*Образцовая студия эстрадной песни "Ассорти"

МБОУ ДО ДДК " Дегтярёвец", г.Ковров

"В жизни доброго пути Вам желает АССОРТИ!"

Студия эстрадной песни " Ассорти"- образцовый коллектив, где интересно не только детям, но и их родителям.

Новости

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

В ДДК "Дегтярёвец" в очередной раз проходил осенний оздоровительный лагерь "Дружный", где каждый коллектив представлял свой отряд. В нашем отряде "Ассорти" ребята не только творческой деятельностью занимались, но и участвовали в мероприятиях ддк, вместе гуляли, а также посетили кинотеатр с просмотром сказки "По щучьему велению". И всё это мы успели в 5 лагерных дней.
Словом, ребята в коллективе "Ассорти" очень замечательные!
https://ok.ru/group/57866201989153/topic/155355061626913
https://vk.com/wall-170779867_103

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

Участники коллектива "Ассорти" выступили с благотворительным концертом на турбазе...22 июля и 5 августа
https://kovrovsegodnya.ru/novosti/kultura/30560-kollektiv-assorti-na-tur...

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

15 мая 2022г. коллектив "Ассорти" и "Ассорти+" отметили Международный день семьи успешным участием на Международном конкурсе!
http://uokovrov.elros.info/pres-tsentr/news/31901/
https://kovrovsegodnya.ru/novosti/kultura/29911-v-den-semi-pobedy-assorti

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

4 марта ребята студии "Ассорти" подарили праздничное весеннее настроение для мам и бабушек детей центра реабилитации с ОВЗ.
https://kovrovsegodnya.ru/novosti/obshchestvo/29180-vam-zhelaet-assorti-...

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

В образцовой студии эстрадной песни «Ассорти» (рук. Надежда Котяшкина-Кулик) ДДК «Дегтярёвец», каждый праздник – это традиции. День матери – не исключение!

htps://kovrovsegodnya.ru/novosti/obshchestvo/28042-den-materi-v-assorti#:~:text=%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-,%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D0%B2%20%C2%AB%D0%90%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%C2%BB,-%23%D0%92%D0%98%D0%94%D0%95%D0%9E

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

13.11.2021г. в нашем городе Коврове в ДК им. В.П.Ногина состоялся II Открытый городской конкурс актёрской песни «Волшебные звуки театра».

https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.cmd=logExternal&st.sig=__c8cZdmq1pHb...

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

28 января 2022 года в ДДК «Дегтярёвец» прошёл ежегодный концерт проекта «Подари улыбку миру!» семьи Котяшкиных-Кулик и образцовой студии эстрадной песни «Ассорти». На концерте присутствовали ребята социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, дети с ограниченными возможностями нашего города.
http://uokovrov.elros.info/pres-tsentr/news/31558/
https://kovrovsegodnya.ru/novosti/kultura/28734-ot-serdtsa-k-serdtsu-zvu...

Котяшкина-Кулик Надежда Викторовна

Копилка достижений образцовой студии эстрадной песни «Ассорти» (рук.: Надежда Котяшкина-Кулик) МБОУ ДО ДДК «Дегтярёвец» вновь пополнилась дебютными успехами её солистов на XI Всероссийском фестивале-конкурсе творчества и искусств «Зимушка-Зима». Фестиваль-конкурс проходил 12 февраля 2022г. во Дворце Культуры и Техники «Родина» в нашем городе.

https://kovrovsegodnya.ru/novosti/kultura/28904-solisty-assorti-na-vsero...

http://uokovrov.elros.info/pres-tsentr/news/31605/

Руководитель: Нажежда Котяшкина, Хореограф: Евгения фелендб

Наши достидения на очных конкурсах-фестиваля разного уровня в разных городах России в номинации " эстрадный вокал"

 

 

Дети и родители

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
Антон Павлович Чехов

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.
Антон Семенович Макаренко


Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.
Антон Семенович Макаренко

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский


Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.
Виктор Мари Гюго

Детское состояние души проходит через всю нашу жизнь — именно оно побуждает нас искать смысл жизни, искать Бога.
Владимир Леви


Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.
Владимир Леви

Будьте сами и человеком и младенцем, чтобы учить ребенка.
Владимир Федорович Одоевский


Как ужасен был бы мир, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства!
Джон Раскин

Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!
Джордж Бернард Шоу


Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее.
Лев Николаевич Толстой

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо


Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек

Беседы с психологом

У каждого - свой характер


На основе врожденного темперамента формируются черты личности, которые определяют поведение в различных ситуациях и отношение к окружающему миру. Это и есть ХАРАКТЕР. Становление характера начинается с самого рождения и главная роль в этом процессе принадлежит родителям. Будущий характер малыша во многом зависит от отношения между папой и мамой, от их любви и внимания к своему ребенку, от требований к нему, от степени предоставляемой свободы.
Личность маленького ребенка еще только складывается, поэтому в детстве легко возникают нарушения формирования характера. Чтобы предотвратить такие нарушения, родители при воспитании ребенка должны придерживаться адекватного стиля воспитания, т.е. не должно быть как излишней опеки, так и вседозволенности, как сильной строгости, так и захваливания. Единого, универсального «рецепта», подходящего для воспитания всех детей не существует, ведь, как я уже писала, все малыши разные, развиваются по индивидуальной, заложенной природой и родителями схеме. Наблюдайте за поведением своего малыша в различных ситуациях, обращайте внимание на его реакции при изменении обычной жизни (переезд, поступление в садик, в школу, праздник и т.д.). Ваши усилия должны быть направлены: на исключение (в раннем детстве) или сглаживание (в дошкольном возрасте) ситуаций, провоцирующих проявление и закрепление отрицательных черт характера; на развитие сильных сторон характера малыша, их применение в жизни. Для этого необходимо знать заложенный природой тип темперамента ребенка (см. статью «Темперамент»).
Если Вам трудно определить, какой у ребенка темперамент, возможно, имеет место АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА - в характере есть ярко выраженные черты, которые «затмевают» другие. Акцентуация характера не препятствует жизни человека в обществе, но может проявиться в критических ситуациях и осложнить их преодоление. При неблагоприятных условиях (неправильное воспитание, психологические травмы и т.д.) акцентуация может стать основой для формирования стойких расстройств личности (неврозы, депрессии, страхи в старшем возрасте и т.д.). Предпосылки формирования некоторых акцентуаций характера можно заметить по особенностям поведения и эмоций ребенка уже в раннем детстве, что позволяет скорректировать их в процессе воспитания. По каким же признакам можно понять, что у малыша возможно развитие акцентуации характера? Привожу несколько типов характера, описанных в книге «Развитие личности ребенка» (Екатеринбург, «У-Фактория», 2003).


«Солнечные» дети

Такой ребенок с раннего возраста отличается шумливостью, склонностью к озорству. У него почти всегда хорошее настроение, отличный аппетит, крепкий сон. Малыш общителен, разговорчив, не робеет перед незнакомыми людьми. Он самостоятелен, энергичен, но очень неусидчив, легко отвлекается. Постоянно перескакивает с одного дело на другое. Родители «солнечного» малыша, приходя на прием к психологу, обычно предъявляют следующие жалобы:
ребенок не умеет себя вести (в гостях, в детском саду шумит, бегает, кричит, задает вопросы незнакомым людям);
он невнимательный (не слушает объяснений, быстро теряет интерес к любому занятию);
непослушный (отказывается подчиняться требованиям, в ответ на давление становится раздражительным, агрессивным);
требует постоянного внимания (не соглашается сидеть один в комнате, играть в одиночестве).
Родителям «солнечного» ребенка следует учесть, что он не переносит ситуаций одиночества, ограничения двигательной активности. Конечно, чрезмерная подвижность и шумливость малыша создают взрослым проблемы. Чтобы этого избежать, постарайтесь сами создать условия, в которых ребенок может реализовать свою жажду деятельности в приемлемой форме. Например, поиграйте с ним в мяч, в догонялки, позанимайтесь физкультурой. Выплеснув энергию, ребенок станет более спокойным, и Вы сможете отдохнуть, предложив ему развивающие игры (кубики, пирамидки, мозаику, конструктор, пазлы и т.д.). При воспитании такого ребенка избегайте мелочного контроля, так как это обязательно вызовет у него раздражение, гнев. Предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Если малыш плохо себя ведет, то угроза наказания может дать эффект, обратный ожидаемому. Лучше противопоставьте возбуждению ребенка свое спокойствие и невозмутимость. Физические наказания недопустимы! А за послушание обязательно похвалите. Такому малышу всегда не хватает усидчивости и терпения. Старайтесь заинтересовать его заданием. Подчеркивайте важность любого дела, которым увлекся Ваш ребенок, ни в коем случае не прерывайте его. Направляйте деятельность малыша с помощью словесных инструкций. Несформированность навыков волевого контроля поведения может стать серьезным препятствием для обучения ребенка в школе.


