Лекция №1.Теоретические основы применения новых информационных технологий в обучении.

Пеньковская Татьяна Викторовна

 

План лекции №1:

  1. Актуальность внедрения компьютерных технологий.
  2. Теоретические основы применения новых информационных технологий в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_no1..doc88 КБ
Office presentation icon kompyuternye_tehnologii..ppt735.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №1.

     План:

  1. Актуальность внедрения компьютерных технологий.
  2. Теоретические основы применения новых информационных технологий в обучении.

             1 Актуальность внедрения компьютерных технологий.

   Использование новых информационных технологий на уроках по всем школьным дисциплинам позволит превратить традиционный урок в увлекательное, насыщенное и содержательное заня тие, концентрировать внимание учеников на изучении предмета и поднять их активность на уроках.

   Это позволит учреждению образования выйти на новый информационно-технологический уровень, повысить качество образования, поднять престиж и уровень конкурентоспособности!

Лауреат Нобелевской, Ленинской и двух Государственных

премий Российской Федерации, дважды

Героя труда, академик РАН и МАИ Александр Михайлович Прохоров.

«На современном этапе информациологического раз вития мирового сообщества невозможно найти области человеческой деятельности, где бы информация не имела первостепенного значения. Информациологические ре сурсы и технологии сегодня играют главную роль среди материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов научно-технического прогресса и социально-экономичес кого развития».

Генеральный директор ООО «Кирилл и Мефодий»

 Вячеслав Рудников

«Уважаемые друзья, коллеги, партнеры!

    В современном образовании наступил период фундаментальных пере мен, который характеризуется новым пониманием целей, задач и ценностей образования. Будущая экономика видится как экономика знаний, в связи с чем необходимость применения информационных технологий в современ ных учреждениях образования сегодня признается обществом на всех уров нях. Исторически сложилось так, что школа, обучая ученика, работает, прежде всего, со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процессы передачи зна ний, повысить эффективность преподавания».

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставят перед нами - учителями новые задачи по воспитанию человека современного общества.

    Сейчас существует много современных технологий:

- личностно ориентированные (Ш. А. Амоношвилли, Е. Н. Ильин);

-  технологии на основе эффективности организации учебного процесса (С. А. Лысенкова, В. В. Фирсов);

          -   интенсивные технологии деятельности учащихся (В. Ф. Шаталов);

         -  технологии развивающего обучения (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова),

 которые говорят о том,  как успешно учить,  и чему учить детей.

А так же:

  1. Тестирование.

Тестирование - это специально разработанная научно оптимизированная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать уровень достижений человека  и вы ражать эти возможности количественно.

2. Модульное обучение.  

    Основной характеристикой модульного обучения, от личающей его от традиционной системы,   является изучение предметов блоками, сгруппированных по по лугодиям и по неделям.  

3. Метод проектов.

        Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Проект - это вовсе не любая деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт, а деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат, значимый для ученика к его концу.

     Для предмета физики наиболее разработаны и применяются следующие педагогические технологии:

  1. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В. В.);
  2. Технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей учебного материала

            (Шаталов В. Ф.);

  1. Система поэтапного обучения физике (Палтышев Н. Н.);
  2. Метод проектов (деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат, значимый для ученика). (Авторы: Дьюи Ф. Э., Чанилова Н. С.);
  3. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения: обучающие, демонстрационные, электронные учебники, дистанционное обучение.

2  Теоретические основы применения новых информационных технологий в обучении.

  Применение новых информационных (компьютерных) технологий при изучении физики  направлено на развитие интереса к изучению этого предметов, систематизацию новых знаний, развитие творческих способностей учащихся, формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе.

                            Компьютерные (новые информационные)

технологии обучения.

В практике информационными технологиями обучения называют все техноло гии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился тер мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педа гогическая технология - это информационная технология, так как основу техно логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразо вание). На мой взгляд, более удачным термином для технологий обучения, ис пользующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, от крывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариан тах:

1 - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);

2 - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

3 - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Классификационные параметры технологии

- по уровню применения: общепедагогическая.

