УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС основные характеристики и возможная структура
Функциональные характеристики УМК
Понятие «учебный (учебно-методический) комплекс» применяется для обозначения открытой системы дидактических средств, как инвентариант самых различных модификаций и вариантов (Д.Д.Зуев).
При всем возможном многообразии функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы.
- Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине (образовательному курсу, предмету), его предварительного проектирования.
- Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
- Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам обучающихся, и тем самым способствует его реализации.
- Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. пособие, содержащее необходимую и достаточную информацию для управления учебной деятельностью обучающегося.
УМК можно определить как совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой учащихся в процессе изучения учебного курса.
Структурные составляющие учебно-методического комплекса:
- бумажные издания;
- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
- информационные базы данных и знаний;
- электронные библиотеки;
- средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 124.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
основные характеристики и возможная структура
Функциональные характеристики УМК
Понятие «учебный (учебно-методический) комплекс» применяется для обозначения открытой системы дидактических средств, как инвентариант самых различных модификаций и вариантов (Д.Д.Зуев).
При всем возможном многообразии функционально УМК представляет модельное описание педагогической системы.
- Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине (образовательному курсу, предмету), его предварительного проектирования.
- Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
- Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам обучающихся, и тем самым способствует его реализации.
- Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Ядерной единицей учебно-методических комплексов выступает учебный модуль (УМ), т.е. пособие, содержащее необходимую и достаточную информацию для управления учебной деятельностью обучающегося.
УМК можно определить как совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, призванных управлять самостоятельной работой учащихся в процессе изучения учебного курса.
Структурные составляющие учебно-методического комплекса:
- бумажные издания;
- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);
- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- тренажеры, т.е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);
- информационные базы данных и знаний;
- электронные библиотеки;
- средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС).
Бумажные (печатные) издания – это твердые копии на бумажных носителях учебников, учебных пособий, методических указаний, словарей, справочников и т.п. Доля традиционных учебников, учебно-методических и учебно-практических пособий, рабочих тетрадей и др. значительно и весьма широко используется при создании УМК.
Возможным типовым «набором» средств УМК при «бумажной» технологии могут быть:
- учебная программа;
- список литературы (основной, дополнительной, факультативной);
- методические указания по изучению курса;
- учебно-методическое пособие (учебно-методический «навигатор», информационно-справочное пособие учебного назначения, опорный конспект, план-конспект лекций);
- тесты (входные, промежуточные, идентификационные, итоговые);
- аудиокассета;
- видеокассета с записями установочных или обзорных лекций, или видеосъемка работы оборудования;
- обучающие программы на компьютерах в обычном и мультимедийном (CD-ROM) вариантах исполнения;
- хрестоматия или ксерокопия учебных материалов из статей, учебников, нормативных материалов и др.;
- рабочая тетрадь, содержащая как примеры выполнения практических заданий, так и задания для самостоятельного выполнения. Тетрадь содержит свободные листы, куда обучающийся может записывать свои решения, создавая свой рабочий документ при освоении дисциплины;
- рекомендации по организации самостоятельной работы, план-график самостоятельной работы, ориентированные данные о трудоемкости того или иного раздела изучаемой дисциплины.
Описание структуры учебного модуля
В структуру учебного модуля (УМ) входят элементы, необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации, которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.
Важная составляющая УМ – теоретический материал, по содержанию соответствующий части (разделу и т.п.) предметного курса и содержащий необходимую информацию, которой должны овладеть обучающиеся.
Зачастую объем информации в УМ бывает меньше объема, предлагаемого обучающимся, т.к. он представляется в строго структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. При этом информация снабжена особыми дидактическими элементами, например: указаниями на последовательность материала, советами по технологии ДО, различными заданиями и тестами.
Введение в модуль содержит сведения, призванные оптимизировать деятельность обучающихся при работе с учебной информацией. Содержание учебных курсов (модулей) в идеале должны «предвидеть» возможные трудности, разрешить или не допускать их возникновение.
