Географическое краеведение Арзамасского района

Интернет-проект учащихся 6 класса

Раньше думай о Родине, а потом о себе!

Переход российского образования на новые Федеральные стандарты, которые соответствуют современным вызовам времени, повышают роль и значение, как школьной географии, так и географического краеведения в воспитании гражданина и патриота России и своего края. В этих условиях требуется выработка консолидированных подходов, обеспечивающих выполнение школьным географическим образованием  возложенной на него социально-значимой миссии – формирование у молодежи гуманистического мировоззрения, географической культуры, как части общей культуры человека ХХI века, повышение интегративных тенденций в школьном образовании средствами географии и географического краеведения. Изучение своего региона способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, познанию взаимосвязей объектов и явлений самой природы, развивает эстетическое восприятие, расширяет кругозор.

Курс «Географическое краеведение. Нижегородская область»  реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является  первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях обучающихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края. Курс «Географическое краеведение» сочетает изучение своего края и последовательностью изучения тем начального курса физической географии в 6 классе.

Основная задача и побудительный мотив создания программы географического краеведения – формирование у обучающихся первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения природы, населения, хозяйства, а также места и значения Нижегородской области в масштабах страны.

Главной целью курса является развития самостоятельной деятельности обучающегося по изучению своего края.

Солдатова Нина Николаевна имеет высшее образование, закончила в 1976 году Туркменский государственный Университет им. М. Горького по специальности биолог, зоолог (преподаватель биологии и химии). В данной школе работает с 1993 года в качестве учителя географии, имеет педагогический стаж 20 лет.

Солдатова Нина Николаевна имеет первую квалификационную категорию, в течение 14 лет являлась членом районного МО учителей географии.

За многолетнюю педагогическую деятельность Нина Николаевна стала опытным творческим учителем, трудолюбивым, инициативным, эрудированным педагогом. Ее уроки отличаются высоким уровнем, разнообразием методов и приемов, ясностью дидактических целей, четкостью плана, разумным соотношением наглядных и ИКТ  средств, посильностью заданий для каждого ученика, побуждает обучающихся к самостоятельности в приобретении знаний.

За добросовестный и плодотворный труд в системе образования, профессионализм и творчество награждена Почетной грамотой Министерства образования  Нижегородской области.

На уроках Нины Николаевны практически все дети включены в работу и получают оценки на каждом уроке. Она создает хороший психологический климат, и ученики чувствуют себя комфортно, они открыты. Применяет на каждом уроке здоровьесберегающие технологии, ведь здоровье детей для нее самое главное.

Поделилась опытом в данном направлении с коллегами на РМО в 2010 году, показав открытый урок.

 Деятельность обучающихся и качество усвоения учебного материала находятся под постоянным контролем учителя.

На Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» награждена Дипломом – Лауреата  II степени за работу: «Автоматизация контроля знаний учащихся на занятиях различного типа».

Работая в традиционной системе, педагог использует элементы различных технологий; личностно-ориентированную, исследовательскую, ИКТ, проблемную, создавая ситуацию успеха на уроке.

Участвуя в IV районных Педагогических чтениях, выступила с докладом: «Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении».

Приняла участие в Областном конкурсе методических материалов «Экологическая мозаика» с методической разработкой « Моделирование ситуации успеха на уроке, как способ достижения личностных результатов обучающихся».

Учитель владеет формами и методами активного обучения, делясь опытом в форме творческой мастерской, показала фрагмент урока по активным методам обучения обучающихся в подготовке к ЕГЭ.

Ее уроки отличаются высокой мотивацией к учебному процессу, плотностью материала, работоспособностью, самостоятельностью, то есть каждый ее урок – это законченное произведение, где создаются условия для самовыражения обучающихся. Об этом говорят достижения обучающихся. За последние три года ЗУН составляет 75%.

Участвуя в Фестивале педагогических идей « Открытый урок» награждена дипломом за предоставление своего педагогического опыта.

