Группа 9 "Витаминка"ГБДОУ детский сад №74 Красносельского района г. Санкт- Петербург

сайт группы 9 "Витаминка"

 

 

 

 

"Воспитатель - это волшебник, который открывает дверь детям в мир взрослых, и от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников".

В.А. Сухомлинский

 

 

 

Быть может, труд наш с виду неприметен,

Но лишь одно я знаю – малыши,

Спешат к нам в сад, с утра торопят маму –

Давай быстрее, мама, побежим!

Наверное – это вот и есть ответ –

 

Ценнее нашего труда на свете нет!

Я рада приветствовать Вас на страницах моего сайта.

Мой сайт создан для всех, кому интересен мир детства, кто хочет и может поделиться своим опытом в воспитании, развитии и оздоровлении детей, кому не безразлично воспитание и развитие подрастающего поколения. 

Рада поделиться с вами опытом, и надеюсь, что информация представленная на сайте, окажется полезной и интересной.

Новости

Гайдыш Ирина Николаевна

Уважаемые родители!!!! "Девчонки и мальчишки! Бутылочные крышки Несите в детский сад! " Присоединяйтесь к сбору пластиковых крышечек, станьте частью хорошего дела . Крышечки собираем в группах 8 и 9. !!!! В Санкт-Петербурге при поддержке движения «Мусора.Больше.Нет» осуществляется проект по сбору пластиковых крышечек - «Крышечки ДоброТЫ» . Крышечки передаются на переработку, а вырученные средства идут на помощь детям с особенностями развития. Цель проекта – показать, что каждый может проявить заботу о другом человеке и помочь без материальных средств, а привычный «мусор» является перерабатываемым ресурсом. Акции по сбору крышечек проходят во всем мире с 2011 года, в Петербурге сбор начался в 2017 году. К осени 2018 года добровольцами было открыто около 300 пунктов сбора, за полтора года существования проекта волонтеры передали в переработку 10 тонн пластиковых крышечек, была оказана помощь 7 детям. Выбор крышечек обоснован рядом причин: разноцветные крышечки привлекают внимание взрослых и детей, позволяют легко познакомиться с принципами раздельного сбора, их просто собирать, они занимают мало места.

Поделка из солёного теста портрет солдата российской армии.

            

Мы с детьми осваивали профессию краснодеревщика. Конструировали трон для короля.. Вот наши отчётные чертежи.. Старались как могли...

День защитника Отечества или 23 февраля в детском саду - праздник серьёзный. На кануне дня воинской славы России, в день защитника Отечества, педагоги рассказывают детям, что такое смелость и отвага, боевая выручка , дают различные знания об истории России, родного края, о защитниках земли русской, разучивают стихи и танцы, посвященные празднику, готовят своими руками подарки папам и дедушкам, оформляют праздничные стенды, проводят различные мероприятия.
В нашем детском саду прошел спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. В нём приняли участие дети нашей подготовительной группы 9.
На празднике мы пели песни и читали стихи о защитниках России, танцевали , приняли участие в увлекательных конкурсах и играх. Дети показали всю свою ловкость, силу и смекалку, перетягивали канат, летали на самолетах. Все участники хорошо подготовились к состязаниям и поэтому, победила дружба. Все получили эмоциональный заряд и желание служить в рядах российской армии!
Праздник 23 февраля в детском саду - хороший повод для воспитания у дошкольников чувства сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирование у детей гордости за славных защитников Отечества, стоящих на страже мира и покоя в России

.

Как ребенку помочь запомнить месяцы в году

 

Как без слез научить ребенка временам года и месяцам

Ка Чем старше ребенок становится, тем больше вопросов задает. Его интересуют не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия, такие, как времена года и месяцы. Не каждый родитель может объяснить, почему летом жарко, а зимой холодно, что такое июнь, июль и т.д.

Для запоминания и объяснения можно использовать разные техники и методики:

  • игры и ассоциации;
  • сказки и стихи;
  • загадки и книги;
  • плакаты и карточки;
  • мультфильмы и презентации.

к Для эффективного усвоения информации учить ребенка рекомендуется с 4-4,5 лет. К 5 годам малышу должен уже знать месяцы и времена года.

За это время он уже несколько раз наблюдал смену времен года и в этом возрасте имеет представление, что такое холод, тепло, дождь, снег.

