Полиглот. Районное методическое объединение учителей иностранного языка Хабарского района

Сайт РМО учителей иностранного языка (немецкий и английский язык) Хабарского района

« Изучай иностранные языки с удовольствием!»

Главной целью деятельности районного методического объединения является:

  • объединение учителей иностранного языка вокруг значимых инициатив, интересного педагогического опыта;
  • развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

 

Преподавание иностранного языка в общеобразовательных учреждениях нашего района осуществляет 16 учителей из 9 средних и 5 основных школ.

12 из них имеют высшее образование. Не велись уроки в  Тополинской школе, в Зятьково –Реченской работали совместители. 5 учителей имеют высшую категорию, 6 – первую .Прошли аттестацию в этом учебном году 3 учителя, прошли курсовую переподготовку 6 учителей. Большинство учителей имеют стаж работы до 20 лет и выше, а также высшую и первую квалификационные категории, что говорит об их уже сложившемся стиле работы.

Однако, по-прежнему, проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми специалистами, профессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания иноязычного образования.

 

Учителя иностранного языка руководствуются в своей профессиональной деятельности примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, разработанными Министерством образования РФ на основе Государственного стандарта общего образования.

Преподавание немецкого языка осуществляется по учебно-методическим комплектам под редакцией И.Л. Бим.

Преподавание английского языка ведётся по учебно-методическим комплектам:

  • в начальной школе под редакцией Биболетовой М.З
  • в основной и средней школе – под редакцией В.П. Кузовлева, М.З. Биболетовой;

 

Проведено 5 заседаний методического объединения. Работая над поставленными целями и задачами,  учителя  иностранного языка продолжили работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку и направили свои усилия на создание условий для развития творческой активности учащихся

 

      На заседаниях МО освещались актуальные методические проблемы, как например:1. «Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка» 

2.  «Общая характеристика универсальных учебных действий  и способы их формирования в учебном процессе»

3. Творческие отчеты учителей по вопросам самообразования в преддверии аттестации: Хабарская СОШ№1 и 2

Рассмотрены следующие вопросы:

1. Анализ работы РМО за 2012-201 учебный год.    

2.  Обсуждение нормативных документов:       

- требования к организации и подготовке  учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

3.  1.Системно-деятельностный подход в преподавании иностранного языка

2. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы

 Требования нового стандарта образования к обучению иностранных языков. Метапредметный подход к обучению.

3. Анализ работы РМО за прошедший учебный год. Обсуждение и утверждение плана работы на 2012 – 2013 учебный год.

4.Утверждение программного обучения и учебно-методического обеспечения.

5. Подготовка к аттестации учителей в новой форме.

  --- Жуган О.Е.  

6. Планирование,  обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2011-2012 учебный год

5.Знакомство с новинками метод. Литературы, обзор журнала «Иностр. Языки»

6. Общая характеристика универсальных учебных действий  и способы их формирования в учебном процессе»

7. Открытые уроки и внеклассные занятия.

Анализируя открытые уроки и внеклассные мероприятия, учителя отмечали,  что на данных занятиях использовались оптимальные формы, приёмы, методы, которые были направлены на развитие необходимых языковых и речевых компетенций учащихся. Отмечался высокий профессиональный уровень преподавателей, владение ими элементами современных технологий.

            Кроме этого, на заседаниях заслушивались отдельные педагоги, которые делились опытом своей работы, говорили о возможностях реализации своих методических проблем. Деятельность РМО строится на диагностической основе и имеет практическую направленность.

Основными формами работы районного методического объединения учителей иностранного языка остаются заседания, которые проводятся не реже одного раза в четверть, и семинары-практикумы.

Ежегодно в начале учебного года проводится анкетирование педагогов с целью определения круга проблем, приоритетных тем, требующих разного подхода к оказанию адресной методической помощи.

Проводимая диагностика и проблемно-ориентированный анализ деятельности РМО позволяют не только ранжировать проблемы, но и обозначить инновационные пути их решения, а также распределить педагогические кадры по уровням их профессиональной компетентности в соответствии с показателями для их оценки.

Система деятельности РМО имеет тенденцию к поиску современных форм работы, поддержанию инновационного духа и творческого поиска, совершенствованию того, что наработано, и применению новых подходов и идей. Ведь только развивающая система способна активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов.

 

Выбор формы занятий методического объединения зависит от квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инновационных форм работы, от активности позиций и творческого потенциала.

Наряду с традиционными формами проведения заседаний методического объединения в последнее время мы всё чаще используем активные формы работы, так как именно они наиболее полно отвечают профессиональным потребностям педагогов, а также вызывают у них наибольший интерес.

