Внеклассная работа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таймылырская средняя общеобразовательная школа»
Булунский улус (район) Республики Саха (Якутия)
« Утверждаю» «Согласовано»
Директор ТСОШ Заместитель директора по УВР
___________ /Голикова И.И./ ____________ /Винокурова И.Н./
« » ____________ 2022г. « » ____________ 2022г.
Рассмотрено на МО учителей естественно- научного цикла
Протокол №____ от ______________2022г.
Руководитель МО:_______________/ /
Программа факультативного курса
для 10 класса
Вопросы физики с элементами биологии, химии.
В мире красок
Рабочая программа разработана на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, годовым календарным планом, которая рассчитана на 1 час в неделю.
Составитель:
Куулар Ш. К.,
учитель физики и информатики
Пояснительная записка.
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она, тесно переплетаясь с жизнью, с повседневными ее вопросами, является неотъемлемой и увлекательной частью нашего бытия. Многие положения физики, кажущиеся сугубо абстрактными, обретают материальные черты в примерах из живой природы, техники, новых изобретений и открытий.
Факультативный курс «Вопросы физики с элементами биологии, химии. В мире красок» призван не только развивать интерес к изучению физики, но и формировать интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию.
Материал данного курса имеет большое познавательное и прикладное значение, дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии; позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза.
.
Цель курса: расширение и углубление базовых знаний обучающихся по оптике.
Задачи курса:
- познакомить с методами научных исследований по оптике;
- получить знания по фотометрии;
- расширить представления учащихся о зрении человека и животных;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;
- развивать умения применять знания на практике.
Факультативный курс ориентирован на учащихся, выбравших физико-математический профиль. Он содержит вопросы, выходящие за рамки обязательного содержания и рассчитан на 17 часов. (1 час в неделю одного полугодия).
Тематический план.
№ | Тема | Часы |
1. | Природа света. | 1 |
2. | Свет необходим живой природе. Функции света. | 1 |
3. | Свет и цвет. | 1 |
4. | Краски растительного и животного происхождения. | 1 |
5. | Роль света в жизни организмов. | 1 |
6. | Основные сведения из светотехники и колориметрии. | 1 |
7. | Такие разные, но похожие глаза. | 1 |
8. | Как видят животные. | 1 |
9. | Тайны цветового зрения. | 2 |
10. | Цветовое зрение и контрастность изображения. | 1 |
11. | Глаза и зрение. | 1 |
12. | Зрительные иллюзии, связанные с преломлением света. | 2 |
13 | Свет, цвет и здоровье человека. | 1 |
14 | Необычные целители. | 1 |
15 | «Здоровые» диеты зрения. | 1 |
Содержание.
1. Природа света.
Рассмотрение двух теорий света: корпускулярной и волновой и их опытное обоснование.
2. Свет необходим живой природе. Функции света.
Рассмотрение вопросов фотосинтеза, радиации, фотографии, познакомить с методами биодиагностики токсичных веществ.
3. Свет и цвет.
Рассмотрение волновой природы света, явления дисперсии; электронная теория веществ.
4. Краски растительного и животного происхождения.
Знакомство с получением пигментов: минеральных, растительного и животного происхождения. Изготовление красок.
5. Роль света в жизни организмов.
Биологический эффект фотонов. Исследовательская работа «Влияние света на организм животных»
6. Основные сведения из светотехники и колориметрии.
Введение понятий светового потока, силы света, освещенности, яркости, насыщенности.
7. Такие разные, но похожие глаза.
Эволюция зрения животных, цветовое зрение представителей разных рас; термоскопические глаза. Тест «Слепое пятно нашего глаза»
8. Как видят животные.
Отличительные особенности глаза у животных, рыб. Фасеточный глаз. Инерция зрения насекомых. Цветовое зрение животных.
9. Тайны цветового зрения.
Рассмотрение задач на законы распространения световой энергии и оптические характеристики излучения: поток излучения, сила света, освещенность поверхности.
10. Цветовое зрение и контрастность изображения.
Виды зрения, система цветового зрения, дефекты цветового зрения, контрастность.
11. Глаза и зрение.
Глаз как оптическая система. Особенности дефектов зрения. Оптические приборы, вооружающие глаз.
12. Зрительные иллюзии, связанные с преломлением света.
Объяснение явления преломления света, дисперсию и связанные с ними небесные явления, миражи.
13. Свет, цвет и здоровье человека.
Исследовательская работа по определению показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего помещения. Оценка их влияния на здоровье учащихся.
14. Необычные целители.
Раскрытие психологической структуры цветового образа.
15. «Здоровые» диеты зрения.
Обзор «здоровых» для глаза диет, отражение их преимуществ и недостатков.
Требования к уровню подготовки обучающихся
и контрольно-оценочная деятельность учителя.
Повышение познавательного интереса учащихся планируется достигать как подбором интересной исследовательской информации, тестов, так и методикой работы с ними, используя коллективные и индивидуальные. В итоге учащиеся могут выйти на исследовательские работы, осуществлять самоконтроль и самооценку.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:
1 знать двойственную природу света;
2. знать строение глаза, действие рассеивающей и собирающей линз;
3. уметь осуществлять пальминг;
4. уметь использовать приемы отдыха для глаз;
5. понимать необходимость бережного отношения к своему здоровью;
6. знать виды зрения;
7. знать и понимать законы отражения и преломления света;
8. приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;
9. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
Специфика факультатива не позволяет оценивать работу учащихся в привычной пятибалльной системе. Каждое занятие оценивается знаком «+», если учащийся активно включался в обсуждение темы, выдвигал гипотезы решения задач, подтверждал их решением, осуществляя записи в тетради. Если обучающийся не проявлял активность на занятии, то клеточка в журнале остается пустой. Если ученик по результатам изучения факультатива набирает 20 и более «+», то данному обучающемуся в аттестат записываются сведения о посещении факультатива.
Литература.
1. Электив: Физика. Химия.Биология: Конструктор элективных курсов:Для организации предпрофильной подготовки учащихся: В2-х книгах.М.: 5 за знания, 2006.
2. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики:11 кл: Учеб пособие для учащихся-3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1998.
3. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1998.
4. Касаткина. И.Л. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика/ Под ред. Т.В.Шкиль.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2002.