- по философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско -технократическая.

- по основному фактору развития: социогенная + психогенная.

- по концепции усвоения: ассоциативно - рефлекторная.

- по ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

-  по характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

- по типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

- по организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

-  по подходу к ребенку: сотрудничество.

- по преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

- по направлению модернизации: эффективность организации и управления.

- по категории обучаемых: все категории.

                               Акцепт целей.

- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных  способностей.

- Подготовка личности «информационного общества».

- Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить

- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

                   Концептуальные положения.

  1. Обучение - это общение ребенка с компьютером.
  2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Диалоговый характер обучения.
  4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем  типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
  6. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  7. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
  8. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как не угодно велики.

                     Особенности содержания.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форма лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими программ ными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования яв ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ком пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.        

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностированиe параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и сдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей, и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культу и общественного сознания.

                       Особенности методики.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают особенностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотно шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите ля и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультиме диа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

-  средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результа тов в различном виде);

-средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабо чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьюте ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержани ем, определенного учебного курса.  

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие педагогические технологии наиболее разработаны для предмета физики?
  2. Что такое компьютерная технология?
  3. В каких вариантах используются компьютерные технологии?
  4. Особенности методики применения компьютерных технологий.
  5. Функции учителя, который использует компьютерные технологии на уроке.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курсы. Компьютерные технологии на уроках физики. Руководитель курсов: Пеньковская Т. В. –учитель высшей категории физики и информатики.

Слайд 2

Информационные технологии

Слайд 3

- личностно ориентированные (Ш. А. Амоношвилли, Е. Н. Ильин); - технологии на основе эффективности организации учебного процесса (С. А. Лысенкова, В. В. Фирсов); - интенсивные технологии деятельности учащихся (В. Ф. Шаталов); - технологии развивающего обучения (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова), - технологии развивающего обучения (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдова), А так же разработаны современные методики: 1. Тестирование. 2. Модульное обучение. 3. Метод проектов. Современные педагогические технологии

Слайд 4

Помогут ориентироваться в огромном информационном пространстве современного общества. Открывают новые варианты обучения Позволяют научить Новые компьютерные технологии : обработка и использование информации способы накопления, хранения информации самостоятельно добывать знания развитие творческих способностей информационная культура

Слайд 5

монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей . Компьютерные технологии могут осуществляться в следующих трех вариантах:

Слайд 6

Основные цели: - Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. - Подготовка личности «информационного общества». - Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. - Расширение возможности активизации деятельности учащихся. - Развитие творческих способностей учащихся, интереса к изучению школьных предметов . - Систематизация новых знаний.

Слайд 7

Концептуальные положения. Обучение - это общение ребенка с компьютером. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером. Неограниченное обучение.

Слайд 8

Особенности содержания: основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания; наличие компьютерной информационной среды: - базы информации, - гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, - имитационное обучение, - электронные коммуникации (сети), - экспертные системы. - электронные учебники, - компьютерное тестирование.

Слайд 9

Особенности методики : Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают особенностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: - при объяснении (введении) нового материала, - закреплении, - повторении, -контроле ЗУН. Выполняет различные функции: - учителя, - рабочего инструмента, - объекта обучения, - сотрудничающего коллектива, - досуговой (игровой) среды.

Слайд 10

Функции учителя: - Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). - Организация внутриклассной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.). - Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. - Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием, определенного учебного курса.

Слайд 11

Практика реализации идей. Компьютерные технологии на уроках физики. Использование интерактивной доски УМК «Живая физика», «Открытая физика». Моделирование физических процессов. Создание презентаций . Создание базы данных.

Слайд 12

С помощью этой программы можно смоделировать любой физический процесс. Excel 1. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 2. Зависимость температуры воды от времени.

Слайд 13

Творческий потенциал наших учеников огромен. На мой взгляд, все, что нужно для того, чтобы дети могли проявить свои дарования - это умелое руководство со стороны нас, учителей. Задача учителя - открыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха. Практика реализации идей.

Слайд 14

penkovskaya-tv@rambler.ru Спасибо за внимание!