Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Кашина Юлия Юрьевна

    В помощь преподавателям: методические разработки уроков, семинары, презентации, статьи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1. ПОНЯТИЕ О ГУАШИ

            

                 Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — это краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно-клеевым связующим веществом (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.) и примесью белил.

            

            Живописные свойства гуаши основываются прежде всего на том, что она является кроющей, т.е. почти непрозрачной краской, в отличии от акварели. Это  свойство связано со значительным количеством (по отношению к содержанию связующего вещества) пигмента и наполнителя. Кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила, что делает высохшую краску несколько белёсой и при этом, придает ей матовость и бархатистость.

             Гуашь можно сравнить с акварелью и маслом,   так как у нее есть общие черты и с первой и со вторым: как и акварель, гуашь растворяется в воде, подобно живописи маслом, она непрозрачна, и закрашенную поверхность можно много раз переписывать в другой цвет.

            Главная трудность работы гуашью заключается в том, что краска, высыхая, резко изменяет свою светлоту, и художнику трудно следить во время работы за правильностью цветовых и  тоновых отношений.

                Светлеют:   окись хрома,  кобальты, кадмии, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.

                Сначала темнеют, а затем высветляются: сиена натуральная, сиена жженая, краплаки, ультрамарин.

                Темнеют: ганза желтая, оранжевая.

    1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГУАШИ

            

            Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в средние века. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов, а также для портретных миниатюр. Наибольшее распространение техника гуаши получила в XVIII веке во Франции. Гуашью пользовались знаменитые старые мастера - Рубенс, Ван Дейк, Дюрер. Позже к ней проявляли немалый интерес и Пикассо, Берн-Джонс, Эгон Шиле, Генри Мур.

    В России техника гуаши достигла высокого развития в конце XIX — начале XX вв. Художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества. Также в технике гуаши работали В. А. Серов, А. Я. Головин, С. В. Иванов и др.

    1. СПОСОБЫ  И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ГУАШЬЮ

    Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приёмы. Так, по–разному кладут краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности.

    1. Живопись мастихином

    Мастихин, как никакой другой инструмент позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, что позволяет моделировать и объем изображаемых образов и предметов, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

    2. «Сухая кисть»

                    Принцип техники заключается в нанесении тонкого слоя краски на наиболее выступающие части сложной поверхности с помощью кисточки:
    небольшое количество краски необходимо нанести на кусок картона и упругой кистью растереть так, чтобы кисть оставляла едва заметный след. Затем легкими движениями, едва касаясь кистью, нанести краску на тонируемую поверхность до получения нужного результата.

            С ее помощью можно достичь эффекта разбавленного цвета (когда нижний цвет просвечивает сквозь верхний). Идеальная техника тля изображения перьев, меха и волос, а также облаков, камней и листьев.

            

            3. Мазок

                    

            4. Импасто  (корпусно)

            Техника живописи представляет собой наложение густой краски толстыми слоями. Гуашь можно загустить также добавкой для акрила или специальной добавкой Aquapasto компании Winsor&Newton, созданной для применения техники импасто при работе с красками на водной основе.

            Также в гуашь можно добавить структурные пасты для акрила. С их помощью можно создавать объемные участки с невероятно эффектной фактурой.

             

            5. «Гризайль» (тональная живопись)

            Эта техника предполагает создание живописно-графического изображения с применением краски одного цвета (например, чёрной). В гуаши – чёрная краска и белила позволяют получить богатство палитры ахроматических цветов.

            «Ограниченная палитра»

    Очень полезно писать этюды на ограниченную палитру цветов. Следует привыкать работать в определенной цветовой гамме: в серых, желтых, голубых тонах – такие задания хорошо развивают чувство цветовой гармонии художественного произведения

            6. «Пуантилизм»

             Пуантилизм (в переводе с французского – «точка, касание»). Название техники письма неоимпрессионистов, заключающаяся в наложении краски чистых цветов раздельными мазками точечной или прямоугольной (дивизионизм) формы. С помощью этой техники можно создавать композиции с эффектом оптического смешения цвета: (мелкие мазки при отходе от картины на  расстояние результате смешения сливаются в различные цветовые пятна).