«Впечатлительные» дети

Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения. Повод для этого может быть совершенно незначительным. Еще минуту назад Ваш малыш был ласковым, улыбался и вдруг стал раздражительным, расплакался. Что могло его огорчить? Возможно, вы не так посмотрели на него, не ответили на улыбку или сделали замечание. От эмоционального состояния зависят сон, аппетит, самочувствие ребенка. Такой малыш часто реагирует на настроение окружающих. В семье гармония и любовь – малыш весел и спокоен, мама с папой поссорились - ребенок капризничает.
При воспитании такого ребенка нужны доброжелательное отношение и постоянная поддержка. Он очень тяжело переносит отвержение и равнодушие со стороны близких. Ни в коем случае не ставьте чувствительного ребенка в условия соревнования («Посмотрим, кто лучше сделает, ты или Маша?!») и не сравнивайте с другими детьми. Не угрожайте своему малышу наказанием за непослушание, не ругайте за неудачи. Вместо этого похвалите, если он выполнил требование, справился с заданием. В целом, дети с данным типом характера очень отзывчивые, чуткие, искренние. А плохое настроение у них быстро проходит при одобрении и утешении.


«Боязливые» дети

Очень пугливы, боятся темноты, животных, одиночества. Они робкие и застенчивые. Не любят шумных подвижных игр. Однако они не замкнуты, охотно общаются с теми, к кому привыкли, очень привязаны к родным и близким, играют с младшими детьми. Если Вы – родители боязливого ребенка, старайтесь не создавать дополнительную почву для возникновения страхов. Ни в коем случае не ссорьтесь при малыше, не кричите на него, будьте ласковы с ребенком, чаще берите на руки, обнимайте. Стабильная обстановка дома и телесный контакт снизят общую тревожность. Если Вы увидели, что ребенок чего-то боится, постарайтесь тактично выяснить причину его страхов: поговорите с ним, понаблюдайте за его поведением. Относитесь к переживаниям ребенка серьезно и с уважением, Ваши небрежные заверения («глупости, совершенно нечего бояться»), упреки («ты же уже большой мальчик/девочка») и раздражение не убедят ребенка. Напротив, он может перестать доверять и замкнется.

Рекомендации, которые помогут малышу справиться со страхами

1. Постепенно приучайте ребенка к тому, что его пугает. Если, например, малыш боится собак, не настаивайте на том, чтобы он прикоснулся к животному или взял его на руки. Лучше начните с посещения зоомагазина или выставки, где ребенок сможет понаблюдать за собаками с безопасного расстояния. Дайте ему время на привыкание.

2. Проигрывайте ситуации, пугающие ребенка. Он может изображать персонажа, которого боится или, наоборот, выбрать роль более сильного. Вы же будете изображать остальных героев (смелый рыцарь побеждает Бабу Ягу). По ходу игры подсказывайте, что можно сделать, чтобы победить, поддерживайте, хвалите.

3. Нарисуйте вместе с малышом то, что его пугает. Готовый рисунок можно порвать, закрасить яркой краской. Возможно, малыш решит, что «чудовище больное, голодное или одинокое. Тогда предложите подружиться с ним, помочь.

4. Читайте малышу книги, показывайте мультфильмы, в которых предлагаются модели поведения в аналогичных ситуациях (по желанию ребенка). Если не найдете готовой истории, можно самим сочинить сказку.

