Школьный краеведческий музей Цагатуйской СОШ им. Сосорова Н.С.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь , эта любовь к родному переходит к своей стране…

Активисты музея:

Фамилия имя

Класс

Поручения

1

Ли Мунхэ-Зула

10

Президент, экскурсовод

2

Очирова Алтана

10

Экскурсовод, поисковик-исследователь

3

  Доржиев Содном

9

 Экскурсовод, поисковик

4

 Данзанов Баяр

9

экскурсовод, поисковик-исследователь

5

Чагдурова Диана

8

  Поисковик - исследователь

6

 Цыренжапова Сарана

8

 Поисковик - исследователь

7

 Сосоров Аюр

7

 Поисковик, экскурсовод  

8

Балданов Алексей  

7

 Поисковик - исследователь

 9

  Аюшеева Бимбацу

6

Экскурсовод,

исследователь

10

 Шарапова Дулма

6

экскурсовод, исследователь

11

Даблаева Маргарита

6

член кружка, поисковик

12

 Цырендоржиева Сэсэг

5

член кружка, поисковик

                       

Социальный паспорт воспитанников музея

Социальный статус воспитанников:

1.      Число детей из полных благополучных семей: 8

2.      Число детей из неполных благополучных семей: 4

3.      Число детей из малообеспеченных семей: 5

4.      Число детей из многодетных семей: 4

5.      Число детей, воспитывающихся матерью-одиночкой: 4

 

             Сведения о воспитанниках:

1.      Общее количество детей: 12

2.      Из них: мальчиков: 4

              девочек: 8

3.      Данные по возрастам: с 10 до 13 лет: 10

                                       с 14 до 17лет: 2

 

Новости

Шарапова Арюна Санжиевна

Автор: Норбоева Сарюна
Вид проекта: Информационный, творческий, поисковый, школьный.
Основная идея: Проект необходим для развёртывания поисковой деятельности по сбору материалов об Ивановой Долгоржап Суруновне, о знаменитой доярке колхоза имени Доржи Банзарова, удостоенной высокой награды Родины – ордена Трудового Красного Знамени.
Цель проекта:
1. Сбор и сохранение материала по истории села, о знаменитых людях села;
2. Заинтересовать своих одноклассников заняться историей села, своей семьи;
3. Привитие ценностного отношения к документам как к историческим источникам.
4. Пополнение фондов школьного краеведческого музея.
Роль Количество человек Основные функции
Руководитель проекта Балданова Б.Д. Руководит группой и консультация во время работы по подготовке проекта
Автор Норбоева Сарюна Распределяет конкретные задания, организует встречи с родственниками, оформляет проект в чемодане и проводит презентацию
Франчайз - менеджеры Учащиеся 9 –го класса и их родители Работают над задачей поиска материалов, необходимых для реализации проекта
Дизайнеры Идамжапова Эржена, Бальжуров Батор, Цыренов Батор Оформляют проект в чемодане для публичной защиты.

План – график выполнения проекта
Сроки Что будет сделано Кем
с 15мая по 20 мая Ознакомление с проектом одноклассников и их родителей Руководитель проекта
с 21мая по 31 августа Поиск и сбор материалов по теме Учащиеся 9-го класса
с 1 сентября по 5 сентября Систематизация и обработка материалов Учащиеся 9-го класса
с 6 сентября по 10 сентября Творческое оформление чемодана Учащиеся 9-го класса
с 10 сентября по 15 сентября Подготовка к защите Автор проекта

