Главные вкладки

    Школьный историко-краеведческий музея "РОДНИК"

    Система работы школьного историко-краеведческого музея "Родник"

    Навигация

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. ТАТАРСКА

    Тема доклада: «Система работы школьного историко-краеведческого музея «РОДНИК» в условиях МБОУ СОШ №4 г. Татарска»

    •                                                                                                                                                                                                                          Подготовил 
    • руководитель школьного
    • историко-краеведческого музея
    •  «РОДНИК»
    • Учитель изобразительного искусства
    • Наталья Сергеевна Рубан

        Система работы школьного историко-краеведческого музея «РОДНИК» строится на современных концепциях воспитания (О.С. Газман, И.Д. Демакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова, Н.Е. Шуркова и др.,) которые исходят из приоритета личности ребенка, его потребностей, интересов, стремлений. Данные подходы реализуются через создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования воспитанника. В этом контексте образование может пониматься как формирование у воспитанника образа «Я» как части образа мира[2]. Таким образом, образование детей может также рассматриваться как пространство самопознания, самоопределения, самосовершенствования ребенка.

        Воспитание современных подростков требует использования педагогических средств, адекватных возрастным потребностям. 3 сл. Анализ работ педагогов и психологов, изучавших особенности возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), позволяет утверждать о наличии потребности подростка во взаимодействии со сверстниками, в принятии и понимании, самопознании и самоутверждении, романтике и преодолении, поиске своего места в жизни. Свои коммуникативные потребности подростки пытаются реализовать в общении со сверстниками, часто не достигая желаемого результата. Такой опыт межличностного взаимодействия не в полной мере способствует формированию у подростка позитивного отношения к себе и другим людям, готовности сотрудничать с окружающими, умения оценивать ситуацию и в соответствии с этим выстраивать собственное поведение. Подобная ситуация, как правило, требует помощи со стороны педагога, применения эффективных педагогических средств.

       Одним из таких немаловажных средств является духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков.

       Данный вид деятельности осуществляется в ходе реализации системы работы школьного историко-краеведческого музея «РОДНИК» в условиях МБОУ СОШ №4 г. Татарска.

         Школьный историко-краеведческий музей «Родник» МБОУ СОШ №4 существует с 17 ноября 2008 г. Занимает помещение классной комнаты площадью 9,75 м2. Имеет свидетельство о электронной паспортизации.

        Цель деятельности музея: духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей и подростков.

     

    Задачи:

    - способствовать развитию интереса к изучению истории страны через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечивании памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной Войны и участников др. войн;

    - утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего региона, города, села, семьи;

    - формировать у подростков и юношей позитивное отношение к Вооружённым Силам Отечества, готовность к службе в армии;

    - прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;

    - создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена объединения через конкретные дела патриотической направленности;

    - использовать материалы научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодёжных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. 

         

       Если представить в виде схемы систему работы школьного музея, она будет выглядеть так:

        - деятельность школьного музея курирует и оказывает методическую помощь Совет школьного музея. В состав которого входят учителя филологи, историки, представители администрации ОО.

      - совет направляет деятельность актива музея, налаживает связи с общественными организациями и музеями (школьными, государственными и т.д.), активизирует родительское сообщество и включает его в воспитательную работу ч/з совместные мероприятия (поисковая, организационно-просветительская деятельность и т. п.).

    Наряду с внешним осуществляется внутреннее взаимодействие внутри образовательной организации между объединениями, связанными с патриотическим воспитанием в начальной школе, это объединение «Я гражданин» в среднем звене, это военно-патриотический клуб «Пламя».

       В центре этой схемы находятся обучающиеся ОО, на которых и направлена деятельность, осуществляемая активом школьного музея по следующим направлениям: духовно – нравственное и патриотическое воспитание.    

    1.     Экспозиционно – фондовое:

    Систематически проводится работа по обновлению фондов, экспозиций, реставрации экспонатов, подготовке помещения музея к экскурсиям.