5. Не забывайте, что огромное влияние на ребенка оказывает Ваше поведение. Не проявляйте неуверенность в собственных силах, ведь Ваше состояние передается малышу.

При воспитании «боязливого» ребенка старайтесь избегать излишней опеки. Давайте ему задания, в которых он может проявить старательность и аккуратность. Избегайте ситуаций неуспеха: соизмеряйте свои требования с возможностями ребенка, а в случае затруднений тактично помогите ему. Это позволит поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне, развивать самостоятельность. В противном случае малыш вырастет замкнутым, неуверенным в себе. В школе будет избегать общения со сверстниками, бояться ответов у доски.


«Замкнутые» дети

Такой малыш не любит играть с другими детьми, предпочитает одиночество. Ему нравится общество взрослых, может долго слушать их разговоры. Ребенок не по-детски сдержан, серьезен, холоден. Он настойчивый, упорный, всегда доводит дело до конца. При этом боится перемен и всего нового. Хотя такие дети, как правило, послушны, их поведение нередко вызывает у родителей беспокойство. Не стоит настаивать на сближении такого ребенка со сверстниками, это может привести к еще большей замкнутости. При обучении «замкнутого» ребенка необходим индивидуальный подход. Малыш не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он будет протестовать против соблюдения формальных правил. Лучше предоставьте сыну или дочке возможность самостоятельно работать над заданием и оценивайте именно результат деятельности. При правильном воспитании упорство и настойчивость, свойственные детям с данным типом темперамента, позволят им достичь высоких результатов.


«Слабые» дети

У ребенка с раннего возраста плохой сон и аппетит, он капризен, плаксив, чувствителен к внешним воздействиям (громкий звук, яркий свет), плохо переносит смену обстановки. Главная черта этого типа – повышенная истощаемость при физических, умственных нагрузках и сильных эмоциональных переживаниях. «Слабого» малыша довольно легко выделить в группе сверстников: он держится в стороне от активных, шумных детей, так как не умеет постоять за себя. Нередко ребенок неожиданно начинает сердиться и плакать во время прогулки, в детском саду, в гостях. Окружающим при этом кажется, что причины для такой реакции нет или она крайне незначительна.
Если Ваш малыш «слабый», ему нужен продуманный, щадящий режим дня. Физическое и психическое переутомление ему противопоказаны. Старайтесь предотвратить вспышки раздражительности. Вы вышли с малышом погулять или пришли в гости? Тогда внимательно наблюдайте за ним и как только заметите, что ребенок начал капризничать, стал вялым, уведите его домой, помогите отвлечься и отдохнуть. Пусть он поспит или просто полежит и послушает сказку. Если же малыш все-таки начал плакать из-за усталости, не ругайте его. Отрицательные эмоции приведут к еще более выраженному нарушению поведения. При доброжелательном, спокойном, терпеливом отношении ребенок со временем научится сам регулировать нагрузки и определять, когда ему нужно отдохнуть.


«Сверхаккуратные» дети

Ребенок, относящийся к этому типу, отличается аккуратностью, стремлением к порядку и чистоте. Для него характерна недетская бережливость игрушек и одежды. Малыш очень добросовестный, обязательный и требует этого от других. Он крайне болезненно переносит изменения режима дня и правил поведения. Агрессивно реагирует на попытки завладеть его собственностью. Надолго остается плохое настроение, малыш может часами плакать, не поддаваясь на уговоры и утешения. В семье сверхаккуратный ребенок претендует на роль «властелина», которому все должны подчиняться, поэтому советов он не принимает, уступать в чем-либо отказывается. Родители должны постараться устранить факторы, провоцирующие закрепление слабых сторон характера малыша. Установите строгий распорядок дня, и не нарушайте его. Постоянное соблюдение определенной последовательности действий поможет избежать вспышек раздражительности. Следите за тем, чтобы Ваши реакции на поведение малыша были однозначными и понятными для него. Если что-то запретили, не разрешайте этого ни при каких обстоятельствах. Наказали за проступок, при его повторении снова накажите. Малыш должен четко знать что можно, а что нельзя делать и каковы будут последствия его поступков. Тогда очередной Ваш запрет не будет для него трагедией. Давайте обещания только в том случае, если уверены в их выполнении. Никогда не подгоняйте и старайтесь не вмешиваться в его дела. Пусть сам прибирает игрушки, свою одежду, выделите ему для этого дополнительное время. Если ребенок внимательно относится к своему внешнему виду, то готовьте одежду заранее, учитывая его пожелания или с его помощью. Так Вы сэкономите время и избежите криков и слез. Поощряйте исполнительность, аккуратность, бережливость. Закрепление этих положительных черт обеспечит ребенку хорошую успеваемость в школе.


«Артистичные» дети

Таким детям свойственно желание быть в центре всеобщего внимания любой ценой. Узнать такого ребенка просто: если малыш посещает детский сад, то он - главный герой на всех детских утренниках, любой семейный праздник, прием гостей начинается с его выступления. При этом малыш не стесняется многочисленных зрителей, с готовностью поет, танцует, читает стихи. С удовольствием принимает восторг и восхищение взрослых. Однако если не удастся привлечь внимание публики демонстрацией своих талантов, ребенок добивается этого другими способами: начинает кричать, капризничать, устраивает истерики. Обычно «артистичный» малыш обладает даром внушать симпатию и любовь, взрослые нередко считают его «паинькой». Он слушается с полуслова, не шалит в присутствии воспитателя, зато в кругу сверстников может быть враждебным, агрессивным, старается подчинить себе остальных детей. Сердится и плачет, если в его присутствии хвалят другого. Нередко дети с таким типом характера фантазируют, сочиняют истории с целью «приукрасить» себя. Как правило, хорошо учатся в школе. Быть лучшим – возможность выделиться, но в стремлении привлечь к себе внимание окружающих такие дети демонстрируют равнодушие к людям, эгоизм, чрезмерное самолюбие. Отрицательные черты характера во многом являются следствием недостаточной твердости и последовательности родителей. Как правило, такой ребенок воспитывается в обстановке всеобщего обожания, взрослые удовлетворяют любые его прихоти.
Если это описание подходит Вашему ребенку, старайтесь, не задевая самолюбия, обращать его внимание на чувства и интересы других, не поощряйте ябедничество, будьте последовательны в требованиях. Ваш малыш обожает быть в центре внимания, поэтому старайтесь уделять ему больше времени. Дети с такими чертами характера нередко талантливы, значит потребность ребенка во всеобщем восхищении вполне может быть удовлетворена в каком-нибудь детском кружке. Если Ваш сын или дочка в ответ на запрет устраивают истерику, не сдавайте своих позиций. Лучше постараться отвлечь ребенка: дайте яркую игрушку, обратите его внимание на происходящее за окном. Можно сделать что-то неожиданное для малыша (например, подбросить его в воздух). Возможно, лучше оставить его одного и дать ему время успокоиться. Когда истерика закончится, обязательно спокойно объясните, почему не можете выполнить его требование. Если же Вы уступите, ребенок поймет, что истерика - хорошее средство, чтобы добиться желаемого, и будет использовать его в дальнейшем.


«Слабовольные» дети

Малыш очень непоседливый, непослушный, легко отвлекается. Поведение зависит от сиюминутных желаний. Ребенок не умеет прилагать усилий для достижения цели, при столкновении с препятствием сразу бросает дело, которым занимался. Внешне ребенок может быть очень послушным, соглашается выполнять требование, но быстро забывает об этом. Боится наказаний и легко подчиняется воле другого человека. Такое поведение является следствием того, что родители не учили малыша самостоятельности, настойчивости. Скорее всего, мама и папа не требовали от своего ребенка организованности, соблюдения правил, выполняли за него обязанности (убирали игрушки, кормили из ложечки, одевали и т.д.).
С самого раннего детства учите малыша контролировать свое поведение. Давайте четкие речевые инструкции, старайтесь коротко и ясно формулировать свои требования к ребенку. Добивайтесь того, чтобы Ваш малыш самостоятельно ел, одевался, поручите ему посильные обязанности по дому: пусть прибирает игрушки, вытирает пыль, помогает стирать. Поддерживайте попытки ребенка преодолеть трудности, создавайте для этого дополнительные возможности («полоса препятствий» на детской площадке). Если ребенок старается довести до конца какое-то дело, пусть важное только для него, не прерывайте. Это поможет ему стать более организованным и настойчивым. Дети, относящиеся к данному типу, общительны и доброжелательны, однако из-за недостаточной силы воли легко поддаются чужому влиянию, склонны подражать поведению окружающих. Будущее такого ребенка зависит от окружения, от его друзей. При воспитании Ваш малыш нуждается в тактичном, но постоянном контроле.


