Кружок "Юный химик"

Кружок "Юный химик"

Раздумья - Поиски - Находки

Кружок "Юный химик" начал свою деятельность 2012году в "Лицее №131" г.Казани. Участники кружка учащиеся 7-11 классов. Углубленное изучение курса химии с использованием аудиовизуальных и интерактивных средств обучения направлено на развитие у учащихся теоретических и практических навыков. При изучении данного курса все разделы школьной программы по химии представлены в более широком спектре, приближенные к программам вступительных экзаменов в ВУЗы и заданиям централизованного ЕГЭ. Теоретическую часть курса учащиеся осваивают через лекцию, объяснение учителя, самостоятельную работу с мультимедийными программами, видеофильмы. Практические навыки отрабатываются при самостоятельном выполнении заданий, тестов, решении задач в письменном и электронном виде, создании презентаций с элементами программирования. Химический эксперимент учащиеся могут выполнять с использованием мультимедиа программ. Освоение курса "Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ" базируется на знаниях предметов естественно-математического цикла и владении основами компьютерной технологии. В процессе обучения учащиеся приобретают прочные знания по предмету, отрабатывают методику решения задач различными способами, закрепляют трудные темы из курса неорганической и органической химии, овладевают техникой химического эксперимента и работой с мультимедийными программами на компьютере. Все эти формы работы способствуют повышению интеллектуального уровня учащихся, формируют развитие его творческой мыслительной деятельности, помогают в подготовке к олимпиадам, к ЕГЭ и вступительным экзаменам по химии в ВУЗ. Информационный ресурс является сопровождающим элементов в углубленном изучении химии при решении задач, создании проектов, презентаций.формирование у учащихся химического мышления на основе метапредметных связей, развитие логического интеллекта через решение сложных заданий с использованием информационно-вычислительной техники. Задачи программы: • Обучающие: ознакомить учащихся с основными законами, принципами, категориями используемые в курсе химии; обучить школьников работе с научно-популярной литературой, электронными пособиями, сайтами; • Развивающие: сформировать основы экспериментальной деятельности школьников; развивать научно- поисковые способности учащихся, через решение сложных заданий, лабораторный практикум; • Воспитывающие: целеустремленность в освоении курса химии, творческий подход в решении теоретических и практических задач; бережное отношение к окружающим предметам, среде, через четкое соблюдение правил техники безопасности.

Новости

Сафонова Эльфия Рустямовна

С 3.02-08.02.2017 в Москве МГУ проходит Международный химический турнир, тема "Химия и время". Ученик кружка Руслан Котляров участник МХТ. Желаем ему победы.

Преемственность - один из принципов обучения, используем на кружке "Юный химик". Старшеклассники проводят занятия с вновь вступившими в кружок: решение заданий из олимпиад разного уровня. В социальных сетях Вконтакте создано сообщество "Начальная химия", администратором является ученик 11 класса, выкладываются пробные задания для подготовки к контрольным работам, к экзаменам, задачи повышенного уровня, схемы, таблицы.

 Эльфия Рустямовна Сафонова руководитель химического кружка "Юный химик"



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №131» Вахитовского района г. Казани III городская научно-практическая конференция «Дни науки» Секция химия Исследовательская работа «Исследование и сравнение химического состава различных сортов чая» Выполнила: ученица 8 Г класса МАОУ «Лицей №131» Хомич Дарья Руководитель: Сафонова Эльфия Рустямовна учитель химии МАОУ «Лицей №131» Вахитовского района г. Казани 2016 г. 