Начинать учить стоит с разноцветных картинок, на которых четко видна погода и сообразные каждому времени года занятия. без слез научить ребенка временам года и месяцам

  • Зима – это снег, Новый год, Дед Мороз и подарки под елкой, запах мандаринов, снежки, снеговик и санки, теплые куртки, шапки и варежки, катания на коньках.
  • Весна ассоциируется с таянием снега, появлением цветов и листьев на деревьях, с крашенками и куличами;
  • Лето – это солнце, море, речка или озеро, все зеленое и цветное, это бабочки на цветах, футболка, шорты или платьице, катие на коньках или велосипеде, долгие прогулки на улице, рисунки мелом на асфальте.
  • Осенью собирают урожай, листья окрашиваются в желтый, оранжевый, красный цвет, затем опадают, появляется первый лед на лужах и т.д.

В качестве примера можете воспользоваться рисунками, которые покажете ребенку.

Возьмите четыре листа бумаги разных цветов. Спросите у малыша, каким цветом, какую пору он бы обозначил. Исходя из этого, задавайте вопросы, которые помогут охарактеризовать каждый сезон:

  1. Как светит солнце?
  2. Есть ли осадки и какие?
  3. Что происходит с листвой?
  4. Чем взрослые занимаются?
  5. Какую одежду носят?
  6. Как ведут себя животные и птицы?
  7. Как дети проводят досуг?

Ответы на вопросы сопровождайте тематическими карточками или используйте книгу для наглядного примера.

 

 

Можно купить лото, карточки, плакаты и, играя, описывать малышу, что в какую пору происходит.

Затем поиграть в пантомиму (изъяснения без слов, только посредством языка тела) или загадать загадки, чтобы закрепить полученные знания.

Можно на 3D-доске попросить ребенка нарисовать то, что у него ассоциируется с конкретной порой. Или рисуете вы, а малыш угадывает, к какому времени года относиться рисунок. На такой доске нарисованные картинки “оживают” и детям интереснее. 

Игры с одеждой

Достаньте вещи для разных сезонов, и попросите ребенка собраться на прогулку в определенное время года.

Метод наблюдения

Выберете вместе с ребенком какой-то объект за окном (дерево или цветок) и понаблюдайте, как он меняется в зависимости от погоды. Пусть малыш описывает, что происходит с объектом наблюдения, а вы записывайте. Лучше при помощи фотографий отмечать изменения.

Создайте семейный фото-календарь, чтобы ребенку легче было ассоциировать не только времена года, но и месяцы. Фотографии пусть будут сделаны в разное время года, чтобы ребенок смог их различить.

Найди лишнее слово

  • Цветы, трава, солнце, снежинки, бабочки.
  • Снег, коньки, снеговик, цветок, дед мороз, снежинка.

Придумайте другие варианты.

Какое время года напоминают рисунки

 

Стихи

Времена года

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

Четыре цвета года

Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.

Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лед.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.

Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.

Кто в чем

Блещут лужи на тропинках –
Осень топает в ботинках.
Туча дождик унесла –
Ходит в туфельках весна.
Лето ходит босиком
Или в босоножках,
А зима, скрипя снежком, –
В тепленьких сапожках.

Вернисаж

Листья. Желтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!

Правильно различать месяцы поможет сказка «12 месяцев» и стихотворение:

Зовем мы зимнею порой ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ,
Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль.
За февралем приходит МАРТ, за ним АПРЕЛЬ и МАЙ.
В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай.

За маем лето на порог ИЮНЬ к нам приведет.
ИЮЛЬ подарит ягод сок, а месяц АВГУСТ – мед.

За летом осени ансамбль исполнит танец свой,
СЕНТЯБРЬОКТЯБРЬ, потом НОЯБРЬ засыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу, зима придет опять.
Двенадцать месяцев в году, и всех их надо знать.

Песни

Песенки про зиму

Про весну

Летние

Осенние

Посмотрите вместе с ребенком обучающие мультфильмы:

  • «Уроки тетушки Совы»;
  • «Паровозик Шонни»;
  • «Малышарики»;
  • «Смешарики» и др.

Загадки

* * *
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
Четвертый плачет. (Времена года)

* * *
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

* * *
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

* * *
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

* * *
Дел у меня немало
— Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)

* * *
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зимние месяцы)

* * *
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня…(Весна)

Изучаем месяцы

Расскажите малышу, что 1 год = 12 месяцев.

