Лекция № 5 "Личностно - ориентированное обучение"
Из этой лекции Вы узнаете об особенностях личностно - ориентированного урока
(очень кратко! - дополнительную информацию Вы можете почерпнуть из специального учебного курса "Личностно - ориентированный урок")
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ 5 «Личностно - ориентированное обучение»
позволяет устранить одно из главных противоречий
в образовании: между разнообразием интересов и дарований школьников с одной стороны и единым для всех образовательным стандартом с другой стороны
Особенности личностно - ориентированного урока
- Актуализация
* актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы
* на личностно - ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный опыт учеников), а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика
- Мотивация и целеполагание
при личностно - ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности:
- я хочу узнать...
- я хочу научиться...
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников
С позиций личностно - ориентированного обучения ученики должны научиться формулировать цель сами
Приемы самоцелеполагания:
- формулировка личностно-значимого вопроса
- выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для пополнения знаний и проверки гипотезы
- сообщение учениками требований образовательного стандарта и предоставление права выбора за его пределами
- Изучение нового учебного материала:
на личностно - ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы,
если захотят (ситуация выбора!)
4. Отработка умений и навыков:
В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика, нужны индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей.
5. Подведение итогов урока
Обычно – выставление отметок и домашнее задание.
На личностно - ориентированном уроке – результат
- объективный – отметки
- субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов)
Ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата.
6. Домашнее задание на личностно - ориентированном уроке должно состоять из 2 частей:
- обязательной и
- заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)
Без чего не может быть личностно - ориентированного урока
- без знания индивидуальных особенностей учеников класса
- без использования субъектного опыта учащихся
- без самостоятельного целополагания
- без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно
- без большого дидактического материала
- без создания ситуации успеха
- без рефлексии