Ожидаемые результаты:
• Объединение на добровольной основе учащихся, родителей, педагогов во исполнение интересного творческого дела;
• Укрепление гражданского и нравственного становления подрастающего поколения;
• Приобщение детей к более глубокому изучению истории своей семьи;
• Участие детей в исследовательской работе;
• Формирование у детей активной жизненной позиции, из опыта социальной коммуникации и взаимодействия;
• Распространение оригинального инновационного опыта «история Семьи в чемоданах»;
• Воспитание чувства гордости за свою семью, осознание своей причастности к истории Родины;
• Сохранятся материалы по истории семьи;
• Пополнится фонд краеведческого музея экспонатами-чемоданами с историей семьи.
Именная карточка чемодана
«Труженица-мать»
Ф.И.О. хозяина: Иванова Долгоржап Суруновна
Дата рождения: 1928 г.
Место рождения: с. Улан-Ичетуй
Анкетные данные: Иванова Долгоржап Суруновна родилась в семье колхозника. В начале 30-ых годов семья переехала в село Цагатуй. Трудовую деятельность начала в юном возрасте в годы Великой Отечественной войны. Работала на разных работах, готовила со сверстниками лес для колхоза. После войны начала работать дояркой в местности Баруун-Гол, затем дояркой во второй отделении колхоза имени Доржи Банзарова, где проработала до выхода на заслуженный отдых, это было в 1978 году. На этой работе она показала свои лучшие качества как трудолюбие, целеустремленность. В 1970 году за лучшие показатели на работе была награждена путевкой на ВДНХ в город Москву. В 1971 году стала чемпионкой района по надою молока. За добросовестный труд и высокие показатели в работе Долгоржап Суруновна была награждена многочисленными грамотами районного, республиканского значения, вымпелом «Лучшая доярка», юбилейной медалью «100 лет В.И. Ленину», была ударником 9-ой пятилетки. За многолетний ударный труд Иванова Д.С. была удостоена высокой награды Родины – ордена Трудового Красного Знамени в 1973 году.
Более 20-ти лет посвятила нелегкому, но почетному делу – Иванова Долгоржап Суруновна. Все свои силы и энергию она отдавала колхозному производству. Труд Долгоржап Суруновны высоко оценен Советским правительством.
Наименование предметов,
документов данного лица,
хранящиеся в чемодане
1. Удостоверение к юбилейной медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» 10 апреля 1970 г.
2. Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина»
3. Орден Трудового Красного Знамени в красном футляре
4. Удостоверение Ордена Трудового Красного Знамени 6 сентября 1973 г.
5. Знак «Победитель социалистического соревнования»
6. Удостоверение к знаку «Победитель социалистического соревнования 1973 года» 5 октября 1973 г.
7. Удостоверение к знаку «Ударник девятой пятилетки» 5 января 1976 г.
8. Знак «Ударник девятой пятилетки»
9. Удостоверение к знаку «Ударник девятой пятилетки» 5 января 1976 г.
10. Удостоверение депутата Ичетуйского сельского Совета депутатов трудящихся Джидинского аймака Верхне-Цагатуйского 15 июня 1977 г.
11. Удостоверение «Мастера животноводства» первого класса 18 мая 1977 г.
12. Удостоверение «Ударника коммунистического труда» 10 июня 1978 г.
13. Медаль «Ветеран труда» 19 сентября 1980 г.
14. Удостоверение к юбилейной медали «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»24 марта 1995 г.
15. Талоны советского времени: на мыло туалетное, на порошок стиральный, на чай байховый
16. Денежные единицы советского периода: 25 рублей, 10 рублей, 1 рубль, рублёвые монеты: 50 лет советской власти, 1964 года, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина.
17. Материалы с турнира по вольной и национальной борьбе
18. Фотографии: портреты, с презентации, семейные и т.д.

Программа работы музея «Мой край»

 

№ п/п

Наименование программы

 

Задачи


Содержание

 

1

Родословие

 

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

Родословие, или по научному «генеалогия», изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сосло­вий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. 

 

 

 

2

Летопись родно-

го края

Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшне­го дня, составление летописи наших дней.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изуче­ние отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природ­ных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюи­рование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных пуб­ликаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведчес­ких данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школь­ных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного края.

3

Исчезнувшие памятники края

Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.

Среди исчезнувших памятников  целые деревни и села, традиционные обряды, игры и т.д.
Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались  карты,  от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утра­ченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изу­чить региональную историю.

4

Земляки

 

 

 

 

 

Изучение жизни и деятельности земляков.

Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе  людей.  Жизненный путь каждого человека- это целая история.

5

Этнография

Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общест­венного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными по­стройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.
Духовная культура - это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологи­ческие представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хорео­графия, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).
 

6

Военная история

Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и ши­рокой общественности. Однако еще и сегодня она изучена далеко не полно. История войны - это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.
 

7

Дети и война

Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей - участников и очевидцев событий.

В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отража­ющих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного време­ни краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. 
Как сложилась судьба детей - участников военного тыла после войны?
Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в па­мяти у этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло на дальнейшую жизнь.

