Объединение дополнительного образования "Рукодельница"

Сайт по вязанию

Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит криво. Никто не сможет повторить твои нелепые мотивы! М. Цветаева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для развития творческих способностей и обогащения внутреннего мира учащихся. Программа направлена на создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания, развитие художественных способностей учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ  – создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

К концу обучения учащиеся знают:

1. Правила техники безопасности на занятиях, правила обращения с материалами и инструментами, необходимыми для работы. 

2. Правила подбора спиц, крючка и пряжи.

3. Начальные сведения о цветовом сочетании.

4. Основные приемы вязания крючком и спицами.

5. Условные обозначения при вязании крючком.

6. Порядок чтения схем.

К концу обучения учащиеся умеют:

1. Правильно обращаться с материалами и инструментами, необходимыми для работы.

2. Читать схемы.

3. Подбирать инструменты и материалы.

4.Самостоятельно выполнять изделие по схеме или описанию.

5.В процессе работы ориентироваться на качество изделия.

Личностные УУД

1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

5. Формирование потребности в самореализации.

Метапредметные УУД

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

3. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Предметные УУД

1. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественных, технологических задач.

2. Приобретение первоначальных навыков продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.

3. Развитие трудовых и творческих способностей по вязанию крючком и спицами.

4. Осознание результатов собственной деятельности.

5. Готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности, активности, аккуратности.

6. Безопасная работа с инструментами.

7. Освоение правил подбора крючка и спиц для вязания; сочетание цветов и качества нитей.

8. Освоение основ техники и способов вязания спицами и крючком и оформления готовых изделий.

9. Стремление к улучшению качества выполняемых работ.

Отличительные особенности

Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет учащимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

 

Новости

Клочкова Марина Владимировна

Ребята, так как мы переходим на дистанционное обучение, я предлагаю вам посмотреть видеоролики.
Лицевые и изнаночные петли - https://www.youtube.com/watch?v=y-Phjmgodx8
Вязание резинки - https://www.youtube.com/watch?v=skqipIYCiiw
Вязание - рис (кукуруза) - https://www.youtube.com/watch?v=0k9MdJ-Grf4

Клочкова Марина Владимировна

Приложение 

к образовательной программе

дополнительного образования

учащихся муниципального бюджетного 

общеобразовательного учреждения

“Личадеевская средняя школа”,

утвержденной приказом директора МБОУ Личадеевской СШ

от 31.08.2020  №185/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

художественной направленности

 

 «Рукодельница»

Возраст детей:  8 - 16 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

           Составитель:

                                                       Клочкова Марина Владимировна

                                                       педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Личадеево 2020г.

 

 

Оглавление

 

 

Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы...............................3

1.1 Пояснительная записка……………………………………..………………... 3

1.2 Цель и задачи программы……………………………………..………….…...4

1.3 Содержание программы………………………………….……………….…...4

1.4. Планируемые результаты………………………………………..……….…..7

Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий…………...….8

2.1 Календарный учебный график…………………………………….………….8

2.2 Условия реализации программы…………………………………..………….9

2.3 Формы аттестации……………………………………………………………..10

2.4 Оценочные материалы…………………………………………..….………....10

2.5 Методические материалы……………………………………………………..10

2.6 Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница»  имеет художественную направленность, которая обладает целым  рядом уникальных возможностей для развития творческих способностей и обогащения внутреннего мира учащихся. Программа направлена на создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания, развитие художественных способностей учащихся.

 

Актуальность. Ручное вязание одно из самых распространённых видов декоративного искусства. С каждым годом всё больше и больше людей занимаются вязанием на спицах и крючком. Ведь вязание — это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми носками, варежками, шарфами, кофтами, блузами, изготовленными по индивидуальному эскизу с воплощением собственных творческих идей, своего таланта души…

Крючок и спицы способны поистине творить чудеса, превращая старые вещи в новые или обновляя изделие, делать их более модными. Ручному вязанию, как и всякому ремеслу нужно учиться. Необходимо учиться способам владения орудиями труда: веретеном, прялкой, спицами, крючком, овладевать технологиями вязания, плетения и т. д. для того чтобы своими руками создавать желаемую вещь. Это может быть декоративная вещь, предмет обихода, одежда. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека (ребёнка) с культурными ценностями, осознанием их приоритетности.

