Социально - эмоциональное развитие

Медведева Татьяна Александровна

Проект "Социоигровой подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sotsioigrovoy_podhod.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31  «Аленушка » города Лесосибирска»

Разделы

Содержание

Сроки, индикаторы

Название проекта

«Социоигровой подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

2015-2018

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

               Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

              Соответствовать данному утверждению нам  помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко,  А. Ершовой и В. Букатовым.

      Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Проблема, на решение которой направлен проект

Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили у некоторых из них устаревший взгляд на задачи дошкольного образования и воспитания, роль и место педагога, однообразие методического арсенала, недостаточность знаний о психолого-педагогических закономерностях развития ребенка. Педагоги с большим стажем работы зачастую ориентированы на занятия как основную форму работы с детьми, недооценивают партнерскую совместную и самостоятельную деятельность детей. Начинающие воспитатели теоретически подготовлены лучше, знают требования современных программ, но не имеют опыта использования разнообразных форм работы и недостаточно применяют новые образовательные технологии.

Причины затруднений

  1. Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ
  2. Диктат воспитателя (субъект – объектные отношения)
  3. Послушное повторение формулировок
  4. Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)
  5. Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре
  6. Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть
  7. Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения

Цель проекта:

Систематизация работы по внедрению инновационных технологий, приемов и методов на основе социо-игрового подхода  в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками.

Развитие социальных качеств личности, формирование коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучаемого вопроса, уточнить сущность понятия «социально-личностное развитие» и «социо-игровая технология»;
2. В процессе изучения литературы определить состояние и перспективы развития рассматриваемого вопроса по отношению к ДОУ;
3. Выявить влияние социо-игровых технологий на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

4.Создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по освоению и  внедрению социо-игровой технологии для повышения профессиональной культуры педагогов.

5.Выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации социо-игровой технологии в педагогической деятельности.

Этапы проекта

1. Подготовительный.

1) Выявление знаний о социо-игровых технологиях, определение состояния и перспектив развития. .

2) Изучение трудов создателей социо-игровой технологии Е. Шулешко, В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

3) Сбор информации о социо-игровых технологиях и о нетрадиционном социо-игровом оборудовании.

4) Разработать презентацию по ознакомлению педагогов с теорией и методикой социо-игровых подходов.

5) Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Формирующий.

Задачи этапа

  1. Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс технологий, приемов и методов, лежащих в основе социо-игрового подхода.
  2. Разработка содержания методических рекомендаций.
  3. Определение комплекса мероприятий, направленных на формирование личности старшего дошкольника, мониторинг уровня развития детей по образовательным областям «социализация» и «коммуникация».
  4. Формирование позитивного общественного мнения и привлечения педагогической и родительской общественности в деятельности по проекту.
  5. Диссеминация результатов работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах разного уровня.

Формы организации

2015-2016 уч. г г.

1)Провести мастер – класс с педагогами на тему «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми». Старший воспитатель.

2)Провести игровой тренинг для педагогов ДОУ «Содержание психолго-педагогической работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В. М. Букатову». Старший воспитатель.

3)Провести консультацию «Внедрение в воспитательно-образовательный процесс социо-игровой технологии приемов и методов В. М. букатова». Старший воспитатель.

4)Провести обучение педагогов с помощью дистанционных курсов повышения квалификации по теме проекта.

5) Оформить оборудование и атрибуты к играм социо-игровой направленности.

6) Оформить картотеку игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.

7)Постепенное внедрение приёмов СИТ  (объединение в малые группы, поддерживать правила организации работы в группах и между ними, проиграть с детьми в игры, следить за собственными взаимоотношениями с детьми)согласно разработанному плану.

8) Изготовить и приобрести необходимое оборудование.

9) Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родитеями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОУ.

10) Разработать и провести родительское собрание по теме: «Использование социо - игровых технологий в ДОУ и семье».

11) Участвовать в мероприятиях и ТМО по теме проекта.

2016 – 2017 уч. гг

  1. Провести мастер – класс для педагогов ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием социо-игрового подхода». Старший воспитатель.
  2. Провести мастер-класс для педагогов ДОУ «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» с использованием социо-игровых технологий, методов и приемов по В. М. Букатову». Старший воспитатель.
  3. Провести мастер-класс для педагогов ДОУ «Сказкотерапия и НОД по развитию связной речи дошкольников О. А. Шороховой». Воспитатели.
  4. Провести открытое интегрированное занятие по экологии и музыкальному развитию «Зима не лето – в шубу одета!» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатели, муз. рук.
  5. Презентация системы работы по патриотическому воспитанию «Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине». Воспитатели.
  6. Продолжать проводить обучение педагогов с помощью дистанционных и иных курсов повышения квалификации по теме проекта.
  7. Пополнять оборудование, атрибутику к играм социо-игровой направленности.
  8. Применение социо-игрового подхода не только в работе со старшими дошкольниками, но и в группах младшего дошкольного возраста согласно разработанному плану.
  9. Показ кукольного театра с участием родителей для детей 1 мл. гр. «Колобок». Воспитатели.
  10. Продолжать изготавливать и приобретать необходимое оборудование.
  11. Продолжать участвовать в мероприятиях и ТМО по теме проекта.

