков сделало нашу картину похожей на флаг России)

Организует беседу по картине.

Высказывают предположения.

Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания

Минута памяти.

(возле картины ставятся свечи, каска, дети и педагог стоят, смотрят презентацию при горящих цветах «В память о погибших» под песню «Маки»)

Организует минуту памяти.

Выполняют необходимые действия.

Регулятивные: регулировать своё эмоциональное настроение.

Личностные: выражать чувство патриотизма.

10. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами сделали очень много. Мы познакомились, мы поставили перед собой цели и задачи и решили их. Наши незримые нити, связавшие нас в одну команду, снова помогут нам. Я прошу вас продолжить предложение.

(у каждого участника предложение, которое необходимо продолжить: «Сегодня я захотела…», «Сегодня я познакомился…» и т. п.)

Связывает результаты занятия с его задачами.

Организует фиксирование результатов.

Встают в круг. Продолжают предложения, предложенные учителем.

Определяют свое эмоциональное состояние

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых умений.

Итог

- Ребята, у нас с вами остался материал. Что вы с ним сделаете – это ваша фантазия, которая не имеет границ. Вы творческие ребята. К сожалению, времени у нас с вами было не так много. А выполнять сложные изделия надо учиться. Но поэтапное изготовление цветка, которое лежит у вас на столе поможет сделать цветок более сложный. Я думаю, что у вас все получится.

- Вы знаете о том, что дан старт маршу Победы и эстафете добра. В рамках этого грандиозного мероприятия члены ДТО «Красота спасет мир» передают вам от всего сердца эти цветы, которые станут образцом для вашего будущего творения.

И, конечно, вам поможет образец. Эти цветы вам передали ребята из детского творческого объединения «Красота спасет мир». (раздаются маки, выполненные в технике с проволокой).

-А я надеюсь, что вы обязательно захотите овладеть техникой работы с натуральной кожей и захотите встретиться с нашим объединением еще раз.(раздаются адрес сайта педагога)

- А что мы можем сделать с нашей картиной? (подвести к тому, чтобы передать ее Дворцу творчества «Поляничко» в рамках Марша Победы)

-А теперь еще раз возьмемся за руки, почувствуем тепло сердец, переданное через наши ладони, через нашу кожу, улыбнемся друг другу, хорошему настроению, солнцу, весне, празднику и НАДЕЖДЕ на скорую встречу!

  

Личностные:проявляют интерес к творческому труду.

Регулятивные:регулировать своё эмоциональное состояние..

 

 

ДТО «Красота спасет мир» - достаточно молодое. Но за неполные два года активной деятельности, члены кружка приняли участие в выставках, посвященных 70-летию Великой Победы «Салют, Победа!»,  Дню рождения С. Т. Аксакова, организованных в Выставочных залах города Бугуруслана, СДК и библиотеках района. Члены кружка награждены многочисленными грамотами и дипломами за представленные творческие работы на таких  мероприятиях, как «Обильный край, благословенный!» , "Детство без границ» (1 место, 2016 г.); Всероссийский этап XVIII Международного фестиваля  “Детство без границ» (2016 г.); получают приглашения на престижные выставки, организованные в городе и областном центре.  Коллективные творческие работы детей  сегодня украшают здание общеобразовательного учреждения, переданы в Дворец  творчества «Поляничко» в рамках Марша Победы (2015 г.), украшают частные коллекции. Сувениры из материала «натуральная кожа» презентуются почетным гостям ОУ, многодетным и малообеспеченным семьям в рамках акции «Помоги ребенку», родителям и близким людям в рамках традиционных праздников.

Рузанова Татьяна Леонидовна активно принимает участие в профессиональных конкурсах, таких, как конкурс педагогов  дополнительного образования системы образования «Сердце отдаю детям» (районный этап, 1 место, 2015 г.);  конкурс педагогов  дополнительного образования системы образования «Сердце отдаю детям» на соискание премии Губернатора Оренбургской области (областной этап, лауреат, победитель в номинации «Вводное занятие», 2015 г.).

      Татьяна Леонидовна вносит личный вклад в повышение качества образования на основе инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и  воспитания.  Педагог  представляет и обобщает опыт на районном и областном уровнях,  оказывает  профессиональную помощь молодым специалистам, представляет мастер-классы  (Бугурусланский педагогический колледж, 2016 г., Малый выставочный зал г. Бугуруслана, 2016 г.)  и открытые занятия по теме «Объемные картины из натуральной кожи» («Лицей №69» в г. Оренбурге,  МБОУ «Михайловская СОШ» в Бугурусланском районе, 2015 г.).  Татьяна Леонидовна активно делится   опытом работы на методических фестивалях, семинарах для педагогов дополнительного образования, в 2015 году представляла опыт по теме «Формирование системы воспитания и социализации обучающихся через дополнительное образование» на августовской конференции. Материалы о работе творческого объединения с подробным поэтапными описаниями создания  индивидуального проекта из материала «натуральная кожа»  представлены на персональном сайте педагога http://ruzanovat.ucoz.ru/. Татьяной Леонидовной собрано портфолио достижений учащихся и педагога.

