Самостоятельные работы

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

Ситуативные задания для закрепления материала данного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_samostoyatelnyh_rabot.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Задание для самостоятельной работы

«Таня М., ученица 7 класса, в течение трех недель отсутствовала на уроках. После разговора классного руководителя с мамой выяснилось, что все это время Таня М. по утрам уходила в школу и возвращалась из школы в положенное время. При этом девочка показывала маме дневник с оценками, делала домашние задания и рассказывала о тех событиях, которые якобы происходили в школе. На вопросы взрослых о причинах подобного поведения Таня отвечала молчанием».

Что может быть причиной такого поведения девочки? Назовите не менее пяти возможных причин подобного поведения.

Задание для самостоятельной работы

Переформулируйте высказывания взрослых таким образом, чтобы они выражали принятие ребенка, оказавшегося в ситуации неуспеха.

Пример:

А. «Ты такой медлительный. Из-за тебя вечно опаздываем».

Б. «Сегодня ты опоздал на первый урок. Надеюсь, что больше это не повторится. Может быть, стоит вечером собирать портфель, чтобы не тратить на это время утром?»

А. «Мне надоели твои глупые выходки!»

Б. ….

А. «Как можно быть таким непонятливым!»

Б. …

А. «Ты далеко не лучший ученик в классе».

Б. ….

А. «Что из того, что ты получил пятерку по математике? Задачи решать ты так и не умеешь!»

Б. ….

А. «Почему ты такой необщительный? У тебя даже друга нет!»

Б. ….

Задание для самостоятельной работы

Выберите из приводимых ниже ответов те, которые больше всего отвечают «Я-сообщению».

 1. «На уроке учитель делает замечание ученику. Но тот продолжает отвлекать соседа по парте разговорами. Учитель начинает сердиться».

Да сколько же раз тебе надо говорить! Прекрати! 1

Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же. 2

Я больше не намерен терпеть! Когда ты начнешь слушать, что тебе говорят? 3

2. «Во время разговора двух взрослых ребенок то и дело прерывает их, желая привлечь к себе внимание».

Мне трудно беседовать, когда меня прерывают, так как я не могу закончить свою мысль. Подожди, когда мы закончим разговаривать. 1

Ты мне мешаешь, прекрати меня перебивать. 2

Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока я разговариваю? 3

 Комментарии к заданию: «Я-сообщения» –   это ответы 1.2 и 2.1.

Задание для самостоятельной работы

С помощью предлагаемых вопросов попробуйте определить свое собственное отношение к детям. Внимательно прочтите вопросы. Выберите вариант ответа, который характеризует тип поведения, который Вы выбираете чаще всего, оказываясь в подобной ситуации.

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю;

Б – могу, но не всегда так поступаю;

В – не могу.

Можете ли ВЫ:

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 1

Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? 2

Признаться ребенку в совершенной по отношению к нему ошибке? 3

Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 4

Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?5

Поставить себя на место ребенка? 6

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (принц)? 7

Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?8

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?9

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 10

Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?11

Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?12

Устоять против детских просьб, если уверены, что это каприз? 13

Анализ результатов

Подсчитайте количество баллов.

Ответ «А» оценивается в 3 балла; ответ «Б» – в 2 балла; ответ «В» – в 1 балл.

Если Вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов свидетельствует о том, что забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте предложенную ситуацию.  «Маша, 3 г.10 мес. Очень сложно привыкает к детскому саду. Топает ногами, кричит на маму, когда та приводит ее в детский сад. Отказывается от общения с другими детьми. Предпочитает сидеть в углу. Если к ней подходят другие дети, замахивается на них рукой, может ударить».

Какие возможные причины, по Вашему мнению, могли привести к подобному поведению девочки?

Предложите выходы из сложившейся ситуации.

Комментарий к заданию: наиболее вероятной причиной такого поведения является неумение девочки общаться с другими детьми, отсутствие у нее коммуникативных навыков. Следует обратить особое внимание на обучение девочки навыкам взаимодействия с другими. Можно в игровой форме смоделировать различные ситуации:

Как познакомиться с ребятами? Как предложить поиграть в совместную игру? Что делать, если другие ребята не хотят с тобой играть? Как можно иначе обратить на себя внимание?

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте предложенную ситуацию. «Даша (6 лет) часто проявляет инициативу помощи маме, но никогда не доводит дело до конца. Мать начинает ее ругать и говорить, что лучше бы она ничего ей не доверяла. Дочь на это обижается и плачет в своей комнате».

Как Вы думаете, к каким последствиям может привести подобный стиль общения с девочкой?

Какие бы Вы могли предложить варианты выхода из данной ситуации?