       В основном фонде на данный момент находится 359 предметов, если сравнивать количество предметов за 2011 (221 единица), 2012 (225 единиц), 2013 (232 единицы) года, 2014 (236 единиц) количество предметов основного, 2015-2017 г. Количество музейных предметов (общее количество единиц), в том числе: 359 (подлинные экспонаты 310). Фонды возросли на 138 единиц. Вспомогательный фонд составляет 136 единиц. Состоящих на учёте в государственных музеях нет.

    Активом музея систематически ведётся работа по заполнению документации на пополнение фондов (журнал учёта, карточки на экспонаты)

    2.     Экскурсионное:

    По данному направлению систематически проводятся тематические экскурсии как в школьный музей, так и виртуальные экскурсии в классах (т.к. маленькое помещение школьного музея не позволяет вместить многочисленные классы), приуроченные к знаменательным датам. Через экскурсионные мероприятия проходят все категории обучающихся с 1-11 классы кто – то в роли слушателей, кто-то в роли экскурсоводов, поисковиков и т.п.

       Неизменно растёт количество охваченных деятельностью актива школьного музея: 2012 - 2013 г. - 198 посетителей; 2013 - 2014 г.- 400 посетителей; за 2014 – 2015 у. г. – 550 посетителей; за 2015 – 2016 у. г. – 561; на данный период 2016 – 2017 у. г. – 564 посетителя, что свидетельствует о повышении интереса обучающихся к истории своего края и людях, живущих рядом снами.

    Экскурсии проводятся по следующим разделам экспозиций:

    1.     История основания школы.

    2.     История педагогического коллектива школы.

    3.     История родного края в предметах быта.

    4.      История основания г. Татарска и района (к 90-летию Татарского, р-а НСО).

    5.     Вехи истории (Великая Отечественная война).

    6.     Скажи спасибо ветеранам ВОВ.

    7.     Участники локальных войн (Чечня, Афганистан). Презентация.

    8.     Памятники города Татарска (виртуальная экскурсия).

    9.     Наши земляки сибиряки – герои ВОВ, А. И. Покрышкин.

    10.                        Памятники Новосибирской области (археологические, исторические, палеонтологические, природные, архитектурные).

    11.                        Макеты: памятников архитектуры (г. Татарск, Башня с часами; памятник деревянного зодчества Чаусский острог НСО и т. п.); военной техники (самолёты, танки, корабли).

    Материалы экспозиций систематически обновляются и пополняются.

    Содержание текстов экспозиций можно просмотреть на странице музея   школьного сайте s_4.tat.edu54.ru

     

    3.     Поисковое:

    Активом музея в составе 3-х групп (25 обучающихся 5-10 классов) систематически проводится поисковая работа, поиск, обработка материалов для проведения экскурсий, оформления стендов, экспозиций, запись интервью (ветераны ВОВ, труда, дети блокадного Ленинграда и т.п.). В 2015 – 2016 учебном году ребятами подготовлены 2 фильма: интервью с ветераном ВОВ М.П. Ивановым.; интервью с представителем детей блокадного Ленинграда С.В. Соловьёвым, которые участвовали во Всероссийской акции «Голоса ВОВ 2016». Получили благодарственные письма орг.  комитета.

     

    4.     Тимуровское:

       Ежегодное посещение, поздравление ветеранов ВОВ, ветеранов труда, оказание помощи закреплённым по микрорайону за ОО (инициативная группа, актив музея + члены совета музея).

     

    5.     Организационно-методическая и просветительское:

    Ежегодно систематически актив школьного и-к музею «Родник» участвует в мероприятиях и акциях, посвящённых празднованию и чествованию участников локальных войн, безымянного солдата и в шествии 9 мая «Бессмертного полка».   

    Подготовка и участие в интеллектуальных играх, посвящённых истории района, города и областного центра.

    Участие в научно-практических конференциях, конкурсах музеев и акциях на районном, областном и международном уровнях.