8

Поиск 

Изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявле­ние мест захоронений погибших воинов-земляков.

Поисковики активно работают  в сотрудничестве с ветеранскими организациями, оказы­вают шефскую помощь ветеранам тыла, людям старшего возраста,  сотрудничают с государственными военно-историческими музеями, архивами. 

Приобретение учащимися УУД:

Ø  знание исторического прошлого края;

Ø  умение ориентироваться в историческом прошлом родного края;

Ø  умение проводить обзорные и тематические экскурсии;

Ø  умение работать с фондовым материалом;

Ø  навыки исследовательской работы;

Ø  развитие  коммуникативных качеств личности.

Руководитель музея:

Балданова Баярма Дашиевна, учитель бурятского языка и литературы

Стаж работы:

35 лет, заведующая музеем с 1998 года (18 -ый год)

Квалификационная категория:

Высшая

 

 

 

Будаев Доржи – лучший экскурсовод I-го республиканского фестиваля школьных музеев, посвященного Году Российской истории (21 сентября 2012 года)

Ли Мунхэ-Зула – лучший экскурсовод  районного конкурса экскурсоводов школьных музеев Джидинского района, посвященного  к 70-летию Победы, 2015 год.

Фольклорный ансамбль «Цагаатайн гол» - ветераны труда и пенсионеры, оказывающие помощь музею

 

Республиканский фестиваль школьных музеев -  «Лучшая экспозиция» -1 место.

Республиканский фестиваль школьных музеев -  «Лучший экскурсовод» Будаев Доржо (11 класс) -1 место.

Республиканский фестиваль школьных музеев -  «За верность традиции» Идамжапова Эржена (9 класс), Цыренжапова Буян-Дэлгэр (9 класс) -1 место.

Республиканский фестиваль школьных музеев -  Малакшинова Юлия (8 класс)- участие

Республиканская НПК «Национальное достояние России» - Малакшинова Дарима (8 класс) – 3 место.

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Чагдурова Сарана (8 класс),  3 место

Цыренжапова Буян-Дэлгэр (10 класс) на республиканских Давыдовских чтениях 1 место (2013)

Цыренжапова Буян-Дэлгэр (11 класс) на республиканской НПК «Шаг в будущее» заняла 1-ое место (2015)

Малакшинова Юлия (10 класс)  25 марта 2015 года участвует во Всероссийском уровне на НПК «Национальное достояние России».

Школьный музей -1 место в районе среди школьных музеев к 70-летию Победы, 2015 год.

Ли Мунхэ –Зула (8 класс) – «Лучший экскурсовод» в районе-2015год

О работе школьного музея

В законе об образовании Республики Бурятия ведущим принципом целей обучения и воспитания является любовь к Родной Земле, Родине, культуре, языку и поэтому главным направлением моей работы как учителя родного языка и литературы также  является краеведение,  изучение народных традиций, обычаев. Всё это, я думаю, способствует формированию общечеловеческих ценностей: любви к Родине, предкам, гордость за родословную, страну. Как можно воспитать патриота Отечества, защитника Родины, развить такие качества, как мужество, героизм, патриотизм, не зная историю родного края, его прошлое и настоящее, язык, культуру?

Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом своих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения у наших детей, поможет преодолеть в людях недоверие. Благодаря этому мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе обстановку мира, согласия, что необходимо для формирования личности. Это послужит в будущем яркому проявлению почтительности, доброжелательности, состраданию и милосердию к людям, к природе. Используем  разные формы К.Т.Д.:  экскурсии, походы, краеведческие наблюдения, встречи с интересными людьми, работа в фондах музея, краеведческие конкурсы, народные праздники, составление летописи родного края, и даже открытие в школе «Комнаты боевой и трудовой Славы».  В 2005 году в год 60-летия Победы в школе открыли  в школе  комнату – музей.  Каждому ученику нашлось дело, каждый был одержим  своим  проектом. Сделано много,  поисковая работа сплачивала  ровесников, укрепляла  дружбу, воспитывала заинтересованность в судьбах людей, делала  подростков чуткими и отзывчивыми к окружающим.

