Главные вкладки

    Мой класс

    5 "А"

    В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

    Навигация

    5 "А" класс

    В классе обучается 25 человек: 13 мальчиков и 12 девочек. Основной состав (22 человека) – это воспитанники нашей школы, перешедшие в 5-й класс. Два новых ученика прибыли в этом году: Никитин Даниил и Коляда Даниил.  Вновь прибывшиеся быстро влились в коллектив, освоились и подружились с остальными ребятами.

    Большая половина детей класса воспитывается в полных семьях, а вторая половина в неполных, 3 ребенка – из многодетных семей. Условия жизни детей в семьях удовлетворительные. Большинство обучающихся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

    Большая часть класса, кроме 4-х учеников получают горячее питание в школьной столовой.

    В результате наблюдения за поведением обучающихся, индивидуальных бесед с детьми и родителями, можно сделать вывод, что большая  половина детей мотивированы на обучение, имеют адекватную самооценку и  достаточно высокий уровень воспитанности.

    В классе преобладает хорошее настроение, позитивное отношение к учебе. Но у некоторых учеников класса имеются проблемы с усидчивостью, которая сказывается на отставание в  учебе и  не систематическое выполнение домашнего задания. Этих учащихся не всегда могут и успевают  контролировать дома: Катичев Александр, Колобов Данила, Роа Виктория, Фомин Александр. На уроках дети не всегда достаточно внимательны и активны, отвлекаются на любые мелочи и трудно включаются в рабочий ритм урока.

    В классе отличаются старательностью и аккуратностью (Кузьмина Дарья, Макарова Виктория, Смирнов Артем,  Халеева Надежда, Баринова Дарья, Никитин Даниил, Поварова Анастасия).      Трое обучающихся (Колобов Данила, Хизовец Андрей, Святкин Илья) не могут самостоятельно организовать учебную работу.

    По итогам первой четверти в 5А классе 13 хорошистов и 1 отличница  (Кузьмина Дарья), Баринова Дарья закончила с одной четверкой по русскому языку. Есть ученица, которая по итогам первой  четверти  получила одну четверку по математике (Макарова Виктория). Количество хорошистов осталось прежним.

    Среди обучающихся расширенным кругозором и повышенной любознательностью отличаются (Никитин Даниил, Кузьмина Дарья, Кузнецов Степан). Эти ребята пользуются авторитетом в классе, к их мнению прислушиваются, с ними хочет дружить большинство учащихся класса.

    Поведение, в целом, у ребят в классе хорошее. Общий эмоциональный фон – ровный и спокойный. Дети сдружились между собой, стали терпимее друг к другу. Но сплоченного коллектива еще нет.

    Есть обучающиеся, которые, имеют проблемы с поведением в классе. Они нарушают дисциплину не только во время перемен, но иногда и на уроках, это: Хизовей Андрей, Святкин Илья, Фомин Александр. С ними неоднократно проводились беседы и  приглашали  их родителей в школу.

       У некоторых ребят недостаточно развита самокритика, они более требовательны к другим, чем к себе. Но большая часть учеников класса  всегда готова прийти на помощь своим одноклассникам, успокоить, пожалеть. И большинство учеников хотят и  принимают активное участие в общественной жизни класса.

    Учащиеся 5 А класса занимаются в школьных  и городских объединениях дополнительного образования.

    Все мероприятия и проблемы решаются коллективно на классных часах. Стараемся планировать, обсуждать и оценивать работу как всего класса в целом, так и работу каждого ребенка.

     

     

    Новости

    Авезова Ольга Георгиевна

    1. Конкурс новогоднего дизайна
    «Новогодний серпантин»:

    В конкурсе принимают участие учащиеся образовательных учреждений района, с 1 по 11 класс по возрастным группам - 1 – 4 класс, 5 – 9 класс, 10 – 11 класс.
    Учащиеся выполняют объемную композицию с применением техники - бумагопластика, коллаж, изодизайн, лоскутная техника с использованием ватмана, цветной бумаги, декоративной пленки возможно применение сухоцветов, шишек, искусственных цветов и веток, елочных украшений (кроме электрических гирлянд), краски, ткани и др.
    Предлагаемые темы/номинации работ: «Рождественский венок»; «Дизайн Новогодних украшений для классной комнаты»; «Новогодняя фантазия – 2018»; «Елочная игрушка» на елку дома, в классе/школе.

    На школьный конкурс принимаю по три лучших работы от класса, не больше. Срок - до 15 декабря.

    2. конкурс новогоднего дизайна
    «Новогодняя открытка»
    (с обязательным авторским стихотворением)

    В конкурсе принимают участие учащиеся образовательных учреждений района, с 1 по 11 класс по возрастным группам - 1 – 4 класс, 5 – 9 класс, 10 – 11 класс.
    НОМИНАЦИИ:
    • открытка в технике: объемная бумагопластика, квиллинг, декупаж
    • открытка в технике: аппликация,
    • живописное изображение,рисунок, графика
    • объемная композиция (материалы для техники коллажа)
    • мультимедийная открытка.
    формат открытки не должен превышать А4 (альбомный лист), открытка должна быть преимущественно двухсторонняя (формат А3 сложенный пополам), внутри открытки обязательно наличие авторского стихотворения – поздравления с новым годом.

    На школьный конкурс принимаю по одной лучшей открытке от класса, не больше. Срок - до 15 декабря.

    ЭТИКЕТКА
    НОМИНАЦИЯ: «»
    название работы: «»
    Ф.И. ребенка, возраст
    МБОУ "Школа №64", школа, класс
    Педагог Ф.И.О.