Все 12 месяцев нужно разделить на 4 времени года, которые ребенок уже должен знать. Названия их нужно просто заучить. Проще это сделать, используя ассоциации.

Например: декабрь – Новый год, Дед Мороз, подарки; март – женский праздник 8 Марта, распускается ива, появляются первые подснежники и т.д. 

 

Запоминаем количество дней в месяце

Быстро, удобно и правильно различить количество дней в месяце можно с помощью рук.

Правило “косточки”:

  1. Нужно сжать руки в кулаки и посмотреть на косточки.
  2. Первая косточка мизинца – январь, впадина после косточки – февраль и т.д.
  3. Месяц, который обозначает косточка имеет – 31 день; месяц “во впадине” – 30 (исключение февраль – 28/29 дней).

 

 

Что нужно знать родителям

  • Не начинайте обучение, когда ребенок не выспался или в плохом настроении.
  • Изучая любой материал, провоцируйте ребенка на воспоминания. Пусть расскажет, что ему больше запомнилось и в какую пору. Так ему легче будет сориентироваться. Постепенно переходите к месяцам.

Не требуйте невозможного. Если легко дались времена года, а месяцы запомнить не может,– не давите. Дайте немного времени, и когда ребенок будет готов, возвращайтесь к обучению.

  • Просматривайте мультики вместе с детьми, задавайте вопросы, отвечайте на их вопросы.
  • Приобретите необходимую литературу: С. Бернер серия «Городок», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия», С. Маршак «Круглый год».

 

 

 

Как объяснить дошкольнику дни недели и времена года

http://www.antoshka-toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/58ec6af830d27.jpg

4–5 лет — благоприятный возраст для того, чтобы объяснить ребёнку значение слов «вчера», «сегодня» и «завтра». К этому времени ребёнок уже понимает, что такое части суток (утро, день, вечер, ночь). Так что стоит отталкиваться именно от этих понятий.

К 5–6 годам сутки также могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. На этом этапе задача взрослого — научить ребёнка последовательно называть дни недели и познакомить с текущим месяцем.

Вот несколько советов, которые помогут быстрее объяснить дошкольнику, что такое время.

Учите дни недели в связке с личным опытом ребёнка

Названия дней недели усваиваются ребёнком лучше в связи с его повседневным опытом и эмоциональными переживаниями.

Например: «По средам я хожу в бассейн с папой», «По субботам у нас традиционный обед в кругу семьи». Отдельные дни ребёнку запомнить проще, так как они чаще на слуху: с понедельника начинается новая рабочая неделя, воскресенье — выходной, вся семья отдыхает.

Ничего страшного, если ребёнок выучит дни недели вразнобой. Попробуйте сделать так, чтобы каждый день недели ассоциировался у него с разными делами.

https://i.pinimg.com/736x/dd/50/3e/dd503e94c5d12547117528e76ba5a59f.jpg

Приобретите отрывной календарь

Для знакомства с днями недели, месяцами и временами года подходит отрывной календарь. Это наглядное пособие, с помощью которого малыш почувствует ход времени.

Дети быстро понимают, что один листок календаря — это один день.

И для того, чтобы сорвать следующий лист, надо ждать целые сутки.

Объясните чаду, что цифра на календаре показывает, какое сегодня число. Фиксируйте его внимание на текущей дате. Расскажите, что под каждой цифрой написаны день недели и месяц.

 

 

Реклама 10

По календарю можно узнать, сколько дней осталось до выходных или праздников.

В конце каждой недели раскладывайте перед ребёнком оторванные листки в правильной последовательности и говорите: «Сколько листков календаря? Семь листков — неделя состоит из семи дней».

https://i07.fotocdn.net/s28/69/public_pin_m/46/2691312964.jpg

В обучении используйте стихи

Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения.

Например, из цикла С. Я. Маршака«Круглый год».

Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда —

Третьим днём была всегда.

А четверг — четвертый день —

Шапку носит набекрень.

Пятый — пятница-сестрица —

Очень модная девица.

А в субботу — день шестой —

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний — воскресенье —

Назначаем днём веселья.

Играйте в подвижные игры

Дети любят подвижные игры. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра». Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

В игре «Мяч бросай — дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку.

Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

Объясните «модель года» с помощью круга

Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

 

https://images.ua.prom.st/205673318_w640_h640_dsc_0081.jpg

Показывайте время на большом циферблате

Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры).

Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая — расстояние от одной цифры до другой.

Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.

http://blogtipsglobal.info/wp-content/uploads/2018/12/country-wall-clocks-large-country-wall-clocks-vintage-silent-wall-clock-large-large-french-country-wall-clocks-french-country-pendulum-wall-clocks.jpg

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (6 -7 ЛЕТ) ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

 

Месяц

Тема

Произведения

Сентябрь

1.Школа.

  1. А. Алексин «Первый день».
  2. А. Барто «В школу».
  3. В. Берестов «Читалочка».
  4. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
  5. Л.Н. Толстой «Филлипок».
  6. С.Я. Маршак «Первый день календаря».

2.Детский сад. Вежливые слова.

 

  1. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).
  2. В.Осеева «Волшебное слово».
  3. В. Маяковский «Что такое хорошо».
  4. В.Н.Орлов «Вежливый хвост», «Добрый день», «Кто первый».
  5. К.Драгунская «Лекарство от послушности».
  6. Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса».

3.Наши игры. Игрушки.

 

  1. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».
  2. Б. Житков «Что я видел».
  3. В.Иванов «Мяч»
  4. В. Катаев «Цветик - семицветик».
  5. В.Орлов «Кто во что играет?»
  6. Г.Глушнёв «Мячик»
  7. Е. Серова «Нехорошая история».
  8. Л. Воронкова «Новая кукла».      
  9. М.Османова «Кукла в подарок»       
  10. С. Маршак «Мяч», «Ванька - встанька».
  11. С. Михалков «Андрюша».

4. Наш город. Моя улица. Правила дорожного движения.

 

 

Наш город. Моя улица.

  1. А. Дугилов «Моя улица».
  2. З. Александрова «Родина».
  3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…».
  4. С. Михалков «Моя улица».

Правила дорожного движения.

  1. М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».
  2. М. Кривич «Школа пешехода».
  3. О. Тарутин «Для чего нам светофор».

Октябрь

1. Осень Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью).

 

  1. А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».
  2. А.Н.Майков «Осень», «Осенние листья по ветру кружат».
  3. А. Плещеев «Осень наступила», «Осенью».
  4. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».
  5. В. Бианки «Синичкин календарь», «Прячутся».
  6. В.Ложко «Осень на Кара-Даге»
  7. В.Орлов «Осеннее наступление», «В лесу теперь светлей и тише», «Осенние задания»
  8. Г. Скребицкий «Осень».
  9. Е. Трутнева «Осень».
  10. З. Федоровская «Осень».
  11. И. Бунин «Листопад».
  12. И.Козеева «Осень в Крыму»
  13. И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
  14. И. Токмакова «Дуб».
  15. Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
  16. М. Волошин «Осенью».
  17. Н.Умеров «Дождь»
  18. О.Амит «Кузь»
  19. С. А.Есенин «Нивы сжаты…».
  20. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

2. Фрукты. Овощи. Грибы, ягоды.

 

  1. А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…».
  2. Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»).
  3. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  4. В.Кучеренко «Яблоня у моря»
  5. В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко».                
  6. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка».
  7. М. Исаковский «Вишня».
  8. Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
  9. Ю. Тувим «Овощи».
  10. Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок».
  11. Я. Тайц «Послушный дождик» .
  12. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
  13. А. Прокофьев «Боровик».
  14. В. Катаев «Грибы».                          
  15. В. Даль «Война грибов с ягодами».
  16. В. Сутеев «Под грибом».      
  17. Е. Трутнева «Грибы».
  18. С. Аксаков «Грибы»
  19. С.Усеинов «Алма»
  20. Я. Тайц «Про ягоды».
  21. Я. Тайц «Про грибы».

3. Посуда

 

  1. А. Гайдар «Голубая чашка».
  2. Бр. Гримм «Горшок каши».
  3. Г.Глушнёв «Весёлые тарелки»
  4. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».
  5. Н. Носов «Мишкина каша».

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».

4.Продукты питания. Хлеб.