Комментарий к заданию: подобное поведение мамы может привести к тому, что у девочки сформируется нежелание что-либо делать, неуверенность в себе и, как следствие, робость и стеснительность, которые могут стать препятствием для налаживания отношений с другими людьми. Необходимо поощрять инициативу девочки, помогать, если ей самостоятельно не удается завершить начатое дело до конца. Обязательно хвалить за любые успехи в начинаниях.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте предложенную ситуацию. «Миша (4 года) с раннего детства привык спать в комнате родителей. Маме казалось, что так спокойней ей (не нужно вставать ночью и идти в другую комнату к ребенку). Со временем мнение мамы изменилось. Но любые попытки родителей оставить Мишу на ночь в его комнате сопровождаются протестом. Как только подходит время ночного сна, мальчик начинает капризничать, жаловаться на то, что у него “болит живот”, “у него колючая пижама”, “тесная кровать” и т.д. Любые попытки уговорить Мишу не приносят результата, и он остается в спальне родителей».

Что, по Вашему мнению, могло стать причиной такого поведения мальчика?

Как можно исправить сложившуюся ситуацию? Комментарий к заданию: причиной подобного поведения мальчика, скорее всего, является родительская непоследовательность в предъявлении требований. Мише сложно понять, почему ему то разрешают оставаться в спальне родителей, то нет. Правила поведения, которые предлагается соблюдать ребенку, должны быть однозначны (нельзя означает нельзя ни при каких условиях) и последовательны, т.е. поддерживаться всеми членами семьи и всегда.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте предложенные ситуации. «В семье появился младший ребенок. Старший сын (6 лет) отказывается слушать родителей, кричит в то время, когда ребенок спит. Наказания на него не действуют».

«Мальчик, 4 года. Играя с другими детьми, отнимает игрушки, сталкивает с горки. Дети в группе предпочитают не принимать его в совместные игры».

Какие причины могли вызвать подобные ситуации? Какие рекомендации можно предложить для их исправления?  Комментарии к заданию: в первом случае действия старшего ребенка носят протестный характер против изменений, которые произошли в семье. Он может испытывать страх утраты родительской любви, которую теперь он вынужден делить с младшим братом. Родителям следует проводить достаточно времени со старшим сыном, привлекать его к заботам о младшем ребенке, чтобы он мог почувствовать свою включенность в семейные отношения, привыкнуть к своей новой роли – СТАРШЕГО.

Во втором случае причиной подобного поведения является, скорее всего, отсутствие навыков общения и взаимодействия с другими детьми. Мальчика нужно обучить неагрессивным способам взаимодействия с ребятами.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте свое поведение. Какой, скорее всего, будет Ваша реакция в подобной ситуации?

Пример: У ребенка не получается домашнее задание. Он со злостью сбрасывает со стола учебник, тетрадь, ручку и кричит: «На- доело! Ничего не получается! Я не буду делать это задание!»

Как правило, многие взрослые реагируют следующим образом:

«Немедленно всё подними!» или «Пока всё не сделаешь, из-за стола не выйдешь». При этом чувства ребенка не принимаются во внимание, взрослый диктует ребенку желаемое, с его точки зрения, поведение в данной ситуации. Попробуйте отреагировать иначе.

Выясните причины, которые привели к возникновению данной ситуации и обсудите с ребенком способ ее разрешения:

Пример:

– Что случилось? (ОТВЕТ РЕБЕНКА)

– Что в задании у тебя не получается? (ОТВЕТ РЕБЕНКА)

– Я понимаю, что ты огорчен, но давай постараемся вместе разобраться, в чем здесь дело (совместное обсуждение дальнейших действий по решению возникшей проблемы).

Используйте данный алгоритм в ситуациях конфликтного взаимодействия с детьми.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте ситуацию.  Кирилл Р. С удовольствием пошел в первый класс, по словам, родителей, «был умнее всех в классе». Но уже в конце первого полугодия стал хуже учиться, обманывать родителей, когда речь шла о школьных заданиях. Мог сказать, что сделал все уроки, хотя и не приступал к их выполнению. На вопрос о том, что задавали в школе, отвечал, что «ничего не было задано», хотя это не так.

Обманывал учителя, когда тот спрашивал, почему не выполнено домашнее задание, придумывая различные фантастические истории о том, как отключили свет, затопили соседи и т.д.  

Наказания не помогали.

Родители Кирилла находились в недоумении: как подобное могло случиться в нашей семье?

Что, по Вашему мнению, является возможной причиной детской лживости?

Какие выходы можно предложить из сложившейся  ситуации?

Комментарии к заданию: скорее всего, причина лжи – это стремление мальчика защитить себя от завышенных требований родителей. Возможно, в начале обучения мальчику достаточно легко удавалось справляться со школьными требованиями, но усложнение программы привело к трудностям в ее усвоении. Вместо того чтобы выяснить причины и помочь ребенку, родители стали прибегать к наказаниям. Страх не соответствовать ожиданиям взрослых заставляет мальчика обманывать. В этой ситуации родителям совместно с педагогом необходимо выяснить, в чем именно ребенок испытывает трудности, и помочь ему их преодолеть. Кроме того, важно контролировать выполнение домашних заданий и поддерживать постоянный контакт с педагогом, чтобы исключить повторение подобных ситуаций.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте предложенные ситуации, определив чувства, которые испытывает ребенок и Ваш возможный ответ ему.

Пример:

«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все высыпалось».

Чувства ребенка: огорчение, обида.

