Медиастудия Лосик

Медиастудия Лосик

Мы работаем, чтоб сказку сделать былью.

Медиалаборатория детского творчесва как синтез музыкальной и исследовательской деятельности дошкольника.

Направление: интеллектуально-мотивирующая среда.

Грачева О.И. методист дошкольного отделения

Роль ответственного за реализацию творческих проектов

в дошкольном отделении.

Необходимость социального партнёрства

для научного руководства и систематизации работы

В августе 2014 года нашему коллективу педагогов предложили принять участие в конкурсе МИРО (при поддержке ДОгМ) на соискание статуса региональной инновационной площадки по направлению: интеллектуально-мотивирующая среда.

За три года работы в детском саду, до предложения, мне удалось привлечь к работе грамотных, профессиональных педагогов, специалистов.  Поэтому летом 2014 года я поставила перед собой задачу организовать специалистов и определить инновационную миссию нашей творческой группы, способную,  впоследствии, объединить весь коллектив для достижения максимально приемлемого конечного результата - образовательной услуги по заказу общества. Заказ общества к детскому саду, по моему мнению, место, где должен в первую очередь  быть реализован один из ключевых принципов Национальной стратегии: «Максимальная реализация потенциала каждого ребенка», так как на данном этапе хотелось согласиться с Дюдиной М.С., что главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Ценность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Опыт подсказывал нам, что в век быстрого обмена информацией важнейшим для ребёнка является социализация его в окружающем мире. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы. (http://uslide.ru/obschestvoznaniya/31427-sociologiya-lichnosti.html ) Первичная социализация — область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального "Я".  Многие научные труды посвящены социализации ребёнка. Одним из аспектов социализации является умение демонстрировать проявление «Я»  адекватно предлагаемой ситуации – самопрезентация. Самопрезентация личности широко используется в массовой культуре, в политике, в бизнес - сфере, в образовательной деятельности, в социо-культурной деятельности, менеджменте, маркетинге, рекламе, public-relations и других сферах. Но чаще всего рассматривается только как процесс самопрезентации в контексте делового общения(взрослых), наряду с правилами коммуникативного этикета и согласования взаимодействия. Ю. М. Жуков в книге "Эффективность делового общения" выделяет правила самоподачи. Самоподача – важное коммуникативное умение, проявляющееся в деловых коммуникациях, правилам которого необходимо учиться.

Именно поэтому мы выбрали тему : «Медиалаборатория детского творчества -  как синтез музыкальной, познавательной и коммуникативной деятельности дошкольника». Медиалаборатория от «Медиа». Слово позаимствовано из английского языка в значении «средств массовой информации», и означает совокупность таких понятий, как телевидение, радио и газеты. Интернет, разумеется, тоже относится к медиа. Вообще, слово media – множественное число от латинского medium, которое кроме «средства массовой информации», означает субстанцию, через которую передаётся сила или другое воздействие. Также этим словом называют носители информации, например, магнитные ленты или диски. Ещё одно значение слова «медиум» известно нам достаточно хорошо – это человек, который якобы способен устанавливать контакт между духами умерших людей и живыми. Medium в переводе с латыни – «середина, среда, посредник». Мультимедиа - это не носитель информации, а технология и программная среда, которая позволяет объединять в рамках одной программы или документа и текст, и видео, и изображение, и звук, и интерактивное управление всем этим хозяйством...(интернет)

Для работы по внедрению инноваций мало одного энтузиазма. Он, как правило, не обладает системным характером, тем более в мире, меняющем старые системы управления образованием. Так к концу 2014 года МИРО был реорганизован и изменились правила научного сопровождения и поставок необходимого оборудования для функционирования РИП.

Однако, для того, чтобы наша работа не стала случайной или просто полезной, а носила системный характер, мы начали работу с изучения литературы в направлениях «Инновационная деятельность», «Социализация», «Саморезетации».

Инновация – это комплексный целенаправленный процесс, но в погоне за новыми технологиями, многие часто забывают цели… Для нашей команды единомышленников  было две цели:

  1. Создание рекомендаций и инновационных продуктов на основе реализации проекта «Медиалаборатория детского творчества» для внедрения основных принципов ФГОС ДО в образовательной организации:
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.
  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования современных информационных технологий в образовательном процессе ДОО.

Достижение целей нам виделось через решение задач:

  • Организовать  развивающую предметно-пространственную среду, максимально направленную на социально-коммуникативное развитие, познавательное и художественно-эстетическое развитие для выражения творческого потенциала ребенка, стимулируя его  познавательную деятельность.
  • Создавать условия для сенсорного развития дошкольников (развивать все виды восприятия) как основы гармоничного формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для успешного обучения в школе.
  • Развивать адекватное владение собственным телом (развивать тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей), гарантирующего снижение уровня физического и эмоционального напряжения при обучении в школе.
  • Создавать возможности для  позитивной социализации детей, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Достижение  профессиональной компетентности и технологической готовности педагогов по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников, а также повышение уровня знаний у  родителей в области сенсорного развития.
  • Распространение опыта проведения тренинга «Развиваюсь, учусь, владею»  для детей направленного на повышение уверенности, развитию коммукативной сферы,  в себе с целью реализации своих способностей и развития навыка самопрезентации на публике, в том числе и со сцены..
  • Разработка рекомендаций для проведения тренинговой программы психологами образовательных учреждений.
  • Включить данный проект в образовательную программу учреждения, апробируемую с учетом ФГОС ДО.
  • Повысить компетентность педагогов  в области социально-коммуникативного развития, экологического воспитания, музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
  • Раскрыть возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного отделения образовательной организации.
  • Определить роли и функции семей воспитанников в данном проекте.

Таким образом наша команда единомышленников приступила к реализации проектов.

Проектная деятельность театрализовано-интелектуальной медиастудии «Лосик».

Проект №1. Россия – земля самоцветов.

В рамках данного проекта ребята знакомятся со своей страной – Россией (ее территорией, географией, ресурсными богатствами, многонациональстью и. В ходе деятельности перед детьми открываются   русские драгоценные «самоцветы» - сказки, песни, игры, танцы, праздники, художественные промыслы.