 

 

 

 

 

  1. В. Осеева «Печенье».
  2. З. Александрова «Вкусная каша».
  3. И. Токмакова «Каша».
  4. К. Петровская «Лепили дружно мы вареники…»
  5. М. Пляцковский «Кому что нравится».
  6. Н. Телешов «Уха» (в сокр.).
  7. Э. Мошковская «Маша и каша».
  8. Р.н.с. «Горшочек каши».

Хлеб.

  1. В.Орлов «Колосок»
  2. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  3. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  4. М. Глинская «Хлеб».
  5. Ю. Круторогов «Дождь из семян».
  6. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
  7. Я. Тайц «Все здесь».
  8. Укр.н.с. «Колосок».

Ноябрь

1.Поздняя осень. Предзимье

 

  1. А.С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…», «Уж небо осенью дышало».
  2. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
  3. В.Н.Орлов «Ковровые дорожки».
  4. Д.М. Сибиряк «Серая шейка».
  5. И.С. Никитин «Встреча зимы».
  6. С.А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

2.Птицы (перелетные, зимующие, водоплавающие)

 

Перелетные, водоплавающие

  1. А. Майков «Ласточка».
  2. В.А. Сухомлинский  «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой».
  3. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».
  4. В.Н.Орлов «Ворона», «На зимовку», «Цап-цап-цап»
  5. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
  6. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  8. И.Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»
  9. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
  10. К.Д. Ушинский «Ласточка».
  11. Л.Н.Толстой «Лебеди», «Птичка».
  12. М. Пришвин «Ребята и утята».
  13. П.Воронько «Журавли».
  14. Р.н.с. «Гуси-лебеди».

Украинская народная сказка «Хроменькая уточка».

Зимующие птицы

  1. А. Блок «Ворона».
  2. В. Бианки «Синичкин календарь», «Сова».
  3. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички».
  4. Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась».
  5. Е. Чарушин «Воробей»
  6. И.Козеева «Белоголовый сип», «Совята», «Филин»
  7. И.С. Тургенев «Воробей».
  8. Л.Н. Толстой «Птичка».
  9. М. Горький «Воробьишко».
  10. М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички».
  11. С. Михалков «Зяблик».

Крымчакская притча «Орлица и ее сыновья»

Ненецкая народная сказка «Кукушка».

3.Разные дома.

 

  1. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
  2. В. Маяковский «Кем быть?»
  3. Г.-Х. Андерсен «Старый дом».
  4. М. Михалков «Лесные хоромы».
  5. С. Баруздин «Кто построил этот дом».
  6. С. Маршак. «Кошкин дом».
  7. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей».      

4.Мебель

  1. Ю. Тувим «Стол».
  2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».

Декабрь

1.Зима. Признаки зимы. Зима

 

  1. А.А. Блок «Снег да снег кругом».
  2. А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…» (из романа «Евгений Онегин»), «Зимний вечер»
  3. В. Даль «Старик – годовик».
  4. В.Бахревский «Зимнее море», «Счастливая трудная зима»
  5. В.Ложко «Зима в Коктебеле»
  6. В.Н.Орлов «Бахрома», «Белые метели», «Всё злее, злее, злее…», «Зимняя ночь», «Зимняя коляска», «Кто в чём?», «Маленькое лето», «Под утро», «Почему ёлки не сбрасывают иголки?», «Снежные медвежата», «Хвостатая труба».
  7. Г.Глушнёв «Первый снег», «Дым»
  8. Г. Скребицкий «4 художника. Зима».
  9. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».
  10. З.Аббасова «Снег идет»
  11. И.З. Суриков «Зима».
  12. И. Никитин «Встреча зимы».
  13. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы».
  14. Л.В.Огурцова «Зима в Крыму».
  15. Н.А.Некрасов «Мороз – воевода»,  «Не ветер бушует над бором».
  16. Н. Сладков «Суд над декабрём».
  17. Р. Кудашева «Зимняя песенка».
  18. С. Дрожжин «Улицей гуляет…».
  19. С. Городецкий. «Первый снег».

Русские народные сказки «Рукавичка», «Зимовье зверей».

2.Легенды. Были

 

  1. Е.Белоусов «Как человек в Крыму здоровье нашел», «Сказка о волшебном якоре и славном городе Феодосии», «Сказка старого Аю-Дага», «Сказка о Митридате Евпаторе»
  2. Л.В.Огурцова «Демерджи» (легенда).
  3. Легенды Крыма «Медведь – гора», «Понт Аксинский и Понт Эвксинский», «Медведь- гора», «Как появилась Ялта», «Источник под Ай-Петри», «Тополь, гранат, кипарис», «Семь колодезей», «Прекрасная Деметра», «Как был основан Бахчисарай», «Фонтан слез», «Морское сердце».

