Майорова Екатерина Александровна

сайт музыкального руководителя

«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее» - так сказал известный детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

Я хочу  сказать вам пожелание словами рус. композитора Д.Д. Шостаковича:

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

 

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально­

го зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

 

Снегурочка (взрослый) идёт в группу и пригла­шает детей на праздник. Дети вместе со Снегу­рочкой и воспитателем под музыку заходят в зал.

 

Ведущая (взрослый).

Ребятки, посмотрите, как здесь красиво! (Дети рассматривают зал.)

 На улице сейчас зима,

а у нас праздник - Новый год!

Посмотрите, кто пришёл к нам в гости (показы­вает на украшенную ёлку). Давайте подойдём поближе к нашей ёлочке и поздороваемся с ней.

Здравствуй, ёлка, как мы рады,

Что ты в гости к нам пришла

И в зелёненьких иголках

Свежесть леса принесла!

На ветвях твоих игрушки

И фонарики висят,

Разноцветные хлопушки,

Бусы разные блестят.

(Делает паузу, дети рассматривают ёлку.)

Под красавицею ёлкой

Все встречают Новый год.

Дружно за руки беритесь,

Заводите хоровод!

(Е. Благинина)

Дети исполняют хоровод по выбору музыкаль­ного руководителя, затем садятся на стульчики.

Ведущая замечает под ёлкой фонарик

Ведущая. Ребята, посмотрите, а что это под ёлочкой лежит?

(Поднимает фонарик и подно­сит его Снегурочке.)

Кто к нам в гости приходил?

Кто фонарик здесь забыл?

Снегурочка берёт фонарик в руки.

Снегурочка.

Нам его сюда принёс

Добрый Дедушка Мороз.

Наш фонарик не простой,

 Ведь внутри он не пустой!

(Заглядывает внутрь и достаёт маленькие «фонарики».)

Вы фонарики берите и плясать скорей идите!

Дети исполняют пляску с фонариками по вы­бору музыкального руководителя, затем веша­ют фонарики на ёлочку.

 

Ведущая. Наша ёлочка стала ещё краше, вот только огоньки на ней не горят.

Снегурочка. А мы их сейчас зажжём. Где наш волшебный фонарик?

(Берёт фонарь.)

Нам, фонарик, помоги -

Нашу ёлочку зажги!

Нужно дружно всем подуть (дуют на ёлку)

 И фонариком взмахнуть.

 Ну-ка вместе, раз-два-три!

Наша ёлочка - гори! (Ёлка освещается огнями.)

 Захлопаем в ладошки громко (дети хлопают) –

Погаснут огоньки на ёлке! (Огни гаснут.)

(Игра повторяется 2-3 раза, затем дети са­дятся на стульчики.)

А теперь, детвора, стихи читать пришла пора.

 

1-й ребёнок.

Снег идёт, снег идёт,

Скоро праздник - Новый год!

2-й ребёнок.

Будет ёлочка сверкать,

Огоньками нам мигать.

 

3-й ребёнок.

Хоровод наш заведём,

Ёлке песенку споём!

 

Ёлка веточки к нам тянет,

 Будто улыбается,

Разноцветными огнями

Вся переливается.

 

Ёлка с нас не сводит глаз

Веточками машет

Кажется вот вот сейчас

Полечку запляшет

 

К нам на ёлку ой-ой-ой!

Дед мороз идёт живой

Ну и дедушка мороз

Что за щёки, что за нос

Борода-то, борода!

А на шапке-то звезда!

На носу-то крапины!

А глаза-то папины!

 

Ёлка наряжается

Праздник приближается

Новый год у ворот

Ребятишек ёлка ждёт

 

Дети водят хоровод

Хлопают в ладоши

Здравствуй, здравствуй

Новый год!

Ты такой хороший

 

За окном снежинок стая

Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым

Мы встречаем Новый год!

 

 

 

                                  Дети исполняют песню о ёлке

                                    

Ведущая (Снегурочке). Мы и пели, и плясали,

 И стихи тебе читали...

А теперь настал твой час –

Сказку расскажи для нас.

Снегурочка. Ребята, а вы сказки любите?

Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте. (Берёт в ру­ки фонарик.)

Я фонарик покружу (кружится),

Всем ребятам покажу

И под ёлкой новогодней

Сказку им я расскажу.

Жила-была в избушке Бабушка Зима,

На праздник к нам Снежинку

Отправила она. (Освещает фонариком дверь.)

Ты, фонарик наш, свети,

К нам, Снежинка, прилети!

 

Под музыку появляется Снежинка (девочка одготовителъной к школе группы) с корзинкой в ней лежит «снежное покрывало»). Снежинка ганиует, останавливается возле ёлки.