Также занятия этнографией повышают  культурный уровень детей, способствуют развитию навыков исследовательской деятельности. Изучение истории родного края не только обогащает знания учащихся, но и также  способствует приобретению ими исследовательских навыков. По музейным материалам много выходим на различные научные конференции («Шаг в будущее», «Сибирская весна», фестиваль «Хрустальный мир», «Национальное достояние России и др.) и занимаем призовые места на уровне района и республики. Также традиционные Давыдовские чтения не обходились без наших краеведов. Особо отличились на конференциях Норбоева Дарима, Сосорова Сэнгэлиг, Женя Доржиева, Жаргал Цыбиков, Цырен Очиров,  Малакшинова Юлия, Цыренжапова Буяндэлгэр, Лубсандабаева Аяна, Будаев Доржо, Норбоева Сарюна, Дагбаев Аюр, Норбоев Намсарай и другие.  Работа с материалами, с литературой, архивными документами повышает  у детей интеллект, расширяет их кругозор, приучает к целеустремленности и усидчивости.

За последние  учебные годы  юные краеведы нашей школы достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе:

  1. Республиканский фестиваль школьных музеев -  «Лучшая экспозиция» -1 место.
  2. Республиканский фестиваль школьных музеев -  «Лучший экскурсовод» Будаев Доржо (11 класс) -1 место.
  3. Республиканский фестиваль школьных музеев -  «За верность традиции» Идамжапова Эржена (9 класс), Цыренжапова Буян-Дэлгэр (9 класс) -1 место.
  4. Республиканский фестиваль школьных музеев -  Малакшинова Юлия (8 класс)- участие
  5. Республиканская НПК «Национальное достояние России» - Малакшинова Дарима (8 класс) – 3 место.
  6. Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Чагдурова Сарана (8 класс),  3 место
  7. Цыренжапова Буян-Дэлгэр (10 класс) на республиканских Давыдовских чтениях 1 место (2013)
  8. Цыренжапова Буян-Дэлгэр (11 класс) на республиканской НПК «Шаг в будущее» заняла 1-ое место (2015)
  9. Малакшинова Юлия (10 класс)  25 марта 2015 года участвует во Всероссийском уровне на НПК «Национальное достояние России».
  10. Школьный музей -1 место в районе среди школьных музеев к 70-летию Победы, 2015 год.
  11. Ли Мунхэ –Зула (8 класс) – «Лучший экскурсовод» в районе-2015год

 Наши юные краеведы встречали Международный день музеев (18 мая 2013) с хорошими результатами: 1 место (Защищала работу Норбоева Сарюна, 9 класс) по экспозиционно-экскурсионной  работе «История моей семьи в чемоданах» - «Семейные реликвии в чемоданах» на республиканском слёте юных музееведов. Слёт проводился в  городе Улан-Удэ на базе РДЮЦТиК и Национального музея  истории Бурятии с 13-го по 16-ое  мая с  участием представителей 17 районов республики.

В команде района были 4 учащихся, из них 2 девочки из нашей школы: Норбоева Сарюна (Экспозиционная работа.  Экскурсионная работа), 9 класс, Малакшинова Юлия (Исследовательская работа), 8 класс.  Все три дня работы были посвящены Международному Дню музеев и 90-летию со дня образования Республики Бурятия, и каждый день был очень насыщенным, все юные краеведы-участники получили многое.  Наши учащиеся активно участвовали во всех мероприятиях, проводимых организаторами слёта, и, думаю, достойно представили свой район на слёте. По итогам всей работы слёта учащиеся  нашего района заняли общекомандное 4-ое место.

В апреле 2016 года Школьный музей собрал всех музееведов Джидинского района,  и была достойно оценена участниками семинара вся работа музея.   

Проект «История моей семьи в чемоданах» реализован в 2007 году,  проект по новому запущен в 2012 году и реализуется на сегодня, охват учащихся с 5-го по 11-ые классы, родители и учителя.  Выставлены и отданы музею чемоданы: «Матери –героини», «Братьев-спортсменов Ухиновых»,  «Наш дедушка - ветеран войны, «Говорящий чемодан», «Чемодан студента 80-ых»,  «Чемодан матери героини» , «Труженица-мать» и другие. В этих чемоданах хранятся и выставляются собранные краеведами материалы (документы, удостотоверения, медали, фотографии и многое другое).

 

Проект: «История моей семьи в чемоданах»

Руководители проекта: Балданова Баярма Дашиевна и краеведы

Вид проекта: информационный, творческий, поисковый, групповой, школьный, долгосрочный.