         Ребята будут погружаться во времена крестьянской самобытной России, знакомится с ее эпосом и просматривать зародившиеся традиции в разрезе современного временного этапа. 

Проект №2. Звуковой экспериментаниум.

В рамках данного проекта ребята изучают

- свойства музыкального инструмента (сами экспериментируют – что он может, на что похож).

- Знакомство с окружающими природными явлениями и их звуками (дождь, радуга, буря, метель, море и т.д.)

 - Озвучивание природных явлений музыкальными инструментами и подручными материалами.

- Изучение свойств воды, песка, металла, бумаги и т.д. для создания различных звуков.

 - Создание музыкальных инструментов из подручных материалов с помощью родителей.

- Озвучивание поэтических не больших   текстов звуковыми эффектами.

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Раскрыть возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного отделения образовательной организации.

Проект №3 «Земля наш общий дом.» (часть первая)

Данный проект направлен на объедение знаний детей об окружающем мире, дополняет их новыми сведениями и эстетическими переживаниями. Музыкальные занятия интегрируются с познавательной областью. Здесь расковываются темы  экологии, профессии и т.д.

Проект №3 видеожурнал «Земля наш общий дом.(часть вторая)

Данный проект направлен на объедение знаний детей об окружающем мире, дополняет их новыми сведениями и эстетическими переживаниями. Музыкальные занятия интегрируются с познавательной областью. Здесь раскрываются темы  экологии, исследовательских профессии и т.д.

Проект №4. Медиатека «Биопознание».

Создание презентаций для визуализации на основе совместной исследовательской деятельности ребёнка и взрослого(педагога и родителей)

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования современных информационных технологий в образовательном процессе ДОО.
  • Организовать  развивающую предметно-пространственную среду, максимально направленную познавательное развитие для выражения творческого потенциала ребенка, стимулируя его  познавательную деятельность.
  • Повысить компетентность педагогов  в области развития, экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.

Проект №4. «Конструкторское бюро будущего» часть первая.

  • Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Создание  условий для сенсорного развития дошкольников (развивать все виды восприятия) как основы гармоничного формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для успешного обучения в школе.
  •  Развивать адекватное владения собственным телом (развивать тактильные и кинестетические ощущения, мелкую моторику детей), гарантирующего снижение уровня физического и эмоционального напряжения при обучении в школе.
  • Создавать возможности для  позитивной социализации детей, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Достижения  профессиональной компетентности и технологической готовности педагогов по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников, а также повышение уровня знаний у  родителей в области

Проект №4. «Конструкторское бюро будущего» часть вторая.

  • Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Создание  условий для сенсорного развития дошкольников (развивать все виды восприятия) как основы гармоничного формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для успешного обучения в школе.
  •  Развивать адекватное владения собственным телом (развивать тактильные и кинестетические ощущения, мелкую моторику детей), гарантирующего снижение уровня физического и эмоционального напряжения при обучении в школе.
  • Создавать возможности для  позитивной социализации детей, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Достижения  профессиональной компетентности и технологической готовности педагогов по сенсорному воспитанию и развитию дошкольников, а также повышение уровня знаний у  родителей в области сенсорного развития

Проект №5. «Поделюсь секретом».

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка
  • Создавать возможности для  позитивной социализации детей, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Распространение опыта проведения тренинга «Развиваюсь, учусь, владею»  для детей направленного на повышение уверенности, развитию коммукативной сферы(в том числе диалогической и монологической речи),  в себе с целью реализации своих способностей

Мне, как руководителю по реализации проектов медиастудии пришлось применять весь свой административный опыт, для того, что бы работа авторского коллектива не стала рутинной, не переродилась в репликанство уже имеющегося опыта в педагогическом пространстве России.

С целью демонстрации наработанного материала были организованны семинары-практикумы для педагогов Лосиноостровского района, выступления детей со сценического пространства школьных зданий комплекса, участие материалов студии в различных конкурсах Москвы, России, создание дисков с методическими разработками, технологическими картами и сборник видеоматериалов.

Однако я пришла к выводу, что авторитарное  насаждение идей, приведёт лишь к без инициативному, посредственному  исполнению. В итоге миссия станет похожа на эмбрион без признаков жизнеспособности.

Именно поэтому,  на второй год существования медиастудии, работа авторов стала вестись в двух направлениях: экологический экспериментаниум и театральная медиастудия.

Несомненно, задуманный проект подвергся испытаниям времени, экономической ситуации. Он откорректирован творческим коллективом, однако он сохранил свою суть, доказал необходимость работы в данном направлении сегодня.

В начале второго полугодия учебного года получила электронное письмо от одного из авторов: « Добрый день! Все время думаю о нашем разговоре. Идея хорошая, если все оформить может кое-что получиться. Думаю нужно делать акцент на результаты. Ведь в каждом детском саду делают съемки, спектакли, гораздо лучше чем мы. Но мы свою работу так выстроили и в итоге имеем что-то. Когда я делала "Каролину", я видела какие метаморфозы происходили с детьми. Но я не смогу это описать теоретически, не моя специфика, могу обсудить с Машей, будет там почва для нее? Во второй группе очень интересные персонажи: есть: Витя Пучков, проявил небывалую инициативу, но в силу своих особенностей не смог везде участвовать, Дени, Сева Усов, который в наших глазах был самым ленивым ребенком в группе, для меня это теперь самый ответственный ребенок и т.д. Ведь год назад это была без инициативная группа, детей было трудно во что-то завлечь. Хорошо было бы нам узнать результаты деятельности наших воспитанников в школе. Ни просто насколько они успешны в учебе, а насколько они активны в школьной жизни. Хорошо бы иметь процент участия в конкурсах, концертах, олимпиадах и их коммуникативную сторону. И еще очень интересно узнать мнение родителей. Вторая группа целый год в каких-то репетициях, концертах , съемках. Кому-то это нравится, а кто-то может быть очень недоволен, ведь приняли участия не все дети, в силу разных обстоятельств, но самым решающим по-моему был факт посещения детей. Может нам провести анкету среди родителей, может это им вообще не нужно….»