 

Снежинка.

Я красавица Снежинка,

Серебристая пушинка.

Бабушка моя, Зима,

Покрывало соткала.

(Достаёт из корзинки покрывало» - большой кусок лёгкой белой ткани, украшенной снежинками и дождём.)

Покрывало из снежинок,

Лёгких беленьких пушинок.

Поскорей его берите

И играть со мной идите.

Снежинка отдаёт «покрывало» Снегурочке и едущей.

 

Снегурочка (поёт на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»).

 

Как под снежным покрывалом

Детвора наша плясала (вместе с ведущей под­ымает «покрывало» над детьми),

Ножки топают (дети топают),

Ручки хлопают (хлопают)]

Покрывало опускают (медленно опускают покрывало»),

Наши детки убегают. (Дети убегают к стульчикам и садятся.)

Вот как быстро - посмотри,

Убежали малыши!

 

Снегурочка. Спасибо тебе, Снежинка, за такую интересную игру!

Ты красавица Снежинка,

Серебристая пушинка,

В снежной сказке ты летала -

Там Мороза не встречала?

 

 

 

Снежинка.

Я кружилась и летала,

Дедушку в лесу видала.

В ледяной своей избушке

Мастерил для вас игрушки.

Вы фонарь скорей берите

И к дедуле в лес идите.

Ну, а мне пора прощаться -

В сказку нужно возвращаться.

 

Снегурочка. До свидания, Снежинка, до новых встреч!

(Под музыку Снежинка выбегает из зала.)

 

А нам пора отправляться дальше.

Мы фонариком взмахнём –

Прямо в сказку попадём.

Покажи, фонарик, сам,

 Как пройти к дедуле нам.

                                     Свет фонарика направляется в сторону леса

Дед Мороз.

Кто пришёл в мой зимний лес,

Полный сказок и чудес?

Снегурочка.

Мы с ребятами пришли,

Твой фонарик мы нашли!

Дед Мороз.

Встрече с вами рад, друзья!

Потанцуйте для меня.

Ведущая. Ребята, давайте потанцуем для Де­душки Мороза!

             Дети танцуют, Дед Мороз пританцовывает

Дед Мороз.

Ах, как весело у вас -

Даже я пустился в пляс!

Надо деток наградить

И подарки им вручить.

Снегурочка. Дедушка Мороз, а где же твои по­дарки?

Дед Мороз. Сейчас, сейчас...

Волшебство мы начинаем,

Наш фонарь под ёлку ставим.

Покрывало Бабушки Зимы

Поскорей, Снегурочка, неси!

(Снегурочка и ведущая ставят фонарь под ёл­ку, прикрывают его покрывалом, держа покры­вало с двух сторон)

 

Нужно дружно нам подуть (дуют на покрывало),

Ручками вот так взмахнуть (делают взмах ру­ками).

Покрывало опускаем (опускают покрывало)

 И подарки получаем!

Достают из-под ёлки большой «фонарь» (за­драпированное блестящей тканью ведро, в ко­тором лежат подарки).

Снегурочка.

Вот фонарик стал какой

Он теперь совсем большой!

Дед Мороз.

Что ж, фонарик открывайте И подарки доставайте! В сказку мне, друзья, пора. До свиданья, детвора!

Дед Мороз исчезает детям разда­ют подарки.

Снегурочка.

Наш фонарик - молодец!

Тут и сказочке конец.

Дети под музыку выходят из зала.

 

Действующие лица: ведущий, Сказочник, Фея, Дед Мороз - взрослые; Золушка, Принц, Ко­роль, Министр танцев, Министр финансов, По­вар, Звездочёт, Мачеха, дочки, Мальчик-паж, гон­цы, розы, снежинки - дети.

 

У центральной стены - плоскостной замок, перед ним два трона. У боковой стены зала -столик, покрытый скатертью, на столике ваза для цветов. На центральной стене вверху - ча­сы. В углу зала стоит нарядная ёлка, под ней -метла, украшенная мишурой, и искусственные розы.

Под музыку дети заходят в зал цепочкой, обра­зуют круг.

Дети.

У новогодней ёлочки

 Ребята собрались.

В серебряных иголочках

Фонарики зажглись.

 

Как весело сверкают

Огни среди ветвей!

А ёлочка качает

Нам веточкой своей.

 

Мы за руки возьмёмся

 И станем в хоровод.

Друг другу улыбнёмся

И встретим Новый год!

 

Волшебный этот праздник

Приходит к нам зимой.

Сейчас начнётся сказка

Под ёлочкой густой.

 

Исполняется хороводная песня «Это к нам приходит сказка» Затем дети са­дятся на места.

 

Ведущий. Все садитесь поудобней

Возле ёлки новогодней.