     

    Самоуправление 5 «А» класса:

     

    1.Центр управления:

     

    Кузьмина Дарья – староста класса

    Логинова Виктория– заместитель старосты класса

     

    учебно-дисциплинарная комиссия:

     

    Баринова Дарья, Макарова Виктория – ответственные за учебу

    Смирнов Артем, Никитин Даниил – ответственные за дисциплину

     

    санитары-озеленители:

     

    Горохова Анастасия, Елагина Екатерина, Дурасова Екатерина

     

    пресс центр, редколлегия:

     

    Поварова Анастасия, Халеева Надежда

     

    культурно-досуговый центр:

     

    Назаров Илья, Панова Анастасия

     

    трудовая бригада:

     

    Свякин Илья, Хизовец Андрей,Фомин Александр,

       Колобов Данила,

     

    спортивная команда:

     

    Катичев Александр, Роа Виктория.

     

     

     

    Классный руководитель Авезова О.Г.

    учитель математики и технологии Климкова Т.Ю.

    учитель русского языка и литературы Маврина Е.Н.

    учителя английского языка Данилина Т.А., Макарова М.В.

    учитель биологии и экологии Авезова О.Г.

    учитель геграфии и экономики Староверова Н.Н.

    учитель ОБЖ Громов Н.Е.

    учитель информатики Клюжина Н.Б.

    учитель истории Шибалова Ю.А.

    учитель ИЗО и технологии Зайцев В.И.

    учитель физической культуры Болдырев И.А.

    учитель музыки Бугорникова Т.Е.

     

     

    Участники школьных  олимпиад по биологии, литературе.Участники школьных конкурсов.

    Баринова Дарья Денисовна

    05.09.2006

    Горохов Денис Алексеевич

    26.07.2006

    Горохова Анастасия Алексеевна

    26.07.2006

    Гребнева Карина Владиславовна

    04.05.2006

    Демин Владимир Александрович

    17.11.2006

    Дурасова Ксения Николаевна

    20.12.2006

    Елагина Екатерина Алексеевна

    18.06.2006

    Катичев Александр Константинович

    18.08.2006

    Колобов Данила Андреевич

    14.03.2006

    Коляда Даниил Андреевич

    11.03.2006

    Кузнецов Степан Андреевич

    29.04.2006

    Кузьмина Дарья Дмитриевна

    15.06.2006

    Кулиш Ольга Андреевна

    30.10.2006

    Логинова Виктория Дмитриевна

    18.07.2006

    Макарова Виктория Сергеевна

    22.10.2006

    Назаров Илья Михайлович

    31.07.2006

    Никитин Даниил Викторович

    03.05.2006

    Панова Анастасия Игоревна

    19.10.2006

    Поварова Анастасия Андреевна

    05.08.2006

    Роа Виктория Владимировна

    03.11.2006

    Святкин Илья Алексеевич

    15.10.2006

    Смирнов Артём Романович

    14.05.2006

    Фомин Александр Сергеевич

    11.07.2006

    Халеева Надежда Ивановна

    06.02.2006

    Хизовец Андрей Анатольевич

    21.10.2005

     

    ФГБУ «Государственный заповедник «Керженский»

    приглашает приять участие в Межрегиональном эколого-просветительском проекте «Письма животным»

    Реализация проекта запланирована в рамках приоритетной программы «Дикая природа России: сохранить и увидеть».

    В ходе проекта «Письма животным» дети пишут письма интересующим их животным, в том числе – редким и исчезающим видам, обитающим в Керженском заповеднике. Лучшие письма по итогам отбора получат ответы и будут направлены для участия во всероссийском этапе проекта.

    Цель проекта: формирование бережного отношения к природе и окружающему миру, вклад в поддержку и сохранение биоразнообразия, представления о важности роли ООПТ в сохранении природы как «дома» животных.

    Проект «Письма животным» является игровым, и в то же время, в его основе – научные понятия, примеры, взятые из учебников по основам экологии, позволяет объяснить детям достаточно сложные понятия в доступной для них форме.

    Реализация проекта в дошкольных образовательных учреждения и в школах будет стимулировать интерес к живой природе, к представителям фауны своих регионов. Тем самым будет сделан еще один шаг в направлении воспитания бережного отношения к природе своего края.

    Проект «Письма животным» позволяет вовлечь в решение проблем биоразнообразия и привлечь внимание к ООПТ родителей и других членов семей. Вместе с детьми взрослые ищут необходимую информацию для того, чтобы правильно определить «адрес» (местообитание) того или иного вида, выяснить его «профессию» (экологическую нишу).

    В рамках проекта образовательные учреждения могут создать специальные уголки с почтовым ящиком.

    Участники: федеральные ООПТ, образовательные организации, центры дополнительного образования, детские библиотеки.

    Аудитория проекта: дети дошкольного возраста с 6 лет, школьники 1-5 классов, члены их семей.

    Оформление работ: работа должна состоять из: 1. Письма животному (можно дополнить письмо рисунком на этом же листе). После текста письма должна следовать подпись с указанием фамилии, имени и возраста ребенка. 2. Конверта с указанием «адреса» и вида животного (см. Приложение 1) и своего почтового адреса (с индексом) и фамилией и именем ребенка (полностью).

    Cроки реализации: образовательные учреждения организуют сбор писем животным от детей и пересылают их одним или несколькими пакетами до 01 марта 2018 г. по адресу: 606491 Нижегородская обл., пос. Рустай, ул. Октябрьская, д. 17. Экоцентр заповедника «Керженский», Муравьевой А.В.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Как оформить конверт и составить адрес

    (из методического пособия Рыжова Н.А. Здравствуй, соболь, как живешь?". – М.: , 2017)