     С 2014 года Рузанова Татьяна Леонидовна организовывает деятельность детского творческого объединения технического направления «Красота спасет мир».

Педагог дополнительного образования,  учитывая возможности и интересы учащихся, всю свою деятельность направляет на создание условий для приобретения  обучающимися  позитивного социального опыта, создает все условия для самореализации. Изучив запросы детей и родительской общественности, педагогом было установлено, что 80 % детей  хотели бы развить в себе творческие  способности, но не видят возможностей для реализации и мест предъявления своего потенциала. Разработка и реализация педагогом программы по получению навыков работы с натуральной кожей стали результатом растущего интереса детей к художественно-эстетическому творчеству, применению натуральных и искусственных материалов в дизайне и декорировании различных предметов интерьера, бижутерии.

Все мероприятия по организации подобной деятельности, организованные педагогом дополнительного образования,  вызывают живой интерес и у родительской общественности. Татьяна Леонидовна сегодня реализовывает проект,  участниками которого стали и дети, и родители. Проект «Красота спасет мир» направлен на организацию деятельности учащихся и родителей и способствует укреплению семейных отношений, росту творческого потенциала.

   Педагог уверен, что с малых лет очень важно пробудить в детях желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок родителям, своим друзьям к празднику или ко дню рождения.  По своим целевым установкам, структуре и содержанию занятия, проводимые Татьяной Леонидовной, отличаются от традиционных занятий. Эти отличия заключаются в большем объеме самостоятельной работы обучающихся.  В этом плане, деятельность педагога можно с уверенностью назвать новаторской.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

программа детского творческого объединения

художественного  направления

«Красота спасет мир»

 

Возраст учащихся:      10-14 лет

Срок реализации: 3 года (2015-2018 г.)

Количество часов: 324 часа (108 часов в год)

Тип программы: модифицированная

 

Содержание

1.​ Пояснительная записка ……………………………..3-7

2.​ ​ Условия реализации программы (методическое обеспечение)…………………….…………………..8-10

3. Учебно-тематический план (1 год обучения).….....11-14

4.​ Содержание общеразвивающей программы

1 года обучения…………………………………………15-16

5.​ ​ Учебно-тематический план (2 год обучения).…....17-18

6.​ Содержание общеразвивающей программы

2 года обучения………………………………………..19-20

7.​ ​ Учебно-тематический план (3 год обучения).…....21-22

8.​ Содержание общеразвивающей программы

3 года обучения…………………………………………23-24

9.​ Приложение. Словарь терминов….…………………25

10.​ Список рекомендуемой литературы……………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Творчество – способ существования личности;

только в творчестве осуществляется личность,

и отсутствие творчества означает отсутствие

личности.

А. А. Никифоров.

Программа «Красота спасет мир» является программой художественно-эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к художественно-эстетическому творчеству, применению натуральных материалов в дизайне и декорировании различных предметов интерьера.

Вид программы – рабочая программа, разработанная для образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Любая деятельность ребенка содержит огромные возможности для выявления и раскрытия его «Я», а также дальнейшего развития. Знания и навыки, приобретенные в работе с бумагой и картоном, с тканью схожи с приемами работы с кожей (обрисовка, раскрой, аппликация, драпировка и многое другое).

Для детей работа с кожей особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им труд, когда они фантазируют и старательно вырезают элементы для будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, моделирования.

Педагогически очень важно с малых лет пробудить в детях желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок родителям, своим друзьям к празднику или ко дню рождения.

Отличительные особенности программы и новизна программы.

Программа «Красота спасет мир» по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от традиционных программ изобразительного искусства и художественного труда. Эти отличия заключаются в большем, чем в традиционных школьных программах объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой.

Прежде всего, в ее основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.

Программа носит много аспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует мягкой социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Новизна программы «Красота спасет мир» состоит в том, что она ставит и решает задачи обучения детей основам художественно-декоративного творчества с использованием приемов современного дизайна, дает возможность детям прикоснуться к глубинам истории кожевенного производства и стать творцом уникальных современных кожаных изделий на основе федерального государственного стандартаобщего образования 2011 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: ребенком, педагогом, методистом.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы объединения, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель: формирование этнографической и эстетической культуры детей средсвами декоративно – прикладного творчества (изделия из кожи).

Задачи:

обучающие

1.​ Научить основным простейшим приёмам работы с кожей, инструментами, приспособлениями;

1.​ Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала;

1.​ Научить детей использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества;

1.​ Учить детей самостоятельному творчеству;

1.​ Научить элементарным правилам ухода за изделиями из кожи;

1.​ Научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их;

1.​ Научить детей экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

1.​ Ознакомить с историей кожевничества;

воспитательные

1.​ Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;

1.​ Воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство патриотизма;

1.​ Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;

1.​ Воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;

1.​ Воспитывать социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;

1.​ Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

развивающие

1.​ Развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;

1.​ Развивать индивидуальные способности учащихся;

1.​ Развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

1.​ Развивать коммуникативные способности детей в процессе обучения;

Данная программа рассчитана на три года обучения.