            7. Сграффито

            Суть этого приёма состоит в процарапывании влажной краски заостренной палочкой или кончиком ножа, чтобы обнажить нижний слой краски. С помощью техники сграффито можно создавать очень красивые необычные фактуры, которые лучше всего смотрятся на переднем плане картины

            8. Смешаная техника

            Гуашь хорошо сочетается с другими красками. Художники создают картины, используя наряду с гуашью  акварель, тушь, уголь, пастель, акриловые краски, цветные карандаши.

            ФАКТУРА

            Чтобы придать поверхности интересный рельеф, гуашь можно наносить на основу всевозможными подручными средствами, например:

    • губкой
    • мятой бумагой
    • зубной щеткой

    1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУАШЕВЫХ КРАСОК В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ЖИВОПИСИ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

            Обучение в школе искусств по предмету «Живопись» осуществляется двумя основными живописными материалами: акварель и гуашь. Принято считать, что акварель – «королева красок», и, несомненно одна из самых сложных техник живописи. Но значимость гуашевой живописи несколько занижена – некоторые художники не воспринимают гуашь «всерьёз», называя ее «детской» или «плакатной» техникой. Однако в действительности гуашь является самостоятельной, самобытной техникой и очень доступной в применении техникой живописи.

    Преимущества:

    • входящие в состав гуашевых красок белила, предполагает писать более насыщенным, плотным цветом, что хорошо развивает цветовое и тоновое видение у учащихся
    • гуашь даёт возможность вносить исправления в процессе работы
    • техника живописи гуаши очень похожа на технику масляной живописи, поэтому некоторые теоретики считают гуашь шагом к живописи маслом
    • при сдаче вступительных экзаменов в художественные ВУЗы экзамен по предмету «Живопись», «Композиция» сдаётся либо акварелью, либо гуашью – на выбор учащегося

    1. СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРА ГУАШИ

    1. ИМПРОВИЗИРОВАННЫЙ МАСТЕР-КЛАСС «ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Гуашь представляет собой материал с широчайшими возможностями — от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового. Появляется возможность претворить в жизнь любые, самые смелые замыслы автора.



    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР ПО ПРЕДМЕТУ «ЖИВОПИСЬ»

    на тему: «Техника масляной живописи»

    Преподаватель: Кашина Ю.Ю.

    Тема самообразования:

    «Совершенствование педагогического мастерства в обучении учащихся по предмету «Живопись»

    Цель семинара: Знакомство с техникой масляной живописи в целях обмена педагогическим опытом

    Задачи:

    - активизировать работу с учащимися, используя на уроках технику масляной живописи;

    - повысить мотивацию и интерес учащихся к учебной деятельности;

    - развить творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

    План семинара:

    1. Понятие о масляной живописи
    2. Из истории возникновения масляной живописи
    3. Материалы и инструменты
    4. Техника масляной живописи
    5. Использование масляной живописи в обучении учащихся
    6. Выставка учащихся
    7. Видео мастер-класс
    8. Заключение

    1. Понятие о масляной живописи

            Живопись маслом – одна из самых таинственных и волшебных техник, которая завораживает с первого взгляда. Не зря именно ее выбирали для своих работ такие великие творцы, как Леонардо да Винчи, Пикассо, Ван Гог, Моне, Дали, Айвазовский, Врубель, Репин и многие другие, чьи произведения и имена вошли в историю мирового искусства.        

            Масляная живопись – вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических сухих пигментов в отбеленном льняном масле, иногда с добавлением орехового масла, масло семян льна, мака или масло грецких орехов.