 

Ни одно занятие не обходится без проведения открытого урока или внеклассного мероприятия. Уже традиционными становятся мастер-классы, практикумы, занятия «в мастерской учителя», деловые игры, заседания «круглого стола», дискуссии, защиты авторских проектов, презентации опыта работы, творческие отчёты, которые помогают обеспечивать максимальное участие педагогов в работе РМО, что является залогом повышения уровня их профессионального мастерства.

Деятельность методического объединения не ограничивается только проведением обязательных плановых заседаний. Постепенно в практику входит организация временных творческих групп по проблемам преподавания предмета, творческие отчеты, олимпиады, конкурсы.

Всё это способствует активизации работы учителей иностранного языка по самообразованию. Педагоги понимают, что для того чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя.

Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, выявленного в ходе изучения состояния учебно-воспитательного процесса.

Однако данное направление в работе методического объединения остаётся слабым звеном. Мало опыта работы учителей иностранного языка, занесённого в банк данных. Методическое объединение учителей иностранного языка использует современные формы распространения педагогического опыта: мастер-классы, презентации, защиту проектов, творческие отчёты.

На своих уроках учителя школ района решают проблему коммуникативной направленности образовательного процесса через использование современных педагогических технологий и актуального педагогического опыта.

В своей работе многие отдают предпочтение использованию технологии проектного обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий.

Новости

Жуган Ольга Евгеньевна

Заголовок: «Реализация новых образовательных стандартов при обучении учащихся иностранному языку и развития системы поиска и поддержки талантливых детей»

Цели работы:
§ Создание условий для профессионального роста и развития уровня проф. компетенции учителей в условиях модернизации школьного образования
§ Создание условий для эффективного овладения учащимися учебными стратегиями и умениями

Задачи РМО:
§ внедрение установленного ФГОС по иностранным языкам
§ внедрения программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения (разработка и внедрение инновационных УМК и ЦОРов)
§ оказание методической помощи учителям, аттестующимся на 1 и высшую категории
§ распространение передового педагогического опыта учителей иностранного языка на муниципальном и региональном уровнях
§ совершенствовать работу по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по иностранному языку
§ организация совместных встреч, конференций, круглых столов
§ публикация статей и методических разработок

Основные направления осуществления педагогической деятельности:
§ Инновационные технологии в обучении иностранному языку как средство повышения мотивации учащихся в изучении языка, развития творческой и исследовательской деятельности учащихся и повышения эффективности обучения учащихся
§ Применение компьютерных технологий и использование электронных продуктов при обучении иностранному языку
§ Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных учащихся
§ Применение компьютерных технологий и использование интерактивной доски и электронных продуктов при обучении иностранному языку.
§ Использование новых, современных УМК и пособий в преподавании иностранного языка.

Ожидаемые результаты:
§ Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
§ Совершенствование учебного процесса в школах района в рамках реализации ФГОС.
§ Повышение интереса учителей к обобщению и распространению педагогического опыта.
§ Создание банка компетентностно-ориентированных заданий по всем видам деятельности при обучении иностранным языкам.
§ Активное участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства

Реализация образовательной программы методического объединения через внеурочную предметную деятельность
№ п/п Содержание деятельности Цели и Задачи: сроки Ответственный Форма контроля
Всероссийский конкурс по иностранному языку «Олимпус», «Альбус», Мультитест» 1) популяризация изучения ИЯ среди детей школьного возраста;
2) выявление уровня знаний базовых основ английского и немецкого языков учащихся;3) выявление и поддержка достижений учащихся и педагогов в области изучения ИЯ;
4) развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
5) выявление и поддержка талантливых учащихся;
6) выявление творческого потенциала учителей ИЯ; Октябрь - март Учителя немецкого и английского языков района Отчет
Районный конкурс по английскому и немецкому языкам 3-5 кл.) Октябрь 2014 Учителя английского и немецкого языков района Отчет
Муниципальный этап олимпиады по иностранным языкам Ноябрь 2014 Все учителя ИЯ района Отчет
Всероссийский чемпионат по английскому языку Декабрь 2014 Учителя английского языка района Отчет
Районный конкурс проектных работ 7-11кл по теме «Изобретения, которые потрясли мир» Март 2015 Все учителя ИЯ района Отчет
Районный очный конкурс переводчиков для -6-7 классов Октябрь 2014 Все учителя ИЯ района Отчет
Рождественские встречи – конкурс стихов, песен, сказок Декабрь 2014 Все учителя ИЯ района Отчет

Анализ работы РМО за 2013-2014 учебный год.

