Лекция № 5 "Личностно - ориентированное обучение"

Маслак Екатерина Николаевна

Из этой лекции Вы узнаете об особенностях личностно - ориентированного урока

(очень кратко! - дополнительную информацию Вы можете почерпнуть из специального учебного курса "Личностно - ориентированный урок")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_5.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ 5 «Личностно - ориентированное обучение»

позволяет  устранить одно  из  главных  противоречий

в образовании:  между разнообразием интересов  и  дарований  школьников  с  одной стороны и единым  для  всех образовательным  стандартом  с  другой  стороны

Особенности личностно - ориентированного урока

  1. Актуализация

 * актуализация нужна, чтобы поднять на поверхность знания, необходимые для изучения новой темы

 * на личностно - ориентированном уроке  актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт учащихся (субъектный  опыт учеников), а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика

  1. Мотивация и целеполагание

при личностно - ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности:

  1. я хочу узнать...
  2. я хочу научиться...

Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников

С позиций личностно -  ориентированного обучения ученики должны научиться формулировать цель сами

Приемы самоцелеполагания:

  -  формулировка личностно-значимого  вопроса

  - выявление недостаточности знаний – выдвижение гипотезы – урок для   пополнения знаний и проверки  гипотезы

  - сообщение учениками требований   образовательного стандарта и  предоставление права выбора за его пределами

  1. Изучение нового учебного материала:

на личностно - ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта, учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности оставляет «белые пятна» - по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы,

если захотят (ситуация выбора!)

   4. Отработка умений и навыков:

В общеклассной работе у всех учеников вырабатывается один  алгоритм работы – это неизбежно, чтобы развивать мыслительные операции у ученика, нужны  индивидуальные задания: заданий таких должно быть очень много, чтобы ученик смог выбрать задание по душе, исходя из своих особенностей.

   5. Подведение итогов урока

Обычно – выставление отметок и домашнее задание.

На личностно - ориентированном уроке – результат

 -  объективный – отметки

 -  субъективный – рефлексия (осознание школьниками собственной деятельности и ее результатов)

Ее дидактическая задача: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на  уроке и полученного результата.

6. Домашнее задание  на личностно - ориентированном уроке должно состоять из 2 частей:

  1. обязательной и
  2. заданий по выбору учащихся (задания должны быть такими, которые ученик захотел бы выполнить)

Без чего не может быть личностно - ориентированного урока

  1. без знания индивидуальных особенностей учеников класса
  2. без использования субъектного опыта учащихся
  3. без самостоятельного целополагания
  4. без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно
  5. без большого дидактического материала
  6. без создания ситуации успеха
  7. без рефлексии