Новые технологии

сайт кружка

Новые технологии на благо человечества

информационный портал для студентво технологов

Наливайко С.А.

Щепихин В.Н.

 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК СТУПЕНЬ РОСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ

 

Бобух  Дмитрий Андреевич и Горбань Вадим Викторович

4 курс специальности  15.02.08 «Технология машиностроения», Кружок НТТС «Новые технологии»,  ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

 

Наливайко Светлана Александровна

председатель цикловой комиссии профессиональной технологической подготовки, специалист высшей категории

 

Аннотация: Существует множество педагогических приемов и условий формирования конкурентоспособной личности на рынке труда и улучшения качества образования, но самым главным всегда остается практическое обучение. Для студентов технических специальностей очень важно побывать во время обучения на работающем предприятии - только  это позволит в полной мере оценить, на каком ты уровне в профессиональном мастерстве. В статье отражены основные этапы производственной практики по профилю специальности студента-технолога  машиностроения.

Ключевые слова: машиностроение, профессиональные компетенции, станок, оснастка, системы автоматизированного управления (СЧПУ), должностные обязанности

 

Специальной формой учебного процесса является производственная практика студентов, которая направлена на углубление теоретических знаний и приобретение навыков практической деятельности. Студент ведет дневник, в котором отмечает виды выполненных работ, фиксирует свои наблюдения, делает обобщения и выводы. В конце учебно-производственной практики готовит отчет [1].

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

  • обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;
  • развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;  
  • воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;
  • диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.

Специалист, выходящий из стен ВУЗа, должен быть хорошо подготовлен к производственной, организационно-управленческой или научно-исследовательской работе в своей области.

В  машиностроительной отрасли нашей страны в настоящее время  работодатели выдвигают повышенные требования к выпускникам, требуя от них результата с момента трудоустройства. Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую может дать учебное заведение, специалисты без практических навыков, без знания особенностей работы в реальном производственном коллективе не смогут принимать быстрых и правильных технологических и управленческих решений.

Отсутствие практических навыков значительно затрудняет поиск работы выпускников учебных заведений, а также их закрепление на рабочих местах при трудоустройстве. Наблюдается парадокс, когда при нехватке специалистов многие выпускники не могут найти работу или работают не по специальности, поскольку у них отсутствуют профессиональные навыки.

Недальновидность многих владельцев бизнеса, предпринимателей, которые боятся «лишних» хлопот с практикантами, привела к ситуации, что даже те студенты, которые получили возможность пройти практику на реальном производстве, получают от нее гораздо меньшую отдачу, чем это требует программа подготовки квалифицированного специалиста.

В противовес общей тенденции, руководство  машиностроительного предприятия ООО «Горловский энергомеханический завод» приглашает студентов ГПОУ «ГКПТЭ» для прохождения производственной практики по профессиональным модулям  и ответственно относится к её организации [2]. За время практики студенты имеют возможность ознакомиться:  с обязанностями инженерно-технологического персонала среднего звена в механических цехах, технологическом и конструкторском отделах, других подразделениях предприятий, с производственным оборудованием и оснасткой, со средствами автоматизации рабочих мест работников техотдела, отдела конструкторов и отдела ЧПУ.

Наиболее  эффективным методом обучения  за время производственной практики является выполнение студентами  роли дублеров производственных рабочих и должностных лиц.  

Например, выполнение действий по наладке, управлению СЧПУ и обработке на фрезерном обрабатывающем центре   SPINNER U2520 стало для нас одной из ступеней к профессиональному мастерству как машиностроителей, позволило на практике получить навыки работы с современным высокопроизводительным оборудованием.

Фрезерный центр SPINNER U2520 обладает возможностью обработки с разделением рабочей зоны – слева с неподвижным столом, справа – с наклонно-поворотным столом. Станина оптимизирована для установки второго инструментального магазина при работе с разделенной рабочей зоной. Станок оснащен высокоскоростными шпинделями SK40/HSK63 (18000 об/мин до 24000 об/мин) и 5-ти координатной системой ЧПУ Siemens 840D-SL. Станок оснащен тактильной и лазерной системой измерения инструмента, щуп для измерения инструмента вмонтирован в шпиндель. Основной инструментальный магазин на 32 позиции может расширяться до  54 позиций. В состав станка входит стружкоуборочный конвейер и станция подачи СОЖ. На станке возможна обработка деталей длиной  до 2,5м и одновременная обработка 2 мелких деталей при разделении рабочей зоны[3].