2017 – 2018 уч. гг

  1. Провести консультацию для социально-коммуникативных игр из опыта работы воспитателей «Игры, направленные на развитие социально-эмоционального воспитания дошкольников». Воспитатели.
  2. Провести игровой тренинг «Игровые кинезиологические упражнения, методы и приемы». Старший воспитатель.
  3. Семейный театр. Сказка «Теремок» с детьми всех групп. Воспитатели.
  4. Проведение игры «Путешествие на паровозе» мл. гр. Воспитатели.
  5. Встреча с интересными людьми «Люди героических профессий». Старший дошкольный возраст. Воспитатели.
  6. Провести открытую НОД: Развитие речи «Зимние фантазии» старшая группа. Воспитатели.
  7. Провести родительское собрание «Дома вместе с папой» младшая группа. Воспитатели.
  8. Продолжать проводить обучение педагогов с помощью дистанционных и иных курсов повышения квалификации по теме проекта.
  9. Пополнять оборудование, атрибутику к играм социо-игровой направленности.
  10. Производить контроль за применением в образовательном процессе социо-игрового подхода. Старший воспитатель.
  11. Продолжать участвовать в мероприятиях и ТМО по теме проекта.

 3. Заключительный этап.

1) Рефлексия проводимых мероприятий,  анализ деятельности.

2) Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы.

3) Подготовить обмен опытом на педсовете на тему «Использование социо-игровых технологий в ДОУ и семье».

Апрель – октябрь 2015

Сентябрь 2015- май 2018

Сентябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

В течении года

Сентябрь-ноябрь 2015

В течении года

В течении года

В течении года

Январь 2016

В течении года

В течении года

Ноябрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

В течении года

В течении года

В течении года

Апрель 2017

В течении года

В течении года

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Ноябрь 2017

Декабрь 2017

Январь 2018

Февраль 2018

Февраль 2018

В течении года

В течении года

В течении года

В течении года

Март – май 2018

Результаты реализации проекта.

  1. Сборник методических рекомендаций.
  2. Усовершенствование предметно – развивающей среды.
  3. Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника (у детей развита любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомы с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолена застенчивость, развиты воображение, речевая и общая инициатива, повышен уровень познавательных и творческих способностей).
  4. Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения инновационных технологий, приемов и методов. 

План реализации проекта «Социоигровой подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста»

МКДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» г. Лесосибирска»

  1. Организационные основы для реализации
  1. 1. Изучение нормативно-правовой базы.
  1. 2. Сбор методических материалов.
  1. 3. Создание проекта.
  1. 4. Утверждение проекта на педагогическом совете, начало реализации.

  1. Реализация проекта по освоению социо-игрового подхода

  1. 1. Изыскать дополнительные возможности для реализации проекта.
  1. 2. Контроль реализации проекта педагогами ДОУ.
  1. 3. Проведение диагностического обследования детей.
  1. 4. Вовлечение родительской общественности в реализацию проекта.
  1. 5. Сотрудничество с социальными институтами города.

  1. Работа с кадрами

3.1. Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов:

- обучение в высших учебных заведениях;

- курсы повышения квалификации;

- аттестация педагогических работников;

- распространение и внедрение передового педагогического опыта: показ открытых занятий, участие в педсоветах, мастер-классах, семинарах, ьработе методических объединений.

3. 2. Диссеминация опыта работы по использованию социо-игровых подходов в воспитательно-образовательной деятельности.

3. 3. Изучение методической и специальной литературы, опытов работы других образовательных учреждений.

3. 4. Изучение и внедрение эффективных технологий, методов и приемов по освоению социо-игрового подхода, таких как:

- логоритмика М.Ю. Картушина;

- кинезиология Крупенчук;

- сказкотерапия О. А. Шороховой;

- психогимнастика Е. А. Пожиленко;

- коммуникативные игры К. Орфа;

- социально-эмоциональные игры О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной;

- социо-игровые  технологии, приемы и методы В. Букатова.

3. 5. Разработка и внедрение методических рекомендаций по освоению социо-игрового подхода в воспитании и обучении дошкольников.

3. 6. Мониторинг развития социальных и коммуникативных качеств личности дошкольников.

3. 7. Определение перспективы дальнейшей работы педагогов по вопросам развития инициативы и самостоятельности дошкольников.

  1. Работа с детьми

4. 1. Определение уровня развития каждого ребенка через комплексную диагностику.

4. 2. Методы и приемы для создания платформы:

- экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций;

- встреча с интересными людьми;

- взаимодействие со сверстниками;

- игры по сюжетам сказок;

- пение;

- рисование;

- различные виды театра;

- обсуждение и решение проблемных ситуаций;

- преемственность между ДОУ и начальной школой.

  1. Работа с семьями

5. 1. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, направленный на развитие инициативы и самостоятельности дошкольников:

- анкетирование;

- мастер-классы;

- тренинги;

- оказание консультативной помощи;

- дни открытых дверей;

- проведение совместных мероприятий, развлечений, соревнований;

- групповые родительские собрания.

5. 2. Участие родителей во внутрисадовом контроле.

5. 3. Информирование родителей об уровне развития детей.

6. Материально-техническое оснащение ДОУ

6. 1. Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ:

- изготовление атрибутов совместно с детьми и родителями;

- приобретение игрушек, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

- приобретение наглядно-дидактического материала.