432 часа (два раза в неделю по 2 часа).

«Изделия из кожи, предназначенные для украшения быта человека, оформления интерьера»; «Изделия из кожи, предназначенные для украшения внешнего вида человека и его костюма».

«От красоты в природе – к красоте в искусстве» - вот основной принцип данной программы. Природа дает нам материал, при умелой художественной обработке которого получаются красивые изделия. Приобщившись к творчеству, ребенок видит окружающий мир другими глазами, у него развивается художественный вкус, фантазия, творческое мышление.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

• личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

• природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий раз личной степени сложности);

• культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• сотрудничества и ответственности;

• сознательного усвоения обучающими учебного материала;

• систематичности, последовательности и наглядности обучения.

•творчества и развития – гуманистический характер отношений педагога и ребенка.

•сочетания старинного и современного начала – возрождение и своевременного применение народно – прикладного искусства в работе.

Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого — к сложному». От вырезания простых и симметричных форм — к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости — к обработке объемных форм.

Особенностью второго года обучения является то, что учебный процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в течение года с возрастанием степени сложности.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельности, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, изготовление конкретного изделия, учебная игра. С обучающимися второго года проводится «творческий день», в ходе которого педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чье творчество объединено общей тематикой.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

• вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

• текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;

• рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;

• итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Возраст обучающихся — 10-14 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения работ с кожевенным материалом, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп — 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в объединении.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, практическое творчество исходя из интересов ребенка, индивидуальная работа, предполагающая исследовательскую деятельность.

Ожидаемый результат

В ходе реализации проекта “Красота спасет мир» будет создано объединение (детско-взрослая общность) с творческим потенциалом.

К процессу творческой работы будут привлечены учащиеся, которые имеют способности желание к творческой созидательной деятельности, тенденцию к самостоятельному независимому поведению, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься творческой работой в единой команде с родителями и педагогами. «Лидеры” привлекут к творческой деятельности подростков из группы риска;
научатся общаться в разновозрастном, межнациональном коллективе;
произойдет формирование самосознания детей.

Результатом воспитательного процесса должна стать социально-адаптированная личность, способная к преобразовательной деятельности, ориентированная на реализацию своих способностей, умений, на получение устойчивых результатов.

Образовательный результат

– у детей сформируются навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;
– у участников проекта разовьются потребности заниматься полезной творческой деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее;
– будет сформирована активная группа детей, родителей и педагогов, способная заниматься созидательной деятельностью, способная представлять и реализовывать продукты своего труда, оформлять и обосновывать приобретенный опыт.

-планируется создание собственного сайта творческого объединения, на котором дети и их родители смогут освещать свою деятельность, рекламировать и реализовывать продукцию.

Ожидаемый результат:

Предметный:

1.Владение техникой создания изделий из натуральной кожи

2. Знание правил техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами, при работе с акриловыми красками, токсичными клеями, огнем

Метапредметный:

​ Приобретет социальные знания об общественных нормах поведения в коллективе

​ Расширит свой кругозор и словарный запас через познание понятий и названий, определенной терминологии

​ Научится создавать проекты и делать исследовательские работы по программе

​ Научится находить информацию, необходимую для создания своих проектов и изделий.

Личностный:

​ Научится уважать и понимать ценность семейных уз

​ У ребенка сформируется стремление уважать законы продуктивного взаимодействия в группе

​ Приобретет опыт позитивного отношения к базовым национальным ценностям.

Формы подведения итогов (аттестации): выставки, мини-выставки, конкурсы, праздники, смотры, фестивали, защиты проектов и исследовательских работ, зачеты.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения.

Учебное помещение:

1.​ Светлое, сухое, достаточно просторное и хорошо проветриваемое;

1.​ Оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы и постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями;

1.​ Физкультпаузы и другие требования эргономики.

Организационное обеспечение:

1.​  Кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве 10 штук;

1.​ Стол педагога – 1 штука;

1.​ Демонстрационный стол – 1 штука;

1.​ Ученическая доска – 1 штука;

1.​ Выставочный комплекс;

1.​ Шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы.

Кадровое обеспечение:

Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

1.​ Умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;

1.​ Умение создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

1.​ Умение видеть и раскрыть творческие способности обучающихся;

1.​ Постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.

Методическое обеспечение:

1.​ Методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;

1.​ Развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды – новые педагогические технологии в воспитательном процессе;

1.​ Литература по разделам «Техническое и прикладное творчество».

