Лекция № 4. "Научно - исследовательская работа как фактор повышения качества знаний обучающихся".

Назарова Светлана Алексеевна

 

Научно – исследовательская деятельность школьников – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_no4.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа – как фактор

 повышения качества знаний обучающихся.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки рения различных наук. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности для ее самореализации».

         Исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения.

         Актуальность раскрываемой мной проблемы заключается в том, что решительный поворот к личностно-ориентированному обучению осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению данного процесса через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах сверстников и педагогов.

         Учение – процесс чаще всего малоинтересный в силу объективных и субъективных причин, но увлекательное наполнение способно радикально его изменить.

         Основные компоненты учебной деятельности – цель, содержание и способы являются постоянным предметом споров педагогов-практиков, представителей школьной администрации всех уровней, ученых. Конечным результатом учебного процесса является качество образования, улучшению которого необходимо уделять особенно пристальное внимание. Резерв совершенствования качества образования скрыт в целенаправленном формировании и развитии общеучебных умений.

         Принято выделять три группы общеучебных умений: учебно-управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.

         Исследовательская работа значительно дополняет указанные способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.

         К сожалению, школа уделяет недостаточно внимания основам организации научно-исследовательской работы. Как следствие – неумение учащихся написать реферат в соответствии с научными требованиями. Школьный реферат чаще всего – простое переписывание материала по теме  из одного – двух литературных источников. Не соблюдается ни структура реферата, ни правила написания научных работ. Большинство работ описательного характера, в то время как необходимо выполнять аналитические.

         Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом  анализе и произведенных на его основании новых выводов. Необходимо отметить, что при творческом подходе главным является методика изучения источников, а не их состав.

         Результатом исследований должно стать написание реферата – краткого изложения содержания источника с лаконичной оценкой или раскрытие состояний какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

         В исследовательских работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

         Занятия научно – исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы».

         К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

          рефлексивные умения;

          поисковые (исследовательские) умения;

          навыки оценочной самостоятельности;

          умения и навыки работы в сотрудничестве;

          менеджерские умения и навыки;

          коммуникативные умения;

          презентационные умения и навыки.

         Негативные стороны исследовательской технологии:

          неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

          сложность системы оценивания вкладов каждого исполнителя;

          риск неудачного окончания работы;

          повышение эмоциональной нагрузки;

          невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

         Одной из самых важных является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей, которые, используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.

         Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.

         Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количества научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, которые вытеснили публикации развлекательного характера, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающих их интерес к познавательной практике.

         Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.

         Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владеющих как письменной, так и устной речью. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, использованием информационных технологий при поиске информации и защите  своих работ.

         Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса научно-исследовательской деятельности.

         Под научно – исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор материала, собственные результаты, анализ и обобщение, выводы.

         Научно – исследовательская деятельность учащихся в школе способствует:

          развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по предметам школьной программы, так и вне программы;

          развитию представлений о межпредметных связях;

          развитию интеллектуальной и творческой инициативы учащихся в    

             процессе освоения основных и дополнительных образовательных  

             программ;

          созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

          формированию установки на престижность занятий научно –

             исследовательской деятельностью;

          обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т. д.);

          формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

          профессиональное самоопределение старшеклассников;

          получение предпрофессиональной подготовки;

          содержательной организации свободного времени детей;

         Научно – исследовательская деятельность школьников – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.