материал для родителей детей с нарушениями речи

буклеты с артикуляционной гимнастикой на все звуки

Профилактика Оптической дисграфии

 Буклеты с артикуляционной гимнастикой для всех групп звуков для родителей и педагогов

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (комплекс 1)

артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, лучше 2-3 раза в день

сидя перед зеркалом

продолжительность занятия около 5 минут

каждое упражнение повторить не менее 7-10 раз

Динамические упражнения выполняются под счёт, статические – удерживается поза, под счёт до 10

необходимо следить за точностью выполнения упражнений, плавностью, темпом, симметричностью движений по отношению к правой и левой стороне лица

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать под счёт.

«Улыбка» (Лягушка)

Удерживание губ в улыбке, под счёт. Зубы не видны.

«Хоботок» (Трубочка, слоник)

Вытягивание губ вперед трубочкой. Удерживаем позу под счёт.

Чередовать «Улыбка – Трубочка»

«Блинчик» (Лопатка)

Улыбнуться, приоткрыть рот, удерживать широкий язык на нижней губе. Выполнять под счёт.

«Иголочка» (Змейка)

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд. Удерживать позу.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Чистим нижние зубки»

Улыбнуться, «почистить» нижние зубы кончиком языка из стороны в сторону изнутри. Челюстью не двигать.

«Часики»

Рот приоткрыть, высунуть узкий язык. Касаться кончиком языка попеременно то правого угла рта, то левого.

«Киска сердится» (Горка)

Улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка за нижние зубы и выгнуть вверх спинку языка. Удерживать позу под счёт.

«Катушка»

Рот широко открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

«Подуем на блинчик»

Улыбнуться, сделав «блинчик», подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать. Контролировать выдох тыльной стороной ладони (ветерок должен быть холодный).

И другие упражнения…

Удачи и терпения!

 

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (комплекс 2)

артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, лучше 2-3 раза в день

сидя перед зеркалом

продолжительность занятия около 5 минут

каждое упражнение повторить не менее 7-10 раз

Динамические упражнения выполняются под счёт, статические – удерживается поза под счёт до 10

необходимо следить за точностью выполнения упражнений, плавностью, темпом, симметричностью движений по отношению к правой и левой стороне лица

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот, широким языком облизнуть верхнюю губу сверху вниз.

«Чашечка»

Рот приоткрыть, высунуть широкий язык, поднять боковые края и кончик языка вверх в форме чашечки, удерживать под счёт.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Окошко»

Рот широко открыть, подержать под счёт и закрыть.

«Чистим верхние зубки»

Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» верхние зубы из стороны в сторону. Челюстью не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри).

«Парус»

Рот широко открыть, поднять кончик языка за верхние зубы, удерживать под счёт.

«Качели»

Рот широко открыть, кончиком языка упираться поочерёдно то за верхние, то за нижние зубы. Челюстью не двигать.

«Маляр» (Красим потолок)

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад нёбо от бугорков верхних зубов к горлу и обратно

(как кисточкой).

«Лошадка»

Пощелкать кончиком языка с приоткрытым ртом в медленном и быстром темпе.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу

и удерживать не отрывая под счёт. Подъязычная связка натянута.

И другие упражнения…

Удачи и терпения!

 

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука Л (комплекс 3)

артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, лучше 2-3 раза в день

сидя перед зеркалом

продолжительность занятия около 5 минут

каждое упражнение повторить не менее 7-10 раз

Динамические упражнения выполняются под счёт, статические – удерживается поза под счёт до 10

необходимо следить за точностью выполнения упражнений, плавностью, темпом, симметричностью движений по отношению к правой и левой стороне лица

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки, удерживать позу под счёт.

«Блинчик» (Лопатка)

Улыбнуться, приоткрыть рот, удерживать широкий язык на нижней губе. Выполнять под счёт.

«Иголочка» (Змейка)

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд. Удерживать позу.

Чередовать «Блинчик – Иголочка»

«Причешем язычок - расчёска»

Улыбнуться, «просовывать» язычок сквозь зубы.

«Почистим верхние зубки»

Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» верхние зубы из стороны в сторону.

Челюстью не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри). Выполнять под счёт.

«Качели»

Рот широко открыть, кончиком языка упираться поочерёдно, то за верхние, то за нижние зубы. Челюстью не двигать. Выполнять под счёт.

«Маляр» (Покрасим потолок)

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад нёбо от бугорков верхних зубов к горлу и обратно (как кисточкой). Выполнять под счёт.

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот, широким языком облизнуть верхнюю губу сверху вниз.

