Лекции

Оказание первой доврачебной помощи

 

Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей.

Практическая работа №1.

Цель:

1) сформировать умение наложения шин и повязок, стерильных повязок;

2) научить обнаруживать переломы на рентгеновских снимках;

3) познакомить с классификацией переломов.

Приемы деятельности учителя:

1) знакомит с классификацией переломов;

2) демонстрирует правила наложения шин и повязок;

3) знакомит с правилами соблюдения стерильных материалов;

4) подводит обучающихся к выводу.

Организация деятельности учащихся.

Накладывают шины, повязки, объясняют правила оказания первой помощи с точки зрения анатомии и физиологии.

 

Оказание первой помощи при повреждении костной и кровеносной систем органов и пищевых отравлениях.

Практическая работа 2

Цель:

1)сформировать умение наложить давящую повязку, шину и жгут, оказать первую помощь при отравлениях;

2) закрепить знания учащихся о правилах наложения жгута и видах кровотечений;

3) познакомить учащихся с асептикой и антисептикой; с признаками пищевого отравления.

Приемы деятельности учителя:

1) знакомит с правилами наложения жгута, асептикой и антисептикой;

2) демонстрирует приемы оказания первой помощи;

3) подводит к выводу.

Организация деятельности учащихся: накладывают давящие повязки, жгуты, шины; объясняют правила оказания первой помощи при переломах и отравлениях.

 

Оказание первой помощи при различных видах травм домашних животных.

Цель:

1)закрепление умений оказания первой помощи при травмах и отравлениях;

2) контроль знаний обучающихся о правилах хранения продуктов, асептике и антисептике.

Приемы деятельности учителя: проверка индивидуальных зачетных листов.

Организация деятельности учащихся:

1) накладывают повязки, жгуты, шины;

2) осуществляют взаимоконтроль с комментированием действий товарища;

3) выполняют задания.

Задания:

1. Составление рассказа по схеме:

переломы костей:

а) травматические (открытые, закрытые),

б) патологические.

2. Обнаружение переломов и оказание первой помощи.

3. Причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание доврачебной помощи при вывихах.

4. Правила наложения повязок. Стерильные повязки. Вред самолечения.

5. Характеристика наружного и внутреннего кровотечения.

6. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение.

7. Принятие мер по предупреждению заражения ран, обеззараживание рук и перевязочного материала.

8. Наложение жгута и давящей повязки. Правила наложения жгута.

9. Правила хранения продуктов.

10. Первые признаки пищевых отравлений.

11. Оказание первой доврачебной помощи при отравлениях. Вред самолечения.

Помоги лучшим друзьям. (Дискуссия)

 

Экскурсия в ветеринарную клинику.

Цель: знакомство с устройством ветеринарной клиники.

Приемы деятельности учителя: организация экскурсии, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения.

Организация деятельности учащихся: слушают экскурсовода, задают вопросы; выполняют практические задания (если есть возможность); составляют отчет.

Вопросы и задания:

1. Расскажите об отделениях лечебницы и их устройстве (приемное, хирургическое, процедурное отделение, операционный блок).

2. Каковы основы операционной техники, классификация хирургических инструментов (инструменты общие и специальные, их применение, разрезы, виды разрезов, виды швов, узлы)?

3. Каково количество персонала?

4. Расскажите о спектре заболеваний и травм у животных.

5. Что вы знаете об асептике и антисептике?

 

«Животных нельзя не любить». (Семинар)

Цель: создание условий для формирования представлений о содержании работы ветеринарного врача.

Приемы деятельности учителя:

1) обсуждение актуальных проблем;

2) привлечение учащихся к обсуждению проблем, организации обмена мнениями по полученной информации; подведение итогов.

Организация деятельности учащихся:

1) обсуждение проблемы;

2) использование личного опыта;

3) использование научно-популярной литературы, СМИ.

Работа над презентацией:

1. План (вопросы), обсуждение.

2. Особенности работы ветеринарного специалиста.

3. Болезни легче предупредить.

4. Кормовой рацион для животных.

5. Рабочее место ветеринарного специалиста.

6. Врачебная этика.

7. Животных не любить нельзя.

 

Нежеланные друзья - трагедия всемирного масштаба.

