кружковая деятельность "Бисероплетение"

Проектная деятельность «Бисероплетение как бисеротерапия». 

       Актуальность. В.А.Сухомлинский отмечал, что «Источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в детской руке, чем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Бисероплетение, как вид декоративно прикладного искусства формирует художественный вкус, создает эстетически полноценную среду, терапевтически воздействует на эмоционально –психологическое благополучие ребенка, определяет творческий потенциал личности, позволяет выявлять, поддерживать и развивать способности детей.

Таким образом возникла потребность в определении и теоретическом обосновании изучить бисероплетение, как бисеротерапию, успешную релаксацию для детей дошкольного возраста, создание условий для познавательного, личностного развития детей, творческой самореализации.

Цель: эффективность бисеротерапии – как условие успешной релдоуаксации и успешного самовыражения и творческой самореализации, развитие у старших дошкольников художественно-познавательных способностей, ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения.

Задачи: создание условий бисероплетения в процессе художественно-познавательного творчества. Развить у ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения бисероплетения художественно-познавательные, ценностные и технические компетенции. Изучить эффективность бисероплетения, как бисеротерапия, в самовыражении детей к социуму.

База проектной деятельности: старшая группа «Земляничка», МБДОУ детский сад №91 (присмотра и оздоровления), г. Якутск, Республика Саха (Якутия).

Формы реализации проекта: Беседы об искусстве бисероплетения, беседы-диалоги о значении пословиц о труде, индивидуальная и групповая работа, экскурсия, дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, наблюдения, игры-задания, выставки.

Ожидаемый результат: воспитывать новый образ человека труда, который обладал бы такими качествами, как хозяйственность, экономичность, умение подходить к работе творчески и владеть навыками организации трудового процесса. Такой образ человека ассоциируется с креативной личеостью, которая постоянно находится в творческом поиске. Связанном с обоснованием идеи и её конструктивной разработкой.

Какие возможности дает ребенку занятие бисероплетением? Бисероплетение формирует художественный вкус. Создает эстетическую среду. Развивает мелкую моторику пальцев, глазомер. Развивает восприятие признаков материала разными органами чувств, осваивать величину, ширину предмета, способствует развитию сенсорики, согласованности при работе глаз и рук. Позволяет выявлять, поддерживать развивать способности детей. Формирует комбинаторные способности. Помогает приобрести ручную умелость. Доставляет чувство удовольствия, радость творческого труда. Предоставляет возможность самоутверждения: «Я умею это делать!». Позволяет приобрести успех, уверенность в своих возможностях и способностях. Увеличивает работу правого (творческого) полушария головного мозга. Активизирует творческое мышление: растут скорость, гибкость, оригинальность мышления. Вызывает желание фантазировать. Воздействует эмоциональную сферу. Снижает тревожность у застенчивых, агрессивных детей и детей с проблемами в развитии. Позволяет легче адаптироваться к психотравмирующим ситуациям. Повышает самостоятельность ребенка. Выстраивает доверительные отношения в совместной деятельности. Зарождает первоначальное стремление к предпринимательской деятельности.

Подготовительный этап – «Знакомство с бисером»

История бисероплетения.

Знакомство с материалами и с инструментами.

Выставка работ из бисера.

Выставка журналов, книг о бисере, бисероплетении.

Виртуальная выставка: «Украшения из бисера якутских мастериц».

Виртуальный музей: «Ювелирное искусство народа саха»

Практический этап – Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Часть 1. Техника «Плетение»

Не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить или проволоку.

- Нанизывание на одну нить – колечко, браслетики, ожерелье, подвески, объемные цветы, панно.

- Пупырышки –фенечки.

- Петли – бахрома для подушек маленьких кукол.

- Выставка работ.

Часть 2. Техника «Вышивание».

Основой для вышивания бисером служит любая ткань. Если вся поверность расшивается бисером, то обычно применяется холст. Нити для вышивания берут плотные и ровные.

- Обереги.

- Сумочки.

- Выставка работ.

Шаг 3. «Ремесло – золотой кормилец»

Выставка поделок, работ.

Участие в городских, республиканских конкурсах.

Заключение.

Особый, завораживающий секрет плетения бисером заключается в наглядности перехода от хаоса и упорядоченности, от раздробленности к целостности, от невзрачности к красоте.

