"Волшебный мир бумаги"

сайт кружка оригами

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности, усидчивости.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Третья доля части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и пальчики.

Чем старше ребенок, тем необходимее найти ему интересное увлекательное занятие для дальнейшего развития. Для этой цели хорошим средством послужит оригами.

«Оригами» - переводится с японского как сложенная бумага. Все началось с изобретения бумаги. Первая бумага появилась в Китае 3-4 веке до н.э. Первую бумагу делали из очень тонкого войлока, из растительных волокон, из коконов шелкопряда. Но самым доступным способом изготовления бумаги стала, кора деревьев, бамбуковые стебли и конопля. И хоть бумагу изобрели в Китае, родоначальником оригами считается Япония. Первые фигурки оригами носили религиозный характер, и были доступны лишь высшему сословию. Позднее когда бумага стала более доступной, оригами получило распространение. Особенность техники оригами состоит в том, что лист должен быть непременно цельным. Это одна деталь идеального конструктора.

Бумага это первый творческий материал, попадающий в руки ребенка. И ее значимость в развитии трудно переоценить. И что же происходит, когда ребенок берет бумагу в руки первый раз? Он ее складывает! А это уже - оригами.

В современном мире бумага самый доступный материал для творчества. Есть специальная бумага для оригами, но ее с успехом заменят бумага для принтера, тетрадный лист или газета.

Бумага дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником - безгранично творческим человеком. Такой вид творчества для детей помимо получения эстетического наслаждения, развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук.

Ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности.

  1. Во первых оригами развивает воображение, ведь что бы получить какую либо фигуру, ее сначала нужно представить;
  2. Оригами развивает фантазию, дает большую возможность для импровизации, дети так любят выдумывать, и каждому захочется создать фигурку из бумаги;
  3. Безусловно, оригами развивает зрительную память, повторяя раз за разом одни и те же движения, ребенок запоминает последовательность и правильность действий;
  4. Так же развивается сообразительность и находчивость, каждая складка бумаги формирует в дальнейшем изделие, игрушку нужно понять, что бы в дальнейшем это стало доступным и знакомым;
  5. Оригами развивает кисть руки – мелкую моторику, о развитии моторики рук можно говорить бесконечно, всем известно, что это важнейший фактор развития умственных способностей;
  6. Формируется уравновешенность – если что-то не вышло, лист всегда можно развернуть, и начать сначала;
  7. Оригами развивает терпение – изделие нельзя получить сразу, нужно терпеливо, основательно и аккуратно складывать, что бы получить результат;
  8. Оригами развивает организованность – тот, кто знаком с техникой оригами, всегда сумеет организовать свой досуг;
  9. Оригами не имеет возрастных ограничений – есть очень простые формы, в конце концов, сложенный пополам лист бумаги, это уже – крыша.
  10. Оригами развивает коммуникабельность – это так здорово заниматься созданием игрушек в компании со своими друзьями, соревноваться и помогать друг другу;
  11. Оригами, несомненно, развивает эстетический вкус, ведь полученное изделие, можно раскрасить так, как захочется;
  12. Так же оригами развивает уверенность в себе и своих силах, так как не является сложным, а наоборот вполне доступно детям, а ничто так не придает уверенности, как знание своих способностей и созерцание результата.

В последние годы участилось количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Уже с первых дней жизни малыша начинается его речевое развитие. Постоянное обращение взрослого к нему способствует развитию слуха и артикуляционного аппарата, ребенок наблюдает за движениями губ и пытается повторить их, позднее учится повторять звуки. Неотъемлемую роль тут играет массаж кистей и пальчиков, различные пальчиковые игры, конструкторы, пазлы и прикладное творчество (в особенности оригами)

У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. При работе с бумагой в технике оригами работают обе руки, обе руки одинаково задействованы, а это значит, оба полушария головного мозга развиваются одинаково.

Известный немецкий педагог, Фридрих Фребель, одним из первых начал пропагандировать детям занятия оригами, с целью объяснения простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»

В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»  В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).

Первые занятия должны быть просты и доступны. Начинается знакомство с геометрическими фигурами, с новыми словами, и обозначениями, а еще со схемами. Их нужно научиться, понимать, то есть видеть объемно нарисованную плоскость. Для детского разума это сложно и скучно. Схемы оригами для них не понятны. Поэтому более продуктивно показали себя на практике эскизы каждого этапа складывания, так сказать пошаговый макет. Они позволяют наглядно показать каким образом должна выглядеть заготовка при исполнении каждого последующего складывания. Таким образом, к занятию подготавливается серия образцов демонстрирующих результат каждого движения. Плюс к этому наглядно на отдельной заготовке демонстрируется расположение листа на столе, расположение рук.

Важно чтобы ребенок научился делать базовые складывания самостоятельно. Это не только сэкономит время и облегчит дальнейшую работу, так же приблизит нас к цели – к освоению техники оригами (а как следствие развитию моторики пальцев рук) Пусть первые работы будут не очень аккуратны, но впоследствии при постоянном повторении одних и тех же движений техника отрабатывается. При работе можно использовать небольшую линейку или карандаш, для проглаживания линий сгиба. С течением времени, когда отработана техника, дети уверенны в своих движениях. Складывания выполняются автоматически по памяти, увеличивается чувствительность пальцев. Отстающие в группе детки стремятся успевать за сверстниками.

При разработке программы и каждого занятия необходимо учесть, чтобы ребенок был заинтересован прийти на занятие еще, он должен получить приятные впечатления. А что может быть приятнее процесса создания игрушки, в котором ты играешь главную роль.

Так и программа должна быть рассчитана по уровню сложности и заинтересованности. Не следует насыщать программу сложными неподвластными детскому труду моделями. Пусть это будут простые забавные фигурки. Это всегда можно весело обыграть, приклеить глазки, зубки и т.д.

Оригами это огромный потенциал для творчества детей разного возраста. Я считаю оригами должно обязательно присутствовать в образовательной программе. Положительных сторон влияния таких занятий на развитие ребенка не счесть. Данный кружок не требует больших затрат на материалы. И не составляет большой сложности. Так как детям не нужны сложные модули, вполне достаточно простых фигур. Главное суметь заинтересовать на начальном этапе, продемонстрировать безграничные возможности, которыми наделяет нас эта техника. А кто попробует однажды, тот не останется равнодушным к этому восточному искусству.

 

Псарева Наталья Владимировна

 А так у нас прошел экоурок Моря России.

   

Список литературы

1. Оригами / Д.С. Смирнов.-Москва : Издательство АСТ, 2016.-128с.:ил.-(Шкатулка рукоделия).

2.Конструирование из бумаги в детском саду / И.В. Новикова;худож. М.В. Душин. - Ярославль: Академия развития 2010. - 96с.

3. Поделки из бумаги / Шквыря Ж.Ю. - Харьков: Книжный клуб "Клуб семейного досуга"; 2011. - 64с.

4. ОНО Мэри, ОНО Рошин Оригами. Фигурки животных из бумаги. 35 проектов. ООО "Клуб семейного досуга" 2012.- 128с.