            

            Преимущества живописи маслом:

    • Масляные краски сохнут очень медленно, но в этом их преимущество. Во-первых, благодаря этому в любой момент можно вносить исправления, устранять ошибки и даже сносить целые куски работ мастихином, т. к. краска легко удаляется с полотна и затем покрывается новым слоем.
    • При высыхании масляные краски не видоизменяют свой цвет, оставаясь насыщенными и глубокими.
    • Влажные на холсте краски можно смешивать непосредственно там же, что позволяет быть гибким художнику и менять замысел произведения на ходу. И конечно, они прекрасно поддаются смешению на палитре, где с легкостью можно получить нужный оттенок или гамму цветов без ущерба для их глубины и цветопередачи.
    • Современные масляные краски не такие требовательные к последующему уходу за картиной. Их состав позволяет закрепить живопись лаком, что поможет защитить от дальнейших повреждений.

            

    1. Из истории возникновения масляной живописи

            По мнению историков, впервые вводить масло в краски придумали Нидерландские художники братья Ван Эйки в  XIV веке.

            Однако структура их красок мало напоминала современные масляные, к тому же в те времена художники еще не знали холста. Они рисовали на дереве, покрытом тонким слоем грунта. Писать на холстах художники начали в XV веке.

            Наиболее широкое распространение масляные краски получили в эпоху Возрождения в середине XV века, постепенно вытеснив быстросохнущую темперу. Талантливые художники этой и последующих эпох использовали эффектный метод лессировки для создания красивых  переливов цвета. Получить этот эффект можно было с помощью нанесения полупрозрачных красок на плотную основу.

            В России масляная живопись получила своё распространение в XVIII веке.

    1. Материалы и инструменты

    1. Техника масляной живописи

            В технике масляной живописи используют 2 способа:

    •        с подмалёвком

    •        без подмалёвка

                    Подмалевок - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи. Обычно подмалевок выполняется тонким красочным слоем и может быть однотонным или многоцветным.

                    

    1. Алла прима - разновидность масляной живописи по грунту в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

    1. Лессировка - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

            3.  Мазок

            4. Корпусная живопись - письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.        

    5. Живопись мастихином

            Мастихин, как никакой другой инструмент позволяет выразить всю силу звучания той или иной краски, наиболее полно раскрыть цвета и их сочетания, создать красивую и сложную фактуру на поверхности картины, что позволяет моделировать и объем изображаемых образов и предметов, дает большие возможности для импровизации в ходе творческой работы.

                    6. Многослойная живопись

            Многослойная живопись - разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок, прописи, лессировка. Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски.

            ПРИЁМЫ:

            Процарапывание. Используйте кончик мастихина, чтобы удалить сырую краску с холста и открыть слой нижележащей краски.

            Растирка. Разотрите краску бумажным полотенцем или газетой, чтобы создать нежный, тонкий, таинственный световой эффект.

            Использование губки. Нанесите краску натуральной губкой для создания сложной фактуры таких объектов, как камни или листва.

            Разбрызгивание. Стряхивая жидкую краску с кисти, произвольно разбрызгивайте капли на холст.

    V.   Использование масляных красок в обучении учащихся живописи в школе искусств

            Обучение в школе искусств по предмету «Живопись» осуществляется двумя основными живописными материалами: акварель и гуашь. Однако, у многих учащихся выпускного класса всё чаще возникает желание выполнять итоговую работу в технике масляной живописи. Процесс обучения в ВУЗах художественной направленности осуществляется в технике масляной живописи,  и выполняя работы масляными красками, ребята приобретают практические навыки рисования маслом.

    Учащиеся-выпускники, выполнявшие творческие работы в технике масляной живописи:

            Горбунов Максим «Автопортрет», 2013г. выпуска

            Порядина Евгения, «Музыка города», 2014г. выпуска

            Петрова Алёна, «Портрет брата», 2014 г. выпуска

            Тиссен Алина, триптих «Балет», 2014г. выпуска

            Чофу Антоний, «Автопортрет», 2015г. выпуска

            и другие

    VI.  Выставка работ учащихся и преподавателя

    VII.  Видео мастер-класс

    VIII. Заключение

            Многие из начинающих художников ищут литературу, из которой стремятся узнать приёмы наложения красок, рецепты составления смесей, похожих на цвета живой природы. Не делайте этой ошибки!

