Методическое объединение учителей трудового обучения и социально-бытовой ориентировки казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 18»

Сайт учителей профессионально-трудового обучения

Нет такого урока, где был бы весь учитель во всем блеске дарования. Каждый из нас глубже, интереснее того, что делает, и в этом резерв творчества…

 

Методическая тема, над которой работает  МО учителей профессионально-трудового обучения и СБО в 2016-2017 учебном году:

«Активизация  и коррекция  учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе применения инновационных технологий в процессе обучения  и воспитания»

 

Цель Подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью, созданием надежного и эффективного механизма ускорения социально-экономического развития

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

Задачи:

1. Использовать в учебном процессе информационно-коммуникативные технологии с целью повышения качества обучения воспитанников

2. Содействовать в становлении личности ученика в процессе самоопределения и выбора профессии

3. Планировать профориентационную работу согласно состоянию здоровья детей, их интересов и возможностей

4. Продолжить работу по  усовершенствованию методической  оснащённости мастерских (обновление образцов, пополнение тестовых заданий, презентаций в компьютерном варианте)

5. Совершенствовать  педагогическое мастерство учителей профессионально-трудового обучения и СБО  по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС 

Все члены методического объединения учителей профессионально-трудового обучения и СБО активно внедряют в работу инновационные технологии:

Информационно-коммуникационные технологии: Результат: Использование  ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации. 

- Технология проблемного обучения: Результат: Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе.

- Проектная технология: Результат: Учащиеся включаются в  ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.

- Игровая  технология (в 4-6 классах)          Результат:  Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

Технология  индивидуально-бригадного обучения: Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.

Контрольно- корректирующая технология: Результат: Технология способствует развитию всех сфер личности школьника, коммуникативных способностей, самостоятельности.

Технология модульного обучения. Результат: Учащиеся выполняют самостоятельную(индивидуальную) работу, но с определенной дозой помощи. 

Объяснительно - иллюстративные технологии: Результат: Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Формы работы МО:

  1. Мастер-класс
  2. Открытый урок.
  3. Организация предметной декады.
  4. Творческие отчеты по изучению тем самообразования.
  5. Участие в школьных, городских и областных методических мероприятиях.
  6. Семинар.
  7. Педа­гогический совет.
  8. Научно-практическая конференция.
  9. Обмен опытом
  10. Фестиваль педагогических идей
  11. Конкурсы педагогического мастерства
  12. Самообразование.
  13. Заседания МО
  14. Участие во внутришкольном контроле

 

Учительский состав методического объединения:

Кутузова Елена Юрьевна - учитель штукатурно-малярного дела, руководитель МО

Высшая квалификационная категория

Тема самообразования: 

«Развитие творческих способностей учащихся через внедрение метода проектов на уроках штукатурно-малярного дела»

Кольдяева Светлана Леонидовна- учитель швейного  дела,

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

«Развитие творческого компонента учащихся с ОВЗ посредством активного применения на уроках швейного дела декоративно-отделочных материалов через внедрение метода проектов»

Терпугова Елена Николаевна - учитель швейного  дела,

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

 

Руф Эмма Федоровна- учитель штукатурно-малярного дела

 

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

«Повышение эффективности уроков профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на основе использования информационных технологий»

Мосин Евгений Леонидович - учитель столярного дела

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

«Развитие творческих способностей учащихся через использование компьютерных технологий на уроках столярного дела»

 Климюк Ольга Петровна - учитель цветоводства и декоративного садоводства

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

«Развитие воображения и творческих способностей на уроках трудового обучения по цветоводству и декоративному садоводству

       

Бобкова Юлия Александровна - учитель социально-бытовой ориентировки

Первая квалификационная категория

Тема самообразования: 

"Формы профилактики правонарушений в подростковой среде"

 

 

 



 

Учебные  программы,  разработанные и  внедренные в работу   

 педагогами  школы в 2015-2016 учебном году       

           Таблица 7

п/п

Ф.И.О.