    Конверты для писем дети могут сделать самостоятельно или вместе со взрослым. В правом верхнем углу на лицевой стороне конверта дети рисуют марку с изображением животного-адресата. Организатор проекта поясняет, что  без  марки  письмо  не  дойдет  до  места назначения.  Затем участники проекта рисуют  портрет  животного.  (Можно  дать  им  и домашнее задание.) В зависимости от темы могут быть выполнены и другие рисунки. При выполнении портрета педагог обращает внимание детей на особые приметы животного. Чтобы  письмо  попало  к  животному,  на  конверте  необходимо  написать  адрес.  У каждого  животного  есть  своя  «страна»  (географическая  зона)  и  своя  «квартира», следовательно,  можно  считать,  что  есть  и  адрес.  В  учебниках  по  экологии  часто  проводят аналогию между понятием «местообитание» и адресом. Воспользовавшись этим, предложим детям  составить  адрес  животного.  Это  задание  помогает  сформировать  у  ребят  первоначальные  представления  о  местах  обитания  животных  и  о  том,  где  они распространены  (говоря  научным  языком,  об  их  географическом  ареале  –  области распространения).  Адрес  нужно  писать,  как  и  на  настоящем  конверте,  с  лицевой  стороны. Дети  старшего  возраста  могут  составить  адрес  самостоятельно  после  соответствующих объяснений  педагога  и  при  его  поддержке.  Самые  младшие  могут просто нарисовать на конверте лес, море, реку (или наклеить соответствующие картинки).  Обратите  внимание  ребят  на  то,  что  письмо  с  неправильным  адресом  будет  долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет  его  доставить.  Для  того,  чтобы  письмо  выглядело  как  настоящее  (особенно,  если

    ребенок  хочет  получить  от  животного  ответ),  можно  указать  на  конверте  свой  домашний адрес, адрес школы,  детского сада.

    При  составлении  адреса  животного  возникает  вопрос  о  его  «имени»  и  «фамилии». Используйте этот момент для знакомства детей с основами классификации животных (имя - вид,  фамилия  –  род,  семья  –  семейство).  Каждый  ребенок  должен  правильно  назвать животное. Опыт показывает, что многие дети хотят дать животным еще и дополнительные имена.  Нередко  они  называют  животных  именами  людей,  например  хомяк  Раиса.  Не препятствуйте  этому,  так  как  такой  подход  усиливает  личностное  восприятие  животного, обращение к нему, как  равному. Своему животному писать еще приятнее. Но подчеркните, что  одного  человеческого  имени  недостаточно!  А  вот  в  работе  с  малышами  можно ограничиться и такими именами. 

    Приведем примерное содержание беседы педагога с объяснением, как составить адрес животного. Такая беседа проводится перед оформлением  лицевой стороны конверта. «Представь,  что  у  тебя  появилась  возможность  пригласить  к  себе  домой  такого высокого  гостя,  как  жираф.  Или  такую  царственную  особу,  как  лев.  Одним  словом,  животное,  которое  тебе  очень  нравится.  Сможешь  ли  ты  оказать  ему  достойный  прием? «Конечно, - скажешь, ты – у меня в квартире много места и всякой еды». Но дело в том, что для  зверей  и  птиц  подходит  не  всякое  место  и  не  всякая  еда.  Если  ежика  кормить замечательными  чипсами  и  поить  не  менее  замечательной  кока-колой,  вряд  ли  он  долго выдержит, — даже самый вежливый из ежей при первой же возможности сбежит в лес ловить жуков и мышей.  Потому что там — его настоящий дом. Там свежий воздух и простор. Там собственная столовая и привычное меню. Там любимое дерево и знакомые тропинки. Одним словом, у каждого животного есть собственная квартира. А раз есть квартира, значит, должен быть и адрес. 

    «Адресом» живых организмов ученые называют их место обитания. Например, место обитания медведя и волка — лес, щуки и рака — река. Но и это не все. Леса тоже бывают разные,  равно  как  и  медведи.  Давай  во  всем  разберемся.  Представим,  что  мы  решили написать  письмо  дятлу.  Ну,  например,  хотим  с  ним  увидеться  или  предупредить  об опасности.  Или  спросить,  для  чего  ему  красная  шапочка  и  не  боится  ли  он  серого  волка?

    Письмо  мы  сочинили,  вложили  в  конверт,  наклеили  марку  и...  Как  написать  адрес  дятла? Чтобы письмо попало в руки именно тому, кому оно адресовано, а не его соседу? Для этого нужно знать точное место обитания нашего адресата. Как известно, многие дятлы живут в лесу. Предположим, что это Лесная страна. Правда, леса бывают разные: еловые, сосновые, березовые.  Значит,  нужно  уточнить:  письмо  отправляем  в  сосново-березовый  лес.  Уже почтальону  проще  отыскать  адресата.  Но  хорошо,  если  лес  маленький,  а  если  огромный? Тогда почтальону немало придется побегать в поисках нужного дятла! Как же облегчить ему задачу? Сделать адрес более точным.  В сосново-березовом лесу растут разные деревья,  но больше всего, конечно, берез и сосен. Чаще всего дятел ищет пищу на сосне. Может, так и напишем  на  конверте  —  «сосна»?  Но  «сосна»  –  это  «рабочий»  адрес  дятла.  (В  лесу  он выполняет должностные обязанности санитара леса.) А вот для строительства дома-дупла эта птица  чаще  всего  выбирает  старую  березу  или  осину.  Предположим,  что  наш  адресат обустроил свое жилище на березе. Так и напишем в адресе: «Высокая сухая береза». 

    Остается  только  выяснить,  какому  именно  дятлу  мы  пишем.  Есть  ли  у  него  имя  и фамилия, и какого он рода? Ученые придумали для каждого животного фамилию (род) и имя (вид).  А  всех  близких  родственников  объединили  в  семьи-семейства.  Члены  одной  семьи похожи друг на друга, но, в то же время, имеют и отличительные черты. Поэтому им, как и людям,  дают и собственные имена. Представь, что в семье Сидоровых есть мама — Мария Ивановна,  папа  —  Виктор  Петрович,  дочка  Настенька,  сын  Коля,  бабушка  Екатерина Александровна и дедушка Петр Николаевич. Все они Сидоровы, одна семья, но у каждого есть  свое  имя.  Конечно,  по  внешнему  виду  не  спутаешь  внучку  Настеньку  с  бабушкой Екатериной Александровной, даже если и говорят, что они похожи, как две капли воды. Но вот  перед  нами  контрольная  работа  по  математике,  в  которой  половина  задач  решена неправильно. А на титульном листе написано «Сидорова». Кому нужно исправлять оценку? Внучке,  бабушке  или  маме?  Кто  наделал  столько  ошибок?  А  вот  если  есть  уточнение  — «Сидоровой Насти», тогда ни бабушка, ни мама не пострадают безвинно.  Так  и  в  семье,  вернее  в  семействе,  дятловых  есть  птицы  с  разными  именами. Например,  черный  дятел  (по  прозвищу  желна),  зеленый  дятел,  седой  дятел,  трехпалый, малый пестрый, средний пестрый и даже большой пестрый. А в Южной Африке живут их родственники — земляные дятлы, в Северной Америке — красноголовые дятлы. Вот какая большая семейка! По всему свету ее представители расселились.