        Главным критерием эффективности деятельности историко-краеведческого музея «Родник» является:

       Показатели удовлетворённости своей деятельностью и повышение количества вовлечённых в работу актива школьного музея через различные виды деятельности: Экспозиционно – фондовое; Экскурсионное; Поисковое; Тимуровское; Организационно просветительское направление.

       Отслеживание доли удовлетворённости своей деятельностью осуществляется посредствам простого анкетирования, где предлагаются всего 4 вопроса.

    Анкета

    (обведите удовлетворяющий Вас ответ, напишите пожелания)

    1. Предоставляемая информация Вам была интересна?    (ДА, НЕТ)

    2. Есть ли на Ваш взгляд в данном мероприятии недостатки?    (ДА, НЕТ)

    3. В ходе работы Вы скучали?    (ДА, НЕТ)

    4. Есть ли у Вас пожелания или предложения по организации мероприятия (напишите их)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

     

        На протяжении 4-х лет проводился мониторинг эффективности деятельности историко-краеведческого музея «Родник» МБОУ СОШ №4 г. Татарска, опрошено 200 человек по следующим критериям:

    Период

    Удовлетворённость

    %

    Доля участия обучающихся

    %

    Доля участия учителей %

    Доля участия родителей %

    2013 – 2014 у. г.

    40

    25

    10

    8

    2014 – 2015 у. г.

    45

    30

    12

    10

    2015 – 2016 у. г.

    61

    48

    15

    14

    2016 – 2017 у. г.

    76

    50

    30

    18

     

    По результатам мониторинга отслеживается общая положительная динамика по всем показателям. По доле удовлетворённости - на 36%, по доле участия обучающихся - на 25 %, по доле участия учителей - на 20%, по доле участия родителей - на 10%.

    Перспективы развития школьного историко-краеведческого музея «Родник»:

    - пополнение расширение фондовой базы через акции-сборы ценных исторических материалов;

    - создание электронного каталога экспонатов школьного музея;

    - создание интерактивной страницы школьного музея «РОДНИК» в социальных сетях.

    Руководитель музея: ________ Рубан Н.С

    Литература

    1. Сборник «Современные концепции воспитания». О.С. Газман, И.Д. Демакова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова, Н.Е. Шуркова. М.П. 2017 г.
    2. «Особенности возраста» Л.И. Божович М. П. 2008г.
    3. «Педагогика» Л.С. Выготский. М.П. 2010г.
    4. «Психолого педагогические особенности развития ребёнка» В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, М.П. 2013г.
    5. «Возрастная психолого-педагогическая периодизация развития личности ребёнка» Д.Б. Эльконин. С-П 2011г.

     


    Династия Баронкиных

    Сколько любви и огня,

    радости и счастья,

    душевной теплоты

    и  заботы было  передано детям

    этой замечательной  династией педагогов.

     

    Человеческая жизнь, судьба…

    По-разному складывается она у людей.. Некоторые считают,  что судьба -  это предначертание, что каждому от рождения предопределена своя судьба и изменить ее нельзя.

    И действительно, одни люди живут, покорно подчиняясь судьбе. Другие идут наперекор  ей, сражаются из последних сил.

    И даже в бедах они умеют сохранять присутствие духа, помогать людям, поддерживать их, стараются переломить свою судьбу, хотя она порой бывает очень жестока.

    Вот такими людьми, имевшими силы и мужество сражаться с судьбой, не утрачивая своих лучших человеческих качеств, были Николай Николаевич и Раиса Павловна Баронкины.

    Богатый жизненный  путь  Николая Николаевича включает в себя учебу в школе № 2 г. Татарска, затем вечерняя школа, учеба в школе киномехаников.

    Молодым мальчишкой ездил он по деревням с кинолентами, с нетерпением ждали его сельчане. За перевыполнение плана и добросовестную работу его наградили Почетной грамотой.

    В марте 1951 г. ушел  служить в Советскую армию, служил 4 года.

    В 1957 г. пришел работать в среднюю  школу № 13, а в 1962 г. был  назначен завучем по производственному обучению в школу № 126 г. Новосибирска. Через год вновь возвращается в школу № 13.