К нам на праздник Новый год

Добрый сказочник идёт.

                

                                     Под музыку входит Сказочник

 

Сказочник. Здравствуйте, здравствуйте, дети!

Я знаю все сказки на свете.

И в этот новогодний час

Я расскажу одну для вас.

В некотором царстве,

в волшебном государст­ве

жили-были Король и его сын –

наследный Принц.

 (Король и Принц под музыку торжест­вено проходят по залу и занимают                                каждый свой трон)

Его Величество Король

По имени Луи Второй

Сидел на троне во дворце

И правил сказочной страной.

И вот однажды в тронный зал

Он верных слуг своих позвал...

 

Король. Пусть явятся Министр танцев,

Министр сказочных финансов,

А также Главный Звездочёт.

И Старший Повар пусть придёт!

Под музыку входят придворные, кланяются.

 

Король. Придворные! Я вас позвал,

Чтоб объявить своё решенье:

 

 

 


Устроить новогодний бал

Нам надо в это воскресенье.

Ведь наступает Новый год!

Хочу порадовать народ!

 

Министр танцев. Устроим хороводы, танцы!

Министр финансов. Придётся выделить фи­нансы:

Купить гирлянды и игрушки,

Шары, фонарики, хлопушки!

 

Повар. И приготовить на обед огромный торт

И сорок килограмм конфет!

 

Звездочёт. Я обещаю тучи разогнать,

Чтоб звёздочки могли сиять

И новогодний королевский бал

Волшебным светом озарять!

 

Король. Пусть королевские гонцы

Скорей летят во все концы

И пусть объявят:

«Весь народ Король на новогодний праздник ждёт!»

 

Под торжественную музыку Король, Принц и придворные уходят. Выбегают королевские гон­цы. Звучат фанфары.

 

1-й гонец. Всем жителям Сказочного Королевства!

2-й гонец. Указ Короля Луи Второго!

3-й гонец. Весь народ Король на новогодний праздник ждёт!

 

Звучат фанфары. Гонцы убегают. Входит Ска­зочник

 

Сказочник. Недалеко от королевского дворца жила-была девочка по имени Золушка со своею мачехой и двумя сестрами. Мачеха была очень строгая. Двух родных своих дочек она любила, холила и лелеяла, а падчерицу Золушку не люби­ла, частенько ругала и заставляла много рабо­тать. Услышала мачеха королевский указ и стала собираться на бал.

 

                 Под музыку выходит Мачеха, за ней дочки.

 

Мачеха. Скорее, доченьки любимые,

Наденьте свои лучшие наряды!

1-я дочка. Ах! Новогодний бал! Какое чудо!

2-я дочка. Ах! Как мы рады! Как мы рады!

Дочки и Мачеха смотрятся в зеркало, прихо­рашиваются. Выбегает Золушка.

Золушка. Матушка, а как же я?

Возьмёте вы на бал меня?

 

Мачеха. Сначала снег глубокий убери,

Почисти все в саду дорожки,

Потом шесть розовых кустов

Ты посади в горшочках на окошке.

Помой посуду, пыль везде протри

И три мешка гороха разбери!

 

Дочки. Не справиться ей до утра!

 

Мачеха. Пойдёмте, доченьки, На бал уже пора!

 

Мачеха и дочки с важным видом уходят. Зо­лушка медленно подходит к ёлке, берёт метлу.

 

Сказочник. Вот какая несправедливость! Ведь это крайне несправедливо - не оказаться на балу, когда ты этого заслуживаешь. Все отправились веселиться, а Золушка принялась за работу.

Золушка подметает метлой «снег» и напева­ет «Песенку Золушки» из кинофильма «Золушка»,

 

Золушка. Сначала снег глубокий уберу,

Почищу все в саду дорожки.

Ну, а теперь шесть розовых кустов

Я посажу в горшочках на окошке,

Пусть расцветут они зимой

И всех порадуют своею красотой!

 

Золушка берёт под ёлкой розы и ставит их в вазу. Садится на стульчик и засыпает. Под музы­ку выбегают девочки-розы, берут из вазы по два цветка и исполняют танец. Затем ставят цве­ты в вазу и окружают спящую Золушку.                                             (Танец роз)

 

1-я роза. Посмотрите, розочки,

Как Золушка мила!

Как она прекрасна,

Как она добра!

 

2-я роза. В эту сказочную ночь

Нужно Золушке помочь

 Попасть на новогодний бал,

На королевский карнавал.

 3-я роза. Веселье там давно кипит

И громко музыка играет.

4-я роза. Ждёт Золушку прекрасный Принц –

Он в одиночестве скучает.

5-я роза. Сестрички-розочки, чего мы ждём?