На начальном этапе предъявления информации изучаемого раздела необходимо использовать презентации, которые расширяют информационное поле, повышают познавательный интерес, развивают творческий и коммуникативный потенциал личности. Презентации позволяют более ярко представить материал, заинтересовать и увлечь детей проблемным диалогом по выявлению направлений предстоящей работы. Значительное место в работе должно отводиться практическому творчеству, т. е. поиску применения полученного знания на практике. Выполненное изделие из натуральной кожи будет являться практическим решением творческого процесса. Но для сохранения индивидуальности и традиционности перед её изготовлением обязательным является процесс обсуждения, в основе которого лежит проблемный диалог. Все виды проблемного обучения характеризуются продуктивной и творческой деятельностью, наличием поиска и решением проблемы. Проблемный диалог включает два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог - это отдельные стимулирующие реплики. Его лучше использовать на начальном этапе познания, постановки проблемы. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые развивают логическое мышление. Подводящий диалог позволяет перейти к практическому решению - созданию продукта творчества. Особо следует обратить внимание на проведение «мозгового штурма». Задача: получить как можно больше идей при создании нового изделия. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. Не стоит забывать о том, что дети приходят из разных семей и с разным настроением.

На следующем этапе следует помнить о предоставлении свободы выбора каждому ребёнку. Как правило, дети объединяются в микро-группы по 2-3 человека. Задача педагога - оказывать незначительную помощь и больше привлекать внимание всех участников процесса к интересным находкам детей, даже если это простое рисование, но какая-то деталь заслуживает особого внимания.

В конце работы организовывается выставка, и коллективно отмечаются достоинства каждой работы - это обязательный этап организации выставки. Затем совместно определяются самые лучшие, яркие, необычные, а если работы одного плана, то можно распределить по местам. В основном, все работы дети забирают с собой. Более ценным является то, что дети начинают находить самостоятельно новые идеи техники выполнения уже созданных работ и порой дома создают новые работы. Но организовывать выставки для ребят из других классов, провести защиту своих проектов, пригласить родителей и провести презентацию проектов на родительском собрание - обязательное условие.

Ценным является неформальное общение между детьми в процессе работы, они оказывают помощь друг другу, делятся впечатлениями, учатся слушать друг друга, т. е. - жить в микрогруппе, готовясь к жизни в социуме.

Для укрепления внутрисемейных традиций чаще использовать беседу, приглашать на занятия родителей и представителей старшего поколения, проводить анкетирование и опрос среди родителей, полученные сведения обсуждать на занятиях, проводить мини-защиты семейных проектов. Атмосфера взаимного общения поможет укрепить отношения внутри семьи, будет способствовать более глубокому пониманию, повысит значимость совместного труда.

Дидактическое обеспечение:

1.​ Зрительный ряд: тематические плакаты, цветные рисунки, картины, открытки, фотоальбомы, репродукции, видеофильмы, журналы, буклеты;

1.​ Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;

1.​ Музыкальный ряд: аудиокассеты, диски с подбором мелодий, соответствующих теме занятия и способствующих созданию и подержанию спокойной творческой атмосферы;

1.​ Дидактический материал: наглядные пособия, изготовленные педагогом и обучающимися; образцы изделий мастеров-умельцев; шаблоны выкроек

Техническое и материальное обеспечение:

1.​ Магнитофон;

1.​ Фотоаппарат;

1.​ Телевизор;

1.​ Видеомагнитофон;

1.​ Инструменты: ножницы, шило, кусачки, стек, иголки, булавки, молоток, пистолет для клея;

Материалы: ткань, бумага, проволока, калька, клей, нитки, наждачная бумага, кожа, кожзаменитель, обои, растительный материал, бросовый материал.

Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы “зигзаг”, карандаши, линейки, клей “Дракон”, ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки кожи, бутылки разных форм, баночки, краски для кожи, штрих, гуашь, масляные краски, рамки, лак, электровыжигатель, свечи, спички, пинцеты, шило, пробойники, крючки для вязания, молоток, кусок фанеры, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка, ткань), остатки обоев, скрепки, лак для волос, блестки, тетрадь для записей.

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения.

 

Тема занятия.

Теория

Практика

Всего

Образовательные

ресурсы

Используемые

Ресурсы

+ ЦОР

1

Введение в образовательную

Программу «Кожаная пластика».

Т\б при работе с колющими и режущими инструментами.

2

 

2

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). 

Инструкции по технике безопасности.

2

Техника безопасности на рабочем месте

1

1

2

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

3

Экскурсия

в историю

2

4

6

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Презентация «Моя малая Родина» с использованием краеведческого материала.

4

Подготовка кожи к работе

2

4

6

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Работа с кожей. Подготовка кожи и основные приёмы работы.

05 Февраль 2010. Опубликовал: Редакция журнала Трозо.Ру

Яндекс.

5

Реставрация кожи.

4

4

8

Создать условия для гармоничного развития личности и её

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечения успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

6

Подготовка рабочего места

2

 

2

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). 

7

Простейшие инструменты.

2

4

6

– характеризоватькачества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду);

8

Основы материаловедения.

2

2

4

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

9

Выделка кожи.

2

6

8

– характеризоватьсущественный признак разбиения объектов нагруппы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

Советы мастеру

Полезные советы по решению бытовых проблем.

Яндекс.