Введение может содержать:
- однозначные, краткие и доступные пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют сделать явным ожидаемый результат образовательной деятельности;
- тематику его отдельных технологических этапов с рекомендуемыми затратами времени на их освоение;
- соглашения о символах, «расшифровку» аббревиатур;
- графическое представление (блок-схема, таблица и т.п.) содержания модуля, отражающее «архитектуру» строения, логические, иерархические и прочие связи его элементов;
- указания на тренировочные, контрольные и творческие задания и тесты;
- календарь промежуточных и итоговых этапов работы, тестов, др. форм контроля;
- информацию о дополнительных учебных материалах (справочники, словари и т.п., а также аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства);
- список терминов;
- аннотированный список литературы;
- оглавление, которое четко и однозначно отражает содержание всего УМ;
- сведения об авторах модуля (УМ).
Программа модуля
УМ непременно должен содержать текст образовательной (учебной) программы, сопровождаемой дополнительными дидактическими элементами.
В качестве таких элементов могут выступать:
- алгоритм мыслительных и практических действий;
- промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;
- содержательные элементы: ключевые слова темы, вопросы, задания, позволяющие актуализировать необходимые знания, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;
- тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к получаемой теме и др. дисциплине;
- содержать элементы психолого-педагогической поддержки обучающихся, например, указания на ожидаемые от его действия, акцентирование внимания на наличных знаниях и опыте.
Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает обучающемуся определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения.
Контролирующий блок
Средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию, которая обеспечивает целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности. Отчасти эту функцию выполняют элементы самоконтроля. В целом же средства УМК должны контролировать не только степень усвоения содержания курса, но одновременно предоставлять возможность реализовывать творческий, исследовательский потенциал.
Таким образом, контролирующий блок должен служить целям:
- определение качества полученных знаний и умений;
- развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.
Выполняя задания контрольного блока, обучающийся должен продемонстрировать степень усвоения знаний, приобретенных навыков, выполняя другие – сформировать собственную позицию по отношению к осваиваемой области, выйти на продуктивный творческий уровень.
Контролирующие задания должны касаться всех узловых тем изучаемой темы, ориентировать на самостоятельное пополнение знаний, развитие умений и навыков.
Приложения
В приложениях даются ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним.
Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающие программы и технологии обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей.
Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения «брали» бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.
Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т.п.
Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.
Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Это путь представляется достаточно перспективным, тем более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам.
Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые , объединяя тексты, графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.
МЕТОДИЧЕСАЯ РАЗРАБОТКА
Методическая разработка – комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендательного материала.
Примерная схема методической разработки:
- название разработки;
- название и форма проведения мероприятия;
- пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, описание условий для проведения мероприятия;
- оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов);
- методические советы на подготовительный период;
- сценарный план;
- ход проведения;
- сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части;
- методические советы организаторам и поставщикам (на какие-либо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить и т.д.);
- методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);
- список используемой литературы;
- Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – один из видов методической продукции, содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогических работников или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога.
Методические рекомендации раскрывают логику, акценты какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. При этом акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке). Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или мероприятий (воспитательных дел, деятельности).
Методические рекомендации раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В них также содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Примерная структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
- титульный лист;
- аннотацию;
- сведения об авторе (авторах);
- пояснительную записку;
- содержание;
- список рекомендуемой литературы по данной теме;
- приложения (при необходимости).
- Вступительная часть – пояснительная записка, где выделяется тема или проблемный вопрос, требующий решения, обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, указывается адрес опыта.
- Содержание методических рекомендаций включает:
- изложение главного тезиса (тезисов), содержащих конкретные предложения, рекомендации по данной теме или решению обозначенной проблемы.
- Конкретные методические указания:
- по использованию одной или нескольких частных методик, подходов, приемов, форм деятельности, выработанных на основе положительного педагогического опыта;
- примерные варианты проведения…;
- использование технических и других средств;
- описание результатов деятельности;
- возможное последствие.
- Список литературы по теме.