Руководитель О.Е. Жуган - 29 лет в этой должности.
Учитель немецкого и английского языков Коротоякской средней школы.
Высшая категория, Отличник народного просвещения, победитель конкурса ПНПО - 2008г, Победитель конкурса Титова - 2011г

Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языком.
Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер, особенно сейчас, когда ставятся задачи изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения иностранным языкам.
Процесс повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка в межкурсовой период осуществляется через вовлечение их в работу районного методического объединения, деятельность которого ориентирована, прежде всего, на развитие личности каждого учителя с учётом его интересов и потребностей, специфики местных условий.
Заседаниям районных методических объединений характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки, отбирают языковой материал к наиболее трудным темам, регулярно проводят языковую практику. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учётом современных тенденций в преподавании иностранного языка, главная из которых - обучение общению.
Содержание деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка в 2013-2014 учебном году определено в соответствии с целями и задачами развития муниципальной методической службы.
На территории района идёт непрерывный процесс обновления образования через внедрение Программы развития образования, что проявляется:
• в создании новых образовательных моделей;
• в инновационном движении;
• во внедрении новых педагогических технологий;
• в участии в Приоритетном национальном проекте «Образование».

В 2013-2014 учебном году районное методическое объединение учителей иностранного языка (английский, немецкий) работало по теме:
«Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС и программы «Наша новая школа»».

Цель: обеспечить учителей иностранного языка методическими рекомендациями по
внедрению в практику федеральных государственных стандартов второго поколения
и решало следующие задачи:
• повышение уровня преподавания и качества подготовки обучающихся по предмету;
• повышение профессиональной квалификации учителей РМО в условиях реализации ФГОС и программы «Наша новая школа»;
• обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
• повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции педагогов РМО.

Главной целью деятельности районного методического объединения является:
• объединение учителей иностранного языка вокруг значимых инициатив, интересного педагогического опыта;
• развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.

Преподавание иностранного языка в общеобразовательных учреждениях нашего района осуществляет 16 учителей из 8 средних и 4 основных школ.
12 из них имеют высшее образование. В Тополинской школе, в Зятьково –Реченской работали совместители. 5 учителей имеют высшую категорию, 6 – первую .Прошли аттестацию в этом учебном году 4 учителя, прошли курсовую переподготовку 6 учителей. Большинство учителей имеют стаж работы до 20 лет и выше, а также высшую и первую квалификационные категории, что говорит об их уже сложившемся стиле работы.
Однако, по-прежнему, проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми специалистами, профессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания иноязычного образования.

Учителя иностранного языка руководствуются в своей профессиональной деятельности примерными программами основного и среднего (полного) общего образования по иностранному языку, разработанными Министерством образования РФ на основе Государственного стандарта общего образования.
Преподавание немецкого языка осуществляется по учебно-методическим комплектам под редакцией И.Л. Бим.
Преподавание английского языка ведётся по учебно-методическим комплектам:
 в начальной школе под редакцией Биболетовой М.З
 в основной и средней школе – под редакцией В.П. Кузовлева, М.З. Биболетовой;

Проведено 5 заседаний методического объединения. Работая над поставленными целями и задачами, учителя иностранного языка продолжили работу по совершенствованию методики обучения иностранному языку и направили свои усилия на создание условий для развития творческой активности учащихся

На заседаниях МО освещались актуальные методические проблемы, как например: «Реализация идей ФГОС нового поколения на уроках иностранного языка» ,
«Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в учебном процессе»
Творческие отчеты учителей по вопросам самообразования в преддверии аттестации: Рассмотрены следующие вопросы:
«Организация и планирование работы учителя иностранного языка в рамках формирования коммуникативной компетенции»,
Обсуждение нормативных документов:
- требования к организации и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ,
Системно-деятельностный подход в преподавании иностранного языка,
Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы
Требования нового стандарта образования к обучению иностранных языков. Метапредметный подход к обучению.
«Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка»,
«Формирование умений и навыков самооценки и рефлексии»,
«Возможности применения ИКТ», «Развитие умений устной речи учащихся при работе на уроках иностранного языка средствами новых информационных технологий» и другие.

Проведены открытые уроки и внеклассные занятия.
Анализируя открытые уроки и внеклассные мероприятия, учителя отмечали, что на данных занятиях использовались оптимальные формы, приёмы, методы, которые были направлены на развитие необходимых языковых и речевых компетенций учащихся. Отмечался высокий профессиональный уровень преподавателей, владение ими элементами современных технологий.
Кроме этого, на заседаниях заслушивались отдельные педагоги, которые делились опытом своей работы, говорили о возможностях реализации своих методических проблем. Деятельность РМО строится на диагностической основе и имеет практическую направленность.
Основными формами работы районного методического объединения учителей иностранного языка остаются заседания, которые проводятся не реже одного раза в четверть, и семинары-практикумы.
Ежегодно в начале учебного года проводится анкетирование педагогов с целью определения круга проблем, приоритетных тем, требующих разного подхода к оказанию адресной методической помощи.
Проводимая диагностика и проблемно-ориентированный анализ деятельности РМО позволяют не только ранжировать проблемы, но и обозначить инновационные пути их решения, а также распределить педагогические кадры по уровням их профессиональной компетентности в соответствии с показателями для их оценки.
Система деятельности РМО имеет тенденцию к поиску современных форм работы, поддержанию инновационного духа и творческого поиска, совершенствованию того, что наработано, и применению новых подходов и идей. Ведь только развивающая система способна активизировать процессы профессионально-личностного роста и саморазвития педагогов.