Каждый год миллионы собак и кошек оказываются в приютах для животных из-за того, что хозяева отказались от них, а тысячи животных становятся бездомными. Ежегодно в США в приюты попадает около 6 миллионов животных. Это количество сопоставимо с количеством людей, живущих в некоторых крупнейших городах мира. Почти половина животных, оказавшихся в приютах, усыпляют, потому что их никто не хочет взять к себе домой. В мире десятки миллионов бездомных животных.

Ты можешь представить масштаб проблемы и риски, которые представляет избыточная численность собак и кошек, подсчитай самостоятельно, сколько животных может родиться от одной кошки и ее потомства. Одна кошка может принести до пяти котят в каждом помете три раза в год - эти котята вырастут, у них -самих будут котята и так далее. Таким образом, за семь с небольшим лет на свет появится полмиллиона кошек! А от одной собаки, ее щенят и их потомства за шесть лет родятся 60 тысяч щенят!

Стерилизация.

С проблемой избыточной численности собак и кошек, можно бороться, и это уже делается. Один из самых важных способов - это стерилизация собак и кошек.

При стерилизации у женских особей удаляют репродуктивные органы, а мужских особей кастрируют.

Можно помочь решить проблему избыточной численности, стерилизовав своих домашних животных. Животные, которым сделали такую операцию, могут прожить более долгую и здоровую жизнь, и у них будет меньше проблем с поведением. Они также склонны держаться поблизости от дома и у них меньше вероятности затеять драку с другими животными.

Отсутствие опознавательных жетонов у питомцев.

Отсутствие опознавательного жетона -главная причина, по которой большинство потерявшихся собак и кошек не могут воссоединиться со своими хозяевами. Эту проблему просто решить, позаботившись о том, чтобы у домашнего животного были ошейник и опознавательный жетон с кличкой животного и контактными данными владельца. Благодаря современным технологиям в некоторых странах также можно

безболезненно вживить под кожу микрочип с необходимой информацией на тот случай, если ошейник потеряется. В основном, именно по причине отсутствия жетонов 98% потерявшихся кошек никогда не возвращается хозяевам.

Взять домашнего питомца из приюта.

Для тех, кто хочет завести дома животное, есть отличный способ помочь - взять собаку или кошку из приюта. Это добрый поступок - ты спасешь брошенное животное и дашь ему будущее. Однако помни, если ты взял животное, это означает, что ты взял ответственность за него на всю жизнь.

Лучшие друзья - злейших врагов.

Хотя кошек и собак часто называют лучшими друзьями человека, люди иногда становятся их злейшими врагами. Жестокое отношение к собакам и кошкам это, к сожалению, обычное явление и источник неимоверных страданий. Жестокость может проявляться по-разному: это безответственность, случаи, когда животных выбрасывают из дома, насилие, собачьи бои, жестокие условия разведения и содержания, использование для испытаний, традиционная медицина, использование в целях развлечения, использование меха для изготовления одежды. Нужно также назвать жестокость, проявляемую при заботе животных, употребляемых в пищу.

Многие брошенные животные оказываются па улице, где страдают от голода, болезней и являются предметом жестокого обращения. Порой они погибают медленной и мучительной смертью. С другими животными плохо обращаются их хозяева, которые не дают им достаточно корма, не ухаживают, как положено и вымещают на них свое зло. В некоторых случаях люди, искренне любящие животных, причиняют им, сами того не подозревая, страдания из-за неподходящих условий содержания, в доме может быть слишком много домашних животных или могут отсутствовать условия для их проживания. Плохое обращение с животными варьирует от незначительных форм вплоть до их убийства. Каждый год сообщается о случаях жестокого обращения с кошками и собаками - это побои, пинки, удушение, выстрелы, сжигание, нанесение резаных ран и утопление.

Закон и жестокость.

Каждый год в организации, занимающиеся защитой животных, приходят десятки тысяч сообщений о проявлении жестокости к собакам и кошкам. И хотя во всем мире тысячи людей получают за это наказание в соответствии с законом, существует реальная необходимость улучшить законодательство и его исполнение. Собаки и кошки чаще других животных испытывают на себе людскую жестокость. В Великобритании, например, ежегодно около тысячи человек осуждают за жестокость к собакам, и примерно треть от этого количества - за жестокость по отношению к кошкам.