Я подготовила анкету. Тесная творческая взаимосвязь воспитателей и родителей в процессе работы над материалами медиастудии выручила  нас. Родители с удовольствием откликнулись на опрос. Результаты впечатлили. По мнению родителей, каждый ребёнок успешен. Это измерялось не по шкале оценочной ведомости, а по наблюдению родителей за ребёнком - его межличностными отношениями.

Год выпуска_______________________________________________

вопросы

«+»-отлично            «0»-удовлетворительно           «-»-много неудач

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

 

Насколько благополучно общение ребёнка со сверстниками в классе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько успешно обучается ваш ребёнок по программе начального образования?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насколько Вы удовлетворены выбором вашего ребёнка дополнительных программ обучения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каков опыт участия вашего ребёнка в конкурсном движении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я понимаю, что там, где нет научного руководства,  инновация может быть только стихийной, а нам необходимо систематизировать работу. Хотелось бы иметь возможность  транслировать уже подготовленный  материал и реализовать будущие проекты, но я понимаю, что наша работа ещё мало продуманна в частностях. Пока это всего лишь хороший педагогический опыт во многом благодаря ретро введениям.

Наша работа пока является локальной, как и многие другие «инновации» дошкольного и начального школьного образования. Наше здание является скорее опытной педагогической площадкой. Но мы хотим, что бы она стала открывающей системной модификационной.

Мы надеемся на социальное партнёрство, что бы работа в едином инновационном пространстве дала возможность образования вертикальных связей.

Предлагаю ознакомиться с представленными материалами и педагогами их реализующими на странице социальной сети работников образования.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Ожегов «Толковый словарь русского языка»
  • О.Г. Прикот, В.Н. Виноградов «Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента»
  • Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Фёдоров О.В. «Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России» Издательство "Академия Естествознания", 2012 год ISBN 978-5-91327-164-8
  • «Инновационные технологии в образовании» М.С. Пацекина ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород(Опубликовано 10.11.2011 - 14:17 - Дюдина Марина Сергеевна)
  • Светенко Татьяна Владимировна, Галковская Ирина Васильевна, Яковлева Елена Николаевна «Стратегический менеджмент в образовании»
  • Ю. М. Жуков "Эффективность делового общения"
  • Работы американского психолога Джорджа Герберта Мида
  • International Encyclopedia of the Social Sciences COPYRIGHT 2008 Thomson Gale

 

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно эксперементируем. Наш новый проект "Дело было в Каролине". Он сделан в соавторстве с нашими воспитанниками.

http://nsportal.ru/user/309166/video

В этом проекте мы очень хорошо поработали и узнали много нового!

 «ДЕЛО БЫЛО В КАРОЛИНЕ».

Исполняется мальчиками хореографическая композиция «Дело было в Каролине».  По окончании танца ребята остаются на стульях, опираясь на спинки стульев, начинается чтение стихотворения..

Мистер Норд.  Вы любите ребята

                            Пересыпать песок?

                            В руках у вас лопата

                            Ведерко и совок?                        

Как нитка золотая,

У вас из кулака

Бежит струя густая

Прохладного песка.

(Поднимается).

Садовая дорога

Усыпана песком.

Но плохо, если много

Песка лежит кругом.

 

Мальчик.         Вот желтая страница – все прикладывают руку козырьком и смотрят по сторонам.

Пустынная страна.

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

Мистер Норд ставит ногу на стул и смотрит в бинокль, все повторяют за ним.

 Мистер Норд.          Неведомо откуда,

                                      Неведомо куда

                                       Бредут по ней верблюды -

                                      Степные поезда.

 

Мальчик.          Идут они в кочевье

Под музыку звонков.

Лежачие деревья

Растут среди песков.

 

Безлиственные сучья

К сухой земле пригнул

Живучий и колючий

Кустарник саксаул.

В это время мальчики встают со стульев и переворачивают ширмы. Мистер Норд, все так же смотрит в свой бинокль, обращается к зрителям:

Друзья, я вижу королевский дворец, и кажется, там день только начинается!

Звучит музыка, ТРЕК 2 « СЦЕНИЧЕСКАЯ ЗАСТАВКА».   Сцена «Пробуждения дворца», по окончании музыки ширма раздвигается, все персонажи спектакля находятся на своих местах: король по центру с одеялом потягивается, королева вышивает, молочница рисует на мольберте, корова играет в шахматы.

   Король.  Король его величество

                    Просил ее величество,

                    Чтобы ее величество

     Спросила у молочницы:

     Нельзя ль доставить масла

     На завтрак королю.

 

 Королева.    Придворная молочница

                             Сказала:

Молочница  - Разумеется:

                            Схожу, скажу корове

                            Покуда, я не сплю! –

 

Королева.           Придворная молочница

                             Пошла к своей корове

(с палитрою в руках идет к корове, рисуя, не поднимая глаз, спрашивает у коровы)

     И говорит корове,

     Лежащей на полу:

     - Велели их величества

     Известное количество

     Отборнейшего масла

     Доставить к их столу! -

 

   Королева:

Ленивая корова ответила спросонья:

    Корова

 - Скажите их величествам,

     Что нынче очень многие

     Двуногие, безрогие

     Предпочитают мармелад,

     А также пастилу! -

Молочница.

     Придворная молочница

     Сказала: - Вы подумайте! -

     И тут же королеве

     Представила доклад:

Делает реверансы

     - Сто раз прошу прощения

     За это предложение,

     Но если вы намажете

     На тонкий ломтик хлеба

     Фруктовый мармелад, -

     Король его величество,

     Наверно, будет рад! -

Королева.

     Тотчас же королева

     Пошла к его величеству

     И, будто между прочим,

     Сказала невпопад:

(Поправляет прическу, красит губы)

     - Ах да, мой друг, по поводу

     Обещанного масла...

     Хотите ли попробовать

     На завтрак мармелад?

Король:

     Король ответил:

     - Глупости! -

     Король сказал:

     - О, боже мой!! -

     Король вздохнул:

     - О, Господи! -

     И снова лег в кровать.

 

     - Еще никто, -

     Сказал он, -

     - Никто меня на свете

     Не называл капризным.

