Отличие нового стандарта от предыдущих

Шинкоренко Анна Валерьевна

 

Основное отличие заключается в функциях стандарта. Одна из них – установление соотношения между инвариантной и вариативной частями содержания школьного образования. До создания стандарта все школьное образование было практически инвариантным. Стандарт не только разделил содержание на инвариантную и вариативную составляющие, но и во многом минимизировал инвариантную, т. е. обязательную для всех, часть. Таким образом, были открыты гораздо большие возможности для вариативности содержания образования на всех ступенях школы.

Инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в так называемом минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений.

Изменения и дополнения к Закону «Об образовании», принятые Госдумой в конце 2007 года, упразднили не только разделение содержания образования на федеральный, национально­региональный и школьный компоненты, но и прежние составляющие стандарта в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта – от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла другая идеология – ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания.

Возникла идея фундаментального ядра содержания школьного образования – того минимально необходимого содержания, без освоения которого выпускнику школы невозможно ни продолжить образование, ни полноценно реализовать себя в современном обществе. Фундаментальное ядро должно содержать в себе как определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., так и обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В фундаментальном ядре по каждому предмету содержится система общих (универсальных) учебных действий, овладение которыми позволяет осваивать необходимые понятия и получать необходимые умения решения учебных и практических задач. Фундаментальное ядро – это в том числе и набор обобщенных познавательных умений. 

Разработчики стандартов предложили программу формирования универсальных учебных действий (УУД), которая является надпредметной.

Умение классифицировать по каким-либо признакам – это универсальное учебное действие. В биологии это деление на виды, роды, отряды, классы и пр., в геометрии – классификация треугольников или других геометрических фигур, в русском языке – части предложения или части речи и т. д. Для каждого учителя-предметника формирование УУД – это решение конкретных задач, которые он сам выбирает и включает в учебный процесс.

При формировании содержания общего образования нужно отталкиваться от требований к результатам образования. Требования к результатам образования определяются на основе обобщения и согласования потребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства в сфере образования и представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Это должно быть отражено в стандартах в разделе «Требования к освоению основных образовательных программ». На основе этого формируется содержание образования в конкретном образовательном учреждении, различные системы воспитания, учебные планы, системы оценивания учебных достижений. И здесь вариативность в разумных пределах вполне допустима.

В стандартах второго поколения предусматривается еще один компонент – «Требования к условиям осуществления образовательного процесса», который включает в себя требования к материально­технической базе школы, ее учебнометодическому обеспечению и т. д.

Еще одно отличие – появление в БУПе в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе. Что даст включение нового компонента в БУП? Позволит вопервых, еще больше увеличить вариативность образования, адаптировать его содержание к потребностям и способностям отдельных школьников. Вовторых, гарантировать оплату для учителей внеурочной и внешкольной учебной деятельности. Втретьих, в значительной мере снять проблему дефицита учебного времени по ряду предметов.

Возможности для расширения вариативности увеличены за счет ориентации не на обязательный минимум, а на планируемые результаты образования, что позволяет разнообразить его содержание. С другой стороны, благодаря выделению часов на внеурочную деятельность появилась возможность в случае необходимости использовать их для расширения изучаемого материала какоголибо предмета.

Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.