 6-я роза. Давайте Фею добрую на помощь по­зовём!

 

Под музыку розы убегают за кулисы, приводят Фею. С Феей приходит Мальчик-паж, он несёт на подушечке хрустальные туфельки.

 

 

Фея. Ах, Золушка, проснись!

Переоденься в праздничный наряд!

(Помогает Золушке снять фартук и шаль)

Пришла твоя пора

На новогодний бал скорее отправляться.

Но только веселиться до утра

Тебе никак нельзя:

Как только во дворце часы пробьют двенадцать,

Прекрасный твой наряд исчезнет навсегда

И снова будет на тебе простое платье.

 

Мальчик-паж (Золушке).

Я не волшебник, я учусь пока!

Хочу я подарить вам

Два хрустальных башмачка.

Они вам счастье принесут!

 

Фея. Надень скорее туфельки!

Золушка надевает туфельки.

Золушка. Спасибо!

 

Фея. В добрый путь!

Но про часы ты не забудь!

 

Фея и Мальчик-паж уходят. Золушка под музы­ку уходит в другую сторону.

 

Сказочник. А в королевском дворце карнавал был уже в самом разгаре. Все гости танцевали у нарядной ёлки.

                            Исполняется песня «Карнавалу ёлки»,

Король и Принц снова занимают свои места на тронах. Входят Сказочник и Золушка.

Сказочник. Ваше Величество! Ваше Высочество! Хочу представить вам и всем гостям: Таинственная незнакомка На бал явилась к нам!

Принц. Здравствуйте, таинственная и пре­красная незнакомка! Разрешите пригласить вас на танец!

                                Звучит песня «Добрый жук»

 - Принц и Золушка танцуют. Затем са­дятся рядом с Королём.

 

Король. Сынок! И вы, сударыня!

Я очень, очень рад!

Ну, а сейчас мы продолжаем

Наш новогодний маскарад.

Выступают с разными номерами дети в карнавальных костюмах, не участвующие в сказке.

 

Стихи:

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
 
Ну и ёлка просто диво
Так нарядна, так красива,
Ветви слабо шелестят 
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки
Флаги, звёздочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.

 

Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
 
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят он Дед Мороз,
А шалит как маленький
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят он с бородой,
А шалит как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звёзды, ялики.
Говорят ему сто лет
А шалит как маленький.
 
В небе над лесной опушкой
Свечи яркие зажглись.
Месяц ёлочной игрушкой 
В синем воздухе повис
Разорвал туманы рогом
Серебро в сугробы льёт,
Светит в мишкину берлогу,
Спать медведю не даёт:
Не храпи ты хоть сегодня
Ведь проспал не мало дней!
Этой ночью новогодней 
Светит ёлка в сто огней!

 

Выбрал папа ёлочку

Самую пушистую

Самую пушистую

Самую душистую

Ёлочка так пахнет

Мама сразу ахнет

 

Мама ёлку украшала

А я маме помогала,

Подавала ей игрушки,

Звёзды, шарики, хлопушки,

А потом гостей позвали

И у ёлочки сплясали!

 

Ёлка наряжается

Праздник приближается

Новый год у ворот

Ребятишек ёлка ждёт

 

Дети водят хоровод

Хлопают в ладоши

Здравствуй, здравствуй

Новый год!

Ты такой хороший

 

За окном снежинок стая

Тоже водит хоровод.

Попрощавшись с годом старым

Мы встречаем Новый год!

 

У подъезда на площадке

Собрала я снег лопаткой,

Хоть немного снега было

Я снегурочку слепила.

В коридор поставила

А она растаяла.

 

Новый год слетает с неба

Или из лесу идёт

Или из сугроба снега

К нам приходит Новый год!

 

                           Песня  Новогодняя

                    

 

 

Сказочник. К нам в гости снежинки спустились с небес

И вмиг превратились в прекрасных принцесс.

В волшебном своём хороводе

Кружатся они и не тают,

Под музыку Нового года

Свой танец они начинают.

              

                     Девочки-снежинки танцуют. Раздаётся бой часов.

 

Золушка. Ах! Что это? Часы двенадцать бьют!

Прощайте, милый Принц,

Мне торопиться надо!

 

Принц. Куда вы, незнакомка, останьтесь тут!

 

Свет в зале гаснет. Золушка, убегая, теряет туфельку. Принц бежит за Золушкой, поднима­ет туфельку. Загорается свет.

 

Король. Исчезла вмиг... Какая же досада!

Принц. Лишь туфелька хрустальная осталась,

Куда же незнакомка подевалась?

Король. Чтоб дольше длился карнавал,

Дворцовые часы я приказал

Перевести на целый час!

И Новый год наступит не сейчас!