Введение. Актуальность выбранной темы. Я выбрала эту тему, потому что чай является одним из самых популярных напитков мира. Но пьем ли мы чай правильно? Знаем ли мы какую пользу приносит чай? Не каждый может ответить на эти вопросы утвердительно. Над этими вопросами большинство людей вообще не задумываются, а между тем они не такие уж и праздные. Чай - нужный для человека пищевой продукт, чтобы его потребление приносило максимум пользы нужно, чтобы оно основывалось на знаниях, на современном научном представлении о чае.Я выбрала эту тему, чтобы узнать больше о свойствах, качестве, составе и способах приготовления чая и посмотреть на чай с химической точки зрения. Цель: исследовать состав и свойства различных сортов чая и сравнить их по содержанию основных компонентов. Научиться правильно выбирать данный продукт. Задачи: - Изучить историю возникновения чая, его появление в России и Европе. - Изучить литературу, касающуюся химического состава различных сортов чая. - Узнать какие сорта чая предпочитают употреблять учащиеся МАОУ «Лицея № 131» - Проанализировать состав популярных сортов чая. - Изучить методику выделения компонентов чая. Сравнить виды чая по составу. - Сопоставить результаты исследований с покупательским спросом. - Дать рекомендации по выбору сортов чая. Объект исследования: черный и зеленый чай, представленный в торговой сети города Казани. Предмет исследования: состав чая. Методы исследования: поисковый ( сбор информации по теме); анкетирование; лабораторное исследование; анализ и систематизация собранной информации. Гипотеза: В школьной лаборатории можно выделить компоненты чая и провести опыты с ними. II. Теоретическая часть. История возникновения чая. Существует несколько легенд о возникновении чая. Подробнее остановимся на двух из них. По первой версии это случилось 4700 лет тому назад. Китайский император Ши Нун объезжая свои владения остановился на привал. Так получилось что несколько листочков попали в котел с кипящей водой. Император пригубил этот отвар и ощутил прилив сил. Так по первой легенде были открыты удивительные свойства чая. Вторая легенда гласит, что чай вырос из век буддийского монаха, который отрезал их себе в наказание за сон на молитве. Так китайцы узнали о чае. Однако их соседи, Корея и Япония, узнали о нём в начале 800-х годов. В Европу восточный напиток попал в эпоху бурного освоения новых земель (1600 год). А в России о чае впервые узнали в 1638 году, когда русский посол в Монголии Василий Старков получил в дар от Алтын-хана 4 пуда чёрного чая и привёз его к Московскому двору. Напиток понравился, и его стали завозить из Китая. В сравнении с Европой в нашей стране напиток приняли быстрее (через 10 лет после первой пробы чая, а Европе это длилось несколько столетий). Химический состав чая. В научной литературе существует много версий химического состава чая. Наиболее точная версия представлена в таблице №1. Таблица №1 Тип соединений Черный чай Зеленый чай Катехины (антиоксиданты) 9% 30% Теофлавоны (придают цвет чаю) 4% 0% Алкалоиды (кофеин) 1,5 – 4% 2 – 3% аминокислоты 17 кислот 17 кислот + теанин (антиканцерогенное вещество, снижает давление) сахара Большее содержание витамины Большее количество витамина С, Е. В чайном листе содержится воды 72-82%, сухих веществ — 18—28%. В состав сухих веществ листьев чайного растения и готового чая входят дубильные (танин, полифенолы, катехины и их производные), азотистые (аминокислоты), мине¬ральные вещества, алкалоиды (кофеин, теобромин, теофелин), эфирные масла, углеводы (сахара, полисахариды, пектиновые вещества, целлюлоза и др.), витамины, ферменты, красящие ве¬щества, органические кислоты и др. Сухие вещества, входящие в состав чайного листа, подразде¬ляют на растворимые и нерастворимые в горячей воде. Первая группа веществ называется экстрактом. Чем больше экстрактив¬ных веществ, тем выше качество чая. Важнейшими компонентами чайного экстракта являются ду¬бильные вещества (8—19% — в черном и 10—30% — в зеленом), кофеин (1,8-3,5%), эфирные масла (0,006-0,021%). Дубильные вещества играют существенную роль в образовании цвета настоя, терпкого вкуса, аромата и других свойств готового чая. Танин чая (танино-катехиновый комплекс) — смесь кристаи лических веществ, называемых катехинами, сконцентрированных в соке клеток паренхимной ткани листа и являющихся биохимп ческой основой производства чая. Дубильные вещества и продукцию их окисления при технологической переработке чайного сырья, взаимодействуя с аминокислотами, образуют ароматические не щества. К полифенольным соединениям чайного листа относятся также антоцианы, рутин и кверцетин (с Р-витаминной активностью), хлорогеновая, хинная, кофейная кислоты и теогаллин. Кофеин тонизирует центральную нервную систему организма человека и при этом облегчает восприятие ощущений, повышав работоспособность скелетных мышц, сердца и оказывает мочегопное действие. В организме не задерживается и не накапливается. В процессе переработки чайного листа количество свободного кофеина уменьшается, так как он образует с танином окситеатаниат кофеина. Наличие этого соединения наблюдается при охлаждении прозрачного горячего чайного настоя. При этом выпадает муть, что считается признаком хорошего качества чая. Больше всего танина и кофеина накапливается в листовой почке, первом и втором листьях флеши, а в стебле и черенках их мало. Белковые вещества при переработке чайного листа частично гидролизируются, а образующиеся при этом аминокислоты принимают непосредственное участие в создании аромата чая. Моносахара (особенно фруктоза), взаимодействуя