10

Композиционный набор простейших изделий

4

6

10

обеспечить обучающемуся возможность самостоятельно

осуществлять деятельность учения,

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Логунова Т. Первые уроки дизайна. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 16с.

Интернет – программа.

11

Обмотка. Обтяжка мелких изделий.

2

6

8

12

Изготовление выкроек и трафаретов

2

7

9

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

13

Работа с клеем. Броши

1

8

9

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творческипеределывать.

14

Обработка кожи на свечке.

1

7

8

Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

15

Обработка кожи на электроплите

2

4

6

– анализироватьрезультаты опытов, элементарных исследований;фиксироватьих результаты;

16

Цветы.

2

6

8

-различать методы познания окружающего мира по его целям(наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

Цветы и декаративные изделия из кожи. Дом, интерьер дома, планирование дома, дизайн дома «Ваш ДОМ: Идея дома» Своими руками

17

Листья.

2

6

8

18

Еловая ветка. Плетение.

1

7

8

19

Мелочи из кожи

2

6

10

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

20

Аппликация.

2

10

12

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

21

Итого

46

98

144

  

 

Содержание программы 1 года обучения.

1. Теория. Вводное занятие.

Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту.

 

2. Теория. Техника безопасности на рабочем месте.

Практика. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.

 

3. Теория. Экскурсия в историю. Знакомство с народным искусством, художественными промыслами. Виды и жанры национального искусства. Знакомство с работами по коже и техникой изготовления.

 

4. Теория. Реставрация кожи. Этапы реставрации кожи.

Практика.  Удаление пятен от чернил, плесени, общего загрязнения. Старая кожа в руках умельца. Способы быстрой реставрации.

 

5. Теория. Подготовка кожи к работе.

Практика.  Окраска кожи простейшим способом. Растяжка кожи на гвоздях. Обработка кожи кремами и лаком Инструменты и материалы. Виды инструментов, способы работы с ними, техника использования сложных инструментов. Правила подбора инструментов для изготовления изделий.

 

6. Теория. Подготовка рабочего места.

Правила техники безопасности при работе с кожей. Правила работы с острыми и колющими предметами. Умение планировать рабочее время, поэтапная работа.

 

7. Теория. Простейшие инструменты.

Металлическая линейка, пластмассовый треугольник, карандаш, пинцет, молоток, ножницы – простейшие инструменты и предметы. Они используются при работе с кожей.

 

8. Основы материаловедения.

Теория. Виды кожи: тонкая – печаточная, толстая – шеврет.

Практика. Структура кожи, изменение кожи под воздействием тепла, холода, кремов, красителей.

 

9. Теория.  Выделка кожи.

Практика.  Дубление кожи. Способы придания коже эластичности, прочности, износоустойчивости. Растительное, хромовое и комбинированное дубление.

 

10. Теория.. Композиционный набор.

Практика.  Сочетание цветов. Отделочные и сопутствующие материалы. Зарисовки. Комбинирование изделий.

11. Теория. Обмотка. Обтяжка мелких изделий. Использование тонкой кожи для обмотки сложных и простых изделий. Виды изделий, техника их изготовления. Знакомство с дизайном.

Практика. . Сочетание цвета в композиционном решении. Подбор рисунка путем склеивания. Изготовление выкроек. Виды выкроек, способы их применения, умение комбинировать и сочетать композицию. Увеличение и уменьшение выкроек.

 

12. Теория.  Изготовление выкроек и трафаретов.

Практика.  Материал для изготовления выкроек и шаблонов. Способы сохранения и использования шаблонов.

 

13. Теория. Работа с клеем. Броши. Способы работы с клеем. Техника безопасности при работе с различными видами клея. Виды клея при работе с кожей. Броши. Виды брошей. Использование их как украшение.

Практика. . Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

 

14. Теория. Правила техники безопасности при работе со свечой. Виды обработки изделия. Обработка кожи на электроплите.

Практика. Обработка кожи на свечке.  

 

15. Теория. Правила техники безопасности при работе с электроприборами. Методы обработки на электроплите.

Практика. Обработка кожи на электроплите.

 

16. Теория. Цветы. Виды цветов, способы обработки.

Практика.  Элементы цветов, как метод обработки на свече.

 

17. Теория. Виды листьев.

Практика.  Листья.

 

18. Теория. Плетение как один из видов работы с кожей. Плетение. Разнообразные виды плетения. Подбор материала, поэтапное изготовление изделия. Дополнение к корзине еловая ветка.

Практика. Еловая ветка. Плетеная корзина.

 

19. Теория. Мелочи из кожи. Виды мелких изделий из кожи. Краткое сведение об изделиях. Способы применения в быту.

Практика. Зарисовки эскизов будущего изделия.

 

20. Теория. Виды аппликаций.

Практика.  Украшение из кожи. Поэтапное изготовление аппликации.

Изготовление брелков. Виды брелков. Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

По окончанию первого года обучения учащиеся должны знать:

Историю кожевенного дела;

Общие сведения о работе с кожей;

Способы соединения и крепления кожи;

Основы орнаментальной композиции;

Технику клеевой обтяжки;

Процесс изготовления художественных изделий из кожи;

Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из кожи;

Характерные особенности художественных изделий из кожи.