Выбор формы занятий методического объединения зависит от квалификации педагогов, от их заинтересованности в освоении инновационных форм работы, от активности позиций и творческого потенциала.
Наряду с традиционными формами проведения заседаний методического объединения в последнее время мы всё чаще используем активные формы работы, так как именно они наиболее полно отвечают профессиональным потребностям педагогов, а также вызывают у них наибольший интерес.

Ни одно занятие не обходится без проведения открытого урока или внеклассного мероприятия. Уже традиционными становятся мастер-классы, практикумы, занятия «в мастерской учителя», деловые игры, заседания «круглого стола», дискуссии, защиты авторских проектов, презентации опыта работы, творческие отчёты, которые помогают обеспечивать максимальное участие педагогов в работе РМО, что является залогом повышения уровня их профессионального мастерства.
Деятельность методического объединения не ограничивается только проведением обязательных плановых заседаний. Постепенно в практику входит организация временных творческих групп по проблемам преподавания предмета, творческие отчеты, олимпиады, конкурсы.
Всё это способствует активизации работы учителей иностранного языка по самообразованию. Педагоги понимают, что для того чтобы выстоять перед лицом перемен, необходимо видеть долговременную перспективу, уметь определять основные направления деятельности, постоянно повышать свой уровень квалификации, целенаправленно «созидать» самого себя.
Повышению профессиональной компетентности педагогов способствует изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, выявленного в ходе изучения состояния учебно-воспитательного процесса.
Однако данное направление в работе методического объединения остаётся слабым звеном. Мало опыта работы учителей иностранного языка, занесённого в банк данных. Методическое объединение учителей иностранного языка использует современные формы распространения педагогического опыта: мастер-классы, презентации, защиту проектов, творческие отчёты.
На своих уроках учителя школ района решают проблему коммуникативной направленности образовательного процесса через использование современных педагогических технологий и актуального педагогического опыта.
В своей работе многие отдают предпочтение использованию технологии проектного обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий.
Среди основных направлений в деятельности РМО особое место занимает работа с особо мотивированными детьми. С целью реализации их потенциала, формирования интереса к изучению иностранных языков в традиционно проводятся школьные и муниципальные предметные олимпиады, конкурсы переводчиков, страноведческие. Кроме того, наши учащиеся являются активными участниками Интернет-конкурсов, всероссийских олимпиад:Олимпус, Альбус Мультитест, Британский Бульдог и других, где добиваются определённых результатов.
В 2013-2014уч.году продолжилась работа по выявлению и поддержке лингвистически и творчески одарённых детей. Основными задачами конкурсов были повышение мотивации к изучению иностранных языков и совершенствование речевых и языковых умений, развитие творческих способностей.
Проведен творческий конкурс среди младших классов (3-6кл, в нем приняли участие 50 человек. Многие дети показали хорошие результаты

Однако, анализируя результаты участия школьников района в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по иностранному языку, необходимо отметить недостаточный уровень подготовки мотивированных учащихся их в районных и областных олимпиадах.

Следует обратить внимание на то, что подготовка к олимпиаде должна вестись по указанным разделам:
- понимание письменного текста (чтение);
- лексико-грамматический тест (лексико-грамматический тест включает задания на проверку социокультурной компетенции);
- понимание устного текста (аудирование);
Впервые проведено районное мероприятие «Рождественская сказка». Следует отметить активное участие всех школ в данном мероприятии. Более ста детей было задействовано в его проведении.

Использование на уроках новых педагогических технологий позволяет учителям достигать программного уровня в обучении иностранным языкам. Об этом свидетельствует анализ проведённых контрольных работ в школах района в течение года года по двум языкам (английский, немецкий). Анализ контрольных работ показал, что лучшие результаты показали учащиеся 3-6 классов,
. Процент качества в среднем составил 52%.
Учителя МО иностранных языков активно осваивают новые технологии, успешно применяют интенсивный метод и проектную методику. Они опираются на современные подходы, преподавание ведётся исходя из принципов коммуникативного обучения, при котором подача всего вводимого материала должна быть живой, а главное естественной. За прошедший год 7 учителей дали открытые уроки . На своих уроках они использовали ИКТ, проектную методику, интегрированные уроки. Все учителя активно участвовали в работе методического объединения, выступали с докладами, показывали мастер классы. Но, несмотря на все это есть еще значительные недостатки в преподавании иностранного языка. Слабые знания учащихся по грамматике, больше внимания необходимо уделять разговорной речи, работать над привитием интереса к предмету. Всем учителям активнее участвовать в различных конкурсах, чаще давать открытые уроки. Делиться новинками с коллегами.
В результате необходимо отметить, что методическое объединение учителей иностранного языка (английский, немецкий) ведёт целенаправленную работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителей иностранного языка, педагоги показывают высокую активность и заинтересованность в результатах своего труда. Учащиеся демонстрируют стабильные знания.