Принц. Без этой девушки не мил мне белый свет.

Как мне найти её, кто даст совет?

Сказочник. Ваше Высочество! Я эту сказку знаю с детства. Нужно примерить туфельку всем краса­вицам, которые пришли на бал. Та девушка, кото­рой туфелька придётся по размеру, и есть Золушка - именно так зовут прекрасную незнакомку.

                                Выбегают Мачеха и дочки.

Дочки {вместе). Пожалуйста, примерьте нам! (Принц примеряет)

Сказочник. Вам туфелька не подошла!

Мачеха. Прошу, и мне примерьте тоже!

Сказочник. Мадам! Вам туфелька совсем мала!

 

                        Принц примеряет туфельку другим гостьям.

 

Сказочник. Принц всех красавиц обошёл,

Но Золушку он так и не нашёл.

 

                                   Появляется Фея.

 

Фея. Милый Принц! Сегодня Новый год, А в Новый год не стоит унывать. Нам нужно Дедушку Мороза Скорей сюда на помощь звать! Ребята, давайте дружно позовём Дедушку Мороза!

 

Дети (зовут). Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!

В зал входит Дед Мороз, он ведёт за руку Зо­лушку.

Дед Мороз (поёт на мотив песни «Добрый жук»).

Встаньте, дети, встаньте в круг,

 Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, и я твой друг,

Старый верный друг!

 Дед Мороз сюда идёт,

К вам идёт, к вам идёт.

Золушку с собой ведёт,

Золушку ведёт.

                                  Дед Мороз подводит Золушку к Принцу.

 

Принц (протягивает Золушке туфельку).

Вот твой хрустальный башмачок.

Надень его скорей, дружок!

Золушка надевает туфельку. Принц, Золушка, Дед Мороз и Король берутся за руки и выходят в центр зала.

 

Дед Мороз. Под Новый год мы чуда ждём,

И вот мечты сбываются,

И снова верные друзья

У ёлочки встречаются.

Минуты счастья пусть в часы

И годы превращаются,

Пусть радость входит в каждый дом

И сказка не кончается!

Ну-ка, сказочный народ,

Становись-ка в хоровод!

Исполняется песня «С Новым годом»,

 

Дети садятся на свои места. Раздаётся бой часов.

 

Дед Мороз. Бьют часы на башне старой,

Наступает Новый год!

И с двенадцатым ударом

Пусть волшебный снег пойдёт,

Засияет, заискрится

И в подарки превратится!

 

Свет в зале гаснет. Загораются огоньки на ча­сах, башнях замка, сугробах. Дед Мороз незамет­но достаёт из-за сугроба подарки. В зале загора­ется свет. Дед Мороз раздаёт детям подарки, ему помогают Фея и Сказочник

 

 

Сценарий утренника 23 февраля
(младшая группа)

Дети с шариками в руках заходят в зал, маршируя, встают полукругом.

             Ведущий: Нашей армии Российской
                               День рожденья в феврале!
                               Слава ей непобедимой!
                               Слава миру на земле!
                               Трубы громкие поют.
                               Нашей армии…

             Дети:   Салют!    (Машут шариками)

             Ведущий: В космос корабли плывут.
                               Нашей армии…

             Дети:  Салют!    (Машут шариками)

             Ведущий: На планете мир и труд.
                               Нашей армии…

             Дети:   Салют!    (Машут шариками)

                                           Дети исполняют песню

                                                МЫ - СОЛДАТЫ
                               музыка Ю. Слонова, Слова В. Малкова

1. Как солдаты наши,
Мы идём,
И флажками машем,
И поём.
    Припев: Раз, два, три!
Мы идём.
Раз, два, три!
Мы поём.

2. Мы идём, как нужно,
Посмотри.
Мы шагаем дружно.
Раз, два, три!
Припев.
                       После песни не садятся. читают стихи.

                 1 ребёнок:  Чтоб была Отчизна
                                        Твёрдой, как гранит,
                                        Армия родная
                                        На посту стоит.

                    2 ребёнок:  Самолёты в небе,
                                        В море корабли
                                        Стерегут просторы
                                        Русской земли.

                    3 ребёнок:  Армия родная
                                        Славна и сильна.
                                        Мирную державу
                                        Бережёт она.

Дети дарят папам и дедушкам воздушные шарики.
Потом садятся на свои стульчики.

            Ведущий:  Сегодня, с Денём Защитника Отечества, мы поздравляем, пап и дедушек, поздравляем наших мальчиков – будущих защитников Отечества. И наш
             праздник сегодня для вас, песни, танцы, стихи и конкурсы – всё для вас.