    Получается, что на конверте, мы напишем так:

    Куда: ЛЕСНАЯ СТРАНА

    Березово-сосновый лес

    Высокая сухая береза

    Кому: Большому Пестрому Дятлу (вручить лично)

     

    Каждое животное играет в природе свою роль, причем своей «профессией» владеет в совершенстве.  Тот  же  дятел  исправно  долбит  летом  сосну,  чтобы  поймать  насекомых. Насекомые  тоже  мастера  своего  дела  –  с  аппетитом  поедают  сосновую  древесину.  Под деревом, в почве, обитают дождевые черви – крупные специалисты по переработке опавших листьев. Есть профессионалы-хищники, которым и сам дятел по зубам (или по клювам). Все они скованы одной цепью, а вернее, цепочками питания. И жизнь одного зависит от жизни другого. При этом каждый занят своим делом и прилежно, изо дня в день, выполняет свои

    служебные  обязанности.  Безработных  животных  в  лесу,  на  лугу,  на  болоте  и  в  озере  не бывает. Они появляются тогда, когда человек нарушает законы природы. Истребят охотники главную пищу волков — оленей, лосей, зайцев, —  волки  тут же потеряют работу. Они ведь не  могут  мирно,  как  овечки,  пощипывать  травку  на  лугу.  Звери  выходят  из  леса  и  ищут работу  в  другом  месте,  часто  возле  человеческого  жилья,  нападая  на  коров  и  овец.  Такие безработные волки, тигры, львы действительно опасны. Но виноват в этом чаще всего сам человек. Возвратятся в лес олени, лоси, вернутся к своим должностным обязанностям и серые хищники.  Все  встанет  на  свои  места.  Просто  человек  не  должен  оставлять  зверей  без  их любимой работы».

    После беседы предложите детям написать самостоятельно адреса своих любимых животных. 

     Как составить анкету и "меню"

    Объясните  детям,  что  анкета  составляется  для  того,  чтобы  животные  «убедились»: ребята о них кое-что знают. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя. Анкета  включает  ряд  пунктов,  каждый  из  которых  формирует  у  ребенка  первые представление о том или ином экологическом понятии. (Сами термины не употребляются.) Заполнение анкеты позволяет также  проверить и закрепить знания  о животных. 

                                                                       Анкета  животного 

    Пункты анкеты

    Содержание понятий

    Профессия животного   

    Частичное  представление  об  экологической  нише  –  «профессии»  животного, его роли в природе. Например: хищник, травоядный (дети могут написать «ест других зверей, птиц, питается травой»)

    Особые приметы

    Эти  сведения  формируют  у  ребенка  представление  о  том,  что  у  каждого животного  есть  свои  приспособления  к  окружающей  среде,  об  их отличительных  признаках.  Например:  рысь  –  острые  втяжные  когти,  ходит бесшумно, умеет лазить по деревьям, на ушах кисточки. 

    «Одежда»  Описывается характер кожного (перьевого, волосяного и т.п.) покрова как один из  приспособительных  признаков  животных  для  безопасной  жизни  в  своей окружающей среде, например: перья, шерсть, мех, их окраска. Пример: одежда зайца — белый (серый) мех –  зависит от сезона года.

    Враги  Взаимоотношения  живых  организмов,  в  том  числе  типа  «хищник  –  жертва»,  враги зайца - волк, лиса, бродячие собаки, человек. Взаимоотношения человека и животных (многие дети указывают, что человек – враг того или иного животного)

    В научной литературе роль животного в экосистеме (так называемая «экологическая ниша»)  часто  сравнивается  с  его  «профессией».  Таким  образом,  заполняя  эту  графу,  дети получают элементарное представление об одном из центральных понятий экологии. Ребенок указывает, чем питается животное,  к какой группе питания относится (хищник, травоядный, всеядный, насекомоядный,  «санитар». Если этот вариант вызывает у ребенка трудности, он может написать: «ест ягоды, ест траву, ест мышей» и т.д.

    Особые приметы есть у каждого животного – у одного кисточки на ушах, у другого – большие  глаза,  у  третьего  –  длинный  пушистый  хвост.  И  каждая  из  особых  примет рассказывает  о  том,  где  живет  зверь  или  птица,  как  питается,  как  прячется  или  нападает. Например,  у  нашего  знакомого  дятла  тоже  есть  особые  приметы.  Понять,  что  это  такое, поможет такой текст:  

    «Внимание!  Разыскивается  дятел  для  срочного  сообщения!  Особые  приметы:  на  ногах  два пальца направлены вперед, два - назад, чтобы крепче держаться на стволе. Острые изогнутые когти и жесткий хвост для этих же целей. Длинный, тонкий, острый липкий язык выдвигается почти на длину клюва, чтобы добывать пищу – насекомых из-под коры дерева. Выдает себя барабанной  дробью,  которая  слышна  издалека.  Владелец  «кузниц»  на  соснах,  где  зимой питается  семенами  из  шишек.  Всем,  кто  знает  местонахождение  дятла,  срочно  сообщить нам».

    В  графе  «одежда»  желательно  указать,  какого  она  цвета  и  почему.  Например,  дети пишут: «желтая –  под цвет песка, чтобы прятаться»; «красная – чтобы пугать врагов», и т.д. Если  указывается  другой  признак,  например  густой  мех,  то  необходимо  объяснить  его назначение (согревает в холод). При  заполнении пункта  «враги»  объясните  детям,  что  это  понятие по  отношению к животным  условно,  ведь  его  ввел  человек.  В  то  же  время  люди  сами  могут  стать  врагами животного. Обязательно подчеркните, что  человек бывает для животного и врагом, и другом. К  тому  же  нередко  люди  становятся  врагами  животных  просто  из-за  незнания  и несоблюдения  законов  природы.  Проанализируйте  с  детьми  старшего  возраста  конкретные примеры.

    Естественно,  ученики  младшего  возраста  еще  не  могут  писать  большие  тексты, поэтому  от  них  требуются  короткие  ответы.  (Это  одна  из  причин  того,  что  вопросы оформляются в виде анкеты.) Желательно размножить анкеты заранее. Объясните детям, как с ними работать, и предложите заполнить. Если дети не умеют писать,  задайте им вопросы  и зафиксируйте их ответы, как при написании писем. Дошкольники могут выполнить задание и в виде рисунков. Например, в графе «одежда» показать окраску квадратом соответствующего цвета,  придумать значки для обозначения перьев, меха и т.п. Графическими значками можно обозначить  и особые приметы животных. 

    В  качестве  дополнительного  задания  предложите  детям  на  отдельном  листочке составить  для  животного  меню  его  обеда  (написать,  нарисовать).  Отметьте,  что  в  нем необходимо  перечислить  самую  любимую  еду  животного.  Ничего  лишнего,  вкусного  для самих детей, но несъедобного для зверей и птиц, предлагать нельзя! Меню можно красочно оформить.  Опыт  показал,  что  дети  с  удовольствием  составляют  такие  меню,  причем большинство из них использует форму, принятую у людей, то есть из трех блюд.

    Как составить текст письма

    Письмо животному может быть небольшим по объему, однако при составлении текста необходимо придерживаться определенных правил. Возможны два варианта писем: ребенок приглашает  животное  к  себе  в  гости,  либо  объясняет,  что  не  может  это  сделать,  указав причины отказа. Прежде чем пригласить своего любимца домой, дети должны подумать  и определить, смогут ли они создать у себя в доме условия, к которым животное привыкло в природе. Если нет, следует написать вежливый отказ с объяснением. Можно уточнить, что в вашем городе (поселке) нет подходящей пищи, очень холодно (жарко), и т.д. В приглашении желательно  указывать,  где  животное  будет  жить,  как  и  чем  питаться.  Ниже  приводятся образцы составления таких писем.

      Письмо-приглашение

    «Дорогая Лягушка!

    Приглашаю тебя посетить наше озеро. В нем очень чистая вода, ты будешь там плавать и даже  сможешь  отложить  икринки,  чтобы  из  них  вывелись  головастики.  На  берегу  озера растут камыши, осока и другие растения, среди которых ты будешь совершенно незаметна. А сколько там комаров! Ты никогда не останешься без еды. Люди не любят этих насекомых и потому редко бывают на озере. Так что там ты будешь в безопасности. Приезжай, я жду тебя. 

     

    Письмо – вежливый отказ (с объяснением причин)

    Дорогой Белый Медведь!

    Я не могу пригласить тебя в гости, хотя и очень люблю. Тебе нужны льдины, морская вода и свежий холодный воздух. Тебе будет жарко  у  нас даже зимой! К тому  же в городе, среди домов  и  асфальта,  твоя  белая  шкура  будет  очень  заметна.  У  нас  нет  тюленей  и  рыбы,  к которым ты привык. Да и плавать тебе тоже будет негде. Ты станешьФГБУ «Государственный заповедник «Керженский»

    приглашает приять участие в Межрегиональном эколого-просветительском проекте «Письма животным»

    Реализация проекта запланирована в рамках приоритетной программы «Дикая природа России: сохранить и увидеть».

    В ходе проекта «Письма животным» дети пишут письма интересующим их животным, в том числе – редким и исчезающим видам, обитающим в Керженском заповеднике. Лучшие письма по итогам отбора получат ответы и будут направлены для участия во всероссийском этапе проекта.

    Цель проекта: формирование бережного отношения к природе и окружающему миру, вклад в поддержку и сохранение биоразнообразия, представления о важности роли ООПТ в сохранении природы как «дома» животных.

    Проект «Письма животным» является игровым, и в то же время, в его основе – научные понятия, примеры, взятые из учебников по основам экологии, позволяет объяснить детям достаточно сложные понятия в доступной для них форме. 

    Реализация проекта в дошкольных образовательных учреждения и в школах будет стимулировать интерес к живой природе, к представителям фауны своих регионов. Тем самым будет сделан еще один шаг в направлении воспитания бережного отношения к природе своего края.

    Проект «Письма животным» позволяет вовлечь в решение проблем биоразнообразия и привлечь внимание к ООПТ родителей и других членов семей. Вместе с детьми взрослые ищут необходимую информацию для того, чтобы правильно определить «адрес» (местообитание) того или иного вида, выяснить его «профессию» (экологическую нишу). 

    В рамках проекта образовательные учреждения могут создать специальные уголки с почтовым ящиком.

    Участники: федеральные ООПТ, образовательные организации, центры дополнительного образования, детские библиотеки.

    Аудитория проекта: дети дошкольного возраста с 6 лет, школьники 1-5 классов, члены их семей.

    Оформление работ: работа должна состоять из: 1. Письма животному (можно дополнить письмо рисунком на этом же листе). После текста письма должна следовать подпись с указанием фамилии, имени и возраста ребенка. 2. Конверта с указанием «адреса» и вида животного (см. Приложение 1) и своего почтового адреса (с индексом) и фамилией и именем ребенка (полностью). 

    Cроки реализации: образовательные учреждения организуют сбор писем животным от детей и пересылают их одним или несколькими пакетами до 01 марта 2018 г. по адресу: 606491 Нижегородская обл., пос. Рустай, ул. Октябрьская, д. 17. Экоцентр заповедника «Керженский», Муравьевой А.В.

