Лекция 4. Как найти взаимопонимание с подростком?

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Анимации, анимашки Девушки    

В последнее время к психологам часто обращаются родители с детьми-подростками, которые жалуются на то, что они не понимают друг друга. Дети ничего не хотят, ничем не интересуются, а родители бьются над тем, чтобы обеспечить ребенку все, чего не имели сами, и не понимают, почему ребенок это не ценит.

В возрасте от 11–12 до 14–15 лет происходят существенные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к взрослости. Однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями и кризисами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekciya4._kak_nayti_vzaimoponimanie_s_podrostkom.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Психоаналитик П. Блос попытался решить проблему окончания периода отрочества, выделив четыре психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3) формирование половой принадлежности; 4) "Я"-концепция.
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить
неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
2)
овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в книге "Психология юношеского возраста" разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Э. Шпрангер описал
3 типа развития в отрочестве.

  1. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
  2. Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
  3. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
    Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, —
    открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Им описано
6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

1) теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";

3) экономический тип — жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с "наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";

4) социальный тип — "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";

5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

6) религиозный тип — такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".


Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях.

Часто слово «подросток» вызывает ассоциацию «трудный».

Он труден, неудобен для других – для родителей, педагогов, вообще взрослых.

Почему же подросток «труден»? Потому, что ему трудно с самим собой, он испытывает переживания «уже не ребенка, но еще и не взрослого». Если спросить педагогов, какой возраст является наиболее сложным, они ответят: «7–8-е классы». В 9-х классах подростки становятся, как правило, более спокойными, а в 10–11-х все проблемы этого возраста обычно заканчиваются. Правда, в юношеском возрасте (в 10–11-х классах) начинаются другие проблемы, но они уже не такие сложные для педагогов.

Подростковый возраст – это пора стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия собственного «Я», обретения новой социальной позиции.

Это также и возраст потери детского мироощущения, более беззаботного и безответственного образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и в своих возможностях.

Подросток вынужден решать множество задач: учебных (учиться не хочется, но делать это надо), семейных (достичь некоторой автономии и независимости от родителей), общения со сверстниками (построить доверительные отношения), саморазвития (найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других), что вносит в его жизнь значительные трудности.

Подростковые трудности, столкновения, непонимание – необходимый этап в жизни любого человека, даже обязательное условие его развития.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.
     Итак, основные линии формирования подростков связаны с прохождением так называемых
личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности – это поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Идентичность означает понимание человеком себя «как такового», установление как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними.

 Внешне кризис проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самим себе, у них появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей. Достижение идентичности является совершенно необходимым условием для того, чтобы подросток оставался «самим собой» в изменяющемся мире.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, соотносится с чувством взрослости. Внешне это выглядит как стремление расширить свои права, сделать так, как хочется, как знает и умеет. Через это подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии, немотивированном противостоянии социальному окружению (часто родителям). Задача близких взрослых, родителей, педагогов, психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрочества и постараться облегчить жизнь подростка в этот период.

Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости.

Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому.

Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируются новые представления о своих физических особенностях, они болезненно переживают имеющиеся (прыщи, угри) или даже мнимые изъяны лица (форма щек или ушей).

В этот период происходит бурный рост, развитие и перестройка организма. В то же время отмечается неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, что приводит к угловатости, неуклюжести, потери гармонии в движениях.

Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности.

Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль,  что он смешон и нелеп в глазах окружающих.

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

потребность в общении сменяется желанием уединиться.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что взрослые часто не понимают те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей они не представляют ничего серьезного. А то, что для родителей является важным, их детей совершенно не волнует. Взрослые и дети расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т.д.

Непонимание со стороны взрослых приводит к тому, что у подростка начинают проявляться негативные симптомы кризиса, которые заключаются в повышенной чувствительности и раздражительности, начинает преобладать беспокойное и легковозбудимое состояние.

Как правило, подростки не удовлетворены собой, а их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш.Бюлер пишет: «Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения».

 Ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений «к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни».

Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.

Однако непослушание, своеволие и негативизм не представляют собой обязательных черт характера подростка. Это может быть следствием неправильного подхода к взрослеющему человеку, когда не учитываются его психологические особенности. Подросток всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют подчинения, не считаясь с его желаниями и потребностями. Ошибочное представление о том, что подросток еще ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним.

Как отмечал Л.С. Выготский, подросток становится трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к нему не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

Особенности развития в подростковом возрасте проявляются в следующих нарушениях межличностного взаимодействия со взрослыми.