              Ведущий:     Пускай Мальчиш малыш ещё,
                                    Мал ростом – не беда!
                                    Трус взрослым может сделаться,
                                    А смелым – никогда!

        1 конкурс  «Самый сильный»
       Приглашаются два участника. Их задача, пока играет музыка собрать, как можно больше  шаров. Участвуют хоть дети, хоть взрослые.

              Ведущий:  По волнам корабль плывёт,
                                 Капитан его ведёт.
                                 Нестрашны ему туманы,
                                 Мели, льдины, ураганы…
                                 Он моряк отважный
                                 Это знает каждый.

         2 конкурс  «Капитаны»
        Приглашаются три участника. Им нужно, как можно быстрее намотать кораблик на
        верёвочке на палочку. Могут участвовать и дети, и взрослые.

          Ведущий:  Вы отлично справились с заданиями! Но каким ещё должен быть солдат? Конечно, сообразительным. Ведь, он должен, если нужно уметь проявить смекалку. Сейчас у нас зарядка для ума.  (Для детей)

                                                       Зарядка для ума
                                  От страны своей в дали
                                 Ходят в море… (Корабли)

                                  Льды морские расколол
                                 Острым носом… (Ледокол)

                                  Кто там вырулил на взлёт?
                                 Реактивный…  (Самолёт)

                                  К звёздам мчится птица эта,
                                 Обгоняет звук…  (Ракета)

         Ведущий: А сейчас всех приглашаю на разминку

         Разминка
        Дети строятся, как на зарядку.

         Ведущий:!

                                 Ровно встали, подтянулись.
                                Руками к солнцу потянулись.
                                Руки в стороны, вперёд.
                                Делай вправо поворот,
                                Делай влево поворот.
                                Приседаем и встаём,
                                Руками пол мы достаём.
                                И на месте мы шагаем,
                                Ноги выше поднимаем.
                                Дети, стой! Раз-два!
                                Вот и кончилась игра!


Дети строятся, читают стихи.

                   1 ребёнок:  Мы играем, мы играем,
                                       Мы – пехота, моряки.
                                       Мы ракеты запускаем,
                                       Любим звонкие клинки.

                   2 ребёнок:  Мы мечтаем, мы мечтаем,
                                       Что, когда мы подрастём,
                                       Пехотинцами мы станем
                                       И во флот служить пойдём.

                   3 ребёнок:  На границу и в сапёры,
                                       В лётчики, в подводный флот.
                                       Подрастём мы очень скоро,
                                       А пока игра идёт
Потом дети садятся.

          Игра «Чей воздушный шар дальше пролетит»
         Два – три участника. Каждый из них бросает шар вперёд. Побеждает участник, чей шарик дальше пролетит. Участвуют дети и взрослые.      

         Игра «Разминируй поле»
          На полу разбросаны мягкие шары. Двум участникам завязывают глаза. Игроки должны собрать как можно больше шаров в свои корзины. Участвуют дети и взрослые.

           Ведущий: А теперь пока участники отдохнут, мамы соревнование начнут.

           Конкурс «Скакалка»
           Приглашаются мамы для прыжков на скакалке. Побеждает, сделавшая больше прыжков.

           Ведущий:    Отдохнули мы на славу!
                                Победили вы по праву,
                                Похвал достойны и награды,
                                И мы призы вручить всем рады.

Дети вручают папам подарки.  Девочки поздравляют мальчиков.  Ведущий всем вручает памятные медали.

                                        дети Исполняют танец «Земле родной»

  Ребёнок:   Пусть не знают дети горя.
                              Пусть на всём земном просторе
                              Дружно спеют урожаи,
                              Люди пусть войны не знают
                              И улыбкой день встречают,
                              В небе голуби парят.            Конец.

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий праздника 8 марта для детей второй младшей группы 2013.
Действующие лица:
Ведущая, Бабушка-Забавушка.

Дети входят в зал взявшись за руки под музыку «Песенка капель». Выстраиваются полукругом.

Ведущий: Солнышко ласково улыбнулось нам,
Наступает праздник, праздник наших мам!
Все готово к празднику? Так чего мы ждем?
Мы стихами весело, праздник наш начнем!

1. Мы сегодня нарядились   2. Мамин день! Мамин день!   3. Маму нежно обниму,
будем петь, и танцевать,          Платье новое надень!                 крепко поцелую,
Будем вместе вселиться          Утром встань пораньше.             Потому что я люблю
будем маму поздравлять!        В доме прибери,                          мамочку родную!
                                                   Что – нибудь хорошее
                                                   Маме подари.

4. Пусть звучат сегодня в зале          5. Слушай нашу песенку,
песни, музыка и смех                            Мамочка любимая,
Мы на праздник мам позвали              Будь всегда здоровая,
Все: Наши мамы лучше всех!              Будь всегда счастливая!