Исследования жестокости.

Исследования также показали, что существует связь между проявлением жестокости к животным и насилием по отношению к людям. Велика вероятность того, что дети и подростки, которые были жестоки к животным, вырастут, склонными к насилию и будут совершать посягательства на людей. Было доказано, что мальчики совершают больше актов жестокости по отношению к животным, чем девочки и что большинство детей знает о случаях жестокого обращения с животными. Исследования показывают, что лучшим способом борьбы с жестокостью является просвещение. В Азии собак и кошек используют в пищу и во многих случаях считают, что жестокое обращение перед забоем улучшает качество приготавливаемых блюд. Однако, по результатам исследования, проведенного в 2005 году во Вьетнаме, Китае и Корее, выяснилось, что 94% опрошенных в этих странах выступают против таких проявлений жестокости, когда собаку или кошку вешают, бьют или варят заживо для приготовления пищи; 62% опрошенных были в целом против жестокости, а 92% опрошенных считают, что моральный долг человека - по возможности уменьшить страдания животных.

Разведение ради прибыли.

Часто в питомниках разводят животных не ради чистоты породы, а ради сверхприбыли. Подобным нечистоплотным бизнесом занимаются по всему миру, и это часто приводит к ужасным страданиям животных. Животные у таких заводчиков могут находиться в тесных клетках в ужасных условиях, без ухода и без пищи, при минимальной пли даже вовсе отсутствующей ветеринарной помощи. Их могут насильственно повторно спаривать, а ненужных животных убивать. Большинство людей, покупающих щенков у этих алчных заводчиков, и не подозревают, что совершая такую покупку, они способствуют жестокости. Животные, родившиеся в таких условиях, часто страдают различными болезнями, которые их владельцы обнаруживают много позже.

Ничего нового.

С каждым годом число сообщений о случаях проявления жестокости растет, но в этом нет ничего нового для собак и кошек. Кошек, которых в давнем прошлом почитали и которым поклонялись, несколько столетий назад считали пособниками дьявола и ведьм, из-за этого суеверия их жгли на кострах и казнили на распятии.

 

Помоги лучшим друзьям.

(Дискуссия)

Какова твоя позиция?

Рекомендации учителю.

Задачи обучения:

• Развить умение выслушать.

• Научить выражать свои мысли и взгляды, понимать основные вопросы, влияющие на законы в отношении животных-компаньонов.

Результаты:

• Учащиеся должны создать благоприятную среду для общения и дискуссии. Итогом будет уважительное и внимательное отношение к собеседнику, которого просят разъяснить его мнение, с которым другие могут не соглашаться.

Ресурсы:

• Две большие таблички «Согласен», «Не согласен».

Задание.

Прикрепите две таблички «Согласен»и «Не согласен» на противоположных стенах класса, оставив между ними побольше места.

Зачитывайте заявления для голосования. После каждого предложения попросите учащихся встать рядом с соответствующей табличкой.

Каждый раз спрашивайте учащихся, почему они встали под той или иной табличкой. Слушая других, они могут изменить свое мнение и перейти под другую табличку. Подобное решение ученика должно также способствовать дальнейшему обсуждению и дискуссии.

Наконец, спросите у учащихся, что нового они узнали. Не изменилось ли у них мнение по некоторым вопросам после обсуждения? Как они могут использовать полученные знания?

Заявлениядляголосования

1. Людям следует разрешать держать сколько угодно домашних животных.

2. Следует отбирать домашних животных у людей, которые не могут о них заботиться.

3. Необходимо законодательство о защите домашних животных.

4. Заводить домашнее животное следует только людям старше определенного возраста.

5. Домашним животным следует позволять естественно вести себя.

6. В мире слишком много ненужных домашних животных.

7. Человека, проявившего жестокость к домашнему животному, следует сажать в тюрьму.

8. Преднамеренная жестокость хуже, чем безответственность.

9. Владельцы домашних животных полностью отвечают за уход за своими питомцами.

 

Возможные тезисы обсуждения.

Следует ли разрешать держать сколько угодно домашних животных?

Что происходит, если у владельца нет денег, места или времени, чтобы должным образом ухаживать за всеми ними?

Следует ли отбирать домашних животных у людей, которые не могут о них должным образом заботиться?

Что происходит, когда домашние животные живут у человека, который не может о них должным образом заботиться? Последствия для домашних животных? Последствия для владельцев?

Что происходит, когда нет законов, защищающих животных?

В некоторых странах такое законодательство есть уже свыше ста лет, а в других - нет никакого вообще.

Что происходит, если домашним животным разрешается вести себя и жить совершенно естественно?

Избыточная численность?

Могут ли возникнуть и распространиться болезни?

Несут ли владельцы домашних животных полную ответственность за уход за своими питомцами?

Дайте учащимся задание поразмышлять о роли соседей, друзей, семьи, полиции и благотворительных организаций в защите кошек и собак.

 

Размышления о жестокости.

Рекомендации учителю

Это задание состоит из трех частей.

Задачи обучения:

• рассмотреть общую необходимость регулирования поведения людей в частной жизни;

• поднять некоторые вопросы для критического рассмотрения;

• рассмотреть различную роль закона и оценить различные подходы к решению определенных вопросов;

• узнать, что некоторые стороны общественной жизни, например содержание домашних животныхи обращение с ними могут регулироваться местными и федеральными органами власти.

Результаты:

Учащиеся научатся:

• при обсуждении критически размышлять над причинами, по которым необходимо законодательное регулирование некоторых сторон каждодневной жизни;

• понимать, что существуют различные уровни власти;

• критически анализировать ряд вопросов, проблем или событий с разных точек зрения.

Ресурсы:

• 5 СВОБОД, которые заранее переписаны на доску и до определенного момента на уроке чем-то закрыты, чтобы их не было видно;

• информационный листок для учащихся: ТАУНСВИЛЛЬСКИЕ НОВОСТИ;

• Вы также можете по своему усмотрению использовать другие фотографии, информационные сообщения, материалы с интернет-сайтов.

 

Часть 1

Основные потребности.

• Попросите класс в целом или учащихся по группам обсудить основные потребности человека, чтобы быть здоровым и счастливым.

• Запишите ответы на доске и затем способствуйте тому, чтобы ученики через обсуждение выделили из них самые главные. К примеру - быстрые машины и дорогая одежда могут сделать кого-либо счастливым, но они не так важны для каждодневного выживания, как вода и пища.

В качестве руководства список самых основных потребностей должен включать:

- пищу,

- общение и потребность в спутнике,

- воду,

- заботу и внимание при болезни,

- кров,

- место для свободного движения и занятий физкультурой.

• Попросите класс в целом или учащихся по группам обсудить перечень основных потребностей собак и кошек.

• Есть ли разница между двумя перечнями? Попросите их объяснить почему.

• Откройте для всеобщего обозрения перечень

5 СВОБОД на доске. Объясните, что он представляет минимальные стандарты, которые, по мнению организаций защиты животных, должны обеспечивать животным их владельцы.

• Попросите учащихся рассказать о том, что они могут сделать для обеспечения 5 СВОБОД.

 

5 СВОБОД

Чтобы защищать животных, нужно просвещать людей о том, как следует обращаться с животными-компаньонами. Пять свобод устанавливаю минимальные нормы обращения домашними собаками и кошкам. Пять свобод представляют собой идеальное руководство по обращению с животными-компаньонами.

1. Свобода от жажды, холода и недоедания.

2. Свобода от плохих условий.

3. Свобода от боли, травм и болезней.

4. Свобода проявлять нормальное поведение.

5. Свобода от страха и страдания.

 

5 ДЕЙСТВИЙ

Чтобы помочь животным в решении проблем жестокости и избыточной численности, нужно исполнять пять действий.

1. Пропагандируйте стерилизацию животных-компаньонов.

2. Сообщайте местным властям о случаях жестокого обращения с животными и о заброшенных животных.

3. Поддерживай прогрессивное законодательство, защищающие животных.

4. Если ты хочешь завести домашнее животное, возьми его из приюта.

5. Позаботиться о том, чтобы у твоего друга был опознавательный жетон.

 

Часть 2

Что такое жестокость?

• Разделите класс на группы. Сообщите им, что они будут обсуждать жестокое отношение к животным. Попросите каждую группу выбрать представителя, который расскажет классу о результатах обсуждения в группе.

• Попросите учащихся попытаться дать определение, что в действительности означает жестокостьк животным, принимая во внимание перечень основных потребностей и 5 СВОБОД, работа над которыми была проведена.