Заседания РМО на 2014-15 учебный год

№ Срок Заголовок заседания Ответственные
1. АВГУСТ Совершенствование учебного процесса в школах района в рамках реализации ФГОС.
1.Особенности Профессионального стандарта педагога
2. Анализ работы РМО в 2013-2014 учебном году.
3. Мониторинг профессиональных затруднений и информационных потребностей учителей.
Уточнение базы данных учителей.
4. Отбор содержания и составление рабочих программ по предмету с учетом ФГОС
4. « Разработка и принятие методических рекомендаций на новый учебный год».Определение приоритетных направлений в работе РМО на 2014-2015уч.год.
5. Утверждение плана работы на новый учебный год.

О.Е.Жуган

2.

3.
Октябрь

декабрь 1.«Работа с одаренными детьми по подготовке к школьному и муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по иностранным языкам». Доклад «Пути развития одаренных детей по иностранному языку» - Денисенко В.П.
2. «Использование возможностей внеурочной деятельности по обеспечению единства обучения и воспитания, развития личности ребенка». –.
 Творческие отчеты аттестующихся учителей о своей работе. Открытые уроки.
2. Экспертиза профессиональной деятельности учителей, аттестующихся на I квалификационную категорию и высшую.
3. Мастер-класс. Портфолио учителя как одно из условий успешной аттестации - Лесная Ю.Н. Хабарская №1

Плотникова О.В

Сухарь И.Н.
Невзорова Е.И.
Черненко Н.А.

4.

февраль

1.Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка. – Пеннер А.И.
2. Технологии организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию лингвистических навыков и оценки собственной деятельности.-Жуган О.Е.
3. Особенности организации групповой работы на уроке иностранного языка.- Лесная Ю.Н.
4.Открытые уроки..
Утянская
5. март Круглый стол : «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода
(в условиях внедрения ФГОС НОО)»
План.

1. Современный урок на основе системно - деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС НОО).
2. Разноуровневые метапредметные задания по иностранному языку для обеспечения индивидуализации обучения и развития учащихся.
3. Формирование навыков монологической и диалогической речи учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по иностранному языку.
4. Особенности КИМов – 2014 по иностранному языку. Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ.
5. Мастер-класс. Психологический комфорт на уроках иностранного языка

6. Обучение аудированию, чтению и письму посредством ИКТ и ресурсов сети Интернет
Хабарская

Жуган О.Е.

Мирошник Л.В.

Дьяконова Н.В.

Черненко Н.А.

Маленко Е.Н.

Сухарь И.Н.

Практический блок

1.Открытые уроки и внеклассные мероприятия
2. Языковая практика
3. Практические занятия по обучению конструированию учебных занятий, освоению приемов и способов педагогической деятельности
4.Обсуждение и утверждение экзаменационных материалов
5. Выставки методических материалов.
6. Участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах по ИЯ.

Информационный блок
Изучение программ по иностранным языкам
Изучение нормативных документов, регулирующих деятельность учителя иностранного языка средней школы.
Обзор новинок литературы по методике преподавания иностранных языков.
Подведение итогов предметной олимпиады.
Подведение итогов диагностики

Работа с учителями между заседаниями МО
1.Проверка тематического планирования. Утверждение рабочих программ.
2.Взаимопосещение уроков, анализ учебного занятия.
3.Организация внеклассной работы по ИЯ, самоанализ результативности.
4.Проведение школьного этапа олимпиад.
5.Проведение контрольных работ

6. Мониторинг ЗУН учащихся школ района по ИЯ
7. Анкетирование учителей ИЯ на выявление реальных затруднений в организации обучения ИЯ

                                                                                               МБОУ «Коротоякская  СОШ»  Хабарского  района   Алтайского края

Жуган  Ольга Евгеньевна-  Руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка с 1985 года, учитель немецкого и английского языков

Учитель высшей категории – стаж42 года

Отличник Народного Просвещения

Старший учитель          Ветеран труда

Победитель конкурса ПНПО Лучших Учителей России(2008г.)

Победитель краевого конкурса на соискание премии Губернатора Алтайского края имени С.П.Титова(2011г.)

Лауреат II Всероссийской олимпиады педагогического мастерства(2011г.)

Педагогическое кредо учителя:  «Дело,  которому ты служишь, выполняй грамотно,  добросовестно,  достойно,  с душой».