     Просил я только масла

     На завтрак мне подать! -

Королева:

     На это королева сказала:

     - Ну конечно!.. -

     И тут же приказала

     Молочницу позвать. – (хлопает в ладоши)

 

     Придворная молочница

     Сказала:

     - Ну, конечно! -

     И тут же побежала

     В коровий хлев опять.

Королева:

     Придворная корова

     Сказала:

Корова:

     - В чем же дело?

     Я ничего дурного

     Сказать вам не хотела.     Возьмите простокваши, (убирает шахматы и достает подносик).

     И молока для каши,

     И сливочного масла

     Могу вам тоже дать! -

 

     Придворная молочница

     Сказала:

     - Благодарствуйте! -

     И масло на подносе

     Послала королю.

 

 Король.    Король воскликнул:

     - Масло!

     Отличнейшее масло!

     Прекраснейшее масло!

     Я так его люблю!

 

     - Никто, никто,

- сказал он

     И вылез из кровати, - хором

     - Никто, никто,

 - сказал он,

     Спускаясь вниз в халате, - хором

 

     - Никто, никто,

 - сказал он,

     Намылив руки мылом, - хором

     - Никто, никто, - сказал он,

     Съезжая по перилам, - хором

 

     - Никто не скажет, будто я

     Тиран и сумасброд,

     За то, что к чаю я люблю

     Хороший бутерброд.

Из-за ширм выходит Мистер Норд и еще один ребенок, идут с разных сторон: читают по очереди.

Весело бродили
Я да ты со мной,

 Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались -
Что нам унывать?


Весело друг с другом
Встретимся опять!

ТРЕК 3 «РАДУГА».

 

Музыкально - литературная композиция «Дело было в Каролине»,

Состоит из трех миниатюр произведений С. Маршака «Желтая страница», «Баллада о королевском бутерброде», музыкально – хореографическая композиция «Дело было в Каролине». Постановка делалась в рамках проекта «Чистый город».

Работа  проводилась  несколькими блоками, последовательно и параллельно.

  1. Погружение в тему пустыни.
  2. Работа с моделированием пространства.
  3.  Знакомство с театром,  театрализованная непосредственная деятельность.
  4. Хореографическая работа.

Все блоки пронизывает тема экологии.

I .

«Погружение в пустыню» - предварительная работа перед разучиванием  «Желтой страницы». Данный текст сложен для детского исполнения, восприятия, поэтому требует особого внимания. Для данной работы достаточно выделить пару занятий.

Занятие №1.

Просмотр 4 мин. ролика «Пустыня», обсуждение. Затем предлагаю послушать песню Балакирева «Пустыня». Обсуждение характера :медленная, степенная, монотонная. Почему? Как, выдумаете, удобно идти по пескам? (Ответы детей), а на чем можно передвигаться в пустыни? Ответы: машины. Показывается ролик из передачи «Галилео» машины в пустыни. Обсуждение; делается вывод – вездеходы проедут по любым пескам, но если так  ездить на машинах, как мы видели, можно нанести вред природе: можно раздавить животных пустыни, так же двигатель машины загрязняет воздух и т.д. Альтернатива – верблюды, караван, (познакомить с понятием – караван).  Обсуждается тема, на сколько, человеку тяжело быть в пустыни, какие могут быть последствия, если человек там потеряется. 

Заключительный этап занятия : нужно представить, что было бы, если вся земля была покрыта пустыней. Посмотрите на земной шар:

рассматриваем земной шар, его воды, леса. Пустыня хороша на своем месте, что нужно делать, что бы наш шар оставался таким же красивым? Беречь планету.

Разучивание песни «Земля – наш дом».

Занятие №2 – обсуждение и повторение этих же тем. Более глубокое прослушивание песни Балакирева «Пустыня», добавляется произведение «Караван» Д. Эллингтона. Раскрывается тема: верблюд корабль пустыни.

Так же в ходе данной работы, воспитатель на прогулке с детьми обращает их внимание на песок, пересыпают его в руках, говорят о своих ощущениях, рисуют на песке и т.д.

После проведенной работы, детям предлагается посмотреть выступления их предшественников. Показываются  театральные миниатюры «Три зверолова», «Три подарка» С. Маршака.  в детском исполнении. (Просмотр вызывает интерес у детей, они узнают своих старших товарищей, все проявляют инициативу).

Дети с моей подачи как бы придумывают сюжет. Мы решаем ехать на машине в путешествие. Обыгрываем ситуацию – едим на машинах и слушаем песню «Дело было в Каролине». Контрольный вопрос – что случилось? Ответ: Мы застряли в пустыни?

- Какая пустыня? – ответы детей. Предлагаю художественное  чтение «Желтая страница». Вместе с детьми обсуждаем интонацию, выразительность, желающих исполнять. Пробуют все.

Выстраиваем далее сюжетную линию. Мистер Норд взял бинокль, стал смотреть в даль, что он увидел? (Думаем, фантазируем) Варианты детей…. Нужный вариант королевский замок. Это может быть реальный дворец, может быть мираж, как решит группа. В своем путешествии мы встретили много друзей, весело и интересно провели время. В конце прогулки все герои наслаждаются радугой.

Плавно переходим ко второму блоку.

                                      II.

«Баллада о королевском бутерброде».

Показ программы будильник 1980г. Отрывок «Балла о королевском бутерброде». Обсуждаем, что мы увидели.  Какого короля? (Дети были просто поражены, тем, что король хочет на завтрак масло. Поэтому прошла беседа о пользе сливочного масла, и особенно масло вкусное свежее, когда его изготовляют дома от своей коровки. Как важно, что бы коровки кушали чистую, сочную, траву. Король очень берег свое королевство, его природу, зеленую травку, поэтому и любил на завтрак сливочное масло.) Детям, в увиденной постановке, король очень не понравился, он был капризный, эгоистичный, не благодарный. Ребята решили делать короля благодарным, покладистым, любезным.  Обсуждаем  режим короля, чем он может заниматься днем, продумываем каждому герою занятие.

Далее распределение ролей. Была задача задействовать всех детей группы. Поэтому появились девочки с метелками, поварята и рабочие сцены. На рабочих сцен была возложена огромная задача, от них зависела вся постановка – они моделируют спектакль, определяют точки работы актеров. 