Трудности в отношениях со взрослыми

Трудности в отношениях со взрослыми проявляются в негативизме, упрямстве, нежелании подчиняться требованиям старших. В основе подобного поведения, с одной стороны, лежит желание подростков самоутвердиться, доказать всем свою состоятельность, право на самостоятельные решения и поступки.

С другой стороны, подобное поведение может быть протестной реакцией против диктата со стороны взрослых, не понимающих тех изменений, которые происходят с подростком и не желающих менять свой стиль общения с учетом этих преобразований.

Что делать?

В качестве основной рекомендации по преодолению негативизма подростков является отказ взрослых от директивных форм общения. Единственно приемлемой формой взаимодействия с подростками становится диалог. Все спорные вопросы должны стать предметом обсуждения. Взрослые как можно больше должны уделять внимания общению с подростками, обсуждать с ними все волнующие их вопросы. При этом важно, чтобы взрослый общался с подростком на равных, отказавшись от роли советчика, мудреца, который все знает и «укажет правильный путь» подростку.

Более приемлемыми формами общения являются обсуждения, дискуссии, в которых с уважением выслушивается точка зрения каждого. Так, бесполезно запрещать что-либо подростку или отговаривать его от совершения каких-либо поступков.

Вряд ли у взрослого будет возможность этому помешать, если подросток примет подобное решение. Гораздо более эффективным является обсуждение этой проблемы с прояснением всех возможных последствий или перспектив дальнейшего развития событий.

Например, для многих подростков пустыми словами являются запреты взрослых относительно употребления алкоголя или курения.

Более эффективным методом профилактики вредных привычек является знакомство подростков с их последствиями.

Например, взрослые могут привести примеры собственного негативного опыта, рассказать о статистике заболеваемости в связи с этими привычками, то есть обеспечить подростка информацией, на основе анализа которой он может самостоятельно принять решение.

В данном случае самостоятельно принятое решение об отказе, например, от курения становится не подчинением требованиям взрослого, а признаком внутренней зрелости и состоятельности, когда подросток с гордостью может сказать: «Это мое решение».

Задача взрослых в данном случае обеспечить подростка необходимой информацией для того, чтобы он смог принять правильное решение.

Эффективным способом реагирования на грубость и упрямство со стороны подростков является использование в общении с ними техники Я-сообщения, с помощью которой можно информировать подростка о чувствах взрослого, которые возникают в ответ на те или иные его действия. При этом Я-сообщение не содержит обвинительного контекста, а лишь констатирует происходящее и реакцию другого на это. Сравните два высказывания:

– «Ты опять пришел поздно! Завтра никуда не пойдешь!»

– «Я очень расстроена тем, что ты нарушил нашу договоренность и не пришел домой в то время, которое мы оговорили заранее. Это происходит уже не в первый раз, поэтому я вынуждена буду запретить тебе вечерние прогулки с друзьями».

Оба высказывания содержательно констатируют факт нарушения подростком правил поведения в семье.

В первом случае высказывание носит обвинительный характер, который сопровождается угрозой.

Во втором случае в высказывании содержится информации о том, чем конкретно расстроен взрослый (нарушением сроков возвращения домой, которые заранее обсуждались с подростком), а запрет на вечерние прогулки выступает не как решение взрослого, а как вынужденная мера в ответ на поведение подростка.

Снижение интереса к школе,  к учебным занятиям

По сравнению с младшим школьным возрастом у многих подростков снижается учебная мотивация, пропадает интерес к школьным занятиям и, как следствие, снижается академическая успеваемость. Часто взрослые жалуются на то, что «ребенок (а именно так они его чаще всего и называют) перестал учиться». Это происходит потому, что познавательные потребности подростка в большей степени сконцентрированы не в какой-либо предметной области (физике, литературе, биологии и др.), а касаются, в первую очередь, мира социальных отношений и поиска себя в этом мире. Главное для подростка – его отношения с другими людьми, сверстниками.

Что делать?

Школа может представлять собой сцену, где происходят самые важные в жизни подростка события: поиск друга; того круга общения, в котором тебя смогут понять; первые переживания влюбленности; ссоры и попытки их решения и т.д.

Если же этого не происходит в школе, то действие перемещается на улицу, в дворовые компании или в виртуальное пространство глобальной сети Интернет. Хорошо, если в школе у подростков есть возможность общаться и проявлять себя не только в учебных формах деятельности. Занятость в различных школьных Советах, подготовка и участие в конкурсах

КВН позволяет не только проявить подросткам свои способности, но и дает возможность найти друзей, приобрести бесценный опыт общения и совместной деятельности.