 

Отличительные особенности  Традиционный школьный курс «Технология» не позволяет учащимся достаточно в полной мере освоить и изучить основы вязания крючком и на спицах. Данная образовательная программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы со спицами и крючком, Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.

 

Адресат программы. В реализации данной программы участвуют дети младшего и среднего школьного возраста – 8-16 лет.

 

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.1 час в неделю - 36 часов.

Формы организации образовательного процесса: Образовательный процесс предусматривает коллективные, индивидуальные и групповые формы организации образовательного процесса с учащимися. Используемые виды занятий: лекции, беседы, практическая и самостоятельная работа, коллективное творчество, выставки, творческие отчёты, мастер-классы.

Режим занятий. Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель – создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области художественного вязания. Развитие художественных способностей обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить способам вязания крючком и спицами;
  • обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно, поздравительных открыток;
  • научить правильно, обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развить чувство цвета, пропорции;
  • развить моторику рук;

Воспитательные:

  • сформировать умение общаться со сверстниками;
  • воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • приучать к аккуратности в работе;
  • сформировать умение работать в коллективе;
  • предоставить возможность социализации каждому ребёнку.

 

1.3 Содержание программы

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

теория

практика

всего

 

I. Введение в программу

1

 

1

 

 

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

 

1

 

 

II. Вязание на спицах

2

17

19

 

1.

Материалы и оборудование. Условное обозначение

0,5

0,5

1

 

2.

Набор петель. Лицевые и изнаночные петли

 

2

2

 

3.

Виды вязания

0,5

2,5

3

 

4.

Вязание по схеме и по описанию.

0,5

2,5

3

 

5.

Шарф, косынка.

 

2

2

 

6.

Вязание кофты с рукавом реглан

 

4

4

 

7.

Вязание на пяти спицах. Варежки

0,5

3,5

4

 

 

IV. Творческий отчёт

 

1

1

 

 

Итоговое занятие

 

1

1

Выставка изделий

 

III. Вязание крючком

2

13

15

 

1.

Воздушные петли. Столбики без накида и полустолбики

0,5

1,5

2

 

2.

Столбики с одним, двумя накидами. Пышный столбик

0,5

1,5

2

 

3.

Вязание по схеме и по описанию.

0,5

2,5

3

 

4.

Вязание по кругу. Салфетка

0,5

3,5

4

 

5.

Вязание игрушки

 

4

4

Выставка изделий

 

Итого:

 

 

36

 

 

 

Содержание учебного плана

Раздел I

«Введение в программу» обучает правила техники безопасности и личной гигиены, знакомит с правилами поведения на занятиях, материалами и инструментами, с содержанием программы. Диагностика в форме анкетирования.

Практика: упражнение «Передай правильно инструмент», «Узнай материал».

Оборудование: спицы, ножницы, пряжа.

Раздел II

«Вязание на спицах» знакомит с историей ручного художественного вязания, инструментами и материалами, техникой вязания.

Обучающиеся осваивают свойства пряжи, вяжут по схеме и по описанию, записывают краткое описание выполненной работы.

Практика: подбор пряжи и спиц, вязание спицами, чтение схем для вязания.

Оборудование: спицы, ножницы, пряжа.

Раздел III

«Вязание крючком» знакомит с историей ручного художественного вязания, с приёмами вязания крючком, с условными обозначениями на схемах узоров вязки. В процессе занятий обучающиеся записывают схему построения узоров вязания, приобретают знания о значении цвета, учатся гармонично сочетать цвета.