Возможности бисероплетения ограничиваются используемыми в нем техническими приемами, но в то же время они практически беспредельны благодаря варьированию и умелому сочетанию этих приемов. Бисероплетение как бисеротерапия неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения. Бисероплетение выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных и негативных.

Бисероплетение развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих физических функций. Занимаясь бисероплетением, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях. Занятие бисероплетением снимают психическое напряжение, стрессовые состояния.

Методическая копилка «Игры с бусинками».

«Улитка» бумага в клетку, бусинка. Взять крупную бусинку. Это муха. Положить ее в любую клеточку бумаги. Задание на ориентировку по плоскости. Например: «2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка диагонально вправо вверх и т.д.»

«Гусеница». Тонкая проволока, крупного и среднего размера разноцветный бисер. Нанизывать из определенного количества бисера гусеницу.

«Лягушка». Листок в клетку, крупные, средние зеленые разной формы бисер. На бумаге рисуется поле для игры. На любую клеточку поля ставится зеленая бусинка – лягушка. Лягушка прыгает только на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Количество прыжков в пути до болота может быть любым. Игроки соревнуются, по очереди придумывая как можно больше путей, как лягушке добраться до болота может быть любым. За ход игрока придумывается один путь. Побеждает тот игрок кто придумает больше путей для лягушки.

«Изобретатели». Тонкая проволока, цветной бисер. Нанизывают как можно много бисера на проволоке и из полученного придумывают плоский предмет обихода. Спросить у ребенка, как он называется, для чего используется и т.д. можно провести конкурс на лучшее «изобретение»

«Волшебный бисер». Цветной разноцветный бисер. Ребенок составляет из бисера фигуры на любую тему. Это может быть: новогодняя елка, снеговик, волшебное дерево, цветик-семицветик и т.д.

«Ковер-самолет». Цветная бумага или картон, крупные бисеры разных цветов. Кладется несколько «ковров-самолетов»: листов цветной бумаги. Они готовы для того чтобы принять на борт пассажиров: бисер соответствующего цвета. Цвет пассажиров должен совпадать с цветом ковра-самолета. Ребенок рассаживает пассажиров по коврам самолетам.

«Три орешка для Золушки». Банка с разноцветным бисером. 3 пустых коробочек из-под йогурта. На время дети должны сортировать бисер по цвету.

«Бисеринки». Парные бисеры (у каждого должна быть пара – на второй точно такой же бисер». Разложить перед детьми в произвольном порядке на листе бумаги. Ребенок должен будет повторить узор с помощью своего набора на своем листе.

«Болото». Разложите крупные плоские бисеры на столе. Стол это болото, а бисер это кочки, по которым можно будет передвигаться. Превратите пальчики ребенка в «лягушку». Пусть он «прыгает» с одной кочки на другую разными пальцами (то большим, то средним, то правой, то левой руки), перебираясь с одного берега на другой. Чтобы «приземлиться» на кочку, пальчик должен немного присесть. Теперь превратите указательный и средний пальцы ребенка в «цаплю». Пусть он перейдет болото, перешагивая с кочки на кочку (бисер относительно должен лежать недалеко друг от друга, чтобы ребенок мог свободно шагать по ним). Шагать можно то правой, то левой рукой, менять пару пальцев (большим и указательным, большим и мизинцем, средним и безымянным и т.д.) подбирать такую поверхность, чтобы бисер не скользил по ней. При необходимости постелите полотенце или скатерть.

«Собери бисер». Устраивается соревнование: кто быстрее соберет бисер (по одному) правой, затем левой рукой.

«Бусы» задача ребенка пересчитать количество бусинок в бусах, перебираем их по ниточке. Чтобы заинтересовать детей заданием, спросить у них, как они думают, сколько бусинок в бусах. Сами тоже сделайте предположение. Затем пересчитывать бусинки и проверить кто ближе к правильному ответу.

«Бисерные горсти». Проводится соревнование, кто соберет больше горошин в кулачок. Бисер нужно собирать только одной рукой. Когда дети освоят собирание бисера своей ведущей рукой, можно пробовать собирать   неведущей рукой. Очень полезно также выполнять это задание обеими руками одновременно.

«Бусинки». Шнурок, бусины с большим отверстием. Проводится соревнование, кто больше сможет нанизать на шнурок бусин