Лекция № 2 "Метод проектов"
Из этой лекции Вы узнаете
- требования к организации проекта,
- типологию проектов,
- этапы работы над проектом,
- роль учителя в работе над проектом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ 2 «Метод проектов»
Cуть технологии проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Метод проектов всегда предполагает
- во-первых, решение какой-то проблемы
- во-вторых, направлен на получение результата.
К организации проекта предъявляются следующие требования
(по А.В. Хуторскому):
1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.
3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.
4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.
5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы
Типология проектов:
- по доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательский проект (доминирует исследовательская деятельность)
- творческий проект (творческая деятельность)
- игровой проект (доминирует ролевая деятельность),
- практико-ориентированный проект (доминирует прикладная деятельность) и другие
- по предметно-содержательной области
- моно проект (в рамках одной области знания)
- межпредметный проект
3. по характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий),
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
4. по характеру контактов
- среди участников одной школы,
- класса,
- города,
- региона
и т.д.
5. по количеству участников проекта.
6. по продолжительности проекта
Этапы работы над проектом:
- Поисковый этап
- поиск и анализ проблемы
- выбор темы проекта
- планирование проектной деятельности по этапам
- сбор, изучение и обработка информации по теме проекта
- Конструкторский этап
- поиск оптимального решения задачи проекта
- исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна
- выбор технологии изготовления
- экономическая оценка
- экологическая экспертиза
- составление конструкторской и технологической документации
- Технологический этап
- составление плана практической реализации проекта,
- подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования
- выполнение запланированных технологических операций
- текущий контроль качества
- внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
- Заключительный этап
- оценка качества выполнения проекта
- анализ результатов выполнения проекта
- изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:
- в одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ
- в других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся
- в третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний
Характер педагогической деятельности в методе проектов
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта
Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников
Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.
У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив
Границы и трудности использования метода проектов
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и др.
Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.