Греческая легенда «Кипарис»

Крымскотатарская легенда «Фонтан Арзы»

Немецкие легенды: «Раковина изобилия», «Черепашка и богатство»

Русские былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче

3.Зимние виды спорта

  1. Н. Носов «На горке», «Наш каток».                
  2. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».
  3. Ф. Губин «Горка».

4.Новый год. Зимние игры и забавы.

 

  1. А.А. Блок «Ветхая избушка».
  2. А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…».
  3. В. Одоевский «Мороз Иванович».
  4. Е. Трутнева «Ёлка», «С Новым годом!».
  5. З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка».
  6. И.З. Суриков «Детство».
  7. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
  8. Н.Къуртмоллаев «Новый год»;
  9. Н. Носов «Фантазёры».
  10. С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»
  11. С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
  12. С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Песня о ёлке».
  13. Т.Парусникова «Дед Мороз на Юге»

Русские народные сказки «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», «Морозко», «Снегурочка».

Январь

1.Домашние животные и их детёныши.

 

  1. А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы).
  2. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
  3. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы).
  4. В.Иванов «Наша кошка», «Мой щенок»
  5. В.Н.Орлов «Вежливый хвост», «Почему собака виляет хвостом?», «Хвостатая труба», «Что снится животным?»
  6. В. Осеева «Почему».
  7. В. Сутеев «Кто сказал мяу?».
  8. Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».
  9. Г.Глушнёв «Соседский щенок», «Подарите мне коня»
  10. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
  11. Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе».
  12. Е. Чарушин «Кошка», «Кролик», «Что за зверь?»
  13. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
  14. К. Паустовский «Кот – ворюга».
  15. К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь».
  16. Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка».
  17. Н. Носов «Живая шляпа».
  18. С.Вапиев «Как животные воспитывают своих детенышей»
  19. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый».
  20. С. Михалков «Котята», «Щенок».
  21. Т. Брусенцова «Дрозд и кот»
  22. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Болгарская сказка «Чужие цеврули»

             Крымскотатарские сказки: «Жадная собака», «Упрямые козы»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова).

 

2.Дикие животные и их детёныши.

 

  1. А.К. Толстой «Белка и волк».
  2. В. Берестов «Заячий след»
  3. В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок».
  4. В.Н.Орлов «Лисий хвост»,  «Колыбельная для слонёнка», «Обиженная лошадь», «Снежная песенка».
  5. В. Осеева «Ежинка».
  6. В. Сутеев «Яблоко»
  7. Г. Скребицкий «Как белочка зимует», «На лесной полянке».
  8. Г. Снегирев «След оленя»
  9. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко), «Медвежата», «Про зайчат».
  10. И.Козеева «Кабан», «Крымский благородный олень», «Муфлон»
  11. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
  12. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц».
  13. Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

Крымскотатарские сказки: «Щуплый — хваста», «Волк и овца», «Волк и коза»

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Русские народные сказки «Хвосты».

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова).

Украинская сказка «Рукавичка»

3.Жизнь животных зимой.

Животные жарких стран.

  1. А. Куприн «Слон».
  2. Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», «Обезьянка», «Про слона».
  3. Б. Заходер «Черепаха».
  4. В.Орлов «Бегемот»,  «Верблюд на диване», «Верблюд», «Лев», «Носорог», «Слон».
  5. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню».
  6. Г.Глушнёв «В Индии»
  7. Д. Самойлов «У слонёнка день рождения».
  8. Д.Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави» рассказы из книги «Книга джунглей».
  9. К. Чуковский «Айболит», «Черепаха».
  10. С. Баруздин «Рави и Шаши».

Таджикская сказка «Тигр и лиса».

Животные холодных стран.

  1. В.Бахревский «Сказка о Пингвине и мальчике Онко»
  2. Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага».
  3. Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля».

Февраль

1.Я - человек. Тело человека

 

  1. В. Осеева «Просто старушка».
  2. Ш. Перро «Мальчик – с пальчик».
  3. Н. Измайлова «Джигит»
  4. Я. Сегель «Как я был мамой».

Армянская песенка «Мальчик и вода»

Ассирийские: легенда «Человек и курица», притча «Два петуха».

Немецкая народная сказка «Беляночка и Розочка», пер. Л. Кон.

Украинская сказка «Зачарована дівчина»

2.Моя семья.

 

  1. А. Барто «Вовка – добрая душа».
  2. А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).
  3. А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку».
  4. В. Бианки «Аришка – трусишка».
  5. В. Вересаев «Братишка».
  6. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок».
  7. В.Маяковский «Что такое хорошо».
  8. В.Орлов «Кто – то», «Гости», «Не бойся, бабушка!», «Родня»
  9. В. Осеева «Просто старушка».
  10. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
  11. Г.Глушнёв «Мама»
  12. Д.Габе «Моя семья».
  13. Е. Благинина «Аленушка», «Посидим в тишине».
  14. З. Воскресенская «Секрет».
  15. Л. Квитко «Бабушкины руки».
  16. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек», «Косточка», «Прыжок», басни.
  17. М.Ветров «Мой папа – рыбак»
  18. М. Зощенко «Показательный ребёнок».
  19. Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки».
  20. П. Воронько «Мальчик Помогай».
  21. С. Смоленцева-Коростылёва «В гостях у бабушки»
  22. Султание «Спасибо, сынок», «Вечерние сказки»
  23. Ш. Перро «Красная Шапочка», «Фея»
  24. Я. Аким «Неумейка»

Крымчакская сказка «Падишах и три сестры»

 Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого).

Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обр. М. Булатова).

3.Защитники Отечества. Военные профессии.

 

  1. А. Барто «На заставе».
  2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».
  3. В.Н.Орлов «Рисунок»,  «Старший брат».
  4. З. Александрова «Дозор».
  5. Л. Кассиль «Твои защитники».
  6. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

4.Комнатные растения.

  1. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  2. Г. Печаткина «Цветут фиалки на окне…»
  3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».
  4. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Март

1.Весна

 

  1. В. Бианки «Голубые лягушки», «Три весны».
  2. В.Н.Орлов «Бегство», «Весеннее гадание»,  «Дождинки», «Живая цепочка», «Кутерьма», «Ласковое солнышко», «Март», «Ночной гость», «Позывные», «Рассеянная зима».
  3. Г. Глушнёв «Ещё на черных ветках почки спят…»
  4. Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок».
  5. Е. Баратынский «Весна, весна»
  6. Е. Серова «Подснежник»
  7. И. Соколов-Микитов «»весна в лесу», «Ранней весной».
  8. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».
  9. И. Токмакова «Весна».
  10. К. Паустовский «Стальное колечко».
  11. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Зелёный шум».
  12. Н. Павлова «Под кустом».       
  13. Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др.
  14. С. Маршак «Круглый год».
  15. С.Усеинов «Весна идет»
  16. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце».
  17. Я. Колас «Песня о весне».

2.Мамин праздник

 

  1. А. Милн «Непослушная мама».
  2. В.Бахревский «Кто как любит маму»
  3. В.Данько «Мама»
  4. В.Н.Орлов «Месяц март. Число восьмое…».
  5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
  6. Г. Виеру «Мамин день».
  7. Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии).
  8. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
  9. Е. Пермяк «Мамина работа».
  10. Л. Квитко «Бабушкины руки».
  11. М. Родина «Мамины руки».

Нанайская сказка «Айога

Ненецкая сказка «Кукушка».             

3. Моя страна. Мой город

  1. Л.В.Огурцова «В горы с папой», «Евпатория»,  «Медведь-гора», «На Ай-петри», «Флаг», «Я Крымчанин».

4.В гостях у Феи чистоты

  1. В.Н.Орлов «Хрюшкина подружка», «Чистюли».

Апрель

1.Космос. День космонавтики.

 

  1. А. Барто «Веревочка».
  2. А. Леонов «Шаги над планетой».
  3. А. Митяев «12 апреля – день космонавтики».               
  4. В. Бороздин «Первый в космосе».
  5. В. Кащенко «Найди созвездие».
  6. В. Медведев «Звездолёт Брунька».
  7. К. Булычёв «Тайна третьей планеты».
  8. Н. Носов «Незнайка на луне».
  9. П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
  10. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  11. Ю.А. Гагарин «Вижу землю».