«Индюк»

Рот приоткрыт,делаем быстрые движения языком вперёд-назад по верхней губе, проговаривая

бл-бл-бл.

«Месим тесто» (Накажем язычок)

Улыбнуться,пошлепать язычок губами - "пя-пя-пя-пя-пя", покусать кончик языка зубками –«та-та-та»

(чередовать эти два движения).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы. " удерживая язычок зубами.

И другие упражнения…

Удачи и терпения!

Памятка для родителей

Артикуляционная гимнастика для звука Р (комплекс 4)

артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, лучше 2-3 раза в день

сидя перед зеркалом

продолжительность занятия около 5 минут

каждое упражнение повторить не менее 7-10 раз

Динамические упражнения выполняются под счёт, статические – удерживается поза под счёт до 10

необходимо следить за точностью выполнения упражнений, плавностью, темпом, симметричностью движений по отношению к правой и левой стороне лица

«Окошко»

Рот широко открыть, подержать под счёт и закрыть.

Чередовать «Улыбка – Трубочка»

Вытянуть вперед губы «трубочкой», затем растянуть губы в «улыбку». Выполнять под счёт.

«Чистим верхние зубки»

Рот широко открыт, кончиком языка «почистить» верхние зубы из стороны в сторону. Челюстью не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Парус»

Рот широко открыть, поднять кончик языка за верхние зубы, удерживать под счёт.

«Маляр» (красим потолок)

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад нёбо от бугорков верхних зубов к горлу и обратно (как кисточкой).

«Лошадка»

Пощелкать кончиком языка с приоткрытым ртом в медленном и быстром темпе.

«Грибок»

Присосать язык к нёбу

и удерживать не отрывая под счёт. Подъязычная связка натянута.

«Гармошка»

Повторить то же самое, что и в предыдущем упражнении, добавив движения нижней челюстью вверх-вниз под счёт (открыть-закрыть рот, не отрывая языка)

«Барабанщик» (дятел)

С широко открытым ртом «стучим» кончиком языка за верхними зубами, проговаривая ды-ды-ды в медленном темпе, в быстром темпе и с ударением на последнем слоге

ды-ды-ды

«Заведи мотор»

Рот широко открыть. Язык удерживать за верхними зубами. Протяжно произносить звук з-з-з, при этом прозводить быстрые движения указательным пальцем вправо-влево по кончику языка. Не забываем про сильную воздушную струю.

«Фокус»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

И другие упражнения…

учитель-логопед Л. В. Утянова

 

Профилактика ОПТИЧЕСКИТОЙ ДИСГРАФИИ

Уважаемые родители!

     Оптическая дисграфия   не зависит от состояния устной речи и встречается даже у детей с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида  дисграфии лежит    недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу и т.д.).   Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, у него неизбежно возникают проблемы с усвоением начертаний букв и как следствие этого — неправильное изображение их на письме, что и называется оптической дисграфией.

Почему мы уделили пристальное внимание этой теме?

  • Нарушения письменной речи  являются самыми распространёнными   дефектами у детей изучающих грамоту.
  • Оптические нарушения у детей дошкольного возраста являются предпосылкой возникновения у оптической дисграфии школьников
  • Дети  испытывают трудности в овладении письменной речью
  • Нарушения письма оказывают отрицательное влияние на весь  процесс обучения в детском саду и в школе

Из всего выше сказанного делаем вывод, что целесообразнее  проводить профилактику   нарушений письменной речи в детском саду, чем исправлять её в школе.

На что обратить особое внимание:

1. Если ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению).

6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Направления работы, проводимые по профилактике оптической дисграфии.

 

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

- развитие восприятия цвета, формы,  размера и величины.

2. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания  букв:

- развитие восприятия цвета букв,  формы, размера и величины  букв;

- дифференциация расположения элементов букв.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

4. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

- развитие запоминания формы и  цвета предметов;

- развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

5. Формирование пространственного восприятия и представлений:

- ориентировка в схеме собственного тела;

- дифференциация правых и левых частей предмета;

- ориентировка в окружающем пространстве.

6. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

7. Развитие зрительно-моторных координации.

8. Умение различать смешиваемые по оптическим признакам    буквы

 Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, б-д); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с, э), пропуски элементов букв, лишние и неправильно расположенные элементы.