Реакция взрослого: «Ты очень расстроилась, и тебе было обидно».

Ситуация 1. «Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая”, а меня никогда не жалеешь».

Чувства ребенка: ….

Реакция взрослого:…..

Ситуация 2. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».

Чувства ребенка: ….

Реакция взрослого:…..

Ситуация 3. Ученик влетает в дверь: «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную работу!».

Чувства ребенка: ….

Реакция взрослого:…..

Ситуация 4. «Ну, надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

Чувства ребенка: ….

Реакция взрослого:…..

Комментарии к заданию: ответы взрослых, которые понимают чувства ребенка, могут быть такими:

Ревность, огорчение. 1 «Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала».

Смущение, обида. 2  «Было очень неловко и обидно».

Радость. 3 «Здорово! Я вижу, ты очень рад».

Огорчение, досада. 4 «Очень досадно...».

Задания для самостоятельной работы

Переформулируйте замечания в Я-сообщения. «Полюбуйтесь, на кого она похожа! А еще короче юбку не могла надеть?! Чтобы больше я тебя в таком виде в школе не видела».

«Сколько раз можно тебе повторять! Убери сейчас же телефон или выйди вон из класса!»

Комментарии к выполнению заданий: Я-сообщения могут быть сформулированы следующим образом:

«Мне очень неприятно, что ты нарушаешь правила, принятые в школе в отношении внешнего вида учеников. Я прошу тебя соблюдать деловой стиль одежды, когда ты приходишь на уроки, а короткую юбку можно надеть на дискотеку».

«Я сержусь, когда мне приходится много раз повторять одно и то же. Убери телефон, так как он мешает и мне, и тебе сосредоточиться на содержании урока. Если ты этого не сделаешь, то я буду вынуждена удалить тебя с урока».

Для профилактики негативных реакций со стороны подростка взрослым важно самим не провоцировать грубость подростка собственным демонстративным поведением. Подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте ситуации и предложите варианты их разрешения.

«Девушка заявляет родителям о том, что после своего 16-летия будет жить вместе с молодым человеком».

«По итогам первого учебного полугодия Костя Н., учащийся 11 класса, не аттестован по ряду предметов. Причиной неудовлетворительных оценок является его неготовность к урокам, невыполнение домашних заданий, частые пропуски занятий. На вопросы педагогов Костя отвечает, что выпускные экзамены только в июне, поэтому сейчас об этом не стоит волноваться, есть более важные дела».

Комментарии к заданию: в первом случае родителям необходимо обсудить с дочерью последствия данной ситуации. На совместное обсуждение могут быть вынесены следующие вопросы: Г де планируют жить? На какие средства? Как это может отразиться на их дальнейшей судьбе и успешности в жизни? Запреты и угрозы в этой ситуации скорее всего приведут к тому, что девушка решится на этот поступок, чтобы доказать родителям свое право на самостоятельность.

С учеником 11 класса необходимо обсудить временну´ю взаимосвязь событий. Используя простые, доступные для понимания примеры, показать, что настоящие события могут влиять на будущие события. Важно объяснить значимость того, что происходит в настоящем времени для дальнейшей успешности в жизни.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте собственный стиль воспитания подростка, его достоинства и недостатки. Ответьте на вопросы, выбрав только ОДИН вариант ответа.

Понимаете ли Вы своего ребенка?

Я знаю, кто его (ее) лучший друг: 1) совершенно точно; 2) приблизительно; 3) не знаю.

Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом: 4) я делаю вид, что ничего не замечаю; 5) сразу же подробно обо всем расспрашиваю; 6) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

Как обо мне думают его (ее) друзья? 7) положительно; 8) меня это не интересует; 9) не очень хорошо.

Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи?

10) отрицательно; 11) постараюсь узнать его (ее) поближе; 12) всё оставлю на усмотрение своего сына (дочери).

Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недостойно: 13) запрещу дружить; 14) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой) сделать вывод; 15) не обращу внимания.

Был ли у меня самого (самой) в жизни хороший друг (подруга): 16) был; 17) не был; 18) не могу сказать.

Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком: 19) если он плохо влияет на сына (дочь); 20) если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой; 21) если он не соответствует моим представлениям о друге.

Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес? 22) в большинстве случаев могу; 23) это удается только иногда; 24) вообще не удается.

Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой: 25) всегда подробно; 26) не рассказывает совсем; 27) рассказывает только об отдельных случаях.

Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии: 28) радуюсь; 29) категорически возражаю; 30) мне все равно.

Подсчитайте сумму баллов.

Баллы за ответы: 1–5; 2–3; 3–0; 4–2; 5–0; 6–5; 7–5; 8–0; 9–1; 10–0; 11–5; 12–2; 13–1; 14–5; 15–1; 16–3; 17–1; 18–0; 19–3; 20–1; 21–1; 22–5; 23–3; 24–1; 25–1; 26–0; 27–3; 28–5; 29–1; 30–0.

Анализ результатов: оптимальным считается количество баллов – 44, минимальное – 3. Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с ребенком благополучны.

При сумме меньше 15 Вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию.