Главные вкладки

    Дистанционный курс "Итоговая аттестация"

    Подготовка к итоговой аттестации в 4 классе

    Навигация

    Дорогие ребята!

    Вы заканчиваете 4 класс. Впереди у вас итоговая аттестация за курс начальной школы.

    На этом сайте  вы найдёте материалы для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации.

     

    ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

    ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ

     

    Ежегодно в апреле-июне в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области «О проведении мониторинговых исследований качества образования в муниципальных образовательных учреждениях Саратовской области, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования»  во всех  школах проводятся диагностические работы по оцениванию предметных результатов обучающихся 4-ых классов, а также по оценке общеучебных навыков выпускников всех ступеней общего образования - начального, общего и среднего (полного).

    Диагностические работы проводятся в соответствии с материалами разработанными специалистами регионального центра оценки качества образования (ГКУ "РЦОКО").

    Обучающиеся 4-ых классов в апреле будут выполнять работу по одному из учебных предметов: русский язык, математика, литературное чтение или окружающий мир. Учащиеся класса будут поделены на группы по 4-5 человек. Каждая группа выполняет задание по своему предмету.

    На выполнение заданий будет отведено 45 минут. Во всех школах Саратовской области все обучающиеся 4-ых классов будут выполнять одинаковые тесты. Начало выполнения работы в 10.00, завершение в 10.45. Всего будет предложено от 2-х до 4-х вариантов. Ответы ребята будут фиксировать на специальном бланке.

    Проверять работы будут учителя начальной школы, не преподающие в 4-ых классах в этом учебном году.

    При проведении диагностической работы планируется присутствие в школах общественных наблюдателей, состав которых утверждается приказом по Управлению образования.

    Цель исследования

    Мониторинговое исследование уровня предметной подготовки выпускников I ступени обучения общеобразовательных организаций Саратовской области основано на контроле текущих и итоговых достижений обучающихся по предметам федерального компонента базисного учебного плана: русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению.

    Контроль уровня подготовки проводится по итоговым годовым оценкам и результатам выполнения обучающимися диагностических работ в тестовой форме. В ходе исследований проводится сравнение показателей за несколько лет.

    Результаты мониторинга позволяют оценить объективность оценок, выставляемых педагогами по итогам года, качество базовых знаний обучающихся по исследуемым предметам.

    Конечная цель исследования − получение достоверных и надежных данных о качестве образования, предоставляемом потребителям образовательных услуг в Саратовской области

     

     

    Новости

    Козлицкая Ирина Владимировна

     

     

     

     

    Приложение  №1

    к приказу министерства образования

    Саратовской области

                                          № ____ от «__»____________ 2011 г.

                        

     

    РЕГЛАМЕНТ

    проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений           Саратовской области  в 2011 году

     

    I. Общие положение

    1.1. Настоящий регламент проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году (далее - регламент) разработан в соответствии с:

    - Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 (с изменениями и дополнениями);

    - Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
    от 19 марта 2001 № 196 (с изменениями и дополнениями);

    - Региональной программой мониторинговых исследований качества образования Саратовской области от 05 июня 2008 №1108;

    -иными нормативными  правовыми и распорядительными  актами Саратовской области.

    1.2. Регламент устанавливает единые требования к проведению мониторинговых исследований  учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений, расположенных на территории  Саратовской области,  кроме ОУ, прошедших процедуру контрольно-оценочной диагностики на базе ОГУ «РЦОКО» в период с 01.10.2010 г. по 26.04.2011 г., (далее – мониторинг), определяет функции и взаимодействие исполнителей.

    1.3.Мониторинг  проводится в целях получения достоверных данных об уровне  учебных достижений обучающихся 4-х классов  в Саратовской области  для принятия обоснованных управленческих решений на уровне отдельного образовательного учреждения, а также муниципального и регионального уровней образования.

    1.4. Основными направлениями мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  являются проведение контрольно- оценочной диагностики, обеспечивающей основанную на единой концептуально-методологической базе оценку  образовательных результатов.

    1.5. Руководство и координацию мероприятий по проведению мониторинга осуществляет министерство образования области с участием муниципальных органов управления образованием.

    1.6.Организационно-технологическое сопровождение мониторинга осуществляет ОГУ «Региональный центр оценки качества образования».

    1.7. Наблюдение за строгим выполнением данного регламента в пунктах проведения мониторинга осуществляет администрация муниципальных органов управления при участии общественных наблюдателей, прошедших соответствующую подготовку. Общественный наблюдатель не может привлекаться для контроля соблюдения Регламента мониторинга в общеобразовательном учреждении, в котором он работает.

     

    II. Организация и проведение мониторинга

    2.1. В 2011 году мониторинговые исследования учебных достижений обучающихся 4 классов  проводятся 26.04.2011 г.  в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории  Саратовской области,  кроме ОУ, прошедших процедуру контрольно-оценочной диагностики на базе ОГУ «РЦОКО» в период с 01.10.2010 г. по 26.04.2011 г., за курс начального образования по учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир.

    2.2. В мониторинге принимают участие обучающиеся  общеобразовательных учреждений области, обучающиеся по очной форме, за исключением обучающихся, находящихся на длительном лечении в больницах, а также обучающихся на дому.

    2.3. Устанавливается продолжительность диагностики (выполнения работ) – 45 минут.

    2.4. Для проведения мониторинга используются контрольные измерительные материалы по соответствующим предметам.

    2.5.  КИМы рецензированы и  апробированы в общеобразовательных учреждениях города Саратова. Содержание КИМов определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта первого поколения начального образования, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

    2.6. РЦОКО обеспечивает муниципальные органы управления образованием необходимым диагностическим материалом для проведения мониторинга (в электронном виде), который в дальнейшем направляется в общеобразовательные учреждения (на бумажном носителе или в электронном виде), и находятся у директора общеобразовательного учреждения, на базе которого организуется мониторинг, до дня проведения мониторинга.

    2.7. Обучающиеся в обязательном порядке должны быть ознакомлены с инструкцией (первая страница КИМов), разработанной в целях успешного выполнения заданий КИМов.

    2.8. Работы  обучающихся (части А, В и С) оцениваются по  баллам, с последующим переводом в отметки по пятибалльной шкале,  для последующего использования в аналитическом отчете.

    2.9. Бланки ответов проверяются в ОУ в течение одного часа сразу после окончании тестирования экспертами, назначенными директором общеобразовательного учреждения.

    2.10. Ключи по предметам для  проверки выдаются директором ОУ экспертам непосредственно перед проверкой в присутствии школьного координатора и общественного наблюдателя.

    2.11. Результаты проверки Части С вносятся в строку служебная отметка на бланке №1 ответов.

     

    III. Деятельность отдельных исполнителей по организации и проведению мониторинга

    3.1. Министерство образования области:

    ·        осуществляет нормативное правовое обеспечение мониторинга в пределах своей компетенции;

    ·        распределяет в пределах своей компетенции функции исполнителей по организации и проведению мониторинга;

    ·        определяет количество муниципальных образований и общеобразовательных учреждений, участвующих в мониторинге;

    ·        определяет список общеобразовательных учреждений, участвующих в мониторинге;

    ·        определяет функции общественных наблюдателей;

    ·        обеспечивает информирование участников образовательного процесса и общественности о работах по подготовке и проведению мониторинга через сайт министерства образования области;

    ·        осуществляет контроль за:

    ·        соблюдением региональных нормативных актов, регламентирующих организацию и проведение мониторинга;

    ·        соблюдением установленного порядка проведения мониторинга.

     

    3.2. Органы местного самоуправления (муниципальные органы управления образованием):

    ·     создают условия и обеспечивают соблюдение процедуры проведения  мониторинга;

    ·     обеспечивают присутствие общественных наблюдателей из числа экспертов, включённых в региональный банк данных профессиональных и общественных экспертов, утверждённый приказом министерства образования области № 1323 от 08.07.2008;

    ·     информируют общеобразовательные учреждения, население муниципального образования о целях и задачах, ходе организации и проведения мониторинга;

    ·     обеспечивают в ходе подготовки и проведения мониторинга взаимодействие с министерством образования области, ОГУ «РЦОКО», общеобразовательными учреждениями, общественными наблюдателями, родителями и обучающимися;

    ·     назначают муниципальных координаторов, ответственных за проведение мониторинга;

    ·     осуществляют сбор сведений, необходимых для представления в региональную базу данных мониторинга (приложения к приказу №2,3,4; формируется одна папка, включающая сведения по ОУ от всего района, приложения № 2,3.1,4);

    ·     обеспечивают доставку материалов  мониторинга в пункты проведения и результатов обработки в ОГУ «РЦОКО» (в электронном виде, одной папкой от муниципалитета);

    ·     совместно с руководителями образовательных учреждений осуществляют подготовку сотрудников, знакомят педагогических работников с технологией и содержанием мониторинга.

     

    3.3. Региональный центр оценки качества образования:

    ·          обеспечивает информационное сопровождение мониторинга;

    ·          разрабатывает проекты инструктивных материалов по проведению мониторинга;

    ·          формирует информационные базы данных регионального уровня для проведения мониторинга;

    ·          обеспечивает участников мониторинга контрольно-измерительными материалами, а также инструктивными и методическими материалами, связанными с его проведением в электронном виде;

    ·          осуществляет взаимодействие с организациями, обеспечивающими  организационно-техническое сопровождение  мониторинга;

    ·          проводит обработку результатов мониторинга (анализ);

    ·          разрабатывает форму и примерное содержание  итогового отчета о результатах проведения мониторинга;

    ·          представляет статистические и аналитические данные результатов мониторинга  в министерство образования области;

    ·          обеспечивает и контролирует надлежащий   порядок передачи, хранения и уничтожения документов и материалов мониторинга;

    ·          обеспечивает соблюдение информационной безопасности при проведении мониторинга.

     

    3.4. Общеобразовательные учреждения:

    ·          создают условия и обеспечивают соблюдение процедуры проведения  мониторинга (Приложения 1, 2,  к данному регламенту);

    ·          назначают школьных координаторов, ответственных за проведение мониторинга  и  за ведение информационных баз данных школьного уровня;

    ·          формируют информационные базы данных общеобразовательного учреждения для проведения мониторинга;

    ·          организуют своевременное ознакомление обучающихся  общеобразовательных учреждений и их родителей (законных представителей) с нормативными правовыми и распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга, с информацией о сроках и месте его проведения;

    ·          проводят подготовку обучающихся к мониторингу, формируют группы обучающихся с разным уровнем подготовленности,  содействуют созданию благоприятного микроклимата среди участников образовательного процесса в период подготовки и проведения мониторинга;

    ·          принимают управленческое решение по результатам мониторинга.

     

    Ответственность за информационную безопасность при работе с информацией ограниченного доступа

     

    Ответственность за информационную безопасность при работе с информацией ограниченного доступа несут:

    1. Руководитель ОГУ «Региональный центр оценки качества образования»;

    2.  Руководитель структурного подразделения органов местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;

    3. Руководитель образовательного учреждения;

    4. Школьный координатор.

     

     

    Приложение №1

     к регламенту проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году

     

    Инструкция для школьного координатора

    по проведению мониторинга в 2011 г.

     

    1  Общие положения.

    Инструкция определяет деятельность школьного координатора по  организации и проведению мониторинга  в соответствии с региональной программой мониторинговых исследований Саратовской области.

    В мониторинге принимают участие обучающиеся 4 классов  общеобразовательных учреждений муниципальных образований области, обучающиеся по очной форме, за исключением обучающихся, находящихся на длительном лечении в больницах, а также обучающихся на дому.

    Подготовку и проведение мониторинга в образовательном учреждении осуществляет школьный координатор, который  назначается приказом директора.

    Школьные координаторы и организаторы мониторинга должны руководствоваться в своей деятельности нормативными правовыми актами, распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга.

    Школьный координатор несет ответственность за соблюдение процедуры мониторинга и соблюдение информационной безопасности при его проведении.

    Мониторинг проводится в общеобразовательном учреждении при соблюдении следующих требований:

    наличие необходимого количества посадочных мест в аудиториях;

    обеспеченность учреждения средствами связи: телефоном, по возможности, факсом и электронной почтой;

    соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности.

    Школьным координатором и организаторами в аудиториях могут быть преподаватели общеобразовательных учреждений, в которых проводится мониторинг, не преподающие в классе, где  проводится  тестирование.

    С целью координации размещения детей по классам и разрешения форс-мажорных ситуаций во время проведения мониторинга необходимо присутствие классного руководителя обучающихся в ОУ. С момента начала мониторинга классный руководитель не имеет права находиться в аудиториях, где проводится мониторинг.

    Во время проведения мониторинга в здании общеобразовательного учреждения кроме участников мониторинга могут находиться:

    -      уполномоченные представители министерства образования, ОГУ «РЦОКО», муниципальных органов управления образованием;

    -      общественные наблюдатели, имеющие аккредитацию муниципальных органов управления образованием. Вход общественных наблюдателей осуществляется по предъявлении паспорта или удостоверения, заверенного  муниципальным органом управления образованием. Дежурные на входе должны зарегистрировать время прихода и ухода общественных наблюдателей в журнале регистрации входящих в общеобразовательное учреждение и сообщить о приходе общественных наблюдателей школьному координатору. Школьный координатор должен распределить общественных наблюдателей по аудиториям и проинструктировать их о правах и обязанностях общественных наблюдателей.

     

    2  Обязанности школьного координатора

     

    Школьный координатор осуществляет сбор информации об аудиторном фонде, участниках мониторинга с помощью программного обеспечения (Приложение № 2 к приказу министерства образования Саратовской области).

     Данные приложения заполняются школьными координаторами и направляются в ОГУ «РЦОКО» по электронной почте в указанные сроки.

    Школьный координатор осуществляет подготовку к проведению мониторинга в общеобразовательном учреждении, проведение мониторинга, сбор и передачу результатов мониторинговых исследований.

    Школьный координатор формируют группы обучающихся с разным уровнем подготовленности для участия в мониторинге, о чем сообщает классным руководителям обучающихся.

    Школьный координатор содействуют созданию благоприятного микроклимата среди участников образовательного процесса в период подготовки и проведения мониторинга.

    За два дня до проведения мониторинга школьный координатор должен ознакомить под подпись организаторов с нормативной правовой базой проведения мониторинга, порядком, инструментарием и методикой проведения мониторинга.

     

    3  Организация и проведение мониторинга

     

    Директор общеобразовательного учреждения по согласованию со школьным координатором назначает приказом организаторов, которые будут проводить мониторинг в классах и экспертов для проверки бланков №1 и 2 (из числа учителей, не преподающих в данном классе).

    В каждую аудиторию назначается один организатор и один резервный организатор на данное ОУ на случай непредвиденных обстоятельств.

    Школьный координатор обеспечивает условия для проведения мониторинга, проверяет готовность аудиторий к проведению мониторинга, присутствие  организатора, наличие обучающихся в соответствии со списками. Информирует участников мониторинга посредством классных руководителей о плане рассадки по аудиториям.

    В случае отсутствия обучающегося классный руководитель выясняет причину и доводит до сведения школьного  координатора.

     

    4  Распределение времени при проведении мониторинга (рекомендация)

    Школьный координатор должен строго соблюдать рекомендованное распределение времени при проведении мониторинга. Начало мониторинга в 10.00. Продолжительность мониторинга - 45 минут. Рекомендовано следующее распределение времени при проведении мониторинга:

     

    Вид работы

    Время

    1.Организационная часть

    8.45

    2.Подготовка аудиторий к проведению мониторинга

    9.00 - 9.30

    3.Распределение участников мониторинга по аудиториям

    9.30 - 9.35

    4.Получение материалов тестирования у школьного координатора.

    9.40

    5. Организационная часть:

    -выдача контрольно-измерительных материалов, бланков ответов участникам мониторинга;

     -ознакомление обучающихся с инструкцией по выполнению заданий.

     

     

     

    9.40-10.00

    6. Начало мониторинга учебных достижений

    10.00

    7. Выполнение заданий

    10.00 -10.45

    8. Завершение мониторинга учебных достижений

    10.45

    9.Формирование пакета материалов организаторами аудитории.

    10.45-10.50

    10.Передача пакетов школьному координатору.

    11.50-11.00

    11. Передача материалов мониторинга для проверки части С экспертам

    11.00 – 12.00

       
       

     

    5  Получение  и хранение материалов мониторинга

     

     20.04.2011 года муниципальные координаторы получают в электронном виде материалы к мониторингу: КИМы по четырём предметам, бланки ответов, ключи для проверки. В течение трёх дней муниципальные координаторы передают необходимую информацию в общеобразовательные учреждения (на бумажных или электронных носителях).

    25.04.2011 школьный координатор укомплектовывает пакет необходимых документов (КИМы, бланки ответов, инструкция для обучающихся) и передаёт на хранение  директору ОУ.

    26.04.2011 года школьный координатор за полтора часа до мониторинга получает у директора общеобразовательного учреждения материалы согласно спискам по аудиториям.

    После получения у директора общеобразовательного учреждения материалов школьный координатор несет полную ответственность за их сохранность. Материалы мониторинга нельзя копировать, до проведения тестирования они хранятся в сейфе.

    Пакет для каждой аудитории, включающий тексты КИМов с инструкцией для обучающихся и  бланки ответов, вскрывается непосредственно в учебной аудитории в присутствии обучающихся и организатора.

    После проведения тестирования все материалы формируются в пакеты по аудиториям (предметам) и передаются школьному координатору для последующей проверки экспертами.

    Школьный координатор передаёт сформированные пакеты бланков ответов по предметам экспертам, размещённым в отдельной аудитории, где будет осуществляться проверка в присутствие общественного наблюдателя. В этой же аудитории директор ОУ вручает экспертам ключи для проверки.

    После проверки результатов мониторинга эксперты передают  бланки ответов с пометкой о проверке в присутствии общественного наблюдателя школьному координатору для заполнения приложения 2 к приказу министерства образования Саратовской области и таблицы по региональной программе.

    Заполненные приложения высылаются в РЦОКО на электронный адрес monitoring-sar@mail.ru.  

     

     

    Приложение  №2

     к регламенту проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году

     

    Инструкция по проведению мониторинга

    для организаторов в аудитории.