Подходит третий блок, работа этого этапа будет идти параллельно со вторым, большая часть работы проходит в группе с воспитателем. В этом блоке ребята учатся моделировать пространство. Мы их знакомим с  устройством сцены: правая, левая кулиса, зрительный зал и т.д.

         В постановке была задача сделать пустыню, а затем превратить ее в королевский замок. Было решено сделать две легких, переносных трехстворчатых ширм. Ширмы оказались высоковаты для детей, вызывали трудность в моделировании. Но это позволило решить еще несколько задач таких как: взаимовыручка, помощь друг другу и ответственность, не подвести своих товарищей.

         Работа над моделированием:

  1. Показ в зале на ширмах.imageimageimage
  2. Работа на бумаге: рисовали схемы, глядя на ширмы:
  • imageimageimageimageimageimageimageimageimageimage  

 

    
 image
  image
 

 

imageИ т.д.

  1. Моделировали схемы из палочек, карандашей.
  2. Затем показывали карточку со схемой, дети выставляли ширмы.

Параллельно отрабатывалась театрализованная деятельность. 

Совместно с детьми продумываются образы:

Беспечная королева, строгий король, легкомысленная корова, очень занятая молочница.

Продумывая конец, мы решили сделать в конце радугу, это была идея ребят. Поскольку всю работу сопровождали беседы на тему экологии, детям очень хочется видеть нашу планету красивой.

Таким, образом, Мистер Норд закончил свою прогулку в кругу друзей.

В заключении.

Работа вызвала у ребят большой интерес, но так же и много трудностей. Как я уже говорила, особую трудность, вызвало создание сценического пространства. Но освоив его, дети выходили без дополнительных репетиций на разные площадки, сцены и смело выступали. Так же постановка из различных миниатюр очень удобна в исполнении, т.к. каждая может существовать отдельно, не зависимо друг от друга. Мы так и делали: сегодня показываем пустыню, сейчас показываем бутерброд.        Т.е. зафиксированные точки пространства всегда служат опорой для детей в выступлении.

Поскольку работа проводилась в первой половине года, считаю, что не все удалось. Например, исполнение «Желтой страницы» смотрится на видео достаточно тяжело. Но зато результаты в развитии детей были на лицо. Группа, в которой проводилась работа, была безынициативной, не проявляла интерес какой-либо деятельности. О каких-то участиях в конкурсах или концертах не было и речи. Утренники для ребят была тяжелой повинностью. И что мы теперь имеем? Ребята проявляют интерес к любому проявлению творчества, с удовольствием выступают на концертах. Любой материал им дается с легкостью, группа работает в очень быстром темпе, иногда роли дети берут на себя сами, взрослый не успевает даже подумать, кто кем будет,  а работа уже кипит.  Т.е. дети стали самостоятельны, уверены в себе и материал для работы подбирается очень тщательно, поскольку их уровень стал высоковат, и детсадовский репертуар не приносит удовлетворения. 

 

Мы стали Дипломантами окружного этапа фестиваля искусств "Карусель", победителями всероссийского конкурса "Звездное сияние".

. https://www.youtube.com/watch?v=nY1sMjVXH2c  , http://nsportal.ru/video/2017/05/lyubimye-stranitsy,

А теперь о том, как мы это делали:

 

 

Я использую в своей работе для развития навыков самопрезентации дошкольников театрализованную деятельность. Особенность этой деятельности заключается не в постановке каких-то сказок, спектаклей и мюзиклов, а в драматизации каких-то небольших миниатюр, этюдов. Эта работа не сводится просто к разучиванию каких-то декламаций, стихов. К ребенку мы подбираемся ни один год, мы готовим его к этой деятельности 2-3 года, все эти годы мы входим в его доверие, мы создаем специальную среду.   Речь идет о моделировании специфически-творческого,  равноправного разновозрастного сообщества, показателем которого станет особая культура образовательного пространства, организованного педагогом вместе с воспитанником, а не пространства, которое организуется  воспитателем  для дошкольника с целью трансляции ему культурных норм и ценностей. Иными словами, я должна втянуть ребенка в творческую деятельность, так, чтобы он чувствовал себя полноценным участником этого процесса, и был соавтором, а не попугаем, который все повторяет за взрослым. Сначала он со своей уникальностью, а потом только я. Напряжение творчества, характеризующее сотворчество педагога и ребенка,  позволяет создать своеобразный педагогический процесс: со-развития, со-творчества, со-трудничества, со-знания и со-чувствия. Тогда наш ребенок начинает красиво говорить, двигаться, петь. Я предлагаю несколько практических работ, которые помогают создать подобную среду, не требуют больших усилий от ребят и педагогов, но всегда интересны детям и взрослым. Эти миниатюры можно ставить в любом помещении. Не обязательна с цена и  занавес. Создается сценическое пространство. В данном случае создается вид лесной лужайки: два дерева – дают ширину сцены, мостик центр, где-то между деревьями пенек. Эти предметы создают сценическое пространство, где каждый участник спектакля должен находиться. Ребенок на сцене не должен быть статичен, у него обязательно должен быть продуман  маршрут движения или набор жестов в определенном месте. Вот здесь нужно постараться, что бы ребенок придумал это сам, или мы должны сделать так, что бы не было никакого сомнения, что это его идея. В этом и заключается соавторство.

Миниатюры Маршака «Любимые страницы».

Используются стихи С. Маршака «Зеленая страница», «Три зверолова», «Три подарка».
Звучит увертюра (из мультфильма Незнайка на Луне) . 
Участвует два взрослых, ребенок-ведущий, и все дети одевают элементы костюмов, создавая неразбериху и сету. Создается сценическое пространство. Заканчивается музыка, ведущий ребенок вздыхает с облегчением и объявляет: Самуил Маршак, любимые страницы.
                        1-ая картина
Ведущий.      Эта страница зеленого цвета,
                        Значит, на ней постоянное лето.
                        Если бы здесь уместиться я мог,
                        Я бы на этой странице прилег.
Звучит полька, начинается танец «Цветочки», с участием божьей коровки, стрекозы и 2-ух бабочек.
Музыка замолкает, цветы замирают, выступает стрекоза.
Стрекоза.    Бродят в траве золотые букашки.
                        Вся голубая, как бирюза,
                        Села, качаясь, на венчик ромашки,
                        Словно цветной самолет, стрекоза. 
Стрекоза замирает, выходит божья коровка. 
Божья Коровка.      Вон темно-красная божья коровка,
                                     Спинку свою разделив пополам,
                                    Вскинула крылья прозрачные ловко
                                     И полетела по божьим делам.
Вылетают бабочки. 
 