    В 1965 году переводится директором школы № 5 г. Татарска.

    Работавшие в школе № 13 помнят Николая Николаевича как учителя машиноведения. Всегда выдержан, тактичен. 

    В 1968 году его назначают заведующим отделом народного образования г. Татарска. Почти 13 лет поднимал он народное образование города. Работал в тесном контакте с руководителями школ. В годы его работы была сдана средняя школа № 3, осуществилась пристройка к школе № 4, было начато строительство школы № 2, введены в строй новые детские сады, что позволило сократить очерёдность до минимума.

    Его трудолюбие и жизнелюбие оставили след в каждой школе: сформированы педагогические коллективы, заложены традиции, получены результаты – это и есть его итог жизненного пути.

    Трудовая биография Раисы Павловны началась в селе Казачий Мыс, а в 1953 году она пришла в школу № 10, а ныне средняя школа № 4, и отдала ей 34 года. Долголетний, безупречный труд Раисы Павловны отмечен грамотой Министерства Просвещения в 1965 году, и званием «Отличник народного просвещения» в 1976.

    До последних дней своей жизни Раиса Павловна сохраняла светлый ум, прекрасную память и с открытой душой встречала своих выпускников. А среди них много достойных людей, прекрасных специалистов.

    «Как учитель, - вспоминает Раиса Павловна, - я состоялась в школе № 4. В основном работала в старших классах. Дети были талантливые. Кто спортсмен, кто певец, кто стихотворец. Ставили пьесу Горького «На дне» и выступали с ней в коллективах города. А самое главное они вышли из школы настоящими людьми. До сих пор поддерживаю со многими из них дружеские отношения. Сколько было выпусков и каждый дорог по -  своему. Вот они:

    Клинг Яков, Макеева Людмила, Плотников Владимир, Жежелев Валерий, Черненко Владимир, Слуднов Борис, Григорьев Василий…». Благодаря Раисе Павловне, они сохранили любовь к литературе, к поэзии, к родному слову. Майор запаса, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Слуднов Б.И. и сейчас пишет стихи, песни. Каждый год он присылал любимой учительнице свои новые стихи. А врач, тренер футбольной команды г. Ярцево Черненко В.М.  процитировал поэта И.Анненского, посвятив их Раисе Павловне:

              Среди миров, в мерцании светил одной звезды я повторяю имя…

              Не потому, чтоб я ее любил, а потому, что я томлюсь с другими.

              И если мне сомненья тяжело, я у Нее одной ищу ответа,

              Не потому, что от нее светло, а потому, что с Ней не надо света.

    А закончил свое письмо так: «Я помню Раису Павловну, она научила любить поэзию и жизнь». Под этими словами могли подписаться все ее выпускники.

    Так дочь всегда хочет быть похожа на свою мать, а ей ещё хотелось быть похожей на свою классную руководительницу и ещё на свою учительницу русского языка и литературы – строгую, требовательную, душевную и ласковую.

    Порой, подрастая, Наталье так хотелось разгрузить свою маму, взять часть забот на себя и это время пришло.

    Решение быть продолжателем маминых дел созрело давно, поэтому без раздумья Наталья поступила в пединститут. В 1988 году она его окончила и приехала в свою родную школу. Вот уже 25 лет трудится Наталья Николаевна, имеет за свой творческий труд грамоту Министерства Просвещения, награждена знаком «Почетный работник общего образования».

    Сделала четыре выпуска. Первые годы было трудновато, классное руководство сразу дали в старших классах, но Наталья – учитель в душе. Мысли о другой профессии никогда не возникали и сегодня её утверждение – это моё!  Моя  душа, мое сердце, мое призвание. Как говорила Раиса Павловна,  надо детям отдавать свою душу,  но это не каждому дано. 

    И как говорят мудрецы: «Класс и Учитель, именно этот Класс, именно этот Учитель всегда должны встречаться, чтобы каким-то немыслимым образом влиять на судьбу друг друга». Вот и выпускники Натальи Николаевны с гордостью говорят о своем учителе и классном руководители.