    Инструкция определяет деятельность организатора в аудитории по  организации и проведению мониторинга.

    Организаторы мониторинга в аудиториях должны заблаговременно ознакомиться с:

    нормативными правовыми, распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга на территории области в 2011 году;

    инструкцией, определяющей порядок работы организаторов в аудиториях;

    правилами заполнения бланков ответов участниками мониторинга.

    Для обеспечения стандартизации процедуры проведения мониторинга особое внимание следует уделить строгому соблюдению следующих правил:

    1.Организатор, проводящий мониторинг, должен проконтролировать, чтобы каждый ученик занял отведенное ему место и получил бланки. Необходимо отметить отсутствующих обучающихся или покинувших мониторинг по уважительным причинам.

    2. Во время проведения мониторинга организатор должен пользоваться часами для контроля времени, фиксируя время начала и окончания проведения мониторинга на классной доске.

    3. Мониторинг должен проходить строго в соответствии с регламентом по его проведению.

    4. Организаторы в аудитории не должны позволять обучающимся разговаривать во время выполнения тестов.

    5. Особое внимание следует обратить на то, чтобы организатор, проводящий мониторинг, не отвечал на вопросы обучающихся с момента начала выполнения теста. Нельзя сообщать им никакой дополнительной специальной информации, инструктировать их.

     

    В день проведения мониторинга организаторы в аудиториях должны:

    1) за один час до начала мониторинга явиться в место проведения мониторинга;

    2) получить у школьного координатора информацию о распределении по аудиториям, пройти в закрепленные за ними аудитории, проверить их готовность и приступить к выполнению своих обязанностей

    3) встретить участников мониторинга и разместить в указанные аудитории;

    4) получить у школьного координатора пакет, содержащий комплект документации для аудитории:

    ·        бланки ответов участников мониторинга;

    ·        тексты КИМов с инструкцией для обучающихся;

    5) в присутствии участников тестирования вскрыть пакет, содержащий комплект документов аудитории, и проверить наличие всех необходимых документов;

    6) организаторы должны раздать участникам мониторинга КИМы, бланки ответов;

    7) организатор должен сложить бланки ответов участников мониторинга, не явившихся на мониторинг, в одну стопку на стол  организатора в аудитории.

    8) зачитать инструкцию для участников мониторинга;

    9) проверить наличие у обучающихся гелевых ручек с чёрными чернилами;

    10) объявить начало мониторинга, продолжительность и время его окончания и зафиксировать на доске время начала и окончания мониторинга;

    11) следить за порядком в аудитории во время проведения мониторинга;

    12) составить служебную записку в свободной форме на имя школьного координатора, в случае если бланки участника мониторинга оказались с полиграфическим дефектом.

     

    По истечении времени, отведенного на проведение мониторинга, ответственный организатор должен:

    1)                объявить, что мониторинг окончен, при этом его участники должны сложить бланки ответов и КИМы на край стола;

    2)                собрать бланки ответов и КИМы и проверить соответствие;

    3)                разложить в присутствии не менее трех обучающихся в пакет следующие документы:

    ·               КИМы и бланки ответов, которые были выданы участникам мониторинга, явившимся на мониторинг (в разные пакеты, не заклеивать);

    ·               КИМы и бланки ответов участников мониторинга, не явившихся на мониторинг;

    ·               служебные записки о полиграфическом браке в бланках участника мониторинга  (если они составлялись);

    ·               служебные записки о несоответствии фактического количества материалов в комплекте аудитории количеству, указанному в сопроводительном листе пакета (если они составлялись);

    4)                организовать выход участников мониторинга из аудитории;

    5)                после окончания мониторинга передать школьному координатору пакет, содержащий комплект документации, для передачи эксперту на проверку.

     

    Приложение  №3

     к регламенту проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году

     

     

    Инструкция для общественных наблюдателей

     

    Общественный наблюдатель имеет право:

    присутствовать в день проведения мониторинга в общеобразовательном учреждении, в том числе присутствовать в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения мониторинга: во время рассадки обучающихся (процедуры вскрытия пакетов с бланками участников мониторинга, инструктажа обучающихся), заполнения бланков ответов, упаковки и отправки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов в РЦОКО;

    ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение мониторинга; инструктивными материалами по организации и проведению мониторинга.

     

    Общественный наблюдатель обязан:

    ознакомиться с инструкцией, регламентирующей процедуру проведения мониторинга,

    иметь с собой при посещении места проведения мониторинга и предъявлять организаторам удостоверение общественного наблюдателя или документ, удостоверяющий личность;

    при наличии замечаний направить в день проведения мониторинга  в министерство образования Саратовской области  или муниципальный отдел образования письменную информацию о выявленных нарушениях в организации и проведении мониторинга в данном общеобразовательном учреждении;

    соблюдать установленный порядок проведения мониторинга, режим информационной безопасности, требования организаторов.

     

    Общественный наблюдатель не вправе:

    вмешиваться в ход подготовки и проведения мониторинга (рассадки тестируемых), вскрытия пакетов с заданиями, инструктажа, заполнения и сдачи бланков ответов, упаковки и отправки пакетов с заполненными бланками ответов и т.п.);

    входить или выходить из аудитории во время мониторинга;

    оказывать содействие или отвлекать участников мониторинга при заполнении бланков ответов во время тестирования, в том числе задавать вопросы и делать замечания;

    пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото- и видеоаппаратурой.

    Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Вход общественных наблюдателей осуществляется по предъявлении паспорта или  удостоверения об аккредитации, заверенного печатью муниципального органа управления образованием. Дежурные на входе должны зарегистрировать время прихода и ухода общественных наблюдателей в журнале регистрации входящих в общеобразовательное учреждение и сообщить о приходе общественных наблюдателей школьному координатору. Школьный координатор должен распределить общественных наблюдателей по аудиториям и проинструктировать их о правах и обязанностях общественных наблюдателей.

     

     

     

    Приложение  №4

     к регламенту проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году

     

    Инструкция для экспертов, осуществляющих проверку бланка ответа.

     

    Эксперт имеет право:

    ознакомиться с нормативными правовыми актами, регулирующими проведение мониторинга; инструктивными материалами по организации и проведению мониторинга;

    пользоваться ключами, переданными ему директором общеобразовательного учреждения для проверки бланков ответов;

    использовать при необходимости справочную и учебную литературу.