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Как оформить конверт и составить адрес

    (из методического пособия Рыжова Н.А. Здравствуй, соболь, как живешь?". – М.: , 2017)

    Конверты для писем дети могут сделать самостоятельно или вместе со взрослым. В правом верхнем углу на лицевой стороне конверта дети рисуют марку с изображением животного-адресата. Организатор проекта поясняет, что  без  марки  письмо  не  дойдет  до  места назначения.  Затем участники проекта рисуют  портрет  животного.  (Можно  дать  им  и домашнее задание.) В зависимости от темы могут быть выполнены и другие рисунки. При выполнении портрета педагог обращает внимание детей на особые приметы животного. Чтобы  письмо  попало  к  животному,  на  конверте  необходимо  написать  адрес.  У каждого  животного  есть  своя  «страна»  (географическая  зона)  и  своя  «квартира», следовательно,  можно  считать,  что  есть  и  адрес.  В  учебниках  по  экологии  часто  проводят аналогию между понятием «местообитание» и адресом. Воспользовавшись этим, предложим детям  составить  адрес  животного.  Это  задание  помогает  сформировать  у  ребят  первоначальные  представления  о  местах  обитания  животных  и  о  том,  где  они распространены  (говоря  научным  языком,  об  их  географическом  ареале  –  области распространения).  Адрес  нужно  писать,  как  и  на  настоящем  конверте,  с  лицевой  стороны. Дети  старшего  возраста  могут  составить  адрес  самостоятельно  после  соответствующих объяснений  педагога  и  при  его  поддержке.  Самые  младшие  могут просто нарисовать на конверте лес, море, реку (или наклеить соответствующие картинки).  Обратите  внимание  ребят  на  то,  что  письмо  с  неправильным  адресом  будет  долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет  его  доставить.  Для  того,  чтобы  письмо  выглядело  как  настоящее  (особенно,  если 

    ребенок  хочет  получить  от  животного  ответ),  можно  указать  на  конверте  свой  домашний адрес, адрес школы,  детского сада.  При  составлении  адреса  животного  возникает  вопрос  о  его  «имени»  и  «фамилии». Используйте этот момент для знакомства детей с основами классификации животных (имя - вид,  фамилия  –  род,  семья  –  семейство).  Каждый  ребенок  должен  правильно  назвать животное. Опыт показывает, что многие дети хотят дать животным еще и дополнительные имена.  Нередко  они  называют  животных  именами  людей,  например  хомяк  Раиса.  Не препятствуйте  этому,  так  как  такой  подход  усиливает  личностное  восприятие  животного, обращение к нему, как  равному. Своему животному писать еще приятнее. Но подчеркните, что  одного  человеческого  имени  недостаточно!  А  вот  в  работе  с  малышами  можно ограничиться и такими именами.  

    Приведем примерное содержание беседы педагога с объяснением, как составить адрес животного. Такая беседа проводится перед оформлением  лицевой стороны конверта. «Представь,  что  у  тебя  появилась  возможность  пригласить  к  себе  домой  такого высокого  гостя,  как  жираф.  Или  такую  царственную  особу,  как  лев.  Одним  словом,  животное,  которое  тебе  очень  нравится.  Сможешь  ли  ты  оказать  ему  достойный  прием? «Конечно, - скажешь, ты – у меня в квартире много места и всякой еды». Но дело в том, что для  зверей  и  птиц  подходит  не  всякое  место  и  не  всякая  еда.  Если  ежика  кормить замечательными  чипсами  и  поить  не  менее  замечательной  кока-колой,  вряд  ли  он  долго выдержит, — даже самый вежливый из ежей при первой же возможности сбежит в лес ловить жуков и мышей.  Потому что там — его настоящий дом. Там свежий воздух и простор. Там собственная столовая и привычное меню. Там любимое дерево и знакомые тропинки. Одним словом, у каждого животного есть собственная квартира. А раз есть квартира, значит, должен быть и адрес.  

    «Адресом» живых организмов ученые называют их место обитания. Например, место обитания медведя и волка — лес, щуки и рака — река. Но и это не все. Леса тоже бывают разные,  равно  как  и  медведи.  Давай  во  всем  разберемся.  Представим,  что  мы  решили написать  письмо  дятлу.  Ну,  например,  хотим  с  ним  увидеться  или  предупредить  об опасности.  Или  спросить,  для  чего  ему  красная  шапочка  и  не  боится  ли  он  серого  волка? 

    Письмо  мы  сочинили,  вложили  в  конверт,  наклеили  марку  и...  Как  написать  адрес  дятла? Чтобы письмо попало в руки именно тому, кому оно адресовано, а не его соседу? Для этого нужно знать точное место обитания нашего адресата. Как известно, многие дятлы живут в лесу. Предположим, что это Лесная страна. Правда, леса бывают разные: еловые, сосновые, березовые.  Значит,  нужно  уточнить:  письмо  отправляем  в  сосново-березовый  лес.  Уже почтальону  проще  отыскать  адресата.  Но  хорошо,  если  лес  маленький,  а  если  огромный? Тогда почтальону немало придется побегать в поисках нужного дятла! Как же облегчить ему задачу? Сделать адрес более точным.  В сосново-березовом лесу растут разные деревья,  но больше всего, конечно, берез и сосен. Чаще всего дятел ищет пищу на сосне. Может, так и напишем  на  конверте  —  «сосна»?  Но  «сосна»  –  это  «рабочий»  адрес  дятла.  (В  лесу  он выполняет должностные обязанности санитара леса.) А вот для строительства дома-дупла эта птица  чаще  всего  выбирает  старую  березу  или  осину.  Предположим,  что  наш  адресат обустроил свое жилище на березе. Так и напишем в адресе: «Высокая сухая береза».  

