Достоинства и методические единицы дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения- это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Internet. Элементы дистанционного обучения можно использовать в различных учебных заведениях.

Достоинства дистанционной формы обучения

- Дистанционное образование открывает большие возможности для  инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

- Получив учебные материалы в электронном или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке России и Зарубежья.

- Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

- Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучаемого. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.

Методические единицы дистанционного обучения

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются CD-диски, флеш-накопители и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал. технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.


Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, чаты, видеоконференции. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДОпредназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Контрольные работы ДО- это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. Зачастую контроль знаний проводится в виде тестирования.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Базовые педагогические технологии- это технологии, реализующие смысл и цепи дистанционного курса. От них зависит не только тип курса, но и тип образования. Например, репродуктивные технологии (педагог "передал", учащийся "взял") противоположны по своему смыслу продуктивным технологиям (педагог "организовал", учащийся "создал"). Лекциошю-семинарскоя технология:

1.     Учащимся, начинающим учиться дистанционно, рассылаются диагностические материалы, опросные листы, анкеты. Это делается для выявления особенностей каждого учащегося, его отношения к средствам обучения, а также наличия у него места для занятий и, что самое главное, мотивации к учебе, к дистанционной учебной деятельности.

2.     Далее происходит рассылка лекционного материала в электронной форме и (или) на видеокассетах. Наиболее эффективным является такой подбор содержания лекций, который учитывает если не индивидуальные, то, по крайней мере, наиболее типичные особенности учащихся или их групп, выявленные во время диагностики.

3.     Самостоятельное изучение учащимися присланных материалов и выполнение текущих заданий происходит для того, чтобы они затем приняли участие в дистанционных семинарах.

4.     Дистанционные семинары проводятся в различных формах с помощью таких телекоммуникационных средств, как веб-сервер (на нём учащиеся размещают своп работы), презентация учениками своих работ в E-mail-конференции, вопросы и ответы на них в Chat-режиме.

5.     Завершается технологический цикл выполнением учащимися промежуточных или итоговых зачётных задания, которые подлежат контролю и оценке со стороны их дистанционного преподавателя. Основное преимущество данной технологии - сходство с традиционной системой обучения в старшей школе и вузах, что позволяет уверенно осуществить перенос в дистанционную форму многочисленных средств очного обучения. Недостаток определяется малым творческим началом учебной деятельности и незначительным использованием телекоммуникационных интерактивных возможностей.

Проектная технология:

1.     Разработка и рассылка дистанционным учащимся общего проекта по изучаемой теме или проблеме.

2.     Выбор учащимися своей части из комплексного проекта, составление индивидуального плана деятельности по предложенным алгоритмическим предписаниям. У учеников появляется хорошая возможность выбора траекторий своего дистанционного обучения.

3.     Осуществление всех компонентов проекта в процессе очной и дистанционной деятельности участников обучения, работающих индивидуально, в группах или коллективно. На данном этапе применяются все доступные средства телекоммуникаций.

4.     Размещение на сервере и обсуждение полученных результатов. Подведение итогов проекта. Диагностика и оценка индивидуальных, групповых и коллективных образовательных достижений учащихся.

Основная ценность проектной технологии - ориентация на конечный образовательный продукт, достаточно значимый и нужный, когда каждый участник понимает его необходимость для себя и остальных. Другое преимущество - интенсивное применение многообразных форм телекоммуникаций. Традиционно в очной школе одновременно обучают всех учеников в едином темпе и применяют общую систему оценок изученного материала. В дистанционном обучении такая форма, как чат-конференция позволяет учителю одновременно вести диалог с несколькими учениками в одном виртуальном классе (окне); у отдельных учеников или их групп также могут быть открыты, отдельные кабинеты (окна), в которых они обсуждают свою проблему. Работа дистантного учителя может происходить одновременно в нескольких виртуальных классах или группах. Возможно также присутствие нескольких учителей в одном таком классе. Чтобы получить максимальный эффект, подобные технические возможности должны быть обеспечены соответствующими методиками. Немаловажно и то, что телекоммуникационные проекты -наиболее распространенная сегодня в отечественных школах дистанционная форма обучения Креативнаятехнология.

Эта технология ориентирована на создание образовательного продукта (как и в предыдущем случае) и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации. Основные этапы креативной технологии обучения могут относиться как к отдельной изучаемой теме, так и к целому учебному курсу.

1.     Формулировка педагогом задания или проблемы для учащихся виртуального класса с неизвестным для них решением. Предоставление необходимой информационной среды или косвенных сведений, располагающихся в образовательном поле проблемы. Обеспечение возможности личного уникального решения проблемы каждым учеником.

2.     Индивидуальное решение задания или проблемы каждым учеником, сообщение им своих результатов педагогу или всем учащимся с помощью одной из применяемых систем телекоммуникаций.