с катехиновым комплексом чайного листа в условиях высокой температуры, образуют альдегиды, которые дают целую гамму запахов (цветочный, фруктовый, розовый, медовый и др.). Аромат чая (букет) слагается из эфирных масел зеленого чайного листа и специфического аромата, образующегося при переработке сырья, в процессе которой количество эфирных масел примерно удваивается и в готовом продукте достигает 0,02%. В чае обнаружены витамины С, В, (тиамин), В2 (рибофлавин), РР (никотиновая кислота), В3 (пантотеновая кислота), К (филлохинон), Е (токоферол) и др. В процессе переработки сырья, особенно при получении черного чая, в результате окислительных реакций при ферментации значительная часть витамина С разрушается. Количество зольных веществ в зеленом листе и готовом чае колеблется от 4 до 7%. Среди них наиболее важное значение имеет калий, фосфор, натрий, кальций, магний. Чай высокого качества содержит больше калия и фосфора, с ухудшением качества увели¬чивается содержание натрия, кальция, частично магния. В чае низкого качества общей золы больше, чем в чае высокого качества, а процент содержания растворимой золы, соответствен¬но, наоборот. Пигменты, входящие в состав чая, придают чайному настою самую различную окраску и оттенки. Это прежде всего – хлорофилл, содержащийся более всего в зеленом чае, а также ксантофилл и каротин, содержащиеся обычно в моркови и преобладающие в черных чаях. Но цвет чайного настоя более всего определяют две группы красящих веществ – теарубигены и теафлавины. В готовом сухом чае теарубигены составляют около 10% и придают чаю при заваривании красно-коричневые тона, а теофлавины около 1-2% и дают золотисто-желтую гамму. Биологические свойства. Чай представляет собой уникальный концентрат ценнейших вкусовых, диетических и лекарственных веществ. Наряду с алкалоидами (кофеин, теобромин и теофиллин), которые придают напитку стимулирующее свойство, в листьях чая содержатся биологически ценные вещества — танин, разнообразные витамины, микроэлементы, эфирные масла, растворимые азотистые соединения и все незаменимые аминокислоты. В нем много различных фенольных соединений, которые придают напитку уникальные целебные свойства.Чай положительно действует на пищеварительную, кровеносную и нервную системы. Классическими работами И. П. Павлова было доказано, что вещества, содержащиеся в чае, тонизируют центральную нервную систему, усиливают сердечную деятельность, возбуждают желудочную секрецию. Ни один напиток не имеет такого богатого комплекса биологически ценных, целебных качеств. Лечебное и профилактическое действие чая делает его одним из важных средств современной медицины. Сок свежих листьев, отвар, настой или экстракт. Чай усиливает деятельность нервной системы и рассеивает сонливость, полезен как при дневной, так и при ночной работе, улучшает зрение, помогает человеку сосредоточить внимание, оказывает мочегонное, антитоксическое действие, повышает общий тонус организма. Действие чая на организм. Танины (дубильные вещества). Танин несёт особенно большое количество лекарственного воздействия. Он является основой всех находящихся в чайном растворе веществ. Кофеин в соединении с танинами (теин), а также теакахеины оказывают капилляроукрепляющее и гипотензивное действие, стабилизируют коллаген сосудистых стенок, способствуют лучшей активности витамина С. Благодаря танину, чай для человека является основным поставщиком витамина Р. Алкалоиды. Главным чайным алкалоидом является кофеин, однако в чае он соединен с танином и образует теин, который действует более мягко на центральную нервную систему, стимулируя умственную деятельность и обостряя процесс мышления. Теин ускоряет метаболизм, способствует укреплению сухожилий, костей, образованию крови, поддерживает функцию щитовидной железы. Он не накапливается в организме, что снижает риск отравления кофеином при частом употреблении чая. Кроме теина чай содержит незначительные количества других алкалоидов, которые обладают сосудорасширяющим и мочегонным действием. Однако, кроме полезных алкалоидов, чай содержит вредный алкалоид гуанин, который может выйти в настой при длительном подогревании заваренного чая. Белки и аминокислоты. В наибольшей степени ими богаты зеленые чаи. По содержанию и качеству они не уступают белкам бобовых культур. В чае обнаружено около 17 аминокислот, среди них глютаминовая, которая необходима для жизнедеятельности человеческого организма и способствует восстановлению нервной системы после напряженной работы. Витамины. В чае в тех или иных количествах присутствуют практически все основные витамины. Самый основной витамин чая – Р, который способствует накоплению и удержанию в организме витамина С. Содержание витамина А в чае высоко, приблизительно столько же его содержится в ананасе и моркови. Витамина С в свежем чайном листе содержится больше, чем в свежевыжатом соке лимона или апельсина. Естественно, при обработке чая часть витамина теряется, но остается на нужном для человека уровне. Широко представлена группа витамина В (В1, В2, В15, РР). Витамин В полностью растворяется в чайном растворе и в процессе чаепития полностью усваивается. Классификация чая. В зависимости от исходного сырья и технологии переработки вырабатывают чаи следующих разновидностей и типов: • байховый (рассыпчатый) — черный, зеленый, красный и желтый; • прессованный — кирпичный, плиточный, таблетированный; • экстрагированный (быстрорастворимый) — концентрирован¬ные жидкие или сухие экстракты черного или зеленого чая; • гранулированный — черный или зеленый чай, скрученный и шарик