    Остается  только  выяснить,  какому  именно  дятлу  мы  пишем.  Есть  ли  у  него  имя  и фамилия, и какого он рода? Ученые придумали для каждого животного фамилию (род) и имя (вид).  А  всех  близких  родственников  объединили  в  семьи-семейства.  Члены  одной  семьи похожи друг на друга, но, в то же время, имеют и отличительные черты. Поэтому им, как и людям,  дают и собственные имена. Представь, что в семье Сидоровых есть мама — Мария Ивановна,  папа  —  Виктор  Петрович,  дочка  Настенька,  сын  Коля,  бабушка  Екатерина Александровна и дедушка Петр Николаевич. Все они Сидоровы, одна семья, но у каждого есть  свое  имя.  Конечно,  по  внешнему  виду  не  спутаешь  внучку  Настеньку  с  бабушкой Екатериной Александровной, даже если и говорят, что они похожи, как две капли воды. Но вот  перед  нами  контрольная  работа  по  математике,  в  которой  половина  задач  решена неправильно. А на титульном листе написано «Сидорова». Кому нужно исправлять оценку? Внучке,  бабушке  или  маме?  Кто  наделал  столько  ошибок?  А  вот  если  есть  уточнение  — «Сидоровой Насти», тогда ни бабушка, ни мама не пострадают безвинно.  Так  и  в  семье,  вернее  в  семействе,  дятловых  есть  птицы  с  разными  именами. Например,  черный  дятел  (по  прозвищу  желна),  зеленый  дятел,  седой  дятел,  трехпалый, малый пестрый, средний пестрый и даже большой пестрый. А в Южной Африке живут их родственники — земляные дятлы, в Северной Америке — красноголовые дятлы. Вот какая большая семейка! По всему свету ее представители расселились. 

    Получается, что на конверте, мы напишем так: 

    Куда: ЛЕСНАЯ СТРАНА 

    Березово-сосновый лес 

    Высокая сухая береза 

    Кому: Большому Пестрому Дятлу (вручить лично) 

      Каждое животное играет в природе свою роль, причем своей «профессией» владеет в совершенстве.  Тот  же  дятел  исправно  долбит  летом  сосну,  чтобы  поймать  насекомых. Насекомые  тоже  мастера  своего  дела  –  с  аппетитом  поедают  сосновую  древесину.  Под деревом, в почве, обитают дождевые черви – крупные специалисты по переработке опавших листьев. Есть профессионалы-хищники, которым и сам дятел по зубам (или по клювам). Все они скованы одной цепью, а вернее, цепочками питания. И жизнь одного зависит от жизни другого. При этом каждый занят своим делом и прилежно, изо дня в день, выполняет свои 

    служебные  обязанности.  Безработных  животных  в  лесу,  на  лугу,  на  болоте  и  в  озере  не бывает. Они появляются тогда, когда человек нарушает законы природы. Истребят охотники главную пищу волков — оленей, лосей, зайцев, —  волки  тут же потеряют работу. Они ведь не  могут  мирно,  как  овечки,  пощипывать  травку  на  лугу.  Звери  выходят  из  леса  и  ищут работу  в  другом  месте,  часто  возле  человеческого  жилья,  нападая  на  коров  и  овец.  Такие безработные волки, тигры, львы действительно опасны. Но виноват в этом чаще всего сам человек. Возвратятся в лес олени, лоси, вернутся к своим должностным обязанностям и серые хищники.  Все  встанет  на  свои  места.  Просто  человек  не  должен  оставлять  зверей  без  их любимой работы». 

    После беседы предложите детям написать самостоятельно адреса своих любимых животных.  

     Как составить анкету и "меню" 

    Объясните  детям,  что  анкета  составляется  для  того,  чтобы  животные  «убедились»: ребята о них кое-что знают. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя. Анкета  включает  ряд  пунктов,  каждый  из  которых  формирует  у  ребенка  первые представление о том или ином экологическом понятии. (Сами термины не употребляются.) Заполнение анкеты позволяет также  проверить и закрепить знания  о животных.  

                                                                       Анкета  животного  

    Пункты анкеты 

    Содержание понятий 

    Профессия животного    

    Частичное  представление  об  экологической  нише  –  «профессии»  животного, его роли в природе. Например: хищник, травоядный (дети могут написать «ест других зверей, птиц, питается травой») 

    Особые приметы 

    Эти  сведения  формируют  у  ребенка  представление  о  том,  что  у  каждого животного  есть  свои  приспособления  к  окружающей  среде,  об  их отличительных  признаках.  Например:  рысь  –  острые  втяжные  когти,  ходит бесшумно, умеет лазить по деревьям, на ушах кисточки.  

    «Одежда»  Описывается характер кожного (перьевого, волосяного и т.п.) покрова как один из  приспособительных  признаков  животных  для  безопасной  жизни  в  своей окружающей среде, например: перья, шерсть, мех, их окраска. Пример: одежда зайца — белый (серый) мех –  зависит от сезона года. 

    Враги  Взаимоотношения  живых  организмов,  в  том  числе  типа  «хищник  –  жертва»,  враги зайца - волк, лиса, бродячие собаки, человек. Взаимоотношения человека и животных (многие дети указывают, что человек – враг того или иного животного) 

    В научной литературе роль животного в экосистеме (так называемая «экологическая ниша»)  часто  сравнивается  с  его  «профессией».  Таким  образом,  заполняя  эту  графу,  дети получают элементарное представление об одном из центральных понятий экологии. Ребенок указывает, чем питается животное,  к какой группе питания относится (хищник, травоядный, всеядный, насекомоядный,  «санитар». Если этот вариант вызывает у ребенка трудности, он может написать: «ест ягоды, ест траву, ест мышей» и т.д.

    Особые приметы есть у каждого животного – у одного кисточки на ушах, у другого – большие  глаза,  у  третьего  –  длинный  пушистый  хвост.  И  каждая  из  особых  примет рассказывает  о  том,  где  живет  зверь  или  птица,  как  питается,  как  прячется  или  нападает. Например,  у  нашего  знакомого  дятла  тоже  есть  особые  приметы.  Понять,  что  это  такое, поможет такой текст:   

    «Внимание!  Разыскивается  дятел  для  срочного  сообщения!  Особые  приметы:  на  ногах  два пальца направлены вперед, два - назад, чтобы крепче держаться на стволе. Острые изогнутые когти и жесткий хвост для этих же целей. Длинный, тонкий, острый липкий язык выдвигается почти на длину клюва, чтобы добывать пищу – насекомых из-под коры дерева. Выдает себя барабанной  дробью,  которая  слышна  издалека.  Владелец  «кузниц»  на  соснах,  где  зимой питается  семенами  из  шишек.  Всем,  кто  знает  местонахождение  дятла,  срочно  сообщить нам». 