     

    Эксперт обязан:

    ознакомиться с инструкцией, регламентирующей процедуру проведения мониторинга;

    соблюдать установленный порядок проведения мониторинга, режим информационной безопасности, требования школьного координатора;

    внимательно прочитав работу обучающегося проверить и оценить в соответствие с предложенными ключами;

    заполнить по окончании проверки на бланке №1 строку «служебная отметка», внеся баллы за 1 и 2 задание Части С чёрной гелевой ручкой;

    соблюдать строгую конфиденциальность и профессиональную этику по отношению к обучающимся и коллегам.

    делать соответствующие пометки при оценивании работы обучающегося на бланке ответов только красной гелиевой ручкой.

     

    Эксперт не вправе:

    вмешиваться в ход подготовки и проведения мониторинга;

    входить или выходить из аудитории во время мониторинга;

    оказывать содействие или отвлекать участников мониторинга при заполнении бланков ответов во время тестирования, в том числе задавать вопросы и делать замечания;

    вносить исправления или изменения в бланк ответа.

     

     

    Приложение  №5

     к регламенту проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  в 2011 году

     

    Инструкция для обучающегося

     

    Работа, которую вам предстоит выполнить, состоит из 14(15) заданий. На их выполнение отводится 45 мин.

    Бланк ответов заполняется чёрной гелевой ручкой.

    Часть А  (А1-А10) содержит 10 заданий. Они составлены для проверки основных предметных знаний. К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

    Часть В состоит из 2-х или 3-х  заданий (В1, В2, В3). Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий части 1. К  некоторым заданиям этой части должен быть дан ответ, содержащий несколько слов. Впиши их в бланк ответа №1 для части В без пробелов и запятых. Ответ на один вопрос части В занимает одну строку в бланке ответа №1 части В.

    Одни задания покажутся вам более легкими, другие – трудными. Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, вы можете еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

     Задания Части А оцениваются 1 баллом, Части В – 2 баллами.

    Задания третьей части С1 – С2  - самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответов №2. Задания оцениваются 3 баллами.

         Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. По окончанию работы, если останется время, вы можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

         Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его (или оставьте без изменения)  и запишите правильный ответ в дополнительных клеточках, отметив номер исправляемого задания в клеточках перед правильным ответом. Например,

     

    Желаем успехов!

    Козлицкая Ирина Владимировна

    Бланки для внесения ответов на вопросы тестовых заданий

     

    1. Чистый бланк

    2. Бланк - образец заполнения.

    3. Бланк - образец заполения 

     

    Козлицкая Ирина Владимировна

    Специальность: преподавание в начальных классах общеобразовательной школы

    Квалификация: учитель начальных классов

    Должность: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области

    Квалификационная категория: высшая

    Основная задача мониторинга в 4 классе – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.
       В целях реализации региональной программы мониторинговых исследований качества образования, утвержденной приказом Министерства образования Саратовской области от 05.06.2008 года № 1108 ежегодно в апреле проводится мониторинг учащихся 4-х классов за курс начального образования по учебным предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир
     
     
    РЕГЛАМЕНТ проведения мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-х классов  общеобразовательных учреждений Саратовской области  
    Бланк ответов мониторинга 4 кл
    Инструкция ученику
     
    Демо версии
    Список книг для подготовки к итоговому мониторингу по литературному чтению
     
    КИМы для проведения мониторинга (прошлых лет)
    Варианты русский язык
     
    Стартовые предметные проверочные работы в 4 классе
     
     
    Стартовая проверочная работа, 
    направленная на оценку метапредметных образовательных результатов 
    выпускников начальной школы
     
     

     

    Дорогие ребята!

    Вам предстоит написать тесты (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру). Выполнять задания можно в любом порядке, постарайтесь сделать правильно как можно больше. Все задания оцениваются одинаково.

    При выполнении заданий можно использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарями.

    Приступая к работе, будьте внимательны, не торопитесь. Когда выполните задание, укажите ответ сначала на листе с заданиями (показывает лист с заданиями), а затем перенесите его в бланк ответов (показывает бланк). Вы можете переносить ответ в бланк после выполнения каждого задания, а можете сделать все задания и потом сразу перенести все свои ответы в бланк.

    Обязательно проверьте в конце работы, что вы перенесли все ответы в бланк!

    К некоторым заданиям даны четыре варианта ответа, из которых вам нужно будет выбрать один верный ответ. Обведите кружком номер правильного ответа.

    В других заданиях после условия нужно записать ответ.

    Как исправить ответы в бланке

    Если вы ошиблись при записи ответа в бланк, не исправляйте ошибку – ничего не зачеркивайте, не стирайте ластиком и не замазывайте корректирующей жидкостью. Найдите в бланке слова «Замена ошибочных ответов». Под ними – две колонки.

    Левая колонка – для исправлений в заданиях с выбором ответа. Впишите номер задания, а затем поставьте метку в квадратик с номером правильного ответа.

    Правая колонка – для исправлений в заданиях с записью ответа. Впишите номер задания, а затем сам ответ, начиная с третьей ячейки.

    Желаем успехов!!!

     

     

    Тесты по русскому языку

     

    Часть 1

     

     

    1

    В каком слове букв больше, чем звуков?

     

    1)

    парта

    2)

    Юра

     

    3)

    коньки

    4)

    букет

     

     

     

    2

    Укажи пару слов, в которой слова состоят из одинаковых

     

    звуков.

     

    1)

    мышь – тишь

    2)

    мыло – Мила

     

    3)

    луг - лук

    4)

    софа - сова

     

     

     

    3

    Укажи слово с ударением на первом слоге.

     

    1)

    щавель

    2)

    цемент

     

    3)

    свекла

    4)

    начать

     

     

     

    4

    В каком слове отсутствует приставка?

     

    1)

    скала

    2)

    съехать

     

    3)

    сходка

    4)

    сварка

     

     

     

    5

    Какое слово не является однокоренным к слову холод.

     

    1)

    холодный

    2)

    холодно

     

    3)

    холодильник

    4)

    холода

     

     

     

    6

    При написании какого слова нужно использовать правило: «Безударную гласную в корне проверяй ударением».