 

Таблица 1 - Технические характеристики станка SPINNER U2520

 

Модель

U5-2520

Рабочая зона

Перемещение по оси Х, мм

2.660

Перемещение по оси Y, мм

520

Перемещение по оси Z, мм

460

Расстояние от шпинделя до стола, мм

150-610

Быстрое перемещение по осям X / Y / Z, м/мин

48

Рабочий стол

Размеры неподвижного стола, мм

1.800x540

Макс. нагрузка на неподвижный стол, кг

2.500

Размеры наклонно-поворотного стола, мм

545 / 650

Макс. нагрузка на глобусный стол, кг

500

T-пазы

18H8

Главный шпиндель

Макс. скорость вращения, об/мин

14.000 / 18.000 / 24.000

Конус шпинделя

SK40 / BT40 / HSK63

Мощность гл. шпинделя (25%), кВт

22 / 35 / 30

Момент гл. шпинделя (25%), Нм

117 / 130 / 125

Магазин инструмента

Число инструментальных позиций, шт.

2x32 / 2x54

Макс. диаметр инструмента, мм

76

Макс. диаметр инструмента (при свободных соседних позициях), мм

127

Макс. длина инструмента, мм

290

Макс. масса инструмента, кг

7

Прочие данные

Габариты (ДхШхВ), м

5.040x2.700x3.200

Масса, кг

14.600

 

 

Изученные на практике особенности станка серии U5-2520:

  • широкая универсальность применения,
  • обработка высокоточных и ответственных деталей,
  • обработка деталей со сложным профилем,
  • инструментальное производство и изготовление пресс-форм,
  • одновременная 5-ти координатная обработка,
  • совмещение фрезерных и токарных операций на 1 станке,
  • маятниковая обработка в 2 рабочих зонах,
  • есть исполнение U2520 с 2-мя наклонно-поворотными столами[4].

 

image

 

Рисунок 1 – Внешний вид станка SPINNER U2520

 

http://sovtehmet.ru/media/161/16140.jpg

Рисунок 2 – Разделение рабочей зоны станка SPINNER U2520  

 

image

Рисунок 3 – Студент Бобух Дмитрий изучает систему ЧПУ станка SPINNER

image

 

Рисунок 4 – Студент Горбань Вадим изучает рабочую зону станка

 

Станки SPINNER применяются как на мелких предприятиях-субпоставщиках, так и на всемирно известных концернах промышленной отрасли. Прецизионные металлообрабатывающие станки   SPINNER  успешно работают более чем в 60  странах мира на 6 континентах и используются для производства сложных прецизионных деталей самых известных марок[5]. Возможность на практике изучить такое уникальное оборудование и приобщиться к мировому уровню машиностроения – это действительно ступень профессионального роста для студента Горловского колледжа.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Письмо Министерства образования и науки ДНР № 2057 от 16.05.16 «Методические рекомендации по учебно-методическому обеспечению практики студентов, осваивающих образовательные программы СПО  в соответствии с требованиями ГОС СПО»
  2. Наливайко С.А. Завершение производственной практики// Важные новости// Официальный сайт специальности 15.02.08 Технология машиностроения ГПОУ «ГКПТЭ» [Электронный ресурс] URL: https://technologgmk.jimdo.com/важные-новости/
  3. Паспорт  станка SPINNER U2520 [Электронный ресурс] URL: http://www.spinner-wzm.de/fileadmin/downloads/down...
  4. Электронный каталог ООО «Современные Технологии Металлообработки» [Электронный ресурс] URL: http://sovtehmet.ru/catalog/frezernoe-oborudovanie...
  5. Электронный каталог «Промкаталог.р» [Электронный ресурс ] URL: http://промкаталог.рф/PublicDocuments/1112870.pdf

дата создания - сентябрь 2003.