По окончанию первого года обучения учащиеся должны уметь:

Подбирать цветовую гамму;

Проводить раскрой;

Выполнять способы соединения и крепления кожи;

Изготавливать сувенирные изделия из кожи;

Работать в парах и коллективно;

Копировать орнамент.

 

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.

 

Тема занятия.

теория

практика

всего

УУД

Используемые

ресурсы

1

Водное занятие.

  

1

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

Инструкции по безопасности детей.

2

Техника безопасности на рабочем месте.

2

2

4

соотносить поступок с моральной нормой; оцениватьсвои ичужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

3

Изготовление брелка.

2

4

6

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,помощь и др.

Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декаротивные бутылки. – Ростов – н/Д: Феникс, 2006.- 216с.

4

Изготовление закладки.

2

4

6

5

Вазы «оклеивание».

2

4

6

6

Изготовление коробочки.

2

4

6

7

Украшение из кожи. Заколки.

2

4

6

8

Отделка кожи.

2

4

6

– выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. – М.:Эксмо, 2006. – 80с.

Интернет – программа

9

Браслеты.

2

8

10

– применять правила делового сотрудничества: сравниватьразные

точки зрения; считаться с мнением другого человека;проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

10

Обложка для книги. Корзинка

2

8

10

11

Панно из кожи. Розы.

1

15

12

Скребцова Т.О. Объёмные картины из кожи.-Изд.4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-154с.

Интернет – программа

12

Панно «Тыква».

1

11

12

13

Панно «Морское дно».

2

10

12

14

Панно «Виноград»

2

8

10

15

Панно «Зима»

2

8

10

16

Панно «Черная».

2

8

10

17

Изготовление зачетной работ Выжигание по кожи.

2

12

14

18

Выставки. Итоговое занятие.

1

2

3

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 
 

итоги

28

116

144

  

 

Содержание программы 2 года обучения.

 

1. Вводное занятие.

Теория. Ознакомить обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовления изделий из кожи и замши, необходимых в быту.

 

2. Теория.Техника безопасности на рабочем месте.

Практика.  Применение правил техники  безопасности при работе с электроприборами.

 

3. Теория. Брелок. Основные функции.

 Практика.  Изготовление брелка. Конструктивные виды брелков, способы изготовления, виды кожи.

 

4.  Теория. Изготовление закладки. Виды закладок, техника их изготовления.

Практика.  Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

 

5. Теория.  Презентация «Первые вазы».  Вазы «оклеивание».

Способы изготовления ваз, виды ваз.

Практика. Зарисовка будущего вазы, изготовление изделия.

 

6. Теория.  «Коробочка, коробушка, короб. История коробочки».

Практика. Изготовление коробочки.

 

7 . Украшение из кожи.

Теория. Виды украшения, приемы их изготовления.

Практика. Зарисовка будущего изделия. Заколка. Использование в быту. Виды заколок.

 Практическая работа. Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

 

8. Отделка кожей.

Теория. Виды отделок.

Практика.  Декоративная отделка кожей, используемая для украшения изделий.

 

9. Браслеты.

Теория.  Виды изделий, выполнение изделий.

Практика. Выбор формы и цвета будущего изделия. Подбор материала и инструментов для выполнения изделия.

 

10. Обложка для книг.

Теория. Виды обложек, способы оплетки.

Практика.  Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

Большая корзина. Технология изготовления корзин.  Зарисовка будущего изделия. Поэтапное изготовление изделия.

 

11. Панно из кожи.

Теория. Виды панно, способы их изготовления. Объемные и плоские панно.

Практика. Панно из кожи «Розы».

 

12. Панно «Тыква».

Теория.  Поэтапное изготовление панно.

Практика. Зарисовка будущего панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.

 

13. Панно «Морское дно».

Теория. Поэтапное изготовление панно.

Практика. Зарисовка будущего панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.

 

14. Панно «Виноград».

Теория. Поэтапное изготовление панно.

 Практика. Зарисовка будущего панно. Поэтапное изготовление панно. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы.

 

15. Панно «Зима».

Теория.  Поэтапное изготовление панно.

Практика. Зарисовка, виды обработки кожи, оформление изделия.

 

16. Панно «Черная смородина».

Теория.  Поэтапное изготовление панно.

 Практика. Шаблоны, подготовка материала, выбор цветовой гаммы. Зарисовка будущего панно.

 

17. Изготовление зачетной работы.

Теория.  Выжигание по коже.  Выжигатель умение работать, правила техники безопасности при работе с ним. Умение выжигать, украшать изделие выжиганием, сочетать в композиции.

Практика. Изготовление пробных материалов.

 

18. Выставки. Итоговое занятие.

Теория. Инструктажи по ПДД, по технике безопасности при переходе через проезжую часть.