Основная идея проекта: Проект объединяет на добровольной основе учащихся, родителей, педагогов во исполнение интересного творческого дела. Проект необходим для развертывания поисковой деятельности по сбору материалов об истории своей семьи, укрепления преемственности патриотических традиций (учащиеся – родители – педагоги), гражданского и нравственного становления подрастающего поколения.

Цель проекта:

1.     Формирование активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия и распространение оригинального инновационного опыта;

2.     Сбор и сохранение материала по истории своей семьи, пополнение фондов краеведческого музея, его дальнейшее развитие.

Организаторы и участники проекта: активисты-краеведы, учащиеся 5-10 классов, родители, учителя.

Распределение ролей

Роль

Количество человек

Основные функции

Руководитель проекта

Балданова Б.Д.

Руководит группой и консультация во время работы по подготовке проекта

Аналитики-краеведы

Лубсандабаева А.

 (9 кл.)

Норбоева С.  (9 кл)

Малакшинова Ю.

(8 кл.)

Собирают данные во время социологического опроса, анализируют выявленные проблемы, выдвигают предложения по основной теме проекта

Менеджеры-руководители

Классные руководители

Определяют вместе с классами возможные виды и формы деятельности, конкретные задания и дела.

Франчайз-менеджеры

Учащиеся 5-10 классов, родители

Работают над задачей поиска материалов, необходимых для реализации проекта

 

Дизайнеры

Группы учащихся от классов

Оформляют проект в чемодане для публичной презентации

Спикер

Учащийся от класса

Публичная защита проекта

 

План-график выполнения проекта на 2012-2013 у.г.

Сроки

Что будет сделано

Кем

С 1 мая по 8 мая

Ознакомление с проектом активистов-краеведов, учителей, родителей

Руководитель проекта

С 9 мая по 25 мая

Ознакомление с проектом учащихся  школы (4-9 кл.)

Активисты-краеведы

С 25 мая по 31 августа

Поиск и сбор материалов

Учащиеся школы

С 3 сентября  по 12 сентября

Систематизация и обработка материалов

Учащиеся школы с консультацией со стороны родителей, учителей, руководителя проекта, активистов-краеведов

С 13 сентября  по 17 сентября

Творческое оформление своих чемоданов – «Из истории своей семьи»

Группа учащихся от класса

18 сентября

 Публичная защита

 

Учащийся от класса

 

Ожидаемые результаты:

- Объединение на добровольной основе учащихся, родителей, педагогов во исполнение интересного творческого дела;

- Укрепление гражданского и нравственного становления подрастающего поколения;

- Приобщение детей к более глубокому изучению истории своей семьи;

-  Участие детей в исследовательской работе;

-  Формирование у детей активной жизненной позиции, опыта социальной коммуникации и взаимодействия;

-  Распространение оригинального инновационного опыта «История семьи в чемоданах» (Чемодан – тоже ценный экспонат музея)

-  Сохраняются материалы по истории семьи

-  Пополнится фонд краеведческого музея экспонатами-чемоданами с историей семьи…

 

1. Проект  «Говорящий чемодан»

  Автор: Очирова Алтана

 Класс: 6 класс

 Руководитель: Отсорова С.Г., учитель  русского языка и литературы

2. Проект  «Моя бабушка – мать героиня»

  Автор: Чагдурова Сарана

 Класс: 8 класс

       Руководитель: Шарапова Н.Ц.,   учитель начальных классов.

       3. Проект «Чемодан любителей спорта"

       Автор: Шарапова Оюна

       Класс: 10 класс

      Руководитель: Шарапова А.С.,   учитель  математики

       4. Проект  «К 100-летнему юбилею»

       Автор: Доржиева Мунхэ-Зула

       Класс: 6 класс

       Руководитель: Галсанов Б.Ж.,   учитель математики и физики

       5. Проект  «Моё открытие"

Автор: Лубсандабаева Аяна

Класс: 9  класс

      Руководитель: Лубсандабаева А.Г-С., учитель начальных классов    

       6. Проект «Дипломатка советского студента»

       Автор: Чагдурова Диана

       Класс: 4  класс

       Руководитель: Иванова Д.Р..,   учитель начальных классов