педагога

Название  программы (учебно – методических   материалов)

Класс

1.

Кутузова Е.Ю.

Программа углубленной трудовой подготовки "Рабочий по комплексному обслуживанию здания" для учащихся 10-11 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

10-11класс

2.

Кутузова Е.Ю., Руф Э.Ф.

Авторская программа по штукатурно - малярному делу для учащихся 5-9 классов

5-9 классы

3.

Руф Э.Ф.

Программа штукатурно - малярного дела для учащихся 4 класса школы VIII вида

4 класс

4.

Кольдяева С.Л.

Адаптивная  программа по швейному делу для учащихся 4 класса

4 класс

5.

Терпугова Е.Н.

Программа углубленной трудовой подготовки по швейному делу для учащихся 10-11 класса

10-11 класс

 Педагоги продолжают работу по накоплению методического материала:

презентации-игры для внеклассных мероприятий «Будущие профессионалы»;

тесты по предметам для промежуточной аттестации по швейному, штукатурно-малярному делу.

          Результатом работы является то, что у учащихся наблюдается  положительная динамика обученности (ЗУН), повышение учебной мотивации, способность учащихся применять полученные знания на практике и социальной среде.

            Учителями ПТО были разработаны контрольно-измерительные материалы по штукатурно-малярному делу для участников III Областной Олимпиады по профессионально-трудовому обучению  «Моя профессия - 2016».

Информация о проведении I областной   Олимпиады среди обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида по профессионально-трудовому обучению  «Моя профессия - 2014»

25.04.2014 г. на базе казенного образовательного учреждения Омской области  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида» прошла I областная  Олимпиада среди обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида по профессионально-трудовому обучению  «Моя профессия - 2014».

В Олимпиаде приняли участие  38 участников из 17 школ г. Омска и Омской области по четырем профилям профессионально-трудового обучении,  а именно:

штукатурно-малярное дело – 6 участников;

швейное дело – 13 участников;

столярное  дело – 14 участников;

         сельскохозяйственный  труд – 6 участников.

Олимпиада проводилась в два этапа: теоретический и практический.

Теоретическое задание состояло из 20 тестовых вопросов по темам учебной программы 8–9 классов. На выполнение теоретического задания отводилось 20 минут.

При выполнении практического задания каждый участник Олимпиады получал чертеж, план или схему изготовления изделия, заготовки. Практическое задание длилось не более 40 минут.

По окончанию Олимпиады были подведены итоги по каждому профилю профессионально-трудового обучения, в результате были определены победители:

Столярное дело:

1 место: Строценко Артем Петрович - казенное образовательное учреждение Омской области "Полтавская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII  вида"

2 место: Лунин Денис Андреевич - казенное образовательное учреждение Омской области "Красноярская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII  вида"

        3 место: Григорьев Сергей Игоревич - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №5"  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья»

Штукатурно-малярное дело:

1 место: Аристов Евгений Викторович - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №12 VIII вида»

2 место: Хиль Елена Вячеславовна-  казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида»

3 место: Ялозницкий Александр  Александрович - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья №16 VIII  вида»

Швейное дело:

          1 место: Письменная Ольга Васильевна - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида»

 2 место: Фоменко Елизавета Владимировна - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья №16 VIII  вида»

   3 место: Хведкевич Татьяна Владимировна - казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №5"  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  с ограниченными возможностями здоровья»

Сельскохозяйственный труд:

         1 место: Манахова Анастасия Сергеевна-  казённое образовательное учреждение Омской области «Исилькульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернатVIII вида»

2 место: Шабатько Надежда Анатольевна - казенное образовательное учреждение Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 3 место: Сиворакшин Вячаслав Андреевич - казенное образовательное учреждение Омской области «Большеуковская специальная(коррекционная) школа-интернат для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Наблюдало  за работой и оценивало результаты независимое компетентное жюри:

штукатурно-малярное дело

 председатель жюри: Ковшик Наталья Васильевна - мастер производственного обучения  Омский техникум строительства и лесного хозяйства» по профессии строитель;