1-ая бабочка.           Вот в одинаковых платьях, как сестры,
2-ая бабочка.           Бабочки сели в траву отдыхать.
1-ая бабочка.           То закрываются книжечкой пестрой,
Вместе.                       То, раскрываясь, несутся опять...
Звучит музыка, насекомые начинают танцевать, но всех останавливает ведущий – ребенок.. 
Ведущий.  Тише, тише, прошу вас! Сюда идут звероловы, прячьтесь скорей.
Цветы и насекомые убегают. 
                                     2-ая картина. 
Ведущий.  Три зверолова. 
Дети звероловы въезжают под музыку на «лошадках». Читая это стихотворения. Дети передвигаются: один выглядывает из-за дерева, когда он идет вперед, другой пятиться назад, третий сидит на мостике и т.д.
 1-й Зверолов. 
                       Три смелых зверолова
                                   Охотились в лесах.
                                  Над ними полный месяц
                                  Сиял на небесах.
 
       2-й зверолов.                 - Смотрите, это - месяц!
                                                   - Зевнув, сказал один.
       3-й зверолов.                 Другой сказал: - Тарелка! -
       1-й зверолов.                 А третий крикнул: - Блин!
 
            2-й зверолов.           Три смелых зверолова
                                                Бродили целый день,
                                                  А вечером навстречу
                                                   К ним выбежал олень.
 
             3-зверолов.             Один сказал: - Ни слова,
                                     В  кустарнике олень! -
             1-зверолов.             Другой сказал: - Корова! -
             2-й зверолов.         А третий крикнул: - Пень!
 
3-й зверолов.                        Три смелых зверолова
                                       Сидели под кустом,
                                                    А кто-то на березе
                                                Помахивал хвостом.
 
 2-зверолов.                        Один воскликнул: - Белка!
                                     Стреляй, чего глядишь! -
  1-й зверолов.                    Другой сказал: - Собака! -

3-й зверолов.                       А третий крикнул – Мышь!.

Звероловы так же уезжают.

3-я картина.

Выходит ведущий, показывает в одну сторону знак Тише!, в другую и говорит «Вы слышите».

Звучит старинная музыка «Минуэт», появляются три мальчика и девочка. Они танцуют. Музыка замолкает, девочка объявляет

         «Три подарка».

1-й мальчик. - Полдюжины булавок
                         Я вам преподношу
                         И быть моей женою
                         Покорно вас прошу.
                        Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
                        И будете моей женой!

Девочка. -   Полдюжины булавок
                      От вас я не приму,
                      Полдюжины булавок
                     Нужны вам самому.
                      Плясать вы не пойдете со мной, со мной, со мной,
                      И вашею не буду я женой!

2-й мальчик  -   Хрустальный колокольчик
                            Дарю я вам, мой друг.
                            Когда проснетесь ночью,
                             Будите ваших слуг.
                             Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
                             И будете моей женой!

Девочка. -     Хрустальный колокольчик
                        От вас я не возьму.
                        Ваш глупый колокольчик
                         Не нужен никому.
                         Плясать вы не пойдете со мной, со мной, со мной,
                        И вашею не буду я женой!

3-й мальчик. - Принес я вам колечко -
                        Любви последний дар, -
                         Алмазное колечко
                       И бархатный футляр.
                      Надеюсь, вы пойдете плясать со мной, со мной
                        И будете моей женой!

Девочка. - Мне нравится колечко,
                    Горит оно, как жар.
                     Оставьте мне колечко
                   И бархатный футляр.
                   Могу я вам позволить плясать со мной, со мной
                  И вашею согласна быть женой!

1-й мальчик - Полдюжины булавок
                         Принес я в первый раз
                           И очень огорчился,
                        Услышав ваш отказ.

2-й мальчик.  Хрустальный колокольчик
                         Потом я вам принес.
                          Меня своим отказом
                          Вы довели до слез.
3-й мальчик.    Теперь принес колечко -
                           Любви последний дар.
                            Вы приняли колечко
                           И бархатный футляр.
                           И замуж вы согласны пойти на этот раз,                                                                        Да я-то не женюсь на вас!

Звучит музыка, весь коллектив выходит на поклон.

Музыкальная миниатюра «Мы дети столицы»

Используются стихи С.Михалкова «А что у вас».
С.Маршак «Красная страница»

Звучит музыка, выносится оборудование для исполнения стихотворения «А что у вас». (физкультурные модули, которые изображают дом, мягкая детская мебель, дети все делают сами) Звучит песня «А я иду,  шагаю по Москве» - исполняется хореографическая композиция. В ней учувствуют 4 девочки с зонтиками, 4 девочки с колясками, 4 мальчика с машинами. В конце песни на проигрыш все участники композиции двигаются по заданным направлениям, затем оставляют свои игрушки присаживаются на свои места. Постовой выходит в центр и читает:

Постовой: Кто на лавочке сидел,

                   Кто на улицу глядел,

                   Толя пел,

                   Борис молчал,

                   Николай ногой качал.

Отходя в сторону, продолжает:

                   Дело было вечером

                   Делать было нечего.

                   Галка села на заборе,

                   Кот забрался на чердак

                   Тут сказал ребятам Боря

Снимает головной убор, кладет на руку:

                   Просто так:

Боря. - А у меня в кармане гвоздь!

         А у вас!

Др. ребенок. (с противоположной стороны) - мальчики Вова  и Коля:

  1. А у нас сегодня гость!

А у вас?

Девочка прыгая в классики на середину зала, громко:- Ната

         А у нас сегодня кошка

         Родила вчера котят.

         Котята выросли немножко.

         А есть из блюдца не хотят!

Дети выглядывают с разных сторон модулей

  1. А у нас в квартире газ!

А  у вас?

  1. А у нас водопровод!

Вот!

Ребенок по центру за модулями.

