Лекция № 2 "Метод проектов"

Маслак Екатерина Николаевна

Из этой лекции Вы узнаете 

- требования  к организации проекта, 

- типологию проектов,

- этапы работы над проектом, 

-  роль учителя в работе над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_2.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 2 «Метод   проектов»

    Cуть технологии проектов  – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

   Метод проектов всегда предполагает

  1. во-первых, решение какой-то проблемы
  2. во-вторых, направлен на получение результата.

К организации проекта предъявляются следующие требования 

(по А.В. Хуторскому):

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы

Типология проектов:

  1. по доминирующей в проекте деятельности:
  1. исследовательский проект (доминирует исследовательская деятельность)
  2. творческий проект (творческая деятельность)
  3. игровой проект (доминирует ролевая деятельность),
  4. практико-ориентированный проект (доминирует прикладная деятельность) и другие
  1. по предметно-содержательной  области
  1. моно проект (в рамках одной области знания)
  2. межпредметный проект

3. по характеру координации проекта: 

  1. непосредственный (жесткий, гибкий),
  2. скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

4.  по характеру контактов 

  1. среди участников одной школы,
  2. класса,
  3. города,
  4. региона

и т.д.

     5.  по количеству участников проекта.

     6.  по продолжительности проекта

Этапы работы над проектом:

  1. Поисковый этап
  1. поиск и анализ проблемы
  2. выбор темы проекта
  3. планирование проектной деятельности по этапам
  4. сбор, изучение и обработка информации по теме проекта
  1. Конструкторский этап
  1. поиск оптимального решения задачи проекта
  2. исследование вариантов конструкции с учетом   требований дизайна
  3.  выбор технологии изготовления
  4.  экономическая оценка
  5. экологическая экспертиза
  6. составление конструкторской и технологической документации
  1. Технологический этап
  1. составление плана практической реализации проекта,
  2. подбор необходимых материалов, инструмента и   оборудования
  3. выполнение запланированных технологических операций
  4. текущий контроль качества
  5. внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию
  1. Заключительный этап
  1. оценка качества выполнения проекта
  2. анализ результатов выполнения проекта
  3. изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:

  1. в одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ
  2. в других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся
  3. в третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные

     Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний

Характер педагогической деятельности в методе проектов

    Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта

   Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников

   Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

   У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив

Границы и трудности использования метода проектов

   Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и др.

 Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.