члены  жюри: Руф Эмма Федоровна - учитель штукатурно-малярного дела «Школа №18»; Потапова Ольга Ивановна - учитель штукатурно-малярного дела «Школа №12»;

швейное дело:

 председатель жюри: Мороз Александра Сергеевна - мастер производственного обучения «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» по профессии швея;

члены  жюриТерпугова Елена Николаевна - учитель швейного дела «Школа №18»;  Сафонова Ольга Сергеевна - учитель швейного дела «Школа №12»;

столярное дело:

председатель жюри: Иощенко Наталья Федоровна  -

мастер производственного обучения «Омский техникум строительства и лесного хозяйства" по профессии столяр;

члены  жюри-   Стариков Андрей Викторович –  воспитатель «Школа №18»; Попов Сергей Иванович - учитель столярного дела «Школа-интернат №17»;

сельскохозяйственный труд:

председатель жюри:  Коровина Елена Анатольевна - мастер производственного обучения «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» по профессии плодоовощевод;

члены  жюриКлачкова Любовь Дмитриевна - мастер производственного обучения «Профессионального училища  № 22», Климюк Ольга Петровна - учитель цветоводства и декоративного  садоводства  Школа №18». 

Заседания МО в 2015-2016 уч.году проходили по плану, утвержденному в начале учебного года. Вопросы, вынесенные на заседания МО, позволили эффективно решать поставленные задачи. На заседаниях учителя обсуждали текущие вопросы, итоги за четверть, подготовку к мониторингу и итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов, проведению ежегодного общешкольного мероприятия «Месячник труда». Также на заседаниях МО педагоги проводили творческие отчеты по темам самообразования и инновационной деятельности.

              При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно– воспитательного процесса.

              В течение года проводился мониторинг уровня сформированности умений и навыков по профессионально-трудовому обучению.

Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.

          27 апреля 2016 г. на базе КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»  проходила III областной олимпиады по профессионально-трудовому обучению «Моя профессия» среди обучающихся старших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  адаптивных общеобразовательных учреждений Омской области, подведомственных Министерству образования Омской области. В организационный комитет олимпиады входили учителя ПТО КОУ Омской области «Адаптивная школа № 18».Олимпиада проходила по четырем профилям трудового обучения: - столярное дело; швейное дело; штукатурно-малярное дело; сельскохозяйственный труд (растениеводство)». Наши дети заняли призовые места: Григорьев Степан 9 класс – 1 место по штукатурно-малярному делу; Коваленко Алина – 2 место по профилю  сельскохозяйственный труд (растениеводство)».

Полученные результаты олимпиады доказывают то, что учителя профессионально-трудового обучения проводят большую систематическую работу, которая развивает  у обучающихся коммуникативные навыки, профессиональные умения, способствует формированию жизненной компетенции, воспитывает положительное отношение к труду и интерес к профессии, позволяя добиваться высоких результатов в своей деятельности.

 

Чтобы привить учащимся с ОВЗ интерес к предмету и привлечь их к углубленному изучению той или иной профессии, педагоги  проводят большую систематическую работу. Педагогами методического объединения ПТО и СБО ведется постоянная работа по профориентации учащихся. Педагоги проводят открытые классные часы, тематические недели. 

Учителя профессионально-трудового обучения и СБО сами активно принимают участие в городских, областных и всероссийских, международных конкурсах и фестивалях, научно-практических конференциях, работают экспертами в комиссии по оценке профессионального конкурса, посещают заседания областного методического объединения учителей трудового обучения и целенаправленно вовлекают своих учеников в конкурсы всех уровней, создавая условия для появления у школьников мотива к самоизменению, личностному росту.  Результатом таких мероприятий является то, что учащиеся с нарушением интеллекта становятся самостоятельными, уверенными в себе, своих знаниях, учатся принимать помощь коллектива и самим оказывать эту помощь. Из таблицы видно, что педагоги становятся призерами конкурсов и олимпиад.