Такой вариант развития событий является предпочтительным, так как, с одной стороны, поддерживает включенность ученика в школьную жизнь, с другой стороны – важные для подростка события происходят, как правило, на виду у взрослых, которые, хоть и со стороны, но могут следить за их развитием и оказать помощь, если это необходимо. Если же решением этих жизненных задач подростки занимаются вне школьного пространства, то это может привести к различным неблагоприятным последствиям, таким как прогулы, устойчивая неуспеваемость и т.д. Школа перестает интересовать подростка, так как самое главное происходит теперь вне нее.

Снижение интереса к учебным занятиям также может быть связано с особенностями восприятия подростком временны`х  событий. Часто он воспринимает лишь настоящее, не понимая, как события сегодняшнего дня связаны с будущим. Подросток может быть уверен в том, что может не посещать школу, но при этом успешно сдать экзамены, которые будут в конце года; употреблять алкоголь или наркотики, а завтра легко избавиться от этой привычки; вступить в сексуальные отношения, «потому что влюблен», и не думать о дальнейших последствиях.

Гипертрофированное восприятие событий сегодняшнего дня при отсутствии понимания их связи с событиями в будущем приводит часто к печальным последствиям. Поэтому важно обсуждать с подростком суть происходящих событий не только через призму «сегодня», но и рассказывать о последствиях «завтра».

Поиск своего Я

Определение границ своего Я, попытка разобраться в том, что Я собой представляю — это одна из серьезных проблем, с которой сталкивается подросток. Этот процесс поиска себя  может проявляется как в чрезмерном внимании к своей внешности и выбору одежды, так и в стремлении подражать  кумирам, принадлежать к какой-либо группе сверстников или разделять ценности и следовать нормам поведения представителей подростковых субкультур. В таком противоречивом и порой раздражающем взрослых поведении  проявляется необходимость для подростков собрать воедино все имеющиеся о самих себе сведения и ответить на главные вопросы этого возрастного этапа развития: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что мне необходимо делать дальше?».

Подростки оценивают, какие они сыновья или дочери, ученики, друзья, насколько привлекательны для лиц противоположного пола и т.д. Им необходимо  объединить эти многочисленные образы себя в единое целое.

Как отмечает Э.Эриксон, поиск ответов на эти вопросы включает в себя следующие моменты:  

Во-первых, подросткам необходимо постоянно воспринимать свою внутреннюю целостность, то есть формирующийся образ Я должен объединять в себе прошлый опыт и смыкаться с будущим. Например, об отсутствии четкого представления о себе могут свидетельствовать  рассуждения ученика о том, что он станет известным музыкантом, хотя музыкой он никогда не занимался.

Во-вторых, важно, чтобы в общении с другими мнение подростка о самом себе находило подтверждение. Если девушка считает себя уже достаточно самостоятельной, а другие относятся к ней как к «маленькой», то в образе Я возникает противоречие: «Кто я? Взрослый или еще ребенок?».  Рассогласование образа Я часто возникает и в общении со сверстниками. Например, молодой человек считает себя очень общительным и веселым, «душой класса», но, когда друзья не пригласили его в совместный поход, он получает о себе новую информацию, под влиянием которой необходимо внести изменения в свой образ Я.      

Обретение подростком своего Я заключается в формировании отношения к миру. Ценности, носителями которых выступают родители, общество или другие источники авторитета, уже не принимаются, но собственная система ценностей пока не сформирована. Это часто используют представители различных религиозных сект,  асоциальных группировок, которые навязывают подросткам свои идеалы и нормы поведения, формируя зависимость от них.  

Неспособность найти ответы на поставленные вопросы относительно своего Я приводит к следующим нарушениям поведения подростков.  

1. Проблема выбора карьеры. Для того чтобы принять решение о выборе профессии, подросток должен определить, что он собой представляет. Чтобы сделать правильный выбор, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом проявить свои способности.

2. Членство в группе сверстников. Стремление принадлежать к какой-либо подростковой субкультуре, единообразие одежды, телодвижений и мимики является защитой против запутанных, неопределенных представлений о самом себе.

Например, принадлежность к готам и эмо определяет не только внешний вид подростка, но и предписывает ему, как себя вести, рассуждать и общаться с другими. Подражание кому-либо становится способом обретения внутренней стабильности и безопасности. Кроме того, одежда, украшения, стиль причесок и музыка символизируют отделение от родителей и всего того, что связано с миром взрослых.