* * *
Заканчивая описание различных характеров, хочу еще раз подчеркнуть, что выделенные особенности носят условные названия, и если малышу свойственны какие-то из описанных черт, это вовсе не значит, что с таким характером малыш пойдет по жизни. Ведь дети очень сильно поддаются влиянию (как позитивному, так и негативному), взрослым нужно учитывать в воспитании те или иные особенности ребенка, чтобы помочь ему развить полезные, «сильные» черты характера и преодолеть «слабые». Очень сложно исправлять допущенные взрослыми ошибки воспитания, проще их не делать! Удачи в воспитании и познании Вашего ребенка!


Ольга Анисимович, педагог-психолог,
специально для детского портала "Солнышко".
Опубликовано 15 января 2004 г. 

 

Беседы с психологом

Жизненная стойкость и психическое здоровье детей


Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.

Способы поведения в трудных ситуациях имеют индивидуальный характер и у взрослого становятся устойчивыми (самоконтроль, саморегуляция). Складываться они начмнают уже в детском возрасте, но это развитие не происходит автоматически по мере взросления. Большое значение имеет темперамент ребенка, особенности его личности, индивидуальный опыт. Могут сформироваться конструктивные способы поведения (активное осознанное преодоление трудностей; активизация развития): умение извиниться, первым подойти для примирения и неконструктивные (не приводят к решению проблемы, могут вызвать отклонения и деформации в развитии): возникновение различных вредных привычек, таких как обгрызание ногтей, онанизм; уход в себя; отказ от общения; агрессивность.

Трудные ситуации могут быть переходящие, быстротечные (упал, не приняли в игру); кратковременные, но очень острые и значимые (потеря близкого человека, разлука с матерью, переезд на новое место); длительные, хронические (развод родителей, противоречивое воспитание, неуспеваемость в школе). Самые травмирующие – кратковременные, но острые и длительные.

Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:
враждебная, жестокая семья;
эмоционально отвергающая семья;
семья, не обеспечивающая уход и надзор;
распадающаяся или распавшаяся семья;
чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра);
противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура);
отрыв от семьи (госпитализация, направление в детский сад)
Для детей школьного возраста помимо перечисленных выше, травмирующими являются ситуации, связанные со снижением ценности Я:
невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, уметь хорошо читать);
отстраненность от других членов семьи;
непринятие детским коллективом, педагогом;
неспособность справиться с учебной нагрузкой.
Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям.

Влияние родителей на становление у ребенка способов поведения в трудных ситуациях велико:
Стиль семейного воспитания:
авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
снисходительные родители (попустительский тип воспитания) – импульсивные, агрессивные дети.
Поведение родителей в трудных ситуациях, которое ребенок (часто бессознательно) принимает в качестве примера для подражания.
Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.
Что могут сделать родители?
Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.
Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться. С дошкольником можно обыграть эти ситуации, со школьником достаточно разговора.
Обратиться к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оценить эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.
Обучить ребенка элементам аутотренинга (умение расслабляться, досчитав до десяти, например); см. статью "Как помочь ребенку и себе преодолевать негативные эмоции".
Эти простые действия со стороны родителей могут оказаться стартом для развития у ребенка самостоятельных навыков по преодолению трудных ситуаций, выработке конструктивных способов поведения.


Ольга Анисимович, педагог-психолог,
специально для детского портала "Солнышко".
 

 

Подготовительная группа вторник и четверг 17.20.- 17.50ч. (8 занятий в месяц)