3.     Коллективное обсуждение личных продуктов учеников. Сопровождающая помощь учителя в достраивании учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида. Работа с вопросами на понимание.

4.     Введение педагогом в созданное образовательное пространство культурно-исторических аналогов образовательной продукции учеников (например, ссылок на Интернет-ресурсы).

5.     Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений, результатов учеников. Коллективная дискуссия с помощью электронной почты в режиме телеконференции.

6.     Переформулированиеобсуждаемых проблем, рождение новых. Выявление индивидуальных и коллективных образовательных продуктов.

7.     Рефлексивная деятельность всех субъектов обучения по осознанию возникших проблем. Выявление и осознание методологии собственной деятельности каждым из учеников. "Снятие" и усвоение использованных способов познания. Фиксация достигнутых результатов. Повторение при необходимости всего цикла образовательной ситуации. Развитие образовательной ситуация на новом уровне.

При разработке дистанционных занятий возможно использование следующей структуры их построения:

  1. Тема занятия.
  2. Цели занятия.
  3. Проблема занятия или главный вопрос.
  4. Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
  5. Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  6. Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся).
  7. Перечень видов деятельности дистанционных учащихся.
  8. Перечень видов деятельности дистанционного педагога и других участников занятия.
  9. Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, тексты "бумажных" пособий и др.)
  10. Способы и формы проверки результатов, полученных учащимися на занятии.
  11. Предполагаемые виды образовательной продукции учащихся, полученные на данном занятии (ответы на вопросы педагога, возникшие идеи, собственные вопросы и др.)
  12. Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
  13. Роль и место занятия в дистанционном курсе или в системе обучения.

                    Обучающая дистанционная конференция.

Продуктивное дистанционное обучение невозможно без интерактивного диалога и полилога субъектов обучения с помощью конференций, проводимых на основе электронных списков рассылки, чата, видео- и аудиокоммуникаций. Техническая база таких технологий вполне удовлетворяет запросы пользователей, однако педагогическое содержание и методика организации дистанционных телеконференции почти не разработаны. Прямой перенос существующих педагогических разработок по организации очных обучающих конференций в дистанционный вариант их проведения малоэффективен, поскольку при этом не учитывается специфика компьютерных средств и технологий, на основе которых осуществляются образовательные телекоммуникации. Разработка педагогических методов и способов проведения дистанционных образовательных конференций, учитывающих особенности применяемого технического средства в дистанционной конференции является актуальной задачей педагогов-ученых, занимающихся проблемами дистанционного обучения.

Конференция проводилась одновременно в двух формах:

  • по электронной почте в режиме модерируемого списка рассылки;
  • с помощью чата-беседы в реальном времени.

В соответствии с этими формами телекоммуникаций была установлена специфика организации дистанционной конференции для каждого её варианта.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание ведущим тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

ВедущемуChat-конференции необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

Ведущийи участники дистанционной конференции заметно повышают Эффективность своей работы, если владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции, например: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В Chat-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно также участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции.

Цели ведущего дистанционной конференции, на которой учащиеся представляют свои творческие работы:

  1. Организовать образовательное взаимодействие дистанционных учащихся с помощью компьютерных технологий для решения поставленных в проекте учебных задач.
  2. Научить дистанционных учащихся представлять свой образовательный продукт в дистанционном информационном пространстве среди удаленных друг от друга физических пользователей.
  3. Провести целенаправленную дискуссию среди участников проекта, разработав структуру их образовательного взаимодействия и задав определенный алгоритм их коммуникативной деятельности.
  4. Научить учащихся задавать содержательные вопросы по темам, предложенным ведущим конференции и её участниками, давать на них краткий и полный ответ.
  5. Создать доброжелательную творческую виртуальную атмосферу, направленную на достижение учащимися новых образовательных результатов.
  6. Провести среди участников дистанционной конференции обучающую рефлексию по осознанию ими своих достижений в создании собственного творческого продукта, выявлению проблем и нахождению способов их решений.
  7. Определить педагогические особенности организации и проведения дистанционной телеконференции, решающей задачи творческой самореализации её участников.

Конференция проводилась одновременно в двух формах:

  • по электронной почте в режиме модерируемого списка рассылки;
  • с помощью чата -беседы в реальном времени.

В соответствии с этими формами телекоммуникаций была установлена специфика организации дистанционной конференции для каждого её варианта.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание ведущим тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работуГотовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий также готовит вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают ведущему оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от него требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включенияСвоих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

ВедущемуChat-конференции необходимо придерживаться заявленного ИМ расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координаторЧерез определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

Ведущийи участники дистанционной конференции заметно повышают эффективность своей работы, если владеют способами формулирования вопросов разных типов. Поэтому необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции, например: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса часто зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В Chat-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной виртуальной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно также участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у него контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции.