            Смеси, приёмы наложения мазков, их направление и степень густоты красок, художник определяет заново в каждой конкретной работе. Возможно, в этом, и состоит радость творчества, которая обретается через труд.

            Масляные краски – очень пластичное средство выражения. С их помощью можно достичь как фотографической точности изображения, так и экспрессионистической свободы выражения. Нет какой-то одной одной, «правильной» техники письма маслом. Экспериментируйте с инструментами, техническими приёмами и колоритом. Начав работать этим этим материалом, вы почувствуете всю широту его художественных возможностей!

            Быть художником – значит всегда смотреть на мир широко раскрытыми глазами!

    "Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце"

    Пабло Пикассо



    Предварительный просмотр:

    КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ УРОК?

    1. ЧТО ТАКОЕ УРОК?

            Урок - это ограниченная во времени, динамичная форма организации  процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков.

            Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя!

    2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

            Перед проведением урока учитель должен чётко представлять себе, что должны учащиеся усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т. д.

    Предварительная подготовка учителя:

    • определение места данного урока в системе уроков по разделу или теме программы, в тематическом планировании
    • изучение специальной методической и педагогической литературы
    • изучение учебника и учебных пособий по своему предмету
    • составление тематического плана  
    • ознакомление с опытом работы других учителей
    • анализ личного опыта в предшествовавшие периоды
    • Непосредственная подготовка учителя 
    • написание плана-конспекта урока.
    • подготовка наглядных пособий, используемых на уроке.

            Существуют различные варианты оформление конспекта: конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы, оформлен на карточке.

    3. СТРУКТУРА УРОКА:

            Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей.

    Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:

    1. организационный этап

    2. этап проверки домашнего задания

    3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

    4. этап изучения новых знаний и способов деятельности

    5. этап первичной проверки понимания изученного

    6. этап закрепления изученного

    7. этап применения изученного

    8.этап обобщения и систематизации

    9. этап контроля

    10. этап подведения итогов занятия

    11. этап рефлексии

    12.этап информации о домашнем задании

    № п.п.

    Этапы урока

    Дидактические задачи

    Показатели реального результата решения задачи

    1.

    Организация начала занятия

    Подготовка учащихся к работе на занятии

    Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    2.

    Проверка выполнения домашнего задания

    Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

    Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

    3.

    Подготовка к основному этапу занятия

    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

    Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

    4.

    Усвоение новых знаний и способов действий

    Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

    Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

    5.

    Первичная проверка понимания

    Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

    Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

    6.

    Закрепление знаний и способов действий

    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

    Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

    7.

    Обобщение и систематизация знаний

    Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

    Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

    8.

    Контроль и самопроверка знаний

    Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

    Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

    9.

    Подведение итогов занятий

    Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

    Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения

    10.

    Рефлексия

    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

    Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

    11.

    Информация о домашнем задании

    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

    Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

            4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

    1. Дидактические требования к современному уроку:

    - чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

    - определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

    - прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    - выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

    - реализация на уроке всех дидактических принципов;

    - создание условий для успешного обучения учащихся.

    2. Гигиенические требования к уроку:

    - температурный режим;

    - физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

    - освещение;

    - предупреждение утомления и переутомления;

    - чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

    - своевременное и качественное проведение физкультминуток;

    - соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

    - соответствие классной мебели росту обучающегося.

    3. Требования к технике проведения урока:

    - урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

    - темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

    - необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

    - должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

    - по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

    - учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.

    5. СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА- КОНСПЕКТА:

    • ФОРМАЛЬНАЯ часть

    -класс,

    -тема урока,

    -тип урока

    -вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпн и т.д.)