Исполняется Песня    

Песенка про маму. 

Маму утром разбужу,
Здравствуй, мамочка, скажу.

Припев: Ах, какая мама,
Загляденье прямо!

Очень я тебя люблю,
Ненаглядную мою!
    Припев:
Ты со мною вместе спой,
Ведь сегодня праздник твой.
     Припев

Ведущий: Рано-рано поутру,
Когда все крепко спали
Прямо под моим окном
Две синички щебетали
Кое - где уже видала
Травушка – муравушка.
В детский сад спешит сама
Бабушка – Забавушка.
Вот, что утром рассказали
Под окном синички мне.
Чтобы вы, ребята знали
Кого в гости ждать к себе.

                                Звучит музыка в зал входит Бабушка-Забавушка.

Бабушка: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте и вы, гости дорогие!
Я веселая старушка,
Бабушка я хохотушка.
Спешила я на праздник к вам
Чтоб ваших бабушек и мам
Вместе с вами поздравлять
И приятно удивлять!

Ведущий: Давайте мам и бабушек
Поздравим с Женским днем!
Для них сейчас веселую
Пляску заведем.

Исполняется пляска «Полька» сначала дети показывают пляску, во второй раз танцуют с мамами».)

Бабушка: Ай-да молодцы! Какой веселый танец станцевали с мамами!

Ведущий: Ребята приготовили стихи для своих бабушек, сейчас они их прочитают нам.

1. Я бабулю поздравляю
С женским праздником весны!
Я бабулю обожаю,
Людям бабушки нужны!

.     .2 С праздником бабушки-

         Мамины мамы!
          Мы вас тоже поздравляем
          Здоровья, долгих лет желаем!


3. Бабушка родная, ты ведь не старушка.    
Ты моя любимая, верная подружка.                 
Бабушка милая, мы с тобой друзья,                     
Пусть тебя порадует песенка моя!                        

Исполняется песня

Песенка про бабушку.

Для моей бабуленьки
Песенку спою.
Потому что бабушку
Очень я люблю.
     Припев:  Бабушка, бабушка,
            Бабушка моя,
                         Больше всех на свете
              Я люблю тебя.

Бабушка, бабуленька,
Я к тебе прижмусь.
Поцелую бабушку,
Нежно улыбнусь.

        Припев:



бабушка: Какая песенка замечательная! А гостить вы любите у бабушек?
Ведь у бабушек всегда так много интересного дома. Особенно если бабушка живет в деревне, как я. У меня в деревне большое хозяйство, а во дворе моем много зверей живет, маленьких и больших, веселых и смешных!
Приглашаю всех ребят
Будем мы сейчас играть!

                                                       Танец-игра «Веселые зверята».

Ведущий: как много у тебя зверей во дворе живет Бабушка-Забавушка,!
Бабушка: Да, хозяйство у меня большое!
Бабушка: Как весело с вами внучатки, но пора мне возвращаться в деревню к моим друзьям-зверятам. Приезжайте ко мне в гости, буду вас ждать, до свидания!

Бабушка-Забавушка уходит.

Ведущий: А сейчас мы поиграем,
Подзадорим наших мам!
Пусть от их улыбок ярких
Веселее станет нам!

                                              Проводится игра «Найди свою маму».


Ведущий: Праздник наших мам всегда несет тепло, доброту. И дети приготовили для вас такие же теплые и добрые слова для своих мам.

Дети выстраиваются полукругом.

1. Обойди весь мир вокруг,    2 Не найдешь на свете глаз      3. Сто путей, дорог вокруг
Только знай заранее.                  Ласковей и строже,                    Обойди по свету:
Не найдешь теплее рук              Мама каждому из нас                Мама – самый лучший друг,
И нежнее маминых.                     Всех людей дороже!                Лучше мамы нету!

4. Мама, так тебя люблю,      5. Если солнышко проснулось   6. Если в тучи небо скрылось-
Что не знаю прямо!                     Утро засияло,                                Замолчали птицы!
Я большому кораблю                  Если мама улыбнулась-               Если мама огорчилась-
Дам названье «Мама».                 То теплее стало!                           Как нам веселиться?

 

7. Так пускай, всегда сверкая.       8. Песенку для мамочки
Светит солнце людям!                      Мы сейчас споем
Никогда тебя, родная,                       И поздравим дорогую…
Огорчать не будем!                           С женским днем!

                                         Песня «Мы запели песенку»

Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.

Припев:
Песенку такую:
«Ля-ля-ля!»
Песенку простую:
«Ля-ля-ля!»

2.
Ручейки весенние
Зазвенели весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.

Припев.

3.
За окном воробушки
Закружились весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.