3. Алкоголь и наркотики. Следует отметить, что мотивы начала употребления алкоголя и наркотиков у подростков могут быть разными (любопытство, поиск острых ощущений, давление сверстников и желание заслужить их одобрение, бунт против авторитетов, стремление к самопознанию и т.д.). Это может быть средством поиска своего Я, желание таким образом продемонстрировать свою принадлежность к миру взрослых.

Прием алкоголя и/или наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, напряжение, возникающие в общении с окружающими. Колеблясь в выборе профессии, конфликтуя с родителями, вступая в хрупкие и ненадежные отношения со сверстниками, юноши и девушки могут относиться к алкоголю и наркотикам как к средству, снижающему тревогу и переживания.

Признаками успешного разрешения кризиса поиска собственного Я является формирование более или менее четких представлений о себе, возможность ответить на главные вопросы:

«Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?».

Что делать?

Для оказания помощи в преодолении кризиса самотождественности взрослым важно сохранить доверительные отношения с подростками. Даже не смотря на то, что бывают ситуации, когда хочется поступить довольно жестко. Конфликт, который не закончился урегулированием разногласий и примирением, может вызвать обиду, чувство непонимания и одиночества у подростка. Он закроет от вас свои чувства и мысли, перестанет делиться своими переживаниями. И потом будет достаточно сложно пробиться сквозь эту стену отчуждения.

Вам не нравятся его друзья и увлечения? Вместо критики поговорите, что его привлекает в этих людях, почему ему интересно сидеть часами в социальных сетях. Постарайтесь понять подростка, покажите ему, что принимаете его точку зрения.

Предложите и обсудите другие, альтернативные, варианты получить положительные эмоции, но в других ситуациях, с другими друзьями. И поменьше критикуйте своих детей (а подростков тем более), а направьте свои усилия на то, чтобы найти как можно больше поводов для похвалы за те или иные успехи и достижения.

В общении с подростками рекомендуется использовать специальные приемы, которые способствуют поддержанию атмосферы доверия в общении, к которым относятся следующие: проявление искреннего интереса к проблемам подростка, подлинное желание помочь; важно помнить, что подросток тонко чувствует, интересуются ли им по-настоящему или это формальное проявление внимания к нему;

необходимо уделять внимание подростку, нельзя во время беседы с ним заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, заниматься домашним хозяйством и т.п.); внимательное, чуткое отношение к проблемам взрослеющего человека позволит ему почувствовать свою значимость и понимание взрослым важности его проблем; надо предоставить подростку максимальную возможность высказаться; помнить о том, что он не хочет выслушивать поучения и мудрые советы, а хочет рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни;

не следует проявлять излишнее любопытство; не нужно быть похожим на детектива и пытаться узнать то, о чем подросток не хочет говорить;

к проблемам подростка необходимо относиться без осуждения. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать.

Для установления атмосферы обоюдного доверия в общении с подростками взрослым необходимо демонстрировать качества, выделенные К.Роджерсом как важные составляющие доверительного контакта: искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

Искренность означает способность оставаться самим собой, не прятаться за маской и не стараться исполнить роль «родителя» или «мудрого учителя». Такое поведение предполагает возможность откровенно говорить о своих чувствах, а также соответствие того, что мы говорим, тому, как мы это делаем.

Искренность взрослого в общении является примером подобного поведения и для подростка.

Эмпатия как способность к сопереживанию появляется, когда один человек разговаривает с другим. Для того чтобы понять, что чувствуют и думают подростки, нужно вспомнить себя в этом возрасте: какие проблемы волновали, что вызывало обиду или раздражение, как строились отношения с одноклассниками, родителями и педагогами? Проявление эмпатии в общении означает, что взрослый чутко и точно реагирует на переживания подростка, словно это его собственные переживания.

Безусловное уважение подростка означает безоценочное принятие личности подростка, без предъявления дополнительных условий. К. Роджерс понимает под этим термином терпимость ко всем аспектам субъективного мира человека, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не предполагает никаких условий типа: «ты мне понравишься, если будешь таким-то». Оно предполагает теплоту, симпатию, заботу, без стремления управлять ребенком. Безусловное уважение личности не означает приемлемости любого поведения подростка. Возможны ситуации, когда поведение, поступок не одобряется и даже подвергается критике или наказанию. Важно помнить, что оценивается поступок, а не личность самого подростка.