Практика: подбор пряжи и крючка, вязание крючком, чтение схем для вязания.

Оборудование: спицы, ножницы, пряжа.

Раздел IV

«Творческий отчет» - выставка готовых изделий.

 

1.4 Планируемые результаты:

 

К концу обучения учащиеся знают:

  1. Правила техники безопасности на занятиях, правила обращения с материалами и инструментами, необходимыми для работы.
  2. Правила подбора спиц, крючка и пряжи.
  3. Начальные сведения о цветовом сочетании.
  4. Основные приемы вязания крючком и спицами.
  5. Условные обозначения при вязании крючком.
  6. Порядок чтения схем.
    К концу обучения учащиеся умеют:

1. Правильно обращаться с материалами и инструментами, необходимыми для работы.

2. Читать схемы.

3. Подбирать инструменты и материалы.
4.Самостоятельно выполнять изделие по схеме или описанию.
5.В процессе работы ориентироваться на качество изделия.
 

Личностные

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  5. Формирование потребности в самореализации.

Метапредметные

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
  2. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  3. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  4. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Предметные

  1. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественных, технологических задач.
  2. Приобретение первоначальных навыков продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи.
  3. Развитие трудовых и творческих способностей по вязанию крючком и спицами.
  4. Осознание результатов собственной деятельности. 
  5. Готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности, активности, аккуратности.
  6. Безопасная работа с инструментами.
  7. Освоение правил подбора крючка и спиц для вязания; сочетание цветов и качества нитей.
  8. Освоение основ техники и способов вязания спицами и крючком и оформления готовых изделий.
  9. Стремление к улучшению качества выполняемых работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел №2 "Комплекс организационно-педагогических условий"

 

2.1 Календарный учебный график 

 

Год обучения

2020-2021

1 группа

2020-2021

2 группа

№ п/н

Кол-во часов

Сентябрь

03.09. 2020

1.09. 2020

  1.  

1

10.09.

8.09

  1.  

1

17.09

15.09

  1.  

1

24.09

22.09

  1.  

1

1.10

29.09

  1.  

1

Октябрь

8.10

6.10

  1.  

1

15.10

13.10

  1.  

1

22.10

20.10

  1.  

1

29.10

27.10

  1.  

1

Ноябрь

5.11

3.11

  1.  

1

12.11

10.11

  1.  

1

19.11

17.11

  1.  

1

26.11

24.11

  1.  

1

Декабрь

 

 

3.12

1.12

  1.  

1

10.12

8.12

  1.  

1

17.12

15.12

  1.  

1

24.12

22.12

  1.  

1

31.12

29.12

  1.  

1

\Январь

14.01. 2021

12.01. 2021

  1.  

1

21.01

19.01

  1.  

1

28.01

26.01

  1.  

1

февраль

4.02

2.02

  1.  

1

11.02

9.02

  1.  

1

18.02

16.02

  1.  

1

25.02

23.02

  1.  

1

Март

4.03

2.03

  1.  

1

11.03

9.03

  1.  

1

18.03

16.03

  1.  

1

25.03

23.03

  1.  

1

Апрель

1.04

30.03

  1.  

1

8.04

6.04

  1.  

1

15.04

13.04

  1.  

1

22.04

20.04

  1.  

1

29.04

27.04

  1.  

1

Май

6.05

4.05

  1.  

1

13.05

11.05

  1.  

1

20.05

18.05

  1.  

1

27.05

25.05

  1.  

1

Всего учебных часов (недель)

72 (36)

 

2.2 Условия реализации программы

Для реализации данной программы имеются следующие условия:

  • Кабинет с качественным освещением
  • наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству учащихся - необходимого количества столов, стульев, стендов и шкафов для хранения инструментов, материалов, готовых изделий и литературы
  • канцелярские товары
  • ручные инструменты и материалы для занятий
  • дидактические материалы по темам программы
  • учебные пособия

Учащиеся могут воспользоваться дополнительной литературой по различным видам рукоделия. На занятиях используются наглядные пособия. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности, а в дальнейшем постоянно напоминается о безопасных приёмах работы. Создание и накопление методических материалов позволяет результативно использовать учебное время и осуществлять дифференцированный подход в обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и формы обучения

 

Раздел, тема

Формы, методы и приёмы обучения

Дидактическое и техническое обеспечение

Формы

контроля

1.

Вводное занятие.

ТБ на занятиях. Ознакомление с материалами, инструментами и приспособлениями для работы. Организация рабочего места.

Беседа, игровые упражнения иллюстративный словесный наглядный

Спицы, пряжа, ножницы, инструкции по ТБ иллюстрации литература

опрос наблюдение анализ

2.

«Вязание спицами». Основные приёмы вязания. Изготовление изделий по схеме и по описанию.

практическая работа самостоятельная работа 

 Спицы, пряжа, ножницы

выставка изделий тестирование

3.

«Вязание крючком».

 Основные приёмы вязания. Изготовление изделий по схеме и по описанию.

практическая работа индивидуальная работа

Крючки, пряжа, ножницы

выставка изделий

 

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • выставка,
  • готовое изделие.

 

2.4 Оценочные материалы

  • коллективные и персональные выставки изделий учащихся
  • участие в конкурсах детского творчества

 

Критерии оценки результатов аттестации:

В промежуточной аттестации используется следующая система оценки результатов каждого обучающегося. 

Высокий уровень – работа выполнена самостоятельно, аккуратно, плотно связана и без ошибок.

Средний уровень – работа выполнена аккуратно, но требовалась частичная помощь педагога.

Низкий уровень – работа выполнена с помощью педагога.

 

2.5 Методические материалы

  • наглядные пособия по различным темам
  • образцы готовых изделий
  • схемы
  • разработки занятий и мероприятий
  • методическая литература.

 

2.6 Список литературы

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
  3. Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р;
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.
  6. Письма Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О  Примерных требованиях к программам дополнительного образования  детей»;
  7. Постановления Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 года № 301 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Нижегородской области»;
  8. Письма Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г.
  9. № 316-01-100-1674/14 «О направлении методических рекомендаций» по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования».

 

Литература для педагога

  1. Валентина. Журнал Издательского дома ОВА–ПРЕСС «Игрушка» 2015
  2. Валя–Валентина. Журнал 2013 г.
  3. Кондратюк Л. С. «Учусь вязать» Пособие для начинающих. Киев 2004 г.
  4. Ляпина А. Р. «Полная энциклопедия женских рукоделий» г. Ташкент 2012 г.
  5. Лена–рукоделие. Специальный выпуск 2001, 2005 г. «Идеи к Новому году и Рождеству»
  6. Лена–рукоделие. Специальный выпуск № 1 2002 г. «Филейное вязание».
  7. Максимова М. В «Азбука вязания». Кемеровское книжное изд-во 1987 г.
  8. Сюзи О, Рейли. Уроки детского творчества. Вязание на спицах и крючком. Санкт-Петербург 1998 г.

 

Клочкова Марина Владимировна

Уважаемые родители.

Объединение дополнительного образования "Рукодельница" функционирует на базе МБОУ Личадеевской СШ с 1 сентября 2020 года. Вы можете записать своего ребенка в объединение через Навигатор.

На занятиях дети будут учиться вязать на спицах и крючком. Для удобства объединение разделили на 2 группы.

Занятия 1 группы будут проходить на базе МБОУ Личадеевской СШ в основном здании в Личадееве - по четвергам в 15 часов.

Занятие 2 группы будут проходить на базе МБОУ Личадеевской СШ в здании начальной школы с. Голяткино - по вторникам в 16 часов.

1 группа - четверг - 15.00 - 15.45

2 группа - вторник - 16.00 - 16.45