  1. А из нашего окна

Площадь Красная видна!

              А из вашего окошка

             Только улицы немножко.

Ребенок из-за ширмы.

  • Мы гуляли по Неглиной.

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Призеленный красный шар!

Боря.   - А у нас огонь погас

  1. Это раз!

Грузовик привез дрова

Это два!

А в — четвертых — наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

называется -  пилот!

Дети, которые выглядывали   с разных сторон модулей. Один выходи к центру:

С лесенки ответил Вова:

  1. мама- летчик?
  2. Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама — милиционер.

Коля выходит

  1. А у Толи  и у Веры

Обе мамы — инженеры?

А у Левы мама повар? (Лева по центру ребенок)

Мама- летчик

  1. Что ж такого!

Ната, подходит к ребятам:

  1. Всех важней, - сказала Ната,
  2. Мама — вагоновожатый,

                   Потому что до зацепы

                   Водит мама два прицепа.

Нина, девочка, сидящая отдельно с коляской и куклой:

                   И спросила Нина тихо:

  1. Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

 

Вова и Коля:

         Летчик водит самолеты

  1. Это очень хорошо!

Ната и Нина:

         Повар делает компоты

  • Это тоже хорошо!

Лева:

         Доктор лечит нас от кори

Ребенок из-за ширмы:

         Есть учительница в школе.

Хором:

         Мамы разные нужны.

         Мамы разные важны.

Звучит музыка, все дети оставляют игрушки, уходят за декорации.

Постовой выходит на центр баннера и говорит, одевая головной убор:

                   Дело было вечером,

                   Спорить было нечего.

Звучит музыка, меняется декорация,  исполняется стихотворение "Красная страница" С.Маршака. Читает одна девочка, две последние строчки громко говорят дети из-за модулей и машут с флажками,  затем все выходят из-за модулей начинается упражнение с флажками "Милая Москва" под песню Юдахиной.  

В конце все участники выходят на поклон.

 

Мы учавствоволаи в конкурсе "Я покажу тебе Москву" и совершенно неожиданно у нас получился очень интересный фильм. О том, как это было!

Наш фильм, как мы думали, не требует особой подготовки, конечно, был составлен план, мы изучили представленный алгоритм видеосъемки, подготовили стихи о нашем замечательном парке, вступительные речи. Наступил запланированный съемочный день,  и работа закипела. Все складывалось не  в нашу пользу: выход затянулся, пока мы высокопарно читали стихи, дети из-зо всех сил слушали и думали, ну вот такого   у нас еще не было, и пытались выполнять наши инструкции. Наконец-то мы вышли, дошли до парка. Время шло, дети уставали, наши речи их уже не трогали, за 2 часа мы отсняли две остановки, и уставшие пришли в сад. Конечно, впечатления у детей остались от прогулки, но фильм не получился. Просмотрев отснятый материал, мы поняли, что каждый должен разработать свою линию работы, продумать, что в нее внести. Но самый главный вывод был таков – мы взрослые и дети должны быть равноправными участниками процесса. Нам нужно создать такие условия, что бы ребенку пришлось ни просто обучаться играя, а играть с нами с большим удовольствием. Для этого мы включили подвижные игры – парашют, «Посади самолет на льдину», сцену с пиратами. Все эти игры вызывали целые дискуссии, но как показала практика -  в споре рождается истина. Были полностью пересмотрены содержания остановок, в каждой остановке и игре было предусмотрено   место для импровизации, т.е. в любой момент мы могли уйти от нашего сценария и идти за главными его участниками – детьми. Так же просмотр первого материала показал, без музыкального оформления не обойтись. Ведь, что фильм делает очень хорошим фильмом? Конечно музыка. Проведя, соответствующую подготовительную работу, мы рискнули отснять материал еще раз. Ура, работа пошла как по маслу, ребята работают, включаются, реагируют, всегда есть обратная связь. И вот уже последняя остановка, все полны сил и энергии, времени достаточно… и сколько эмоций. Наши цели были достигнуты, дети усвоили много новых знаний  и закрепили пройденные знания, научились общаться,  не боятся новых мест. А самое главное полюбить свой парк. Уходя каждый сказал – «Я приду сюда с мамой».

 

Сцена «Пираты»

Дети стоят под кораблем с ними бабушка пират. Танец начинает бабушка пират или ребенок (смотрим как получится). (А.В. показывает танец в стороне, но во второй части присоединяется к команде, т.к. танец продолжается вокруг бабушки пирата). 

Оттанцевали.

Бабушка Пират. О дорогие мои внучки, что-то вид у вас не очень пиратский,  где ваше оружие?

А.В. Дорогая бабушка,  Ни к чему мне оружие. Да и вообще, мы пираты – не только разбойничать можем, мы можем открывать новые земли, путешествовать, знакомиться с новыми людьми, наслаждаться морем… пираты – Мы искатели счастья!

Бабушка Пират! ТО же мне искатели счастья! Счастье будет когда вы найдете сокровища!

А.В. Какие сокровища!

Бабушка Пират.

А те, которые моя бабка-пиратка, ваша пра-пра бабка – спрятала на острове Черепахи? Что? Интересно? Вот оно счастье (достает карту…) сокровищааааааа! Внучки мои дорогие, порадуйте бабушку, найдите этот сундук.

. А В. Друзья, это же новые приключения, море, чайки. А не порадовать ли нам нашу бабушку! (ответы детей).

Бабушка Пират. Спасибо, милые, соколики. Ступайте на корабль, а я останусь дома лечить свой ревматизм.

А.В. Дорогие друзья, поднимаемся на корабль, полный вперед! (Дети поднимаются на корабль и наверное А.В. то же, если мы захотим провести следующую игру)

Игра «Свистать всех наверх!».

Лево руля! - шаг влево.

Право руля! - шаг вправо.

Нос! - шаг вперед.

Корма! - шаг назад.

Пушечное ядро! - все приседают.

Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.

Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.

Свистать всех наверх! – по ладошке хлоп.

  Затем в «бинокль» смотрим-

А.В. Прямо по курсу вижу землю, да это же остров «Черепах»! Отдать концы. Спустить якорь! Все на землю.

(Все спустились на площадку, рассматриваем карту и идем к дереву, где висит загадка).

