Лукоморье

сайт логопедической группы № 5

Принимаем с любовью, выпускаем с гордостью!

Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Детский сад — второй ваш дом, Как тепло, уютно в нем! Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете!
 

Вместе- мы сила!

 

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей"

Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Примеры обучающих задач:
- научить детей различать и правильно называть цвета («Заплатка»,«Салют», «цветные коврики»);
- различать и называть геометрические фигуры («Льдинки»);
- уточнять представление о столовой посуде («Кукла Маша обедает») или одежде («Кукла Даша идёт на прогулку»);
- формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», «парные картинки»);
- развивать глазомер и координацию движений («Рыбалка», «Летающие колпачки»).

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» играющий должен поместить на коврик определённого цвета игрушки предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ребёнок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

 

Виды дидактических игр

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве игровых материалов используются реальные предметы (предметы обихода, орудия труда и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно -образовательные задачи:
- расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции( анализ, синтез, сравнение, различие, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы);
- воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

 

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно -дидактические игры. В этих играх дети выполняют определённые роли, например, продавца и покупателя, врача и больного.

Игры -инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля над ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей используются игры с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в ворота, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.

Настольно -печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Малышам предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два яблока и др.).

Основной элемент дидактической игры - обучающая задача. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушаться к звукам, которые издают разные предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание её выполнить.

Игровое действие - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку и описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта и др. Детей младшего возраста в игре увлекает процесс игры, а не результат. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрёшку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собака, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Одни правила направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность и очерёдность. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока взрослый переставляет игрушки).

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий возрасту дидактический материал, дидактические игрушки и игры. Учить детей бережно относиться к дидактическим игрушкам, играм, аккуратно складывать их по окончании деятельности.
Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребёнком.

Следует поддерживать интерес ребёнка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия.
Таким образом, дидактические игры для детей раннего возраста являются основной формой деятельности детей и организации учебного процесса.

 

Желаю успеха!