 

                Денисенко Валентина Петровна

 

  МБОУ «Хабарская средняя общеобразовательная школа№1»

 Учитель немецкого языка

 Образование: высшее

 Закончила Барнаульский государственный педагогический институт в 1983

  Специальность: учитель французского и немецкого языков

  Педагогический стаж: 30 лет

 

Категория: высшая

 

                             Грамоты и дипломы:

 

2010-Диплом III степени за призовое место в районном конкурсе методических разработок в номинации «Методическая разработка ЛО урока»

2010-Почетная грамота (Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи) за многолетний добросовестный труд, успешную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения

2011-Почетная грамота за подготовку 2 победителей районной олимпиады школьников по немецкому языку

2011-Диплом за активное участие в работе секции «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе» районной научно-практической конференции «Результаты опытно-экспериментальнойдеятельности. Опыт, проблемы, перспективы.»

 

Учитель немецкого языка
    МБОУ «Утянская ООШ»-
Лесная Юлия Николаевна

Педагогическое кредо: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»                                      В. Ключевский

  • Общий стаж – 16 лет
  • Должность – учитель
  • Предмет – немецкий язык
  • Учебная нагрузка – 21 часов
  • Класс – со 2 – 9
  • Классное руководство – 7 класс

 

Баранова Ольга Владимировна-учитель немецкого языка МБОУ «Плесо-Курьинская СОШ»

Образование: высшее, закончила БГПА в 2012 году.

Стаж работы: 5 лет.

Достижения:

-Почетная грамота за подготовку победителя районной олимпиады школьников 2009 г:

- диплом за подготовку 2-х призеров районного конкурса по иностранному языку «Всезнайка», 2013 г.

-диплом участника краевого конкурса «Педагогическая мастерская» 2012 г.;

-почетная грамота за участие в номинации «Педагог», в районном конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» 2012 г.

Черненко Наталия Алексеевна

Учитель иностранных языков МБОУ «Мартовская СОШ»

Стаж: 5 лет

  • Образование: Высшее, Бийская педагогическая академия им.В.М. Шукшина
  • Квалификация: 2
  • Классный руководитель в 8 классе
  • Грамоты: 1. За подготовку победителя в районном конкурсе по английскому языку «Всезнайка» (6.11.2013)
  • 2.За подготовку 4х призеров в районном конкурсе «Юный переводчик» (17.04.2013)

Бредний  Ольга  Ивановна   

Учитель  английского  языка   МБОУ  «Свердловская

 средняя  общеобразовательная школа» 

Образование: высшее

закончила:                 Барнаульский  государственный  педагогический  

                                     институт,  факультет  иностранных  языков   в  1986 году                                  

Специальность:       немецкий  и  английский  языки                                                                                                            

                                       Присвоена  квалификация  учителя немецкого  и    

                                       английского  языков  средней  школы

Педагогический  стаж - 25  лет

Учебная  нагрузка –  27  часов

Классы  -  2- 11

Классное  руководство  - 5  класс

Самая  главная  проблема   в  работе – нехватка  времени  из-за большой  нагрузки. Хочется,  чтобы  было  больше  времени  для  более  тщательной  подготовки  к  урокам, для  дополнительных  занятий с  одарёнными  детьми и  с  теми,  кто  проявляет  интерес  к  предмету; хотелось  бы  подробнее  изучать  новые  технологии  в  обучении.  Хочется  доработать (сделать  более  совершенными)  собственные  компьютерные  презентации.

Трудностью  также  является то,  что  у  нас  в  селе и  в  школе нет постоянного  доступа   в  Интернет.

ФИО: Невзорова Елена Ивановна

Дата рождения: 16.02.1976 г.

Полный домашний адрес (индекс): 658793

                                                        Алтайский край  Хабарский район

                                                        с. Мичуринское  ул. Гагарина д.1  кв.2

Домашний телефон: 23-8-21

E-mail:  elena.nevzorova.00@mail.ru

Место работы: МБОУ «Гастелловская СОШ»

Должность: учитель иностранного языка  (немецкий язык)

Образование: высшее

Категория: I (первая)

Стаж работы: 18 лет

Тема самообразования«Использование метода ассоциаций на уроке немецкого языка при обучении лексике»

Последние курсы повышения квалификации:

- 2008 г. «Особенности профессиональной деятельности учителя иностранного языка в условиях модернизации образования»

- 2009 г. «Внедрение ИКТ и Интернет-технологий. Электронные образовательные ресурсы».

Конкурсы:

В 2013 г. участвовала во Всероссийском  интернет-проекте «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» (методкабинет.рф; во Всероссийском педагогическом конкурсе «Открытый урок» (Ped-konkurs.ru);

в  2014 г. опубликовала на сайте InfoUrok.RU методическую разработку внеклассного мероприятия по немецкому языку «О, счастливчик!»