А.В. Дорогие мои братья, по нашей карте мы найдем сундук с сокровищами, но что бы открыть этот сундук, нам понадобятся  ключи. А ключи мы с вами получим за каждую отгаданную загадку. Слушайте внимательно:

 

Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
(ПАРУС)

 

Плаваю на корабле,

Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
Cудно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
(ЯКОРЬ)

А.В. Молодцы, вот наш первый ключ. Отправляемся дальше, карта говорит, что нужно идти туда (к песочнице)  Ищем следующую загадку. (Роемся в песке, нашли).

Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно ...
(КОК)

А.В. Мы получаем еще один ключ и движемся дальше. (Подходим к горке, находим еще одну загадку, допустим осенний листик бумажный).

Слушаем еще одну загадку.

 Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель.
(НЕПТУН)

А.В. Вот наш последний ключ, где-то здесь спрятан наш сундук, (пока отгадывали загадку, кто-то из взрослых подсунет  рядышком сундук))))):

Дети находят сундук. Ура!!!!!!!!!!!!!!

А.В. Друзья, сейчас мы откроем наш сундук! Сундук кладется на землю, раскладываются ключи во круг, произносятся хором волшебные слова:

 Карамбу-марабу, пах-пах-пах

Марабу-вармбу, фух-фух-фух.

 

Смотрите, сундук открылся (конечно, крышку открывает взрослый, и в сундуке настоящие сокровища и золотые шоколадные медали).

Конец.

 

 

 

Пояснительная записка к реализации проектной деятельности дошкольников через музыкално-литературную композицию.

 

Музыкально-литературная композиция представляет собой направление работы, которое включает в себя разные виды деятельности (театральную, музыкальную, вокально-хоровую) с целью создания творческих ситуаций для всестороннего развития личности ребенка. Музыкально-литературная композиция или театр миниатюр может выступать как самостоятельный проект, так и частью каогог-то долгосрочного группового проекта на любую интересующую тему в которм работает несколько специалистов. Работа проводится со старшими дошкольниками (подготовительными группами). Так в нашем учреждении было реализовано несколько проектов, в рамках которых родились театрализованные номера: “ А что у вас?” С. Михалков ( https://www.youtube.com/watch?v=sv_FLP6Ix0o&t=7s) , это композиция стала частью проекта “Проффесия моей мамы”, Белорусская сказка “Лехгий хлеб” - часть проекта “Хлеб всему голова”(https://www.youtube.com/watch?v=0QH87q5GwMA ), театр миниатюр “Мы в ответе за тех, кого приручили” , как самостоятельный литературный проект “Пластика слова” по детской поэзии А. Барто(Фрагмент https://www.youtube.com/watch?v=oXUsE4Se5Gk ).

Особенностью работы при создании музыкально-литературных комопозиций заключается в своей простоте, т.к. это не постановка спектаклей и мюзиклов, а драматизация небольших миниатюр, этюдов. Конечно эта работа не сводится просто к разучиванию каких-то декламации стихов. К ребенку мы подбираемся ни один год, мы готовим его к этой деятельности 2-3 года, все эти годы мы входим в его доверие, мы создаем специальную среду. Речь идет о моделировании специфически-творческого, равноправного разновозрастного сообщества, показателем которого станет особая культура образовательного пространства, организованного педагогом вместе с воспитанником, а не пространство, которое организуется воспитателем для дошкольника с целью трансляции ему культурных норм и ценностей. Иными словами, я должна втянуть ребенка в творческую деятельность, так, чтобы он чувствовал себя полноценным участником этого процесса, и был соавтором.Сначала он со своей уникальностью, а потом только я. Напряжение творчества, характеризующее сотворчество педагога и ребенка, позволяет создать своеобразный педагогический процесс: со-развития, со-творчества, сотрудничества, со-знания и со-чувствия. Тогда наш ребенок начинает красиво говорить, двигаться, петь.

Так же для постановки музыкально-литературной композиции или театральной миниатюры необходимо создать сценическое пространство – создаются детали, которые погрузят участника в атмосферу произведения и вам не понадобятся занавес и сцена. Для этого я сделала ширмы из пластиковых труб, и декарирую их в зависимости от содержания миниатюры, они выполняют роль кулис. Так же добавляю разные детали, которые дети смогут обыграть. Это позволит ребятам легко ориентироваться в простарнсве, выступать на разных площадках. Ребенок продумывает свое нахождение на “сцене”, создает жизнь своего героя. В этом и заключается соавторсто. Вот здесь нужно постараться, что бы ребенок придумал это сам, или мы должны сделать так, что бы не было никакого сомнения, что это его идея.

Цель работы.

Создание творческих ситуаций с целью развития творческих способностей детей, в соответствии с возрастными особенностями дошкольника и формирование его художественно-эстетического вкуса средствами детской поэзии и формирование звуковой стороны речи. А слух развиваемый приемами выразительного чтения, особенно по средствами сознательного отношения к слушаемым словам, несомненно, содействует широкому развитию ребенка. Изучение живого слова в виде выразительного исполнения детской поэзии служит могучим средством умственного развития детей и нравственного воздействия на них. Следовательно, важно как можно больше привлеч к этой работе детей, пропустить их через эту деятельность.

Актуальность проблемы:

Актуальность проблемы формирования навыков речевой деятельности старших дошкольников определяется задачами и требованиями ФГОС.  В этих  документах акцентируется внимание на необходимости формирования духовно богатой личности, развития творческого потенциала учащегося, повышения его речевой культуры.

Кто желает учиться читать, тот, по словам Легуве, должен в то же время учиться и говорить. Поэтому возникает необходимость в детском саду организовать синтез художественной-эстетической деятельности, направленную на развития гармоничной речи и творческой самореализации воспитанника. Следовательно всегда будет актуально включение музыкально-литератруной композиции в проектную деятельность дошкольника или создание самостоятельных театральных проектов.

Общие задачи при постановки музыкально-литературной композиции.

- Создавать условия для игры воображения, развивать эту способность.

- Осуществлять знакомство с театральным искусством и актерским мастерством.

- Организация специфических творческих игр, формирующих чувства пространства, (в том числе и сценического) сотрудничества,