2.Весенние цветы.

Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

 

  1. А.К. Толстой «Колокольчики».
  2. А. Платонов «Неизвестный цветок»        
  3. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  4. В.Н.Орлов «Как появились ромашки», «Лесной цветок»
  5. Е. Благинина «Одуванчик».
  6. Е.Серова «Гвоздика», «Ландыш», «Подснежник».
  7. Е. Трутнева «Колокольчик».
  8. Л.В.Огурцова «Цветущий Крым».
  9. М. Познананская  «Одуванчик».
  10. М. Пришвин «Золотой луг»
  11. Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»
  12. Н. Сладков «Весенние радости»,  «Любитель цветов».

Ю. Мориц «Цветок».

3.Профессии

 

  1. А. Шибарев «Почтовый ящик».
  2. В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
  3. В.Н.Орлов «Кому что снится», «Повар».
  4. Г. Люшнин «Строители».
  5. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?».
  6. Е. Пермяк «Мамина работа».
  7. М. Пожарова «Маляры».
  8. С. Баруздин «Кто построил этот дом?».
  9. С. Я.Маршак «Почта».
  10. Я. Аким «Неумейка».

      Армянская сказка «Заказчик и мастер»

4.Транспорт.

 

  1. Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»).
  2. В.Н.Орлов «Пароход», «Теплоход»
  3. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
  4. М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи».
  5. Н. Носов Н. Носов «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»).
  6. С. Михалков «Велосипедист».
  7. С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход».
  8. С. Я. Маршак «Багаж».

Май

1.9 Мая –

День Победы.

 

  1. А. Твардовский «Рассказ танкиста».
  2.  А. Митяев «Землянка»,  «Мешок овсянки».
  3. В.Н.Орлов «Парад», «Салют».
  4. Е. Благинина «Шинель».
  5. Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники».
  6. М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».
  7. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом».

2.Наша Родина Россия.

 

  1. А. Прокофьев «Родина».
  2. В.Н.Орлов «Что нельзя купить».
  3. З. Александрова «Родина».
  4. М.Ю. Лермонтов «Родина»
  5. С.Баруздин «За Родину».

3.Насекомые.

 

  1. В. Брюсов «Зеленый червячок».
  2. В. Лунин «Жук».
  3. В.Н.Орлов «Жук», «Мухи», «Но зато друзья кругом!», «Одинокий светлячок», «Паучок», «Улитка и жук».
  4. Г.Глушнёв «Коллекция», «Страна Лилипутия»
  5. В. Бианки «Приключение муравьишки».
  6. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
  7. И. Мазнин «Паучок».
  8. К. Ушинский «Капустница».
  9. Н. Сладков «Домашняя бабочка».
  10. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
  11. Ю. Мориц «Счастливый жучок».

Еврейская сказка «Как царю Соломону божья коровка помогла»

Крымскотатарская сказка «Как пчелы Кырк-Ор спасли»

4.Правила дорожного движения

 

  1. А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»
  2. А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
  3. Г.Глушнёв «Тучи»
  4. 3.М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».
  5. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
  6. С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица».

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Лето

 

  1. А. Плещеев «Старик».
  2. А. Толстой «Иван да Марья».
  3. В. Александров «Август, август».
  4. В.А. Жуковский «Летний вечер».
  5. В. Бахревский «Сокровенный цветок».
  6. В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки».
  7. В.Иванов «Солнечный берег»
  8. В.Н.Орлов «Дом под крышей голубой», «Золотые спицы» (времена года), «Игра на скрипке», «Когда на планете хозяева дети», «Кто в чём» (времена года), «Лето», «Морские наряды», «Солнышко для всех», «Разноцветная планета», «Разное море». «Шире круг!»
  9. Г.Глушнёв «В лесу»
  10. Е. Благинина «Одуванчик».
  11. З. Александрова «Сарафанчик».
  12. И.Козеева «Лучик солнца»
  13. К. Ушинский «Четыре желания».
  14. Л. Матуш «Мост»
  15. Л.Огурцова «Дождик и радуга», «Тучка»
  16. М.Дьяченко «Солнышко»
  17. Н.Умеров «Дождь»
  18. О.Тимохина «Улыбка»;
  19. М. Пришвин «Роса»
  20. Э.Шемьи-Заде  «Летний вечер в степи» и др.

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»