Нина Николаевна является примером творческого педагога. Создала свой персональный сайт, разместила на нем свое электронное портфолио, сайт школы, Интернет-проект: « Как заинтересовать школьника исследовательской деятельностью».

Приняла участие с обучающимися в интернет-проекте с темой: «Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену.

На протяжении последних лет обучающиеся охотно выбирают в качестве экзамена по выбору географию и сдают этот предмет в форме ЕГЭ успешно.

Участвуя во Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации» получила Диплом за активное обсуждение данного вопроса.

Принимая участие в Межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования», получила сертификат участия.

Она опубликовала в социальной сети работников образования статью: «Новые образовательные технологии в обучении географии в условиях перехода на ФГОС второго поколения, основанные на принципах компетентного образования».

Принимая участие во II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию естественно – географического факультета АГПИ,  опубликовала статью в сборнике: «Мое педагогическое кредо».

Участвуя в областном конкурсе: «Учитель экологии - 2011»  награждена Дипломами III степени в номинации: «Реализация экологического образования во внеурочной деятельности» и «Мое педагогическое кредо в области экологического образования».

Нина Николаевна приняла участие в конкурсе «Учитель года Арзамасского района – 2012», награждена Дипломом III степени и грамотой «Учитель - открытое сердце».

Является участником I съезда учителей географии Нижегородской области, автором программы: «Географическое краеведение. Нижегородская область».

Являясь примером активной жизненной позиции, ее обучающиеся также принимают активное участие в различных конкурсах и конференциях.

Участвуя в научно – практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» учащиеся награждены Благодарственным письмом ректората ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара».

2010 – 2011 год – Лауреаты и дипломанты II региональных юношеских чтений им. В.И. Вернадского.

2011 – 2012 год - Лауреаты III региональных юношеских чтений им. В.И. Вернадского.

         В XIV Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского стали Лауреатами этого конкурса, получили грамоту «За лучшую исследовательскую работу среди сельских школ» и вознаграждение – кабинет географии, который оснащен самым современным оборудованием и техникой.

Лауреаты XVIII Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. Награждены грамотами «За практический вклад в изучение среды обитания».

Дипломанты XIX Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского, награждены грамотами «За выбор оригинального объекта исследования, активную социальную позицию и хороший исследовательский потенциал».

Солдатова Нина Николаевна находится в постоянном творческом и профессиональном поиске. Имеет  Благодарственные письма Российской Академии наук за подготовку Лауреатов XIV, XVIII и XIX  Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского.

Введение (1час)

Урок №1

Что мы будем изучать на уроках географического краеведения.

 

Раздел 1 Родиноведение (3 часа)

Тема № 1 Регион как образовательное пространство.

Урок № 2

Исторический облик области: история образования, названия, гербы, символика. Связь истории нижегородской области с важнейшими этапами в жизни страны. Источники знаний о прошлом области.

Практическая работа Создание рисунка с изображением гербов Нижегородской губернии, Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.

Урок №3

Современный облик Нижегородской области: административное деление. Роль населения в устойчивом развитии области, в гармоничном, сотворческом отношении в пределах социокультурного пространства малой Родины.

Урок №4

Экскурсия №1 Посещение школьного музея.

 

Раздел 2 Географическое положение (3 часа)

Тема №2 Местоположение

Урок №5

Географическое положение Нижегородской области и Арзамасского района на карте страны и области. Площадь, протяженность, конфигурация.

Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту границ Нижегородской области и Арзамасского района, координат, выделение соседей, областного и районного центров.

 

Урок №6

Влияние географического положения на особенности развития области и района.

Практическая работа Выделение административных районов на контурной карте.

Урок №7

Практическая работа №2 Составление план-схемы школьного окружения.

 

Раздел 3 Природа (18 часов)

Тема №3 Рельеф и полезные ископаемые

Урок №8

История геологического развития, геологическое строение.

Урок №9

Основные формы рельефа, их происхождение, изменения пол влиянием деятельности человека.

Практическая работа Нанесение основных форм рельефа на контурную карту.