• Способствуйте тому, чтобы учащиеся выделили несколько различных видов жестокости:

Преднамеренная жестокость - намеренно обижать животное (пинать, бить, морить животное голодом).

Жестокость из-за безответственности -не беспокоиться о должном уходе за животным.

Жестокость по незнанию - не знать о потребностях животного.

Какой вид жестокости, по мнению группы, самый худший?

Как вы думаете, почему люди могут быть жестоки к животным?

 

Часть 3

Животные и закон.

• Раздайте материал «ТАУНСВИЛЛЬСКИЕ НОВОСТИ». Объясните, что хотя Таунсвилль - несуществующий город, который был выдуман для этого задания, происходящие в нем события взяты из реальных газет. (Имена людей и названия мест были изменены.)

• Попросите учащихся высказаться о том, что они думают о случаях. Какой случай проявления жестокости, по их мнению, наихудший?

• Используя общие сведения «ЖИВОТНЫЕ И ЗАКОН В ТАУНСВИЛЛЕ» (приведены ниже), объясните, какова там защита животных по закону в настоящее время.

• Попросите ребят высказать свое мнение о законах - достаточно ли они суровы?

• Принимая во внимание законодательство Таунсвилля, кому из правонарушителей из газеты «ТАУНСВИЛЛЬСКИЕ НОВОСТИ», какую меру наказания они бы присудили?

• Попросите учащихся указать какое угодно лицо/организацию, правительственную или неправительственную, которые, по их мнению, отвечают за охрану собак и кошек в стране.

В этот список могут войти организации, занимающиеся защитой животных, полиция, инспектор по собакам, органы местной и государственной власти.

 

«Животные и законв Таунсвилле».

Чтобы преследовать кого-либо по суду за жестокость к животным, необходимо доказать, что животному были без нужды причинены страдания.

Примеры причинения без нужды страдания:

• акты насилия против животного - жестоко избить, пинать, плохо обращаться, мучить или запугивать его,

• безответственность -не заботиться о животном должным образом;

• также противозаконно бросать животное в ситуации, когда ему будут без нужды причинены страдания.

Наказания за жестокость.

За жестокость к животным совершеннолетние правонарушители могут быть наказаны следующим образом:

• им могут запретить заводить животное на срок, установленный судом;

• у них могут забрать животное, из-за которого начато судебное преследование;

• они могут быть лишены свободы на срок до полугода;

• на них может быть наложен штраф;

• на них могут быть возложены судебные издержки, включая досудебные издержки.

В городе Таунсвилле дети, достигшие возраста 10 лет, могут быть осуждены за преступления против животных.

Домашнее задание.

В качестве домашнего или дополнительного задания попросите учащихся выяснить или поразмышлять о том, что можно сделать, чтобы предотвратить жестокость малолетних детей к животным.

 

Таунсвилльские новости.

(информационный буклет)

10-летний запрет для жестоких хозяев.

Городской суд Таунсвилля запретил семейной паре заводить животных в течение 10 лет за плохое обращение со своими домашними животными.

Энн и Джон Смит, проживающие по адресу: город Таунсвилль, улица Лжоунс, дом 12, в четверг были осуждены за причинение без нужды страдания 13 кошкам и одной собаке. По заключению Саманты Ричарде, хирурга-ветеринара, посетившего дом Смитов вместе с представителями управления полиции города Таунсвилля, животные проживают «в условиях антисанитарии и антигигиены». Животные, которых забрали из дома на улице Джоунс, серьезно страдали от блох и от разного вида аллергии и дерматита, вызванного ими. Госпожа Ричарде заявила, что хуже всего было состояние пса по кличке Расти. У него осталось мало шерсти и было сильное болезненное кожное раздражение. Животные, которых сейчас вылечили, будут пристроены в другие места. Семейная пара получила наказание 2 года условно, а госпожа Смит по решению суда должна оплатить все расходы на юридическое обеспечение.

«Я считаю, что 10-летний запрет - значительная мера, для того чтобы эти люди не принесли в ближайшем будущем животным те же страдания», - сказала Даниэль Риджи, представитель Таунсвилльского общества защиты животных».

Вынужденное страдание.