     

     

    1)

    з_морозить

     

    2)

    м_розный

     

    3)

    х_трец

     

    4)

    сад_к

     

     

     

    7

    Укажи слово, в котором пропущена буква з.

     

    1)

    _делать

    2)

    приве_

     

    3)

    ру_кий

    4)

    поло_ка

     

     

     

    8

    Укажи слово с предлогом.

     

    1)

    (по)други

     

    2)

    (по)ехали

     

    3)

    (по)берегу

     

    4)

    (по )бережъе

     

     

     

    9

    В каком слове пропущен мягкий знак (ь)?

     

    1)

    скрипач_

    2)

    доч_ка

     

    3)

    с_ехал

    4)

    помощ_

    10

    В каком варианте в выделенном слове пропущена буква и?

     

    1)

    подготовка к осен_

    2)

    прочитал в книг_

     

    3)

    бегал по лужайк _

    4)

    сидел на диван_

     

     

     

    11

    В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска пишется е?

     

    1)

    за дальн_м озером

    2)

    в син_м море

     

    3)

    весен_м теплом

    4)

    от горьк_х слёз

     

     

     

    12

    Укажи вариант, в котором верно указаны главные члены

     

    предложения.

     

    Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.

     

    1)

    выглянуло солнышко

     

    2)

    солнышко выглянуло и покатилось

     

    3)

    покатилось по небу

     

    4)

    по синему небу

     

     

     

     

    Часть 2

     

     

     

    13

    Запиши проверочное слово для пропущенного написания в

     

    слове счас_ливый.

     

    Ответ:

     

     

     

    14

    Запиши цифры, на месте которых должны стоять запятые в

     

    предложении.

     

    Сучья(l) ломались(2) скрипели(З) трещали.

     

    Ответ:

     

     

     

     

    Часть 3*

     

     

    15

    В каком порядке должны следовать предложения,

     

    обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?

     

     

     

    А

    Осенью упало с неё яблоко.

     

    Б

    Росла в саду яблоня.

     

    В

    Птицы склевали это яблоко, и только зернышко

     

     

    спряталось в землю.

     

    Г

    А через пять лет выросли на новой яблоньке румяные

     

     

    яблоки.

     

    Д

    Весной из зернышка выросло маленькое деревце.

     

     

     

     

    Ответ:

           

     

     

     

     

    Часть А.

     

    Часть А содержит 10 заданий (А1-А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа нужно отметить крестиком в бланке ответов №1.

     

    А1. Отметьте слово, в котором все согласные мягкие.

     

    1) тишь                       2) лихач                         3) щавель                             4) принялась

     

    А2. Значение «горящая куча дров, хвороста, сучьев» имеет слово

     

    1)      огонь                     2) костер                          3) поленья                         4) пожар

     

    А3. Укажите слово, в котором есть суффикс – ушк-.

     

    1) пушка                      2) избушка                    3) ушко                         4) сушка

     

    А4. В каком ряду во всех словах  в корне слова нужно писать букву б?

     

    1) шлю…ка, голу…ка, сы…ь                               3) погре…, изги…, гре…цы

    2) скле…, хле…, сугро…                                       4) ро…кая, ша…ка, зу…ки

     

    А5. Склонение существительного верно определено у слова

     

    1)      мышь-2 склонение                                     3) Валера- 1 склонение

    2)      борщ-3 склонение                                      4) портфель-3 склонение

     

    А6. Выбери ряд слов, во всех словах которого на конце пишется мягкий знак

     

    1) экипаж…, вещ…                                                  3) сыч…, смерч…

    2) брош…, молодеж…                                             4) глуш…, мятеж…

     

    А7. Прилагательное   в  предложении   В прозрачном воздухе красиво сверкал иней на  

          ветвях берез и елей.  употреблено в форме

     

    1) мужского рода                                                3) среднего рода

    2) женского рода                                                4) множественного числа

     

    А8. Выберите верное утверждение.

    1)      Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы 

         ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

    2)  Глагол в прошедшем времени по лицам изменяется.

    3)  Глагол в прошедшем времени по лицам не изменяется.

    4)  Глаголы всегда изменяются по родам.

     

    А9. Укажите побудительное предложение (знаки препинания не расставлены)

    1)      Моховые болота усыпаны  румяной клюквой

    2)      Загляни в лес

    3)      Какая погода будет завтра

    4)      Как хорошо в парке

     

     

    А10. Выбери предложение, где есть ошибки в расстановке знаков препинания.

     

    1) Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

    2) Журавль высоко летает, но реки не покидает.

    3) На макушку ели присела сорока, повертелась, помахала хвостом.

    4) В лесу ребята собирали грибы ягоды орехи.

     

    Часть В.

     

    Часть В состоит из 2-х заданий (В 1 – В 2). К  некоторым заданиям этой части должен быть дан ответ, содержащий несколько слов. Впиши их в бланк ответа №1 для части В без пробелов и запятых. Ответ на один вопрос части В занимает одну строку в бланке ответа №1 части В.

     

    В1. Подбери в каждой строчке подходящее по смыслу слово с шипящим на конце и 

           впиши эти слова в одну строку бланка ответа №1 для части В без пробелов и    

           запятых.

     

           Житель Москвы-….

           Бабушка будет…пироги.

     

    В2. Распределите слова на группы в зависимости от состава слова.

          Изгиб, чистое, заиграли, веселый, закат, травяной, отвар, срезали, подтащила, храбрая.

     

          1) приставка, корень

    2) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

    3) корень, окончание

     

    Какое слово не вошло ни в одну из групп? Запишите его в бланк ответа №1 для части В.

     

    Часть С.

     

    В части С содержится два задания (С 1 – С 2), на которые нужно дать развёрнутый ответ и записать его в бланке ответа  №2 (на отдельном листочке в линию).

     

    С1. Со словами лай, рой составь по два предложения. Укажи, какими частями речи      

           являются  данные слова в этих предложениях.

     

    С2. Один ученик написал предложения с ошибками. Перепиши текст, исправив ошибки.

     

           Мой молютка дремлет слатко в колыбеле. На фасоле и на капусти поивились вридители. К ноче дожть перестал.