    В  графе  «одежда»  желательно  указать,  какого  она  цвета  и  почему.  Например,  дети пишут: «желтая –  под цвет песка, чтобы прятаться»; «красная – чтобы пугать врагов», и т.д. Если  указывается  другой  признак,  например  густой  мех,  то  необходимо  объяснить  его назначение (согревает в холод). При  заполнении пункта  «враги»  объясните  детям,  что  это  понятие по  отношению к животным  условно,  ведь  его  ввел  человек.  В  то  же  время  люди  сами  могут  стать  врагами животного. Обязательно подчеркните, что  человек бывает для животного и врагом, и другом. К  тому  же  нередко  люди  становятся  врагами  животных  просто  из-за  незнания  и несоблюдения  законов  природы.  Проанализируйте  с  детьми  старшего  возраста  конкретные примеры. 

    Естественно,  ученики  младшего  возраста  еще  не  могут  писать  большие  тексты, поэтому  от  них  требуются  короткие  ответы.  (Это  одна  из  причин  того,  что  вопросы оформляются в виде анкеты.) Желательно размножить анкеты заранее. Объясните детям, как с ними работать, и предложите заполнить. Если дети не умеют писать,  задайте им вопросы  и зафиксируйте их ответы, как при написании писем. Дошкольники могут выполнить задание и в виде рисунков. Например, в графе «одежда» показать окраску квадратом соответствующего цвета,  придумать значки для обозначения перьев, меха и т.п. Графическими значками можно обозначить  и особые приметы животных.  

    В  качестве  дополнительного  задания  предложите  детям  на  отдельном  листочке составить  для  животного  меню  его  обеда  (написать,  нарисовать).  Отметьте,  что  в  нем необходимо  перечислить  самую  любимую  еду  животного.  Ничего  лишнего,  вкусного  для самих детей, но несъедобного для зверей и птиц, предлагать нельзя! Меню можно красочно оформить.  Опыт  показал,  что  дети  с  удовольствием  составляют  такие  меню,  причем большинство из них использует форму, принятую у людей, то есть из трех блюд. 

      Как составить текст письма

    Письмо животному может быть небольшим по объему, однако при составлении текста необходимо придерживаться определенных правил. Возможны два варианта писем: ребенок приглашает  животное  к  себе  в  гости,  либо  объясняет,  что  не  может  это  сделать,  указав причины отказа. Прежде чем пригласить своего любимца домой, дети должны подумать  и определить, смогут ли они создать у себя в доме условия, к которым животное привыкло в природе. Если нет, следует написать вежливый отказ с объяснением. Можно уточнить, что в вашем городе (поселке) нет подходящей пищи, очень холодно (жарко), и т.д. В приглашении желательно  указывать,  где  животное  будет  жить,  как  и  чем  питаться.  Ниже  приводятся образцы составления таких писем. 

      Письмо-приглашение 

    «Дорогая Лягушка! 

    Приглашаю тебя посетить наше озеро. В нем очень чистая вода, ты будешь там плавать и даже  сможешь  отложить  икринки,  чтобы  из  них  вывелись  головастики.  На  берегу  озера растут камыши, осока и другие растения, среди которых ты будешь совершенно незаметна. А сколько там комаров! Ты никогда не останешься без еды. Люди не любят этих насекомых и потому редко бывают на озере. Так что там ты будешь в безопасности. Приезжай, я жду тебя.  

    Письмо – вежливый отказ (с объяснением причин) 

    Дорогой Белый Медведь! 

    Я не могу пригласить тебя в гости, хотя и очень люблю. Тебе нужны льдины, морская вода и свежий холодный воздух. Тебе будет жарко  у  нас даже зимой! К тому  же в городе, среди домов  и  асфальта,  твоя  белая  шкура  будет  очень  заметна.  У  нас  нет  тюленей  и  рыбы,  к которым ты привык. Да и плавать тебе тоже будет негде. Ты станешь скучать по северному сиянию и  белым  снегам,  по  своим  родственникам  и  друзьям.  Так  что  лучше  не  приезжай, оставайся в своем доме и напиши мне ответ. Надеюсь, ты не обидишься, что я не приглашаю тебя в гости. Может быть, когда-нибудь мы все же увидимся. До встречи, Белый Медведь!»  

     скучать по северному сиянию и  белым  снегам,  по  своим  родственникам  и  друзьям.  Так  что  лучше  не  приезжай, оставайся в своем доме и напиши мне ответ. Надеюсь, ты не обидишься, что я не приглашаю тебя в гости. Может быть, когда-нибудь мы все же увидимся. До встречи, Белый Медведь!» 

     

     

    Посещение музея Московского района, ДК "Орджоникидзе", Сормовского парка и зоопарка Лимпопо, Керженского заповедника.

    п/п

    понедельник

    вторник

     

    среда

    четверг

    пятница

    суббота

    1

    Иностр

    Информат

     

    Всеобщая история

     

    Иностранный язык

     

     

    Русский язык

    Технология

    Иностр.

    Информат

    2

    Музыка

    Русский язык

     

     

    Русский язык

     

     

     

    Обществознание

    Технология

    Русский язык

    3

    Русский язык

    Иностранный язык

     

     

    Экономика

    Математика

    Математика

    ОБЖ

    4

    Литература

    Литература

     

     

    Биология

     

    Литература

    Геграфия

    Экология

    5

    Математика

     

    Математика

     

    Математика

     

     

    Физ-ра

    ОБЖ

     

    6

    ИЗО

    Физ-ра

    Всеобщая история

     

     

    Физ-ра

     

    7

     

     

    Классный час