Руслан Котляров 2014                 Булат Курамшин 2016                Учителя и учащиеся победители  Номинанты государственной

                                                                                                            Всероссийской олимпиады             награды Талантливая          

                                                                                                            школьников 2016                              молодежь                       

Учащиеся кружка "Юный химик" участвуют в концертной программе для ветеранов "Дети войны".

Динамика участия и результативности в предметных олимпиадах по химии

учащихся «Лицей №131» Вахитовского района г.Казани (за последние три года).

 Учитель Сафонова Э.Р.

год

уровень

Количество

учащихся

 участников

Результат, количество

 

победителей

призеров

2013-2014

Всероссийская олимпиада школьников по химии:

Школьный этап

16

1

5

Муниципальный

Этап

8

-

8

Региональный этап

7

2

5

заключительный

2

2

-

Городская олимпиада по химии КФУ

1

1

-

2014-2015

Городская олимпиада по химии КФУ

1

1

-

Всероссийская олимпиада школьников по химии:

Школьный этап

12

-

12

Муниципальный

Этап

12

-

12

Региональный этап

4

-

4

заключительный

4

2

-

49-Международная Менделеевская

олимпиада школьников по химии(г.Ереван)

2

2

-

47-

Международная

Олимпиада

по химии (г.Баку)

1

1

-

2015-2016

Городская естественнонаучная

олимпиада КФУ

12

1

4

Всероссийская олимпиада школьников по химии:

Школьный этап

12

1

11

Муниципальный

Этап

12

-

5

Региональный этап

3

1

2

заключительный

3

1

2

50-Международная Менделеевская

олимпиада школьников по химии(г.Ереван)

1

1

1

Международная онлайн-олимпиада Фоксфорд МФТИ

5

2 ученика-Диплом 1 степени

1ученица- Диплом II степени

2016-2017муниципальный этап121 11

 

 

Результаты участия учащихся «Лицей №131»

Вахитовского района г.Казани

научно- практических конференциях,

 познавательных турнирах по химии (за последние три года).