Для развития  зрительного восприятия  и узнавания предметов мы играем в различные игры:

  • «Найди пару» ,
  • «Картинке место»,.
  • «Разложи по высоте».
  • «Геометрическое лото»
  • «Дорисуй изображение»   

Для развитие у детей зрительного восприятия и узнавания  букв используем игры

  • «Конструирование букв из элементов»
  • «Чтение слов в  разном направлении»
  • «Определи  правильно- неправильно написанные цифры или буквы»
  • Чтение половинок  букв и слов, зашумованных и наложенных друг на друга.
  • «Найти заданную  букву  среди сходных»

Для развития зрительного анализа и синтеза используем следующие  игры:

 Конструируют  буквы из счётных палочек  гороха, семечек, ниток;

  • из разных элементов, которые есть под рукой;
  • из теста;
  • пластилина
  • выкладывают разрезные картинки различной сложности   

Также очень полезно

прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;

угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;

обведение пальцем контура букв, штриховка букв;

применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

     Дети любят   соотносить  буквы  со сходными  предметами и с удовольствием  отражают это в рисунках.

     Для формирования пространственных представлений используем следующие задания

  • Первый шаг работы в данном направлении – маркировка левой руки;
  • Обведи ладошку;
  • Найди нужную перчатку;
  •  «Расскажи ,что справа  и что слева от тебя»
  • Ориентировку в схеме собственного тела закрепляет в различных динамических паузах и играх;
  • В различных настольно-печатных играх закрепляется последовательность частей суток, времён года, дней недели.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются зрительные  и графические диктанты

     Большое внимание уделяется работе над предложно-падежными конструкциями:

  •  Наблюдение над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов. 
  • Для облегчения усвоения значения предлогов вводятся графические схемы. 
  •  Дети играют в такие игры где спрятплась кошка
  • Путешествие точки
  •  Отрабатываются пространственные понятия  в играх с песком.
  • и на пособиях  «Волшебный поезд» и  «весёлая  гусеница» 

Для развития зрительно-моторных координаций используем

  • Конструирование из различных крупных и мелких кубиков и мозаик;
  • Различные виды шнуровок;
  • «волшебные прищепки»
  • Различные виды театра, в том числе пальчикового,   
  • Игры су-джок и многое другое

Также интересны  игры «Темная лошадка». Нахождение предметов, геометрических форм  на ощупь.

И  «Волшебная коробочка». Узнавание букв, изображений предметов, геометрических форм, сделанных из разных материалов

    В цикле моя математика авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова  много игр типа

  • Найди заплатку
  • Раскрась по образцу.
  • Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу
  • Дорисуй узор
  •  Формирование временных представлений

В цикле «Всё по полочкам»    Авторы А.В. Горячев, Н.В. Ключ очень много игр на развитие зрительного восприятия

Такие как:

  • Зашумованные картинки на выделение  изображений  наложенных друг на друга
  • Найди заплатку
  • Что лишнее
  • Назови  недорисованные контурные изображения предметов и дорисуй их
  • На картинку посмотри, что запомнил назови.

В тетрадях «Наши прописи»

Много упражнений,  направленных на формирование узнавания и дифференциацию  букв:

 Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу

Определить буквы, находящиеся в неправильном положении

Обвести контуры букв, выполненные пунктиром

Определить правильно и неправильно написанные буквы.

Узнать буквы по зеркальному изображению

Дописать букву.

Назвать буквы, наложенные  друг на друга и другие упражнения.

В образовательной системе  есть очень много приложений»

  • Это наглядный дидактический материал пор всем лексическим темам;
  • Пособия по развитию речи для составления рассказов по картинке, серии картин, пересказов, рассказов по схеме;
  • Так же большое количество речевых досугов

Всё это мы так же используем в работе по профилактике оптической дисграфии

Дети любят разыгрывать сказки, используя   пособия по развитию речи , что способствует формированию   речевых средств   языка у дошкольников. 

 Особо полюбились нашим детям серии книг буква озорница и  «Азбука в стихах»   Ребята с удовольствием находят буквы, похожие по кинетическим признакам по написанные неправильно и исправляют предложения.

      Очень детям и логопедам нравится цикл  курса «По дороге к азбуке» часть 5 . После его освоения ребята получают  дипломы от Ёжика, Лисёнка и Мудрой Совы

В нём очень много игр направленных на профилактику оптической дисграфии. Эти  занятия  можно использовать и  в  неречевой   подготовительной группе .

здесь задания типа ;

  • Составь предложение
  • Напиши букву,   найди и обведи заданную букву
  • Напечатай пропущенную букву,  поменяй местами букву, чтобы получилось слово.
  • Соедини стрелками половинки слов.
  • Добавь элемент  буквы, найди правильную букву.
  • Различные задания типа «Шифровальщики»
  • И очень много ребусов.

Денисова Елена Борисовна