Решением суда города Таунсвилля семейная пара, обратившаяся к ветеринару только спустя 20 часов после того как их собака получила переломы ног, заплатит штраф и оплатит все юридические расходы. Доротея и Джонас Вильяме согласились отвезти своего пса Смоуки к ветеринару только после того как к ним пришел местный инспектор охраны животных. Смоуки по решению ада был передан в приют для животных, чтобы ему подыскали нового владельца.

Запинал до смерти.

Подростку из Таунсвилля, который запинал кошку до смерти, по суду запрещено заводить каких-либо животных в течение 5 лет. Его приговорили к 100 часам общественных работ и оплате судебных расходов.

Мальчик, имя которого не может быть разглашено по закону, сказал на суде, что он был пьян, когда штат кошку товарища по школе. 6-летняя кошка вскоре умерла от полученных травм.

 

Под прицелом групп спасения.

Рекомендацииучителю

Задачи обучения: подумать о проблеме избыточной численности собак и кошек, волнующей общественность, и понять какую работу ведут группы спасения, чтобы привлечь к ней внимание.

Результаты:

• Перечислить причины, по которым вопрос избыточной численности волнует общественность.

• Понять структуру и методы работы добровольческих организаций и групп давления.

• Провести исследование «Избыточная численность и решения проблемы», используя литературу, полученную у групп давления.

• Подготовить статью для публикации по вопросу перенаселенности.

Ресурсы:

• Собрать информацию о стерилизации и кастрации от различных групп спасения (благотворительные, неправительственные организации). Вы можете использовать полезные сайты в Интернете, указав для поиска фразу «стерилизация и кастрация».

Задание.

Попросите учащихся рассказать, что они запомнили о проблеме перенаселения.

Попросите их задуматься о причинах, по которым некоторые люди не могут стерилизовать или кастрировать своих домашних животных. Среди них могут быть мнения: это противоестественно, дорого, противоречит религиозным убеждениям.

Попросите учащихся задуматься о последствиях того, что собаки и кошки не будут стерилизованы.

Например: не у каждого животного будет дом; не каждому животному хватит еды; у благотворительных организаций, которые пытаются о них заботиться, будут на исходе средства; возможность распространения болезней; агрессивное поведение собачьих стай; возникнут ситуации, в которых люди будут пытаться обижать животных или даже могут убить их.

Попросите учащихся предложить свое решение проблемы.

Возможным решением может стать: субсидия на стерилизацию для бедных семей; финансирование стерилизации из местного бюджета и программы стерилизации в районах, где есть собачьи стаи и колонии бездомных кошек; организация местными органами власти и благотворительными организациями просветительских кампаний для общественности.

Задайте учащимся вопрос, знают ли они о каких-либо группах спасения, помогающих собакам и кошкам. Попросите учеников подвести, если смогут, итог в отношении того, что могут сделать эти организации. Можно задать следующие полезные вопросы: На кого оказывают влияние группы спасения? Как они это делают? Какую информацию распространяют группы спасения?

Разделите класс на группы. Попросите их выбрать представителя, который представит классу результаты обсуждения. Предложите каждой группе информацию от группы спасения и попросите учащихся обсудить материал. Взвешена ли информация в материале или же есть некоторая предвзятость? Эффективна ли подача информации? Подтолкнет ли ознакомление с информацией кого-либо к тому, чтобы стерилизовать свое домашнее животное? Если нет, то почему? Что можно улучшить в материале? Не упущено ли что-нибудь? И наконец, спросите учащихся о том, что они знают о проблеме избыточной численности среди собак и кошек в вашей местности. Что можно сделать, чтобы помочь решить ее? Могут быть предложены такие соображения, как стерилизовать своих домашних животных и способствовать тому, чтобы так же поступили их друзья и родственники; навещать местный приют и собирать для него средства. Если существует проблема бездомных собак можно письменно обратиться в местные органы власти с призывом начать программу поимки  и стерилизации бездомных животных.

Домашнее задание.

В качестве домашнего или дополнительного задания попросите учащихся представить, что они возглавляют благотворительную организацию, занимающуюся животными, вместе, где много бездомных собак и кошек, Дайте им задание подготовить плакат или брошюру, буклет, презентацию которые будут действенно способствовать тому, чтобы люди стерилизовали своих собак и кошек.