Урок № 10

Полезные ископаемые, основные местоположения.

Урок № 11

Экскурсия №2 Посещение музея «Подземный Мир».

 

Тема № 4 Климат

Урок №12

Характерные особенности климата: температурный режим, осадки, опасные погодные явления.

Урок № 13

Аграрно-климатические ресурсы, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урок № 14

Практическая работа №3 Интернет-проект «Времена года»

Тема №5 Внутренние воды и водные ресурсы

Урок № 15

Речная сеть области и района. Краткая их характеристика. Охрана рек.

Практическая работа №4 Нанесение на контурную карту рек.

Урок № 16

Озерная сеть. Хозяйственное использование вод.

Практическая работа №5 Выявление источников загрязнения вод своей местности.

Урок № 17

Опасные природные явления, связанные с водой.

Тема № 6 Почвенный покров

Урок № 18

Основные типы почв, их распространение. Краткая характеристика.

Урок № 19

Эрозия почв и борьба с ней.

Урок № 20

Практическая работа № 6 Создание коллекции почв.

Тема №7 Растительный покров

Урок № 21

Основные типы растительности, их характеристика. Растения, занесенные в красную книгу.

Урок № 22

Полезные дикорастущие растения, применение их с лечебной целью.

Практическая работа №7 Создание каталога лекарственных трав.

Тема № 8 Животный мир

Урок № 23

Животный мир природных зон, их краткая характеристика.

 

Урок № 24

Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в красную книгу.

Урок № 25

Экскурсия №3 Посещение зоопарка «Затерянный Мир».

 

Раздел 4  Население и хозяйство (6 часов)

Тема № 9 Население

Урок № 26

История заселения территории, численность, национальный, этнический, возрастной состав. Религии, быт, традиции.

Практическая работа №8 Создание проекта «Национальные костюмы, народные праздники, особенности жилья, фольклор».

Урок № 27

Демографическая ситуация: половой и возрастной состав, продолжительность и качество жизни, уровень образования.

Практическая работа Обзор центров притяжения рабочей силы.

Урок № 28

Городское и сельское население – отличительные черты.

Практическая работа № 9 Составление презентации (по выбору обучающего):

  1. Ценности моей семьи.
  2. Известные люди деревни.
  3. Народные умельцы

Тема № 10 Хозяйство

Урок № 29

Развитие хозяйства, крупные промышленные центры в области и районе.

Экскурсия № 4 Посещение цеха по изготовлению экологически чистых гипсостружечных плит Пешеланского гипсового завода ДЕКОР-1,.

Урок №30

Главные направления развития сельского хозяйства.

Урок № 31

Экскурсия № 5 Посещение цеха по переработке картофеля ООО Латкин.

Раздел 5 Историко-культурное наследие (4 часа)

Урок № 32

Историко-культурное наследие Нижегородской области и Арзамасского района: памятники архитектуры, истории, исторические поселения.

Урок № 33

Экскурсия № 6 Посещение музея Гайдара.

Урок № 34

Контрольная работа.

Урок № 35

Практическая работа № 10 Создание презентаций по фотографиям экскурсий «Что нового мы узнали о своем крае».

1. Географическое краеведение: Нижегородская область: учебное пособие для учащихся 6 класса / А.Б. Кряжев. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 86 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-7565-0396-8

2. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой – Н. Новгород, 2010. – 230 с.

3. Любов М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие. – 2-е изд., переаб. И доп. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 97 с.: ил. – ISBN 5-86517-182-8

4. Материалы Первого съезда учителей географии Нижегородской области, посвященного 65-летию Нижегородского регионального отделения РГО

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5

Электронные источники

http://tut-oleg.narod.ru/index.html сайт Нижнего Новгорода и Нижегородской области (фотоальбомы, история, география, примечательные природные места)

Мальчик спрашивает своего отца:
- Папа, а что такое родина?
- Родина - это то место, сынок, откуда в юности хочется уехать, а в старости хочется вернуться.