Практика.  Посещение выставок. Анализ. Подведение итогов. Экскурсии. Одна из форм приобретения новых знаний, используемых в творческой работе.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

-рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем месте;

-делать зарисовки, образцы, изготавливать самостоятельно шаблоны, трафареты, выкройки;

-владеть инструментами для изготовления изделий, дыроколом, пинцетом, шилом, ножом, резаком;

-владеть техническими приемами изготовления изделий;

-уметь изготавливать украшения, салфетки, подарки;

-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий;

-владеть техническими приемами изготовления изделий;

-выполнять последовательно стадии работы по изготовлению изделий;

-уметь пользоваться электроприборами при работе с ними;

-самостоятельно подготовить рабочее место к работе;

-уметь самостоятельно составить творческие композиции;

-выполнять все стадии работы по изготовлению изделий из кожи.

Учащиеся должны знать:

- историю обработки кожи;

-основы материаловедения;

-сочетания цветов, применение отделочных материалов;

-правила техники безопасности обработки кожи и изготовлении изделий;

-виды и жанры национальных искусств;

-способы художественной обработки кожи;

-сложные способы окрашивания кожи;

-значение декоративно- прикладного искусства в современном мире.

 

 

 

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения.

 

 

Тема занятий

теория

практика

всего

УУД

Используемые

ресурсы

1

Вводное занятие. Ознакомление с программой

третьего года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Обзор новинок литературы о новых коллекциях из кожи.

Художественная обработка кожи.

4

4

8

– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

– различать основные нравственно-этические понятия;

Презентация «Моя малая Родина» с использованием краеведческого материала.

2

Азбука кожаной пластики.

Повторение приемов работы с кожей.

2

9

13

– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

Интернет – программа.

3

Украшения в стиле винтаж. Знакомство с базовыми приемами и инструментами.

4

6

10

– корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Бреннан Э. Украшения в стиле винтаж.-М.: Мир книги, 2008.-75с.

4

Драпировка кожи. Подбор материалов.

4

6

10

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

5

Предметы сервировки стола.

3

10

13

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Синеглазова М.О.

Кожа. Предметы сервировки стола.-М.: Культура и традиции, 2000.-40с.

6

Кожа в интерьере. (Игольница, декоративные бутылки, шкатулки, панно, рамки для фото).

10

10

20

7

Настенное панно (плоское)

6

10

16

– анализироватьэмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности,оценивать их влияние на настроение человека.

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творческипеределывать.

Шулер Габриеле. Картины-фантазии.-М.: АРТ – Родник, 2007.-32с.

8

Объемные изделия из кожи.

6

10

16

9

Объемные картины, панно и коллажи.

6

10

16

10

Аттестационная творческая работа. Детям дается свободный выбор тем, материалов для исполнения.

8

10

18

– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей);

– анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,находить ошибки, устанавливать их причины;

 

11

Итоговое занятие. Выставка

2

2

4

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием(отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

11

итого

57

87

144

  

 

Содержание программы 3 года обучения.

 

1 Теория.  . Повторение знаний и отработка навыков, полученных в первом и втором году обучения: раскрой, окраска, обтяжка, термическая обработка кожи. Правила техники безопасности.

Практика.  Изготовление заготовок для будущих работ: пуговички, шишечки, рулетики, бахрома, различные листочки.

 

2. Теория.  Повторение правил кожаной азбуки.

Практика. Самостоятельное изготовление заготовок для будущих кожаных изделий.

3. Теория.  Беседа о сервировке праздничного и обеденного стола, о правилах поведения за столом. Изделия послужат украшением стола, напомнят о летнем отдыхе, поездке, поднимут настроение.

Практика.  В работе по изготовлению подвесок, подстаканников, декоративных ваз дети увидят многоликую кожу с новой стороны, как произошло слияние двух, казалось бы, не совместимых ремесел – кожевенного и ювелирного ремесел. Изготовление предметов сервировки стола продолжает начатую тему и служит оттачиванию мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии материала.

 

4. Теория.   Что такое «драпировка». Украшения в винтажном стиле сейчас на пике популярности. Кожа, декорированная бисером, бусинами и стеклярусом приобретает изысканный неповторимый вид, а украшения в стиле винтаж поражают воображение.

Практика.  На каждом занятии в теоретической части дети сами разрабатывают эскизы, делают зарисовки заколки для волос, нашейных украшений, браслетов и театральной сумочки. Педагог предлагает специальную литературу. Новым в этом разделе является отделка украшений, крепление застежек, работа с проволокой.

 

5. Теория.  Сервировка. Виды сервировок.

Практика.  Создание петли из проволоки, как сделать навитую петлю, крепление ушка дети осваивают в результате неоднократных упражнений.

 

6. Теория.   Декор. Виды декора.

Практика.  Овладев методом изготовления из ненужных баночек оригинальных шкатулочек, дети смогут украсить свой стол, сделать подарок и т.д. В этом разделе программы я обращает внимание детей на то, что можно сделать из бросового материала, дать вторую жизнь вещам. В работе пригодятся баночки разной формы, размера, бутылочки от дезодоранта и шампуня и мн.др.

 

7. Теория.   Панно. История панно.

Практика. Изготовление настенного плоского панно из замши.

 

8. Теория.   Правила изготовления  объемных изделий.

Практика.  Изготовление и декорирование подсвечников, подставок для канцтоваров и косметических принадлежностей.

 

9. Теория.  Видео-уроки художника А. Коробейникова «Секреты изготовления объемных изделий из кожи».

Практика.. Урок-фантазия на свободную тему даст возможность детям проявить свои желания и умения.  Раздел является завершающим в данной программе, так как он объединяет в себе все, чем овладели дети. Изготовление цветов из кожи, обработка, окраска кожи… Эскизы композиций для панно составляются детьми вместе с педагогом, подбираются в литературе. Делаются зарисовки схем композиций. Большое значение имеет фон, цветовое решение, выбранные пропорции. Эти понятия во многом знакомы детям, но следует повторить.

Дети пробуют себя в создании плоскостного и рельефного панно. Формы рамочек для панно могут быть квадратной, прямоугольной, круглой, овальной.

Предлагаются следующие названия панно: «Миниатюра с цветами», «Озорница», «Гармония», «Модерн», коллаж «Очарование».

 

10. Аттестационная творческая работа. Детям дается свободный выбор тем, материалов для исполнения.

 

11. Итоговое занятие и выставка детских работ с приглашением гостей. Ребята делают презентацию своих работ. Подведение и обсуждение итогов. Награждение дипломами и грамотами. Поздравления всем участникам программы.

 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

 

Делать зарисовки с образцов народного декоративно – прикладного искусства;

Разрабатывать самостоятельно несложные композиции художественных изделий из кожи;

Самостоятельно работать в данном виде творчества, проявлять художественную инициативу;

Экономно использовать материал;

Проводить коллективный анализ, разбор и оценку иллюстративного материала и собственных;

Выполнять все стадии работы по изготовлению художественных изделий из кожи.

 

1.​ Приложение

Словарь терминов.

На качество кожи влияют многие факторы: возраст и пол жи​вотных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кожи:

выпарка - ко​жица неродившегося животного;

опоек - кожа новорожденного животного;

выросток - кожа трехмесячного животного, выращен​ного на растительном вскармливании;

неблюй - кожа шестимесяч​ного животного;

полукожник - кожа однолетнего животного;

шку​ра полного развеса - кожа крупного рогатого скота.

По качеству выделки кожа бывает следующих видов:

сафьян и марокен - вырабатывается из слабопрожированнойкозлины (цвета красный, желтый, зеленый и черный);

шагрень - мягкая шерохо​ватая козлина или овчина;

пергамент - телячья кожа, в былые вре​мена его в сыром виде натягивали на раму и использовали для письма;

юфть - прожированная кожа, дубленная корой ивы (цвет красный, черный, бежевый).

Изготовляется из кожи лошадей, оле​ней, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдерживала высокое тиснение, гравировку.

По виду сырья различают кожу:

лайка - тонкая эластичная ко​жица из выпарки или опойка;

шевро и козлинавырабатываются из козлиных шкур;

шевритполучают из овчины;

Велюр - кожа хромового дубления, отшлифованная с верхней стороны.

Замша кожа жирового дубления натурального цвета: от светло-золотистого до коричневого.

Вырабатывается из шкур лося, дикой козы или оленя.

Спилок – отделенный на специальной ма​шине от натуральной замши слой.

Человечество по достоинству оценило прочность, практич​ность, элегантность изделий из кожи. Благодаря своим качествам кожа как материал уже не одно тысячелетие не выходит из моды. Кожевенное сырье – материал дорогой, поэтому относиться к нему нужно особенно бережно. Даже из маленьких обрезков кожи можно сделать много полезных вещей. Например, смастерить кошельки, футляры для очков и ключей, шкатулку, пояс, сумочки и т.д. Все это можно подарить в качестве сувенира своим друзьям, родным и близким.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками /пер. с нем. – М.: Мой Мир Гмб и К о КГ, 2006 .

Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения - Москва: Изд. дом МСП, 2000 .

Скребцова Т.О., Данильченко Л.А., Ивлева А.Г.Объёмные картины из кожи - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 . (Город мастеров)

Филиппова С.Н. Изделия из кожи. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: ФолькундВиссен, 1998.

Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Шахова Н.В. Сувениры из кожи: знаки зодиака, животные - символы восточного гороскопа. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД” РИПОЛ КЛАССИК, 2006.

Чибрикова О.В. Декоративные фантазии из кожи для дома. – М.: “Эксмо”, 2006.

Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).

Пожалуйста, подождите

 

18.04.2017 Выставочному залу города Бугуруслана исполнилось 10 лет. Выставку, посвященную юбилейной дате, посетили члены ДТО технического направления "Красота спасет мир" (руководитель Рузанова Т. Л.). Они вживую встретились с авторами замечательных работ, совершили экскурс в историю Выставочного зала, получили возможность увидеть картины известных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Отрадно, что достойное место на выставке заняли работы детского творческого объединения "Красота спасет мир".