 Учитель Сафонова Э.Р.

год

Название, уровень

ФИ ученика, класс

Результат

2014

Научно- практическая конференция «Дни науки»

Котляров Руслан, 9В

призер

2014

Всероссийский познавательный турнир «Осенний марафон»

Прохорова Александра, 8Д Котляров Руслан, 9В

Махатадзе Саба, 8Д

 

Победитель

Победитель

Призер

2016

Всероссийский познавательный турнир «Осенний марафон»

Иванов Максим, 8Б

Осипов Илья, 8Г

Гимадеева Гульнара, 8В

Гамиров Рустем, 8Б

Ашрафзянов Тимур,8Б

Мухаметшин Эмиль,10 Б

Кутузов Андрей, 10Д

Победитель

Победитель

Призер

Призер

Призер

Призер

Призер

2016

Телевизионная олимпиада

«Химический БУМ»  ФГБОУ КНИТУ

Перов Илья, 11Б

Победитель

 

Результаты аттестации ГИА и ЕГЭ учащихся по химии

 «Лицей №131» Вахитовского района г.Казани (за последние три года).

 Учитель Сафонова Э.Р.

год

ФИ ученика

класс

Форма

 аттестации

Количество

баллов

2013

Шуркина Алена

ОГЭ

100

Бородулин Иван

ОГЭ

93

Сергеев Богдан

ОГЭ

92

2015

Тимерясова Полина

11Г

ЕГЭ

94

 

 

Вашего ребенка интересуют окружающие явления, химические процессы, он любит смотреть видео со взрывами, фейерверки? Внимание, родители!!! Любопытство ребенка нужно направить в русло любознательности. Сегодня в продаже имеется множество наборов для развлекательных опытов. И если вы решились подарить своему чаду такой набор "Юный химик", помните:

  1. возраст вашего ребенка должен соответствовать требованиям инструкции
  2. все процессы проводите вместе с ребенком, либо пригласите специалиста
  3. с первых дней приучите строго соблюдать технику безопасности, порядок на рабочем месте
  4. практическое увлечение должно быть подкреплено теорией, находите и читайте вместе информацию из энциклопедий, справочников и другой научно-популярной литературы
  5. к каждому опыту юный исследователь должен тщательно готовиться, в конце работы желательно записывать результаты по схеме: что делал? наблюдения, выводы- пояснения наблюдений.

Любое дело требует знания теории и практики, терпения, внимания! Исследовательская деятельность вашего ребенка влияет на формирование его характера, а впоследствии и на выбор профессии!

Вниманию участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии!

Региональный этап Всероссийской олимпиады по химии:

31.01.2017г. открытие в К(П)ФУ, химический институт

1.02.-02.02. 2017г. теоретический и практический тур

03.02.2017г.награждение главное здание К(П)ФУ.

 

Расписание занятий по подготовке к олимпиаде

 

Понедельник13ч.00-16ч.00
Среда13ч.00-16ч.00
Четверг13ч.00-16ч.00
Пятница13ч.00-16ч.00

Химический практикум по пятницам.

Встреча кружковцев с ветераном труда в музее Лицея №131.

Кружок "Юный химик". Программа «Углубленное изучение курса химии с использованием ИВТ» предназначен для школьников 13- 18 летнего возраста. Занятия проводятся внеурочное время в кабинете соответствующий нормам СанПИН. Форма организации обучающихся – групповая (5-15 учащихся), микрогрупповая (2-3 ученика). Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа;

Расписание занятий:

Понедельник – 13ч.50 мин. до 15час.50 мин.

Среда – 14ч.45мин. до 16час.45мин

Пятница –14ч.45мин. до 16час.45мин.

1.Энциклопедия для детей. Аванта +. Химия. Москва 2000г.

2. Общая химия. Н.Л. Глинка Москва 1975г. 

3.Неорганическая химия. Н.С.Ахметов Казань 1976

4.Органическая химия В.Ф.Травень Бином 2013

5.Удивительный мир органической химии.А.И.Артеменко - М. Дрофа 2004г.

6. Неорганическая химия Н.Я.Турова

7.Справочник школьника по органической химии.Н.Б.Казеинова