Уважение подростка и принятие его как личности можно выразить с помощью такого приема как психологическая поддержка. Основная цель использования психологической поддержки – это вернуть человеку веру в себя, в возможность преодоления возникших трудностей и проблем. Поддержать означает в буквальном смысле этого слова не дать упасть, протянуть руку человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. В отличие от похвалы, которая представляет собой оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими («Молодец! Ты выполнил задание лучше всех!»), поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Выразить поддержку подростку можно используя следующие выражения:

«Ты все равно молодец, потому что ….» – высказывание содержит указание на сильные стороны личности подростка, позволяет ему вернуть веру в самого себя.

 «Мне это знакомо, я тоже сталкивался с похожей  ситуацией» – информирование подростка о том, что его проблема не уникальна, встречалась в опыте других людей. Это означает, что, во-первых, проблему можно решить, во вторых, снижается чувство вины, ощущение собственной никчемности, так как и с другими «такое бывает».

«Благодаря этому ты….» – указание на положительные моменты случившегося позволяет увидеть проблему с несколько иной точки зрения и , возможно, изменить взгляд на ее решение.

«Знаешь, это действительно сложно... Я не уверен, что мог бы поступить иначе…» – указание на объективную сложность ситуации приводит к тому, что у подростка снижается чувство вины за произошедшее, повышается самоуважение.

«Давай вместе попробуем разобраться в случившемся…» – предложение помощи по преодолению трудной ситуации является действенным видом оказания психологической поддержки, так как дает подростку веру в то, что проблема может быть решена.

Психологическая поддержка – это не способ решения проблем подростка вместо него (что, напротив, лишь приводит к усилению чувства беспомощности), это попытка вернуть ему веру в себя. Поэтому критерием эффективности оказания психологической поддержки является повышение самооценки, уверенности в возможности преодоления жизненных трудностей.

* * *

Основные изменения, происходящие с подростком, сводятся к тому, что подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Этот факт необходимо учитывать в построении своего общения с ним.

Когда Вы хотите что-либо сделать для своего ребенка, спросите его, а нужно ли ему это. Важно ли для вашего подросшего сына (дочки), то, что вы ему предлагаете, или это важно для Вас. Каждый человек имеет равные права, и несет равную ответственность за свои поступки.

Человек не лучше и не хуже Вас, если думает по-другому. Стоит иметь в виду, что каждый имеет право жить в согласии со своими представлениями, главное, чтобы это не нарушало права окружающих людей, и если Вы хотите свободы в этом вопросе для себя – уважайте подобную свободу для других! В том числе для подростка. Даже если представления Вашего ребенка не совпадают с Вашими.

Попробуйте продемонстрировать своим поведением такую позицию: «Я уважаю твою систему, не сомневаюсь в ее ценности (а значит – в твоей ценности как человека!), но у меня есть свои причины, по которым в данный момент мне удобнее то-то и то-то, что находится в рамках закона».

Подросток должен чувствовать, что Вы хорошо к нему относитесь, причем именно в тот момент, когда Вы с ним взаимодействуете. Проявляйте свою любовь к нему и доверие к его выбору действий.

Ведь для каждого действия (или его отсутствия) в жизни есть свои причины! Если ребенок зависает над «компом», или перед экраном телевизора – он что-то получает от этого; если ребенок не хочет убирать за собой, или возвращаться вовремя домой, у него есть для этого причины!

Как только Вы «забудете» о «превосходстве» ваших аргументов и примите за аксиому равнозначность Ваших желаний («для него это важно!»), Вам станет гораздо проще. Потому что Вы обнаружите, что энергия неоправданного ожидания понемногу уйдет из вашей жизни, очистив поле для реального, эффективного взаимодействия и понимания.

Если Ваши слова регулярно не производят действие, значит, Вы недостаточно знаете истинные потребности Вашего ребенка. Стоит поговорить об этой ситуации отдельно и попросить его объяснить Вам, «что именно значит это действие (бездействие) для него?». Возможно, в результате Вы найдете компромисс или примете ситуацию такой, какая она есть, освободившись от массы негативных эмоций по этому поводу!

Наши эмоции, как и ожидания, очень сильно мешают видеть ситуацию как она есть. Можно, конечно, и «надавить», но в этом случае, даже если «результат получен», впоследствии окажется, что Вам нужно прилагать все больше и больше сил для его достижения. Плюс – подросток теряет способность самоуправления и двигается вперед только вашими «пинками».

Так стоит ли тратить силы и энергию впустую? Может, стоит научиться самим и помочь подростку научиться пользоваться своими правами и брать ответственность за свои действия (или бездействие)?