Внеклассная работа

Куулар Шивит Казак-оолович

Игра "До-ре-ми"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_krasok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таймылырская средняя общеобразовательная школа»

Булунский улус (район) Республики Саха (Якутия)

« Утверждаю»                                                                                                                                                  «Согласовано»

Директор ТСОШ                                                                                                                                               Заместитель директора по УВР

___________ /Голикова И.И./                                                                                                                         ____________ /Винокурова И.Н./

«    » ____________ 2022г.                                                                                                                              «     » ____________ 2022г.

Рассмотрено на МО учителей естественно- научного цикла

Протокол №____ от ______________2022г.

Руководитель МО:_______________/                                       /

Программа факультативного курса

для 10 класса

Вопросы физики с элементами биологии, химии.

В мире красок

Рабочая  программа  разработана на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования

Рабочая программа рассчитана на  35 часов  в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, годовым календарным планом, которая рассчитана на 1 час  в неделю.

Составитель:

Куулар Ш. К.,

учитель физики и информатики

Пояснительная записка.

Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она, тесно переплетаясь с жизнью, с повседневными ее вопросами, является неотъемлемой и увлекательной частью нашего бытия. Многие положения физики, кажущиеся сугубо абстрактными, обретают материальные черты в примерах из живой природы, техники, новых изобретений и открытий.

Факультативный курс «Вопросы физики с элементами биологии, химии. В мире красок» призван не только развивать интерес к изучению физики, но и формировать интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента; развивать умение работать в группе, вести дискуссию.

Материал данного курса имеет большое познавательное и прикладное значение, дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии; позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза.

.

Цель курса: расширение и углубление базовых знаний обучающихся по оптике.

Задачи курса:

  1. познакомить с методами научных исследований по оптике;
  2. получить знания по фотометрии;
  3. расширить представления учащихся о зрении человека и животных;
  4. активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении и самопознании своего организма;
  5. развивать умения применять знания на практике.

Факультативный курс ориентирован на учащихся, выбравших физико-математический профиль. Он содержит вопросы, выходящие за рамки обязательного содержания и рассчитан на 17 часов. (1 час в неделю одного полугодия).

Тематический план.

Тема

Часы

1.

Природа света.

1

2.

Свет необходим живой природе. Функции света.

1

3.

Свет и цвет.

1

4.

Краски растительного и животного происхождения.

1

5.

Роль света в жизни организмов.

1

6.

Основные сведения из светотехники и колориметрии.

1

7.

Такие разные, но похожие глаза.

1

8.

Как видят животные.

1

9.

Тайны цветового зрения.

2

10.

Цветовое зрение и контрастность изображения.

1

11.

Глаза и зрение.

1

12.

Зрительные иллюзии, связанные с преломлением света.

2

13

Свет, цвет и здоровье человека.

1

14

Необычные целители.

1

15

«Здоровые» диеты зрения.

1

Содержание.

1. Природа света.

Рассмотрение двух теорий света: корпускулярной и волновой и их опытное обоснование.

2. Свет необходим живой природе. Функции света.

Рассмотрение вопросов фотосинтеза, радиации, фотографии, познакомить с методами биодиагностики токсичных веществ.

3. Свет и цвет.

Рассмотрение волновой природы света, явления дисперсии; электронная теория веществ.

4. Краски растительного и животного происхождения.

Знакомство с получением пигментов: минеральных, растительного и животного происхождения. Изготовление красок.

5. Роль света в жизни организмов.

Биологический эффект фотонов. Исследовательская работа «Влияние света на организм животных»

6. Основные сведения из светотехники и колориметрии.

Введение понятий светового потока, силы света, освещенности, яркости, насыщенности.

7. Такие разные, но похожие глаза.

Эволюция зрения животных, цветовое зрение представителей разных рас; термоскопические глаза. Тест «Слепое пятно нашего глаза»

8. Как видят животные.

Отличительные особенности глаза у животных, рыб. Фасеточный глаз. Инерция зрения насекомых. Цветовое зрение животных.

9. Тайны цветового зрения.

Рассмотрение задач на законы распространения световой энергии и оптические характеристики излучения: поток излучения, сила света, освещенность поверхности.

10. Цветовое зрение и контрастность изображения.

Виды зрения, система цветового зрения, дефекты цветового зрения, контрастность.

11. Глаза и зрение.

Глаз как оптическая система. Особенности дефектов зрения. Оптические приборы, вооружающие глаз.

12. Зрительные иллюзии, связанные с преломлением света.

Объяснение явления преломления света, дисперсию и связанные с ними небесные явления, миражи.

13. Свет, цвет и здоровье человека.

Исследовательская работа по определению показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего помещения. Оценка их влияния на здоровье учащихся.

14. Необычные целители.

Раскрытие психологической структуры цветового образа.

15. «Здоровые» диеты зрения.

Обзор «здоровых» для глаза диет, отражение их преимуществ и недостатков.


Требования к уровню подготовки обучающихся

и контрольно-оценочная деятельность учителя.

Повышение познавательного интереса учащихся планируется достигать как подбором интересной исследовательской информации, тестов, так и методикой работы с ними, используя коллективные и индивидуальные. В итоге учащиеся могут выйти на исследовательские работы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:

1 знать двойственную природу света;

2. знать строение глаза, действие рассеивающей и собирающей линз;

3. уметь осуществлять пальминг;

4. уметь использовать приемы отдыха для глаз;

5. понимать необходимость бережного отношения к своему здоровью;

6. знать виды зрения;

7. знать и понимать законы отражения и преломления света;

8. приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

9. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.

Специфика факультатива не позволяет оценивать работу учащихся в привычной пятибалльной системе. Каждое занятие оценивается знаком «+», если учащийся активно включался в обсуждение темы, выдвигал гипотезы решения задач, подтверждал их решением, осуществляя записи в тетради. Если обучающийся не проявлял активность на занятии, то клеточка в журнале остается пустой. Если ученик по результатам изучения факультатива набирает 20 и более «+», то данному обучающемуся в аттестат записываются сведения о посещении факультатива.

Литература.

1. Электив: Физика. Химия.Биология: Конструктор элективных курсов:Для организации предпрофильной подготовки учащихся: В2-х книгах.М.: 5 за знания, 2006.

2. Кабардин О.Ф. Факультативный курс физики:11 кл: Учеб пособие для учащихся-3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1998.

3. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Из опыта работы. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1998.

4. Касаткина. И.Л. Репетитор по физике. Электромагнетизм. Колебания и волны. Оптика/ Под ред. Т.В.Шкиль.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2002.