     

     

    Тесты по литературе

     

    ЧАСТЬ А.

    Часть А содержит 10 заданий (А1- А10). Они составлены для проверки основных предметных знаний. К каждому заданию дано 4 варианта ответа, из которых надо выбрать один правильный и вписать в бланк ответа №1.

     

    А1. Определи, к какому жанру относится произведение, из которого взяты эти строки.

         Из далека - далеча чиста поля,

         Выезжал старый казак да Илья Муромец.

    1)      Рассказ.                   2) Сказка.                  3) Былина.                   4) Басня.

     

    А2. Продолжи определение. Сказка- это… .

    1) Русская народная эпическая песня о богатырях.

    2) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.

    3) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

    4) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и

        событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

     

    А3. Продолжи название произведения. Сказка Ш.Перро «Красная …»

    1)      Сумочка.              2) Шапочка.                    3) Кофточка.                   4) Ленточка. 

     

    А4. Узнай героя произведения А.С. Пушкина. Этот герой обращался с просьбой о помощи

          к солнцу, месяцу, ветру.

    1)     Царь Салтан.        2) Царь Дадон.            3) Королевич Елисей.   4) Князь Гвидон. 

     

    А5. Кому из персонажей басен И.А.Крылова принадлежат эти слова?

           « Не оставь меня, кум милой!

             Дай ты мне собраться с силой

             И до вешних только дней

             Прокорми и обогрей!»

    1)   Лисице.                 2) Стрекозе.              3) Муравью.                    4) Мартышке.

     

    А6. Кто из перечисленных авторов является поэтом.

    1)   Б.Житков.             2) В.Бианки.                     3) Л.Кассиль.                      4) Н.Некрасов

     

    А7. Назови поэта, написавшего следующие строки:

           Лес, точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный,

           Весёлой пёстрою стеной

           Стоит над светлою поляной.

    1)     А.Фет.                    2) М.Лермонтов.               3) Ф.Тютчев.                 4) И.Бунин.

     

    А8. Назови автора, который написал «Денискины рассказы».

    1)     В. Драгунский.     2) Е.Чарушин.               3) А.Гайдар.                  4) Н.Носов.

     

    А9. Восстанови пословицу.

           Чтение – вот лучшее…

    1)      развлечение           2) учение                      3) мышление               4) обучение

     

    А10. Среди перечисленных словосочетаний найди фразеологический оборот.

    1)   Русский язык.      2) Язык проглотить.           3) Язык птиц.                4) Иностранный язык

     

    ЧАСТЬ В.

    Часть В состоит из 2-х заданий (В1- В2). Их выполнение потребует от вас больших усилий, чем выполнение заданий части А. К заданиям этой части вами должен быть дан краткий  ответ. Если ответ на задание содержит два слова, то вписываете их в бланк ответа №1 без пробелов и запятых, инициалы авторов не вписываются.

     

    В1. Прочитай отрывок из стихотворения. Подбери рифму.

            Заколдован невидимкой,

            Дремлет лес под сказку сна,

            Словно белою косынкой

            Подвязалася ….

     

      В2.  Выпиши четвёртое лишнее.

         «Кот в сапогах», «Золушка», «Морозко», «Спящая красавица».

     

    ЧАСТЬ С.

     

     В части С содержится два задания (С1- С2), выполнение которых вас, несомненно, заинтересует. Ответ на творческие задания надо дать в виде краткого пояснения в бланке ответа №2.

     

    С1. Прочитай сказку. Докажи, что это текст. Назови основные признаки текста.

     

         Однажды бедняк проходил мимо харчевни. Видит, сковородка стоит на углях, а от неё во все стороны идёт аромат еды. Присел он на корточки перед сковородкой, достал из сумы кусок сухого хлеба и стал держать его над паром. Когда хлеб достаточно увлажнился, бедняк начал его есть.

         Хозяин харчевни дождался окончания трапезы, схватил бедняка за ворот и стал требовать плату за кушанье. Тот отказался платить. За это трактирщик потащил бедняка к судье.

          В то время в городе был судьёй Ходжа Насреддин. Он внимательно выслушал обе стороны, подозвал к себе недовольного хозяина харчевни и приказал ему наклониться. Достал из кошелька горсть монет и со словами «Получай!» стал трясти ими у трактирщика перед ухом.

          Хозяин харчевни изумлённо произнёс:

    - Что это значит?

    Ходжа Насреддин ему ответил:

    - Вот моё решение – кто продаёт пар от кушанья, тот получает звон от монет.                              

     

     

    С2. Какую пословицу скажут вам, если вы быстро и хорошо сможете починить утюг, стул?

     

     

    Тесты по математике

     

    Часть А.

    Часть А содержит 10 заданий (А1-А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1

     

    А1.   В числе 36890 цифрой 6 обозначено количество

           1)  тысяч                        2)  единиц                       3)  сотен                     4)  десятков

     

     

    А2.  Если число 28644  увеличить на 18258,  то получится     

            1) 36902                         2)  47002                        3) 46902                       4) 46912

     

     

    А3.   Чему равно произведение чисел 460 и 38?

    1)      17480                        2) 14168                         3) 506                           4) 1748 

     

     

    А4.  Если число   83405   увеличить на   3806, то получится     

    1)      87211                        2)  87301                         3) 89405                      4) 86211      

         

     

     А5.  Чему равно частное чисел  75600 и 900?
            1)  74                               2) 840                             3) 714                           4) 84

     

    А6.  Найди решение уравнения, если уменьшаемое   360,    вычитаемое неизвестно,  а         разность    равна 240.

    1)      Х=600                         2)  Х=240                       3) Х=20                        4) Х=120 

     

     

    А7.  Как правильно выразить     51т 3ц в килограммах?

    1)       513 кг                        2) 513000 кг                 3) 5130 кг                     4) 51300 кг

     

     

    А8.    Вычисли: 684 т + 4300 кг =

    1)      11 т 400 кг                 2) 727 т                        3) 4 т 984 кг                 4) 688 т 300 кг

     

     

     А9.  Найди площадь квадрата, периметр которого   32см:

              1) 64кв.см                      2)  48кв.см                    3)  40кв.см                   4) 56кв.см

     

     

    А10. На клумбе расцвели астры и 15 роз. Астр расцвело в  4 раза больше, чем роз.   