    -цель урока

    -задачи урока: развивающая, воспитательная, образовательная,

    -материалы для учителя и учащихся к уроку,

    -последовательность отдельных этапов (структура урока)

    -методическое пособие (книги, фотоальбомы, литературные произведения)

    • эскиз оформления доски
    • используемая литература

    • СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ часть

    ход урока

    -таблица, в которой фиксируется деятельность учителя и учеников,

    -планирование времени на каждый структурный элемент урока,

    -наглядные пособия, используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд)

            6. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ:


    1. Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

    1. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний;

    1. Урок комплексного применения знаний — практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

    1. Урок обобщения и систематизации знаний — семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

    1. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

    7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

    Классификация методов обучения по источнику получения знаний:

    1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).
    2.  Наглядные методы (
    наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).
    3.  Практические методы (
    конкретные практические действия).

    Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения изучаемого материала:

    1. информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
    2. репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения
    3. проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),
    4. частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)
    5. исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")

    8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

            Вся совокупность требовании к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

    -  воспитывающего обучения;

    -  научности:

    требует от преподавателя, чтобы предлагаемое содержание обучения было основано на положениях, достоверных фактах, выражало бы состояние современных наук. Эти положения зафиксированы в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, обучаемые овладевают умением отличать истинные положения от ложных.

    -  связи теории с практикой:

    Этот принцип требует, чтобы в учебном заведении не было ни одного занятия, жизненный смысл которого не был бы ясен для обучаемого.

    -  наглядности:

    «золотое правило» обучения.

    лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать.

    Оно предполагает привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом. Важно уяснить, что главной целью обучения является не усвоение тех или иных образов и впечатлений, а формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории.

    -  доступности:

    от известного - к неизвестному, от простого -к сложному,

    Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Следует помнить, что эффективный преподаватель учит своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу её поиска, а неэффективный просто провозглашает истину, часто оставляя ее недоступной для понимания слушателей.

    -  систематичности и последовательности:

    требует, чтобы преподавание велось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности.

    -сознательности и активности учащихся в обучении:

    вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса.

    •  прочности усвоения знаний учащимися:

    требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

    - целенаправленности и мотивации обучения;

    - индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

    9. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

    • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
    • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
    • Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
    • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
    • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
    • Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
    • Тренажеры и спортивное оборудование.

            10. АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

            Мастерство учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

    1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

    2.      Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

    3.      Организационное начало урока:

    -  готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

    -  подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

    -  подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

    4.  Организационная структура урока:

    -  мобилизующее начало урока;

    -  последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

    -  насыщенность урока, темп его проведения и т.д.

    5.  Анализ содержания учебного материала урока:

    -  обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

    -  соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

    -  соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.

    6.  Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

    -  цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

    -  обоснование выбора методов обучения;

    -  пути реализации дидактических принципов в обучении;

    -  индивидуализация и дифференциация в обучении;

    -  взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

    7.  Деятельность учителя:

    -  научность и доступность изложения новых знаний;

    -  использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

    -  организация закрепления учебного материала;

    -  организация самостоятельной работы учащихся;

    -  проверка и оценка знаний и умений учащихся;

    -  вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

    -  отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

    -  задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

    -  пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

    -  эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

    -  контакт учителя с классом и т.д.

    8.  Деятельность учащихся:

    -  подготовка рабочего места;

    -  поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

    -  интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

    -  состояние их устной и письменной речи;

    -  знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

    -  отношение учащихся к учителю;

    -  степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

    9.  Выводы:

    -  выполнение плана урока;

    -  достижение целей урока;

    -  особенно интересное и поучительное на уроке;

    -  что произвело на уроке наибольшее впечатление;

    -  какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

    -  оценка урока.

             С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ.

    ВОСЕМЬ ИДЕЙ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ

    Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

    • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
    • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
    • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
    • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
    • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
    • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
    • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
    • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.



    Предварительный просмотр:

    СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:

    • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!   
    • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.   
    • Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
    • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся.
    • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
    • Приводите больше интересных примеров из личного опыта,  ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.