Припев.

4.
Первые подснежники
Закивали весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.

Припев.

После окончания песни воспитатель раздает детям подарки для мам.

Ведущий: Мам дорогих в этот день поздравляем.
Подарки чудесные мы им вручаем?
Примите подарки от ваших ребят,
Их сделал наш дружный, веселый детсад!

. Дети по очереди вручают мамам подарки!

Ведущий: Праздник наш уже закончен,
Что же вам еще сказать?
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать.
Не болейте, не старейте,
Не сердитесь никогда.
Вот такими молодыми
Оставайтесь вы всегда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ? 
Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как принято их называть, специальные и основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не только проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе её. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». 
 Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее встречи с ней.

image

Консультация музыкального руководителя

                         СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к сложному.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится вам, и ребенку, пение ее может принести вред, если она не отвечает возможностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

1. Содержание песни должно отражать круг интересов ребенка.

2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).

3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии, (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).

4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.

5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3 – 4 лет – это всего 4 –5 звуков. Лишь к 6 –7 годам он расширится до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

image

Консультация.

                                    Музыкотерапия для детей.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.
Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;
Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, — считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.
Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» — пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.
Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Десять — двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования?
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель — тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то — нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.
Какую музыку должны слушать младенцы?
ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе — «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана:
* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Мамам на заметку!!!
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.
СЕЙЧАС у родителей большой выбор — они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то — нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила — у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы — шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.
 

Частушки – страдания ко дню рождения Светофора.
Пришли мы к Светофору,
Готовим поздравления,
Ведь у него, ребята,
Сегодня день рождения!
Сколько лет его все знали?
Сто годочков насчитали.
Вот так дядя Светофор
Современный до сих пор.2р.повторяется2часть куплета
Скажи, наш друг трехглазый,
Устал сто лет стоять?
И глазками цветными
Без устали мигать.
Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Ты мигаешь, помогаешь
И дежуришь круглый год.2р.
Спасибо, дядя Светофор,
Тебя мы уважаем!
И различить огни твои
Тебе мы обещаем.
Если глаз откроешь красный
Стоп, идти нельзя, опасно!
Желтый глазик – погодите,
А зеленый – проходите!2р.
С днем рожденья поздравляем!
От души тебе желаем:
Не ломаться, всем светить
На дороге строгим быть!

image

Консультация.

                  Музыкотерапия как стимул развития. 
Помните поговорку: "Терпение и труд все перетрут"? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и
возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Лечение музыкой
Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, - одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет
детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Лечебная физкультура
На занятиях лечебной физкультурой происходит не только развитие физических способностей детей - движения исполняются под музыку, что существенно способствует улучшению координации ребенка.
Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации - веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий - интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо
отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.
Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых,
вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.
Игра
Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям, расширяет представление малышей об окружающем мире.
Между прочим, игра - оптимальная форма постижения всего нового. Лучше всего использовать сюжетные игрушки, которые своей художественной яркостью побуждают малышей к проявлению радостных эмоций. Это может быть зайчик, петушок, птичка. К тому же по ходу игры стоит знакомить детей с повадками птиц и животных, звукоподражать им, формировать у ребят представление о предметах, обогащать активный словарь и расширять представление о внешнем мире.
В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод "гипносон" - отдых под музыку.
Работа с особыми детьми
Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.
На заметку
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности - "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы - "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.
Для общего успокоения - "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми - "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, - "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения - "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей - "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

image

Консультация.

                              Поем вместе с детьми.
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос.
Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар.
Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии
(сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения.
Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет - это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).
В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню.
Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным.
Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.
Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет.
Возможности детей к концу 3-его года жизни.
Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий).
Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Возможности детей к концу 4-ого года жизни
Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
Петь, не отставая и не опережая друг друга.
Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Возможности детей к концу 5-ого года жизни
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
Узнавать песни по мелодии.
Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Возможности детей к концу 6-ого года жизни
Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению.
Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.
Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.
Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.
Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
Возможности детей к концу 7-ого года жизни
Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях - интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы,
узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.).

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется таким далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелательного тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 

Сегодня мы все хотим научить детей смело входить в современный мир, и часто родители озабочены в первую очередь интеллектуальным развитием, а ведь музыка имеет уникальный шанс сделать жизнь ребёнка гармоничной.
Музыкальное воспитание развивает творческие способности детей, адекватно их возрастным и индивидуальным возможностям. И должно рассматриваться, как важная часть общего воспитания, которая не просто даёт сумму навыков и знаний о музыке, но готовит жить и действовать в этом мире. Цель моей работы – доставить детям радость и удовольствие.
Делать их жизнь, посредством приобщения к музыке, лучше и счастливее.