Кружок "Юный шахматист"

Кружок "Юный шахматист"

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума». И. Гете.

Игра в шахматы — очень мощный инструмент гармоничного развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность. 

Цель кружка:

Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры, повысить спортивное мастерство.

 Задачи кружка:

1. Развивать способность действовать в уме, умение формировать внутренний план действий.

2. Развивать внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

3. Развивать умение ориентироваться на плоскости.

4. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к мудрой древней игре шахматы.

6. Формировать представления о шахматных терминах, основных правилах игры.

imageimageimageimageimageimageimageimage

Игры с шахматами.

1. “Волшебный мешочек”. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

2. “Шахматный теремок”. Сделайте из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять.

3. “Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок.

Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

4. “Шахматная репка”. Посадите “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка.

5. “Большая и маленькая”. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

6. “Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

7. “Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

8. “Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие, обязательно называя её.

Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

9. “Угадайка”. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

10. “Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: “Так?” Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

11. “Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?. А этого?. ”

12. “Цвет”. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

13. “Ряд”. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

14. “Пирамида”. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

15. “По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

16. “Догонялки”. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

17. “Прятки”. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

18. “Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

19. “Над головой”. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

“На стуле”. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

20. “Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

21. “Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Великие мысли великих людей о шахматах. 

Шахматы- это тихая игра музыки раума.
Леонид Сухоруков

Победа достается тому, кто сделал ошибку предпоследним.
Савелий Тартаковер

При правильной игре с обеих сторон ничья неизбежна.
Зигберт Тарраш

Я вообще считаю, что в шахматах всё держит­ся на тактике. Если стратегия — это глыба мрамора, то тактика — это резец, которым действует мастер, создавая произведение шахматного искусства.
Тигран Вартанович Петросян

Пешечные эндшпили – это гольф.
Пурди

Те, кто говорят, что понимают шахматы, ничего не понимают.
Хабнер

В жизни — как в шахматах: когда партия заканчивается, все фигуры — пешки, ферзи и короли — оказываются в одном ящике.
Ирвин Ялом, “Лжец на кушетке”

Шахматы похожи на жизнь, только жизнь – тотальная война, а шахматы – война ограниченная.
Роберт Фишер

Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.
Хосе Рауль Капабланка

Не ход ищи, не два хода, а целый план ищи.
Зноско-Боровский

Интеллект определяется не пройденным путем, а результатом.
Гарри Каспаров

На шахматной доске ложь и коварство долго не живут.
Ласкер

Шахматы прежде всего учат быть объективным.
Александр Алехин

Всегда лучше жертвовать фигурами своего противника.
Тартаковер

Это правда, шахматы могут быть милой семейной игрой — но лишь до тех пор. пока отец выигрывает у сына.
Азьберто Сорди

Дебюты учат дебютам. Эндшпили учат шахматам.
Герзадович

Первый принцип наступления: не позволяйте врагу развиваться.
Файн

Шахматы — это гимнастика для мозгов.
Блез Паскаль

Если противник предлагает ничью, попытайся понять, почему он считает, что стоит хуже.
Найджел Шорт

Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали.
Пауль Керес

Загадки о шахматах для детей.

Пат 

Я спросил подругу Майю,
Ту, с кем в шахматы играю:
- Что с королём здесь может быть,
Когда не может он ходить?
(ПАТ) 

Автор: Юрий Чистяков 

Шахматный конь 

Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
(ШАХМАТНЫЙ КОНЬ) 

Автор: Юрий Чистяков 

Шахматы 

Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
(ШАХМАТЫ) 

Автор: Юрий Чистяков 

Шахматы 

Есть тихий спорта вид -
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы) 

Автор: Валентина Калиниченко 

Шахматный король 

Их на поле всего два, 
Из-за них идет война. 
Одного поймать в ловушку - 
Прекращается игра. 

(Шахматный король) 

Авторы: Настя Хилик 
Оксана Хилик 

Рокировка 

Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
(Рокировкой) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Пат 

Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…
(Пат) 

Ферзь 

Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
(Ферзя) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Пешки 

Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…
(Пешки) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Конь 

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
(Конём) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Слон 

Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…
(Слон) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Король 

Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…
(Король) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Шах 

Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
(Шах) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Ладья 

Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…
(Ладье) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Мат 

Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… 
(Мат) 

Автор: Анатолий Хребтюгов 

Источник: электронный ресурс

Расписание кружка  «Шахматы»

Число занятий в месяц -2

Дни недели

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Время

 

 

 

15.00-16.00

 

 

1. В. Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» - М: Просвещение, 1995.

2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М. : Новая школа, 1994.

3. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М. : Поматур, 2000.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

5. Журналы «Шахматы от Гарри Поттера».

6. Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

7. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства:  (2008 г.) 287 стр.

8. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр

9.Развивающие видео и мультфильмы о шахматах.

"Устами юных шахматистов"

Воспитатель спрашивает:

-Ребята, какая самая главная фигура в шахматах?

-  Я думаю, самая главная фигура король и королева!

-Ребята, а какая самая сильная фигура?

-Самая главная фигура король и королева- ответила девочка.