Народные сказки. Русские народные волшебные сказки Сказки народов разных стран Отечественная литература. Литература XIX века А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне» «Сказка о золотом петушке» пейзажная лирика (отрывки) С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович» И. А. Крылов Басни В. И. Даль сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик» и др. П. Ершов «Конек Горбунок» Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка» В. Гаршин «Лягушка-путешественница» Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Филиппок», «Лев и собачка» и др. К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла» и др. Литература XX столетия Стихотворения классиков детской литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. Л. Барто, С. В. Михалков, В. Маяковский, Е. Благинина, Е. Серова, Р. Сеф, Я. Аким, В. Берестов Игровая поэзия: Д. Хармс «Врун», «Миллион» и др; А. Введенский «Лошадка»; Б. Заходер «Кит и кот»; Э. Успенский «Пластилиновая ворона» и др.; Г. Сапгир «Принцесса и людоед»; А. Усачев; Т. Собакин и др. Прозаические произведения XX века: М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар» К. Г. Паустовский: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Корзина с еловыми шишками», Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Л. Ф. Воронкова «Солнечный денек» Б. Житков «Помощь идет» В. А. Осеева: «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее», «Плохо», «До первого дождя», «Волшебное слово» и др. Л. Пантелеев: «Две лягушки», «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Буква «Ты» и др. Н. М. Артюхова: рассказы о детях М. Зощенко рассказы для детей Е. Пермяк: «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка» и др. С. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Рави и Шаши» и др.) С. Вангели «Приключения Гугуце» А. Раскин «Как папа был маленьким» В. Драгунский «Денискины рассказы» Н. Носов: рассказы А. Гайдар «Чук и Гек», «Дым в лесу», «Четвертый блиндаж» В. Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» С. Могилевская «Когда Машенька была маленькая», «Мой папа-волшебник» И. Ольшанский «Невезучка» С. Прокофьева «Не буду просить прощения», «Капризик и зловредик», «Маша и Ойка» М. Пляцковский: сказки Е. Карганова: сказки Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка» и др. И. Румянцева, И. Баллод. «Про маленького поросенка Плюха» А. Иванов «Сказки про Хому и Суслика» А. Усачев «Умная собачка Соня» С. Козлов. «Ежик в тумане» И. и Л. Тюхтяевы «Зоки и Бада» Ч. Янчарский «Сказки про Мишку Ушастика» В. Шульжик Сказки про поросенка Фунтика Г. Остер «Петька микроб» Познавательные книги: В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Мышонок Пик», «Синичкин календарь» и др. Е. Чарушин «Медвежата», «Томкины сны», «Никитка и его друзья» Н. Сладков «Загадочный зверь», «Лесные тайнички», «Азбука леса» и др. Э. Шим: «Кто копыто потерял» и др. Г. Снегирев: рассказы Ю. Дмитриев «Лесные загадки» И. Акимушкин «В мире животных» В. Чаплина: рассказы О. Перовская: рассказы В. Чаплина «Питомцы зоопарка» Е. Левитан «Малышам о звездах и планетах» Г. Юдин «Главное чудо света» Книги о ВОВ: С. Алексеев «Рассказы о войне» Л. Кассиль «Твои защитники», «Главное войско» А. Митяев «Шестой неполный» и т. д. И. Туричин «Крайний случай» Ю. Герман «Вот как это было» Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил» Сказки-повести А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» К. Чуковский «Доктор Айболит», В. Коростылев «Королева Зубная щетка» И. Томакова «Счастливо, Ивушкин», «Аля, Кляксич и буква «А», «Может, Нуль не виноват?» А. Волков. «Волшебник изумрудного города» С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика» и др. Т. Александрова «Кузька» В. Лунин «Приключения сдобной Лизы» Ю. Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Волшебная школа» С. Михалков «Праздник непослушания» В. Воробьев «Капризка» М. Фадеева, А. Смирнов «Приключения Петрушки» Зарубежные авторы: Сказки зарубежных сказочников-классиков (Г. Х. Андерсен, Ш. Перро,  и др.) Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» Э. Хогарт «Мафин и его друзья» А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка» А. Прёйсен «Про козленка, который умел считать до 10» Х. Мякеля «Дядюшка Ау» Л. Муур «Крошка Енот» А. Линдгрен: короткие сказки Э. Маклеррен «Гора, полюбившая птицу» М. Метерлинк «Синяя птица» (адаптация) П. Треверс «Мери Поппинс» А. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Щепкин и коварные девчонки», «Щепкин и красный велосипед» Т. Янссон «Шляпа волшебника» О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга» Э. Рауд «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Литература, изданная/переизданная в РФ в XXI веке: А. Усачев: истории про Дедморозовку, «Жили-были ежики», «Малуся и Рогопед» Д. Емец «Дракончик Пыхалка» Е. Ракитина «Страна новогодних игрушек», «Сережик» М.Москвина «Как Дед Мороз на свет появился» В. Кротов «Сказки о червячке Игнатии» Т. Крюкова «Лесные мошенники», «Лесная аптека»и др. М. Аромштам «Первое путешествие маленького чемоданчика» О. Колпакова «Нестрашные сказки про страшную Буку» А. Анисимова «Капитаны детского сада» Р. Зернова «Рассказы про Антона» А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке» А. Старобинец «Страна хороших девочек» М. Бершадская «Большая маленькая девочка» Н. Гузеева «Жила-была девочка Леночка», «Петя Пяточкин и Дед Мороз» Наталия Чуб серия «Расскажи мне, как» Ж. Делаэ: серия книг о Марусе С. Нурдквист: сказки про кота Финдуса Ханс Хансен «Лев Ларс» Р. Ниемеля «Конюшня на еловой горке» Ж. Юрье «Жили-были кролики» М. Бонд «Медвежонок Паддингтон» А. Медведь: серия книг про Болека и Лелека К. Нёстлингер: рассказы про Франца Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша» Серия книг «Настя и Никита» Серия книг В. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»