Дистанционная E-mail-конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди школьников, так как большинство российских школ ещё не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и другие, позволяет организовать работу задачами.

                                        Организация чат-занятий

Проведение чат-занятий в режиме реального времени - одно из необходимых условий эффективности дистанционного обучения. Рассмотрим методику разработки и проведения таких занятий.

Вначале необходимо определить такие темы или проблемы изучаемого курса, которые наиболее соответствуют форме chat-занятия. Это могут быть дискуссионные общезначимые вопросы, обсуждение которых требует оперативного взаимодействия учеников и педагога. Педагогу полезно заранее смоделировать данное занятие гипотетически и составить его поминутный план. Затем готовятся и рассылаются ученикам необходимые материалы, которые потребуются им для подготовки к занятию. В эти материалы включаются проблемы, вопросы, задания, выполнение которых подготовит учеников к обсуждению. Чем более открытыми будут предварительные задания, тем более многообразными и увлекательными станут дискуссии во время чата.

Для подведения итогов чат-занятия необходимо заранее продумать форму рефлексии выполненной деятельности. В краткой форме её провести можно в конце самого занятия; возможно и домашнее задание по осознанию учениками результатов чата, которое они выполнят и пришлют учителю позже. Последовательность действии педагога при разработке чат-занятия выглядит следующим образом:

  1. Сформулируйте тему чат-занятия.
  2. Запишите основную проблему или задачу чат-занятия.
  3. Каковы главные цели данного занятия (предвосхищаемый конкретный результат, получаемый учащимися).
  4. Педагогические задачи занятия: частные цели преподавателя - ведущего чат-занятие, для достижения главных целей занятия.
  5. Проведите предварительный анализ технических, географических, социальных, иных характеристик участников чата, имея ввиду:
    • доступ учеников к месту, в котором будет проводиться чат-занятие;
    • техническую подготовленность и опыт учеников в данном виде деятельности;
    • разницу в часовых поясах для учеников, проживающих в разных территориях;
    • продолжительность очной работы.
  6. Выберите оптимальное время для проведения чат-занятия на основе анализа сведений об участниках дистанционного курса.
  7. Определите оптимальное количество учащихся, участвующих в одном чат-занятии, критерии их отбора, руководителей микро-групп или секций во время общего чат-занятия, если таковые будут выделены.
  8. Выберите наиболее оптимальную форму проведения для чат-занятия в соответствии с поставленными целями и задачами (ролевая или деловая игра, "круглый стол", защита творческих работ, собеседование, конкурс, семинар, иное).
  9. Определите основные виды деятельности участников чат-занягия, соответствующие выбранной форме его проведения (выступления ведущего, обсуждение проблемы, "мозговой штурм", конструирование дефиниции, чат-презентация, вопросно-ответные виды деятельности, игровые задания, индивидуальная рефлексия, иное).
  10. Определите этапы чат-занятия: начало, кульминация, завершение; распределите время на каждое из этих этапов, составьте расписание чат-занятия, которое вы сообщите всем его участникам.

Например:

13.50-14.00

- Регистрация участников чат-занягия. (Каким образом будет происходить, данная регистрация - предложите свой алгоритм).

14.00-14.10

- Вступительное слово ведущего курса.

14.10-14.25

...

  1. Составьте письменные заготовки для проведения чат-занятия в виде названий этапов занятия, отдельных фраз, реплик, своих суждений, которые можно будет оперативно вставлять в текстовое окно в ходе занятия, не тратя лившего времени на набор текста во время самого чата. Такими заготовками могут быть:
    • приветствие, вступительное слово ведущего;
    • фразы, активизирующие деятельность участников чата;
    • фразы, поощряющие суждения учащихся;
    • стимулирующие вопросы к участникам по теме занятия;
    • краткие проблемные задания учащимся во время чат-занятия;
  2. Сформулируйте возможные организационные и дисциплинарные проблемы (уход от темы занятия, появление посторонних в чате, иные), которые возможны в ходе занятия, предложите способы их решения.

Структура дистанционных занятий

При разработке дистанционных занятий возможно использование следующей структуры их построения:

  1. Тема занятия.
  2. Цели занятия.
  3. Проблема занятия или главный вопрос.
  4. Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
  5. Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  6. Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся).
  7. Перечень видов деятельности дистанционных учащихся.
  8. Перечень видов деятельности дистанционного педагога и других участников занятия.
  9. Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, тексты "бумажных" пособий и др.)
  10. Способы и формы проверки результатов, полученных учащимися на занятии.
  11. Предполагаемые виды образовательной продукции учащихся, полученные на данном занятии (ответы на вопросы педагога, возникшие идеи, собственные вопросы и др.)
  12. Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки или взаимооценки учащихся на занятии.
  13. Роль и место занятия в дистанционном курсе или в системе обучения.