             Сколько всего цветов расцвело на клумбе?

              1) 60                                   2) 75                            3) 55                              4) 19

     

                                                         

     

    Часть В.

     

    Часть В состоит из 2-х заданий (В 1 – В 2), к  некоторым заданиям этой части должен быть дан ответ, содержащий несколько слов. Впиши их в бланк ответа №1 для части В без пробелов и запятых. Ответ на один вопрос части В занимает одну строку в бланке ответа №1 части В.

     

    В1. Юра, Олег, Игорь и Дима украшали елку: один вешал орехи, а трое – конфеты. Олег и

          Игорь, Игорь и Дима вешали разное. Что вешал Юра?

     

     

    В2. На доске записали слова цветными мелками:            каземат

                                                                                         баллон            палата

           Красное слово левее желтого и ниже розового. В бланке ответов №1 запиши цвет слова     палата?

     

    Часть С.

     

    В части С содержится два задания (С 1 – С 2), к первому заданию необходимо сделать чертеж и решить задачу, ко второму заданию нужно дать развёрнутый ответ. Ответы записать  в бланке ответа  №2.

     

    С1. Дед Мороз и Снегурочка раздали  детям 36 подарков. Снегурочка раздала на 8 подарков    меньше, чем Дед Мороз. Сколько подарков раздал Дед Мороз?

     

    С2. Саша, Юра, Дима, Коля, Миша играли между собой в шахматы. Каждый сыграл по 4 партии. Запиши все сыгранные партии.

     

     

     

     

    Тесты по окружающему миру

     

     Часть А.

    Часть А содержит 10 заданий (А1-А10). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1

     

    А 1. Что такое окружающий мир?

    1.        Это все предметы, люди вокруг нас и всё, что с ними происходит.

    2.        Это окружающие нас растения, животные и люди.

    3.        Это окружающие нас дома, машины, дороги, игрушки, книги.

    4.        Это окружающие нас люди, растения, книги, посуда, мебель.

    А 2. Объясните, что значит предсказать погоду

    1.        Предположить состояние погоды на будущее.

    2.        Рассказать о сегодняшней погоде другим людям.

    3.        Слушать прогнозы погоды по радио и телевидению.

    4.        Спросить у взрослых о погоде на будущее.

    А 3. Почему около шоссейных и железных дорог нельзя собирать грибы?

    1.    Эти грибы могут впитать яды, которые выделяет      проходящий    транспорт.

    2.    Можно испортить пейзаж около дороги.

    3.    Эти грибы менее вкусные, чем лесные.

         4.    Эти грибы очень пыльные и грязные.

    А 4.   Почему весной и осенью опасно ходить по льду водоёмов?

           1.    Можно встретить опасных людей.

           2.    Поругают родители и учителя.

           3.    Лёд непрочный, легко ломается.

           4.    Служба спасения оштрафует.

    А 5. Поясните, почему надо сохранять правильную осанку.

    1.        Этого требует учитель в школе и родители дома.

    2.        Такой совет дал врач в поликлинике.

    3.        Правильная осанка сохраняет наше здоровье, делает человека стройным и красивым.

         4.    Об этом постоянно говорят в рекламе.

    А6. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Укажите, что необходимо сделать, чтобы не допустить этого.   

    1.        Отказаться от любого физического труда;

    2.        Чередовать труд и отдых или разные виды труда;

    3.        Не заниматься спортом, не делать зарядку;

    4.        Принимать специальные лекарства.

    А 7. Почему природа считается одним из важнейших условий существования человека?

    1.    Природа повсюду окружает человека.

         2.    Природа создаёт для человека и вокруг него красоту.

    3.    Природа укрывает человека от врагов.

    4.    Природа даёт человеку всё необходимое для жизни.

    А 8.  Какой символ изображён на государственном гербе России?

           1.    Три стерлядки.

           2.    Медведь, вставший на задние лапы.

           3.    Каменный цветок, в обрамлении виноградных лист.

           4.    Двуглавый орёл с тремя коронами.

               А 9. Прочитайте текст.

                «Готовясь к битве, Александр Невский собрал народное ополчение со всей Руси. Он хорошо знал тактику (правила боя) немецких рыцарей: закованные в броню, они выстраивались клином («свиньёй», как называли его на Руси) и этим клином рассекали войско противника в центре, чтобы потом громить его по частям. Поэтому главные свои силы Александр Ярославович поставил не в центре, а на флангах (по бокам). И это решило исход сражения».

          Определите, к какому историческому событию относится описание в тексте.

         1.  Бородинская битва.                                  3. Куликовская битва.

         2. Ледовое побоище.                                     4. Сталинградская битва.

    А10. Отметь  главную достопримечательность нашего города, его визитную карточку.

                        1.   ФОК «Звёздный»

                        2.   Река Волга

                        3.   Здание Консерватории

                      4.   Ледовый дворец спорта

     

    Часть В.

    Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа, которые вы впишите в бланк ответа №1 без пробелов и запятых, каждая буква в отдельной клеточке.

     

    В1.  Впиши в бланк ответа недостающую часть определения

           Твёрдая оболочка Земли                                  ………………

           Воздушная оболочка Земли                             атмосфера

           Водная оболочка Земли                                   гидросфера

     

    В 2.   Прочти текст, какая природная зона описана?

                         Поскрипывания, потрескивания, шорохи, вздохи… Крепким носом где-то стучит по стволу дятел. Пробежала, помахивая пушистым хвостом, лиса. Далеко в чаще слышен треск и шум. Уж не медведь ли бродит?

     

    В 3. Определите название дерева по его описанию

     Это дерево любит расти по берегам рек. Тихо склоняет оно свои длинные тонкие ветви с узкими листочками к воде, как будто плачет. Это особая разновидность дерева. Такое дерево так и называют – плакучая …

     

     

            Часть С.

    Задания С1–С2-самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.

     

    С1.  Перечисли все  материки, находящиеся в Восточном полушарии Земли и укажи наиболее густонаселённый из них.

     

    С2. Определи, какие формы поверхности изображены на рисунке. Дай советы, как вести себя человеку в таких местах.