 

       Урок английского языка в 5 классе - учитель Дьяконова Н.В.- МБОУ "Хабарская СОШ№1"

                   Урок немецкого языка - учитель Сухарь И.Н.                               

.                      Урок немецкого языка в 4 классе - учитель Невзорова Е.И.

                                                                 МБОУ "Гастелловская СОШ"

    Урок английского языка во 2 классе -

Учитель Коцюба С.И.

     МБОУ "Коротоякская СОШ"- учитель Жуган О.Е.

 

 

                                                   Положение

о районном методическом объединении учителей-предметников

                                             Хабарского района

 

1. Общие положения

Районное методическое объединение организуется при наличии не менее десяти учителей по одному предмету или по одной образовательной об­ласти. Районное методическое объединение (РМО) осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательно­му,социально-педагогическому,логопедическому,психолого-педагогическому направлениям.

РМО в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законами Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием и настоящим Положением.

В Хабарском районе имеются следующие районные методические объединения:

-РМО учителей математики;

-РМО учителей русского языка и литературы;

-РМО учителей начальных классов;

-РМО учителей истории;

-РМО учителей биологии;

- РМО учителей географии;

-РМО учителей физики;

-РМО учителей немецкого и английского языка;

-РМО учителей ИЗО и МХК;

-РМО учителей технологии (технического труда);

-РМО учителей технологии (обслуживающий труд);

-РМО учителей музыки;

-РМО учителей экологии;

-РМО учителей химии;

-РМО учителей физической культуры;

-РМО учителей информатики и ВТ;

-РМО учителей ОБЖ;

-РМО учителей ОРКСЭ;

-РМО воспитателей ДОУ;

Цели и задачи районного методического объединения учителей-предметников

Цель: совершенствование научно-методической поддержки образовательных учреждений района в условиях реализации современной модели образования.

 

 

В ходе работы РМО учителей-предметников решаются следующие за­дачи:

-координация методической деятельности с целью создания единого информационно-педагогического пространства района;

- изучение нормативной и методической документации по вопросам об­разования;

-оказание организационно-методической, научно-педагогической, консультативной помощи педагогам района;

- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с уче­том вариативности и разноуровневости преподавания;

- выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;

- обеспечение профессионального, культурного и творческого роста пе­дагогов;

- организация экспериментальной работы по предмету;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;

- изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего про­филя или воспитательного процесса;

- обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику ра­боты;

-изучение, обобщение, поддержка, предъявление  положительного опыта педагогов района;

- проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастер­ства среди педагогов РМО;

- организация взаимопосещений уроков, занятий по определенной методической теме с по­следующим их самоанализом и анализом;

- организация открытых мероприятий (творческих отчетов, семинаров и др.) по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;

- проведение творческих отчетов и самопрезентаций  о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творче­ских командировках;

- организация внешкольной  и внеурочной работы с обучающимися по предмету;

- совершенствование работы с одаренными детьми;

- работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока;

-внедрение информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения.

2.    Организация работы районного методического объединения

2.1. Для организации своей работы РМО избирает руководителя. Руководитель РМО выбирается его членами из числа авторитетных педа­гогов, имеющих, как правило, высшую или первую квалификационную кате­горию.

РМО планирует свою работу на год. В годовой план работы районного методи­ческого объединения включаются график проведения заседаний и описание межсекционной деятельности. РМО учителей может организовать семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. В тече­ние учебного года проводится не менее четырех заседаний РМО учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков или вне­классных мероприятий.

2.2. К основным формам работы в РМО относятся:

- проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обуче­ния и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

- «круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопро­сам, творческие отчеты учителей;

- заседания РМО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспита­ния, вопросам общей педагогики и психологии;

- изучение и реализация в образовательном процессе требований руководя­щих документов, результативного педагогического опыта;

- проведение методических месячников, недель, дней;

- взаимопосещение уроков;

- контроль качества проведения учебных занятий.

 

3.   Права районного методического объединения РМО имеет право:

-вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в школах района;

-рекомендовать к публикации материалы о педагогическом опыте, накоп­ленном в РМО;

-выдвигать от РМО учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства;

-рекомендовать к поощрению учителей - членов РМО за   активное участие в инновационной и  экспериментальной деятельности;

-рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации.

4.   Обязанности членов РМО

Каждый учитель должен являться членом одного из РМО иметь собст­венную программу профессионального самообразования. Он обязан:

- участвовать в заседаниях РМО, практических семинарах и других меро­приятиях, проводимых по плану районного методического объединения;

- участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства;

- знать основные тенденции развития методики преподавания предмета. 5.   5.Документация и отчетность РМО

Методическое объединение должно иметь следующие документы:

1)   положение о РМО;

2)   анализ работы РМО за прошедший год;

3)   план работы РМО на текущий учебный год;

4)   сведения о темах самообразования учителей - членов РМО;

5) банк данных об учителях РМО количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий и педа­гогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);

6) график прохождения аттестации учителей на текущий год и перспективный план аттестации учителей РМО;

7)   протоколы заседаний РМО;

8) график повышения квалификации учителей РМО на текущий год и пер­спективный, план повышения квалификации учителей РМО;

9)   план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в РМО;

10) информационные и аналитические справки, диагностика мониторинга об­разовательного процесса;

11) информацию об учебных программах и их учебно-методическом обеспече­нии;

12) утвержденные авторские программы педагогов-членов РМО.

 

                                                                        РМО

  

Сроки проведения

Рассматриваемые вопросы

Ответственные

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

август

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование учебного процесса в школах района в рамках реализации ФГОС.

1.Особенности Профессионального стандарта педагога

2.  Анализ работы РМО в 2013-2014 учебном году.

3. Мониторинг профессиональных затруднений и информационных потребностей учителей.

Уточнение базы данных учителей.

4. Отбор содержания и составление рабочих программ по предмету с учетом ФГОС

4. « Разработка и принятие методических рекомендаций на новый учебный год».Определение приоритетных направлений в работе РМО на 2014-2015уч.год.

5. Утверждение плана работы на новый учебный  год.

 

 

1.«Работа с одаренными детьми по подготовке к школьному и муниципальному этапу Всероссийской олимпиады по иностранным языкам». Доклад «Пути развития одаренных детей по иностранному  языку» - Денисенко В.П.

2. «Использование возможностей внеурочной деятельности по обеспечению единства обучения и воспитания, развития личности ребенка». –.

1.  Творческие отчеты аттестующихся учителей о своей работе. Открытые уроки.

2.  Экспертиза профессиональной деятельности учителей, аттестующихся на I квалификационную категорию и высшую.

3. Мастер-класс.  Портфолио учителя как одно из условий успешной  аттестации  - Лесная Ю.Н.

1.Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка. – Пеннер А.И.

2. Технологии организации самостоятельной деятельности учащихся по развитию лингвистических навыков и оценки собственной деятельности.-Жуган О.Е.

3. Особенности организации групповой работы на уроке иностранного языка.- Лесная Ю.Н.

4.Открытые уроки..

 

Круглый стол : «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода

(в условиях внедрения ФГОС НОО)»

План.

 

1. Современный урок на основе системно - деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС НОО).

2. Разноуровневые  метапредметные  задания по иностранному языку  для    обеспечения индивидуализации обучения и развития учащихся.

3. Формирование навыков монологической и диалогической речи учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по иностранному языку.

4. Особенности КИМов – 2014  по иностранному языку. Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ.

5. Мастер-класс.  Психологический комфорт на уроках  иностранного языка

                                                                             

6. Обучение  аудированию, чтению и письму  посредством ИКТ и ресурсов сети Интернет

 

 

 

Жуган О.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жуган О.Е.

Плотникова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Жуган О.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жуган О. Е.

 

 

Баранова О.Л.

5.

Март

каникулы

 

 

Жуган О.Е.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии

 с планом работы учебных классов

  

 

7.

 

август

 

 

В течение года, обсуждение на заседаниях МО

 

Информационный блок

Изучение программ по иностранным языкам

Изучение нормативных документов, регулирующих деятельность учителя иностранного языка средней школы.

Обзор новинок литературы по методике преподавания иностранных языков.

Подведение итогов предметной олимпиады.

Подведение итогов диагностики

 

 

 

Профессиональный стандарт педагога
Содержание
1. Область применения.
2. Цель применения.
3. Термины и определения применительно к педагогу.
4. Содержание профессионального стандарта педагога.
4.1. Часть первая: обучение.
4.2. Часть вторая: воспитательная работа.
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности).
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога.
6. Заключительные положения.
Приложения:
Приложение № 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий.
Приложение № 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя.
Приложение № 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка.
Приложение № 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога.
2
Профессиональный стандарт педагога
(Концепция и содержание)
Введение
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется
3
обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
4
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми правами и полномочиями.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
 Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
 Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
5
 Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
 Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
 Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
 Работа с одаренными учащимися.
 Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
 Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
 Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
 Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен:
 Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
 Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
 Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
 Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
 Соответствовать международным нормам и регламентам.
 Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
6
Характеристика стандарта
 Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
 Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
 Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
 Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
 Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
 Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
 Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:
7
готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
 Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
 Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
 Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
2. Цель применения
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
8
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
3. Термины и определения применительно к педагогу
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий
перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:
документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
9
3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
4. Содержание профессионального стандарта педагога
4.1. Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых
10
русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
4.2. Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
11
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
12
4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
14
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
15
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
16
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
5.1. Общие подходы
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени
17
активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.